Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как продавать продукты на маркетплейсе


Кажется, что маркетплейсы — это не место для продажи продуктов, и покупатели чаще всего приходят сюда за одеждой или товарами для дома. Но это не так. Маркетплейсы стали для людей привычными «магазинами у дома», где можно купить любые продукты: от жвачки до замороженной рыбы.

Но продукты питания — особая категория для продажи на маркетплейсах, за качеством таких товаров следит Роспотребнадзор. Поэтому для торговли нужно подготовить документы, подтвердить качество продукции и провести экспертизу товаров перед выходом на рынок.

Разобрались с владельцем бренда попкорна RUSH Егором Королевым, как торговать продуктами питания на маркетплейсах и что нужно для успешного старта.

Плюсы и минусы продажи продуктов на маркетплейсе

Категория «Продукты питания» стабильно растет в онлайне с 2020 года. В пандемию люди находились дома большую часть времени и привыкли заказывать еду в интернете. Эта тенденция сохраняется и сейчас: согласно исследованию аналитического агентства Infoline, в первом квартале 2023 года онлайн-продажи продуктов питания выросли на 24,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Рост заказов на продукты питания в онлайне отмечают и аналитики Tinkoff Data. Например, они выяснили, что число клиентов e-grocery с января 2020 года по апрель 2023 года выросло в 13 раз, а число заказов продуктов питания в онлайне — в три раза.

При этом люди покупают продукты не только в сервисах доставки продуктов и у крупных супермаркетов типа Ашана или Ленты. Маркетплейсы тоже популярное место для покупки еды. По данным исследования NielsenIQ, в первом полугодии 2022 года продажи скоропортящейся еды на крупных площадках выросли на 344% в сравнении с тем же периодом 2021 года.

В апреле 2023 года самыми популярными категориями продуктов на Wildberries стали бакалея, сладости, хлебобулочные изделия, чай и кофе. На Ozon люди больше всего интересовались маслами, соусами и специями.

Популярность продуктов питания в онлайне подтверждают и отчеты мультитоварных площадок. Например, мы проверили категорию «продукты» на Wildberries. Можно увидеть, что такие товары быстро распродаются. Некоторые позиции расходятся менее чем за месяц — это хороший показатель.

На скриншоте часть товаров, которые Wildberries называет дефицитными. Это означает, что таких товаров мало среди предложений на маркетплейсе и с ними стоит выходить на площадку. Например, новичок может продавать кускус, джемы, чипсы или чак-чак

Какие документы нужны для продажи продуктов на маркетплейсах

Продукты питания напрямую связаны с безопасностью и здоровьем людей. Если продавать такие товары без документов, можно получить штраф и остаться без партии товара — ее могут конфисковать. Рассказываем, что нужно подготовить для торговли продуктами на маркетплейсах.

Декларация о соответствии. Чтобы продавать продукты питания, нужна декларация соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. Она показывает, что продукты производят правильно и они безопасны для потребителей. Получить декларацию могут ИП или компании. Самозанятым документ не оформят.

Чтобы оформить декларацию, нужно подтвердить, что ваша продукция соответствует требованиям техрегламента: отобрать образцы для испытаний, отнести их в лабораторию и дождаться результатов проверки, а потом еще зарегистрировать декларацию на сайте Росаккредитации.

Проще всего обратиться в центр сертификации — там помогут оформить декларацию. Выберите организацию из реестра аккредитованных организаций. Обратите внимание на графу «Область аккредитации» — для пищевой продукции там должен быть указан «ТР ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции».

«Обычно декларацию выдают с определенным сроком годности — на 3—5 лет. Продавцу нужно только вовремя ее продлевать.

Для производителей есть нюансы. Например, если добавляете в линейку новый вкус, нужно получить новую декларацию».

Егор Королев

Егор Королев

Владелец бренда попкорна RUSH

Маркетплейсы — посредники между продавцом и покупателем и юридически не несут ответственности за качество и безопасность продуктов. Но площадкам невыгодно терять покупателей — и они требуют от продавцов документы, чтобы убедиться, что продукция соответствует нормам.

«Маркетплейсы не спрашивают документы при регистрации, и продавцы считают, что можно сделать их позже. Но это рискованно. Если покупатель обратится с просьбой подтвердить качество товара, продавец должен в течение трех дней предоставить декларацию. Если этого не сделать, придется заплатить штраф площадке, а карточку с таким товаром маркетплейс заблокирует».

Егор Королев

Егор Королев

Владелец бренда попкорна RUSH

Свидетельство о государственной регистрации продукции — СГР. Этот документ подтверждает, что продукция соответствует обязательным санитарным и гигиеническим нормам. Ее выдает Роспотребнадзор. СГР нужно отдельно получать для определенных категорий продуктов, например детского питания, спортивного питания, БАДов и минеральной воды.

Документы на бренд. Если планируете продавать продукты питания под чужим брендом, нужно получить на это разрешение от правообладателя. Подойдут:

  • договор поставки с владельцем бренда или с его официальным дистрибьютором;
  • лицензионный договор;
  • договор на дистрибуцию;
  • письмо — разрешение на продажу в России от правообладателя.

Речь о брендах, которые зарегистрированы в России. Если везете товары иностранного бренда, который не зарегистрировал товарный знак в России, разрешение не нужно. Если бренд или товар есть в списке товаров для параллельного импорта, хватит только договора поставки.

Маркировка товаров. Обязательной маркировке подлежат: молочная продукция, включая сыры, безалкогольные и слабоалкогольные напитки, в том числе пиво, питьевая и минеральная вода. Производители и импортеры регистрируют такие продукты в системе «Честный знак» и наносят на них специальные марки. Без них продукцию нельзя продавать ни в магазинах, ни онлайн.

Товарный знак. Если вы производитель, советуем зарегистрировать товарный знак до начала продаж на маркетплейсах. Товарный знак показывает покупателю, что вы единственный правообладатель и такой продукт есть только у вас. Это помогает развивать бренд и его узнаваемость.

Что еще нужно учесть, чтобы торговать продуктами питания

Продавцу нужно определиться со схемой продаж и продумать упаковку товаров для продуктов питания.

Схема продаж. Обычно продавцы выбирают продажу со склада маркетплейса — FBO или продажу со своего склада — FBS.

Продуктами можно торговать сразу по двум схемам — зависит от типа товара. Вот что можно продавать по FBO и FBS.

Что продавать по FBOЧто продавать по FBS
Ходовые позиции, на которые есть стабильный спрос;

продукты питания с долгим сроком годности, например консервы;

продукты, которые не требуют особых условий хранения, например чай, крупы, специи, растительное масло
Новинки. Если продавец вводит в ассортимент новый продукт, спрос на него можно протестировать по FBS и посмотреть, будут ли покупать, — тогда не придется платить за хранение на складе площадки;

менее популярные товары. Если в магазине есть продукты, которые покупают не так часто, их лучше продавать по FBS, чтобы не платить за хранение на складе маркетплейса;

хрупкие продукты питания, например фигурный шоколад, джемы или соки в стеклянных банках или бутылках;

скоропортящиеся продукты, например хлеб и выпечку

«Мы продаем ходовые товары по FBO — отправляем их на центральные и региональные склады маркетплейса, чтобы охватить больше аудитории. На FBS торгуем менее популярными товарами.

Иногда приходится менять схему для конкретного товара. Например, у нас есть попкорн с шоколадом. Летом его нет смысла продавать по FBO — пока товар будет лежать на складе, шоколад растает, и продукт испортится. Поэтому на лето мы перевели его на FBS, а потом опять вернем на FBO».

Егор Королев

Егор Королев

Владелец бренда попкорна RUSH

Упаковка товаров. Некоторые продукты питания легко поломать или разбить во время доставки, например печенье или продукцию в стекле. Если покупатель получит разбитый товар, он поставит продавцу низкую оценку и оставит негативный отзыв. Чтобы этого избежать, нужно выбрать надежную упаковку, которая поможет защитить товар от повреждений. Например, пузырчатую пленку, дополнительные коробки или коррекс — специальные пластиковые контейнеры для продуктов.

Так выглядит упаковка коррекс. В нее можно упаковывать, например, печенье, зефир, орехи, сухофрукты Источник

«Попкорн — хрупкий продукт, поэтому мы специально продумывали для него упаковку. Сейчас поступаем так: пакет с попкорном кладем в дополнительную коробку и сверху оборачиваем пленкой, чтобы ничего не рассыпалось и не помялось».

Егор Королев

Егор Королев

Владелец бренда попкорна RUSH

Пакет с попкорном упаковывают в отдельную коробку, на которой тоже есть название товара
В таком виде попкорн получает покупатель — сверху коробку дополнительно оборачивают пленкой

Собрали в таблицу требования к упаковке продуктов питания на популярных маркетплейсах.

ПлощадкаКакая нужна упаковка товара
WildberriesТовары в стеклянной таре, например соусы и лимонады, нужно обернуть двойным слоем пузырчатой пленки. Дополнительно можно закрыть товар пенопластом со всех сторон.

Хрупкие и ломкие продукты, например печенье, пряники, фигурный шоколад, положите в упаковку коррекс и пакет. Затем положите товар в коробку и заклейте скотчем.

Рассыпчатые продукты, например муку, сахар, положите во флоупак — трехшовный пакет. Дополнительно нужна бабл-пленка и пакет плотностью 70—100 микрон, который нужно запаять по форме изделия.

Сухие и нехрупкие продукты, например крупы, приправы в пакетах или суповые основы, положите в пакет плотностью 70—100 микрон и запаяйте его по форме изделия

Требования к упаковке на Wildberries
OzonХрупкие продукты питания, например печенье и продукты питания в стеклянных емкостях, заверните во вспененный полиэтилен или в пупырчатую пленку, а края заклейте скотчем. Затем положите товар в картонную коробку.

К упаковке остальных продуктов питания у Ozon нет специальных требований — маркетплейс рекомендует надежно упаковывать товар, чтобы он доехал до покупателя в целости и сохранности

Требования к упаковке на Ozon
Яндекс МаркетХрупкие продукты питания положите в коробку с наполнителем. На упаковку нужно наклеить знак «Хрупкое. Осторожно».

Жидкости в стеклянных емкостях обмотайте пузырчатой пленкой, сверху стретч-пленкой и положите в курьерский пакет.

Пластиковые бутылки нужно обмотать двумя слоями пленки и положить в коробку. На упаковке с жидкостями должен быть знак «Верх».

Сыпучие продукты положите в коробку с наполнителем. На упаковку наклейте знак «Беречь от влаги».

Продукты питания в заводской упаковке нужно завернуть в стретч-пленку. Если у товара нет заводской упаковки, их можно положить в курьерский пакет или в коробку с наполнителем

Требования к упаковке на Яндекс Маркете
МегамаркетТовары без прочной заводской упаковки и сыпучие товары положите в картонную коробку и курьерский пакет.

Товары в банках или бутылках оберните пузырчатой пленкой, потом стретч-пленкой и положите в картонную коробку.

Остальные продукты питания можно положить в курьерский пакет или коробку

Требования к упаковке на Мегамаркете
AliExpressЖидкости и хрупкие товары заверните в пузырчатую пленку, края обклейте скотчем и положите в жесткую картонную коробку. Пустые места заполните уплотнителем. Коробку оберните непрозрачной пленкой и закрепите скотчем.

На упаковку с хрупкими продуктами питания наклейте знак «Осторожно, хрупкое».

Сыпучие товары в упаковке от производителя оберните непрозрачной пленкой и закрепите скотчем или упакуйте в непрозрачные сейф-пакеты. Если упаковки производителя нет, упакуйте товары в непрозрачные сейф-пакеты.

Если упаковка производителя жесткая, можно обернуть товар непрозрачной пленкой и закрепить скотчем

Требования к упаковке на AliExpress
Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 487 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Как оформить карточку товара для продуктов

Про требования к оформлению товаров на разных площадках мы рассказали в отдельных статьях:

В этом разделе разберемся, как оформить карточку с едой на маркетплейсе.

Фотографии. Они должны быть яркими, вкусными и вызывать у покупателей аппетит. Темные и мрачные фотографии с нечетким фокусом или вспышкой могут оттолкнуть. Самый простой вариант — сфотографировать продукт в упаковке и разместить его на главной фотографии. Но есть и другие варианты. Вот что можно показать на снимках:

  • как использовать товар в приготовлении — например, паштет можно намазать на хлеб и украсить зеленью, а бальзамическим соусом полить салат;
  • консистенцию продукта — например, можно не просто сфотографировать мед в банке, а набрать его на специальное веретено и показать консистенцию;
  • содержимое продукта — например, батончик можно разломать и показать, какая внутри начинка;
  • как модель подносит товар ко рту и собирается откусить кусочек.

Ученые из Венского университета провели исследование и выяснили, что такие фотографии вызывают у людей интерес и повышают вероятность покупки.

❌ Неудачная фотография товара. Продукт выглядит неаппетитно и, скорее всего, не привлечет внимание покупателя. Товар смотрелся бы иначе, если положить его на красивую тарелку, а на заднем фоне поставить кружку с чаем
❌ Такая карточка товара тоже не привлечет внимание покупателя. Фотография низкого качества, надписей почти не видно, с первого взгляда непонятно, что продается. Продукт выглядел бы аппетитнее, если бы продавец налил суп в тарелку, а рядом поставил упаковку
❌ На этой фотографии сложно разобрать, что продается. Покупателю придется внимательно рассматривать товар. Стоит выбрать другой ракурс или, например, добавить в кадр модель, которая будет есть печенье
❌ Продавец неудачно подобрал фон — он слишком яркий и не сочетается с цветом продукта. Также по фото непонятно, что внутри. Можно показать содержимое продукта — выложить крабовое мясо на красивую доску, а рядом положить овощи или зелень
✅ Удачная фотография товара в теплых приятных цветах. Продавец стилизовал изображение — выложил зефир на тарелку, а рядом поставил чашку кофе
✅ Когда покупатель посмотрит на такую карточку, он сможет представить себя на месте модели. Девушка на фото явно куда-то спешит, пообедать некогда, придется перекусить на бегу, а полезный злаковый батончик отлично подойдет
✅ Продавец набрал мед на специальную ложку для меда и показал его консистенцию
✅ Интересный способ показать, сколько именно продукта придет к покупателю, — положить товар на весы и сфотографировать
✅ Так можно показать состав продукта — разложить вокруг ингредиенты, которые в него входят
✅ По фотографии видно, что модель наслаждается каждым кусочком, — такой продукт покупатель наверняка захочет заказать

Описание. Чем понятнее описание, тем проще покупателю сделать выбор и понять основные свойства товара. Вот что можно написать в карточке с продуктами питания:

  • состав — укажите, из чего состоит продукт в порядке убывания основных ингредиентов. Например, если в паштете преобладает мясо курицы, а потом субпродукты, нужно поставить курицу на первое место. Дополнительно можно указать содержание белков, жиров и углеводов на 100 грамм продукта;
  • условия хранения — например, «хранить при температуре от 0 до +25 °C, после вскрытия хранить при температуре от 0 до +5 ˚С и употребить в течение суток»;
  • срок годности — он всегда есть на упаковке товара, но можно продублировать его в описании или характеристиках. Например, если клиент покупает продукт впрок, ему важно знать длительность хранения;
  • особенность продукта — например, «вегетарианский продукт», «можно в пост», «не подходит для людей с диабетом»;
  • полезные свойства — расскажите покупателям, какие витамины содержит продукт и чем он будет полезен. Например, «таежный мед улучшает здоровье мышц, обладает противовоспалительными свойствами и снижает риск высокого кровяного давления»;
  • особое свойство, конкурентное преимущество — например, если производите печенье по особому рецепту и не используете муку, можно указать это в описании.
❌ Продавец сделал слишком короткое описание, из которого покупатель ничего не поймет
✅ В описании продавец подробно рассказал про продукт: из чего сделаны специи, сколько штук входит в набор
❌ Слишком короткое описание, которое ничего не рассказывает покупателю о продукте, — из текста даже непонятно, о каком товаре идет речь
✅ Продавец подробно рассказывает о продукте, например из чего он сделан и как его можно использовать — как топпинг к вафлям, сироп, соус или начинку для блинов

«Делайте описание для покупателей, а не для алгоритмов, которые индексируют товар. Пишите так, чтобы было понятно, что это за товар — не перехваливайте и обязательно заполните все предлагаемые характеристики продуктов».

Егор Королев

Егор Королев

Владелец бренда попкорна RUSH

Продавцы на Ozon могут сделать описание в формате рич-контента. Это мини-лендинг, где можно добавить мультимедийные элементы и тем самым повысить вероятность продажи.

Продавец рассказывает покупателю, в чем фишка сушеных томатов. Например, они низкокалорийные, у них больше питательных веществ — это может быть важно для людей, которые следят за своим рационом. Чтобы вызвать аппетит, продавец показывает вариант приготовления блюда — брускетты с творожным сыром, сушеными томатами и зеленью. Это вызывает у покупателя желание купить продукт
Рич-контент можно сделать познавательным. Например, продавец арахисовой пасты рассказал интересные факты об этом продукте

Видео. Кроме фотографий можно загрузить видео о товаре. Например, снять процесс приготовления продукта, сделать обзор или показать консистенцию.

«В продуктах важны не только фотографии, но и видео. Добавляйте в карточку хотя бы по одному видеоролику, в котором подробно показываете товар, как его можно использовать, в какой он упаковке, — это поможет покупателю выбрать именно ваш продукт.

Есть и дополнительные преимущества — например, на Ozon видеоролики автоматически проигрываются, когда покупатель смотрит товар среди остальных. Можно еще быстрее привлечь внимание к продукту».

Егор Королев

Егор Королев

Владелец бренда попкорна RUSH

На видео продавец готовит блюдо и добавляет в него соус, который предлагает в карточке товара

Инфографика. Она может быть в виде отдельных элементов на главной фотографии или самостоятельных изображений в карточке.

Вот какую инфографику можно сделать для продуктов питания:

  • вес продукта — например, «100 г», «500 мл»;
  • год урожая или сбора — такую информацию можно указать для меда, масла или орехов. В карточке указать, например, «урожай 2022 года»;
  • особенности — например, «без сахара», «без добавления пальмового масла»;
  • рецепт — отдельной фотографией можно добавить один из вариантов приготовления вашего продукта. Так покупатель сможет сразу понять, как использовать продукт;
  • варианты применения — например, «кокосовое масло используют для жарки, выпечки и запекания»;
  • отзывы покупателей — подберите несколько положительных отзывов на продукт и поставьте их на отдельную карточку;
  • подписка на страницу бренда — предложите покупателям подписаться на ваш магазин на маркетплейсе. Так они смогут отслеживать ваши новинки.

Собрали примеры удачной и неудачной инфографики для продуктов питания.

❌ Продавец выбрал неудачный шрифт для инфографики: его тяжело прочитать и он сливается с фоном
❌ Слишком много разных шрифтов на одной фотографии — так делать не стоит. Лучше выбрать единый шрифт
✅ Можно сделать лаконичную инфографику и вынести на главную фотографию название продукта и вес
✅ В инфографике продавец прописывает ключевые характеристики, которые могут быть интересны покупателю, например соотношение белка и 100% натуральный состав
✅ Можно добавить в карточку несколько отзывов о товаре. Это поможет другим покупателем сделать выбор в пользу вашего продукта
✅ Продавец рассказал, как, где и при каких условиях можно использовать его продукт
✅ Состав товара обычно указывают в описании, но нелишним будет перечислить основные ингредиенты на отдельной карточке в инфографике
✅ Продавец указал в инфографике, в каких блюдах можно использовать паприку
✅ Продавец показывает, какие печенья покупатель получит в заказе
✅ Можно предложить покупателю подписаться на вашу страницу магазина на маркетплейсе, чтобы следить за новинками
✅ Если у вашего продукта интересная история производства, ее можно рассказать в карточке. Например, продавец поделился, как готовят масло гхи
✅ Можно показать, как выглядит упаковка товара и ее размеры. Это может быть важно, если покупатель хочет, например, использовать продукт для подарка

На каких площадках торговать продуктами питания

Продавец может торговать продуктами питания на одной площадке, но эксперты советуют осваивать несколько маркетплейсов. По данным исследования Tinkoff eCommerce и Tinkoff Data, у продавцов, которые торгуют на двух и более площадках, обороты растут в среднем в 2—3 раза.

На маркетплейсах по общему правилу не продают скоропортящиеся продукты. Обычно там можно торговать без ограничений консервами, чаем, кофе, сушеными фруктами и ягодами и другими продуктами, которые могут долго храниться. Но есть маркетплейсы, где можно продавать продукты питания с коротким сроком годности, — правда, комиссия продавца будет выше.

Вот на какие площадки можно выйти с продуктами питания:

  • Wildberries;
  • Ozon;
  • Яндекс Маркет;
  • AliExpress;
  • Мегамаркет;
  • Ешь Деревенское;
  • Твойпродукт;
  • АгроМП;
  • Agraroom.

Разберем условия работы с каждым маркетплейсом подробнее.

Wildberries. На Wildberries нет отдельных моделей сотрудничества для скоропортящихся продуктов, поэтому даже в разделах «Замороженная продукция» и «Овощи» продают смеси для приготовления мороженого и сушеные овощи.

Комиссия маркетплейса за продажу 12%.

На маркетплейсе можно продавать разные продукты питания: сушеные фрукты и ягоды, бакалею, сладости, чай или кофе

Ozon. На площадке можно торговать продуктами в двух разделах — это основной каталог маркетплейса и Ozon fresh. Разберемся, в чем отличие.

Размер комиссии за продажу продуктов питания в основном каталоге зависит от модели продаж, по которой работает продавец. Например, для FBO комиссия будет 7%, а для FBS — 8%.

Так выглядит основной раздел с продуктами на Ozon. В нем представлены более миллиона наименований

Ассортимент похож на другие маркетплейсы: чай, кофе, консервация. Все продукты должны быть с длительным сроком хранения. Ozon не продает в основном каталоге продукты, если их нужно хранить при температуре ниже +17 и выше +24 °C.

В основном каталоге Ozon можно продавать только бакалейные товары, кондитерские изделия и напитки

У площадки есть еще один раздел — Ozon fresh. В нем можно торговать продуктами с ограниченным сроком годности. Здесь продают такие же товары, как в супермаркетах: апельсины, молоко, пельмени или хлеб.

Комиссия больше, чем в основном каталоге маркетплейса, — 35—40%. Зато есть условия для хранения замороженных и охлажденных продуктов, поэтому можно торговать чем угодно — мясом, мороженым, фруктами и ягодами. Например, наш эксперт Виктория Дудковская продает на Ozon fresh безглютеновый хлеб и рассказала об этом в отдельной статье.

Так выглядит страница Ozon fresh. В нем меньше продуктов, всего представлено 33 000 наименований

Попасть в раздел могут любые продавцы, в том числе и те, кто уже торгует на площадке. Для этого нужно заполнить анкету, дождаться ответа от Ozon и отправить продукты на дегустацию. После этого категорийный менеджер даст вам согласие на заведение товара или первую отгрузку.

Яндекс Маркет. Комиссия маркетплейса в категории «Продукты» 5—7%. Исключение — «Кулинария», в ней 12%.

Маркетплейс на главной странице раздела «Продукты питания» в первую очередь предлагает продукты, которые продает сам. Такие товары можно найти в разделе «Продукты от 15 минут», а также если кликнуть на рекламу. Товары от других продавцов можно найти ниже

Есть несколько условий:

  • продукты питания с коротким сроком годности или особым режимом хранения можно продавать только по модели DBS;
  • в некоторых регионах, например в Центральном, Южном, Уральском и Северо-Западном, продукты можно продавать только по моделям FBY и FBS.

AliExpress. Комиссия маркетплейса за продажу продуктов питания — 8%. Сейчас на площадке представлено меньше продуктов, чем на других маркетплейсах, — всего 40 000 наименований.

Категорий продуктов у маркетплейса немного, в основном это товары с долгим сроком хранения, например печенье, конфеты, шоколад. В этой же категории попадаются и кухонные приборы

Чтобы торговать продуктами питания, нужно пройти особую систему регистрации — открытие специальной категории. Продавец подает заявку и прикладывает к ней документы на товары, а затем администрация маркетплейса может разрешить или запретить ими торговать.

Мегамаркет. У маркетплейса есть несколько разделов, в которых продаются продукты:

  • доставка скоропортящихся продуктов питания. Доставляют продукты со склада Мегамаркета на следующий день после заказа. Продавец в этой категории — сам маркетплейс. Можно ли стать поставщиком, неизвестно;
  • «Супермаркет» — продукты питания привозят с помощью курьеров Мегамаркета. Туда попадают супермаркеты, с которыми сотрудничает сервис;
  • категория «Продукты питания» в основном каталоге — здесь представлены продукты с длительным сроком хранения, торговать может любой продавец.
Так выглядит категория «Продукты питания» на Мегамаркете. В ней представлены товары со всех разделов

Комиссия маркетплейса от 8%, она рассчитывается в зависимости от выбранной модели сотрудничества.

Ешь Деревенское. Маркетплейс сотрудничает с небольшими фермами и семейными хозяйствами. На площадке торгуют фермеры из Московской, Тверской, Липецкой, Магаданской, Томской областей и Краснодарского края.

Условия сотрудничества индивидуальны для каждого поставщика, логистику берет на себя маркетплейс. Чтобы стать поставщиком, нужно заполнить анкету и пройти отбор. Фотографии разрешительных документов нужно загрузить во время заполнения анкеты.

На странице магазина продавец рассказывает о компании, а покупатель может посмотреть рейтинг продавца и прочитать отзывы о нем

ТВОЙПРОДУКТ. Площадка сотрудничает с фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями. По данным маркетплейса, на сайте 58 000 компаний.

Продавец может оформить магазин и разместить подробную информацию о продуктах. Можно торговать в розницу и оптом, если позволяют объемы. Доставкой занимается продавец, заказы поступают через личный кабинет на сайте.

На странице продавца можно написать подробную информацию о компании, указать адрес и контакты

АгроМП. Чтобы стать продавцом, нужно пройти бесплатную регистрацию и оформить магазин внутри площадки. Продавец сам доставляет товар покупателю.

Площадка берет на себя затраты на продвижение. Для этого у маркетплейса есть специальная партнерская программа со сторонними ресурсами.

На странице магазина можно указать свои контакты, чтобы покупатель мог связаться с поставщиком напрямую

Agraroom. У маркетплейса есть принцип Kilometro Zero — продукты продаются внутри региона. С ним покупатели не переплачивают за доставку, а продавцы не тратятся на логистику в другие регионы.

Чтобы выйти на маркетплейс, нужно заполнить анкету. На заявку ответят в течение трех дней. Площадку можно использовать как витрину для продажи, а доставлять заказы продавец будет сам.

Так выглядит страница магазина на маркетплейсе — можно добавить логотип, информацию о компании, а также оформить обложку

Главное

  1. Продукты питания — особая категория для продажи на маркетплейсах. Чтобы торговать ими, нужно подготовить документы, подтвердить качество товаров и позаботиться об упаковке.
  2. Для всех продуктов нужна декларация соответствия. Без нее торговать нельзя. Некоторые маркетплейсы могут потребовать свидетельство о госрегистрации продукции в Роспотребнадзоре.
  3. Торговать продуктами питания можно по FBO или FBS — зависит от типа товара. Например, ходовые продукты можно продавать по FBO, а новинки и менее популярные товары — по FBS.
  4. Продуктами питания можно торговать на всех популярных площадках и нишевых маркетплейсах, например Ешь Деревенское, ТВОЙПРОДУКТ и Agraroom.
Яна Мизгирева
Яна Мизгирева

С какими продуктами вы планируете выходить на маркетплейсы? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости