Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Электронные больничные: инструкция для работодателя


Электронные больничные обязательны для всех компаний и ИП. В статье рассказываем, как работодателю их оформлять


Леонид Яковлев

Леонид Яковлев

Эксперт по праву

Когда сотрудник заболел, получил травму или ушел в декрет, он может взять больничный и получать пособие. Для выплат ему нужно оформить электронный листок нетрудоспособности.

Разбираемся, как работодателю заполнить свою часть электронного больничного и отправить ее в Социальный фонд России — СФР.

Что такое электронный больничный лист

Электронный лист нетрудоспособности, или ЭЛН, заполняют и хранят в сети, а для работы с ним нужны специальные программы.

Чтобы работать с ЭЛН, понадобится квалифицированная электронная подпись. Сотрудники могут уточнять сведения об электронных листках нетрудоспособности и информацию о сумме назначенного им пособия в личном кабинете на сайте СФР или на Госуслугах.

Зачем нужны электронные больничные

Электронный больничный лист создали, чтобы упростить работу врачам, работодателям и СФР. К тому же это удобно еще и работнику: не надо носить везде бумажный документ.

Работодателю тоже удобно: к системе легко подключиться, а работа с ней отнимает минимум времени. К тому же электронные больничные нельзя подделать. Соответственно, не придется возвращать деньги фонду, как это бывало с бумажными листками.

Кроме скорости, для работника есть еще один плюс: он может в любой момент узнать, какая выплата ему положена. А фонду проще контролировать листки нетрудоспособности.

Как любые электронные документы, электронные больничные не нужно распечатывать и хранить, и их невозможно потерять или испортить.

Как устроена работа с электронным листком нетрудоспособности

Больничный лист позволяет работнику получить выплату по болезни, травме или в связи с материнством. По закону первые три дня болезни или травмы оплачивает работодатель, остальные дни — СФР. Если заболел член семьи, например ребенок сотрудника, фонд оплатит пособие начиная с первого дня.

Ниже рассмотрим схему, как компания, сотрудник, врач и СФР работают с электронным больничным.

Сотрудник обращается за помощью в медицинское учреждение, там ему открывают больничный лист.

Врач оформляет ЭЛН на первом приеме заболевшего работника. Заполняет свою часть листка в электронной системе СФР: вводит Ф. И. О. и дату рождения работника, сроки и код нетрудоспособности. Еще указывает название медучреждения, Ф. И. О и специальность врача. В конце заверяет ЭЛН квалифицированной электронной подписью.

Работодатель. Номер ЭЛН сотрудник узнает в личном кабинете на сайте СФР и сообщает работодателю, чтобы обосновать причину отсутствия на работе.

После оформления ЭЛН работодатель выплачивает работнику пособие за три первых дня больничного вместе с ближайшим авансом или зарплатой.

Социальный фонд России рассчитывает и выплачивает пособие по ЭЛН работнику. Если каких-то сведений не хватает — запрашивает их у работодателя. Ответить надо в срок до трех рабочих дней. Выплаты по больничному должны поступить на карту работника максимум через 10 рабочих дней после оформления всех документов.

Схема работы с электронным листком нетрудоспособности

Как передать сведения о застрахованных лицах в СФР

Правила, по которым нужно передать сведения о застрахованных лицах, утверждены постановлением правительства. Чтобы получать пособие, сотрудник должен в момент трудоустройства сообщить работодателю:

  • личные данные;
  • как он хочет получать пособие — например, на банковский счет.

Работодатель должен передать эту информацию в СФР в течение трех рабочих дней с момента получения. Для этого он заполняет форму «Сведения о застрахованном лице».

Как начать работу с электронными больничными

Любая компания или ИП могут работать с больничными в электронном виде. Для этого нужно зарегистрироваться в системе соцстрахования и получить квалифицированную электронную подпись, если ее еще нет.

Подключиться к системе электронного документооборота СФР. Это делают через программное обеспечение оператора ЭДО — бумажные документы не нужны. Например, если пользуетесь 1C, можно подключиться к ЭДО СФР через 1C-Отчетность.

Зарегистрироваться в системе. Для регистрации и входа в кабинет страхователя нужна учетная запись компании или ИП на портале госуслуг. Поэтому сначала зарегистрируйтесь там и подтвердите ее с помощью электронной подписи. Если уже зарегистрированы, можете сразу заходить в личный кабинет страхователя на сайте СФР.

Получить из СФР предзаполненный ЭЛН, проверить его и отправить обратно. СФР одновременно высылает работодателю:

  • уведомление о том, что ЭЛН закрыт;
  • предзаполненный ЭЛН;
  • если нужно — запрос на предоставление данных, которых не хватает в ЭЛН.

Дозаполнить ЭЛН, подписать его и отправить в СФР нужно не позднее трех рабочих дней с момента получения этих материалов.

Распечатывать и хранить электронные больничные не нужно — все есть в системе СФР.

Как СФР контролирует работу с электронными больничными в 2024 году

СФР внимательно следит за достоверностью и полнотой данных, которые получает от работодателей. Например, фонд может устроить перекрестный запрос сведений в налоговой или других госорганах.

Работодатель может получить штрафы:

  • за отказ в передаче документов — 200 ₽ за каждый документ;
  • за передачу неверных данных — 20% от переплаты пособия, но не меньше 1000 и не больше 5000 ₽;
  • за передачу сведений с опозданием — 5000 ₽.

Если фонд получит от работодателя неверные данные и назначит излишние суммы пособия сотруднику, возмещать деньги фонду будет работодатель.

Что нужно для работы с электронным больничным

  1. Получить квалифицированную электронную подпись, если ее не было.
  2. Зарегистрироваться на портале госуслуг и на сайте СФР.
  3. Подключиться к системе ЭДО СФР.
  4. Передать в СФР сведения о своих работниках через форму «Сведения о застрахованном лице».
  5. Отслеживать ЭЛН, которые СФР направляет работодателю, проверять и подписывать их в течение трех дней после получения.
Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

Предложение от Т-Банка

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
  • Кредиты до 200 млн рублей по специальным ставкам
  • Биржевой овернайт — размещайте свободные деньги на ночь на бирже, возвращайте утром с процентами
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Юлия Занкевич
Юлия Занкевич

У вас были трудности при внедрении электронных больничных? Поделитесь опытом в комментариях.


Больше по теме

Новости