Рассказываем о том, как выбрать ОКВЭД, режим налогообложения и открыть ИП
Леонид Яковлев
Эксперт по праву
Рассказываем о том, как выбрать ОКВЭД, режим налогообложения и открыть ИП
Леонид Яковлев
Эксперт по праву
Эксперты Тинькофф Бизнеса разбирали самые частые вопросы начинающих предпринимателей. Собрали все важное в этот конспект.
Выбрать код ОКВЭД
В заявлении на регистрацию надо указать коды ОКВЭД — они обозначают виды деятельности. Этими кодами предприниматель показывает государству, банкам и контрагентам, чем он занимается. Например, делает сайты или продает автозапчасти.
Предприниматель может выбрать несколько кодов, например, если одновременно ведет разную деятельность: пишет код и делает фотосессии на заказ.
Предприниматель должен заниматься именно той деятельностью, которую указал в кодах. Если указали розничную продажу цветов, надо продавать цветы, а не гвозди.
Формально закон не запрещает один раз продать гвозди, но к регулярной деятельности по другим ОКВЭДам банки, налоговая и контрагенты относятся с подозрением. Так обычно поступают фирмы-однодневки: проводят по договорам сделки, которых в реальности нет, и так помогают другим компаниям уклоняться от налогов. Фирма-однодневка может сегодня бетон отгружать, а завтра — рыбу, но в реальности никаких бетона и рыбы нет, это просто вывод денег на другое юрлицо. Государство отслеживает такие махинации, и крупные сделки по неподходящим ОКВЭДам — один из тревожных маркеров.
Поэтому, если регулярно работать по другим ОКВЭДам, могут быть проблемы.
Банк или налоговая могут запросить документы или поставить в план на выездную проверку.
Компании-партнеры тоже проверяют ОКВЭДы перед тем, как начать работать с новым контрагентом. Если у вас неподходящие ОКВЭДы, то это повод отказаться от крупной сделки.
При регистрации предпринимателю надо выбрать основной код и дополнительный.
Определите, чем занимается бизнес. Для этого надо ответить на вопросы: «Что делаем? Где? Для кого?»
Давайте сразу на примере:
- Что делаем? Производим и продаем одежду.
- Где? Производим на фабрике, а потом продаем в интернете и шоуруме.
- Для кого? Для розничного потребителя.
Выписать все подходящие коды ОКВЭД. Найти коды можно в специальном справочнике — выбирайте свою категорию и ищите по тематическим разделам.
Чтобы было легче ориентироваться, весь классификатор разбит на разделы от A до U. Внутри разделов виды деятельности поделены на классы, группы и подгруппы.

Разберем структуру кода ОКВЭД на примере 47.71.1 «Розничная торговля одеждой». Код 47.71 включает в себя все коды от 47.71.1 до 47.71.8. А класс с цифрой 47 — все внутренние группы и разделы.
При регистрации нужно указывать код, в котором четыре цифры и больше. Всю категорию сразу, например просто код 47, указать нельзя. Если вам подходит каждый пункт из какой-то группы или категории, придется перечислить все входящие коды, в которых минимум четыре цифры.
Например, для нашей ситуации подходят следующие коды:
1. Для интернет-магазина — 47.91.2 «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет».
2. Для шоурума — 47.71 «Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах».
3. Для производства одежды — 14.14., 14.13., 14.19 в зависимости от того, какую именно одежду собираемся производить, для кого и из каких материалов.
Обязательно читайте пояснения к коду: там обычно прописано, что конкретно входит в этот код, а что нет. Если какая-то деятельность прописана в исключениях и не относится к коду, рядом с ней стоит ссылка на подходящий.

Выбрать основной код. Обычно основной код — та деятельность, которая по плану будет приносить больше всего дохода. Поэтому, если мы собираемся раскручивать доставку и делать упор на интернет-магазин, в котором продаем покупную одежду, стоит выбрать код 47.91.2.
Но есть еще один момент: по основному коду ИП может получить налоговые льготы и каникулы. Поэтому, перед тем как делать окончательный выбор, изучите все льготы в своей отрасли. Если какой-то из подходящих вам кодов попадает под льготу — выбирайте его основным, а остальные дополнительными.
Выбрать дополнительные коды. Строгих ограничений по количеству кодов нет — в качестве дополнительных можете указать все остальные подходящие.
Но обычно юристы советуют выбирать не больше 20 и из смежных сфер деятельности. Это логично: например, если делаете сайты, то не исключено, что понадобится еще проводить фото- или видеосъемку, писать тексты или запускать рекламу.
Выбрать налоговый режим для ИП
ИП может выбрать одну из шести систем налогообложения:
- основную — ОСН;
- упрощенную — УСН;
- автоматизированную упрощенку — АУСН;
- патент — ПСН;
- налог на профессиональный доход — НПД;
- единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН.
ОСН — основная система налогообложения, на ней ИП платит больше всего налогов: НДС, НДФЛ, налог на имущество. Плюс к этому придется еще сдавать более сложную отчетность.
На этом режиме обычно работают крупные компании. Они платят НДС, у них есть отдельный бухгалтер, а иногда даже целый бухгалтерский отдел.
УСН — упрощенная система. Для ИП основной режим чаще всего не нужен. Поэтому важно одновременно с регистрацией подать заявление на УСН. Если этого не сделать, вас автоматически переведут на ОСН.
Упрощенная система налогообложения — самый популярный налоговый режим для ИП. На нем предприниматель платит только один налог на доход от бизнеса — и по более низкой ставке. Бухгалтеры рекомендуют при регистрации сразу подавать уведомление о переходе на УСН, а потом разбираться в деталях.
У этой системы есть два варианта:
- «Доходы». На ней предприниматель платит до 6% от доходов, поступивших на расчетный счет или в кассу, а также неденежные поступления, например взаимозачет. Доходы — это не только выручка от продажи товаров, работ или услуг, но и, к примеру, штраф от контрагента за нарушение им условий договора.
- «Доходы минус расходы». Здесь предприниматель платит процент от прибыли, то есть вычитает из своих доходов расходы бизнеса. С положительной разницы надо платить до 15% в зависимости от региона.
В каждом регионе своя ставка по УСН, 6 и 15% — стандартные показатели, но чаще процент меньше.
Если у вашего бизнеса много расходов, вы оплачиваете со счета аренду, материалы, большие зарплаты сотрудникам, то лучше выбрать УСН «Доходы минус расходы». Так вы сможете вычитать сумму расходов из налогооблагаемой базы и платить меньше.
Но вычесть можно будет не все расходы, а только реальные траты на бизнес — об этом придется отчитываться перед налоговой. Например, не получится списать расходы за бензин личного автомобиля и сказать, что ездил по делам бизнеса.
Если у вашего бизнеса расходов мало, проще выбрать УСН «Доходы». Тогда будете просто платить 6% от выручки, расходы подтверждать не нужно.

АУСН — автоматизированная упрощенная система налогообложения. На ней могут работать только ИП в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Бизнес предпринимателя должен быть зарегистрирован и находиться в этих регионах.
На АУСН, так же как и на УСН, есть два варианта:
- «Доходы» со ставкой 8%;
- «Доходы минус расходы» со ставкой 20%.
Региональных льгот нет и не планируется.
На АУСН налоговая сама считает налог к уплате. Нужные данные берет из личного кабинета налогоплательщика, операций по онлайн-кассе и из банка, где открыт расчетный счет.
Предприниматели на АУСН не платят взносы за себя и работников, не сдают декларацию и часть отчетов за сотрудников.
Патент. На патенте вы платите фиксированную сумму в год. Размер зависит от места регистрации и вида деятельности. Весь год можно зарабатывать сколько угодно и больше налоги с доходов не платить.
Чтобы понять, когда выгоднее патент, надо узнать, сколько он стоит конкретно в вашем регионе для вашего вида деятельности. Цена сильно отличается: например, в Москве годовой патент на разработку программного обеспечения стоит 600 000 ₽, а в Туле всего 3810 ₽.
Порядок действий такой:
- При регистрации сразу отправляете в налоговую заявление о выдаче патента на месяц, полгода, год — срок выбираете сами, какой хотите.
- Оплачиваете патент. Если срок до шести месяцев, перевести оплату можно в любое время до конца действия патента, главное — внести сразу всю сумму. Если шесть месяцев и больше — ⅓ суммы оплачиваете в течение первых 90 дней, а остаток уже в любой момент до конца срока патента.
- В течение срока действия патента не платите других налогов с доходов бизнеса.
НПД — налог на профессиональный доход. Самозанятость — это режим для небольшого бизнеса, но подойдет он не всем: на НПД можно только продавать товары собственного производства, самостоятельно выполнять работы или оказывать услуги. То есть продавать свитера, которые вязал сам, можно, а купить и перепродавать — нельзя.
ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Это упрощенный налоговый режим для предприятий, которые связаны с сельским хозяйством, например ферм или садоводств. Для них государство предлагает особые льготы и условия. Если вы занимаетесь сельскохозяйственным бизнесом, выгоднее всего выбрать этот режим.
Разобраться со страховыми взносами
Кроме налогов, ИП должен платить страховые взносы. Причем неважно, есть у него доход или нет. Даже если весь год не было ни одного поступления, платить все равно придется.
Обязанность платить страховые взносы возникает в момент регистрации ИП. Есть три категории взносов.
Взносы ИП за себя — это конкретная сумма в год, которая идет на медицинское страхование и пенсию. В 2023 году фиксированная часть составляет 45 842 ₽ в год. Эти взносы надо платить всегда, даже если у ИП не было дохода.
Исключение — ИП на НПД или АУСН, на этих системах налогообложения нет фиксированных страховых взносов.
Взносы за сотрудников. Рассчитываются в процентах от зарплаты сотрудника. Если ИП — субъект малого бизнеса, то у него отдельные, льготные условия по страховым взносам.
Сейчас страховые взносы за сотрудников на ОПС, ОМС и ВНиМ объединены в один тариф. Работодатель уплачивает их одной платежкой. А взносы на травматизм платят отдельно. Подробно разобрали особенности их уплаты в отдельной статье.
Дополнительные взносы. Если вы за год заработаете больше 300 000 ₽, то должны будете заплатить еще 1% сверх этой суммы. На УСН вы считаете ваш реальный доход, на патенте — потенциальный, который рассчитывало государство для вашего вида деятельности.

Фиксированные взносы ИП за себя можно платить как угодно: по частям или сразу одной суммой все за год.
На УСН «Доходы» взносы выгоднее платить частями: каждый квартал до конца периода. Тогда сумму взносов можно вычитать из суммы налога за этот квартал и так экономить.
Какие документы нужны для регистрации ИП
Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, в налоговую инспекцию нужно подать:
- заявление по форме № Р21001;
- оригинал паспорта будущего ИП;
- документ об уплате госпошлины 800 ₽, если регистрируетесь лично в налоговой.
Дополнительно могут понадобиться оригинал или копия свидетельства о регистрации по месту жительства и справка об отсутствии судимости.
Свидетельство о регистрации нужно, если в паспорте нет информации об адресе места жительства. Справка об отсутствии судимости — если ИП планирует вести деятельность в медицинской и образовательной областях, работать с молодежью и детьми, организовывать массовые мероприятия или оказывать социальные услуги, работать в такси.
Подать заявление на регистрацию
Есть пять способов открыть ИП:
- Лично в налоговой или в МФЦ.
- Онлайн через Госуслуги.
- Онлайн через сервис налоговой службы с помощью мобильного приложения «Госключ».
- Через нотариуса.
- Через специальные сервисы.
Регистрация в налоговой. Лично открыть ИП можно только по месту прописки. Скажем, если вы живете в Москве, а прописаны в Соликамске, то заявление надо подавать в Соликамске.
Минусы | Плюсы |
---|---|
Надо самому ездить в налоговую | Напрямую через налоговую займет до пяти дней, через МФЦ — на два-три дня дольше |
Обязательно подавать документы по месту прописки | Если регистрируете через МФЦ, пошлину не платите |
Заплатить госпошлину, если регистрируете лично в налоговой |
План такой:
- Заполнить заявление на регистрацию ИП.
- Заполнить документ о выборе УСН, АУСН, ПСН или ЕСХН.
- Сделать копию паспорта.
- Уплатить госпошлину 800 ₽. Нужна только при личной регистрации в налоговой. Если подаете через МФЦ, пошлина не понадобится.
- Отнести это все в налоговую вашего района, где вы прописаны, или в МФЦ. Через МФЦ процесс оформления будет на два-три дня дольше.
- Налоговая проверит документы и зарегистрирует ИП, затем документы пришлют в электронном виде на почту.
Через Госуслуги. Для регистрации нужно будет либо оформить квалифицированную электронную подпись — КЭП, либо подписать документы через приложение «Госключ», либо заплатить пошлину 800 ₽ и подписать их в налоговой.

Через сервис налоговой службы с помощью мобильного приложения «Госключ». План действий такой:
- Подготовить в сервисе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» документы. Система сама подскажет, какие данные необходимо вводить.
- Сформированный пакет документов подписать в приложении «Госключ». Тут можно бесплатно сформировать усиленную квалифицированную электронную подпись. Понадобятся: учетная запись на Госуслугах, смартфон и биометрический загранпаспорт.
После подписания в приложении «Госключ» документы отправятся в инспекцию автоматически. Регистрация ИП или отказ придут в течение суток.
Через нотариуса. Подать документы можно любому нотариусу. В этом случае не нужно платить госпошлину, но придется оплатить услуги нотариуса.
Нотариус примет документы, переведет их в электронный вид, то есть отсканирует, подпишет электронной подписью и направит в налоговую.
В течение трех рабочих дней после подачи документов предпринимателя зарегистрируют. Ему и нотариусу пришлют подтверждение в электронном виде.
Через сервисы. Еще проще воспользоваться сервисами, которые берут регистрацию на себя. Разберемся, как это работает, на примере сервиса регистрации ИП в Тинькофф.

Как отправить заявление через сервис Тинькофф:
- Заполнить анкету на сайте.
- Банк по этой информации сам заполнит заявление.
- Представитель банка привезет документы на подпись куда и когда удобно.
- Когда вы подпишете документы, банк отправит заявление в налоговую, а там обработают заявку — обычно в срок до пяти дней.
- Когда все будет готово, налоговая пришлет документы на электронную почту.

Сейчас все документы приходят на электронную почту, даже если вы ходили в налоговую лично. Вам пришлют лист записи ЕГРИП в электронном виде. Бумажные копии больше не нужны.