Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

5 идей для бизнеса в маленьком городе


Узнали у предпринимателей, что открыть в городах с населением меньше 100 000 человек


Предприниматели из маленьких городов

Предприниматели из маленьких городов

Узнали у предпринимателей, что открыть в городах с населением меньше 100 000 человек


Предприниматели из маленьких городов

Предприниматели из маленьких городов

85% городов России — небольшие: в каждом из них живет меньше 100 000 человек. Города непохожи друг на друга, у них разные условия для бизнеса, инфраструктура, платежеспособность населения.

Но все различия небольших городов перевешивает одна общая черта — людей в них мало. Это может заставить будущего предпринимателя задуматься: а стоит ли начинать здесь бизнес? Целевая аудитория меньше, чем в большом городе, выбор сотрудников и подрядчиков ограничен, а расти сложно, потому что потенциальные клиенты быстро заканчиваются.

Однако даже в таких условиях возможно вести бизнес. Собрали в статье пять идей для бизнеса в маленьком городе и рассказали об особенностях каждого из них.

Особенности ведения бизнеса в маленьком городе

Рассмотрим плюсы и минусы маленьких городов с точки зрения бизнеса. Начнем с плюсов:

  1. Хорошо работает сарафанное радио.
  2. Многие друг с другом знакомы.
  3. У бизнеса вряд ли будет много конкурентов или не будет совсем.

Хорошо работает сарафанное радио. Стоит только открыть новый магазин, и о нем уже знает весь город. Иногда не нужна даже реклама: клиенты просто приходят, потому что порекомендовали знакомые или интересно посмотреть на новое место.

«Открытие нового магазина для маленького города — уже событие. Повесишь баннер где-нибудь возле школы, и в течение нескольких месяцев его увидят все жители».

Степан Бойко

Степан Бойко

Владелец зоомагазина в г. Юрюзань Челябинской области, население — 10 000 человек

Однако это работает и в обратную сторону: если в вашем заведении случится неприятная ситуация, история об этом быстро разлетится по всему городу — и бизнес может потерять клиентов. Поэтому в маленьких поселениях нужно особенно беречь репутацию и следить за качеством сервиса.

Многие друг с другом знакомы. Если предприниматель всю жизнь прожил в городе, он наверняка знает его особенности и большую часть жителей. В будущем это может помочь с ведением бизнеса. Например:

  1. Вы хорошо разбираетесь в потребностях потенциальных клиентов. Если чего-то пока не понимаете, можно спросить у друзей и знакомых.
  2. Вас знают. Например, когда репетитор английского языка открывает школу английского, ученики набираются как будто сами собой. Если у человека, который печет торты, появляется кондитерская, местные жители с удовольствием придут попробовать сладости.

Даже если небольшой город для вас неродной, вы сможете быстрее понять потребности покупателей, чем если бы открывали бизнес в мегаполисе.

У бизнеса вряд ли будет много конкурентов или не будет совсем. В маленьком городе иногда не бывает даже самых привычных мест: химчисток, книжных магазинов, ветеринарных клиник — а спрос на них есть. Местным жителям приходится ездить в областной центр, чтобы, к примеру, сделать питомцу прививку. Эти потребности клиентов можно закрыть.

«В моем родном городе Жукове Калужской области живет около 15 000 человек и работает несколько кафе. Но чтобы поесть в приятном месте вне дома, приходится ездить в соседний город Обнинск. В местных кафе либо готовят не очень вкусно, либо кухня работает с ограничениями.

При этом спрос на услугу есть: по данным Яндекс Вордстата, в Жуковском районе повышенный интерес к запросам „кафе обнинск“ и „ресторан обнинск“. Предполагаю, что уютное недорогое кафе отлично прижилось бы в городе».

Наталья Гончарова

Наталья Гончарова

Редактор статьи, родилась в маленьком городе

На скриншоте видно, что популярность запроса «кафе обнинск» в Жуковском районе огромная: больше 40 000 %. Это значит, что в регионе есть интерес к теме: его жителям явно не хватает мест, где можно попить кофе в приятной обстановке

А вот минусы бизнеса в небольшом городе:

  • мало потенциальных клиентов;
  • у жителей небольшие доходы;
  • сложно искать сотрудников.

Мало потенциальных клиентов. Чем меньше людей в городе, тем быстрее заканчиваются клиенты. Поэтому не получится ориентироваться только на одну нишу — скорее всего, придется работать сразу на несколько сегментов аудитории и постоянно расширяться.

«Будь мы в большом городе, могли бы, например, сосредоточиться на элитных продуктах и торговать только самыми дорогими кормами — и нам бы хватило потребителей таких кормов, чтобы построить успешную финансовую модель.

Если вы отказываетесь от какого-то сегмента в маленьком городе, вы сразу возвращаетесь на несколько уровней назад».

Степан Бойко

Степан Бойко

Владелец зоомагазина в г. Юрюзань Челябинской области, население — 10 000 человек

→ Перед запуском бизнеса в маленьком городе особенно важно проанализировать потенциальный спрос. Если окажется, что местным жителям предложение неинтересно, клиентов у бизнеса не будет — их просто неоткуда взять.

Вот как можно выяснить, будет ли востребован ваш товар или услуга:

  1. Поговорить с потенциальными покупателями и узнать, какой товар или услугу они хотели бы видеть в городе. Это поможет убедиться, что люди заинтересованы в вашем продукте: вдруг удобнее заказывать на маркетплейсах?
  2. Проверить ключевые запросы на Яндекс Вордстате с детализацией по региону. Количество запросов позволит примерно прикинуть, насколько востребован будет товар или услуга. Может оказаться, например, что спорттовары в вашем городе искали за месяц три раза и открывать магазин смысла нет.
  3. Проанализировать, как работают конкуренты. Какие товары пользуются спросом у них? Какие услуги они продвигают в первую очередь? Что о них пишут в отзывах? При формировании ассортимента можно опираться на эту информацию.

Если выяснится, что спрос на продукт в регионе недостаточный, можно попробовать этот спрос сформировать: рассказывать о преимуществах, объяснять потенциальным клиентам, как продукт может им помочь.

«До сих пор есть стереотип, что промышленные корма для животных — пустая трата денег: налил собаке супа, и она нормально будет жить. В Юрюзани в частном секторе многие кормят собак едой со стола. Мы этим людям объясняем, как нужно ухаживать за животными: консультируем их, когда они приходят в зоомагазин, делаем публикации в соцсетях. Таким образом увеличиваем объем рынка промышленных кормов».

Степан Бойко

Степан Бойко

Владелец зоомагазина в г. Юрюзань Челябинской области, население — 10 000 человек

У жителей небольшие доходы. Часто маленькие города находятся далеко от областных центров. Жители работают на местных предприятиях, получают маленькие зарплаты. Может оказаться, что они просто не могут себе позволить ваш продукт.

→ Перед открытием бизнеса можно изучить доходы местных жителей. Так вы поймете, доступен ли им ваш продукт, и сможете установить на него разумную цену. Например, информацию о доходах в регионе можно получить из данных Росстата.

Можно также изучить вакансии в городе на сайтах по поиску работы и посмотреть, какие зарплаты предлагают работодатели.

Сложно искать сотрудников. В маленьком городе круг поисков ограничен. Предприниматель выбирает только из местных жителей. Но чем меньше поселение, тем ниже вероятность, что люди в нем подойдут под ваши требования. Иногда бывает сложно найти даже продавцов в магазин. А если речь, например, об учителях английского языка?

«Бывает, что предприниматель обучает, например, педагога, дает ему всю базу, а тот потом просто уходит. В маленьком городе такие ситуации не редкость».

Людмила Бобуркова

Людмила Бобуркова

Руководитель языкового центра Step by step, г. Белоозерский Московской области, население — 14 000 человек

→ Можно приглашать на работу молодых специалистов и больше времени уделять корпоративному обучению. Чтобы расширить круг поисков, советуем подбирать сотрудников на разных платформах и сайтах, а не ограничиваться одним ресурсом.

«Мы пробовали искать людей через hh.ru, но, к сожалению, не получилось: месяц объявление висело, и люди им не интересовались. Сейчас я открыл для себя Авито. Не просто публикую там объявление о поиске сотрудника, а закупаю рекламу, то есть подсвечиваю объявление за определенную сумму. Недавно мы искали продавца в магазин. Я потратил 1000 ₽ на объявление и уже через сутки нашел сотрудника».

Илья Денис

Илья Денис

Владелец шоколадной мастерской Al’Choco, г. Гатчина Ленинградской области, население — 90 000 человек

Дальше расскажем о видах бизнеса, который стоит открывать в небольших городах.

Производство фермерских продуктов

По оценкам аналитиков МТС Банка и сервиса Ozon fresh, люди стали чаще покупать фермерские продукты: мясо, молоко, свежую зелень и овощи, яйца, сыры. Это может стать для предпринимателя прибыльной нишей.

Есть и другой аргумент в пользу такого бизнеса. Государство поддерживает сельское хозяйство. Например, начинающие фермеры могут получить грант «Агростартап» — до 7 млн рублей на разведение крупного рогатого скота и до 5 млн рублей, если работают в другой отрасли.

Это значит, что у начинающих фермеров будут хорошие условия для старта — государство заинтересовано, чтобы их бизнес рос и развивался.

Кто может вести бизнес. Есть четыре варианта:

  1. Стать самозанятым. Самозанятые могут продавать только то, что произвели сами. Например, мясо, копчености, фрукты и мед.
  2. Стать ИП. Предприниматель может продавать любые фермерские продукты и оформлять все нужные сопроводительные документы. ИП — статус человека, вести дело с партнерами не получится.
  3. Организовать крестьянско-фермерское хозяйство, КФХ. Это объединение людей, которые совместно владеют имуществом, ведут фермерскую деятельность и делят прибыль от нее. Удобно, если будете вести бизнес с семьей. У КФХ есть глава — он должен оформить ИП. По сути это переходный вариант между ИП и компанией, выгода по сравнению с последней — в простой бухгалтерии и возможности выводить деньги бизнеса в любой момент.
  4. Создать компанию. Подойдет, если планируете заниматься продажей фермерских продуктов с партнером. Минус — понадобится бухгалтер и вывести деньги можно только через зарплату или дивиденды.

Есть еще один вариант работы с фермерскими продуктами — личное подсобное хозяйство, ЛПХ. Граждане, которые зарегистрировали ЛПХ, могут свободно продавать излишки сельскохозяйственной продукции. Такая продажа не считается предпринимательской деятельностью и не облагается НДФЛ. Государство ставит перед владельцем ЛПХ только одно условие: он должен вести хозяйство без наемных работников. Но ему могут помогать члены семьи.

«У нас с мужем небольшое ЛПХ: есть коровы, лошади, курицы, индюшки. Делаем все сами: вместе ухаживаем за животными, я готовлю молочные продукты, колбасу, сало. Продукты покупателям развожу тоже сама: выделяю несколько дней в неделю, чтобы объехать заказчиков.

Когда есть время и возможности, мы с мужем проводим экскурсии по ферме: показываем гостям животных, поим чаем и угощаем своими продуктами. Иногда устраиваем конные прогулки или катания на санях.

Но часто звать гостей на экскурсии мы не можем: не хватает рук. Сложно одновременно ухаживать за животными, готовить продукты для заказчиков и показывать ферму гостям. Чтобы расширяться и нанимать постоянных работников, нужно оформлять ИП — и мы уже давно об этом думаем».

Арина Кувшинова

Арина Кувшинова

Фермер, ведет ЛПХ в г. Таруса Калужской области, население — 10 000 человек

На небольшой домашней ферме жизнь и работа неотделимы друг от друга. На фото — новорожденная телочка временно переселилась в дом из-за сильных морозов
Зимой, когда на ферме мало работы, можно устраивать для гостей катания на санях — это дополнительный источник заработка в несезон

Для регистрации бизнеса ИП, главам КФХ и компаниям нужно выбрать коды вида деятельности из перечня ОКВЭД. По ним налоговая, банки и ведомства понимают, чем занимается бизнес. Например, для молочной фермы подойдет код ОКВЭД 01.41 «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». Если планируете продавать готовую продукцию, например сметану или масло, добавьте код ОКВЭД 10.85 — «Производство готовых пищевых продуктов и блюд».

Что понадобится для старта. Всем, кто производит фермерские продукты, нужны медицинские книжки.

ИП, главы КФХ и компании должны также получить на всю продукцию декларации о соответствии. Они подтверждают, что продукт безопасен и соответствует техническим регламентам Таможенного союза или ЕАЭС — Евразийского экономического союза.

Все фермеры, кроме самозанятых и ЛПХ, должны регистрировать свою продукцию в системе «Меркурий». Она помогает отслеживать происхождение товара. Туда загружают ветеринарные свидетельства, которые подтверждают, что товар безопасен для людей.

Производители молочных продуктов должны подключиться к системе «Честный знак» и маркировать свои товары специальным кодом Data Matrix. На самозанятых и ЛПХ это требование не распространяется.

Продажа фермерских продуктов — сложная тема с множеством нюансов. Более подробно о выборе формы ведения бизнеса, регистрации и документах мы рассказали о ней в отдельной статье.

Идеи для роста. Фермерскую продукцию можно продавать не только обычным людям, но и бизнесу: магазинам, ресторанам, кафе. Для этого нужно наладить производство — убедиться, что вы можете регулярно поставлять товары в нужном объеме. Кроме того, организации обычно требуют от фермеров подтверждений качества продукции, то есть декларации соответствия и ветеринарные сертификаты.

Еще один вариант роста — выход на маркетплейсы. Есть специальные площадки для продажи фермерских продуктов, например Ешь Деревенское, ТВОЙПРОДУКТ, АгроМП, Agraroom. Они обычно помогают фермерам с логистикой и продвижением. В основном продажи происходят в пределах региона, но некоторые маркетплейсы доставляют продукцию по всей России.

Обычные маркетплейсы тоже открыты для продаж фермерских продуктов. Например, у Ozon есть специальный раздел для товаров с коротким сроком годности — Ozon fresh. Там можно продавать замороженные и охлажденные товары — компания предоставляет условия для их хранения.

Можно добавить в ассортимент товары с большим сроком годности. Так, например, поступила героиня нашей статьи.

«В прошлом году мы запустили бренд „Твой идеальный чай“: чаи с травами и сушеными фруктами собственного производства.

Наша основная продукция — это товары с небольшим сроком годности: сезонные овощи, цветы, пряные травы, рассада. Их покупают жители Чайковского и соседних городов.

Мы хотели выйти на новый рынок, и чай оказался для этого отличной идеей. У него большой срок годности — а значит, его проще хранить и можно организовать доставку даже в отдаленные регионы. Кроме того, тепличное производство подвержено сезонности — а чайные смеси можно продавать круглый год и таким образом стабилизировать прибыль.

Добавки к чаю — травы, цукаты, сушеные фрукты — производим прямо в теплице. Для сушки фруктов купили специальное оборудование.

Сейчас мы продаем „Твой идеальный чай“ в магазины и салоны красоты Пермского края. Несколько месяцев назад вышли на Wildberries — там продаются подарочные наборы с чаем, которые особенно востребованы в праздники».

Надежда Бражникова

Надежда Бражникова

Руководитель Чайковского тепличного комбината, г. Чайковский Пермского края, население — 75 000 человек

Можно производить не только чайные смеси, но и специи, консервированные овощи, варенье. С такими товарами легче выйти на маркетплейсы: им не нужны специальные условия хранения, и можно организовать доставку по всей России.

Организация туров по региону

Внутренний туризм — перспективная отрасль бизнеса. Опросы ВЦИОМ показывают, что треть россиян ездит отдыхать в другие города России.

Хоть большинство людей все еще планирует поездки самостоятельно, растет доля организованного туризма. Например, летом 2023 года количество организованных поездок выросло на 15% по сравнению с тем же периодом 2022 года.

Есть и другие аргументы в пользу организации туров. Многие маленькие города России расположены в уникальных природных зонах: в горах, возле живописных лесов и рек, рядом с природными заповедниками. Некоторые из них уже стали настоящими туристическими центрами. Например, Оленегорск в Мурманской области, который окружен живописными озерами и горными хребтами, или Елизово — небольшой город на Камчатке, где устраивают экскурсии к вулканам и гейзерам.

Кто может вести бизнес. Чтобы водить туристов в горы или показывать им местные достопримечательности, можно оформить самозанятость или ИП. Самозанятый может проводить экскурсии сам или заключить договор подряда с гидом и доверить туристов ему.

ИП нужно выбрать код ОКВЭД 79.90.2 — «Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг».

Что понадобится для старта. Если планируете проводить экскурсии лично, нужно пройти специальные курсы для гидов, например в центре подготовки туристических кадров «Турцентр», и добавить сведения о себе в Единый реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков.

«Перед тем как организовать первый тур, я получила аттестат гида. Но побоялась сама вести экскурсию. Тур делала по местности, где сама ни разу не была, и решила, что лучше поручу ведение группы другому человеку.

Заключила договор с профессиональным гидом — и это оказалось правильным решением. Я люблю создавать туры, договариваться с подрядчиками, а с туристами пусть лучше работают опытные люди, которые могут обеспечить безопасность в горах».

Светлана Губина

Светлана Губина

Владелец клуба путешественников Gornayalisa, г. Белокуриха Алтайского края, население — 15 000 человек

  • чуйский тракт
    1/6

    Фотографии из туров по Алтаю клуба Gornayalisa. На этой фотографии одна из самых красивых дорог мира — Чуйский тракт

  • камышлинский водопад
    2/6

    Камышлинский водопад. Сюда туристы добираются по реке Катуни на скоростном катере

  • алтайский марс
    3/6

    На «Алтайском Марсе» горы красного цвета. Когда-то здесь было морское дно, и до сих пор находят ракушки и остатки древних моллюсков

  • Слияние рек Чуи и Катуни
    4/6

    Слияние рек Чуи и Катуни

  • каменные грибы
    5/6

    На этой фотографии — редкое природное явление: каменные грибы. Некоторые достигают в высоту 7 метров

  • Вид на реку Чулышман
    6/6

    Вид на реку Чулышман со стороны каменных грибов

Организатор путешествия несет ответственность за жизнь и здоровье туристов. Есть ГОСТ 32611-2014, в котором указано, что должен делать туроператор для безопасности своих клиентов. Например, нужно заранее предоставить туристам всю информацию о будущем путешествии. Тогда люди смогут позаботиться о себе: взять подходящую одежду, обувь, лекарства. Возможно, они поймут, что их физической подготовки недостаточно, и откажутся от тура, чтобы не рисковать своей безопасностью.

Если маршрут может быть опасен для туристов, туроператор должен помочь им застраховать здоровье и имущество.

«Я обязательно оформляю страховку всем туристам. Делаю это за свой счет, в качестве подарка. На маршруте всякое может случиться, и я хочу быть уверена, что мои гости получат компенсацию.

Например, прошлой весной туристку укусил клещ — первый раз за всю историю клуба. Хорошо, что была страховка: ей очень быстро оказали помощь, достали клеща, провели исследования и убедились, что он не энцефалитный. А вдруг бы клещ был заражен и нужно было бы срочно делать укол?»

Светлана Губина

Светлана Губина

Владелец клуба путешественников Gornayalisa, г. Белокуриха Алтайского края, население — 15 000 человек

Организатору туров перед началом работы нужно заключить договоры с подрядчиками: экскурсоводами, гостиницами, транспортными компаниями, кейтеринговыми организациями. Постоянных сотрудников у компании может и не быть, если все экскурсоводы работают по договору подряда.

«Большой плюс маленького города в том, что я могу сама контролировать всех подрядчиков. Я смотрю все отели, которые бронирую для гостей: прохожу каждую комнату и решаю, подходит нам отель или нет. Бывает, что выбираю несколько номеров и прошу заселять моих гостей только туда. То же самое с транспортом и питанием: я всех знаю и могу выбрать лучших подрядчиков».

Светлана Губина

Светлана Губина

Владелец клуба путешественников Gornayalisa, г. Белокуриха Алтайского края, население — 15 000 человек

  • клуб Gornayalisa
    1/2

    В клубе Gornayalisa обычно собирают небольшие группы для путешествий — 6—7 человек. Так можно обеспечить комфортные условия для всех туристов

  • туры клуба Gornayalisa
    2/2

    В туры клуба Gornayalisa можно ездить всей семьей. Для путешествия не нужна особая физическая подготовка, поэтому детям так же комфортно путешествовать, как и взрослым

Идеи для роста. Когда вы получите опыт организации туров по региону и сформируете базу лояльных клиентов, можно возить туристов по всей России и даже за рубеж. Для этого нужно найти местных подрядчиков или партнеров, которые помогут организовать для клиентов отдых на местах.

«В прошлом году я стала возить людей за рубеж, например в Грузию и даже на Мальдивы. Нахожу на местах таких же небольших организаторов — и они создают для меня туры под ключ. Я, в свою очередь, помогаю им возить людей на Алтай и на Байкал: бронирую отели и договариваюсь со всеми подрядчиками.

Я не покупаю для клиентов билеты на самолет — до места отдыха они добираются сами. Моя задача — организовать все остальное: питание, проживание, интересные экскурсии».

Светлана Губина

Светлана Губина

Владелец клуба путешественников Gornayalisa, г. Белокуриха Алтайского края, население — 15 000 человек

Туры можно совершенствовать бесконечно. Например, в алтайском туре Gornayalisa недавно появилось новое развлечение: катание на гигантских квадроциклах по прителецкой тайге. Такие квадроциклы легко пройдут по любому бездорожью

На следующем этапе развития бизнеса можно предлагать клиентам комплексные туры. Это уже не просто организация отдыха на месте — это полноценный туристский продукт, в состав которого входят билеты на самолет и проживание в гостиницах, питание и развлечения.

Такие туры могут продавать туроператоры — компании, которые специализируются на создании комплексных туристских продуктов. Туроператор может быть только организацией — ИП и самозанятость не подойдет.

Чтобы начать деятельность как туроператор, нужно добавить компанию в Единый реестр туроператоров. Там хранятся сведения о компаниях: название, адрес, ИНН, сведения о руководителях, документы о финансовом обеспечении. Более подробную информацию о реестре и инструкцию, как внести туда сведения о компании, можно найти на сайте Минэкономразвития РФ по ссылке.

Зоомагазин

У 72% жителей России есть домашние питомцы. У владельцев кошек в среднем один питомец, а у владельцев собак — два. Аналитические компании пишут, что люди относятся к питомцам как к членам семьи и склонны их баловать.

В нише зоотоваров нет резких скачков, падений и сезонности — товары одинаково хорошо продаются и летом, и зимой, потому что питомцам постоянно нужен уход.

Можно открыть зоомагазин и предложить покупателям разнообразный ассортимент товаров для животных: корма, лакомства, игрушки, амуницию, аксессуары, одежду.

«В 2008 году я работал торговым представителем поставщика зоотоваров в городе Юрюзань и окрестностях и видел, что местные зоомагазины сильно отстают в плане клиентского сервиса: консультацию по зоотоварам там получить было невозможно, товары продавались с огромной наценкой, а торговые залы выглядели как полуподвальные помещения с неприятным запахом.

Я посчитал, что потребители уже готовы к чистым светлым магазинам с хорошим ассортиментом и грамотными продавцами. Мы с женой получили субсидию от биржи труда на открытие бизнеса — 60 000 ₽. Этого хватило на закупку оборудования и аренду помещения. С поставщиками товаров удалось договориться о рассрочке.

В нашем магазине не только продают зоотовары, но и рассказывают посетителям о правилах содержания животных. Все, кто работает в магазине, регулярно повышают квалификацию в области ухода за питомцами. Это позволяет нам выделиться на фоне других магазинов Юрюзани и увеличивает лояльность покупателей».

Степан Бойко

Степан Бойко

Владелец зоомагазина в г. Юрюзань Челябинской области, население — 10 000 человек

В зоомагазине предлагают широкий ассортимент зоотоваров: корма, игрушки, лакомства, переноски. Это позволяет удовлетворить большинство потребностей клиентов: в магазине есть буквально все, что может понадобиться питомцам

Кто может вести бизнес. Чтобы открыть зоомагазин, нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или открыть компанию. Самозанятым быть нельзя, так как вы будете продавать чужие товары.

Если планируете открывать в зоомагазине ветаптеку и торговать ветеринарными препаратами, нужно регистрировать компанию. Закон разрешает ИП торговать ветеринарными препаратами, только если у него есть фармацевтическое или ветеринарное образование.

Для регистрации зоомагазина подойдет основной код ОКВЭД 47.76.2 «Торговля розничная домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах». Можно добавить несколько дополнительных кодов, чтобы торговать лекарственными препаратами и сопутствующими товарами. Например:

  • 10.92 «Производство готовых кормов для непродуктивных животных»;
  • 47.74.1 «Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, в специализированных магазинах».

Что понадобится для старта. Найти помещение, договориться с поставщиками, закупить оборудование. В зависимости от размеров магазина — нанять продавцов и администратора.

Из оборудования понадобятся:

  • стеллажи для хранения товаров;
  • оборудование для кассовой зоны;
  • весы;
  • вольеры для животных, если планируете ими торговать;
  • оборудование для ветаптеки, если планируете ее делать.
Для зоомагазина нужно место с хорошим трафиком. Торговый центр отлично подойдет, но можно рассмотреть и другие варианты: например, помещения рядом с парками или ветеринарными клиниками

Корма для животных входят в список товаров, для которых требуются ветеринарные сопроводительные документы. Это значит, что зоомагазин нужно зарегистрировать в системе «Меркурий» и вести там учет всей продукции животного происхождения: кормов, лакомств, пищевых добавок. Если продаете рыбок или хомячков, на них это условие тоже распространяется.

Для продажи ветеринарных препаратов нужно получить лицензию Россельхознадзора.

Идеи для роста. Можно открывать зоомагазины в соседних городах или продавать товары на маркетплейсах. Но туда лучше не заходить с кормами. Большую часть рынка занимают компании-гиганты, с ними сложно конкурировать. Советуем выводить на площадки товары с невысокой конкуренцией, например многоразовые пеленки, лакомства, косметику для животных.

Можно оказывать на базе зоомагазина дополнительные услуги. Например, если в городе нет ветклиники, открыть при магазине небольшой ветеринарный кабинет. Жители города смогут приводить туда питомцев на осмотр и плановую вакцинацию.

Чтобы открыть веткабинет, потребуется помещение, которое соответствует специальному ГОСТу, разрешения контролирующих органов и сотрудники с профильным образованием. Об этих и других требованиях можно прочитать в нашей статье.

Детский языковой центр

Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 74% родителей хотят, чтобы их дети знали иностранный язык. Поэтому предприниматель может открыть детский языковой центр даже в небольшом городе. Но делать это советуем в двух случаях.

  1. В городе достаточно детей.
  2. Их родители готовы вкладываться в образование.

Проверить, выполняются ли эти условия, можно несколькими способами. Например, стоит узнать, сколько детей учится в местной школе и ходит в детский сад. Для этого нужно изучить сайты образовательных организаций, а лучше — поговорить с учителями и родителями. Так вы не только поймете, сколько в городе детей, но и выясните потребности потенциальных клиентов.

Есть и другой способ — сначала поработать репетитором. Потом, уже с готовой базой клиентов, можно переходить на новый уровень — создавать образовательный центр.

«15 лет назад я работала в Москве в найме, и параллельно в выходные ко мне приходили ученики из Белоозерского. Сарафанное радио очень хорошо работало, ученики постепенно набирались, я видела, что потребность в моих услугах большая. Постепенно я пришла к мысли, что нужно выходить за пределы квартиры: арендовала помещение, закупила учебные пособия, разработала программы и начала работать.

Сейчас я совмещаю преподавание и руководство тремя языковыми центрами: один — в Белоозерском, два — в Раменском. Я и мои педагоги постоянно повышаем квалификацию, участвуем в конференциях. Наши ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ на 90 баллов и выше, поступают в языковые вузы».

Людмила Бобуркова

Людмила Бобуркова

Руководитель языкового центра Step by step, г. Белоозерский Московской области, население — 14 000 человек

  • языковой центр Step by step
    1/3

    В языковом центре Step by step дети занимаются по современным учебным пособиям, в которых много необычных заданий. Например, самостоятельно собрать комнату, чтобы проще было учить лексику по теме «Дом»

  • занятия с малышами
    2/3

    На занятиях с малышами используют не только учебники, но и игрушки. Так интереснее строить диалоги: всегда есть тема для разговора

  • детский центр
    3/3

    Программа детского центра должна быть не только полезной, но и интересной. Можно задействовать любые элементы культуры — например, книжки о Гарри Поттере

Кто может вести бизнес. ИП или компания. Самозанятые не смогут открыть детский языковой центр.

Для регистрации языкового центра подойдет код ОКВЭД 85.41 — «Образование дополнительное детей и взрослых».

Что понадобится для старта. Прежде всего нужно разработать образовательную программу и закупить учебные пособия. Их содержание государство оставляет на усмотрение образовательной организации.

Предпринимателю также нужно подобрать помещение для образовательного центра. Открыть учреждение в любом понравившемся здании нельзя — оно должно соответствовать санитарным правилам. Там прописаны требования к отделке помещений, освещению и расположению здания. Например, в учебных кабинетах и игровых помещениях обязательно должны быть окна — проводить занятия в комнатах без естественного освещения запрещено. Полный список требований к помещениям для образовательных организаций — по ссылке.

Для работы с детьми нужна лицензия об образовательной деятельности. Она дает право нанимать педагогов в штат и выдавать ученикам документ об образовании. Как получить лицензию — рассказали в отдельной статье.

Идеи для роста. У образовательных организаций обычно мало работы в летние месяцы. Чтобы получать доход в несезон, можно открыть языковой лагерь.

«На базе Step by step летом 2023 года работал языковой лагерь. Было три смены с квизами, конкурсами, играми на свежем воздухе и большим количеством английского языка. Эксперимент оказался очень успешным, и я планирую повторить его в следующем году».

Людмила Бобуркова

Людмила Бобуркова

Руководитель языкового центра Step by step, г. Белоозерский Московской области, население — 14 000 человек

Мастер-класс по рисунку на футболках в летнем лагере Step by step

Можно также проводить на базе центра развивающие занятия для самых маленьких, преподавать другие иностранные языки или проводить курсы английского в онлайне.

Пункт выдачи заказов маркетплейса

В маленьких городах выбор товаров ограничен: розничных магазинов мало, и приходится ездить в большие города за крупными покупками. Чтобы удовлетворить потребность клиентов в магазинах рядом с домом, можно открыть ПВЗ известных маркетплейсов — Wildberries, Ozon или Яндекс Маркета — и зарабатывать на доставке товаров.

У популярных площадок есть специальные программы, которые позволяют открыть пункт выдачи на специальных условиях в небольших городах или поселках. А некоторые площадки поддерживают владельцев ПВЗ на старте. Например, один из героев статьи в Бизнес-секретах получал от Ozon финансовую поддержку 90 000 ₽ первые полгода. Это позволило не уйти в минус.

Кто может вести бизнес. Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно создать ООО или стать ИП. Работать как самозанятому не получится: они не могут оказывать услуги по агентскому договору — по таким договорам маркетплейсы сотрудничают c владельцами ПВЗ.

При регистрации бизнеса нужно будет указать коды ОКВЭД:

  • 52.10 «Деятельность по складированию и хранению»;
  • 82.99 «Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки».

Что понадобится для старта. Первое, что нужно сделать, — выбрать локацию. От этого в том числе будет зависеть успех ПВЗ. Маркетплейсы разрешают открывать пункты выдачи почти везде, но лучше выбирать места с хорошей проходимостью, например рядом с торговыми центрами или в жилых комплексах. При выборе локации советуем пользоваться картами площадок. На них есть специальные «соты» — это зоны, где маркетплейс советует открывать пункт выдачи.

Так выглядит карта с сотами на Ozon. В синих зонах можно открыть пункты выдачи, а в красных — нет

Когда нашли локацию, нужно арендовать помещение, оставить заявку на сайте маркетплейса, закупить оборудование и мебель и сделать ремонт. Подробно обо всех нюансах открытия пунктов выдачи можно прочитать в наших статьях:

Идеи для роста. У одного предпринимателя может быть несколько ПВЗ в разных районах города или даже разных городах. Не обязательно, чтобы это были ПВЗ одного маркетплейса: можно одновременно работать с Ozon, Wildberries и Яндекс Маркетом.

Если открывать новые точки вы пока не хотите, можно развивать существующие и организовать дополнительный заработок прямо там. Например, Ozon разрешает выдавать посылки от других служб доставки, а Яндекс Маркет — устанавливать в ПВЗ зарядные станции, копировальные аппараты и приемные пункты химчистки.

Какой еще бизнес открыть в небольшом городе

Мы рассказали только про пять идей бизнеса для маленького города. Но на деле их может быть намного больше.

Напоминаем, что перед открытием любого бизнеса нужно проанализировать спрос и убедиться, что клиентам нужен ваш товар или услуга. Для тех, кому не приглянулась ни одна идея для бизнеса из статьи, собрали еще несколько вариантов:

  1. Как открыть кофейню.
  2. Как открыть бар.
  3. Как открыть кафе.
  4. Как открыть пекарню.
  5. Как открыть фастфуд.
  6. Как открыть шаурмичную.
  7. Как открыть автомойку.
  8. Как открыть аптеку.
  9. Как открыть медицинский центр.
  10. Как открыть ветеринарную клинику.
  11. Как открыть школу танцев.
  12. Как открыть фитнес-клуб.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение Тинькофф

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Как вы думаете, какой бизнес мог бы быть успешным в вашем городе? А какой бизнес вы хотели бы открыть?

Елизавета Менькова
Елизавета Менькова

Хочу открыть литературную кофейню-книжный!

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Елизавета, здорово! У нас как раз есть статья про то, как открыть книжный магазин. Надеемся, вам будет полезно: https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/kak-otkryt-knizhnyj-magazin/

Уже идете к своей цели или пока только готовитесь? :)

Елизавета Менькова
Елизавета Менькова

Ух-ты, спасибо за ссылку, изучу!)


Больше по теме

Новости