Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Кто такой амбиверт и какая работа ему подойдет


Что отличает амбивертов от других типов личности, какие задачи им подходят и как выстроить работу так, чтобы и вы, и сотрудник остались довольны


Александра Кострубина

Александра Кострубина

Консультант и профориентолог сервиса развития карьеры «Эйч»

Поделиться

Что отличает амбивертов от других типов личности, какие задачи им подходят и как выстроить работу так, чтобы и вы, и сотрудник остались довольны


Александра Кострубина

Александра Кострубина

Консультант и профориентолог сервиса развития карьеры «Эйч»

Если коротко, амбиверты — это люди, которые сочетают в себе черты интровертов и экстравертов. Сама часть слова — «амби-» — означает «оба».

Классификацию личности придумал Карл Густав Юнг в 1920 году. По сути, это разделение типов личностей по тому, куда направлена энергия человека. Если во внешний мир — это экстраверт, если во внутренний — то перед нами интроверт.

Позже психолог Эдмунд Конклин ввел понятие амбивертов — для третьего типа личности, который сочетает в себе черты первых двух.

Есть небанальный совет: при подборе команды обратите внимание на тип личности соискателя. Это поможет грамотно выстроить условия труда, чтобы человек раскрывал свой потенциал, не выгорел и не уволился.

Разобрались при участии эксперта Эйч, карьерного консультанта и коуча ACSTH (ICF) Александры Кострубиной, как опознать амбиверта, на каких позициях и в каких командах такие сотрудники проявляют себя лучше всего, а еще — как сделать работу для них комфортной.

Характеристики амбивертов

Амбиверты гибки к изменениям. Они умеют отстаивать собственные границы, быть как командными игроками, так и самостоятельными единицами. Вот шесть отличительных черт:

  • важен баланс между общением и возможностью побыть в одиночестве, так как долго находиться в окружении или одному становится некомфортно;
  • могут быть одновременно хороши и в командной, и в самостоятельной работе;
  • как правило, они неплохие спикеры, умеют держаться на публике, любят находиться в центре внимания, но не постоянно;
  • гибкие к изменениям;
  • хорошо развита эмпатия — умеют сопереживать, чувствовать других людей, а также понимать свои и чужие эмоции;
  • чаще всего имеют широкий круг общения, но узкий круг близких друзей.

Амбиверты могут сочетать в себе черты других типов личности в зависимости от ситуации. Расписали отличительные признаки амбиверта в таблице.

АмбивертыЭкстравертыИнтроверты
Работа с командойМогут работать как в команде, так и самостоятельноПредпочитают работать в командеПредпочитают работать в одиночку
Общительность Большой круг общения, но четко разделяют личное и публичноеМогут выстраивать большой круг общенияСложно раскрываться среди незнакомых людей и заводить новые знакомства
Навыки самопрезентацииЕсть. Хороший оратор и слушательЕстьНет, трудно быть в центре внимания
КонцентрацияВысокаяНевысокаяВысокая
Скорость принятия решенийРассудительны, не торопятся с решениямиБыстро принимают решенияРассудительны не торопятся с решениями

Преимущества и недостатки амбивертов на работе

Любое перечисление преимуществ и недостатков типов личности будет общим, к каждому сотруднику важен индивидуальный подход. Но можем предложить несколько характеристик, на которые стоит обратить внимание, например, при найме.

😊 Преимущества. Умеют найти подход к разным людям, располагать к себе, быстро распознавать манипуляции. Хорошо адаптируются к изменениям, умеют найти выход из трудной ситуации, отличаются креативным мышлением. Могут заниматься как монотонной работой, так и проводить переговоры, выступать. Зачастую амбиверты — хорошие руководители.

☹️ Недостатки. Амбивертам бывает нелегко распознать свои потребности, и в попытке найти этот баланс они могут тратить много энергии, испытывать напряжение, что может сказываться на рабочих задачах.

Что спросить на собеседовании, чтобы узнать тип личности

Чтобы понять, какой тип личности у соискателя, на собеседовании можно задать несколько вопросов. Ответы не обязательно будут однозначными, но обратите внимание, каких черт в человеке больше.

АмбивертЭкстравертИнтроверт
Какие задачи вам интересны? В чем вы хотели бы развиваться?Микс активных задач, общения с людьми и самостоятельной работыАктивные, творческие задачи, коммуникация с другими участниками командыАналитические, монотонные задачи, где будет минимальный контакт с людьми
Что у вас получается делать лучше всего? Какие сильные стороны отмечали ваши коллеги, руководители, клиенты? В равной степени внимательность к деталям, логика и развитые управленческие навыки, умение находить общий язык с людьмиОтличный переговорщик, умеет убеждать, найти подход к людям, управлять командой, вдохновлятьВнимательность к деталям, умение хорошо выявлять причинно-следственные связи, скрупулезная работа с таблицами и отчетами
В каком графике вам комфортнее работать?Гибридный формат: часть времени из офиса, часть — на удаленкеОфисУдаленка
Вы командный игрок?Может эффективно работать как в команде, так и в одиночкуДаНет
Как быстро вы устаете от переговоров, командных созвонов?Нравится общаться, любит взаимодействовать с коллегами/клиентами, но не на постоянной основеМожет практически не уставать от большого количества общения, его это наполняет энергиейДовольно быстро утомляется от частой коммуникации
Как вы любите проводить свободное время? (Топ-3 действий, которые приносят удовольствие и дают энергию)Может назвать как чтение книг и пешие прогулки в одиночку, так и социальные танцы, встречи с друзьямиПосиделки с друзьями, поход в караоке, командные виды спортаЧтение книг, рисование картин по номерам, прогулка в парке с собакой

По сути, если вам трудно отнести соискателя к определенному типу — это один из самых заметных признаков, что перед вами амбиверт.

Какой тип работы подходит для амбиверта

Для амбивертов подходит работа, где есть возможность соблюдать баланс между общением, взаимодействием с людьми и возможностью поработать самостоятельно, погрузившись в свои задачи. Вот примеры профессий, где они хорошо себя проявляют:

  1. HR. С одной стороны, приходится много общаться с заказчиками, руководителями и соискателями, с другой — есть большой блок аналитической работы. Здесь пригодится эмпатия амбивертов, их способность чувствовать людей.
  2. Психолог. Работает с клиентами, консультирует, много слушает других и анализирует. В то же время в этой профессии есть довольно большой блок за рамками консультаций: обучение, супервизии.
  3. Аналитик данных. Сюда относится как системный, так и бизнес-анализ. Нужно обрабатывать большой массив данных, при этом участвовать во многих встречах и созвонах.
  4. Продажи. Здесь пригодится способность амбивертов слушать людей, находить нужное решение. При этом они не будут столь напористы и назойливы.
  5. Врачи, журналисты и другие социальные профессии.

Со временем может оказаться и так, что сотрудник находится не на своем месте. Например, перерос свою должность или его сильные стороны находятся в другой предметной области. В этом случае стоит обсудить возможности и условия его перехода на другую должность внутри компании, где он будет более эффективен.

Как выстроить работу с амбивертом

Чтобы выстроить работу с амбивертом, важно на регулярной основе — раз в 3—6 месяцев — проводить с ним личные встречи.

«Спрашивайте у сотрудника, что ему нравится, чего не хватает, как он видит свое развитие в компании дальше.

Возможно, стало слишком много рутины, мало творческих задач, и амбиверт просто заскучал. Или наоборот, темп работы и объем общения выросли настолько, что сотрудник начал выгорать. Тогда можно поискать новые возможности на текущей позиции: расширить или перераспределить часть задач, скорректировать график, поручить новый проект».

Александра Кострубина

Александра Кострубина

Эксперт Эйч, карьерный консультант, коуч ACSTH (ICF)

Еще один нюанс — не стоит перегружать амбивертов большим количеством монотонных или, наоборот, энергозатратных задач. В таких условиях они смогут продуктивно работать и проявлять себя на максимум.

Что делать, если вы амбиверт

Амбиверту важно чередовать противоположные задачи. Соблюдайте баланс общения и одиночества, проявления эмпатии и восстановления внутреннего ресурса, переключайтесь между монотонными и активными задачами.

Когда определите свой тип личности, постарайтесь выстроить комфортный формат работы, наблюдайте, в каком графике работа идет продуктивнее. Поймите свои сильные стороны: что получается у вас лучше, легче, быстрее, чем у других?

Кроме того, определите задачи, которые вам реально нравятся. Там, где есть интерес, будет мотивация и энергия развиваться. Задачи, которые у вас вызывают скуку, слив энергии или просто даются сложнее, можно делегировать.

Если скучных или сложных задач не много в общем пуле, 5—15%, постарайтесь сместить фокус с установки «я должен это делать» на «я выбираю это делать для своей цели». Можно задать себе вспомогательные вопросы: «Для чего я это делаю? Что это даст в перспективе? К какому результату мне важно прийти?»

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации

Жизнь вне работы

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе

Мария Кокорева
Мария Кокорева

К какому типу личности вы себя относите и почему? Напишите свой ответ в комментариях


Больше по теме