Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

«Домашние котики» или крутые профессионалы?

Нанимать ли зумеров: за и против


Работодатели все чаще готовы брать зумеров на работу: если в 2022 году на hh.ru вакансий для соискателей от 14 лет было 14 500, то в 2023 году почти втрое больше — свыше 42 000. В 2024 году тренд продолжается: за первый квартал на портале уже разместили более 18 000 вакансий 14+. Кандидатам этого возраста предлагают зарплату 51 700 ₽, год назад она была на уровне 40 500 ₽.

Опросы hh.ru подтверждают, что соискатели в возрасте 18—24 лет при выборе работодателя ставят на первое место карьерные перспективы и возможности — 61%. Следом по приоритетам идут оплата сверхурочного времени, гибкий график и программы обучения.

«Понимание критериев роста и перспектив позволяет молодым специалистам более четко построить свой карьерный план и двигаться к намеченной цели.

Цель — не что-то абстрактное, вроде „хочу много зарабатывать“. Это конкретное пожелание к самому себе в будущем. Например: к 20 годам окончить колледж, к 27 — руководить департаментом в крупной корпорации, к 30 — стать финансовым директором и выйти на уровень дохода в 300 000 ₽».

Ирина Святицкая

Ирина Святицкая

Руководитель молодежного направления hh.ru

Зумеры не только активно заполняют рынок труда, но и диктуют ему свои правила: например, редкий представитель этого поколения согласится работать до поздней ночи без дополнительной оплаты. И если одни работодатели готовы идти навстречу молодым сотрудникам и заботятся об их комфорте, другие считают зумеров избалованными и ленивыми — и отказываются их нанимать.

Мы предложили двум предпринимателям — основателю FACEDIGITAL Анне Ефремовой и совладельцу UX DAO Ивану Шмаленко — высказаться о плюсах и минусах работы с зумерами.

Не нанимаю зумеров, потому что они быстро выгорают и боятся переработок

FACEDIGITAL— это агентство комплексного digital-маркетинга. Его основатель, автор телеграм-канала KAK YA HOCHU Анна Ефремова не берет зумеров на работу, чтобы не портить себе нервы

За 9 лет руководства агентством я успела поработать с представителями всех основных поколений и сформировала четкую позицию относительно каждого. На основе этого опыта с зумерами мы не работаем, и вот почему.

Со сроками — полный швах. У зумеров мягкое отношение к себе и низкий уровень ответственности — в итоге мы имеем сорванные сроки по задачам. Бывали случаи, когда сотрудники объясняли срыв сроков оправданиями вроде: «У меня болел живот», «Я плохо спал». Было такое, что сотрудник заболел, не работал и никому об этом не сообщил — его задачу никому не передали, сроки полетели. Все-таки ответственность — привилегия взрослых людей, и зумеры до этого пока не дозрели.

Излишне озабочены своим эмоциональным состоянием. Важно работать в хорошей атмосфере, с людьми, которые тебе нравятся. Мы за работу без токсичных вайбов. Важно иметь life&work balance. Но еще важно не перебарщивать.

Необходимо соотносить свои требования с реальной жизнью: работать без стресса два часа в день и быть успешным жителем Бали получается у единиц, а массы сидят на стуле весь рабочий день и непрерывно учатся. Хватает ли у всего поколения таланта на такой подход? Я уверена, что нет.

У одного сотрудника нашего агентства началось выгорание на второй неделе работы, потому что клиент написал в чат в 20:00. Всей команде непонятно — почему нельзя просто посмотреть на это сообщение утром и ответить утром? Зачем сразу выгорать?

Мы против переработок. Но клиенты зачастую добираются до наших вопросов — SMM, таргетированная реклама — после работы. У зумеров есть проблема с тем, чтобы после работы оставаться в ее контексте, и нас это не устраивает. Скрин — из рабочего чата

Как-то раз на меня обиделся сотрудник, потому что я писала с точками и без эмодзи. Хотя в моем мире отсутствие эмодзи или ласковых слов — это не грубость, это норма деловой коммуникации.

Если руководитель написал тебе без ласковых слов и радостных эмодзи, не надо расстраиваться и увольняться. Надо просто сделать задачу, отчитаться о результате.

Мы здесь не в игрушечки играем, а делаем работу для клиентов за деньги. Главное — быть эффективным в своей роли, а безосновательные эмоции лучше оставить дома. Скрин — из рабочего чата

Боятся переработок. Я в сфере еще с университетских времен, сейчас мне 34. Когда мне было 22—25 лет, как нынешним зумерам, я работала в крупнейших студиях страны по 10—12 часов в день и иногда что-то доделывала в выходные. С удовольствием делала тестовые и участвовала в соревнованиях за рабочее место с двумя другими кандидатами в течение двух месяцев.

Мне не приходило в голову ныть, плакать, грустить. Я была благодарна за опыт, за хорошую зарплату, за возможность вести классные проекты, до которых мне в ту пору самой было никак не дотянуться, за общение с руководителями, которые делились опытом. По итогу я знала все внутреннее устройство агентского бизнеса.

«Детский сад, который не проходит на моих глазах уже 5 лет»

Это было надо мне, а не тем агентствам. Не могу понять, почему я в 22—25 лет все это понимала, а нынешнее поколение ждет для себя особых условий? Все, кто ждет этих условий, — жертвы инфополя, ничего на голову не упадет само собой, подарки от судьбы предусмотрены только для тех, кто старается.

Была ли я трудоголиком? Нет. Я просто взяла из этого опыта все, что возможно. И благодаря этому создала успешную компанию.

Зумеров все детство берегли от проблем и стрессов. Это поколение росло в 2000-х, в более спокойное и менее депрессивное время, чем 90-е, детство миллениалов. Родители сильно опекали, хорошо развивали, везде сопровождали и попутно уберегли от самостоятельности и реальной жизни с ее сложностями.

Отсюда у зумеров не сформировалось понимание, что сначала самому надо подстроиться под этот мир, а уже потом подстраивать его под себя. Кстати, сотрудники, которые уехали в университет из родительского дома, сразу на голову взрослее в подобных проявлениях.

У них низкий уровень коммуникации. Сказывается детство со смартфоном в руке. Поколение миллениалов выросло без смартфонов, поколение Альфа — нынешние дети — уже ограничены во времени со смартфонами. А поколение Z ограничены не были и всю коммуникацию перенесли в смартфон. Когда в реальной жизни надо решить задачу с помощью навыков коммуникации, садятся в лужу: не умеют правильно разрешить конфликт, не умеют договариваться, плохо переносят поражения. Короче, детский сад, который не проходит на моих глазах уже 5 лет.

Мы предпочитаем работать с ответственными людьми, и если мы говорим про массы, а не исключения, поколение Z в этом вопросе имеет отрицательные характеристики. Домашние котики, за которых все решали мама и папа, которые никогда не сталкивались со сложными ситуациями, не умеют разговаривать и добиваться целей с помощью общения, — нам такое решительно не подходит.

Я уверена, что жизнь внесет свои коррективы и рано или поздно целое поколение возьмет ответственность на себя, а пока этого не произошло — мы работаем с предшествующими поколениями. Так компания проще идет к своей цели и лучше делает свою работу.

Работаю только с зумерами: они быстро растут и хорошо знают английский

UX DAO — дизайн-студия для web3-компаний. Ее совладельцу Ивану Шмаленко 22 года, и почти все в его команде — зумеры

16 из 17 наших сотрудников — зумеры, в том числе я и мой партнер. Зумеры выполняют большой ряд задач: UI/UX, веб-дизайн, моушен, ведут бухгалтерию, учет, соцсети. По сути все, что нужно делать в компании, делают зумеры.

Я не считаю, что между крутыми профессионалами с хорошей рабочей этикой есть большая разница в зависимости от поколений. Нет разницы, из какого поколения человек, но у нас получается так, что мы работаем только с зумерами.

Основная причина, почему я работаю с зумерами, — я сам зумер. Мне 22 года, моему партнеру 23. В нетворке, откуда изначально происходила большая часть найма, мы также сталкиваемся в основном с людьми нашего возраста.

Когда нанимаем людей через сайты вакансий или телеграм-каналы, мы отбираем человека не по возрасту и даже не по его зарплатным запросам. Для нас первоочередное — рабочая этика и профессионализм сотрудника. Например, очень большое количество людей отсеивается на этапе грамотного отклика. Многие просто лепят свое портфолио — а это показывает, что человек не будет суперкруто работать в команде и делать, что от него попросят, поэтому с этими людьми мы прекращаем общение вне зависимости от того, насколько крутое у них портфолио. О том, сколько соискателю лет, мы узнаем уже на личном собеседовании — на практике до него доходят в основном зумеры.

Сильное преимущество зумеров — хорошее знание английского. Не знаю, почему так получается, но ребята помладше знают английский гораздо лучше тех, кто старше. А так как мы работаем на зарубежный рынок, нам это очень важно.

Зумеры мегацелеустремленные и очень быстро профессионально растут. Если один человек претендует на зарплату в 300 000 ₽ в 24 года, а другой — в 34 года, между этими людьми большая разница. Человек, который зарабатывает 300 000 ₽ в 24 года, скорее всего, дойдет до еще более крутого уровня уже к 27 годам. Мы готовы, чтобы наши сотрудники росли. Если мы с их помощью зарабатываем больше денег, мы готовы платить больше.

«Если вы платите 30 000—60 000 ₽, никто не будет заинтересован давать ценность вашей компании»

Я читал о том, что зумеры не любят работать, они ленивые, уходят домой в пять вечера, не доделывают срочные задачи. Естественно, если вы неправильно выстраиваете отношения с сотрудником, если платите ему 30 000, 60 000, 100 000 ₽, никто не будет хотеть много работать, уходить домой в 21:00 и доделывать срочные задачи. Я сам за такие деньги никогда в жизни не стал бы делать ничего сверх какой-то небольшой работы — условно, чтобы от меня отстали. Зачем? Чтобы мне повысили оклад до 40 000 или 110 000 ₽? В этом нет никакого смысла.

Чтобы люди хорошо работали, нужно им много платить. Если не платите по рынку или выше рынка, люди не будут хотеть у вас работать и выполнять свои задачи хорошо и заинтересованно.

Я понимаю, что огромное число людей до 25—30 лет работали за 100 000 ₽. Но, скорее всего, в то время 100 000 ₽ равнялось 3000 $. Сейчас это около 1000 $. Когда вы видите вакансию дизайнера или эсэмэмщика за 30 000 ₽, надо понимать, что это около 300 $ и это очень маленькие деньги. Я не представляю, как на такие деньги можно жить где угодно. Если, конечно, вы не живете за счет родителей или супруга. Нанимать за такие деньги на фултайм — это просто жесткое неуважение к соискателю.

На мой взгляд, задача работодателя — в том, чтобы сотрудник не заботился ни о чем, кроме как давать максимальную ценность компании и ее клиентам. Чтобы ему не нужно было думать: блин, а что же мне есть завтра? У меня не хватает денег на оплату квартиры, нужно брать заказы на фрилансе! Если у сотрудника появляются такие мысли, это приводит к проблемам, выгоранию, к переходу сотрудника в другую компанию. Очень важно давать условия, которые позволяют человеку чувствовать себя комфортно.

Токсичная культура — еще одна проблема. Я знаю, что, например, в консалтинге платят много, но при этом на тебя орут начальники. Это тоже не круто.

Если вы общаетесь с человеком свысока, считаете, что ему можно указывать, его можно оскорблять, на него можно орать, — естественно, человек не будет хотеть выкладываться. Я просто не представляю, как в токсичном коллективе человек в принципе будет хотеть выкладываться.

Если платить людям нормальные деньги и давать им условия, в которых их слышат, им помогают, оплачивают все нужные подписки, предоставляют компьютеры, уважительно общаются, спрашивают, как им работается, — они будут заинтересованы и будут готовы давать больше ценности.

Мы каждый месяц проводим личные созвоны с сотрудниками. Спрашиваем, что им нравится, что не нравится, что бы они хотели изменить в наших процессах, что работает неэффективно.

На каждом общем созвоне сотрудники, даже джуниоры, спокойно могут ставить под сомнение людей, которые находятся на самом верху. Внутри компании очень важно создавать френдли атмосферу, в которой все чувствуют себя комфортно. Конечно, за пределы компании это не выходит — при клиентах такого не будет.

Я прекрасно понимаю, что у студий — особенно региональных — не всегда есть возможность платить дизайнерам по 300 000 ₽. Но мы хотим быть конкурентными на рынке, так как мы маленькие: у нас небольшая команда, нет офиса — все на удаленке. И наше самое крутое конкурентное преимущество — платить офигенные деньги, которые устроят сотрудника хоть в Москве, хоть в регионах. Человек должен чувствовать себя кайфово, ему должно нравиться работать в компании, он должен думать: как же здесь круто, никогда не хочу отсюда уходить. Я получаю здесь хорошие деньги, на меня никто не орет — и это кайф.

Новости, которые влияют на бизнес

Телеграм-канал: 2108 читателей

Новости, которые влияют на бизнес

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

А вы работаете с зумерами? Расскажите, какие плюсы и минусы в сотрудничестве с молодыми работниками вы заметили.


Больше по теме

Новости