Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Прием платежей по QR-коду без комиссии
ПодключитьПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Это не та сфера бизнеса, в которую стоит вкладываться только ради прибыли. Но если вы увлечены литературой, есть шанс открыть уникальное место для книголюбов и заработать на этом
Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»
Обычно книжные магазины открывают энтузиасты — магазин долго выходит на окупаемость, а интересные новинки иногда приходится искать поштучно. В идеале нужно хотя бы в течение года иметь еще один источник дохода или подготовить финансовую подушку. Если большого интереса к книгам нет, возможно, стоит выбрать другой бизнес.
В статье рассказываем, как открыть офлайн-книжный: какое помещение подойдет, как закупать книги у издательств, как общаться с посетителями, которые могут ничего не покупать, и какие способы продвижения работают для книжного бизнеса.
От формата книжного магазина может зависеть место, где лучше открываться — так, чтобы был хороший трафик потенциальных покупателей.
Книжный с популярными изданиями. Например, с детективами, вампирскими сагами, известными фэнтези или книгами, которые сейчас на слуху. Такой магазин можно открыть в месте с хорошим трафиком — в торговом центре, на центральной улице города, рядом с вокзалом, чтобы люди могли купить книги в дорогу.
Сложность — такой точке будет тяжело конкурировать по цене с сетевыми и интернет-магазинами. Нужно продумать, что предложить покупателю, чтобы он шел в ваш магазин, несмотря на более высокую стоимость книг — например, продавать необычные сопутствующие товары, создать особую атмосферу или объединить книжный с кафе.
Независимый книжный. Обычно так называют магазины, в которых есть малоизвестные книги от небольших издательств. Такие книжные могут выбрать определенную тематику, близкую по духу основателям, и избирательно искать именно такие книги.
Магазин с детской литературой. Детские книги тоже могут быть популярными или редкими, например с необычными или коллекционными иллюстрациями. Подходящая локация — недалеко от детского сада, школы или детских образовательных центров.
Учебная литература. Это учебники, рабочие тетради, литература из школьной программы, в качестве сопутствующих товаров можно продавать карты или схемы. Тоже можно открываться рядом со школой, колледжем или вузом.
Тематический книжный. Например, с исторической или психологической литературой, тогда целевая аудитория книжного магазина — студенты или посетители психологических курсов и тренингов. Подходящая локация — рядом с университетом или психологическим центром.
Краеведческий книжный. В нем могут продаваться книги по истории города, фотокниги со старинными и современными фотографиями, сувениры, открытки. Подходящее место — в центре города, на пешеходных туристических маршрутах.
Букинистический магазин — с подержанными или даже антикварными книгами. От владельца понадобится много времени, чтобы находить книги на продажу, например в других букинистических, если где-то они случайно продавались задешево, или через объявления у частных продавцов.
Все эти форматы магазинов можно миксовать между собой, например открыть магазин с популярными книгами, но сделать акцент на психологическую литературу.
Работать можно одновременно офлайн и онлайн — сделать сайт и продавать через соцсети, отправлять посылки в другие города или оформлять доставку по своему городу.
Мы обозначили предпочтительные локации для книжных, но в реальности может быть по-другому — и вы найдете помещение только на второй линии или в спальном районе. Тогда нужно будет создавать для локации дополнительную ценность, чтобы покупатели были готовы искать магазин или специально далеко ехать за книгами.
«Я пробовала искать помещения на Авито, через агентство недвижимости и самостоятельно — по табличкам „Аренда“ в городе. Многие арендаторы отказывались сдавать помещение для книжного — говорили, что это неприбыльное дело, они предвидят проблемы и не хотят заниматься благотворительностью.
В итоге мы сняли помещение в доме 1909 года. Отдельного входа нет — у нас третья дверь в конце коридора на втором этаже. К тому же жильцы в 18:00 закрывают калитку, и чтобы попасть во двор, нужно сначала позвонить в магазин. Но в комнате была историческая лепнина на потолке и старинная отреставрированная печка. Я сразу увидела потенциал этого места: покупатели будут приходить, чтобы просто на все это посмотреть.
Отсюда мой совет: если находитесь не на первой линии и попасть к вам — целый квест, в идеале, чтобы в конце пути покупателя ждала награда. Это может быть красивая локация, гирлянда, горящий камин или кошка, которую можно погладить. Конечно, для продаж еще лучше открываться в проходном месте, чтобы квеста вообще не было, но бюджета на идеальное помещение среди активного трафика может не хватать».
Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»
Чтобы начать работать, нужно зарегистрировать бизнес, выбрать код ОКВЭД, систему налогообложения, открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу.
Зарегистрировать бизнес. Для книжного магазина подойдет ИП, если предприниматель открывает бизнес один, или ООО — если собственников бизнеса несколько.
Самозанятые, в том числе в статусе ИП, по закону не имеют права заниматься перепродажей, поэтому открыть книжный не могут.
Выбрать код ОКВЭД. Код обозначает вид деятельности, которой занимается предприниматель или компания. Основной код — деятельность, которая будет приносить большую часть доходов, дополнительные — указывают, чем еще будет заниматься бизнес.
Основной код ОКВЭД для книжного — 47.61 «Торговля розничная книгами в специализированных магазинах».
Дополнительные:
Выбрать систему налогообложения. Для книжного магазина подходит упрощенная система налогообложения, УСН, на ней можно работать и офлайн и онлайн. Если вы собираетесь работать только офлайн, есть еще один вариант — патентная система налогообложения, ПСН.
На УСН есть два варианта, какой процент налога платить и от какой суммы:
Второй вариант подходит, если расходов, которые можно подтвердить, у бизнеса много — нужно оплачивать аренду, платить зарплату, делать закупки. Тогда сумма налога получится меньше, несмотря на то, что налоговая ставка выше.
Для книжного как раз может подойти УСН «Доходы минус расходы», потому что подавляющую долю затрат бизнеса составляет закупка книг. Ее можно будет учесть как расход.
На патенте доходы не влияют на налог, нужно платить фиксированную сумму за год. Она зависит от региона и от площади магазина.
В некоторых регионах можно использовать еще один вариант — автоматизированную упрощенку, АУСН. В декабре 2022 года она доступна в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. На АУСН налоговая сама будет считать сумму к уплате, и она автоматически отобразится в личном кабинете.
Установить онлайн-кассу и подключить эквайринг. Онлайн-касса нужна, чтобы передавать в налоговую сведения о продажах и выдавать чеки покупателям. А эквайринг нужно подключить, чтобы покупатели могли расплачиваться картами или через СБП.
Подробнее о том, что нужно сделать на старте бизнеса, рассказывали в отдельных статьях:
Книжные магазины заказывают книги у издательств. Обычно это происходит так: создатели магазинов встречают интересную книгу и хотят заказать 1—2 единицы, чтобы посмотреть, будет ли она продаваться. Если это книга узкой направленности, больше может и не понадобиться — вероятно, только пара человек ей и заинтересуются, зато они останутся довольны.
Но с точечными закупками есть проблема: у издательства нельзя приобрести одну или две книги, нужно делать заказ из нескольких десятков книг. Поэтому стоит изучать новинки издательства и опрашивать потенциальных покупателей, что им интересно, чтобы собрать список закупки.
Когда у магазина появятся постоянные покупатели, можно работать по предзаказам — по опыту нашего эксперта люди готовы ждать, чтобы забрать книжку именно в любимом магазине.
«Часто человек ищет книги только по конкретной тематике: про эльфов, про отношения или про то, как пережить утрату. Когда у нас появились постоянные покупатели, я уже стала представлять, какая новинка может быть интересна конкретному человеку».
Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»
С другой стороны, понятие «новинки» для книжного мира довольно растянутое, книга может считаться новинкой целый год, так что заказ для издательства вполне можно собирать в течение нескольких недель или месяцев.
Откуда можно узнавать про книжные новинки и небольшие издательства:
«Я выбирала книжки так: если надеялась, что книга хоть кому-то понравится, заказывала один экземпляр. А если была уверена, что покупатель найдется, — брала два экземпляра».
Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»
На каких условиях работать с издательством. Есть несколько вариантов:
Кроме того, можно условиться о скидке при заказе на определенную сумму или об отсрочке платежа — если не получится договориться о расчете после продажи, можно попробовать перенести оплату на два-три месяца.
Издательства тоже ищут площадки, чтобы реализовать свои книги. Для небольших издательств важно, чтобы книжные были им близки по духу и могли транслировать идеи, а не просто массово продавать книги. В такой ситуации может помочь личное общение — иногда издательство готово пойти навстречу и предложить индивидуальные условия.
«Чтобы издательства согласились отдавать мне книги на реализацию, я писала мотивационное письмо. Рассказывала про свои ценности, про формат нашего магазина и о том, почему книги именно этого издательства подходят нам по духу.
Иногда я приезжала и лично разговаривала с коммерческим директором. В итоге со многими издательствами удавалось договориться. Как вариант — половину я оплачивала сразу, а половину — после реализации».
Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»
Необходимый минимум для книжного магазина — стеллажи для книг и кассовая стойка.
Вот что еще нужно, чтобы открыть книжный магазин, в котором покупателям будет комфортно:
Еще что-то может понадобиться в зависимости от концепции:
Часто сопутствующие товары — это половина ассортимента книжного. Это объяснимо — гостю может не хватить денег на книгу, или он просто зашел посмотреть новинки. Но уходить без покупки не хочется, а вот необычная ручка или блокнот — сравнительно небольшая трата.
Вот что можно продавать:
Для книжных магазинов не стоит использовать «грубую» рекламу: зачеркивать цены или предлагать большие скидки. Покупатели больше ждут приятных эмоций, эстетических впечатлений и общения, чем выгоды.
Разберем несколько вариантов офлайн и онлайн.
Как привлечь покупателей офлайн и удержать их:
Книжный бизнес — это игра вдолгую, человек может несколько раз приходить посмотреть и пообщаться и только потом что-то купить.
«В магазине не должно быть никакого „насилия“ над потенциальным покупателем — не стоит делать недовольное лицо, если человек долго о чем-то спрашивал, но в итоге ничего не купил. Чем больше напряжения и неловкости почувствует покупатель, тем меньше вероятность, что он вернется.
Со временем от покупателей не ждешь, что каждый разделит твое увлечение книгами. Нашли дорогу, пришли к нам — спасибо. Пообщались, поинтересовались — спасибо, это уже здорово».
Основательница книжного магазина «Чарли», автор подкаста об истории книготорговли в России «Мертвые книжники»
Как продвигать магазин онлайн. Соцсети лучше вести еще до открытия магазина — рассказать о концепции, показывать, как идет ремонт, какие книги планируете привезти в первую очередь. Так у магазина заранее могут появиться потенциальные покупатели.
Вот что еще можно постить:
Еще в соцсетях и мессенджерах нужно быть готовым отвечать на вопросы по наличию книг и предлагать что-то взамен.
Кроме того, можно договориться с местными блогерами, чтобы они упоминали ваш магазин, если делают книжные обзоры на своих каналах.
Разбираемся в нюансах торговли товарами для стройки и ремонта на маркетплейсах
Составили пошаговую инструкцию, как открыть зоомагазин с нуля, с экспертом из Бетховена. Расскажем, что нужно сделать в первую очередь, чтобы не прогореть
Рассказываем, какие документы нужны, какие сотрудники понадобятся на старте, как принимать пожертвования и другую помощь