Если уметь работать со своими и чужими эмоциями, будет проще справляться со стрессом, решать конфликты и работать в команде
Алена Алешина
Совладелец тренинговой компании EQuator, автор книг про эмоциональный интеллект
Наталия Франкель
Предприниматель, организатор бизнес-конференций в сферах SMM и event
Если уметь работать со своими и чужими эмоциями, будет проще справляться со стрессом, решать конфликты и работать в команде
Алена Алешина
Совладелец тренинговой компании EQuator, автор книг про эмоциональный интеллект
Наталия Франкель
Предприниматель, организатор бизнес-конференций в сферах SMM и event
Долгое время считалось, что есть только один вид интеллекта — IQ, который определяет, насколько человек будет успешен. В 1988 году израильский психолог Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционального интеллекта — EQ, или emotional intelligence. В итоге сегодня многие ученые и психологи считают, что для достижения успеха надо развивать не только IQ, но и EQ.
Мы пообщались с тренером и предпринимателем и узнали, как эмоциональный интеллект влияет на успех и какие есть способы для развития EQ.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями. Например, директор с развитым EQ понимает, почему он злится на сотрудника без видимых причин и как безопасно справиться с этим состоянием.
Рассмотрим на реальной ситуации из жизни. Иван Семенов — владелец мастерской по реставрации радиол. На старте он столкнулся с рядом проблем: новый мастер выполнял работу некачественно, подрядчик перестал отвечать на звонки, затем совсем пропал. Из-за этого Иван не смог в срок запустить производство. Дальше ему несколько раз присылали не те детали, а потом и вовсе умер один из сотрудников.
Человек с низким уровнем EQ, вероятно, после таких неудач легко бы впал в апатию или вообще все бросил. Но Иван продолжает развивать бизнес и строить планы, а проблемы решает с улыбкой. Скорее всего, одна из причин — у Ивана хорошо развит эмоциональный интеллект.
Основные компоненты эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект состоит из четырех компонентов:
- Осознание своих эмоций. «Я вижу, что сейчас злюсь, и понимаю, из-за чего возникла эта злость».
- Управление своими эмоциями. «Я злюсь из-за того, что с утра мне нагрубили в кафе. Но во время важных переговоров я не хочу показывать злость, так как окружающие люди не виноваты в этом. Поэтому сдерживаюсь, но вечером иду в спортзал и занимаюсь фитнесом, пока не успокоюсь».
- Осознавание чужих эмоций — это еще называют эмпатией. «Я вижу, что бизнес-партнер расстроен из-за проблем в семье, и сочувствую ему».
- Управление чужими эмоциями. «Я понимаю, что менеджер по продажам стал хуже работать из-за усталости, и отправляю его в отпуск».
Дальше в статье расскажем, как работать с каждой из частей.
Зачем нужен эмоциональный интеллект в бизнесе
Есть много причин, зачем развивать эмоциональный интеллект. Но мы выделим три основных — не выгорать, уметь справляться со стрессом и с конфликтами. Рассмотрим каждую чуть подробнее.
Не выгорать. Когда человек много работает, у него может накопиться хроническая усталость, он начинает раздражаться без повода и становится безразличен к бизнесу. Но такое состояние не возникает в один момент. Если заметить его на начальном этапе, справиться будет легче. А это возможно, только если хорошо развит EQ.
Уметь справляться со стрессом. Если не замечать свои эмоции и не уметь с ними справляться, может развиться апатия, депрессия или даже болезнь. Например, во время сложных переговоров может появляться раздражительность и злость. Выплеснуть ее на оппонентов — не лучшая идея. Человек с высоким уровнем EQ заметит эти чувства и после окончания переговоров найдет способ выразить их. Например, пойдет в спортзал.
Эффективнее решать конфликты. Человеку с низким уровнем EQ сложно справляться с трудными ситуациями: чаще всего он будет просто избегать конфликтов или, наоборот, раздувать их. Если же уметь распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими — это поможет быстрее находить решения.
Как понять, нужно ли улучшать свой EQ
Уровень эмоционального интеллекта невозможно измерить. Но у каждого человека есть области, которые можно развивать. Чаще всего дело в том, что еще в детстве нас почти не учат называть свои эмоции, разрешать их себе и не дают инструменты, которые помогают справиться со сложными чувствами.
При этом направление развития эмоционального интеллекта будет у каждого своим. Кому-то легко распознавать чувства, но он не знает, как их безопасно проявлять. А кто-то даже и не понимает, что чувствует, и ему нужно начинать с осознания своих эмоций.
Чтобы понять, с чем работать, можно выписать задачи, с которыми не справляетесь.
Андрей — владелец ИТ-компании. Он умеет быстро ориентироваться в стрессовых ситуациях и оставаться в них спокойным. Поэтому у него хорошо получается вести переговоры и договариваться о лучших условиях с клиентами.
Однако ему сложно показывать людям свое сочувствие. Когда нужно было поддержать сотрудницу, у которой мобилизовали мужа, у него это плохо получилось. Это привело к тому, что сотрудница не справилась со стрессом и уволилась, а Андрей потом еще долго чувствовал вину из-за этого.
В такой ситуации Андрею можно начать с развития эмпатии.
Если сложно самостоятельно определить задачи, с которыми человек не справляется из-за эмоций или их отсутствия, можно обратиться к психологу или попросить обратную связь у близких.
Как развивать эмоциональный интеллект
Процесс развития эмоционального интеллекта условно можно разделить на четыре шага — в соответствии с компонентами, описанными выше.
Шаг 1. Осознать свои эмоции. Если не понимать, что чувствуешь в конкретный момент, управлять своей реакцией не получится. Проблема еще в том, что в современном мире многие люди скрывают свои эмоции, так как по поводу их проявлений есть много стереотипов. А это ведет к тому, что человеку сложно их заметить и распознать.
Начать можно с наблюдения четырех базовых эмоций: гнева, страха, грусти, радости. Они встречаются в жизни человека чаще всего, поэтому их проще заметить. Если начать с отслеживания более широкого спектра, можно легко запутаться и бросить это. Чтобы сформировать привычку, рекомендуем начинать с этих четырех эмоций, а потом добавлять к ним другие.
Например, можно завести будильник на каждые три часа. Как только он прозвучит — спросить у себя, какую эмоцию испытываете в этот момент, и записать в блокнот. Так делать один месяц. Затем вернуться к записям и проанализировать, какие эмоции испытываете часто, а какие не испытываете вовсе. Это поможет в дальнейшей работе над EQ.
Шаг 2. Управлять своими эмоциями, то есть проживать их и отпускать. Например, у некоторых людей есть запрет на проявление эмоций, которые они считают негативными. Чтобы в этом разобраться, как раз и понадобится список.
Допустим, вы заметили, что у вас никогда не бывает страха, это повод задуматься и понаблюдать. Возможно, вы запретили себе его чувствовать. Вспомните, почему вы решили, что страх — это плохо. Так можно работать с любой эмоцией. Если разобраться самостоятельно не получается, можно обратиться к психологу.
Для управления эмоциями важно знать инструменты, которые помогают восстанавливаться после сложных ситуаций. Найти их можно самостоятельно — пробовать разные виды хобби, спорта и отдыха и отмечать, что вам помогает в конкретные моменты. Например, чтобы безопасно выпускать раздражительность и гнев, можно начать заниматься боксом. А вот когда вы спокойны, вам может захотеться рисовать, и творчество поможет дольше оставаться в спокойном состоянии.
Если за несколько месяцев наблюдений вы заметили, что не сдерживаете эмоции и при этом не срываетесь на окружающих, можно переходить сразу к шагу 3. Это значит, что с управлением своими эмоциями у вас все хорошо.
Шаг 3. Понимать чужие эмоции. Есть много способов, но начать можно с этих двух:
- Смотреть интервью и пытаться определить, какую реакцию вызывают у героя вопросы ведущего.
- Смотреть части фильмов сначала без звука и пытаться определить, что происходит с героями, а потом включать звук и проверять себя.
Когда вы научились уверенно распознавать чужие эмоции, можно переходить к заключительному шагу.
Шаг 4. Управлять чужими эмоциями — то есть менять эмоциональное состояние другого человека для достижения своей цели. Приведем пример. Вы пришли на переговоры, но видите, что ваш собеседник постоянно отвлекается и много нервничает. Можно аккуратно спросить у него про самочувствие. Если у него что-то не в порядке, стоит перенести переговоры на другое время, когда все участники будут спокойны.
Ключевой момент в таких вопросах — слово «аккуратно». Для большинства людей чувства — личная информация. Приведем пример неудачной и удачной формулировки вопроса о чувствах.
❌ «Что ты чувствуешь из-за того, что я поднял на тебя голос на планерке?»
✅ «У меня есть ощущение, что ты злишься на меня из-за того, что я поднял голос на планерке. Это так?»
В первом случае вопрос слишком прямолинейный, в лоб. Это может вызвать у собеседника желание уйти от ответа, особенно если у вас не слишком доверительные отношения. И еще не факт, что человек сам понимает, что он чувствует, потому что не привык отслеживать эмоции.
А во втором случае тот, кто повысил голос, говорит о своих ощущениях. Обычно такая формулировка вызывает больше доверия. Тому, кого обидели, не обязательно рассказывать о своих эмоциях, он может просто не согласиться с ощущениями другого человека. А если все-таки злость есть, ему легче будет признать ее.
После этого есть шанс поговорить о ситуации. Это поможет выстроить коммуникацию и достичь цели разговора.
Вот еще пример. Леонид спешил на встречу с клиентом, но попал в пробку и приехал на пятнадцать минут позже. А для клиента опоздание — звоночек о необязательности. Леонид начал встречу с вопроса: «Я чувствую, что вы недовольны мной из-за опоздания, это так?» Клиент подтвердил, что это так.
После этого Леонид извинился, момент с опозданием проговорили, и он теперь не занимает мысли обоих людей. Они спокойно продолжили обсуждать вопросы по проекту. Леонид запомнил, что для этого человека важна пунктуальность, и в следующий раз приходил на встречи заранее.
Нужно ли помогать сотрудникам развивать эмоциональный интеллект
Среди экспертов и предпринимателей нет однозначного ответа на вопрос, нужно ли помогать сотрудникам развивать эмоциональный интеллект. Одни люди считают, что это важный компонент для продуктивной работы, другие уверены, что постороннего человека нельзя заставить работать над собой.
А вот Наталия Франкель считает: единственное, что предприниматель может сделать для команды, — показать свой пример.
Если решили, что все-таки хотите помочь сотрудникам развивать эмоциональный интеллект, сначала лучше поговорить с ними и узнать, актуальна ли им эта тема. Если да, можно пригласить тренера в компанию или предложить список книг по теме.
Больше об эмоциональном интеллекте
Подборка материалов о том, как разобраться в чувствах и эмоциях, научиться их проявлять и справляться со стрессом безопасно для окружающих людей:
- Книга Наталии Кедровой «Азбука эмоций» — написана гештальт-терапевтом для детей, но будет полезна и взрослым. Простым языком на примерах об основных эмоциях и способах их проживания.
- Мультфильм «Головоломка» — в нем показывают проявления пяти базовых эмоций: радости, печали, страха, гнева и брезгливости. В мультфильме показана важность каждой эмоции и почему плох перекос в сторону одной из эмоций, даже если она положительная.
- Интервью в передаче «Это не Фрейд» про чувства — психолог рассказывает, зачем нам нужны чувства, как правильно их проживать и чем чувства отличаются от эмоций.
- Подкаст «Психолог со смыслом» о том, как проживать эмоции и чувства — ведущий с практикующим психологом обсуждают, откуда берутся негативные эмоции и в чем их опасность. В подкасте психолог показывает практику «Зеркало», которая поможет понять эмоции собеседника.
- Бесплатный курс «Развитие эмоционального интеллекта» — авторы курса, руководители клуба профессионального развития, подробно рассказывают о способах развития эмоционального интеллекта. Курс проходит в формате видеоуроков, к каждому из которых есть домашнее задание.
- Запись выступления Ирины Хакамады на конференции TED — общественный деятель рассказывает, к какой катастрофе приводит подавление эмоций и как сознательно ими управлять.
- Книга Питера Брегмана «Эмоциональная смелость» — СЕО консалтинговой компании Bregman Partners делится рекомендациями по прокачке смелости, которая поможет справиться со сложными ситуациями, но при этом не спрятаться от окружающего мира.
Главное
- Эмоциональный интеллект — это умение видеть и работать со своими и чужими эмоциями.
- Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает, например, не выгорать, справляться со стрессом, эффективно решать конфликты.
- У эмоционального интеллекта есть четыре компонента: осознавание своих эмоций, управление своими эмоциями, эмпатия и управление чужими эмоциями.
- Необязательно точно знать коэффициент эмоционального интеллекта. Если понимаете, что с эмоциями есть проблемы, можно выписать проблемные ситуации и начать разбираться с ними.
Как вы поступаете, когда собеседник подавлен или злится?