Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как лидеру заряжать команду и получать высокие результаты: правила директора Tinkoff eCommerce

Илья Кретов о том, как руководителю передавать энергию и мотивировать людей вкладываться в работу


Илья Кретов

Илья Кретов

Директор Tinkoff eCommerce

Илья Кретов десять лет проработал бренд-менеджером в Mars, руководил командой маркетинга в Google, был генеральным директором eBay в России, а последние три года занимает пост директора в Tinkoff eCommerce. Он больше десяти лет руководит людьми и строит команды в крупных корпорациях.

Мы поговорили с Ильей и узнали, как лидеру мотивировать людей вкладываться в работу, как поддерживать свою работоспособность и когда от сотрудников не стоит ждать высоких результатов.

Коротко о работе Ильи Кретова

ДолжностьДиректор Tinkoff eCommerce
Сфера деятельности Развитие Tinkoff eCommerce — платформы для роста и развития онлайн-предпринимателей: селлеров, владельцев интернет-магазинов и представителей онлайн-образования
Основной проект Tinkoff eCommerce
Количество человек в подчинении 100+ человек
Как найтиСайт Tinkoff eCommerce
Настоящий успех — это не дорогая машина, квартира или дача, как обычно принято показывать в соцсетях. Реальный успех — когда человеку настолько нравится работа, что он готов запоем рассказывать другим, чем он занимается. В этом положении у него высвобождается много энергии, чтобы делать задачи и добиваться высоких результатов

Лидеру нужна энергия, чтобы сдвинуть паровоз организации с места и придать ему нужную скорость

Когда я только начал разбираться в теме лидерства и управления людьми, понял, что есть параметры, по которым принято оценивать сильных руководителей. Раньше считалось, что лидеру достаточно иметь высокий IQ. Помню, когда работал в eBay, старший вице-президент компании хвастался всем на вечеринках уровнем своего интеллекта: у него был самый высокий IQ среди коллег.

Руководителю и правда важно быть умным и сообразительным, чтобы направлять команду и принимать грамотные решения. Но тенденции в управлении меняются, и со временем стало понятно, что мало иметь высокий IQ: люди — уже не часть конвейера на заводе Ford, а что-то большее, с ними важно считаться и проявлять эмпатию. Поэтому лидеры стали развивать еще одно качество — эмоциональный интеллект — EQ.

С годами я больше погружался в тему лидерства и узнал про термин Vitality quotient — витальность. Это уровень энергии и жизненных сил, которые есть у человека. Показатель влияет на продуктивность и работоспособность: чем ниже уровень витальности, тем меньше сил закрывать задачи, мотивировать команду, придумывать новые идеи и двигаться вперед, — и наоборот.

Может звучать эзотерически, но ничего магического в этом понятии нет. Энергия — это количество сил, которое есть у человека. Например, человек не выспался — энергии мало, а если отдохнул — силы на работу появились. Никакой эзотерики.

Витальность вместе с интеллектом и эмпатией важно привносить внутрь организации или своего бизнеса. Допустим, выстраивать с сотрудниками доверительные отношения, где человек может прийти к руководителю, открыто сказать о проблемах, получить поддержку и вдохновиться на новые победы. Энергия позволяет развивать корпоративную культуру, а также вселять в компанию душу и оживлять ее, так лидер помогает сдвинуть паровоз организации с места и придать ему нужную скорость.

Энергию иногда связывают с харизмой, иногда с драйвом. Все это сущности, на мой взгляд, одного и того же поля — это нечто невидимое, что заряжает тебя самого и людей вокруг

Не бывает людей, которые плохо делают работу. Бывает, что ты поместил человека не в тот контекст

Мое базовое правило: не бывает людей, которые плохо делают работу. Бывает, что ты поместил человека не в тот контекст, в котором он может делать работу классно и так, чтобы его перло. Расскажу, как это сделать.

Чтобы человек хотел выполнять работу, лидеру нужно делиться своей энергией. Тогда люди будут заряжаться его настроем и выполнять работу эффективно. Приведу два примера:

  1. К сотруднику пришел утомленный босс, с минимальным намеком на высокую энергию, и говорит: «Нужно сделать презентацию до конца недели». Подчиненный может подумать: «Фиг с ним, возьму задачу, сделаю, чтобы отстал». Руководитель буквально спустил сотруднику задание — исполнитель сделает его, но без энтузиазма и особого интереса. Первое время такой подход будет работать, но постепенно человек начнет выгорать, все хуже решать задачи, а вскоре и вовсе может уволиться.
  2. Другой случай — босс передал задачу сотруднику, но сделал это так, что человеку захотелось взяться за работу. Например, объяснил, что эта задача нужна для переговоров и презентация поможет продать услугу, а значит, компания возьмет еще один проект и работа не встанет. В процессе диалога руководитель передал сотруднику энергию, и человек замотивировался на работу.

Для лучшего понимания можно сравнить со спортом. Многие осознали кайф занятий с тренером. Задача тренера не только помочь освоить технику, но еще и сделать так, чтобы во время тренировки человек энергетически получил удовольствие, тогда и результаты будут высокие.

Это не значит, что тренер должен всегда хвалить человека и улыбаться ему — он может жестить и ругать за ошибки, но даже так он передает тебе часть своего настроя. Это мотивирует лучше работать над собой, а еще настроение сохраняется на весь день. Такой же подход применим к бизнесу, руководитель — тот же тренер, который ведет команду к результатам.

Всегда будет 20% задач, которые вам и сотрудникам не нравится делать, но нужно наладить работу так, чтобы 70—80% работы совпадали с эмоциональными и психологическими устремлениями предпринимателя и команды. Потому что на работу человек отводит 8—12 часов в день, а иногда еще и думает о ней по вечерам

Команда, в которой лидер старается передать энергию, — это команда, где людям хочется лучше делать работу и развиваться

Мотивировать сотрудников на результат и создавать драйвовую атмосферу в команде мне помогают четыре компонента:

  • визионерский гэп;
  • декомпозиция целей;
  • командный ритм;
  • свои цели.

Все пункты связаны друг с другом, расскажу подробнее.

Визионерский гэп. Это разница между текущим положением и желаемой целью. Каждый лидер, а тем более в Тинькофф, это всегда предприниматель. Мы смотрим, какие тренды появились в бизнесе, где мы сейчас находимся и куда хотим прийти. Другими словами — разрабатываем стратегию.

Представьте компанию, в которой руководитель планирует увеличить выручку за год в два раза. Задача кажется ему адски сложной, и он пока не уверен, готов ли бизнес к масштабированию и справится ли команда, но достичь желаемого хочется.

На этом этапе руководитель оценивает текущее положение и намечает амбициозную цель — это и есть визионерский гэп.

Декомпозиция целей. Далее, чтобы достичь желаемого, руководитель должен декомпозировать большую цель на несколько маленьких и обозначить фокусные метрики, над которыми будут работать команды внутри компании. Условно это может выглядеть так.

Когда большую цель делят на несколько маленьких шагов, у команды появляется понятный алгоритм действий и метрики, которые приблизят к цели

Командный ритм. Когда рукводитель наметил цель и декомпозировал ее на спринты, нужно наладить работу команды так, чтобы вместе достичь успеха. Для этого лидер настраивает понятный ритм встреч по планам на спринт, встреч по всем проектам — для того чтобы команда синхронизировалась друг с другом, — ежемесячно встречается с топами компании и инвесторами, чтобы процесс движения к цели был прозрачным.

Ритм должен быть известным всей команде, а еще он может гибко меняться под задачи, драйв или усталость команды. Это похоже на план тренировок в спорте.

Допустим, я в этом году планирую проехать соревнование. Оно длится пять дней, примерно по 150 км каждый день. Очень сложная гонка, пока не знаю, точно ли я смогу это сделать. То есть у меня есть масштабная цель.

Дальше я под эту цель начинаю подстраивать свою жизнь и ритм: регулярно хожу на тренировки, набираю форму, правильно питаюсь.

Если вернуться к бизнесу, встречи — это те же тренировки, которые помогают достичь цели. Например, вы встречаетесь с командой и обсуждаете, какие инструменты будете использовать в следующем месяце, чтобы приблизиться к желаемому. Все это — ритм, который ты задаешь команде.

Свои цели. Важно, чтобы ключевые, а в идеале все сотрудники рассматривали движение к результату как личный челлендж. Понятно, что если цель — увеличить выручку, то это цель бизнеса, а не человека. Для руководителя проекта это еще может быть личным вызовом, а вот рядовые сотрудники, скорее всего, не воспринимают цель как собственную.

При этом у каждого сотрудника есть личные намерения, которые они хотят осуществить на работе. Например, вписать в резюме новую строчку с достижениями: «В компании предложил и внедрил новые методы продаж. Они помогли привлечь в три раза больше клиентов, чем обычно».

По-хорошему, лидеру стоит находить подобные личные цели, которые будут вдохновлять подчиненных и заряжать вкладываться в работу над планом. В результате человек совместит личные внутренние амбиции с целями бизнеса. Тогда члены команды ощущают, что находятся в правильном месте, бизнес движется вперед, и сотрудники тратят меньше сил на ненужные дела.

Если изобразить подход на схеме, получится такой путь.

Когда предприниматель или руководитель движется по этой схеме, он помогает создавать для сотрудников нужный контекст

Задача лидера — обеспечить декомпозицию целей. Задача сотрудника — уточнить у руководителя личную цель, если она не ясна

Почти каждая большая цель должна двигать команду вверх: развивать профессионально, лично и финансово. Бизнес растет вместе с ростом команды. Но бывает так, что сотрудники достигли цели на квартал, например увеличили выручку в два раза. Вроде все прошло, как задумывали, а кто-то из сотрудников все равно расстроился — он не понимает, что хорошего лично ему дало выполнение плана.

Подобные ситуации случаются чаще всего по трем причинам:

  • непонимание своей роли в общей игре;
  • несовпадение роли с личными амбициями;
  • неправильно настроенная мотивация.

Задача лидера — обеспечить декомпозицию целей и связать с целями сотрудника. Задача сотрудника — если он все равно не находит и не осознает, как влияет на общие цели, выяснить это у руководителя. Дальше все зависит от того, на каком уровне ответственности находится сотрудник. Сейчас объясню.

Психологи по командному воздействию выделяют три типа людей. В зависимости от их отношения к жизни и работе они находятся на одном из трех уровней:

  1. Уровень первый. Люди считают, что у них все плохо и ничего нельзя изменить: «Мне не нравится работа, но я вынужден ее делать. Жизнь — боль, дальше будет еще тяжелее».
  2. Уровень второй — «турист». Человек в работе руководствуется принципом «Мне все должны»: «Я приехал в офис, а мне тут недодали печенек на кухне, недостаточно интересные задачи, коллега бесит, кофе невкусный».
  3. Третий уровень — партнерство. Самых высоких результатов достигают люди на этом уровне, потому что работодатель и сотрудник становятся друг другу партнерами: открыто говорят о проблемах, обсуждают идеи, советуются.

Если сотрудник хочет расти и развиваться, он должен взять на себя ответственность перейти на третий уровень. Когда человек не понимает цель и ценность своей работы, но ничего с этим не делает, он находится на первом или втором уровне. Если бы он вел себя как партнер, он бы подошел к руководителю и сказал: «Мне не нравится мое положение в команде — я бы хотел взять на себя больше ответственности и делать задачи, которые позволяют напрямую влиять на развитие проекта. Давай нарисуем путь, как я могу это сделать». Приведу пример из практики.

В моей команде был человек, который столкнулся с кризисом. Он долго работал на операционном направлении, достиг успехов в карьере, но в какой-то момент сфера стала ему неинтересна. Заниматься подобной деятельностью еще несколько лет не хотелось, а что с этим делать — непонятно.

Он рассказал мне о проблеме, и мы вместе стали думать, какие еще задачи ему интересно делать внутри компании. В процессе разговора и размышления над вопросом «А чего я вообще хочу?» специалист понял, что хотел бы иметь понятное влияние на бизнес.

Дальше ты как лидер начинаешь оценивать, какие у тебя есть бизнес-задачи. Например, может оказаться, что человек на 70% готов к новой должности. Возможно, он не идеальный кандидат, но это как раз его зона развития. Переход сотрудника на новую позицию даст бизнесу точку роста, а человеку — заряд энергии, чтобы продолжать развиваться.

В итоге ты как руководитель соединяешь эти вещи и помогаешь сотруднику почувствовать себя в нужном месте.

Здорово, когда все сотрудники пребывают на третьем уровне, но чтобы этого добиться, в команде должно быть доверие. Так люди понимают, что они могут прийти к руководителю с вопросом и своими переживаниями и их обращение не воспримут как нытье или нечто негативное.

Когда лидер вкладывает силы и энергию в команду, у сотрудников повышается вовлеченность и внутреннее ощущение, что они находятся на своем месте. В такой среде хочется развиваться и вкладываться в работу
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 808 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Чтобы высвободить больше энергии на работу, нужно проверить, где вы ее теряете

Энергия — это арифметика. Она складывается из разных компонентов, например:

  • личной жизни;
  • места, где ты находишься;
  • окружения, с которым общаешься и работаешь;
  • качества еды, которую потребляешь;
  • физического состояния.

У всех разное количество потенциальной энергии. Потенциальная энергия — это вся энергия, которая есть в человеке для жизни, для реализации желаний и амбиций. Однако из всей своей потенциальной энергии, скорее всего, вы используете лишь часть и почти никогда 100%. Вновь проведу аналогию с тренировками.

Когда я стал регулярно заниматься спортом, я начал бегать, чтобы пробежать марафон. На первых тренировках я начинал с небольших дистанций: пробегаешь километра три, и этого достаточно.

С каждой тренировкой развиваешься сильнее, и вот ты уже пробежал семь километров и чувствуешь себя героем. Для тех, кто бегает давно, может показаться: «Да что это такое — семь километров? Это пустяк». Со временем ты и сам становишься таким человеком, стандартная тренировка — забег на десять километров, а потом все больше и больше.

Иными словами — в тебе есть потенциал, и ты постепенно его раскрываешь.

Я не знаю, как измерить, сколько у тебя есть потенциальной энергии. Думаю, это все можно понять на уровне чувств — осознаешь, что у тебя есть силы делать более масштабные задачи, чем сейчас. Когда нет сил на себя, что уж говорить про команду — у тебя не хватает ресурсов мотивировать людей.

Чтобы это исправить, проанализируйте, что сейчас забирает всю энергию, и подумайте, как это исправить.

Есть четыре уровня энергии:

  1. Физическая энергия. Это телесные потребности: сон, еда, поддержание тела в комфортном состоянии, например, с помощью занятий спортом или регулярных массажей.
  2. Эмоциональная. Если этой энергии много, человек готов к новым впечатлениям, воспринимать что-то новое, например запускать новые проекты или путешествовать в новые места. Когда этой энергии в достатке, человек делится положительными эмоциями с окружающими.
  3. Интеллектуальная. Это про профессиональную деятельность: есть ли у меня силы на задачи, нахожу ли я интерес в учебе и развитии.
  4. Духовная. Это больше про поддержку других людей, созидание, способность помогать и включаться в проблемы окружающих.

Проанализируйте каждый уровень и обратите внимание, на что сливается больше всего затрат. Допустим, если сегодня я еле двигаюсь — значит, плохо спал или вчера перетренировался. Чтобы восстановиться, стоит лечь сегодня пораньше или пропустить тренировку и отдохнуть.

У меня очень простой индикатор уровня энергии: обращаю внимание, как я смотрю на задачу. Если я быстро принимаю качественные решения или есть новые идеи, как подойти к делу, значит, энергия на высоком уровне. И наоборот: если нет новых идей и решения приходят долго, скорее всего, у меня мало энергии — возможно, я перегорел или нужен отдых

Ни о каких результатах не может идти речи, если у сотрудника в жизни все плохо

Иногда руководитель замечает, что сотрудник, который подает надежды, почему-то не использует весь свой потенциал. Например, он способен на большие продажи и уже их делал, но почему-то в последнее время стал показывать слабые результаты. Скорее всего, его силы куда-то сливаются. Лидер может подсветить это или направить человека. Мне кажется, есть две базовые вещи, которые влияют на уровень продуктивности сотрудника:

  • ощущение нужности;
  • общий фон.

Ощущение нужности. Человек может делать задачу, но ощущать себя ненужным: руководитель уже второй месяц ничего не спрашивает и не интересуются, как идут дела. Другой вариант — человек работает над тем, что ему кажется неправильным. Скажем, дизайнер делает презентации по старым шаблонам, которые уже не работают, и их пора менять, но руководитель не прислушивается.

Когда мы говорим об ощущении нужности, речь не обязательно идет о глобальном влиянии сотрудника на проект. Нужным себя может ощущать сотрудник, который приносит бизнесу 0,01% пользы, но он понимает, что это его вклад в общее дело: я сделал дело — вижу результат. Наиболее понятно это работает у продакт-менеджеров: придумал фичу → вместе с командой внедрил ее → фичей стали пользоваться → мы принесли бизнесу пользу.

Даже сейчас я даю интервью, и если его прочитает всего два человека, ничего страшного, хотя бы двоим помогли. Если статью прочитает сто человек — для меня это уже классно: это подтверждение того, что мы поговорили не зря.

Если человек не видит результаты своей работы или не понимает, как он влияет на проект, это может расстраивать. Человек начинает сливать энергию в мысли об этом. Здесь руководитель может помочь: подсветить вклад человека в общее дело.

Общий фон. Вернусь к аналогии со спортом: тренер не может работать со спортсменом, если понимает, что у него есть проблемы в жизни. Так и в работе.

У нас есть менеджер, который рассказ про перформанс начинает примерно так: «Показатели СSAT и NPS пошли вниз, потому что Василий на прошлой неделе развелся».

Сначала мы смеялись: обычно об итогах не принято рассказывать в таком ключе. Но со временем поняли, что в этом что-то есть. Если у тебя на линии поддержки Василий развелся, ему вообще ни до чего, кроме развода. О какой эмпатии к клиентам и показателях бизнеса может идти речь, когда у него в жизни все плохо?

Поэтому, когда тренеры смотрят на спортсмена, они стараются смотреть на него комплексно: побеждает не только физическая выносливость — побеждает дух. Я стараюсь интересоваться, что у сотрудников происходит в жизни помимо работы. Если там не все в порядке, моя задача — максимально поддерживать.

Когда я только начинал карьеру, мне нужно было на месяц уехать на сборы на военной кафедре. Меня отпустили без вопросов, хотя я проработал в компании меньше полугода. Так получилось, потому что руководитель видел потенциал и первые результаты, которых я добился. Он подумал: «Этот парень нам нужен. Сейчас ему нужно помочь — а потом он поможет компании».

Сейчас я знаю, что вернул организации в сотни раз больше благодаря такому отношению. Я хочу, чтобы такое личное отношение и понимание были и в моей команде. Только так можно достичь высот.

Но тут важно не уходить в крайности. Иногда сотрудники начинают нарушать профессиональные границы: в этом месяце у него сборы, тут он развелся, а позже выгорел. Все это влияет на бизнес, потому что человек не выполняет работу должным образом. Здесь важно не перемешивать роли: я для тебя — лидер. Как руководитель я готов тебя поддержать, но я не твой папа или мама. Мы работаем с тобой вместе, у нас распределены роли.

Если роли постоянно перемешиваются, это надо выправить. Не получается — значит, ты не способен быть на позиции, которую я от тебя ожидаю. Сорри, но если это становится чем-то хроническим, нам стоит разойтись.

Ты можешь достигать результата постепенно, а можешь пробежать по всем головам и оставить выжженное поле для этих результатов — это никому не надо. С амбициозностью та же история, бывают просто амбиции ради амбиций, которые начинают подкашивать команду, сотрудника и самого лидера. Потому что возникает неудовлетворенность, много запросов и так далее. Когда есть запрос на рост, нужно адекватно оценивать и себя, и задачи

Фотограф: Иван Куринной

Инга Карнаухова
Инга Карнаухова

Как еще руководитель может заряжать и мотивировать команду? Расскажите об этом в комментариях.

kilyazov

На военные соры «отпустить» обязаны, если трудоустройство официальное, так что заслуги начальника не было.

P.S. До встречи на Московском марафоне :)


Больше по теме

Новости