Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Нетворкинг на мероприятиях: как организовать и что учесть


Для чего бизнесу проводить нетворкинг, как выбрать формат, место и тайминг нетворкинга на мероприятии


Кристина Безуглая

Кристина Безуглая

Комьюнити-менеджер Тинькофф

Представим студию дизайна. Она устраивает конференцию о веб-дизайне. Зовет спикеров, приглашает в качестве гостей партнеров, клиентов, дизайнеров, да и просто тех, кто может заинтересоваться темой. В перерыве между выступлениями спикеров студия решила провести нетворкинг.

На примере студии поговорим, зачем бизнесу проводить нетворкинг, как его организовать и почему разговоры за обедом не считаются нетворкингом.

Что такое нетворкинг

В деловой среде нетворкинг — не новинка. В общем представлении это формат встречи, где собираются участники, чтобы найти инвестора для проектов, партнера для бизнеса, подрядчика услуг или поставщика. Есть выделенное место и время, а задача участников — познакомиться с другими и найти нужные для себя контакты. Кажется, что на этом все, звучит просто. Но на деле нетворкинг устроен сложнее, а к его организации есть ряд обязательных требований.

Правила нетворкинга

Можно сказать, что нетворкинг — модерируемая форма поиска ответов и решений через общение с людьми. Ключевое слово — модерируемая. Это значит, что беседа участников строится по правилам и на нетворкинге есть ответственные, или модераторы, кто следит за соблюдением этих правил. Это то, что отличает нетворкинг от обычной беседы участников во время кофе-брейка или за обедом. О роли модераторов мы поговорим ниже.

Нетворкинг может быть самостоятельным мероприятием, но чаще он становится частью более крупного события. Например, частью конференции, где есть отдельное время для выступления спикеров, перерыва на обед и нетворкинга. В статье мы поговорим как раз о таком формате, но большинство рекомендаций будут полезны и для «чистых» нетворкинг-мероприятий.

Мы раскроем тему с позиции организатора — когда компания сама организует нетворкинг и приглашает своих партнеров или клиентов для участия в нем.

Это фото нетворкинга с бизнес-фестиваля «Есть дело» в Санкт-Петербурге. Основная программа была завязана на выступлении спикеров о запуске бизнеса. Нетворкинг был частью программы и в общей сложности занимал 2 часа от шестичасовой конференции

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации

Чем нетворкинг полезен для бизнеса

Вернемся к примеру с дизайн-студией и нетворкингом на конференции веб-дизайна. Польза для гостей лежит на поверхности. Если на нетворкинг пришел дизайнер-фрилансер, он может найти потенциальных заказчиков. Представитель типографии может познакомиться с другими дизайнерами и предложить им сотрудничество. Все зависит от того, какие цели поставит сам участник.

Для организатора же нетворкинг скорее имиджевая история и возможность получить теплую аудиторию для маркетинговых акций. К примеру, студия-организатор собирает контакты участников и может в дальнейшем отправлять рассылки с предложениями услуг.

Форматы нетворкинга

Идеи нетворкинга на мероприятии упираются в форматы. На офлайн-встречах распространены два формата: модерируемая беседа и стены нетворка — Connecting Wall. Для онлайн-встреч — свой формат. Может быть и смешанный формат. Например, когда для офлайн-нетворкинга используются диджитал-инструменты.

«Для конференции Tinkoff eCommerce мы разработали телеграм-бота, который предлагал участникам нетворкинга заполнить о себе анкеты. Позже он отправлял эти анкеты другим участникам, которые также регистрировались в боте. Это помогало им находить нужные для себя контакты. Они могли списаться в личных сообщениях, договориться о встрече на площадке офлайн-конференции, продолжить общение в мессенджерах, запланировать встречу или созвон после конференции».

Кристина Безуглая

Кристина Безуглая

Комьюнити-менеджер Тинькофф

Модерируемая беседа. Организаторы мероприятия выделяют отдельную зону для нетворкинга, в которой есть удобные кресла и столики. За каждым столиком идет тематическая беседа. Например, за одним столом участники обсуждают поиск персонала, за другим — управленческие техники. Темы зависят от аудитории и тематики всего мероприятия.

За каждым столом закреплен модератор. Его задача — начать обсуждение и поддерживать беседу.

Такой формат подходит, если в нетворкинге участвует до 100 человек.

На конференции «Есть дело» в Санкт-Петербурге нетворкинг проходил в формате модерируемой беседы. Вместо столов и стульев — металлические бочки. На каждой бочке была задана тема беседы. Например, поиск сотрудников или инструменты для роста продаж

Connecting Wall — стена, где участники нетворкинга могут разместить свои контакты. Это один из старых, но рабочих способов нетворкинга.

Для этого формата также нужен модератор — на случай, если у участников будут вопросы или понадобится помощь. Для стены достаточно одного модератора, а не несколько, как в случае с тематическими беседами.

В последнее время этот формат постепенно уходит в онлайн. Вместо обилия бумажных анкет и визиток на доске может быть всего один QR-код — участники сканируют код и заполняют анкету в электронном формате.

Формат Connecting Wall подойдет для нетворкинга с любым количеством гостей.

Онлайн-нетворкинг. Чаще всего это электронный сервис на отдельной платформе или в мессенджере, к примеру в Телеграме. Участники нетворкинга регистрируются в сервисе, заполняют небольшую анкету о себе, указывают темы, которые им интересны. На основе данных сервис составляет случайные пары собеседников. Собеседники созваниваются внутри сервиса, знакомятся и обсуждают общие для себя темы. Хороший пример такого нетворкинга — проект Random Coffee.

В онлайн-формате тоже нужен модератор, но его функции будут отличаться от задач офлайн-модератора. Если в офлайне модератор в основном следит за беседой между участниками, в онлайне эту задачу выполняет сервис или бот, например телеграм-бот. Модератор онлайн-нетворкинга может работать в паре с техническим специалистом — следить за работой сервиса и вовремя реагировать, если появляются сбои.

Онлайн-нетворкинг удобен, если гостей несколько сотен, потому что тогда сложнее выделить дополнительную зону для живого нетворкинга. Вдобавок нужно закладывать больше времени, потому что модерировать такое количество человек непросто. Второй пример — мероприятие изначально проводится только в онлайн-формате и другого способа провести нетворкинг нет.

Так выглядит механика телеграм-бота, где участники заполняют анкеты о себе, могут просматривать анкеты других и назначать встречи с интересными для себя контактами. Для заполнения анкеты бот по очереди задает вопросы, где участник рассказывает о своих бизнес-интересах, указывает формат участия в нетворкинге. Затем бот показывает итоговую анкету. Если участник ничего не хочет в ней изменить, он отправляет анкету на публикацию. Бот отправляет анкету в личные сообщения другим участникам, кто тоже воспользовался ботом

Что входит в обязанности модератора нетворкинга

Возьмем самый частый формат нетворкинга — беседу. Модератор решает несколько задач:

  • задает тематику беседы;
  • наблюдает за диалогом участников;
  • приглашает к беседе новых участников.

Задает тематику беседы. Модератор знакомит участников нетворкинга, начинает беседу, предлагает участникам рассказать о себе, о своем бизнесе.

Наблюдает за диалогом участников. Модератор следит, чтобы каждый участник беседы мог высказаться. К примеру, одни участники будут молча слушать, а вторые — перебивать и отходить от темы. Модератор включается в беседу так, чтобы все в равной степени высказали свое мнение и представили себя.

Если в беседе есть перевес в сторону одного из участников, модератору не стоит бояться его перебить и сместить фокус на другого участника. Конечно, речь не о грубом прерывании речи, а о мягком своевременном комментарии. Если участник делает короткую паузу, модератор может прокомментировать ее, например высказать свое мнение и тут же задать второму участнику вопрос — что он думает по этой теме или как он из своего опыта решал подобную задачу.

Приглашает к беседе новых участников. На мероприятиях есть участники, которые приходят в зону нетворкинга, но по каким-то причинам стоят в стороне. Модератор приглашает таких гостей к беседе.

Участники могут отказываться от нетворкинга, если чувствуют себя неловко, не видят в нетворкинге пользы или им сложно идти на контакт с новыми людьми. Наседать и подталкивать к беседе не нужно, иначе человек может еще больше замкнуться или разочароваться в формате. Стоит предложить ему стать слушателем. Часто это уже снимает первый блок, и через какое-то время участники и сами начинают общаться.

Если нетворкинг проходит в обеденное время, задача модератора — пригласить гостей из обеденной зоны в зону нетворкинга.

При организации нетворкинга компании стоит подобрать на роль модераторов сотрудников с определенными навыками. Модерировать беседу получится у человека, кому легко дается коммуникация с разными людьми, кто эмпатичен и может почувствовать, когда участникам дискомфортна беседа или становится неинтересно.

Из навыков важен четкий менеджмент и опыт работы в организации мероприятий. Модератор понимает, как строится программа мероприятия, как взаимодействовать с другими организаторами, с ведущим, знает тайминг и умеет распределять время между участниками нетворкинга.

На фото двое участников нетворкинга Тинькофф и модератор. В идеале привлекать столько модераторов, сколько будет столов для общения

Как выбрать место для нетворкинга

Если нетворкинг проходит в рамках крупного мероприятия, для него стоит выделить отдельную зону. Проводить нетворкинг в кафетерии за обедом не лучший вариант.

Как правило, нетворкинг-зона отличается более расслабленной и неформальной атмосферой. Так она располагает участников к общению. Например, вместо жестких стульев стоит поставить мягкие кресла. Столы можно заменить на барные стойки или стилизовать бочки.

В нетворкинг-зоне должно быть много воздуха и достаточно места для приглашенного числа участников. Гостям должно быть комфортно перемещаться между столами, не касаясь и не толкая друг друга. При этом стоит предусмотреть, чтобы кресел и стульев было достаточно, на случай, если участники устанут и захотят присесть. Если сесть будет некуда, высок риск, что уставший участник уйдет из нетворкинг-зоны, чтобы отдохнуть в другом месте.

Также стоит предусмотреть, чтобы во время нетворкинга участникам не мешала слишком громкая музыка или выступление ведущего. Достаточно оставить фоновую тихую музыку.

Какое время самое подходящее

Частая ошибка, когда организаторы не выделяют дополнительное время на нетворкинг. К примеру, ставят в течение конференции короткие перерывы в надежде, что участники в это время сами начнут знакомиться и заводить беседы. На практике так не работает. Участники либо не успевают поговорить друг с другом и вынуждены прервать разговор, либо продолжают беседовать и пропускают выступления спикеров.

Для нетворкинга нужно отдельное время. А вот когда именно — это опционально. Можно провести нетворкинг перед началом основного мероприятия, когда участники собираются, проходят регистрацию и свободны для общения. Нетворкинг можно ставить дополнительно к обеденному перерыву. Если на мероприятии около ста участников, оптимальное время нетворкинга — 40 минут.

Как подготовить гостей мероприятия

Нетворкинг можно начать задолго до мероприятия. Это не обязательно, но так участникам будет проще раскрыться на самой встрече. К примеру, организатор может заранее создать чат в мессенджере, где будущие гости мероприятия могут представить себя и компанию.

Здорово, если организатор помогает участникам подготовиться к нетворкингу до мероприятия: рассказывает, что будет на нетворкинге, просит участников подготовить самопрезентацию на пару минут, подсказывает, какие тезисы в презентации стоит раскрыть. Это можно сделать в рассылках или чате за пару дней до мероприятия.

Во время самопрезентации участник рассказывает о себе те факты, которые релевантны тематике мероприятия. Если компания проводит бизнес-нетворкинг для предпринимателей, участники могут рассказать о своем профессиональном бэкграунде, опыте работы в сфере, текущих задачах.

Это пример сообщения из чата, где организаторы рассказывают участникам нетворкинга, как подготовиться к нетворкинг-сессии

Что еще стоит предусмотреть во время нетворкинга

В проведении нетворкинга есть несколько фишек, которые можно предусмотреть.

Подготовить карточки для записи контактов. Многие участники по-прежнему активно пользуются визитками. Но может случиться неловкий момент, когда один гость попросит визитку второго, а у него ее не окажется. На этот случай организаторам стоит подготовить небольшие пустые карточки и обратить внимание участников, как ими пользоваться.

Не стоит использовать вместо карточек стикеры или листы бумаги. Лучше заказать карточки в типографии в формате визиток, с пустыми полями для имени и контактов. Можно дополнительно брендировать карточку логотипом компании — организатора нетворкинга. Такая карточка плотнее и ярче, чем записка на белой офисной бумаге, поэтому участнику удобнее ее сохранить после нетворкинга.

Добавить в нетворкинг игровую механику. Она подойдет, если нетворкинг проходит в перерывах между частями основной программы мероприятия. Игровые механики помогают участникам переключиться, расслабиться и подталкивают их к активному общению.

Форматов нетворкинг-игр много. Один из вариантов — предложить участникам обменяться определенным количеством визиток и получить от организаторов приятный приз.

Другой вариант игровой механики подойдет для онлайн-нетворкинга. Если участник спишется или созвонится со всеми контактами, которые ему прислал бот, он может получить от организаторов дополнительный подарок: ежедневник, сертификат или другой мерч.

Подготовить бейджи. Первый шаг в общении дается сложнее всего. Участники быстрее идут на контакт, если видят имена друг друга. Бейджи можно использовать и для игровых механик. Например, заранее распечатать бейджики в нескольких цветах. Во время нетворкинга модераторы могут предложить участникам распределиться по группам в соответствии с цветом бейджа и каждой группе задать тему для беседы.

Главное, что стоит запомнить

  1. Нетворкинг — модерируемая беседа. Для организации нетворкинга привлеките модераторов, которые будут помогать участникам в знакомстве и обсуждении тем.
  2. Нетворкинг можно провести в офлайне, онлайне или смешанных форматах. Офлайн подходит для мероприятий до 100 человек, онлайн — для мероприятий с количеством участников в несколько сотен или тысяч, а также мероприятий, которые изначально проходят только в онлайн-формате.
  3. Количество модераторов зависит от формата нетворкинга. Для офлайн-форматов нужно несколько человек, кто будет поддерживать беседу участников, задавать тему. Для онлайн-формата достаточно одного модератора, кто будет следить за технической организацией нетворкинга.
  4. Для нетворкинга стоит заложить отдельное время в общей программе мероприятия.
  5. Нетворкинг стоит проводить в отдельной зоне. В идеале это просторное помещение с неформальной атмосферой и тихой музыкой.
  6. Накануне нетворкинга можно подготовить участников. Например, дать примерный план самопрезентации или напомнить, как им нужно подготовиться технически, если нетворкинг проходит в онлайне: проверить звук компьютера, интернет-соединение.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Развитие бизнеса
Алина Соломенникова
Алина Соломенникова

А вы посещаете нетворкинг-мероприятия? Если да, удалось завести полезные знакомства для бизнеса?


Больше по теме

Шаг назад, два шага вперед. Как понять, что бизнесу нужны изменения

Эксперт в бизнесе, создавший «Группу компаний Реда» и запустивший онлайн-платформу «Плавно» — о том, как предпринимателю решиться на перемены в бизнесе и не опоздать