Тинькофф Бизнес. И дело делается. Узнайте, почему клиенты выбирают нас

Тинькофф Бизнес. И дело делается. Узнайте, почему клиенты выбирают нас

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник

Что нужно для продажи продуктов на маркетплейсе?


ИП и компаниям нужна декларация соответствия техрегламенту Таможенного союза. Самозанятым никакие документы не нужны


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

Поделиться

ИП и компаниям нужна декларация соответствия техрегламенту Таможенного союза. Самозанятым никакие документы не нужны


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

Поделиться

Читатель Андрей спрашивает: «Я ИП, произвожу продукты питания в Ярославле и хочу продавать их на маркетплейсах. Какие нужны сертификаты и разрешения, чтобы законно торговать продуктами?»

ИП и компаниям нужна декларация соответствия

Если вы ИП или компания и производите или продаете продукты питания, нужно получить декларацию соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. Она показывает, что продукты производят, хранят, продают и перевозят правильно, а сами они безопасны для потребителей.

Чтобы оформить декларацию, нужно подтвердить, что ваша продукция соответствует требованиям техрегламента: отобрать образцы для испытаний, отнести их в лабораторию и дождаться результатов проверки, а потом еще зарегистрировать декларацию на сайте Росаккредитации.

Проще всего обратиться в центр сертификации — там помогут оформить декларацию. Выберите организацию из реестра аккредитованных организаций. Обратите внимание на графу «Область аккредитации» — для пищевой продукции там должен быть указан «ТР ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции».

Самозанятым декларацию не оформят

Если вы самозанятый и производите продукты в домашних условиях, например печете пироги, делаете букеты из конфет или выращиваете овощи на продажу, ваша продукция должна быть безопасной и соответствовать тому же регламенту. Но декларацию соответствия вам не выдадут: их оформляют только ИП и компаниям — об этом написано в самом регламенте.

Можно зарегистрироваться как ИП и продолжать платить налог на профессиональный доход. ИП на НПД можно получить декларацию и выйти на маркетплейс.

Маркировка пока не нужна

Обязательная маркировка товаров пока не касается продуктов питания. Исключение — молочная продукция. Сейчас производители регистрируют молочные продукты в системе «Честный знак» и наносят на них специальные марки. Без них молочку нельзя продавать ни в магазинах, ни онлайн.

У каждого маркетплейса — свои ограничения

Маркетплейсы — посредники между продавцом и покупателем и юридически обычно не несут ответственности за качество и безопасность продуктов. Но площадкам невыгодно терять покупателей — и они требуют от продавцов документы, чтобы убедиться, что продукция соответствует нормам. Например, наш эксперт Виктория Дудковская продает на Ozon fresh альтернативный хлеб и рассказала нам об этом в отдельной статье.

На маркетплейсах по общему правилу не продают скоропортящиеся продукты. Обычно там можно реализовывать без ограничений консервы, чай, кофе, сушеные фрукты и ягоды и другие продукты, которые могут долго храниться. Но есть маркетплейсы, где можно продавать продукты питания с коротким сроком годности, правда, комиссия продавца будет выше.

Подпишитесь на рассылку про маркетплейсы

Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ozon

На площадке можно торговать продуктами в двух разделах — это основной каталог маркетплейса и Ozon fresh. Разберемся, в чем отличие.

Основной маркетплейс. Комиссия маркетплейса 12%. Ассортимент похож на другие маркетплейсы — чай, кофе, консервация. Все продукты должны быть с длительным сроком хранения.

При регистрации магазина на основной площадке не требуют декларации на продукты. При этом площадка может запросить документы на любой товар в любой момент, продавцу нужно будет предоставить документы в течение трех рабочих дней.

Это условие не касается спортивного и детского питания — для них отдельная процедура. Нужно запросить у маркетплейса доступ в категорию и предоставить вместе с заявкой свидетельство о государственной регистрации продукции в Роспотребнадзоре и любой из двух документов:

  • договор или выписку из него с производителем или правообладателем;
  • официальное письмо от них.

Ozon не продает в основном каталоге продукты, если их нужно хранить при температуре ниже +17 °C и выше +24 °C.

Ozon fresh. Это раздел Ozon, где можно торговать продуктами с ограниченным сроком годности. Здесь продают такие же товары, как в супермаркетах, — апельсины, молоко, пельмени или хлеб.

Комиссия больше, чем в основном каталоге маркетплейса, — 35—40%. Зато есть условия для хранения замороженных и охлажденных продуктов, поэтому можно торговать чем угодно — мясом, мороженым, фруктами и ягодами.

Попасть в раздел могут любые продавцы, в том числе и те, кто уже торгует на площадке. Для этого нужно заполнить анкету, дождаться ответа от Ozon и отправить продукты на дегустацию. После этого категорийный менеджер даст вам согласие на заведение товара или первую отгрузку.

Для торговли в Ozon fresh нужно предоставить декларации соответствия на продукты.

Яндекс.Маркет

Комиссия маркетплейса в категории «Продукты» 5—7%. Количество представленных в категории продуктов зависит от региона.

В справке для продавцов Яндекс Маркета указано, что для продажи продовольственных товаров у продавца должны быть документы от производителя. Это могут быть:

  • декларация соответствия;
  • свидетельство о госрегистрации продукции в Роспотребнадзоре;
  • сопроводительные документы на товар.

Есть еще несколько условий:

  • продукты питания с коротким сроком годности или требующие особых условий хранения можно продавать только по модели DBS;
  • в некоторых регионах продукты можно продавать только по моделям FBY и FBS.

Как выйти на Яндекс Маркет и чем отличаются модели сотрудничества, мы рассказывали в отдельной статье.

Wildberries

Комиссия маркетплейса при продаже продуктов 15—20%. При открытии магазина маркетплейс не требует никаких документов на товар. Но по запросу продавец обязан предоставлять декларации соответствия и другие документы в течение трех рабочих дней.

На Wildberries нет отдельных моделей сотрудничества для скоропортящихся продуктов, поэтому даже в разделах «Замороженная продукция» и «Овощи» продают смеси для приготовления мороженого и сушеные овощи.

Aliexpress

Комиссия маркетплейса — 8%. Сейчас на площадке представлено меньше продуктов, чем на других маркетплейсах, — всего 20 000 наименований.

Чтобы торговать продуктами питания, нужно пройти особую систему регистрации — открытие специальной категории. Продавец подает заявку и прикладывает к ней документы на товары, а затем администрация маркетплейса может разрешить или запретить ими торговать.

Для торговли едой AliExpress требует от продавца полный список товаров, декларацию соответствия и свидетельство о госрегистрации продукции. По закону СГР нужно только для детского питания, специализированного питания для спортсменов и беременных, БАДов и минеральной воды. Получается, что для других категорий продуктов питания нужна только декларация, вероятно, достаточно приложить только ее, а в правилах площадки — ошибка.

СберМегаМаркет

У маркетплейса есть несколько разделов, в которых продаются продукты:

  • доставка скоропортящихся продуктов питания. Доставляют продукты со склада СберМегаМаркета на следующий день после заказа. Продавец в этой категории — сам маркетплейс, можно ли стать поставщиком — неизвестно;
  • «Супермаркет» — продукты питания привозят с помощью курьеров СберМегаМаркета. Туда попадают супермаркеты, с которыми сотрудничает сервис;
  • категория «Продукты питания» в основном каталоге — здесь представлены продукты с длительным сроком хранения и торговать может любой продавец.

Комиссия маркетплейса от 8%, она рассчитывается в зависимости от выбранной модели сотрудничества. Как начать торговать на СберМегаМаркете и какую модель стоит выбрать, мы рассказывали в отдельной статье.

Для товаров обязательно предоставлять декларации соответствия и иные документы, подтверждающие качество товаров, которые нужно прикладывать по закону и регламентам Таможенного союза.

На каких еще маркетплейсах можно торговать продуктами

Можно продавать продукты питания и на узкоспециализированных маркетплейсах. Среди них:

  • Ешь Деревенское;
  • ТВОЙПРОДУКТ;
  • АгроМП;
  • Agraroom.

Ешь Деревенское. Маркетплейс сотрудничает с небольшими фермами, семейными хозяйствами и деревенскими артелями. На площадке торгуют фермеры из Московской, Тверской, Липецкой, Магаданской, Томской областей и Краснодарского края.

Условия сотрудничества индивидуальны для каждого поставщика, логистику берет на себя маркетплейс. Чтобы стать поставщиком, нужно заполнить анкету и пройти отбор. Фотографии разрешительных документов нужно загрузить во время заполнения анкеты.

ТВОЙПРОДУКТ. Площадка сотрудничает с фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями. По данным маркетплейса, на сайте 58 000 компаний.

Продавец может оформить свой магазин и разместить подробную информацию о продуктах. Можно торговать в розницу и оптом, если позволяют объемы. Доставкой занимается продавец, а заказы получает через личный кабинет на сайте.

Большинство возможностей площадка предоставляет продавцам бесплатно. Подробный список опций представлен в разделе «Производителям».

В договоре не указано, какие именно документы может потребовать маркетплейс для продажи. Но есть требование, что продавец обязан представить их по первому запросу.

АгроМП. Чтобы стать продавцом, нужно пройти бесплатную регистрацию и оформить свой магазин внутри площадки. Продавец сам доставляет товар покупателю.

Площадка берет на себя затраты на продвижение. Для этого у маркетплейса есть специальная партнерская программа со сторонними ресурсами.

Нужны ли продавцам декларации для торговли на АгроМП — не указано.

Agraroom. У маркетплейса есть принцип Kilometro Zero — продукты продаются внутри региона. С ним покупатели не переплачивают за доставку, а продавцы не тратятся на логистику в другие регионы.

Чтобы выйти на маркетплейс, нужно заполнить анкету. На заявку ответят в течение трех дней. Площадку можно использовать как витрину для продажи, а доставлять заказы продавец будет сам.


Больше по теме