Подайте заявку на открытие ИП до 31 октября и получите 6 месяцев бесплатного обслуживания. Подробнее

Новости в телеграме

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Бизнес с нуля Редактор: Егор Предтеченский

Как получить отказное письмо для маркетплейса

Чтобы торговать на маркетплейсе, требуется документ о безопасности продукции. Для товаров, которые не нужно сертифицировать или декларировать, получают отказное письмо

Виталий Панов

Виталий Панов

Руководитель агентства Sirius, помогает бизнесу выйти на маркетплейсы

Чтобы торговать на маркетплейсе, нужно оформить документ о том, что продукция безопасна для людей, животных и окружающей среды. Без него продавец может получить штраф и блокировку аккаунта. Для товаров, которые не подлежат обязательной сертификации или декларированию, получают отказные письма. С экспертом разбираемся, когда это нужно и как его оформить.

Что такое отказное письмо

Отказное письмо — документ, который подтверждает, что конкретная продукция не подлежит обязательной сертификации и декларированию. Производители и продавцы товаров должны предоставлять отказное письмо по запросу маркетплейса, Роспотребнадзора или клиентов. Требование относится к отечественной и импортной продукции.

Оформить отказное письмо могут только самозанятые, ИП и организации, зарегистрированные в России. Физические лица и иностранные компании не имеют права оформлять отказные письма.

Отказные письма бывают двух видов: для торговли и для таможенного оформления. В статье мы рассматриваем первый вариант, который нужен для продажи товаров на маркетплейсах.

Как начать продавать на маркетплейсе: обзор российских площадок

Документ для таможни ничем не отличается по содержанию, и мы не будем писать здесь про него отдельно.

Сначала немного теории: зачем вообще нужны отказные письма и какие еще есть способы подтвердить безопасность товара.

Чтобы подтвердить безопасность товара, нужен один из документов:

  • сертификат соответствия;
  • декларация соответствия;
  • отказное письмо.

Сертификат соответствия оформляют на бланке установленного образца. Чтобы его получить, потребуется экспертиза процесса производства и испытания образцов продукции. Для декларации и отказного письма достаточно заочных документальных проверок.

Чтобы понять, какой из этих документов нужен именно для вашего товара, есть два пути:

  1. Изучить регламенты самостоятельно.
  2. Позвонить в сертификационный центр и узнать, что нужно для вашего товара.

Изучить регламенты самостоятельно. Придется прошерстить много документов и внимательно во всем разобраться.

1. Изучить технические регламенты Таможенного союза и поискать там свою группу товаров.

Действующие технические регламенты

2. Если регламента нет — изучить перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

3. Если ваш товар есть в регламентах или перечнях, там будет написано, что нужно оформить: сертификат или декларацию соответствия.

Пример из технического регламента о безопасности игрушек
Пример из технического регламента о безопасности игрушек: на такие товары нужна сертификация

Если продукции в техрегламентах и едином перечне нет, для товара достаточно будет оформления отказного письма.

Возможна еще добровольная сертификация, но это длинный и трудозатратный процесс, поэтому большинство предпринимателей ограничивается отказными письмами.

Добровольное подтверждение соответствия

Примеры товаров с разными требованиями к подтверждению соответствия:

Нужен сертификат
соответствия
Нужна декларация соответствияДостаточно отказного
письма
Детские принадлежности
и игрушки, батареи отопления, презервативы
Косметика, бытовая химия,
кухонная посуда, корма для животных
Бижутерия, сувениры,
канцтовары, спортивный и садовый инвентарь

Узнать в сертификационном центре. Второй путь намного короче: можно позвонить или написать письма в несколько сертификационных центров и узнать, какой вид документа нужен на ваш товар. Возможно, вам ответят не везде, но несколько компаний проинформируют вас, нужна ли декларация или сертификат на вашу продукцию или достаточно отказного письма.

Обязательно обратитесь сразу в 3—4 центра — так вы проверите информацию в нескольких источниках. Дальше в одной из этих организаций можно заказать сертификат, декларацию или отказное письмо для торговли.

Кто выдает отказные письма

Если вы перепродаете товар, который покупаете у поставщика, нужно запросить отказное письмо у изготовителя — он обязан предоставлять его по запросу.

Если производите продукцию сами, письмо можно оформить в аккредитованном сертификационном центре.

Чтобы выбрать сертификационный центр, рекомендуем зайти на сайты нескольких компаний из поисковой выдачи и сравнить цены, сроки, отзывы и опыт работы. Выберите 3—4 организации, которые подойдут вам по этим критериям, и проверьте их.

Как проверить аккредитацию центра:

Реестр аккредитованных лиц
  1. Найдите на сайте организации ее реестровый номер в формате RA.RU.12АB34. Обычно он находится в разделе «О компании», «Контакты» или в подвале сайта.
  2. Вбейте этот номер на официальном сайте реестра аккредитованных лиц.
  3. Проверьте полномочия компании на сертификацию продукции.
Как проверить аккредитацию центра
Сайт Росаккредитации долго думает, но в итоге выдает нужную информацию

Как оформить отказное письмо

Оформить такое письмо самостоятельно нельзя — его может выдать только аккредитованный сертификационный центр.

Для получения отказного письма нужно собрать документы и отправить их экспертам курьером или по электронной почте.

Вот какие документы понадобятся:

  • заявка по образцу сертификационного центра;
  • карточка организации-заказчика, где указаны название, реквизиты, юридический адрес и ФИО руководителя;
  • наименование товарной группы и конкретного товара, на который нужно получить отказное письмо;
  • техническое описание продукции, код ОКП или ТН ВЭД;
  • для импортной продукции — контракт или инвойс.

Обычно эта услуга стоит от 3000 ₽ и занимает 1—2 дня. Для отказного письма не нужно проводить исследования образцов изделий. Эксперт принимает решение на основании документов, которые вы предоставите, общих регламентов и норм законодательства.

Готовое письмо можно получить лично в сертификационном центре, через курьера или заказным письмом по почте.

Как выглядит отказное письмо на продукцию

Для отказного письма нет утвержденного формата. Обычно его распечатывают на фирменном бланке сертификационного центра, заверяют печатью и подписью эксперта.

Текст составляют в произвольной форме, но в нем должны быть указаны обязательные сведения:

  • название и реквизиты организации, выдавшей документ;
  • название компании-заказчика;
  • исходящий номер письма и дата его составления;
  • наименование продукции, код ОКП или ТН ВЭД;
  • информация о том, что для указанной продукции не требуется сертификация и декларирование, со ссылками на законодательство и регламенты;
  • срок действия документа.
Вариант отказного письма
Вариант отказного письма

В один документ можно включить любой список продукции, но его держателем может быть только одна организация или индивидуальный предприниматель.

Отказное письмо действует бессрочно, пока не изменятся нормативные акты и регламенты, на основании которых оно составлено. Перечни товаров, подлежащих декларированию и сертификации, обновляются ежегодно, поэтому раз в год продавцу нужно перепроверять, не изменились ли требования к сертификации его продукции.

Что будет, если не оформить отказное письмо

Несмотря на то что маркетплейсы не запрашивают при регистрации сертификаты, декларации и отказные письма на продукцию, продавцы должны быть готовы предоставить эти документы в любой момент. Чаще всего это требуется по запросу покупателя, который сомневается в качестве товара.

Пример правил использования портала Wildberries
Выдержка из правил использования портала Wildberries

Получить отказное письмо нужно до начала продажи товаров, а не после требования покупателя, маркетплейса или Роспотребнадзора. Если сделать наоборот — оформить письмо уже после размещения товара, — это считается нарушением. Получается, что на протяжении какого-то времени продавец работал без необходимых документов о безопасности товара.

Часть оферты OZON
Выдержка из оферты OZON

За это нарушение продавцу придется возместить маркетплейсу все понесенные убытки, штрафы, компенсации и издержки. В некоторых случаях аккаунт поставщика могут заблокировать.

Часть оферты Wildberries
Выдержка из оферты Wildberries

Помимо санкций от маркетплейса продавец может получить штраф и от Роспотребнадзора. За нарушение порядка продажи продукции без сертификата соответствия ИП могут оштрафовать на 20 000—40 000 ₽, компанию — на 100 000—300 000 ₽.

Штрафы за отсутствие сопроводительных документов — ст. 14.45. КоАП РФ

Главное

  1. Отказное письмо — документ, который подтверждает, что товар не подлежит обязательной сертификации и декларированию.
  2. Оформить отказное письмо могут самозанятые, ИП и организации, зарегистрированные в России.
  3. Чтобы понять, достаточно ли для вашего товара отказного письма, проще сразу обратиться в аккредитованный сертификационный центр.
  4. Для отказного письма нет утвержденного формата, но есть обязательные требования к его содержанию.
  5. Срок действия отказного письма зависит от актуальности нормативных актов и регламентов, на основании которых оно составлено. Продавец обязан следить за обновлениями требований к сертификации своей продукции.
  6. Заниматься оформлением отказных писем нужно до размещения товаров на маркетплейсе.
  7. За отсутствие сопроводительных документов можно получить штрафы от маркетплейса и Роспотребнадзора.

Регистрация бизнеса в Тинькофф

  • Бесплатно зарегистрируем ИП или ООО с одним учредителем.
  • Поможем выбрать коды ОКВЭД и сами отправим документы в налоговую.
  • Откроем счет автоматически, обслуживание первые два месяца — 0 ₽.
Посмотреть все условия

Сейчас читают

Безакцептное списание денег с расчетного счета

Банк вправе списать деньги без распоряжения клиента по решению суда и в случаях, предусмотренных законами или банковским договором с клиентом. В статье разбираем каждый случай и рассказываем, что делать, если деньги сняли без законных оснований

Как использовать факсимильную подпись

Факсимиле можно использовать по соглашению сторон или в соответствии с правилами документооборота внутри компании. Такая подпись не подойдет для документов, которые влекут серьезные финансовые или юридические последствия

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

[popup_uchebnik_ip]

[popup]