Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть книжный магазин


Это не та сфера бизнеса, в которую стоит вкладываться только ради прибыли. Но если вы увлечены литературой, есть шанс открыть уникальное место для книголюбов и заработать на этом


Анна Кадикова

Анна Кадикова

Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»

Это не та сфера бизнеса, в которую стоит вкладываться только ради прибыли. Но если вы увлечены литературой, есть шанс открыть уникальное место для книголюбов и заработать на этом


Анна Кадикова

Анна Кадикова

Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»

Обычно книжные магазины открывают энтузиасты — магазин долго выходит на окупаемость, а интересные новинки иногда приходится искать поштучно. В идеале нужно хотя бы в течение года иметь еще один источник дохода или подготовить финансовую подушку. Если большого интереса к книгам нет, возможно, стоит выбрать другой бизнес.

В статье рассказываем, как открыть офлайн-книжный: какое помещение подойдет, как закупать книги у издательств, как общаться с посетителями, которые могут ничего не покупать, и какие способы продвижения работают для книжного бизнеса.

Выбрать формат книжного и локацию

От формата книжного магазина может зависеть место, где лучше открываться — так, чтобы был хороший трафик потенциальных покупателей.

Книжный с популярными изданиями. Например, с детективами, вампирскими сагами, известными фэнтези или книгами, которые сейчас на слуху. Такой магазин можно открыть в месте с хорошим трафиком — в торговом центре, на центральной улице города, рядом с вокзалом, чтобы люди могли купить книги в дорогу.

Сложность — такой точке будет тяжело конкурировать по цене с сетевыми и интернет-магазинами. Нужно продумать, что предложить покупателю, чтобы он шел в ваш магазин, несмотря на более высокую стоимость книг — например, продавать необычные сопутствующие товары, создать особую атмосферу или объединить книжный с кафе.

Независимый книжный. Обычно так называют магазины, в которых есть малоизвестные книги от небольших издательств. Такие книжные могут выбрать определенную тематику, близкую по духу основателям, и избирательно искать именно такие книги.

Магазин с детской литературой. Детские книги тоже могут быть популярными или редкими, например с необычными или коллекционными иллюстрациями. Подходящая локация — недалеко от детского сада, школы или детских образовательных центров.

Учебная литература. Это учебники, рабочие тетради, литература из школьной программы, в качестве сопутствующих товаров можно продавать карты или схемы. Тоже можно открываться рядом со школой, колледжем или вузом.

Тематический книжный. Например, с исторической или психологической литературой, тогда целевая аудитория книжного магазина — студенты или посетители психологических курсов и тренингов. Подходящая локация — рядом с университетом или психологическим центром.

Краеведческий книжный. В нем могут продаваться книги по истории города, фотокниги со старинными и современными фотографиями, сувениры, открытки. Подходящее место — в центре города, на пешеходных туристических маршрутах.

Букинистический магазин — с подержанными или даже антикварными книгами. От владельца понадобится много времени, чтобы находить книги на продажу, например в других букинистических, если где-то они случайно продавались задешево, или через объявления у частных продавцов.

Все эти форматы магазинов можно миксовать между собой, например открыть магазин с популярными книгами, но сделать акцент на психологическую литературу.

Работать можно одновременно офлайн и онлайн — сделать сайт и продавать через соцсети, отправлять посылки в другие города или оформлять доставку по своему городу.

Мы обозначили предпочтительные локации для книжных, но в реальности может быть по-другому — и вы найдете помещение только на второй линии или в спальном районе. Тогда нужно будет создавать для локации дополнительную ценность, чтобы покупатели были готовы искать магазин или специально далеко ехать за книгами.

«Я пробовала искать помещения на Авито, через агентство недвижимости и самостоятельно — по табличкам „Аренда“ в городе. Многие арендаторы отказывались сдавать помещение для книжного — говорили, что это неприбыльное дело, они предвидят проблемы и не хотят заниматься благотворительностью.

В итоге мы сняли помещение в доме 1909 года. Отдельного входа нет — у нас третья дверь в конце коридора на втором этаже. К тому же жильцы в 18:00 закрывают калитку, и чтобы попасть во двор, нужно сначала позвонить в магазин. Но в комнате была историческая лепнина на потолке и старинная отреставрированная печка. Я сразу увидела потенциал этого места: покупатели будут приходить, чтобы просто на все это посмотреть.

Отсюда мой совет: если находитесь не на первой линии и попасть к вам — целый квест, в идеале, чтобы в конце пути покупателя ждала награда. Это может быть красивая локация, гирлянда, горящий камин или кошка, которую можно погладить.
Конечно, для продаж еще лучше открываться в проходном месте, чтобы квеста вообще не было, но бюджета на идеальное помещение среди активного трафика может не хватать».

Анна Кадикова

Анна Кадикова

Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»

Двор, в котором находится книжный магазин «Чарли». Это старые дома в центре города, рядом много баров, и жители домов поставили закрывающуюся калитку, чтобы во двор не заходили посторонние. Создательница магазина повесила гирлянды на пути от калитки, чтобы покупателям было не страшно заходить куда-то в темный двор
Обещанная награда в конце необычного пути к магазину — тепло, чай и возможность помочь кошке

Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:

  • поток людей в районе;
  • количество конкурентов поблизости;
  • средний чек;
  • средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
  • как меняется поведение потребителей в разные месяцы.

Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.

Пример аналитики Компаса для бизнеса в сфере «Рестораны» в Москве. Карта показывает красным точки активной конкуренции — их очень много. Гости в среднем оставляют в заведении 9500 ₽ при том, что средний расход на клиента — больше 11 000 ₽. Это очень конкурентная и сложная ниша для новичка, возможно, стоит подумать об открытии ресторана в области
Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

Тинькофф Бизнес

Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

  • Поможет найти локацию в городах-миллионниках
  • Покажет количество конкурентов в конкретном районе, их средний чек и число потенциальных клиентов
  • Собирает данные на основе транзакций 37 млн клиентов
Попробовать бесплатно

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Зарегистрировать бизнес для открытия магазина

Чтобы начать работать, нужно зарегистрировать бизнес, выбрать код ОКВЭД, систему налогообложения, открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу.

Зарегистрировать бизнес. Для книжного магазина подойдет ИП, если предприниматель открывает бизнес один, или ООО — если собственников бизнеса несколько.

Самозанятые, в том числе в статусе ИП, по закону не имеют права заниматься перепродажей, поэтому открыть книжный не могут.

Выбрать код ОКВЭД. Код обозначает вид деятельности, которой занимается предприниматель или компания. Основной код — деятельность, которая будет приносить большую часть доходов, дополнительные — указывают, чем еще будет заниматься бизнес.

Основной код ОКВЭД для книжного — 47.61 «Торговля розничная книгами в специализированных магазинах».

Дополнительные:

  • 47.62 «Торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах»;
  • 47.79.2 «Торговля розничная букинистическими книгами».

Выбрать систему налогообложения. Для книжного магазина подходит упрощенная система налогообложения, УСН, на ней можно работать и офлайн и онлайн. Если вы собираетесь работать только офлайн, есть еще один вариант — патентная система налогообложения, ПСН.

На УСН есть два варианта, какой процент налога платить и от какой суммы:

  • 6% от доходов, этот вариант так и называется — УСН «Доходы»;
  • 15% от разницы между доходами и расходами — это УСН «Доходы минус расходы».

Второй вариант подходит, если расходов, которые можно подтвердить, у бизнеса много — нужно оплачивать аренду, платить зарплату, делать закупки. Тогда сумма налога получится меньше, несмотря на то, что налоговая ставка выше.

Для книжного как раз может подойти УСН «Доходы минус расходы», потому что подавляющую долю затрат бизнеса составляет закупка книг. Ее можно будет учесть как расход.

На патенте доходы не влияют на налог, нужно платить фиксированную сумму за год. Она зависит от региона и от площади магазина.

В некоторых регионах можно использовать еще один вариант — автоматизированную упрощенку, АУСН. В декабре 2022 года она доступна в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. На АУСН налоговая сама будет считать сумму к уплате, и она автоматически отобразится в личном кабинете.

Установить онлайн-кассу и подключить эквайринг. Онлайн-касса нужна, чтобы передавать в налоговую сведения о продажах и выдавать чеки покупателям. А эквайринг нужно подключить, чтобы покупатели могли расплачиваться картами или через СБП.

Статьи о регистрации бизнеса и выборе налоговой системы

Подробнее о том, что нужно сделать на старте бизнеса, рассказывали в отдельных статьях:

Найти поставщиков и выбрать условия работы

Книжные магазины заказывают книги у издательств. Обычно это происходит так: создатели магазинов встречают интересную книгу и хотят заказать 1—2 единицы, чтобы посмотреть, будет ли она продаваться. Если это книга узкой направленности, больше может и не понадобиться — вероятно, только пара человек ей и заинтересуются, зато они останутся довольны.

Но с точечными закупками есть проблема: у издательства нельзя приобрести одну или две книги, нужно делать заказ из нескольких десятков книг. Поэтому стоит изучать новинки издательства и опрашивать потенциальных покупателей, что им интересно, чтобы собрать список закупки.

Когда у магазина появятся постоянные покупатели, можно работать по предзаказам — по опыту нашего эксперта люди готовы ждать, чтобы забрать книжку именно в любимом магазине.

«Часто человек ищет книги только по конкретной тематике: про эльфов, про отношения или про то, как пережить утрату. Когда у нас появились постоянные покупатели, я уже стала представлять, какая новинка может быть интересна конкретному человеку».

Анна Кадикова

Анна Кадикова

Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»

С другой стороны, понятие «новинки» для книжного мира довольно растянутое, книга может считаться новинкой целый год, так что заказ для издательства вполне можно собирать в течение нескольких недель или месяцев.

Откуда можно узнавать про книжные новинки и небольшие издательства:

  1. В других книжных. Можно подсмотреть, что продается в книжных магазинах, которые вам нравятся — например, в другом городе.
  2. У книжных блогеров. Желательно, чтобы это был человек, с кем у вас совпадают ценности и интересы. Например, на протяжении нескольких обзоров он рассказывает о книгах, которые вам близки, в такой же тональности, как вы общаетесь с покупателями.
  3. У литературных критиков. Обзоры можно найти, например, в литературных журналах «Прочтение» или «Горький». Иногда критики получают доступ к рукописям еще до публикации, поэтому можно заранее присмотреть себе новинки.
  4. На профильных ярмарках. На тематических мероприятиях можно познакомиться и с представителями издательств, и с авторами. Известные ярмарки: non/fiction и «Красная площадь» в Москве, «Книжный cалон» в Санкт-Петербурге, «Книжная Сибирь» в Новосибирске.
  5. В релизах новинок. Издательства сами их публикуют. Иногда литературные редакторы могут приезжать в разные города и рассказывать о новых книгах, так что нужно следить за новостями издательств на сайтах или в соцсетях.

«Я выбирала книжки так: если надеялась, что книга хоть кому-то понравится, заказывала один экземпляр. А если была уверена, что покупатель найдется, — брала два экземпляра».

Анна Кадикова

Анна Кадикова

Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»

На каких условиях работать с издательством. Есть несколько вариантов:

  • по предоплате, то есть просто закупать книги у издательства и продавать их. Это может быть сложно на старте — нужно сразу вложить большую сумму, книги долго оборачиваются, а что-то могут вообще не купить;
  • брать книги под реализацию. Самый удобный вариант — расплачиваешься за то, что продалось. Но не все издательства готовы так работать, особенно с новыми партнерами. Кто-то начинает давать книги под реализацию через несколько месяцев или лет работы по предоплате;
  • смешанный вариант — часть книг оплачивать сразу, а остальные — после продажи.

Кроме того, можно условиться о скидке при заказе на определенную сумму или об отсрочке платежа — если не получится договориться о расчете после продажи, можно попробовать перенести оплату на два-три месяца.

Издательства тоже ищут площадки, чтобы реализовать свои книги. Для небольших издательств важно, чтобы книжные были им близки по духу и могли транслировать идеи, а не просто массово продавать книги. В такой ситуации может помочь личное общение — иногда издательство готово пойти навстречу и предложить индивидуальные условия.

«Чтобы издательства согласились отдавать мне книги на реализацию, я писала мотивационное письмо. Рассказывала про свои ценности, про формат нашего магазина и о том, почему книги именно этого издательства подходят нам по духу.

Иногда я приезжала и лично разговаривала с коммерческим директором. В итоге со многими издательствами удавалось договориться. Как вариант — половину я оплачивала сразу, а половину — после реализации».

Анна Кадикова

Анна Кадикова

Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»

В мотивационном письме Анна рассказала о своем магазине, о потенциале своего города и о целях своего проекта — развивать независимую книжную культуру в Краснодаре для взрослых и детей

Купить мебель для книжного магазина

Необходимый минимум для книжного магазина — стеллажи для книг и кассовая стойка.

Вот что еще нужно, чтобы открыть книжный магазин, в котором покупателям будет комфортно:

  • система обозначений на полках. Можно продумать указатели по авторам или темам;
  • мини-лесенки или подножки, чтобы покупатели или продавцы могли дотянуться до верхних полок;
  • направленные светильники около полок — обычного рассеянного света может не хватить, чтобы покупатели могли внимательно рассмотреть книги.

Еще что-то может понадобиться в зависимости от концепции:

  • стеллажи для сопутствующих товаров — открыток, сувениров, шоперов;
  • столы, если вы хотите играть в настольные игры в магазине;
  • стулья или диванчики, если планируете проводить литературные вечера, встречи с авторами;
  • фотозона — место с необычным объектом, которое будет ассоциироваться с вашим книжным, или сезонная фотозона, которую вы будете обновлять.
Магазин «Чарли» среди постоянных покупателей прежде всего ассоциируется со старинной печкой и лепниной. Создательница магазина Анна Кадикова рассказывает, что после открытия постоянно встречала фото с печкой в соцсетях
Книги нужно расставлять на полках так, чтобы они защищали друг друга от падения, но при этом не загораживали и не мешали покупателям брать их с полки

Какие сопутствующие товары продавать в книжном

Часто сопутствующие товары — это половина ассортимента книжного. Это объяснимо — гостю может не хватить денег на книгу, или он просто зашел посмотреть новинки. Но уходить без покупки не хочется, а вот необычная ручка или блокнот — сравнительно небольшая трата.

Вот что можно продавать:

  • канцтовары — ручки, блокноты, тетради, скетчбуки;
  • открытки — особенно авторские, с необычными иллюстрациями, или фотографиями, или скетчами с видами вашего города;
  • сувениры и подарки, например чашки, грелки или термокружки;
  • экосумки или авоськи для книг;
  • подарочная упаковка — книги часто покупают в подарок;
  • журналы — новые или старые, коллекционные;
  • фотопленка — чтобы заинтересовать покупателей, можно выделить место и развешивать «сушку» пленочных фотографий;
  • постеры;
  • пластинки.
Книги можно упаковывать в крафтовую бумагу и перевязывать шпагатом — это универсальный вариант эстетичной упаковки
В книжном магазине «Чарли» продаются открытки с акварельными видами Краснодара

Как привлекать покупателей и продвигать магазин

Для книжных магазинов не стоит использовать «грубую» рекламу: зачеркивать цены или предлагать большие скидки. Покупатели больше ждут приятных эмоций, эстетических впечатлений и общения, чем выгоды.

Разберем несколько вариантов офлайн и онлайн.

Как привлечь покупателей офлайн и удержать их:

  • участвовать в городских мероприятиях — маркетах, ярмарках, фестивалях, барахолках. Можно прийти с необычными книгами и сувенирами и запомниться жителям. Если есть на это бюджет, можно даже организовать свой книжный фургон, покрасить, установить муляж на крышу и продавать книги с него;
  • закупить настольные игры и проводить игротеки, если позволяет место. До или после партии гости могут заинтересоваться книгами;
  • проводить тематические мастер-классы — например, по вышивке в духе героинь книги;
  • проводить встречи с авторами — часто современные авторы готовы приехать в другой город. Можно прорекламировать в соцсетях встречу и так привлечь в магазин новых покупателей;
  • устраивать книжные клубы;
  • поставить полку для буккроссинга — обмена книгами. Люди будут приходить, чтобы что-то оставить или взять бесплатно, и заодно могут что-то купить;
  • общаться с теми покупателями, кто уже пришел и выбирает книги. Спрашивать, чем они интересуются, о чем бы хотели почитать. Если человек ничего не выбрал сейчас, запомнить, что он рассказывал, и при следующем визите предложить новинки — гостю будет приятно.
Если в вашем городе не проводится подходящих мероприятий, их можно организовать самим и пригласить других участвовать. Так Анна Кадикова за четыре месяца организовала Южный книжный фестиваль, на него приехали писатели, блогеры, иллюстраторы и редакторы из разных городов

Книжный бизнес — это игра вдолгую, человек может несколько раз приходить посмотреть и пообщаться и только потом что-то купить.

«В магазине не должно быть никакого „насилия“ над потенциальным покупателем — не стоит делать недовольное лицо, если человек долго о чем-то спрашивал, но в итоге ничего не купил. Чем больше напряжения и неловкости почувствует покупатель, тем меньше вероятность, что он вернется.

Со временем от покупателей не ждешь, что каждый разделит твое увлечение книгами. Нашли дорогу, пришли к нам — спасибо. Пообщались, поинтересовались — спасибо, это уже здорово».

Анна Кадикова

Анна Кадикова

Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»

Как продвигать магазин онлайн. Соцсети лучше вести еще до открытия магазина — рассказать о концепции, показывать, как идет ремонт, какие книги планируете привезти в первую очередь. Так у магазина заранее могут появиться потенциальные покупатели.

Вот что еще можно постить:

  • обзоры и рецензии. Здорово, если их будут писать разные люди, например владелец и продавец, — так подписчики смогут выбрать для себя любимого «обозревателя» и больше шансов, что кто-то окажется ближе по ценностям;
  • делать фотографии со сценами из книг или в стилистике книги;
  • проводить тематические недели или месяцы, посвященные какому-то автору, эпохе или жанру;
  • устраивать челленджи для читателей — сфотографироваться где-то с книгой из вашего магазина или в образе из книги и отметить вас.

Еще в соцсетях и мессенджерах нужно быть готовым отвечать на вопросы по наличию книг и предлагать что-то взамен.

Кроме того, можно договориться с местными блогерами, чтобы они упоминали ваш магазин, если делают книжные обзоры на своих каналах.

На сайте магазина «Чарли» можно заказать «Чарли в мешке» — указать интересующую тематику и сумму, а продавцы подберут книги и отправят их, получится сюрприз
Когда обзоры в соцсетях пишут разные люди, подписчики могут ждать постов своего любимого продавца и активно комментировать их. А у обзоров другого автора будут свои постоянные читатели и комментаторы

Главное

  1. Книжный магазин обычно долго выходит на окупаемость, поэтому такой бизнес желательно открывать, когда есть подушка безопасности как минимум на полгода или другой источник дохода.
  2. Выбор локации для книжного может отличаться в зависимости от формата — например, магазин с психологической литературой лучше открыть рядом с университетом, а с краеведческой — на пешей туристической улице.
  3. Книги нужно будет заказывать у издательств. Есть несколько форматов сотрудничества: покупать книги по предоплате, брать на реализацию — новичкам редко предоставляют такие условия — или использовать смешанный вариант — часть книг оплатить сразу, а остальные после продажи. Когда вы проработаете с издательством уже какое-то время, появится шанс перейти на реализацию без предоплаты.
  4. Книжные новинки, которые стоит закупить для своего магазина, можно искать в других магазинах, у книжных обозревателей, на сайтах издательств, книжных ярмарках и в литературных журналах. Книга считается новинкой в течение года после выхода, поэтому нет необходимости стремиться закупать книги в день выхода — можно уделить больше времени выбору.
  5. Помимо книжных полок и стеллажей, в магазине пригодится продуманная система освещения, рассеянного света недостаточно. Покупателям будет удобнее полистать и рассмотреть книги, если около полок будут направленные светильники.
  6. В качестве сопутствующих товаров в книжном можно продавать открытки, канцтовары, сувениры, экосумки для книг, подарочную упаковку и даже фотопленку, пластинки и постеры.
  7. Хорошие варианты офлайн-продвижения для книжного — встречи с авторами, участие в локальных мероприятиях, книжные клубы, мастер-классы и внимание к покупателям, которые просто зашли посмотреть.
  8. Варианты онлайн-продвижения — обзоры книг от владельца магазина и продавцов, вирусные фотографии со сценами из книг и книжные челленджи для подписчиков.
Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Как вы считаете, есть ли перспективы у этой бизнес-идеи в ближайшее время?


Больше по теме