Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как собрать сильную команду: методика MBTI


Кирилл — владелец бизнеса. Он регулярно нанимает сотрудников в коллектив, потому что в команде текучка. На собеседовании Кирилл задает стандартные вопросы: на какую зарплату рассчитываете, какой у вас опыт работы, кем видите себя через пять лет. Он не уточняет, в каких условиях работал кандидат, что ему не нравилось на предыдущем месте, как он принимает решения и в целом подходит ли он команде по духу. Из-за этого Кирилл часто ошибается при найме сотрудника, в результате тот быстро увольняется, а Кириллу приходится тратить время на поиски нового.

Анна — руководитель в пиар-отделе крупной компании. В прошлом она изучала психологию и проходила тестирования, которые помогают определить тип личности. Анна тщательно подходит к найму сотрудников: не только задает вопросы, но и проводит тесты. Например, о том, как кандидат принимает решения или какие у него лидерские качества. Кроме того, Анна периодически отправляет команду на тренинги, чтобы улучшить взаимодействие внутри коллектива. Текучки в отделе Анны нет.

Тестирования, которые проводит Анна и игнорирует Кирилл, можно использовать как инструмент для найма персонала и не только.

В статье рассказываем про методику MBTI — опросник, который помогает определить тип личности сотрудника. В бизнесе это тестирование часто используют, чтобы укрепить отношения внутри команды и найти подходящих исполнителей для незакрытых задач.

Что такое типы личности по MBTI

Типология личности Майерс — Бриггс, или MBTI, основана на философии швейцарского психиатра Карла Густава Юнга и его книге «Психологические типы».

Юнг предполагал, что человек воспринимает мир с помощью четырех функций: мышления, чувств, интуиции и ощущений. Именно они легли в основу типологии Майерс — Бриггс.

В типологии MBTI выделяют четыре дескриптора, по которым исследуют личность.

В методике MBTI типы личности выделяют на основе четырех дескрипторов

Ориентация сознания — EI. Этот дескриптор делит людей на интровертов, I-тип, и экстравертов, E-тип. Интроверты лучше работают наедине с собой, они черпают энергию из одиночества. Экстравертам комфортнее работать с другими людьми: они любят обсуждать рабочие вопросы и решать их с помощью диалога.

«Шкала ориентации сознания отвечает на вопрос: как человек отдыхает? Вы отдыхаете в окружении людей или, условно, будучи на лоне природы. То есть эта шкала не про то, сколько человек говорит. Я, например, говорю много в силу своей работы, но отдыхаю я только тогда, когда нахожусь в одиночестве. То есть я интроверт, а не экстраверт.

Важно понимать, где люди черпают ресурсы и энергию, потому что от эмоционального выгорания никто не застрахован. В том числе из-за того, что мы до конца не понимаем, где черпаем свою энергию и от чего устаем».

Екатерина Бахарева

Екатерина Бахарева

Основатель рекрутингового агентства Benchmark Executive

Ориентация в ситуации — SN. Эта шкала показывает, как люди оценивают ситуацию.

Люди S-типа концентрируются на зрении, обонянии и прикосновениях, то есть опираются на внешние уже известные данные. Такие люди любят точность, они долго и тщательно обдумывают свои решения.

Люди N-типа, напротив, более полагаются на интуицию. Они не любят концентрироваться на фактах. Вместо этого пользуются своим развитым воображением.

Основа принятия решений — TF. Люди принимают решения, опираясь либо на разум, либо на чувства.

Для людей Т-типа логика — на первом месте. Они тщательно анализируют информацию, прежде чем что-то решить. Им нравится искать альтернативные решения, взвешивать их и находить лучшее.

Люди F-типа из тех, к кому все ходят, чтобы поделиться своей радостью или болью. Такие люди — эмпаты, они обладают высоко развитым эмоциональным интеллектом и принимают решения эмоционально. Такие сотрудники вряд ли будут делать то, что для них неприятно и неэтично. А если и сделают, то с большим неудовольствием: осадок от такой задачи на будущее точно останется.

Способ подготовки решений — JP. Эта шкала измеряет, как люди относятся к дедлайнам и могут ли они быть гибкими — подстраиваться под обстоятельства и менять свои решения.

Люди J-типа могут брать в работу только одну задачу. Вести несколько параллельно — для них пытка. Они склонны планировать, любят порядок, умеют двигаться к намеченной цели, верно расставляют приоритеты и знают, как достигнуть результата.

Людям Р-типа, наоборот, сложно планировать и контролировать достижение долговременного результата. Зато они многозадачны, могут справляться с работой в сжатые сроки и при этом не паниковать. Это достаточно гибкие сотрудники, которые хорошо покажут себя в работе, где постоянно что-то меняется.

MBTI также основана на архетипах — распространенном понятии в психологии. Архетип — это универсальный образ человека: его подсознательное представление об идеалах и его способ взаимодействия с собой и миром.

Всего в методике Майерс — Бриггс выделяют 16 типов личности. Каждый из них — сочетание четырех дескрипторов. Например, INTP — человек интровертный, интуитивный, рациональный и восприимчивый. Подробнее о типах личности поговорим далее.

Как знание MBTI помогает руководителю

Типология MBTI помогает предпринимателю понять себя и то, с какими людьми он работает в команде, с кем ему сотрудничать наиболее комфортно, а с кем — эффективно. Комфортный сотрудник не всегда приведет руководителя к желаемому результату.

«MBTI — наглядная методика. Когда ты понимаешь, как строятся 16 типов личности, ты можешь отнести человека, сидящего напротив тебя, к одному из них.

Благодаря методике знаешь, каким способом конкретному человеку рассказать про задачу или про дедлайны. Например, дать человеку одну задачу или сразу несколько. Дать ему командую задачу или задачу на одного.

Можно также определить, какой потенциал у этого человека. Насколько он готов к повышению или должности руководителя. Умеет он делегировать, брать на себя ответственность, вести за собой людей? Или он исполнитель? А еще — насколько человек чувствителен к обратной связи и как легко он может ее давать? На все эти вопросы можно получить ответы, узнав про типы личности по Майерс — Бриггс».

Екатерина Бахарева

Екатерина Бахарева

Основатель рекрутингового агентства Benchmark Executive

Методика пригодится, если вам нужно:

  • нанять сотрудника;
  • сформировать команду под нужды бизнеса;
  • повысить сотрудника или подобрать ему другую должность;
  • провести переговоры с клиентом или бизнес-партнером.

Разберем каждый пункт подробнее.

Нанять подходящего сотрудника. Компании тоже можно подразделять по типологии Майерс — Бриггс: то, к какому типу личности относится собственник бизнеса, во многом определяет, каких людей ему выгоднее набирать в команду.

Если руководитель не может работать без регламентов, значит, его компания строятся иерархически. В команде есть четкие должностные обязанности и инструкции — это бизнес с J-культурой, основанной на порядке и предсказуемости. И наоборот: те, у кого нет четкой иерархии, — это компании с P-культурой. Если человек работал в такой среде, а потом перешел в проект, где четко соблюдают сроки и работают по процессам, ему может казаться, что его постоянно пытаются ограничить. А для людей из J-культуры это абсолютная норма — они привыкли следовать правилам.

Владелец бизнеса Кирилл относится к типам личности, которым важны эффективность, результат и конкретика. Его компания показывает хорошие итоги по цифрам. Но в команде не хватает бережной корпоративной культуры, банальной поддержки друг друга. Кириллу все это неважно — ему нужны результаты.

До того, как прийти на собеседование с Кириллом, Иван работал в компании типа FP — там, где настроение и комфорт сотрудников важны. Если Кирилл не будет понимать, что для Ивана важно бережное отношение к нему как к сотруднику, и наймет его в свою компанию — сотрудник вскоре уйдет из команды, а Кирилл потеряет время: придется снова искать нужного человека. Иван, скорее всего, получит эмоциональный срыв — от непривычки работать в более жестких условиях.

На собеседовании также важно уточнять у кандидата про его отношения с прежним руководителем и с предыдущей командой в целом. Например, как был выстроен рабочий процесс? Какие были дедлайны — жесткие или плавающие? Двигались ли сроки? Насколько было критично, что сроки сдвигались или, наоборот, накладывались штрафы за невыполненную вовремя задачу? Эти вопросы помогут понять, насколько психологически гибким может быть потенциальный сотрудник.

Сформировать команду под нужды бизнеса. Предприниматель может использовать методику MBTI, чтобы понять, каких сотрудников ему не хватает в команде. И с помощью них добиться поставленных целей.

Если предпринимателю нужно выпустить на рынок новый продукт, ему нельзя нанимать только людей P-типа, которые предпочитают действовать по обстоятельствам, — так не получится ничего доделать. В команде необходимы и J-люди, которые любят планировать: они знают, как достичь результата в перспективе. Также они точно соблюдают сроки и помогают более творческим P-людям сдавать работу вовремя.

Повысить сотрудника или подобрать ему другую должность. Руководитель может проанализировать тип личности сотрудника и соотнести результаты с его должностными задачами и обязанностями. Это поможет понять, находится подчиненный на своем месте или ему стоит подобрать другую должность, а может, даже повысить.

Иван любит процессные задачи, то есть он P-тип по MBTI. Однако начальник Ивана считает его коммуникативные навыки преимуществом и не переводит из отдела продаж. А сотруднику просто нравится процесс общения, он не мыслит категориями «сделано» — для него не так важно, сколько сделок он заключил, а товара продал. По сути, Иван занят на текучке — ему быстро станет скучно, и он погрузится во фрустрацию.

Если бы начальник Ивана изучил методику MBTI, он бы понял, какая работа лучше подойдет подчиненному. Например, ему может понравиться креативная работа ивент-менеджера. Иван со своим опытом продажника мог бы разрабатывать обучающие курсы для персонала, а также придумывать различные мероприятия для компании и ее клиентов.

Провести переговоры с клиентом или бизнес-партнером. Знание MBTI помогает предпринимателю понять, какой человек сидит напротив него, и эффективно провести переговоры.

Владимир продает бизнес — салон красоты. При продаже он фокусируется на цифрах: какой был оборот в месяц, какую прибыль приносил салон, сколько мастеров работало, сколько клиентов ежедневно приходили на процедуры. Покупательница бизнеса Анна его нехотя слушает. Ей неинтересны цифры, по типу личности она мыслит в категории проектов, большого видения. Если бы Владимир это знал, он бы смог продать салон красоты, обрисовав возможное будущее проекта.

Понимание типов личности позволяет лучше презентовать свои товары или услуги: рассказать про них понятнее для оппонента и обратить внимание на важные для человека моменты.

Как работать с тестированием MBT

Руководители могут использовать тест на тип личности по Майерс — Бриггс при найме и просить соискателей пройти его перед, во время или между собеседованиями. Обычно тестирование занимает 10—30 минут. Его можно найти бесплатно в интернете. Есть тесты с вариантами ответов или со шкалой — верно суждение или нет.

Руководителю лучше не изучать методику MBTI самостоятельно, а нанять сертифицированного тренера

Опросники не всегда надежны: человек может дать социально одобряемый ответ, подсознательно солгать себе и другим. Лучше руководителю пройти тренинг по MBTI, где его научат применять методику, понимать по разговору, кто есть кто и как разные типы личности могут взаимодействовать друг с другом, — и находить нужный подход. На тренинг можно отправить всю команду, чтобы сотрудники работали вместе наиболее эффективно.

«Если человек сам прочитает книгу, например Майерс — Бриггс или Юнга, то у него будет какое-то понимание теории. Это ему в целом может помочь принимать решения или определять тип личности окружающих. Но велика вероятность ошибок. Поэтому я, честно говоря, не верю в то, что можно без тренинга эффективно использовать методику MBTI».

Екатерина Бахарева

Екатерина Бахарева

Основатель рекрутингового агентства Benchmark Executive

Чтобы тренинг прошел успешно, эффективнее всего найти сертифицированного тренера или коуча по MBTI. Он изучит бизнес и поможет внедрить систему индивидуально. Выбирайте специалиста, который провел более ста тренингов для корпоративных клиентов. Предварительно стоит убедиться, насколько тренер экспертен, и собрать отзывы компаний, с которыми он работал.

Какие типы личности по MBTI выделяют

Всего есть 16 типов личности:

  1. Инспектор, или организатор, — ISTJ.
  2. Хранитель, или защитник, — ISFJ.
  3. Гуманист, или провидец, — INFJ.
  4. Аналитик, или стратег, — INTJ.
  5. Мастер — ISTP.
  6. Художник — ISFP.
  7. Посредник, или идеалист, — INFP.
  8. Мыслитель, или инноватор, — INTP.
  9. Предприниматель — ESTP.
  10. Душа компании — ESFP.
  11. Чемпион, или медиатор, — ENFP.
  12. Спорщик — ENTP.
  13. Администратор, или менеджер, — ESTJ.
  14. Учитель — ESFJ.
  15. Наставник — ENFJ.
  16. Командир — ENTJ.
Шестнадцать типов личности по MBTI деляется на четыре категории: аналитики, дипломаты, хранители и искатели

Если определить тип личности человека, можно понять, как с ним эффективнее взаимодействовать. Например, какие задачи ему доверять, как объяснять, как давать обратную связь. Это помогает научиться сотрудничать с любым человеком, даже если кажется, что по типологии личности вы несовместимы. Это как с иностранным языком, который нужно выучить, чтобы понимать людей из другой страны и культуры.

Отправляйте сотрудникам ссылку на тест и сохраняйте статью в закладки: вернитесь, когда получите результаты, — дальше расскажем, как найти подход к каждому из подчиненных.

Инспектор, или организатор, — ISTJ

Инспектор очень ответственный, анализирует информацию и тщательно вникает в работу, задает много вопросов. Любит работать в одиночестве. Берется только за те задачи, которые, по его мнению, способен выполнить в сроки и предельно качественно.

Как решает конфликты. Люди этого типа решают конфликтные вопросы спокойно и рационально. Практически неуязвимы для критики и редко выходят из себя.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Людям ISTJ-типа можно смело поручать монотонные задачи. К нововведениям их нужно подводить осторожно, пояснять, зачем нужны перемены и как они повлияют на текущие задачи: такие люди могут активно противостоять всему новому и стопорить рабочий процесс.

Люди типа ISTJ опираются на факты и практичны, они надежны — на них можно положиться

Хранитель, или защитник, — ISFJ

У хранителя высокий эмоциональный интеллект: легко распознает фальшь, отдаляется от тех, кто, по его мнению, неискренний. Это помогает хранителю анализировать себя и других — он понимает, как найти подход к людям, умеет ими управлять. Лучший мотиватор в работе для хранителя — помощь людям.

Как решает конфликты. Ценит гармонию, поэтому редко вступает в споры. В конфликтах может дать отпор, но очень уязвим, если критикуют его ценности.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Хранителя нужно обучать новым задачам на практике — таким людям важно сразу применить новые знания. Важно уточнять у людей этого типа, как они себя чувствуют, особенно если речь идет о неприятном — например, о разборе ошибок или срыве дедлайнов. Хранители любят замалчивать негатив и свои недовольства, что со временем может вылиться во внезапное увольнение.

Люди типа ISFJ всегда готовы прийти на помощь. Они заботливы, внимательны к чувствам других людей и умеют сострадать

Гуманист, или провидец, — INFJ

Гуманисты — тонко чувствующие личности. Они умеют видеть скрытые способности других, сопереживают и готовы помогать. Не стремятся к лидерству, ценят отношения в команде. Благодаря своей интуиции фонтанируют идеями. Но не погружаются в творческий процесс без памяти, действуют организованно и упорядоченно.

Как решает конфликты. Гуманист не любит обижать других людей. Предпочитает не замечать конфликт до последнего, что плохо влияет на его самочувствие и приводит к стрессу.

Как с ним взаимодействовать руководителю. С гуманистами важно договориться о методе коммуникации: эти люди не всегда понятно доносят свои мысли. Гуманистам нужно поручать творческие или сложные задачи — люди INFJ-типа замечают неочевидные взаимосвязи между деталями и способны предложить инновационное решение.

Люди типа INFJ чуткие и проницательные. У них хорошо развита интуиция, что помогает им предвидеть события

Аналитик, или стратег, — INTJ

Аналитик мыслит четко и практично, не терпит пустых разговоров. Перфекционист, любит все улучшать и совершенствовать, вместе с этим доделывает задачи до конца. Руководителю его можно не контролировать, даже при удаленной работе — аналитик оптимизирует рабочие задачи, справляется с рутиной, трудолюбив. Людям этого типа личности хорошо работается в одиночестве, поскольку им сложно налаживать отношения в коллективе.

Как решает конфликты. Приводит аргументы в спорах и забывает о чувствах оппонента, за счет чего не всегда получается решить конфликт. Аналитику сложно понимать эмоции людей, поэтому они могут усугубить конфликтную ситуацию.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Аналитикам можно смело поручать системные задачи, например наладить бизнес-процесс: внедрить CRM-систему в отдел продаж или придумать удобную схему для премирования сотрудников. Людей INTJ-типа можно приблизить к себе и передать им часть задач личного помощника: аналитики упорядочат рабочий график, разумно используют свое время и время начальника и не упустят ни одной договоренности.

Люди типа INTJ — проницательные и целеустремленные. Они независимо мыслят и полагаются на объективную оценку ситуации

Мастер — ISTP

Мастер умеет проявлять эмпатию и рационально мыслить. Всегда укладывается в дедлайны, однако руководителю его стоит проконтролировать. Бывает, что мастер из-за своей открытости к миру принимает спонтанные решения. Хотя в основном анализирует ситуацию и выжидает, прежде чем что-то предпринимать.

Как решает конфликты. Может добраться до сути дела и предложить варианты решений. Не стремится эмоционально задеть оппонента, решает конфликт через рассуждения и логику.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Мастеру не стоит поручать рутинные задачи — он быстро заскучает и перестанет их выполнять. С людьми этого типа личности стоит себя вести пожестче: мастер не следует правилам и регламентам, о своих интересах и желаниях он заявляет прямо, ему все равно, что думают окружающие. К мастеру можно найти подход через его хобби: если окружающие разделят его интересы, он будет готов к участию в командном проекте.

Люди типа ISTP используют логическое мышление в решении задач и способны абстрагироваться от эмоций даже в кризисных ситуациях

Художник — ISFP

Художник погружается в работу с головой. Он увлекается каждой новой задачей и настолько плотно ею занимается, что может достаточно быстро эмоционально выгореть. Художников не пугает рутинная однообразная работа, а также взаимодействие в команде. Однако они не готовы руководить или воздействовать на других — принимают мир таким, какой он есть, и быстро со всем смиряются.

Как решает конфликты. Понимает чувства других людей, поэтому до последнего избегает конфликтной ситуации. При ее возникновении старается решить проблему мягко и тактично. При этом готов уступать свои позиции.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Художников сложно заставить планировать и соблюдать дедлайны. Их важно мотивировать на задачи через пользу для людей. Контролировать этот тип личности не удастся, нужно давать художникам самим решать, как выполнять ту или иную задачу, — они придумают новаторский способ и сделают все по-своему.

Люди типа ISFP обладают художественным восприятием и развитым вкусом

Посредник, или идеалист, — INFP

Идеалист погружается в свои идеи, что может стать проблемой для руководителя. Если личные цели идеалиста не совпадают с бизнес-целями компании, он не будет выкладываться на полную. Идеалисты хорошо чувствуют людей и могут интуитивно прогнозировать события. Они располагают к себе коллектив, человеческая личность для них — самая большая загадка, из которой можно черпать вдохновение.

Как решает конфликты. Тяжело переносит не только конфликтные ситуации, но и соревновательные рабочие моменты. Не готов выигрывать у коллег или проигрывать им, лучше постоит в стороне.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Идеалист будет сражаться за миссию и цели компании, если они совпадают с его собственными. В этом случае с таким сотрудником всегда можно сверяться: он четко даст понять, когда задачи команды уходят от настоящих целей компании. С человеком этого типа личности можно консультироваться, если в команде есть проблемы: идеалист — хороший психолог, он знает, кто и как себя чувствует и в чем причина недовольств.

Люди типа INFP — эмпатичные альтруисты. Они тонко улавливают настроение других и всегда готовы прийти на помощь

Мыслитель, или инноватор, — INTP

Мыслитель не командный игрок. Он максимально продуктивно работает, если его оставить наедине с собой. Тщательно анализирует информацию и старается быть непредвзятым в своих решениях, из-за чего может потеряться в большом потоке информации — постоянно будет обращать внимание на новые данные и не придет к решению конкретной задачи.

Как решает конфликты. С мыслителем сложно договориться. На его чувства в споре невозможно надавить, мыслитель скрывает ото всех свои эмоции. В конфликтных ситуациях они занимают позицию невмешательства и отстраняются, из-за чего с ними сложно прийти к компромиссу и решить проблему.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Инноваторам можно поручать сложные логические задачи, но нужно их контролировать — они могут слишком увлечься и вовремя не прийти к решению. Из инноваторов получаются хорошие удаленные работники — они продуктивны в одиночестве и контролируют свой рабочий график.

Люди типа INTP — творческие изобретатели, они тщательно анализируют информацию и приходят к необычному решению сложной задачи

Предприниматель — ESTP

Предпринимателю лучше поручать более экстремальные задачи — он азартен, может рисковать и не выносит рутины. Препятствия его мотивируют, он готов добиться победы любой ценой. Однако не любит подчиняться. Таких людей можно ставить на руководящие должности и разговаривать с ними на равных, без строгой иерархии.

Как решает конфликты. Уверен в своей правоте, не колеблется и не сомневается. Считает, что конфликты неизбежны. Может как погрузиться в их решение, так и проигнорировать — и на то и на другое у предпринимателя тратится одинаковое количество энергии. Не только разрешает конфликты, но и выявляет их причины, чтобы впоследствии подобного не повторилось.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Людей типа «Предприниматель» можно подключать к задачам в кризисных ситуациях — например, когда сроки горят, ключевой сотрудник внезапно увольняется, помещение для магазина затопило за день до открытия. ESTP-личности не будут долго размышлять, а сразу приступят к решению конкретной задачи: подключат к этому всю команду и правильно распределят обязанности.

Люди типа ESTP легко находят общий язык с любым сотрудником в команде и могут с успехом решать кризисные задачи

Душа компании — ESFP

Люди этого типа любят внимание, творческие и очень эмоциональные. Они способны объединить команду и повести ее за собой. Умеют видеть возможности и слабые места других, поэтому хорошо руководят. Однако могут манипулировать людьми. В работе начинают одновременно делать множество задач, но редко их заканчивают. Не любят действовать по шаблонам и инструкциям, монотонная работа вызывает у них стресс.

Как решает конфликты. Люди ESFP-типа в конфликтных ситуациях эмоциональны, остро реагируют на критику, могут обидеться и уйти в отказ. В то же время они доброжелательны и готовы на компромисс. Для этого им нужно отложить конфликтную ситуацию на время, подумать и выпустить пар.

Как с ним взаимодействовать руководителю. От типа личности «Душа компании» не стоит ожидать строгого соблюдения дедлайнов. Этих людей можно ставить на руководящие должности, где нужно проявлять творческую инициативу: они смогут собрать и вдохновить команду на решение креативной задачи. При этом в команде обязательно должен быть тип личности, оканчивающийся на -TJ, чтобы мог контролировать процесс и помогать укладываться в сроки.

Люди типа ESFP — оптимисты, которые любят вдохновлять окружающих

Чемпион, или медиатор, — ENFP

Чемпион тонко чувствует людей и знает, как может влиять на окружающих. Любит творческую работу и не выносит рутину. Способен на эффективное сотрудничество, может организовывать мероприятия и успешно в них участвовать. Умеет противостоять неожиданностям.

Как решает конфликты. Люди этого типа очень эмоциональны, в конфликтах могут не сдержать себя и перейти на личности. Также легко гасят свои эмоции и забывают, что были с кем-то грубы.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Медиатору можно доверять командные задачи: он может вдохновлять, с ним даже рутина покажется удивительным приключением. В обязанностях модератора всегда должны быть креативные задачи, иначе он быстро заскучает — ему придется сложно, если у него не будет возможности применить свою творческую энергию.

Люди типа ENFP — творческие и общительные энтузиасты, которые тонко чувствуют людей

Спорщик — ENTP

Спорщик генерирует идеи, легко приспосабливается к новым условиям, не любит рутину и готов менять традиции компании, в которой работает. Люди этого типа личности — прирожденные руководители. Они умеют доносить сложные идеи до команды и вести людей за собой.

Как решает конфликты. В начале карьерного пути спорщик не слышит и не понимает оппонентов. С годами он концентрируется на развитии эмоционального интеллекта, замечает потребности людей и продуктивно решает конфликтные ситуации.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Спорщиков нужно подключать к мозговым штурмам — они фонтанируют идеями и смогут предложить свежие концепции развития компании. При этом нужно помогать спорщику доводить начатые дела до конца, ведь часто их идеи оказываются нереализованными. Важно подобрать им в пару того, кто сможет организовать процесс реализации, например предпринимателя.

Люди типа ENTP фонтанируют идеями, но часто не доводят их до реализации

Администратор, или менеджер. — ESTJ

Администратор к работе относится с ответственностью, он очень трудолюбив. Руководитель смело может доверить ему рутинные задачи — администратор всегда доведет их до конца. В коллективе людям этого типа непросто, ведь они любят навязывать свое мнение. Для администратора порядок превыше всего, поэтому ему будет сложно коммуницировать с более творческими личностями, которые вдохновляются хаосом и бросают задачи на полпути.

Как решает конфликты. Менеджеру важен результат, поэтому он излишне прямолинеен в конфликтных ситуациях. Из-за этого на него часто обижаются. Этому типу личности следует поучиться деликатности.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Администратору смело можно доверить организацию проекта — он системный, методичный и любит порядок во всем. Такой человек с легкостью составит регламент процесса, разработает документ и напишет инструкцию.

Люди типа ESTJ любят порядок, им с легкостью можно доверить управление проектом или командой

Учитель — ESFJ

Учитель отличается преданностью коллективу и своей работе. Интересы команды для него в приоритете. Он хороший руководитель: умеет заинтересовывать и мотивировать людей.

Как решает конфликты. Доброжелательность, чувствительность и восприимчивость мешают учителю давать отпор в конфликтных ситуациях. Люди этого типа всегда будут стремиться к компромиссу, даже в тех случаях, когда он невозможен или невыгоден для них.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Какую бы задачу руководитель ни доверил учителю, важно после ее выполнения дать сотруднику обратную связь. Учителю нужно ощущать себя ценным и получать поддержку, иначе у него не будет желания дальше работать. Людей ESFJ-типа можно подключать к организации мероприятия — им нравится создавать атмосферу гармонии в коллективе.

Люди типа ESFJ заботливы и общительны, они могут замотивировать окружающих на выполнение общих задач

Наставник — ENFJ

Наставник очень эмпатичный, он способен выловить несоответствия между мимикой и словами людей. Это помогает наставнику понимать коллектив и делает его хорошим лидером команды. Люди этого типа личности хорошо менеджерят задачи, но очень быстро выгорают. Им нужно научиться разграничивать работу и отдых и вовремя отправляться в отпуск.

Как решает конфликты. Наставник ставит интересы людей выше собственных, из-за чего часто приносит себя в жертву, забывает о своих потребностях и желаниях. Из-за этого он часто становится участником конфликта, ему сложно из него выйти удовлетворенным.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Наставника нужно привлекать к работе в команде — он очень отзывчивый, а еще любая задача под его контролем будет сделана в срок, он не терпит незавершенности. Наставнику также можно доверить генерацию идей, создание глобальных планов и постановку целей для компании или команды.

Люди типа ENFJ харизматичны и хорошо менеджерят задачи — на них можно положиться, если что-то нужно сделать в срок

Командир — ENTJ

Командир умеет решать самые сложные задачи, это связано с его упорством и уверенностью в себе. Люди этого типа готовы рисковать и используют в работе новые технологии. Командир умеет быть лидером команды, однако достаточно часто контролирует подчиненных.

Как решает конфликты. Командир не обращает внимания на чувства людей и достаточно грубо указывает оппонентам на их промахи. Ему кажется, что люди приспособятся и отключать эмоции ради общего результата.

Как с ним взаимодействовать руководителю. Командира можно ставить во главе команды: он грамотно распределит обязанности и достигнет нужных целей. Также людей этого типа можно отправлять на переговоры — они отлично коммуницируют и влияют на людей с помощью правильно подобранных аргументов.

Люди типа ENTJ — сильные лидеры, которые успешно достигают целей в команде

Стоит ли доверять методике MBTI

Предприниматель может использовать типологию MBTI как инструмент, чтобы понять, как он и его сотрудники принимают решения. Но методика не поможет в понимании мотивов и ценностей людей.

Наиболее точный результат MBTI дает, если ее использовать на людях, которые уже работают в компании. То есть нужно сделать оценку текущей команды и понять, насколько люди способны понимать друг друга и эффективно взаимодействовать.

В ситуации поиска сотрудников вместе с методикой MBTI лучше использовать другие тестирования. Они помогут получить более точные результаты. На какие опросники обратить внимание:

  1. Тест Хогана — широкоформатный опросник, который помогает определить деструкторы человека: что ему будет мешать в работе, а где он покажет лучшие результаты. Помогает оценить компетенции, потенциал и мотивацию сотрудника.
  2. Методика DISC — экспресс-тест, который помогает определить тип личности и понять, как человек работает и взаимодействует с другими в благоприятной и агрессивной для себя среде.
Часть отчета по тестированию Хогана. Он позволяет оценить кандидатов на должность по семи шкалам: адаптация, амбициозность, общительность, межличностная восприимчивость, организованность, любознательность, подход к обучению. Источник
Упрощенные результаты тестирования DISC, где D — главенство, I — влияние, S — упорство, C — соблюдение требований или податливость, уступчивость. Источник

Если методику DISC можно провести самостоятельно, то тест по Хогану лучше делать с сертифицированным консультантом. Он даст обратную связь и поможет понять, как усовершенствовать навыки. Например, как развить амбициозность, любознательность и лидерские качества, если они не дотягивают до нужного уровня. Тестирование по Хогану вместе с консультантом чаще всего проводят при поиске топовых специалистов: менеджеров высшего звена, руководителей, директоров.

«Тестирование может навредить, если опираться только на его результаты, не проводить встречу, не задавать уточняющие вопросы, чтобы разобраться в мотивах и ценностях сотрудника. Нужно на все смотреть в комплексе.

MBTI как один из инструментов отлично работает, чтобы разобраться во взаимодействии в команде, например как лучше делегировать ту или иную задачу, узнать и про себя тоже. Но использование методики не исключает того, что нужно погружаться в исследование мотивации команды и совершенствовать бизнес-процессы.

MBTI — это не волшебная таблетка, как и любое тестирование. Для более точных результатов и погружения стоит выбирать тренинг, где будет теория и понимание профилей в комбинации с практикой. Я проходила двухдневный тренинг еще в университете и с тех пор регулярно использую знания оттуда в бизнесе и жизни».

Екатерина Бахарева

Екатерина Бахарева

Основатель рекрутингового агентства Benchmark Executive

Методика MBTI: главное

  1. Типология Майерс — Бриггс основана на философии Карла Юнга об архетипах. Всего в методике выделяют 16 типов личности.
  2. В типологии MBTI личность исследуют через четыре дескриптора: ориентацию сознания, ориентацию в ситуации, основу принятия решений и способ подготовки решений.
  3. Тестирование MBTI может помочь руководителю нанять подходящего сотрудника, сформировать команду под нужды бизнеса, повысить сотрудника, провести переговоры с клиентом или бизнес-партнером.
  4. Опросник MBTI не всегда надежен: человек может дать социально одобряемый ответ и подсознательно солгать. Руководителю лучше вместо тестирования нанять сертифицированного специалиста или коуча по MBTI и провести командный тренинг.
  5. Предприниматель может использовать типологию MBTI как один из инструментов, чтобы понять, как он и его сотрудники принимают решения.
  6. Наиболее точный результат MBTI дает, если с помощью него давать оценку текущей команде.
  7. Индикатор личности по Майерс — Бриггс критикуют за его ненаучную обоснованность и жесткую каталогизацию по типам личности. Не стоит полностью полагаться на тест. Нужно смотреть на поведение сотрудника и проблемы взаимодействия с ним в комплексе: учитывать его мотивацию и то, как выстроены бизнес-процессы в компании.
Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Ксения Лурье
Ксения Лурье

Поделитесь, какие командные тренинги вы проходили? Как они вам помогли в дальнейшей работе?


Больше по теме

Новости