Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Можно ли вернуть деньги, если франшиза оказалась некачественной?


Если партнер нарушает условия договора и это не дает франчайзи запустить успешный бизнес, можно вернуть деньги через суд


Отвечает Борис Фельдман

Отвечает Борис Фельдман

Директор по правовым вопросам компании DestraLegal

Если партнер нарушает условия договора и это не дает франчайзи запустить успешный бизнес, можно вернуть деньги через суд


Отвечает Борис Фельдман

Отвечает Борис Фельдман

Директор по правовым вопросам компании DestraLegal

Читательница Ирина спрашивает: «Заключила договор франчайзинга с крупной компанией — и разочаровалась. Не получила никакой поддержки — мне только передали права на товарный знак и рассчитали сомнительную финансовую модель. Можно ли вернуть взносы за некачественную франшизу?»

Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.

Если франчайзер нарушает условия договора, можно вернуть деньги через суд

Обычно при покупке франшизы предприниматели ожидают получить сильный бренд и проверенную бизнес-модель. Добросовестные франчайзеры помогают своим партнерам с запуском дела, делятся клиентской базой и приходят на помощь в сложных ситуациях.

На практике не все франчайзеры — добросовестные. Иногда после начала работы с новым партнером предприниматель обнаруживает, что приобрел некачественную франшизу. Вот примеры опасных сигналов.

  1. У франчайзера нет прав на собственный бренд.
  2. Франчайзер не выполняет свои обязательства: обещал партнеру обучить его персонал и предоставить клиентов — и ничего не сделал.
  3. Франчайзер нарушает сроки, указанные в договоре. Должен был найти помещение для франчайзи в течение трех месяцев — а по факту не нашел и через полгода.
  4. Франчайзер предоставляет партнеру некачественные материалы и услуги. Вместо технологических карт гамбургеров прислал поверхностное описание формата «пожарьте котлету и положите на булку». Взял деньги за качественное оборудование — предоставил дешевое, без паспортов, инструкций и гарантий.

Если франчайзи докажет в суде, что из-за поведения франчайзера бизнес не окупился, деньги за покупку франшизы ему вернут. Чтобы принять такое решение, в суде изучают договор о франчайзинге. Судья определяет:

  • исполнил ли свои обязательства владелец франшизы;
  • получил ли франчайзи все, на что мог рассчитывать по договору.

В примере ниже суд полностью удовлетворил требования франчайзи, хотя владелец франшизы утверждал, что выполнил свои обязательства в полном объеме.

Франчайзи вернул паушальный взнос и роялти за неоказанные услуги

Что случилось. Франчайзи агентства недвижимости обратился в суд с требованием расторгнуть договор о франшизе и вернуть ему деньги за нее.

По договору агентство недвижимости передавало франчайзи право на использование товарного знака. Кроме того, франчайзер был обязан оказать партнеру ряд услуг, чтобы помочь с запуском бизнеса: передать коммерческий опыт, технологии и ноу-хау.

Позиция истца. Ответчик не выполнил обязательства по договору: он передал истцу права на товарный знак, но никак не помог запустить бизнес.

Позиция ответчика. Ответчик выполнил свои обязательства. Он сделал партнеру корпоративную почту и страницу на своем сайте, предоставил доступ к обучающим материалам, поделился шаблонами документов для бизнеса и помог с продвижением. Все это — услуги, которые помогают запустить бизнес.

Что решил суд. Ответчик не выполнил обязательства по договору: не передал истцу коммерческий опыт, не поделился уникальными технологиями и ноу-хау. Он действительно оказал истцу некоторые второстепенные услуги — но этих услуг недостаточно, чтобы истец мог полноценно воспользоваться франшизой.

Суд обязал истца вернуть франчайзи паушальный взнос, роялти и проценты на сумму долга.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.03.2021

Бывает, что франчайзер выполняет все обязательства по договору, а франчайзи все равно считает франшизу некачественной — например, она не окупается. В этом случае деньги вернуть не получится: если франчайзер следует договору, суд встанет на его сторону.

Франчайзи хочет расторгнуть договор из-за того, что франчайзер несколько месяцев не может разработать для него финансовую модель. Но в договоре между партнерами ничего не сказано о сроках предоставления услуг, а франчайзер активно работает по договору: нашел помещение для бизнеса франчайзи, направил ему брендбук, подготовил список кодов ОКВЭД.

В этом случае суд встанет на сторону франчайзера: он добросовестно выполняет свои обязательства и договор не нарушает.

Чтобы не допустить такой ситуации, рекомендуем внимательно читать договор и включать туда все обязательства партнера. Если договорились о сроках предоставления услуг, зафиксируйте это в договоре — иначе потом ничего не доказать.

Как обезопасить себя от некачественной франшизы

Чтобы не пришлось судиться с партнером, тщательно проверяйте предложения о франшизе. Вот что обязательно нужно сделать перед заключением договора.

Проверьте добросовестность партнера. Проанализируйте финансовую и маркетинговую модель, которую он предлагает, пообщайтесь с другими франчайзи, почитайте отзывы. Проверьте, судился ли франчайзер с партнерами или поставщиками: если в таких судах он выступал ответчиком, это повод насторожиться. Как все это сделать, рассказали в другой статье.

Запросите свидетельство на товарный знак. Франшиза интересна сильным и узнаваемым брендом. Если у франчайзера нет прав на собственный бренд, его партнеры этим брендом пользоваться не смогут — а значит, покупать франшизу бессмысленно.

Включите в договор франшизы все, что обсуждали на переговорах. Бывает, что на созвонах владелец франшизы обещает золотые горы: сотни клиентов, оборудование в дар, круглосуточную поддержку. А на деле никак в бизнесе партнера не участвует, только получает роялти. Ваша задача — зафиксировать все договоренности, чтобы потом можно было ссылаться на них в суде.

По ссылке справа можно скачать шаблон договора о франчайзинге — на него можно опираться при переговорах с будущим партнером.

Решения для ведения бизнеса по франшизе

Предложение Тинькофф

Решения для ведения бизнеса по франшизе

  • 2 месяца обслуживания счета — 0 ₽
  • Бесплатная аналитика: стоимость аренды и оборот точек продаж
  • Разные способы приема платежей: в точках продаж и онлайн
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Вам приходилось сталкиваться с недобросовестными франчайзерами? Расскажите об этом в комментариях.


Больше по теме

Новости