Читательница Ирина спрашивает: «Заключила договор франчайзинга с крупной компанией — и разочаровалась. Не получила никакой поддержки — мне только передали права на товарный знак и рассчитали сомнительную финансовую модель. Можно ли вернуть взносы за некачественную франшизу?»
Если франчайзер нарушает условия договора, можно вернуть деньги через суд
Обычно при покупке франшизы предприниматели ожидают получить сильный бренд и проверенную бизнес-модель. Добросовестные франчайзеры помогают своим партнерам с запуском дела, делятся клиентской базой и приходят на помощь в сложных ситуациях.
На практике не все франчайзеры — добросовестные. Иногда после начала работы с новым партнером предприниматель обнаруживает, что приобрел некачественную франшизу. Вот примеры опасных сигналов.
- У франчайзера нет прав на собственный бренд.
- Франчайзер не выполняет свои обязательства: обещал партнеру обучить его персонал и предоставить клиентов — и ничего не сделал.
- Франчайзер нарушает сроки, указанные в договоре. Должен был найти помещение для франчайзи в течение трех месяцев — а по факту не нашел и через полгода.
- Франчайзер предоставляет партнеру некачественные материалы и услуги. Вместо технологических карт гамбургеров прислал поверхностное описание формата «пожарьте котлету и положите на булку». Взял деньги за качественное оборудование — предоставил дешевое, без паспортов, инструкций и гарантий.
Если франчайзи докажет в суде, что из-за поведения франчайзера бизнес не окупился, деньги за покупку франшизы ему вернут. Чтобы принять такое решение, в суде изучают договор о франчайзинге. Судья определяет:
- исполнил ли свои обязательства владелец франшизы;
- получил ли франчайзи все, на что мог рассчитывать по договору.
В примере ниже суд полностью удовлетворил требования франчайзи, хотя владелец франшизы утверждал, что выполнил свои обязательства в полном объеме.
Франчайзи вернул паушальный взнос и роялти за неоказанные услуги
Что случилось. Франчайзи агентства недвижимости обратился в суд с требованием расторгнуть договор о франшизе и вернуть ему деньги за нее.
По договору агентство недвижимости передавало франчайзи право на использование товарного знака. Кроме того, франчайзер был обязан оказать партнеру ряд услуг, чтобы помочь с запуском бизнеса: передать коммерческий опыт, технологии и ноу-хау.
Позиция истца. Ответчик не выполнил обязательства по договору: он передал истцу права на товарный знак, но никак не помог запустить бизнес.
Позиция ответчика. Ответчик выполнил свои обязательства. Он сделал партнеру корпоративную почту и страницу на своем сайте, предоставил доступ к обучающим материалам, поделился шаблонами документов для бизнеса и помог с продвижением. Все это — услуги, которые помогают запустить бизнес.
Что решил суд. Ответчик не выполнил обязательства по договору: не передал истцу коммерческий опыт, не поделился уникальными технологиями и ноу-хау. Он действительно оказал истцу некоторые второстепенные услуги — но этих услуг недостаточно, чтобы истец мог полноценно воспользоваться франшизой.
Суд обязал истца вернуть франчайзи паушальный взнос, роялти и проценты на сумму долга.
Бывает, что франчайзер выполняет все обязательства по договору, а франчайзи все равно считает франшизу некачественной — например, она не окупается. В этом случае деньги вернуть не получится: если франчайзер следует договору, суд встанет на его сторону.
Франчайзи хочет расторгнуть договор из-за того, что франчайзер несколько месяцев не может разработать для него финансовую модель. Но в договоре между партнерами ничего не сказано о сроках предоставления услуг, а франчайзер активно работает по договору: нашел помещение для бизнеса франчайзи, направил ему брендбук, подготовил список кодов ОКВЭД.
В этом случае суд встанет на сторону франчайзера: он добросовестно выполняет свои обязательства и договор не нарушает.
Чтобы не допустить такой ситуации, рекомендуем внимательно читать договор и включать туда все обязательства партнера. Если договорились о сроках предоставления услуг, зафиксируйте это в договоре — иначе потом ничего не доказать.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Как обезопасить себя от некачественной франшизы
Чтобы не пришлось судиться с партнером, тщательно проверяйте предложения о франшизе. Вот что обязательно нужно сделать перед заключением договора.
Проверьте добросовестность партнера. Проанализируйте финансовую и маркетинговую модель, которую он предлагает, пообщайтесь с другими франчайзи, почитайте отзывы. Проверьте, судился ли франчайзер с партнерами или поставщиками: если в таких судах он выступал ответчиком, это повод насторожиться. Как все это сделать, рассказали в другой статье.
Запросите свидетельство на товарный знак. Франшиза интересна сильным и узнаваемым брендом. Если у франчайзера нет прав на собственный бренд, его партнеры этим брендом пользоваться не смогут — а значит, покупать франшизу бессмысленно.
Включите в договор франшизы все, что обсуждали на переговорах. Бывает, что на созвонах владелец франшизы обещает золотые горы: сотни клиентов, оборудование в дар, круглосуточную поддержку. А на деле никак в бизнесе партнера не участвует, только получает роялти. Ваша задача — зафиксировать все договоренности, чтобы потом можно было ссылаться на них в суде.
По ссылке справа можно скачать шаблон договора о франчайзинге — на него можно опираться при переговорах с будущим партнером.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Вам приходилось сталкиваться с недобросовестными франчайзерами? Расскажите об этом в комментариях.
simaksana, добрый день! Надо четко сформулировать, в чем заключаются ваши претензии.
Эксперт, здравствуйте! Суть такая...Купила франшизу VT, обучение Валдберису, заказы через Китай, открыла магазин в валдберис ,привезли товар в три дорого! Ничему не научили! Когда есть вопросы до них не дозвониться! Постоянно требуют оплату за роялти ,а сами ничего не делают! Это длится уже год! Потратила больше 700 тыс ! Как вернуть деньги и наказать их?
simaksana, попробуйте через суд признать договор недействительным и потребовать возврата денег. Но практика по таким делам складывается не в пользу франчайзи.
Здравствуйте! Купила франшизу кофе Бали, обещали с помочь с поиском помещения, уже месяц и вообще никакой помощи. На все обращения , либо не отвечают, либо отвечают через несколько дней. Говорят, что бы сама искала. Общения сводят на «нет» Оплатила 411.000
samylkin.yura, добрый день! Спасибо, что поделились опытом с нами. Что планируете делать дальше в этой ситуации? Обещали помочь только с помещением или еще с чем-то?
Добрый день! С чего начать, если хочу подать в суд на организацию, у которой приобрела франшизу?