Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как выйти на маркетплейсы: гайд для начинающих


Маркетплейсы — один из главных каналов продаж для начинающего бизнеса. По данным исследования Т-Bank eCommerce, за 2023 год количество продавцов на маркетплейсах выросло на 21%, а каждый пятый предприниматель, который не торгует на площадках, планирует на них выйти.

В статье мы расскажем, как зарегистрировать бизнес, выйти на площадку и начать продавать.

Дальше разбираем подробно каждый шаг.

Чек-лист «Как начать продавать на маркетплейсе»

Кратко описали все шаги из статьи в чек-листе. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет все учесть при выходе на маркетплейсы.

Шаг 1. Проанализировать рынок и изучить маркетплейсы

Если вы на этапе выбора ниши, первое, с чего рекомендуем начать, — проанализировать рынок, изучить поставщиков и маркетплейсы.

Анализ рынка и конкурентов. Анализировать рынок и конкурентов нужно, чтобы правильно выбрать товар. Есть четыре основных критерия при выборе для старта: соответствие аудитории маркетплейса, высокая маржинальность, конечная стоимость до 3000 ₽, малогабаритность.

Во время выбора товара стоит обращать внимание на то, к какому типу он относится с точки зрения спроса: товар повседневного спроса, сезонный или трендовый товар. Подробнее о том, как выбрать товар, рассказали в статье. Там же инструкция по исследованию спроса.

Выбрать перспективную нишу для продажи на маркетплейсах можно с помощью Селлера от T-Банка. У сервиса есть специальный инструмент «Анализ ниш», который поможет понять, с какой категории стартовать. Ниши можно выбрать по разным параметрам, например по количеству конкурентов, цене, условиям маркетплейсов и рейтингу — чем он выше, тем перспективнее продажи товаров в конкретной категории.

Неправильный выбор товара на старте — одна из распространенных ошибок новичков перед выходом на маркетплейсы. Поэтому советуем внимательно отнестись к этому шагу.

Поиск поставщиков. Искать поставщиков можно в онлайн-каталогах, тематических СМИ, на профильных мероприятиях или через соцсети. О том, как работает каждый из способов, какие есть схемы сотрудничества и что важно учесть при выборе поставщика, мы разобрали в статье. Ссылка на подробный гайд по поиску поставщиков с примером договора — справа.

Выбор маркетплейсов. В 2024 году в России шесть крупных площадок для работы с частными продавцами: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress Россия, Мегамаркет и KazanExpress.

В статье мы не рассматриваем нишевые маркетплейсы. Но знайте, что такие есть. Например, Леруа Мерлен, Ярмарка Мастеров, Детский мир. Процесс выхода на них почти не отличается от крупных площадок — но нюансы все же есть. Про некоторые нишевые маркетплейсы подробно рассказывали в отдельных статьях:

  1. Как стать продавцом Леруа Мерлен.
  2. Как стать продавцом на Ярмарке Мастеров.
  3. Как стать продавцом Детского мира.

По данным T-Bank eCommerce, в 2022 году самой популярной площадкой стала Wildberries — 73% продавцов выбирают ее в качестве первой площадки. На втором и третьем месте — Ozon и Яндекс Маркет.

«В сегменте торговли на маркетплейсах часто работает правило снежного кома — если окружение предпринимателя часто и много пользуется площадкой, то и сам предприниматель верит, что этот маркетплейс даст наибольший спрос на его товары. Поскольку Wildberries лидирует по количеству покупателей и оборотам, начинающие продавцы обращают внимание в первую очередь на игрока № 1 в отрасли и выбирают Wildberries в качестве первой площадки».

Илья Кретов

Илья Кретов

Директор Т-Bank eCommerce

Тем не менее при выборе площадки важно в первую очередь учитывать условия маркетплейса для конкретного бизнеса и товара: размер комиссии, условия доставки и возврата, правила торговли. Выбрать площадку для первых продаж помогут статьи:

Аватар дайджеста

Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах

Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов

Аватар дайджеста

Шаг 2. Зарегистрировать бизнес и открыть расчетный счет

Для работы на маркетплейсах продавцу нужно зарегистрировать ИП, ООО или самозанятость. В 2024 году торговать в статусе самозанятого можно на всех крупных площадках. Если хотите развивать торговлю и выходить сразу на несколько площадок, рекомендуем зарегистрировать ИП или ООО.

«С каждым новым подключенным маркетплейсом обороты продавцов растут в 2—3 раза».

Исследование Т-Bank eCommerce

Если вы еще не регистрировали бизнес, рекомендуем стать ИП — это наиболее популярная форма для старта на маркетплейсах. По сравнению с ООО предпринимателю не нужен уставный капитал для открытия бизнеса, да и с отчетностью проще. Если вы решите открыть ООО, инструкцию для регистрации компании мы прикрепили в ссылке справа.

Как зарегистрировать ИП. Регистрация ИП занимает около пяти рабочих дней. Сделать это можно в налоговой, МФЦ, по почте или через Госуслуги.

Для регистрации будущему предпринимателю нужно заполнить заявление, приложить копию паспорта и уплатить госпошлину 800 ₽. Оплата госпошлины нужна только при личном визите в налоговую или при регистрации по почте. Чтобы все сделать быстро и без ошибок, изучите подробную инструкцию со скринами и ссылками на полезные сервисы.

В заявлении на регистрацию нужно выбрать код ОКВЭД — он показывает налоговой, что вы продаете.

По умолчанию налоговая ставит предпринимателю основную систему налогообложения — ОСНО. На ОСНО больше налогов и сложнее отчетность, поэтому начинающим предпринимателям рекомендуем сразу перейти на упрощенную систему налогообложения — УСН. Для этого одновременно с заявлением на регистрацию ИП заполните уведомление о переходе на УСН.

Для помощи в регистрации бизнеса есть сторонние сервисы. Например, с Т-Банком можно стать ИП онлайн и без уплаты госпошлины. Будущему продавцу помогут определиться с системой налогообложения, подобрать коды ОКВЭД, откроют расчетный счет. Он понадобится для работы на маркетплейсе.

Как открыть расчетный счет. Если бизнес у вас зарегистрирован, а счета еще нет, можно открыть его отдельно. На расчетный счет маркетплейс будет переводить деньги за продажи, с него же удобно рассчитываться с поставщиками и уплачивать налоги.

Шаг 3. Зарегистрироваться на маркетплейсе

Когда вы выбрали площадку, нужно зарегистрироваться на ней в качестве продавца. На разных площадках процесс будет схожим:

  • заполнить анкету продавца и прикрепить документы;
  • заключить договор с маркетплейсом;
  • получить подтверждение от площадки;
  • выбрать схему работы.

Заполнить анкету и прикрепить документы. В анкете продавец рассказывает о своем бизнесе и какой товар планирует продавать. Форма анкеты у маркетплейсов отличается, но все они примерно об одном.

Анкета для регистрации продавца на Wildberries
Анкета для регистрации продавца на Wildberries

Пример анкеты для регистрации продавца на Wildberries. При регистрации продавец указывает ИНН и выбирает форму организации — ООО, ИП или самозанятый. Бизнес выбирает налоговой режим ОСН или УСН. Затем продавец принимает оферту

Пример анкеты для регистрации продавца на Wildberries. При регистрации продавец указывает ИНН и выбирает форму организации — ООО, ИП или самозанятый. Бизнес выбирает налоговой режим ОСН или УСН. Затем продавец принимает оферту

Регистрация на Wildberries платная

За регистрацию на WIldberries нужно оплатить невозвратный взнос — 10 000 ₽. Без этого не получится стать партнером площадки.

Предприниматель при регистрации должен предоставить два пакета документов: на бизнес и на товар. О том, какие документы нужны и как их загрузить в личном кабинете в зависимости от маркетплейса, написали в статьях:

Заключить договор с маркетплейсом. У маркетплейсов нет отдельных договоров для каждого продавца. Есть открытая оферта — документ, где описаны условия торговли. Продавец не может принять только часть из них или изменить условия под себя. Он либо принимает все условия и выходит на выбранный маркетплейс, либо не принимает и идет на другую площадку. Поэтому прежде чем принять оферту, внимательно изучите условия.

Оферта Wildberries
Оферта Wildberries

Пример страницы с офертой Wildberries. Если оферта не подписана, снизу появится поле, куда ставится галочка, и кнопка «Подписать»

Пример страницы с офертой Wildberries. Если оферта не подписана, снизу появится поле, куда ставится галочка, и кнопка «Подписать»

Получить подтверждение от площадки. После отправки анкеты и документов маркетплейс проверяет, все ли верно заполнил предприниматель. Обычно проверка занимает пару часов, но иногда может продлиться несколько дней. Если с документами все в порядке, предприниматель получает уведомление. Если маркетплейс заметит ошибку, он отклонит заявку продавца и попросит ее исправить.

Выбрать схему работы. Продавцу нужно определиться, по какой схеме он будет сотрудничать с маркетплейсом. Самые распространенные схемы — FBO и FBS. В первом случае продавец передает все процессы от хранения до доставки площадке, во втором — занимается всем сам. Есть и другие менее популярные схемы. Подробно рассказали про каждую в нашей статье.

Шаг 4. Заполнить профиль и начать торговлю

Это основной шаг для старта продаж. Здесь продавец заполняет информацию о магазине, создает карточки товаров, при необходимости подключает сотрудников и настраивает для них доступы внутри площадки.

На этом шаге есть много нюансов с учетом особенностей каждой площадки. Чтобы разобраться с настройками и использовать по максимуму возможности маркетплейсов, мы подготовили бесплатные курсы. Пока их три — о выходе на Яндекс Маркет, Wildberries и Ozon. В курсах есть уроки с картинками и схемами, где мы показываем, как и какие поля нужно заполнить.

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 383 читателя

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Другой способ облегчить работу с профилем и товарами — обратиться к сервисам по размещению и сопровождению продавцов на маркетплейсах. Они помогают пройти регистрацию, заполнить профиль и карточки товаров на площадках, автоматизировать часть процессов.

Такие сервисы можно искать через поиск в интернете или через платформы. К примеру, на партнерской витрине Т-Банка.

Сервисы Т-Банка для продавцов на маркетплейсах
Сервисы Т-Банка для продавцов на маркетплейсах

На скрине — подборка сервисов от Т-Банка для помощи продавцам маркетплейсов. Продавцы могут подключиться к сервисам со скидкой или получить от них бонусы

На скрине — подборка сервисов от Т-Банка для помощи продавцам маркетплейсов. Продавцы могут подключиться к сервисам со скидкой или получить от них бонусы

Для тех, кто планирует настраивать продажи самостоятельно, мы подготовили статьи. В них рассказываем, когда продавцам нужна онлайн-касса, как анализировать продажи и что поможет в продвижении товаров.

Иногда у продавцов есть сотрудники, которые продвигают товары через контекстную или таргетированную рекламу. Чтобы сотрудники могли оплачивать сервисы со счета компании, можно воспользоваться бизнес-картами.

Условия по картам у разных банков свои. Их основное удобство в том, что на карту можно поставить лимит трат или категорий. Это значит, что сотрудник не сможет потратить деньги на что-то, кроме рекламы, и больше той суммы, которую настроит предприниматель.

Шаг 5. Запустить продвижение товаров и рассчитать экономику

На маркетплейсах продавцы конкурируют за верхние позиции в поисковой выдаче. Чем выше позиция, тем выше шанс, что покупатель обратит внимание на конкретный товар. Выложить товар в каталог недостаточно. Чтобы товар стал заметным и обошел большую часть конкурентов, стоит проработать описание, фото и видео товара, задуматься о привлечении внешнего и внутреннего трафика. В статьях мы подробно разбирали, как работать с контентом в карточке товара, чтобы получать больше заказов.

Внутри каждого популярного маркетплейса есть несколько инструментов по продвижению товаров и настройке рекламы. Подробнее об инструментах мы рассказали в статье.

Если сложно разобраться в настройках рекламы на маркетплейсе, можно обратиться за консультацией к специалистам — Экспертам Т-Банка. Специалисты проанализируют ассортимент магазина и выберут наиболее подходящие для продвижения товары, настроят рекламу через личный кабинет и помогут сделать так, чтобы она работала эффективно.

Оформление карточки и платные инструменты — не единственное, что влияет на позиции в поиске и каталоге. Есть и другие факторы, на которые стоит обратить внимание — например, сроки доставки, рейтинг продавца, участие в акциях маркетплейса и много чего еще. Об этом рассказывали в нашей статье.

Можно пойти еще дальше — рассчитывать прибыльность бизнеса и следить за ее динамикой, чтобы понять, стоит ли что-то менять. В этом помогает юнит-экономика.

Шаг 6. Вывести деньги и уплатить налоги

То, как и когда продавец может вывести деньги, маркетплейс описывает в оферте. На крупнейших площадках правила схожие — вывести деньги можно в любой момент. Сделать это предприниматель может двумя способами:

  • через бизнес-карту;
  • через личную банковскую карту.

Вывести деньги через бизнес-карту. Когда вы открываете расчетный счет в банке, узнайте, выпускает ли банк бизнес-карты. Карта привязана к счету бизнеса и позволяет предпринимателю тратить деньги напрямую со счета. Причем для ИП неважно, что это: расходы бизнеса, например закупка товаров или оплата рекламы, или личные траты — абонемент в спортзал, билеты в кино.

С бизнес-картой предприниматель может тратить или снимать деньги сразу же, как только маркетплейс отправляет их на расчетный счет. Комиссий нет.

Вывести деньги через личную карту. Если у банка нет бизнес-карты, продавец-ИП может вывести деньги переводом с расчетного счета бизнеса на личную карту. В этом случае возможна комиссия.

Узнать о том, сколько всего денег заработал продавец и какую комиссию удержит маркетплейс, можно в личном кабинете площадки.

Отчет о продажах на Wildberries
Отчет о продажах на Wildberries

Это пример отчета о продажах в личном кабинете Wildberries. Площадка публикует его раз в неделю. В отчете показано, на какую сумму продавец продал товары, сколько денег площадка удерживает в качестве комиссии, а сколько переводит продавцу

Это пример отчета о продажах в личном кабинете Wildberries. Площадка публикует его раз в неделю. В отчете показано, на какую сумму продавец продал товары, сколько денег площадка удерживает в качестве комиссии, а сколько переводит продавцу

Предпринимателю не нужно отчитываться налоговой, на что он тратит деньги бизнеса. Главное — вовремя и в полном размере платить налоги и страховые взносы.

Продавец-ИП на УСН «Доходы» платит 6% от дохода, на УСН «Доходы минус расходы» — 15% от разницы между расходами и доходами, но не менее 1% от доходов. Сумма фиксированных страховых взносов в 2024 году — 49 500 ₽

Подробнее о налоговой отчетности при торговле на маркетплейсах можно почитать в статьях:

ИП на УСН «Доходы» могут использовать сервис «Бухгалтерия» от Т-Банка для расчета суммы авансовых платежей и налога по итогам года. Сервис подходит тем, кто продает товары на Wildberries.

Главное

  1. Продавать на маркетплейсах можно в статусе ИП, самозанятого или открыть компанию. Наиболее популярный формат бизнеса среди продавцов — ИП на упрощенной системе налогообложения.
  2. Для подключения к площадке продавцу нужно заполнить анкету, собрать документы на бизнес и закупить товар. Список документов на бизнес для всех одинаковый, а вот на товары — разный. Все зависит от типа товара, который вы будете продавать.
  3. Есть четыре критерия при выборе товара: соответствие аудитории, высокая маржинальность, конечная стоимость до 3000 ₽ и малогабаритность. Эти критерии подходят для всех площадок и помогут начинающим продавцам.
  4. Продавец-ИП может вывести деньги с площадки через бизнес-карту или личную банковскую карту. Отчитываться в налоговую, на что предприниматель тратит деньги, не нужно.
Алина Соломенникова
Алина Соломенникова

Что больше всего вас раздражает в процессе регистрации на площадках?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации