Антон Дыбов
Эксперт по праву

На вебинаре «Как открыть ИП и избежать ошибок на старте» эксперты Тинькофф Бизнеса разбирали самые частые вопросы начинающих предпринимателей. Собрали всё важное в этот конспект.

Выбрать ОКВЭД

В заявлении на регистрацию надо указать коды ОКВЭД — они обозначают виды деятельности. Этими кодами предприниматель показывает государству, чем он занимается. Например, делает сайты или продает автозапчасти.

Предприниматель может выбрать несколько кодов, например, если одновременно ведет разную деятельность: пишет код и делает фотосессии на заказ.

Предприниматель должен заниматься именно той деятельностью, которую указал в кодах. Если указали розничную продажу цветов, надо продавать цветы, а не гвозди.

Формально закон не запрещает один раз продать гвозди, но к регулярной деятельности по другим ОКВЭДам банки, налоговая и контрагенты относятся с подозрением. Так обычно поступают фирмы-однодневки: проводят по договорам сделки, которых в реальности нет, и так помогают другим компаниям уклоняться от налогов. Фирма-однодневка может сегодня бетон отгружать, а завтра — рыбу, но в реальности никаких бетона и рыбы нет, это просто вывод денег на другое юрлицо. Государство отслеживает такие махинации, и крупные сделки по неподходящим ОКВЭДам — один из тревожных маркеров.

Поэтому если регулярно работать по другим ОКВЭДам, могут быть проблемы.

Банк или налоговая могут запросить документы или поставить в план на выездную проверку.

Компании-партнеры тоже проверяют ОКВЭДы перед тем, как начать работать с новой фирмой. Если у вас неподходящие ОКВЭДы, то это повод отказаться от крупной сделки.

При регистрации предпринимателю надо выбрать основной код и дополнительный.

Определите, чем занимается бизнес. Для этого надо ответить на вопросы: «Что делаем? Где? Для кого?»

Давайте сразу на примере:

  1. Что делаем? Производим и продаем одежду.
  2. Где? Производим на фабрике, а потом продаем в интернете и шоуруме.
  3. Для кого? Для розничного потребителя.

Выписать все подходящие коды ОКВЭД. Найти коды можно в специальном справочнике — выбирайте свою категорию и ищите по тематическим разделам.

Чтобы было легче ориентироваться, весь классификатор разбит на разделы от A до U. Внутри разделов виды деятельности поделены на классы, группы и подгруппы.

Справочник кодов ОКВЭД
Перечень видов деятельности в ОКВЭД

Разберем структуру кода ОКВЭД на примере 47.71.1 «Розничная торговля одеждой». Код 47.71 включает в себя все коды от 47.71.1 до 47.71.8. А класс с цифрой 47 — все внутренние группы и разделы.

При регистрации нужно указывать код, в котором четыре цифры и больше. Всю категорию сразу, например, просто код 47 указать нельзя. Если вам подходит каждый пункт из какой-то группы или категории, придется перечислить все входящие коды, в которых минимум четыре цифры.

Например, для нашей ситуации подходят следующие коды:

1. Для интернет-магазина — 47.91.2 «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет».

2. Для шоурума — 47.71 «Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах».

3. Для производства одежды — 14.14., 14.13., 14.19 в зависимости от того, какую именно одежду собираемся производить, для кого и из каких материалов.

Обязательно читайте пояснения к коду: там обычно прописано, что конкретно входит в этот код, а что нет. Если какая-то деятельность прописана в исключениях и не относится к коду, рядом с ней стоит ссылка на подходящий.

Пояснения к кодам ОКВЭД
Пояснения написаны после названия кода

Выбрать основной код. Обычно основной код — та деятельность, которая по плану будет приносить больше всего дохода. Поэтому если мы собираемся раскручивать доставку и делать упор на интернет-магазин, стоит выбрать код 47.91.2.

Но есть еще один момент: по основному коду ИП может получить налоговые льготы и каникулы. Поэтому перед тем как делать окончательный выбор, изучите все льготы в своей отрасли. Если какой-то из подходящих вам кодов попадает под льготу — выбирайте его основным, а остальные дополнительными.

Выбрать дополнительные коды. Строгих ограничений по количеству кодов нет — в качестве дополнительных можете указать все остальные подходящие.

Но обычно юристы советуют выбирать не больше 20 и из смежных сфер деятельности. Это логично: например, если делаете сайты, то не исключено, что понадобится еще проводить фото- или видеосъемку, писать тексты или запускать рекламу.

Выбрать налоговый режим для ИП

ИП платит государству два вида платежей — налоги и страховые взносы. Налоги зависят от системы налогообложения, их пять: ОСН, УСН, патент и ЕСХН.

ОСН — основная система налогообложения, на ней ИП платит больше всего налогов: НДС, НДФЛ, налог на имущество. Плюс к этому придется еще сдавать более сложную отчетность.

На этом режиме обычно работают крупные компании. Они платят НДС, у них есть отдельный бухгалтер, а иногда даже целый бухгалтерский отдел.

УСН — упрощенная система. Для ИП основной режим чаще всего не нужен. Поэтому важно одновременно с регистрацией подать заявление на УСН. Если этого не сделать, вас автоматически переведут на ОСН.

Упрощенная система налогообложения — самый популярный налоговый режим для ИП. На нем предприниматель платит только один налог на доход от бизнеса — и по более низкой ставке. Бухгалтеры рекомендуют при регистрации сразу подавать заявление на переход на УСН, а потом разбираться в деталях.

У этой системы есть два варианта:

  1. «Доходы». На ней предприниматель платит до 6% от доходов, поступивших на расчетный счет или в кассу. Доходы — это не только выручка от продажи товаров, работ или услуг, но и, к примеру, штраф от контрагента за нарушение им условий договора.
  2. «Доходы минус расходы». Здесь предприниматель платит процент от прибыли, то есть вычитает из своих доходов расходы бизнеса. С разницы доходы минус расходы надо платить до 15% в зависимости от региона.

В каждом регионе своя ставка по УСН, 6 и 15 — максимальные показатели, чаще процент меньше.

Если у вашего бизнеса много расходов, вы оплачиваете со счета аренду, материалы, большие зарплаты сотрудникам, то лучше выбрать УСН «Доходы минус расходы». Так вы сможете вычитать сумму расходов из налогооблагаемой базы и платить меньше.

Но вычесть можно будет не все расходы, а только реальные траты на бизнес — об этом придется отчитываться перед налоговой. Например, не получится списать расходы за бензин личного автомобиля и сказать, что ездил по делам бизнеса.

Если у вашего бизнеса расходов мало, проще выбрать УСН «Доходы». Тогда будете просто платить 6% от выручки, расходы подтверждать не нужно.

Сравнение УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы»
Чтобы выбрать выгодный режим, посчитайте сколько у вас будет операционных расходов

Патент. На патенте вы платите фиксированную сумму в год. Ставка зависит от места регистрации и вида деятельности. Грубо говоря, в начале года вы выкупаете у налоговой право заниматься какой-то конкретной деятельностью в конкретном регионе — это и есть патент. После этого весь год можно зарабатывать сколько угодно и больше налогов не платить.

Чтобы понять, когда выгоднее патент, надо узнать, сколько он стоит конкретно в вашем регионе для вашего вида деятельности. Цена сильно отличается: например, в Москве патент на работу разработчика стоит 300 000 ₽, а в Туле всего около 3000 ₽.

Порядок действий такой:

  1. При регистрации сразу отправляете в налоговую заявку о переводе на патент на месяц, полгода, год — срок выбираете сами, какой хотите.
  2. Оплачиваете патент. Если срок до шести месяцев, перевести оплату можно в любое время до конца действия патента, главное — внести сразу всю сумму. Если шесть месяцев и больше — ⅓ суммы оплачиваете в течение первых 90 дней, а остаток уже в любой момент до конца срока патента.
  3. В течение срока действия патента не платите других налогов с доходов бизнеса.

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Это упрощенный налоговый режим для предприятий, которые связаны с сельским хозяйством — например, ферм или садоводств. Для них государство предлагает особые льготы и условия. Если вы занимаетесь сельскохозяйственным бизнесом, выгоднее всего выбрать этот режим.

Разобраться со страховыми взносами

Кроме налогов, ИП на любой системе налогообложения платит страховые взносы. Причем неважно, есть у него доход или нет. Даже если весь год не было ни одного поступления, платить все равно придется.

Обязанность платить страховые взносы возникает в момент регистрации ИП. Есть три категории взносов.

Взносы за себя — это конкретная сумма в год, которая идет на медицинское страхование, пенсию и другие социальные штуки. В 2020 и 2021 году фиксированная часть составляет 40 874 ₽ в год. Эти взносы надо платить обязательно при любом раскладе.

Взносы за сотрудников. Рассчитываются в процентах от зарплаты сотрудника. Если ИП — субъект малого бизнеса, то у него отдельные условия по страховым взносам.

Он платит базовые страховые взносы с выплат в пределах МРОТ на каждого сотрудника: медицинское страхование — 5,1%, пенсионное страхование — 22%, взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. Все вместе — 30%.

Сейчас, в 2020 году, МРОТ — 12 130 ₽ в месяц. Значит, всего надо будет заплатить взносов на 3639 ₽ с человека.

А если у сотрудника зарплата выше, чем МРОТ, то придется заплатить еще и процент с разницы. Общий тариф — 15% за все взносы.

Например, у вас два сотрудника с официальной зарплатой 40 000 ₽ у каждого. Значит, надо будет заплатить базовые взносы с МРОТ: 3760 × 2 = 7520 ₽. И с превышения МРОТ еще (40 000 - 12 130) × 15% × 2 = 8361 ₽. Всего 7520 + 8361 = 15 881 ₽ за обоих сотрудников.

Дополнительные взносы. Если вы за год заработаете больше 300 000 ₽, то должны будете заплатить еще 1% сверх этой суммы. На УСН вы считаете ваш реальный доход, на патенте — потенциальный, который рассчитывало государство для вашего вида деятельности.

Формулы расчета дополнительных взносов на УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы»
Взносы рассчитываются по формуле

Фиксированные взносы можно платить по частям или сразу все за год.

На УСН «Доходы» взносы выгоднее платить частями: каждый квартал до конца периода. Тогда сумму взносов можно вычитать из суммы налога за этот квартал и так экономить на налогах.

Подать заявление на регистрацию

Есть два способа открыть ИП:

  1. Лично в налоговой или в МФЦ.
  2. Онлайн через госуслуги или сервисы.

Регистрация в налоговой. Лично открыть ИП можно только по месту прописки. Скажем, если вы живете в Москве, а прописаны в Соликамске, то заявление надо подавать в Соликамске.

МинусыПлюсы
Надо самому ездить в налоговуюапрямую через налоговую займет до пяти дней, через МФЦ — на два-три дня дольше
Обязательно подавать документы по месту пропискиЕсли регистрируете через МФЦ, пошлину не платите
Заплатить госпошлину, если регистрируете лично в налоговой

План такой:

  1. Заполнить заявление на регистрацию ИП.
  2. Заполнить заявление о переходе на УСН.
  3. Приложить копию паспорта.
  4. Оплатить госпошлину 800 ₽.
  5. Отнести это все в налоговую вашего района, где вы прописаны, или в МФЦ. Через МФЦ процесс оформления будет на два-три дня дольше.
  6. Налоговая проверит документы и зарегистрирует ИП, затем документы пришлют в электронном виде на почту.

Через госуслуги. Для регистрации нужно будет либо оформить квалифицированную электронную подпись, либо заплатить пошлину 800 ₽ и подписать документы в налоговой.

Регистрация ИП на госуслугах
На сайте госуслуг можно выбрать способ регистрации: лично, почтой или через интернет

Квалифицированную подпись надо оформлять отдельно, она стоит от 1000 ₽. На сайте госуслуг вы сами заполняете заявление в электронном виде.

МинусыПлюсы
Для подачи заявления надо оформить квалифицированную электронную подпись, которая стоит от 1000 ₽Можно не приходить в налоговую лично.

При оформлении с электронной подписью пошлину можно не платить

Через сервисы. Еще проще воспользоваться сервисами, которые берут регистрацию на себя. Разберемся, как это работает, на примере сервиса регистрации ИП в Тинькофф.

Заявление на регистрацию ИП в Тинькофф

Как отправить заявление через сервис Тинькофф:

  1. Заполнить анкету на сайте.
  2. Банк по этой информации сам заполнит заявление.
  3. Представитель банка привезет документы на подпись куда и когда удобно.
  4. После того как вы подпишете документы, банк отправит заявление в налоговую, а там обработают заявку — обычно в срок до пяти дней.
  5. Когда все будет готово, налоговая пришлет документы на электронную почту.
Пример выписки из ЕГРИП
Такую выписку налоговая пришлет после регистрации на почту в формате pdf

Сейчас все документы приходят на электронную почту, даже если вы ходили в налоговую лично. Вам пришлют лист записи ЕГРИП в электронном виде. Бумажные копии больше не нужны.

Регистрация ИП в Тинькофф

Бесплатно зарегистрируем ИП за пять дней онлайн

  • Заполним форму, соберем документы и отправим в налоговую
  • Не надо платить пошлину и ходить в налоговую
  • Место прописки не имеет значения: зарегистрируем из любой точки России
  • Сразу отправим заявление о переходе на УСН
Зарегистрировать ИП
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Еще по теме