Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Зеленые офисы, хлопковые простыни и посуда из обрезков стекла


Как бизнес внедряет ESG-механики и что это ему дает


Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, общество и управление». Это набор принципов, которые определяют устойчивое развитие бизнеса. Предприниматели, внедрившие ESG-механики в работу, заботятся об экологии, своей команде и занимаются социальными проектами.

ESG-механики требуют инвестиций, но вместе с тем — помогают снизить расходы в будущем, вдохновить сотрудников на работу в компании и выстроить положительный имидж на рынке.

Опрос ГК Б1 показал, что в 2023 году 84% крупных российских компаний сохранили или даже увеличили запланированные бюджеты для развития направления ESG.

Узнали у бизнеса, какие ESG-механики он выбирает и как это отражается на его эффективности.

Василий Лексин, руководитель направления ESG в Авито

Авито ежемесячно используют 62 млн россиян, а каждую секунду на платформе совершают около 10 сделок. По мнению компании, социальная миссия любого бизнеса такого масштаба — направлять весь рынок и общество в сторону устойчивого развития

Авито пользуется почти каждая российская семья, и это накладывает на нас большую ответственность. Наша платформа развивает рациональное потребление: мы дарим вторую жизнь вещам, тем самым делая окружающую среду чище. Поэтому нам кажется логичным и правильным своим примером показывать, как можно придерживаться экологичного образа жизни каждый день.

Мы заботимся об окружающей среде. Например, делаем это с помощью таких трех проектов:

  • «Вторая жизнь вещам» — через наши пункты приема люди могут отдать ненужные вещи на благотворительность или переработку;
  • Карта раздельного сбора мусора: на ней пользователи могут увидеть более 45 тысяч контейнеров для сбора вторсырья в 80 регионах России;
  • Калькулятор, который подсчитывает вклад каждого пользователя в заботу об экологии за счет отказа от покупки новых товаров и перехода на б/у вещи.

Помогаем людям и благотворительным фондам. У нас действует проект «Знак Добра» — его можно получить за пожертвование от 100 ₽ в благотворительные фонды-партнеры. Знак Добра можно прикреплять к любому своему объявлению, чтобы другие узнали о механике и увеличили объем помощи. Также перечисляем по 1 ₽ с каждой платной публикации на портале в благотворительные организации.

Кроме этого, сотрудничаем с Лизой Алерт: например, помогаем волонтерам арендовать жилье на время выездных поисковых операций.

Механики привлекают новых пользователей на платформу, развивают культуру ресейла и осознанного потребления в России. Так, к Знаку Добра за 2023 год присоединилось более 100 тысяч активных пользователей и 10 фондов.

В 2023 году собрали 60 млн рублей пожертвований в фонды и НКО. Почти 40 млн из них пожертвовали пользователи в рамках механики «Знак Добра». Деньги мы разделили между 18 организациями, которые системно поддерживаем: экопроекты, проекты помощи животным, детям и так далее.

Также за год сотрудники Авито передали почти 2 тонны вещей социально-экологическим проектам и пожертвовали 3,1 млн рублей в фонды.

Внедряем «зеленые офисы». Всего у нас четыре офиса: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Самаре. Во всех ведем раздельный сбор отходов, полностью отказались от одноразовой посуды, передаем на перезаправку картриджи для принтеров. В московском офисе есть элементы интерьера, выполненные из вторсырья и бытовых предметов, а летом на веранде мы выращиваем зелень и салат для сотрудников.

Отдельные проекты — например, сбор вещей для ре-использования — доступны еще не везде, но мы стремимся, чтобы в будущем зеленая концепция стала единой для всех офисов в полном объеме. Для абсолютного большинства сотрудников идея зеленого офиса находит прочный отклик в сердцах и повышает имидж бренда-работодателя Авито.

Наталья и Анна Гуменные, создательницы студии тайского массажа «Шум Моря» в Москве

Шум Моря — первая zero waste-студия тайского массажа в России, открывшаяся в 2022 году. Концепция zero waste означает, что салон стремится максимально сократить объем отходов

Экологичный образ жизни — это естественно для нас. В повседневной жизни мы стараемся минимизировать количество мусора, сортировка отходов стала привычкой. Когда мы анализировали сегмент салонов красоты и массажа, то поняли, что в России почти нет студий формата zero waste или в принципе экологичных. Ниша оказалась свободной.

В нашей студии нет одноразовых расходников. Мы используем хлопковые простыни, а клиенты остаются на массаже в своем белье. Вместо шапочки предлагаем собрать волосы резинкой или помыть голову после процедур. Тапочки надевать необязательно: полы в студии постоянно дезинфицируются.

Хлопковые простыни дороже одноразовых, но в долгосрочной перспективе выгода очевидна. Комплект одноразового белья и аксессуаров — простыня, трусы, тапочки и шапочка — обойдется примерно в 80 ₽ на человека, тогда как одна хлопковая простыня стоит 500 ₽.

Для студии мы закупаем по 12 простыней дважды в год — это обходится в 12 000 ₽. На их стирку за год тратим еще 10 000 ₽. Общие расходы — 22 000 ₽. Если же покупать одноразовые комплекты, при расчете лишь на пять клиентов в день затраты за год составят 144 000 ₽ — в итоге мы экономим более 122 000 ₽ в год!

Отказались от одноразовой посуды и перешли на энергосберегающие лампы. Если сравнивать салон и двухкомнатную квартиру в плане потребления электроэнергии, на освещении мы экономим 12 000 ₽ в год, хотя в массажных студиях никогда не используют обычный яркий свет. На пластиковых стаканчиках, которые заменили чайным сервизом, экономим еще 26 000 ₽ в год.

Благодаря концепции zero waste нам не приходится вывозить мусор — его в студии почти нет. Простыни, которые приходят в негодность, через волонтеров передаем в приют для животных. Коробок из-под масел и мусора от гостей остается не так много: сами все собираем и отдаем на переработку в Собиратор и другие экопункты.

Участвуем в проекте «Твоя Вода» и так привлекаем новых клиентов. Люди могут найти нас на специальной карте, мы бесплатно наполним их тару холодной или горячей питьевой водой.

Когда мы рассказали об этой возможности в чате района, соседи стали заходить за водой и больше узнавать о нашей студии. Некоторые из них стали записываться на массаж. Лучше заработало и сарафанное радио: когда человек получает позитивный опыт, он делится им с другими.

Экопрактики положительно сказываются на бизнесе, ведь это еще и элемент сервиса. Клиенту гораздо приятнее лежать на хлопковой простыне, а не на одноразовой синтетике, использовать хорошее полотенце, пить чай из фарфоровой чашки, а не из пластикового стаканчика. Только 15% из наших клиентов выбирают нас благодаря концепции zero waste, остальные — именно благодаря сервису. Но многие гости после знакомства с нами начинают перенимать экопривычки.

Екатерина Клейн, создательница магазина одежды из натуральных тканей Klein Purity в Москве

Бренд Klein Purity с 2019 года создает практичные вещи из натуральных тканей. В 2023 году Klein Purity получил награду федеральной премии в сфере wellness RE.Awards как лучший экологичный бренд текстиля для дома

Бренд вырос из моего увлечения экологичным образом жизни. Я ходила за покупками с многоразовыми мешочками — еще пять лет назад это было не принято, на меня странно смотрели, а мне нравилась эта привычка. Я решила производить собственные мешочки для покупок и влюбилась в лен. Так линейка изделий стала расширяться.

Klein Purity разделяет принципы устойчивой медленной моды: мы производим качественную одежду из натуральных тканей и материалов, полученных после переработки вторсырья, а при упаковке и транспортировке товаров не используем одноразовые расходники и пластик.

Не выбрасываем остатки от кроя, и это большой объем ткани — 10% от всей закупки. Сначала мы платили производству, чтобы из лоскутков для нас шили резинки, маски для сна, мешочки, гирлянды, игрушки. Потом мне пришла в голову идея создать направление Klein.Craft.

Часть времени я живу на Алтае, где много талантливых швей. Мы стали отдавать остатки ткани им и другим знакомым мастерицам, чтобы они шили для нас аксессуары и игрушки и при этом могли подрабатывать, занимаясь любимым делом.

Мастерицам мы платим столько же, сколько и производству. Плюс отправляем им материалы по почте. При этом продажа этих изделий все равно приносит прибыль: аксессуары занимают до 5% в обороте. Это неплохо с учетом того, что нам не нужно закупать ткань дополнительно.

Почти не тратимся на маркетинг, но оборот ежегодно растет в 1,5 раза. Это хороший результат для локального бренда, который ни с кем не соревнуется. Если бы мы использовали агрессивную рекламу, могли бы вырасти и в 10 раз, но выбрали маркетинг через ценности. Мы верим, что если будем рассказывать о плюсах нашего подхода к производству одежды, покупателей будет все больше.

Клиенты приходят благодаря сарафанному радио и нашей философии: это люди, которые выбирают одну качественную вещь вместо десяти одноразовых, не хотят носить синтетику, бережно относятся к себе и миру. У нас очень много положительных отзывов о том, что клиенты чувствуют себя комфортно в нашей одежде из натуральных тканей. Есть люди, которые после покупки полностью меняют свой гардероб: избавляются от синтетики и переходят на вещи из натуральных тканей.

Имидж бренда развиваем через экоинициативы. Например, обратились к проекту «Мой След», который считает углеродный след бизнеса и предлагает оплатить высадку деревьев в разных местах России. За 27 000 ₽ Мой След высадил 100 моих любимых кедров в Подмосковье — на этих деревьях прикреплены бирки, что именно наш бренд компенсирует свой углеродный след. Так мы показываем целевой аудитории, что действительно ответственно относимся к миру.

Есть и благотворительные проекты, в которых мы участвуем. В 2023 году мы делали коллекцию «Любовь внутри», прибыль от которой направили в благотворительный фонд. Хотим повторить ее: это красиво, полезно, а для меня и моего бизнеса это очень важно — помогать другим.

Анастасия Михайленко, сооснователь бренда посуды и интерьерных решений Solid Water из Санкт-Петербурга

Анастасия Михайленко прониклась философией заботы об окружающей среде во время поездок в Финляндию и вместе с партнером Анатолием Николаевым перенесла эти ценности в бизнес. В Solid Water производят посуду и предметы интерьера из винных бутылок, обрезков стекла, дерева и мрамора

Чтобы открыть производство посуды, в 2014 году мы с партнером заняли у родственников 350 000 ₽. Этого хватило на оборудование и аренду помещения, но на закупку сырья — уже нет. Мы изучали рынок материалов, и винные бутылки показались недорогим вариантом, который может дать интересные результаты в работе. Легко из дорогого материала сделать красиво — а вы попробуйте из бутылок сделать стильную вещь.

Мы стали бесплатно забирать винные бутылки из пунктов сортировки мусора, кафе и баров. Не скажу, что вообще ничего на это не тратили: все же сырье надо было привезти в цех, отмыть, — но в начале пути это помогло нам сэкономить. Мы делали всю эту работу сами.

Сейчас на доставку бутылок из ресторанов и их чистку мы тратим 20 000 ₽ в месяц — объемы сырья увеличились, и его обработкой уже занимается команда. Если бы закупали первичное сырье, думаю, тратили бы столько же. Теперь работа с винными бутылками — это часть философии бренда, которая заключается в рациональном использовании ресурсов и бережном отношении к миру.

Используем осколки, которые остаются от листового стекла после производства посуды. Мы собираем обрезки в контейнер, измельчаем их и делаем, например, сервировочные доски. Так мы задействуем в работе около 10% процентов от сырья, которое могло бы просто отправиться на свалку. Ресайклинг — переработка отходов — занимает 15% в структуре нашего оборота.

Осколки и бутылки, которые не можем использовать в производстве, не выбрасываем, а отдаем компании Glassrecycling. Она бесплатно забирает стекло и отправляет его на переработку. Так мы экономим 10 000 ₽ в месяц за счет того, что не платим за вывоз таких отходов.

Сортировка мусора — моя давняя личная бытовая привычка. Но раздельный сбор бытовых отходов на производстве мы организовали, только когда наняли сотрудников. Поняли, что генерировать мусор стало не только производство, но и люди — например, оставались пластиковые контейнеры от еды. Тогда мы поставили контейнеры для раздельного сбора мусора и стали пользоваться услугами экотакси.

В организацию раздельного сбора отходов мы вложили немного: 15 000 ₽ на баки, а вывоз вторсырья ежемесячно обходится в 3000 ₽. Кроме бытового мусора у нас забирают, например, стрейч-пленку, в которой в цех приходит сырье.

Сопротивления команды при внедрении раздельного сбора отходов я не заметила. Мы не заставляем в нем участвовать, но очень приветствуем: постепенно человек привыкает к тому, что сортировка отходов — это нормально.

Я не приемлю авторитарной системы управления, четкой вертикали: это может гасить креатив сотрудников. Мы выбираем бирюзовый тип управления и даем больше свободы команде. Так получается, что компанию развивают не только руководители, но и все сотрудники. Они могут лучше нас оценить эффективность наших правил и алгоритмов и предложить улучшения: мы открыты к диалогу.

Например, сотрудники нашли решение, как сократить расходы и время на дорогую и сложную операцию по подготовке посуды к матированию. Ту часть посуды, которая не должна стать матовой, мы раньше обклеивали бумажным скотчем — это долго и требует много скотча. Сотрудники же стали помещать внутрь посуды силиконовые заглушки: они полностью заполняли посуду изнутри, она не становилась матовой в ненужных местах.

Новости, которые влияют на бизнес

Телеграм-канал: 2108 читателей

Новости, которые влияют на бизнес

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Софья Квасова
Софья Квасова

Какие ESG-механики вы внедрили или хотите внедрить в работу своего бизнеса?


Больше по теме

Новости