Рассказывает основатель IKRA Group Василий Лебедев
Чем занимается IKRA Group
Василий Лебедев: «Я учу людей придумывать».
«Икра» — это группа компаний, работающих по пяти направлениям:
- школа креативного мышления — все про обучение креативным методологиям;
- школа менеджмента и инноваций — все про управление, внедрение и менеджмент инноваций;
- деловые игры — по сути, игровая студия для эйчаров;
- центр корпоративных инноваций — консалтинг компаний;
- крафт-центр — академический научный центр, который отвечает за разработку методологии CRAFT и внедряет ее в другие направления.
Внутри «Икры» — девять сервисов, которые помогают всем продуктам расти, развиваться, тестировать свои гипотезы.
Мы стремимся создать такую экосистему, в которой человек создающий мог бы постоянно расти, развиваться и пользоваться разными нашими продуктами.
Как повлияла на бизнес нынешняя ситуация
Мы столкнулись с огромными проблемами. Потому что 50% наших клиентов — это были транснациональные и федеральные компании, которые, собственно, и выстраивают у себя инновационные и креативные процессы.
Российские компании не воспринимают эту область
Как компания ищет пути выхода из кризиса
Мы сейчас ищем новые возможности для перезапуска продуктов во всех направлениях:
- Ищем новые формы продажи. К примеру, те же деловые игры, которые были у нас в прошлом году одним из самых популярных направлений в офлайне, мы теперь переориентируем под запуск в метавселенных. Потому как у многих часть сотрудников просто уехала и необходимо находить способы проводить деловые игры в распределенном формате.
- Верим в команду. Мы всегда были зеленой командой. В «Икре» сформулированы пять ценностей: любопытство, системное мышление, команда, доверие и смелость. Я знаю, что моя команда, что бы ни происходило, постарается этим принципам следовать. Она ждет, что я буду этим принципам следовать. Я знаю, что моя компания будет включаться в изобретательский процесс и львиная доля решений для поиска выхода из сложившейся ситуации лежит на моей команде. А я как руководитель в сложившейся ситуации от стратегических
каких-то чаяний и веяний спускаюсь до вполне себе операционно-тактических решений. Но вывести «Икру» сможет только сама «Икра». А это команда. - Строим коммуникации в Телеграме. Мы все равно продолжаем вести привычные соцсети, но глобально переключились на Телеграм. У нас там канал по инновациям, канал по трудоустройству под названием «Работаем, ребята». Плюс войс-чаты, вебинары для запуска программ — довольно такой понятный, привычный скоуп для работы в плане B2C-образовательных проектов.
- Проводим ивенты в реале. Типа дней открытых дверей.
- Опираемся на комьюнити. У нас есть такой формат, как «звездное комьюнити», где мы собираем всех наших клиентов, партнеров, друзей. Вместе с ними ищем постоянно решение
каких-то насущных проблем. Знакомим клиентов друг с другом, мы вообще обожаем это делать. У нас все выстроено именно в связках — выпускники, компании-партнеры, клиенты, кураторы, сотрудники, — именно этот маховик мы чаще всего раскручиваем, а не холодные продажи. - Пытаемся выйти на рынок ОАЭ. Стали сейчас вести LinkedIn. Задумываемся об англоязычной коммуникации об «Икре». Готовим ряд материалов для выхода на арабский рынок, у нас появился новый международный сайт, все наши презентации на английском, мы формируем контент-план на английском. Попытки выйти на зарубежный рынок я предпринимаю уже восемь лет, думали и о Европе, и о Китае, и о Штатах. Сейчас получили стимул двигаться в Арабские Эмираты, искать возможности для запуска филиалов «Икры», искать компании, корпорации, которые ушли, например, от нас в Москве: с ними мы можем продолжить работать в других странах.
Как сформировать команду
Я думаю, что вообще зеленые структуры выстраиваются через маленькие внедрения и маленькие изменения.
В первую очередь стоит вводить небольшие упражнения по мягким компетенциям: коммуникация, критическое мышление, коллаборация и эмоциональный интеллект.
Например:
- Введите формат развивающей обратной связи — чтобы вообще фидбэк начали давать
по-другому . Сначала показывали, что сделано здорово, потом — что стоит улучшить в следующий раз и какой результат в плане улучшения в дальнейшем будет. - Начните изучать когнитивные искажения и показывать всей своей команде, как те или иные высказывания по сути являются искажениями того или иного типа. Чтобы у любого человека, который общается и рассказывает
что-то , появилось понимание, насколько сильно у него искажено восприятие тех или иных событий. - Попробуйте проводить небольшие парные встречи. Я считаю, что лучший способ двух людей подружить — это включить их в один генеративный процесс для решения каких-либо задач. То есть, если необходимо сейчас придумать новые продукты, не придумывать их самостоятельно, а взять двух-трех своих сотрудников и вместе с ними накидать продуктовый портфель. Сделать фасилитационную сессию, состоящую из трех частей: фокусировка, чтобы мы правильно определили целевые сегменты и задачи для формулирования продуктов, генеративная часть — когда ребята накидывают идеи, а руководитель или ведущий встречи за идеи цепляется и просит других ребят их развивать, и благодарность всем участникам в конце встречи.
Тогда у людей по отношению друг к другу начнет расти так называемый символический капитал. Они начнут друг другу больше доверять, они начнут видеть друг в друге экспертов.
Важно, чтобы ребята вышли из защитной позиции, потому что, к сожалению, экспертная позиция — это часто защитная позиция.
И как только удастся с помощью вот этих небольших техник, вкраплений из мягких компетенций показать, что