Тимбилдинг — это не корпоратив, а мероприятие, которое помогает сотрудникам стать командой не на словах, а на деле. Сплоченность и доверительные отношения между коллегами в итоге помогают бизнесу зарабатывать больше: сотрудники быстрее справляются с задачами и без проблем делятся идеями с руководством.
В статье объясняем, какие задачи решает тимбилдинг и как самостоятельно организовать такое мероприятие, которое впишется в бюджет и поможет добиться поставленных целей.
Что такое тимбилдинг
В глобальном смысле тимбилдинг — это процесс, когда группа людей, которые работают в компании, становится командой. Вот чем разница между группой людей и командой.
Чтобы сделать из группы людей команду, руководители обычно пользуются такими инструментами:
- общие KPI;
- корпоративная культура;
- обучение;
- планерки;
- встречи для обсуждения мнений и идей;
- корпоративный мерч;
- деловые игры;
- коучинг;
- новогодние корпоративы;
- внутрикорпоративные СМИ.
Это не исчерпывающий список — можно делать что угодно, чтобы группа людей превратилась в команду. О каждом инструменте можно написать по книге или статье. В этом тексте мы сфокусируемся на тимбилдинге в узком смысле слова.
Тимбилдинг — это мероприятие, которое помогает группе коллег стать командой. Есть четыре критерия, как отличить тимбилдинг от других мероприятий:
- у участников есть общая командная цель;
- они развивают навыки работы в команде;
- все пришли на мероприятие по своему желанию, а не по обязанности;
- мероприятия проводят регулярно.
Общая цель. Цель должна быть такой, чтобы достигнуть ее можно было только с помощью работы в команде.
Участники развивают навыки работы в команде. Их еще называют софт-скиллы: эмоциональный интеллект, коммуникация, делегирование, переговоры.
Участники пришли на мероприятие по своему желанию. Они понимают, зачем нужен тимбилдинг, и готовы в нем участвовать.
Тимбилдинги проходят регулярно. Когда тимбилдинги проводят раз в год, это не помогает формированию и укреплению команды: между ними проходит много времени — сотрудники не смогут отточить навыки работы в команде. Другое дело, если тимбилдинг проходит каждую неделю или раз в месяц. Это помогает сформировать команду и научиться в ней взаимодействовать.
Когда нужен тимбилдинг
Командообразование помогает в таких ситуациях:
- сотрудники незнакомы друг с другом, а им вместе работать над одним делом;
- сотрудники часто ссорятся по пустякам, и из-за этого растягивается работа;
- отделы замкнуты внутри себя: руководители подразделений не общаются друг с другом и не делятся кейсами;
- структура компании изменилась, и людям непонятно, как работать в новых условиях.
Сотрудники незнакомы друг с другом. Когда открыли новую компанию или филиал, сотрудники еще не знают друг друга. Чтобы они быстрее поладили между собой и стали конструктивно общаться, можно провести тимбилдинг в «комнате побега».
«Комната побега»: сотрудников помещают в закрытое помещение, им нужно сбежать оттуда за час. Для этого нужно понять, как открыть замок, найти потайной люк или решить загадку, чтобы получить подсказку. Чтобы все успеть, сотрудникам придется довериться друг другу и делегировать задачи. В конце инструктор проводит разбор полетов.
«Комнаты побега» помогают медикам научится работать в команде
Ситуация. «Комнаты побега» изучали на кафедре неотложной медицинской помощи в университете Томаса Джефферсона в Филадельфии. Ученые хотели узнать, помогают ли такие комнаты медикам научиться работать в команде.
Метод. Для исследования они нашли «комнату побега» в городе и собрали ней в работников отделения неотложной помощи. Чтобы оценить эффективность такого тимбилдинга, ученые наблюдали за участниками и опросили их.
Результаты. Выяснилось, что такие тимбилдинги полезны для того, чтобы развивать командные навыки у медиков. Например, в работе над побегом из комнаты участники использовали те же навыки, что и в отделении неотложной помощи: переключение, делегирование, сбор данных, разработку плана.
Эксперимент: можно ли медикам научится работать в команде с помощью «комнат побега»?
Личностные конфликты у сотрудников. Конфликты — это нормально, когда они касаются решений в работе и не мешают делать все в срок. Плохо, когда конфликты касаются личностей сотрудников и мешают работать.
Чтобы сотрудники научились быстро решать личностные конфликты, можно провести тимбилдинг, который поможет научиться. Например, игровые переговоры.
«Игровые переговоры»: сотрудники делятся на команды по 2—3 человека, каждой команде дают сценарий. В нем описывается конфликт и роли каждого человека в команде. Когда все поняли свою роль, команды выходят на переговоры, чтобы разрешить конфликт, но достичь своей цели по сценарию. В конце судьи проводят разбор полетов.
Руководители подразделений не общаются друг с другом. Когда руководители разных отделов в одной компании знакомы друг с другом, но не общаются, они не обмениваются опытом и могут тратить время и деньги на неэффективные решения. В такой ситуации может помочь тимбилдинг, который подтолкнет их к общению и совместной работе. Например, провести корпоративную регату.
Корпоративная регата — это гонка между парусными яхтами. Руководителей делят на команды по 3—5 человек и сажают на спортивные яхты. Во главе команды инструктор: он говорит, что и в какой последовательности делать, чтобы работа участников приводила лодку в движение. У каждого своя роль в экипаже и свои задачи, но только синхронная работа позволяет обогнать другие яхты на дистанции и прийти первыми. Чья команда лучше скоординирована и синхронизирована в своих действиях, та и приходит быстрее всех.
На лодке все время надо согласовывать действия между собой и быстро реагировать на команды, чтобы яхта непрерывно двигалась вперед и не теряла скорости. Если собрать в одну команду руководителей, которые не общаются друг с другом, им придется начать общение и наладить контакт. Иначе они проиграют.
Структура компании сильно меняется. Например, небольшая компания сливается с корпорацией и три подразделения объединили в одно: кто-то друг друга не знает, бывшие руководители стали подчиненными, в команде появляются новые роли. В таком случае может помочь тимбилдинг, который поможет адаптировать сотрудников к новым условиями.
«Марш-бросок»: сотрудников учат воевать и дают попрактиковаться. Сначала проводят курс молодого бойца: учат стрелять из винтовки и ставить мины. Затем сотрудники делятся на команды и проводят спецоперацию против друг друга, как в онлайн-шутере Counter Strike: одна команда пытается взорвать бомбу, а другая должна помешать.
Чтобы такой тимбилдинг помог адаптировать команду к изменениям, нужно формировать команды такими, какими они стали в компании после изменений. Например, если раньше у разработчиков был руководитель Семен, а теперь вместо него Петр, надо сделать Петра командиром в пейнтболе. А если 10 дизайнеров раньше были в одном отделе, а теперь в разных, надо не давать им объединяться старым составом, а собрать команды из новых отделов.
Когда не нужен тимбилдинг
Тимбилдинг — хороший инструмент для работы с командой. Но если применить его не к месту, он ничем не поможет. Например, тимбилдинг не поможет, в таких ситуациях:
- в бизнесе нет задач для командной работы;
- сотрудники сильно устают;
- сотрудники работают посредственно и не хотят расти;
- в компании текучка.
Нет командной работы. В некоторых командах люди редко общаются друг с другом по работе, потому что они делают задачи в одиночку. В таких случаях тимбилдинг ничем не поможет — он не для одиночек.
Сотрудники сильно устают. Врачи, журналисты, руководители, кадровики часто испытывают стресс на работе и сильно устают. В итоге результат работы может не соответствовать ожиданиям руководства. Уставшая команда — это не повод проводить тимбилдинги: уставший человек хочет спать и восстанавливать силы, а не бегать по лабиринтам.
Уставшая команда — это повод задуматься, что не так в процессе. Может быть, руководители не дают точных сроков для задач и всегда говорят, что они срочные. В такой ситуации сотрудники могут переработать: не все задачи можно сделать быстро. Тогда можно сделать так, чтобы руководители договаривались с сотрудниками о точных сроках и грамотнее подходили к планированию нагрузки, а не сбрасывали на них все задачи с пометкой ASAP. Другой вариант — нанять еще людей, если задач стало так много, что команде уже просто не хватает рук.
Сотрудники работают посредственно. Представим, что в компании сотрудники решают задачи неохотно, выдают посредственные результаты и приходят, чтобы дождаться конца рабочего дня. Такую проблему решить одним тимбилдингом не получится.
Сначала нужно выяснить, почему сотрудники стали работать плохо. Для этого можно провести анонимный опрос, поговорить с руководителями и волнующими сотрудниками. Дальше все зависит от ситуации. Возможно, нужно где-то улучшить процессы, кого-то уволить, кому-то поднять зарплату, кому-то перестать давать задачи, которые он не должен решать. А уже затем, может быть, проводить тимбилдинги.
В компании текучка. Если из компании часто уходят сотрудники, а на их места приходят новые, говорят, что в компании высокая текучка. Это не повод проводить тимбилдинги чаще: вряд ли они помогут сделать так, чтобы никто не уходил.
У сотрудников могут быть тысячи причин для ухода. Сначала нужно провести исследование, из-за чего уходят люди. Им может не нравиться уровень зарплаты, добираться неудобно, задачи неинтересные, хотят другую позицию, руководитель слишком требовательный.
Один тимбилдинг вряд поможет сделать так, чтобы человеку вдруг стало удобно добираться до работы. Но он может помочь новым сотрудникам познакомится с коллегами и быстрее поладить, если проблема коллектива действительно в этом.
Как самостоятельно провести мероприятие по тимбилдингу
Тимбилдинг можно провести самому или делегировать это специалисту. Дальше поговорим о варианте со специалистом, а сейчас разберем, что нужно сделать, чтобы все устроить самостоятельно:
- определить цель и бюджет;
- узнать предпочтения сотрудников;
- выбрать формат;
- разработать сценарий;
- выбрать ведущего;
- выбрать подходящее время;
- организовать мероприятие;
- собрать обратную связь.
Определить цель и бюджет. Если бесцельно проводить тимбилдинги, это ни к чему не приведет. Другое дело, если у компании есть задача, которую могут решить тимбилдинги, например:
- познакомить сотрудников между собой;
- сделать так, чтобы сотрудники научились конструктивно общаться между собой;
- избавить компанию от личностных конфликтов;
- адаптировать сотрудников к большим изменениям в компании;
- помочь руководителям разных команд начать общение между собой.
Когда определите цели тимбилдинга, нужно решить, сколько компания готова тратить на него. Возможно, при подсчете нужно учесть, сколько денег компании уходит из-за проблем, которые вы собрались решать тимбилдингом. Например, можно рассчитать часовую ставку ссорящихся сотрудников и засечь, сколько часов уходит на личные конфликты, чтобы вообще понять целесообразность такого мероприятия.
От бюджета будет зависеть формат, сценарий и ведущий.
Узнать предпочтения сотрудников. Хороший тимбилдинг — это когда сценарий и формат вписываются в предпочтения сотрудников. Чтобы выбрать формат и разработать сценарий, нужно провести опрос среди сотрудников. Если не спросить, есть шанс проколоться.
❌ Кадровик Леша придумывал формат тимбилдинга для отдела бухгалтеров. Леша решил, что раз в отделе в основном женщины за 50, они не готовы играть в футбол, пейнтбол или перетягивать канат. В итоге он отправил их в «комнату побега», но там им было скучно. Когда Леша собирал обратную связь, он с удивлением узнал, что бухгалтеры хотели чего-то более активного.
❌ В другой день Леша придумал формат тимбилдинга для другого отдела. Решил, пусть будет формат «лабиринт с проводником». Отдел делится на команды и выбирает главаря. Главарь завязывает глаза своей команде и за руку ведет каждого по полосе препятствий из пункта «А» в пункт «Б». Кто быстрее переведет команду на другую сторону, тот и победил. Когда Леша собирал обратную связь, он с удивлением узнал, что многие сотрудники не любят, когда их трогают коллеги.
Чтобы опросить коллег, можно создать анонимный опрос в Google Формах, оставить там вопросы и отправить ссылку на него в чат коллег. Собрали главное, что нужно спросить:
- Как вы любите отдыхать по выходным?
- Как отнесетесь к мероприятию, где коллеге нужно трогать вас за руку или талию?
- Вы любите заниматься спортом? Каким?
- В какой день и время лучше всего проводить тимбилдинг?
- Вас бесят тимбилдинги? Что именно вам не нравится?
Сотрудники могут медлить с заполнением опроса, если в нем можно дать только открытые ответы. Чтобы ускорить процесс, можно добавить готовые варианты ответов для выбора галками. Например, перечислить популярные виды командного спорта в вопросе о нем.
Когда получите ответы, можно придумать несколько форматов тимбилдинга и попросить сотрудников проголосовать, какой им понравится больше.
Выбрать формат. Важно, чтобы формат подходит под предпочтения сотрудников. Иначе они не придут или тимбилдинг не решит своей задачи.
Виды тимбилдинга можно классифицировать и по-другому. Наверняка вы придумаете мероприятие, которое не впишется в нашу схему. Предлагаем использовать схему, чтобы оттолкнуться от нее и придумать что-то свое.
Формат «в офисе» подойдет, если бюджет сильно ограничен. В офисе не поиграешь футбол, но можно придумать свою «комнату побега», проводить игровые переговоры, делиться на команды и состязаться в викторине по профессиональным темам или придумывать логотипы на время.
Выездной формат подходит, когда важно сменить обстановку. За пределами офиса можно делать все что угодно: играть в баскетбол, устроить соревнования по лазертагу, организовать корпоративную регату на яхтах, пройти веревочный курс или сплавляться по местной речке.
Разработать сценарий. Сценарий должен вписываться в предпочтения сотрудников и помогать решать задачу тимбилдинга, которую вы поставили.
Выбрать ведущего. Ведущий — это человек, который объясняет правила мероприятия и следит за тем, чтобы их не нарушали, но всем было весело. Если ведущего не будет, может начаться хаос.
Если нет бюджета на ведущего, им может быть кто-то из сотрудников, например кадровик или маркетолог. Если бюджет есть, можно нанять специалиста по тимбилдингу.
Выбрать подходящее время. О времени и дате лучше узнавать у сотрудников во время опроса. Если не спросить, можно проколоться. Один коллектив может расстроиться, если тимбилдинг будет посреди рабочей недели, а другой коллектив этому только обрадуется.
Организовать мероприятие. Организация — ответственная часть тимбилдинга. Если компания проводит мероприятие на природе, важно накормить сотрудников как следует, позаботиться, чтобы на площадке была питьевая вода, не было слишком жарко или, наоборот, холодно.
Чтобы программа тимбилдинга прошла гладко, нужно все учесть заранее. Собрали вопросы, на которые нужно ответить перед тем, как начать организовывать тимбилдинг:
- Какие вещи вам понадобятся для тимбилдинга? Где это взять?
- Что попросить взять с собой сотрудников?
- Как будем общаться между собой до поездки, если мы куда-то едем?
- Где собираемся и во сколько?
- Если мы куда-то едем, сколько часов займет дорога? Как попасть туда? Как каждый из сотрудников туда доберется?
- Сколько будет человек?
- Нужно ли кормить людей? Сколько раз? Где возьмем еду и воду? Как ее будем хранить, если возьмем с собой? Как мы ее получим, если не возьмем с собой? Где ходить в туалет?
- Сколько часов будет длиться мероприятие? Больше трех часов? А если оно кончится поздно ночью, где сотрудники будут спать? Сидеть? Завтракать? Умываться?
Собрать обратную связь. Чтобы следующий тимбилдинг прошел гладко, спросите у сотрудников, как все прошло. Сотрудники не будут стесняться, если провести анонимный опрос в Google Формах. Вот что можно спросить:
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что можно улучшить в следующий раз?
Хорошо организовать тимбилдинг — большой труд. Если у вас нет времени на это, поручите это специалисту.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Как найти специалиста по тимбилдингу
Выездной тимбилдинг — большая задача. Кадровик может не справиться, если у него никогда не было такого опыта или он завален своими задачами. Если есть бюджет, лучше всего найти специалиста по тимбилдингу. Вот что он может уметь:
- разобраться, нужен ли вам вообще тимбилдинг, и поставить четкую цель;
- провести опрос среди сотрудников и придумать формат и сценарий тимбилдинга, который всем понравится и впишется в бюджет;
- организовать мероприятие, купить все нужное и четко следовать бюджету.
Можно начать поиски специалиста по тимбилдингу через знакомых или в интернете. Поспрашивайте знакомых, кто им проводит тимбилдинги и готовы ли они рекомендовать специалиста или компанию. Если никто не знает таких, вбейте в поисковик или соцсети «заказать тимбилдинг» и укажите название региона.
Изучите, насколько предложения, кейсы и отзывы специалиста или компании подходят под вашу задачу. Если специалист уже проводил тимбилдинги для компаний вашего типа и отзывы об этом положительные, значит, у него можно попробовать заказать то же самое. Если ничего под вашу задачу не подходит, поищите другого специалиста или компанию.
Если выбрали специалиста или компанию, созвонитесь и обратите внимание в разговоре, вникает ли кто-то на той стороне в вашу задачу или сразу спрашивает про детали.
Если специалист вникает в задачу, это значит, что он понимает нюансы и может предложить подходящее решение. Если не вникает, значит, он пока не знает, как предпочтения сотрудников и тип компании влияют на результат. Тогда есть риск, что его тимбилдинг никак компании не поможет.
Главное о тимбилдингах
- Тимбилдинг помогает познакомить сотрудников друг с другом, научить их решать конфликты, подтолкнуть к общению и адаптировать к изменениям в компании.
- Если в вашей компании нет командной работы, сотрудники сильно устают, работают посредственно и часто увольняются, это не повод проводить тимбилдинг.
- Чтобы провести тимбилдинг, нужно определить цель, бюджет, предпочтения сотрудников, формат, сценарий, ведущего, подходящее время и в итоге организовать мероприятие.
- Чтобы найти хорошего специалиста по тимбилдингу, посмотрите, вникает ли он в вашу задачу.
Расскажите, какие тимбилдинги проводили вы для своей команды?