Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть автомойку с нуля


Рассказываем, с чего начать открытие автомойки, если из готового у вас есть только идея


Станислав Семенченко

Станислав Семенченко

Совладелец автомойки самообслуживания VODA

Автомойка как бизнес на первый взгляд кажется простой и понятной идеей. Почти каждый видел ее работу изнутри и примерно понимает, как она работает. Но на деле в этом бизнесе много тонкостей: нужно согласовать коммуникации с городскими службами, предусмотреть безопасный слив воды, определиться с типом мойки и выбрать способ открытия автомойки.

Их как минимум три:

  • построить ее с нуля;
  • купить готовый бизнес;
  • купить франшизу.

В этой статье мы вместе с совладельцем автомойки самообслуживания VODA Станиславом Семенченко разберем самый сложный путь: как построить автомойку с нуля.

Главное из статьи собрали в короткий чек-лист: он поможет ничего не забыть при открытии автомойки. Работать с ним просто: продвигайтесь вниз по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.

Стоит ли открывать автомойку

По данным Автостата, в 2021 году в России было 45,5 миллиона легковых автомобилей — это значит, что у каждого третьего россиянина есть машина.

Согласно исследованию поведения потребителей в кризис, люди готовы отказаться от покупки новых машин, но продолжат ездить на старых, а их тоже нужно мыть. Поэтому спрос на услуги автомоек сохраняется даже в нестабильные времена.

Еще один плюс в пользу автомойки — эта ниша пока не переполнена, особенно в регионах. В городах-миллионниках, скорее всего, конкуренция будет высокая. Если пока не готовы к этому, можно попробовать зайти в небольшие города или открыть не классическую мойку, а, например, роботизированную или мойку самообслуживания.

Статистика 2ГИС показывает, что в городах с населением 400—500 тысяч человек ниша автомоек пока не переполнена. Сервис учитывает не только классические автомойки, но и автосервисы, которые работают в одном здании с мойками. Поэтому можно сказать, что на деле автомоек еще меньше и конкуренция невысокая

«Автомойка — это бизнес, который приносит доход даже с минимальным потоком клиентов. Например, для мойки самообслуживания не придется тратиться на зарплаты и подбор персонала. Нужно только вложиться в качественное оборудование, сделать все по проекту и вовремя обслуживать мойку».

Станислав Семенченко

Станислав Семенченко

Совладелец автомойки самообслуживания VODA

Но у автомоечного бизнеса есть минус — сезонность. В сильные морозы и засушливое лето поток клиентов снижается.

«Самый сенокос для моек — конец марта — апрель и сентябрь — октябрь. Поток сильно зависит от погоды. Долго солнечно — плохо, дождливо — плохо. Неделя солнца, день дождя — идеально».

Станислав Семенченко

Станислав Семенченко

Совладелец автомойки самообслуживания VODA

Но периоды спада и роста количества посетителей сменяют друг друга. Например, с января по февраль нагрузка на автомойку небольшая: сюда будут заезжать водители, которые хотят смыть реагенты с автомобиля. К весне поток увеличивается — люди отмывают машины после зимы и готовят их к лету. Осенью на мойку заезжают, чтобы смыть грязь после дождя, пока она не присохла.

Как подготовиться к открытию автомойки

Прежде чем открывать автомойку, нужно составить бизнес-план и зарегистрировать бизнес.

Составить бизнес-план. Он поможет просчитать экономику бизнеса, понять, при каких показателях проект будет прибыльным, когда окупится, какую стоит установить цену и какие издержки учитывать. Так вы сможете более-менее реалистично оценить, сколько понадобится денег, и подготовиться к разным вариантам развития бизнеса.

С первого раза будет трудно учесть все нужные показатели и правильно их рассчитать. Поэтому не стоит досконально считать затраты на каждую салфетку и средство для полировки. Отнеситесь к бизнес-плану как к ориентиру, который будете корректировать в процессе.

«Просчитать и предусмотреть заранее все расходы невозможно. Они постоянно меняются по ходу пьесы: обслуживание, устранение мелких поломок, автохимия, зарплата администратору.

На старте я вложил плюс-минус три миллиона, столько же денег вложил мой товарищ. В итоге строительство автомойки обошлось нам в семь миллионов, работает она два года. За это время я вернул только половину вложений и по чистой прибыли в ноль еще не вышел. Но деньги, которые я получаю от автомойки, сейчас меня кормят, а рабочий бизнес не теряет в цене. Были мысли о продаже, но понимаю, что никакой другой инструмент не даст мне такой доходности на вложенные три миллиона с минимальным участием в процессе».

Станислав Семенченко

Станислав Семенченко

Совладелец автомойки самообслуживания VODA

Таблица с примерными доходами для мойки самообслуживания на четыре поста

Зарегистрировать бизнес. Чтобы автомойка работала законно, владелец должен стать ИП или открыть ООО. На старте советуем выбирать ИП — легче зарегистрироваться, не надо вести сложную бухгалтерию, меньше налогов и отчетности. Но если планируете вести бизнес с партнером, нужно открыть ООО.

Подробно рассказали, как выбрать форму организации бизнеса и зарегистрировать его самостоятельно, в отдельных инструкциях:

Бесплатная регистрация ИП

Предложение Тинькофф

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Выбрать систему налогообложения. Автомойка может работать на ОСН, УСН, АУСН или патенте.

После регистрации бизнеса ИП и компании автоматически попадают на ОСН — общую систему налогообложения. Это самая сложная система, на которой высокие налоговые ставки и много отчетности. Поэтому советуем сразу написать заявление о переходе на упрощенку — УСН — здесь меньше налогов и отчетности. Для старта работы автомойки эта система подойдет лучше всего.

Можно работать на АУСН — автоматизированной упрощенке. Она доступна в четырех регионах — в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан — и только для компаний и ИП, зарегистрированных после 1 июля 2022 года.

На АУСН предприниматели и компании не должны платить взносы, сдавать декларации и часть отчетов за сотрудников.

На патенте ИП платит фиксированную сумму за год, которую определяет государство, — ее иногда называют стоимостью патента. Эта сумма не зависит от дохода предпринимателя. Такой режим может быть самым выгодным, но есть нюансы.

Если планируете открывать автомойку самообслуживания, патент выбрать нельзя. Но некоторые регионы могут установить дополнительный список бытовых услуг для патента, поэтому в отдельных субъектах автомойка самообслуживания может работать на ПСН.

Проверить, есть ли в вашем регионе патентная система налогообложения в отношении автомоек, можно на сайте ФНС, в документе «Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения» (КВПДП).

У автомойки вид деятельности называется «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования» с налоговым кодом 09.

Если не определились, что выбрать, советуем посчитать налоговую нагрузку: сколько налогов придется платить на каждой системе. Как это сделать — показали с примерами в отдельной статье.

Выбрать код ОКВЭД. Коды показывают налоговой, чем вы будете заниматься. Нужно выбрать один основной код — по деятельности, которая по плану будет приносить больше всего дохода. Для автомойки подойдет код 45.20.3 «Мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг».

Кроме основного кода можно перечислить дополнительные. Строгих ограничений по количеству нет. Но советуем выбирать не больше 20 и из смежных сфер деятельности. Например, если планируете ремонтировать автомобили или продавать запчасти, подойдут такие:

  • 45.20 — «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»;
  • 45.20.1 — «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств»;
  • 45.20.2 — «Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств»;
  • 45.32 — «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями».

Открыть расчетный счет. После регистрации бизнеса нужно открыть расчетный счет в банке. На него будут приходить деньги от клиентов, с него бизнес будет оплачивать оборудование, аренду, налоги, зарплаты сотрудникам.

Многие банки автоматически открывают расчетный счет, если регистрировать бизнес через них.

Шаг 1. Выбрать название

Чтобы стать узнаваемым и легко масштабироваться в будущем, нужны как минимум название и вывеска. Можно разработать брендбук — инструкцию для дизайнеров с фирменным цветом, шрифтом, логотипом и другими элементами айдентики.

Для автомойки рекомендуем выбирать короткое запоминающееся название: такое проще прочесть на ходу и запомнить. Удачными считаются названия, которые вызывают ассоциации с автомобилями и чистотой. Например, в Липецке есть мойки самообслуживания с простыми названиями «Мойка!» и «Вода», а в Новосибирске — «Лейка». Самый простой способ создать запоминающееся название — взять слова «аква», wash, car, «спа» и сочетать их между собой. Например, Autospa, Carwash.

Убедитесь, что в стране нет автомойки с таким же названием. Работать под чужим именем незаконно. За это владельцу может грозить гражданско-правовая, административная или даже уголовная ответственность. В большинстве случаев бизнес оштрафуют и заставят сменить вывеску.

Проверить, не используется ли такое же название кем-то другим, можно в базе товарных знаков Brandsearch или через юриста по интеллектуальной собственности.

Сервис показывает все названия, на которые зарегистрирован товарный знак. Вверху можно увидеть предупреждение, что есть высокий риск отказа в регистрации

Шаг 2. Выбрать локацию

Подходящий вариант места для автомойки — там, где хороший поток машин, чтобы вы постоянно мелькали перед глазами у водителей. Удачным расположением может стать локация, где машины притормаживают или замедляют скорость. Например, у пешеходного перехода, на повороте или рядом с лежачим полицейским. Или у торговых центров. Здесь всегда будет поток клиентов, и сразу же пойдет выручка. Представьте ситуацию: муж с женой поехали за покупками в ТЦ. Пока жена выбирает себе платье в магазине, муж может помыть машину. Или можно отдать автомобиль на мойку, когда ходите за продуктами.

Размещать автомойку в стороне от дороги или за углом, где вас никто не увидит, не стоит. Водитель, скорее всего, не заметит вас и проедет мимо.

Советуем выбирать такие места:

  • на первой линии к городским и пригородным дорогам;
  • в спальном районе;
  • на трассе;
  • около заправки, гаражного массива, придорожного кафе;
  • рядом с ТРЦ или бизнес-центром.

Когда определились с местом, изучите его детальнее: что находится поблизости, какие автомобили припаркованы рядом, сколько их, плотный ли трафик, есть ли рядом с вами другие автомойки. А теперь по порядку.

Изучить район. Посмотрите, сколько домов расположены поблизости, на каких машинах ездят люди, какой средний возраст жителей. Например, в старый районах с пятиэтажками обычно живут люди пожилого возраста, а в новых микрорайонах — молодые семьи. В этом случае второй вариант для автомойки выглядит привлекательнее.

Оценить трафик. Понаблюдайте, сколько машин проезжает мимо, как часто, с какой скоростью, есть ли дорожные знаки и ограничения скорости, в каком состоянии дороги около места. Например, для моек самообслуживания и роботизированных автомоек трафик играет большую роль. Обычно люди заезжают сюда, например, когда возвращаются с работы домой. Если машины едут со скоростью 80—90 км/ч, они не успеют заметить указатель и проедут мимо. Поэтому чем ниже скорость проезжающих машин, тем лучше.

Посмотреть, что еще находится поблизости. Магазины, школы, детские сады, торговые центры, заправки, офисы, бизнес-центры — у людей должна быть причина приезжать в этот район. Также проверьте, есть ли мойки в радиусе 5 км от вас, какие они, какой у них поток клиентов, есть ли у них дополнительные услуги. Например, клиенту удобнее, когда все услуги в одном месте: помыли машину, сделали химчистку, подкачали колеса.

В городе может быть высокая конкуренция, поэтому привлечение посетителей займет больше времени. Но вы можете выделяться качественным клиентским сервисом, чтобы люди хотели к вам приезжать.

Оценить доступность участка. Удобный ли подъезд для автомобилей, в каком состоянии дорога, есть ли асфальт. Например, если вместо асфальта песок, в дождь такую дорогу размоет и водители не смогут сюда проехать. Мойка на подъеме — тоже не лучший вариант. В гололед здесь будет опасно, начинающие водители даже не рискнут заехать.

Посмотрите, есть ли разрыв в сплошной линии напротив въезда и выезда. Если нет, то где ближайший разворот. Когда напротив въезда есть разрыв в сплошной разделительной линии — это хорошо. Тогда заехать и выехать с мойки можно в любую сторону. Сторона улицы, на которой будет въезд на мойку, обязательно должна быть как минимум с двухполосным движением. Чем шире въезд, тем лучше.

Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:

  • поток людей в районе;
  • количество конкурентов поблизости;
  • средний чек;
  • средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
  • как меняется поведение потребителей в разные месяцы.

Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.

Пример аналитики Компаса для бизнеса в сфере «Рестораны» в Москве. Карта показывает красным точки активной конкуренции — их очень много. Гости в среднем оставляют в заведении 9500 ₽ при том, что средний расход на клиента — больше 11 000 ₽. Это очень конкурентная и сложная ниша для новичка, возможно, стоит подумать об открытии ресторана в области

Шаг 3. Определиться с типом мойки

Все автомойки условно можно разделить на три группы:

  • классические;
  • автомойки самообслуживания;
  • роботизированные.

Разберем подробно каждую их них. В конце раздела — таблица с основными плюсами и минусами разных автомоек, чтобы вам было легче определиться.

Классические автомойки. Обычно это боксы, которые оборудованы сливом воды и аппаратами высокого давления. Водителю не нужно самому мыть автомобиль или загонять на специальный конвейер — за него все сделают автомойщики.

У таких моек всегда есть несколько вариантов услуг. Самый распространенный — комплексная мойка, которая обычно включает мойку кузова, очистку стекол изнутри, уборку салона. Дополнительно здесь могут нанести воск, водоотталкивающие составы, обработать автомобиль антикоррозийным средством или сделать чернение резины.

Классической мойке нужен персонал: специалисты по мытью машин и администратор. Он будет записывать клиентов на услугу и помогать им, если возникнут вопросы или проблемы. Если у вас пять боксов и автомойка работает без выходных, вам нужны два администратора, которые будут работать посменно, и минимум четыре мойщика.

Из-за того, что машину моет специалист, стоимость мойки высокая. Кроме того, у классической автомойки есть отличная возможность поднимать средний чек дополнительными услугами. Это одновременно и плюс, и минус. В среднем посещение может обойтись клиенту в 1000 ₽ — не каждый может себе позволить столько потратить. Следовательно, поток клиентов может быть низким. Но размер и количество чеков компенсируют друга друга, поэтому, например, мойка самообслуживания принесет примерно столько же.

ПлюсыМинусы
1. Можно сделать дополнительный бокс для автомеханика и предложить клиентам дополнительные услуги. Например, шиномонтаж или замену масла.1. Есть риск человеческой ошибки: неопытный работник может повредить автомобиль. В лучшем случае клиент оставит плохой отзыв, в худшем — может подать в суд.
2. Можно сделать зону ожидания для посетителей с вендинговым аппаратом и вайфаем, чтобы клиентам не пришлось ждать на улице, и поднять средний чек.2. Нужно нанимать персонал. Это дополнительные затраты: нужно платить зарплаты, перечислять налоги и страховые взносы. Иногда мойщиков нужно дополнительно обучать.
3. Можно продавать расходники для автомобиля — например, фильтры, щетки стеклоочистителя, жидкость стеклоомывателя. Этим может заниматься администратор3. Высокая конкуренция. Классические автомойки — распространенный тип моек. Поэтому владельцу придется постараться, чтобы выделиться и привлечь клиентов.
4. Высокий средний чек. Водители стандартных хетчбэков и седанов заплатят за услугу от 500 ₽. Если у автовладельца кроссовер, цена будет еще выше

Автомойки самообслуживания. Это такие мойки, на которых водители могут помыть машину самостоятельно. При этом можно выбрать продолжительность цикла и нужный режим. Принцип работы таких автомоек простой:

  1. Водитель заезжает в бокс.
  2. Вставляет в специальный аппарат деньги, банковскую карту или жетон.
  3. Выбирает нужные программы. Например, шампунь, основная мойка, активная пена, воск.
  4. Включается моечный пистолет, и начинает идти вода под напором.
  5. Вода поступает в шланг, пока не кончились деньги.

Клиент также может настраивать программы под себя и выбирать только те, которые нужны. Например, если не нужна обработка машины воском, ее можно пропустить. На некоторых автомойках стоят посты с пылесосами и отдельный бокс, где можно взять полироль и губку и почистить салон.

На автомойке самообслуживания клиенты сами обслуживают свои автомобили и отвечают за результат. Если они, например, повредят автомобиль, ответственность будет лежать на них.

Рядом с аппаратом на мойке самообслуживания есть подробная инструкция, как помыть автомобиль и какая программа за что отвечает
Некоторые автомойки предлагают водителям бесплатно воспользоваться салфетками для мытья салона и окон, полировкой для салона, щеткой для мытья окон

Можно установить один из двух типов боксов: открытые или закрытые. Открытые дешевле, но зимой их использовать не получится, и мойка будет терять деньги во время простоя. Закрытые могут позволить себе не все. Чтобы сэкономить и не терять деньги в плохую погоду, можно установить разные боксы.

«Для холодных регионов желательно наличие закрытых боксов. Если мойка на шесть постов, то можно сделать три закрытых на зиму и три открытых, которые будут работать только в теплое время года. Так можно сэкономить на строительстве и расходах на электричество зимой».

Станислав Семенченко

Станислав Семенченко

Совладелец автомойки самообслуживания VODA

У открытых автомоек самообслуживания есть минус — в холодное время года здесь нельзя мыть машину
На автомойке закрытого типа клиенты могут мыть машины круглый год

Автомойке самообслуживания не нужен штат работников, достаточно администратора — он будет следить за порядком и заказывать расходники. Первое время можно взять эту обязанность на себя.

Из-за того, что сотрудников немного, цены ниже и средний чек невысокий. Дополнительных опций тоже немного: клиент моет машину, поэтому в зоне ожидания необходимости нет. Зато из-за низкой цены поток посетителей у мойки самообслуживания высокий. Например, на пять моечных постов трафик может быть от 200 до 600 автомобилей в сутки.

Обслуживание такой автомойки обходится примерно в 10% от выручки. 5—7% уходит на автохимию, остальное — на коммунальные платежи.

Собрали в таблицу плюсы и минусы автомойки самообслуживания.

ПлюсыМинусы
1. Большой поток машин, водители тратят на мойку всего 5—10 минут.1. У открытых моек есть зависимость от погоды. В холодное время года на мойке самообслуживания будет меньше клиентов или не будет совсем.
2. Работает круглосуточно без записи. Это увеличивает пропускную способность, и автомойка может обслужить больше автомобилей.2. Клиенты могут сломать или испортить оборудование
3. Не нужно тратиться на штат. Достаточно нанять одного-двух администраторов.
4. Недорогое обслуживание. В месяц оно обходится в 10% от выручки.
5. Ответственность за автомобиль лежит на клиенте. Если он повредит машину, это будет его вина

Роботизированные автомойки. Они бывают двух типов: портальные и туннельные. В портальных автомойках автомобиль стоит на месте, а вдоль него движется П-образная арка. На ней установлены аппараты высокого давления или щетки, которые моют автомобиль.

В портальной автомойке машина заезжает в портал, на котором установлены щетки и аппараты высокого давления. Все происходит автоматически, персонал для такой мойки нанимать не нужно

В туннельной автомойке машина заезжает на конвейер и проезжает через несколько моечных постов. Каждый пост отвечает за определенную функцию. Например, в первом машину ополаскивают водой, во втором — наносят шампунь, в третьем — чистят кузов щетками. Длина туннельной мойки от 9 до 40 метров, поэтому на линии могут находиться одновременно до пяти автомобилей.

В туннельной мойке автомобиль проезжает через несколько моечных постов, каждый из который отвечает за определенную функцию. Туннельная мойка похожа на небольшой моечный завод, потому что через нее может пройти больше 1000 автомобилей в сутки

На открытие роботизированной автомойки нужны большие вложения. Например, портальная автомойка на два моечных поста обойдется в 6—10 миллионов рублей, а туннельная будет стоить 18 миллионов рублей. Для обслуживания нужно нанимать сотрудников, которые смогут работать с оборудованием. Но есть и плюс — роботизированные автомойки быстро моют машину и у них высокая проходимость. Например, портальная мойка может обслужить около ста машин в сутки, а туннельная — от 1000 и выше.

Собрали в таблицу плюсы и минусы роботизированных автомоек.

ПлюсыМинусы
1. Высокая проходимость. Как и у мойки самообслуживания, процесс занимает до 15 минут.1. Нужны большие вложения на старте.
2. Низкая конкуренция. Роботов-моек в России очень мало. Например, в 2020 году их было всего 150 штук.2. Найти готовое помещение под туннельную мойку сложно. Скорее всего, придется строить комплекс с нуля.
3. В некоторых портальных мойках можно мыть машины разного размера — от легковых автомобилей до фур.3. Если сломается хотя бы один узел в оборудовании, придется остановить весь портал.
4. Минимальный риск испортить машину клиента4. Нужен персонал, который сможет обслуживать оборудование

Для вашего удобства собрали все плюсы и минусы автомоек в одну таблицу.

Классическая автомойкаАвтомойка самообслуживанияРоботизированная автомойка
Плюсы   
  • можно предложить клиентам дополнительные услуги. Например, шиномонтаж, замену масла, фильтров или ремонт подвески;

  • можно сделать зону ожидания для посетителей — это плюс к чеку и клиентскому сервису;

  • можно продавать запчасти и расходники для автомобиля

  • большой поток машин;

  • можно работать круглосуточно;

  • не нужно нанимать сотрудников, достаточно одного-двух операторов;

  • недорогое обслуживание мойки

  • высокая проходимость;

  • низкий средний чек по сравнению с классической мойкой;

  • низкая конкуренция

Минусы   
  • нужно нанимать и обучать мойщиков;

  • есть риск человеческой ошибки;

  • высокая конкуренция

  • в некоторых случаях — зависимость от погоды;

  • клиенты могут сломать или испортить оборудование

  • на старте придется сильно потратиться;

  • вся работа завязана на оборудовании — если сломается хотя бы один узел, остановится весь портал;

  • нужны профессионалы, которые будут обслуживать оборудование;

  • найти готовое помещение под туннельную мойку сложно

Шаг 4. Проверить помещение или участок под строительство

Под автомойку можно арендовать уже готовое помещение. Здание будет оборудовано всем необходимым. Останется только проверить документы и подписать договор.

Но есть и другой вариант — взять в аренду землю у частного лица и построить на ней автомойку с нуля. Аренда земли обойдется примерно в ту же цену, что и аренда помещения. Например, стоимость одного квадратного метра земли в среднем стоит от 100 до 250 ₽. Для автомойки вполне хватит площади 250—300 квадратных метров.

Стоимость участка размером 1500 квадратных метров обойдется в 200 000 ₽ в месяц в Московской области. Для комфортного расположения автомойки хватит 250—300 квадратных метров. Владелец заплатит за аренду около 40 000 ₽ в месяц

Какой бы вариант вы ни выбрали, к помещению и участку у закона есть требования. Рассказываем, что нужно проверить.

Санитарную зону. Если вы хотите открыть автомойку в спальном районе, нужно соблюдать санитарную зону. Для мойки до двух моечных постов удаленность должна быть не менее 50 метров от жилых домов, до шести постов — не менее 100 метров. Эти правила регулирует СанПиН. Мойка — это шумное мероприятие, поэтому жалобы жильцов в этом случае будут законны.

Слив для использованной воды. Во время мытья автомобиля в воду могут попасть реагенты, глина, песок, топливо и другие нефтепродукты. Согласно требованиям СанПиН, стоки с такими загрязнениями нельзя просто слить в городскую канализацию или дренажную канаву. Нужно предварительно очистить и обеззаразить воду, чтобы основные показатели соответствовали нормам. Поэтому на автомойках должно стоять очистное оборудование.

Если нет технической возможности подключиться к общей канализации, можно поставить септики, куда будет сливаться вода.

Размеры боксов. Они должны быть такими:

  • длина — не менее 7 метров;
  • ширина — не менее 4,5 метра;
  • высота — не менее 2,4 метра.

Можно сделать боксы больше, если позволяет помещение.

Назначение земли. Если планируете арендовать землю, проверьте, чтобы она подходила по назначению. Вид разрешенного использования регулирует Классификатор ВРИ. Подойдут объекты гаражного назначения с возможностью размещения автомоек — код 2.7.1 — или объекты придорожного сервиса — код 4.9.1. Также должна быть возможность подключиться к сетям водоснабжения или заложить на участке скважину.

Шаг 5. Начать строительство

Если решите строить сами, проще всего поставить быстровозводимые конструкции, которые при необходимости можно легко разобрать. Каркасы можно заказать на производстве и потом собрать их, как конструктор LEGO. При строительстве помещения под автомойку нужно учитывать требования Роспотребнадзора и пожарной безопасности.

Каркасы для строительства автомойки VODA изготавливали на производстве, а затем собирали, как конструктор

Получить разрешение на строительство. Оно потребуется от следующих органов:

  • санитарно-эпидемиологическая станция. СЭС проверит проект по оборудованию, посмотрит, какая система очистки воды на автомойке, какое потребление и отведение. Это нужно, чтобы заложить трубы, через которые будет сливаться вода;
  • горводоканал;
  • энергосбытовая компания.

Заказать топографическую основу. Это схематическое изображение участка земли, на котором планируется возведение автомойки. Обычно карту делают в масштабе от 1:2000 до 1:10 000. На топографической основе изображены все объекты, их размеры, расстояние между ними, инженерные сети, подземные коммуникации. Например, если под землей проходят кабели спецсвязи или любые другие коммуникации, которые нельзя вскрывать, это нужно отобразить на топографической основе.

В топографической основе обычно содержится информация о рельефе местности, зданиях, природных зонах, границах участка и коммуникациях под землей
Участок под строительство автомойки VODA. Под землей проходили кабели связи, которые нельзя нарушать. Поэтому каркасы устанавливали прямо на асфальте. Местами его вырыли, чтобы установить стойки

Предусмотреть нормы пожарной безопасности. Они определяются в зависимости от конструкции и материалов. Например, здание из сэндвич-панелей на металлическом каркасе относится к классу функциональной пожарной опасности Ф5 и конструктивной — С1. Узнать все нюансы можно в следующих документах:

Проверить освещение. Воздух на автомойке влажный и пыльный, поэтому есть требования к освещению. Например, корпусы ламп не должны быть взрывоопасными, а уровень влаго- и пылезащиты — от IP 65. Все нормативы также можно найти в СанПиН.

Предусмотреть вентиляцию. В помещении должна быть вентиляция с приточным и вытяжным элементом, пластик в качестве воздуховода использовать нельзя, а стыки нужно промазывать герметиками. Если на автомойке будет специальная обработка транспорта, понадобится вытяжка, которая будет удалять воздух из загрязненной зоны. Требования по вентиляции можно найти в санитарных нормах и правилах.

Выделить место под уголок потребителя. По закону «О защите прав потребителей» клиент должен знать, у кого покупает товар или заказывает услугу. Для этого компании должны сделать уголок потребителя. На стенде нужно разместить основную информацию о компании, лицензии, книгу жалоб и предложений, график работы, прайс на услуги.

Шаг 6. Найти поставщиков

От оборудования зависит, насколько качественной будет помывка машины и захотят ли клиенты после этого вернуться. Некачественное оборудование будет часто ломаться, автомойка — простаивать, а ее владелец — терять прибыль. Поэтому советуем отнестись к выбору поставщика серьезно. Вот что нужно сделать:

  1. Определиться с задачей.
  2. Найти поставщика.
  3. Изучить информацию о производителе и поставщике.
  4. Проверить документы.
  5. Убедиться, что есть гарантийное обслуживание и техподдержка.
  6. Посетить автомойку, где уже стоит такое оборудование.

Определиться с задачей. Решите, что вы хотите получить от мойки, как она должна работать, сколько постов будет. Например, кому-то достаточно базовой комплектации: аппараты высокого давления, пульты управления, системы очистки воды. А кто-то захочет полностью укомплектовать мойку: внедрить программное обеспечение и использовать мобильное приложение для записи на услугу и оплаты. Составьте список, какое оборудование вам нужно.

Найти поставщиков. Начать поиск поставщиков можно в своем городе: на сайтах местных объявлений или через знакомых. Но если нужного оборудования в вашем городе нет, можно искать другими способами:

  • на досках объявлений, например Авито или Юла;
  • в соцсетях. Например, в телеграм-каналах или во Вконтакте;
  • в онлайн-каталогах. В интернете есть много онлайн-каталогов оптовиков, где любой может бесплатно зарегистрироваться и выбрать поставщика. В каталогах также можно почитать информацию о компании и отзывы клиентов. Среди популярных каталогов поставщиков есть Поставщики.ру, Supl.biz, ОптЛист.

Изучить информацию о производителе и поставщике. Выясните, как давно производитель на рынке, какой у него опыт, сколько моек работает под его брендом. Дальше посмотрите, что говорят о поставщике. Можно почитать отзывы на сайтах, посмотреть рейтинги, каталоги, например на портале Yopt или Проминдекс, пообщаться с владельцами автомоек, которые установили оборудование.

Проверить надежность поставщиков можно в специальных сервисах проверки контрагентов. Они запрашивают данные из открытых источников и показывают историю компании: действующая ли компания, не находится ли на стадии банкротства, есть ли лицензия, были ли судебные разбирательства.

Проверить документы. Убедитесь, что оборудование соответствует техническим регламентам и стандартам. У него должны быть сертификаты качества и руководство по эксплуатации.

Убедиться, что есть гарантийное обслуживание и техподдержка. Большинство моек работает круглосуточно, поэтому поломки могут случаться часто. Обязательно изучите, есть ли у поставщика гарантии на оборудование и на какой срок он их дает.

Заранее узнайте, кто и как будет обслуживать оборудование: готов ли поставщик учить этому персонал клиента или будет делать это сам за дополнительную плату.

Посетить автомойку, где уже стоит такое оборудование. Можно съездить на мойку в своем или соседнем городе и посмотреть, как работает оборудование, как ведет себя при высокой загрузке, в жару и мороз. Можно также попробовать оборудование в действии: помойте свою машину, и сразу станет понятно, насколько оно качественное.

При выборе поставщика советуем также узнать, есть ли у него программное обеспечение. Некоторые компании предлагают решения, которые автоматизируют автомойку. Это может быть мобильное приложение или бесконтактная оплата для клиентов. Если выбираете ворота в бокс — присмотритесь к автоматическим, чтобы посетители не открывали и не закрывали их самостоятельно.

Шаг 7. Купить оборудование

Если у вас мойка самообслуживания, оборудование может стать чуть ли не основной причиной, по которой клиенты будут к вам приезжать. Поэтому на нем не стоит экономить. Посетителям вряд ли понравится слабый напор воды у пистолета, который не отмывает обычную грязь, и слабая мощность у пылесоса.

Список оборудования зависит от типа мойки, количества постов и дополнительных услуг, которые владелец планирует оказывать клиентам. Рассказываем, какое оборудование понадобится мойке самообслуживания.

Аппарат высокого давления — АВД. Очищает поверхность автомобиля струей воды под напором. Аппараты могут быть с функцией подогрева воды и без нее. Например, подогрев воды понадобится, когда нужно удалить сложные или засохшие загрязнения с кузова или убрать наледь. АВД с подогревом стоят дороже, их стоимость начинается от 80 тысяч рублей.

Аппарат высокого давления подает моющий раствор и воду и удаляет грязь с помощью сильного напора

Система водоподготовки. Мыть машину обычной водопроводной водой нельзя: в ней есть примеси, которые остаются на корпусе машины и могут испортить лакокрасочное покрытие. Кроме того, обычная вода плохо взаимодействует с моющими средствами — автошампуни почти не пенятся и долго смываются. Система водоподготовки очищает воду через специальные фильтры и делает ее пригодной для мойки автомобилей.

Водопроводная вода содержит механические примеси, соли жесткости и другие вещества. Они увеличивают расход химии, снижают качество мойки и могут повредить оборудование. Чтобы такого не произошло, на мойках должна быть система водоподготовки

Система водоочистки. Очищает воду от примесей, масляных осадков и других инородных тел, чтобы ее можно было безопасно сливать в общую канализацию. По закону степень очистки воды от нефтепродуктов должна быть не ниже 94%, а от других веществ — не ниже 98%.

Использованную после мойки воду нельзя сливать в общую канализацию или дренажную яму без предварительной очистки. Для безопасного слива устанавливают систему водоочистки: она очищает воду от нефтепродуктов и других примесей

Пульт управления. Это аппарат, с помощью которого водитель выбирает нужные программы мойки и платит за услугу. Пульты управления могут быть разными, например сенсорными или кнопочными, с возможностью наличной, безналичной оплаты, оплаты по QR-коду или по жетонам.

Автомойка VODA сама собирает пульты управления. У них есть свое программное обеспечение, на котором работает аппарат

Силовой шкаф. Защищает от короткого замыкания и перегрузок, управляет оборудованием на автомойке, например регулирует работу насосов и клапанов.

Помимо основного оборудования, можно закупить дополнительное. Здесь все зависит от того, какие услуги вы планируете оказывать. Рассказываем, что может пригодиться.

Оборудование для подкачки шин. Такие аппараты часто можно увидеть на заправках. С их помощью водитель может проверить уровень давления воздуха в шинах или подкачать колесо.

Столы для сушки ковриков автомобиля. На автомойке самообслуживания можно предусмотреть отдельное место, где посетители смогут высушить коврики автомобиля. Некоторые автомойки делают специальные держатели прямо в боксах, куда можно подвесить коврики, там можно помыть их и просушить.

Пылесос. Устройство выглядит, как пост, у которого с одной или двух сторон закреплены шланг и трубка. Чтобы пропылесосить салон автомобиля, клиент вставляет деньги или жетон в купюроприемник, и устройство включается. Стоимость такой услуги начинается от 10 ₽ за минуту.

Пылесос не приносит владельцу крупный доход, зато может привлечь дополнительных клиентов. Посетителям удобно ухаживать за машиной в одном месте

Как автомойке привлечь клиентов

Продвижение автомойки отличается от рекламы кафе или магазина. Скорее всего, водители заедут сюда случайно, например после работы или пока делают покупки в торговом центре. Поэтому в первую очередь стоит позаботиться о наружной рекламе.

Это могут быть баннеры или вывески, которые сразу бросятся в глаза. Проезжающий мимо водитель может не воспользоваться услугами мойки сразу. Но он может запомнить рекламный щит и вернуться, когда будет необходимость.

Можно дополнительно сделать на автомойке подсветку, чтобы здание было видно и в темное время суток.

Яркая вывеска и подсветка делают автомойку заметной в темное время суток. Проезжающий водитель точно обратит внимание

Начинать рассказывать об автомойке лучше заранее. Например, за месяц до открытия можно повесить на здании баннер «Скоро откроемся» или «Новая автомойка будет здесь».

Есть еще несколько способов продвижения автомойки.

Разместить указатели. Можно поставить несколько указателей за пару километров до мойки, чтобы водитель точно запомнил и не проехал мимо.

«У нас на старте было мало машин, так как поток транзитный, автомобили едут на высокой скорости и не успевают среагировать. Но потом заезжает один, другой, рассказывает третьему — получается сарафанное радио. Так потихоньку и растет количество клиентов.

Чтобы рассказать об автомойке, мы ставили три баннера вдоль дороги с надписью „Мы открылись, 300 метров“, потом такая же вывеска через двести метров и через сто.

Сейчас автомойку никак не продвигаем. Считаю, что важнее оказывать качественный сервис: чтобы была хорошая химия, мощный напор воды, чистые посты, удобная площадка для протирки. Тогда клиент вернется к вам и без всяких плюшек».

Станислав Семенченко

Станислав Семенченко

Совладелец автомойки самообслуживания VODA

Вести соцсети. Если строите автомойку с нуля, можно рассказывать посетителям, как идет строительство, как делаете ремонт, ищете оборудование. Так вы уже на старте сможете получить первых клиентов.

После открытия можно показывать процесс работы, например, как сотрудники моют машины, делают химчистку салона или полировку, снимать процесс до — после. Можно публиковать фотографии довольных клиентов или даже просить их записать видеоотзыв — все это повысит лояльность других посетителей к вашей автомойке.

На странице в соцсетях можно также рассказывать о новинках. Например, у вас появилась разноцветная пена для мытья кузова или новая услуга — чернение резины, снимите видео и покажите, как это работает. Людям станет интересно, и они захотят попробовать.

Зарегистрировать заведение на картах. Люди могут искать в 2ГИС или на Яндекс Картах, где можно помыть машину. Если добавить туда свое заведение, вас будет проще найти.

На картах люди также могут оставлять отзывы о заведении. Советуем сразу на них отвечать. Если клиент остался недоволен, спросите, что именно ему не понравилось. Если это ваша вина, объясните, почему так получилось и что вы сделали или делаете, чтобы такого больше не произошло. Довольных клиентов тоже не оставляйте в стороне: поблагодарите за положительную обратную связь и скажите, что всегда рады их видеть.

Запустить рекламу. Она может быть контекстная и таргетированная. Контекстная приводит людей из поисковика, когда они вбивают в Google или Яндекс какой-либо запрос.

Таргетированная реклама приводит клиентов из соцсетей. Например, человек может листать ленту в ВК и увидеть пост о вашей автомойке.

Сделать сайт или лендинг. Если не хочется заморачиваться с разработкой сайта с нуля, можно собрать одностраничный сайт в конструкторе, подключить прием оплаты и сбор заявок, сделать чат, чтобы отвечать на вопросы клиентов.

Позже сайт можно оптимизировать для поиска — добавить на него ключевые слова, по которым алгоритмы поиска выведут страницу на верхние позиции в выдаче поисковика. Для оптимизации сайта лучше нанять специалистов. Например, есть специализированные SEO-агентства.

Рассказать в местных СМИ. Это могут быть местные журналы, газеты или телевизионные каналы. Можно также написать в местные группы или соцсети. Например, если открываете автомойку в жилом районе, можно сообщить подписчикам группы, что у вас скоро открытие.

Если позволяет бюджет, можно заказать рекламу на радио. Стоимость может быть разной и зависит от рейтинга радиостанции и продолжительности объявления. Например, Европа Плюс возьмет за рекламу от 18 000 ₽, а на Авторадио придется заплатить от 93 000 ₽.

Сотрудничать с автосервисами. Можно попросить их разместить листовки об открытии вашей автомойки на стойке у администратора. Просто так могут не согласиться, поэтому можно предложить взаимное сотрудничество. Например, клиенту чинят машину в автосервисе, а в подарок дают промокод на первую мойку в вашей автомойке. И наоборот: когда клиенты приезжают к вам на автомойку, вы даете им промокод на обслуживание машины в том автосервисе, с которым сотрудничаете.

Главное в статье

  1. Перед тем как открыть автомойку, надо определиться с типом мойки, составить бизнес-план и зарегистрировать бизнес.
  2. Под автомойку можно арендовать уже готовое помещение. В этом случае останется только проверить здание, документы и подписать договор. Но есть и другой вариант — взять в аренду землю у частного лица и построить на ней автомойку с нуля.
  3. При выборе участка и помещения проверьте, соответствуют ли они нормам. Например, земля под автомойку должна быть промышленного или иного назначения, само здание нельзя располагать на расстоянии менее 100 метров от жилых домов, а для использованной воды должен быть безопасный слив.
  4. Для строительства автомойки нужно получить разрешение от СЭС, горводоканала, энергосбытовой компании и заказать топографическую основу участка.
  5. Разместить автомойку лучше там, где есть поток машин. Так вы будете постоянно мелькать у водителей перед глазами. Изучите локацию детальнее: что находится поблизости, какие автомобили припаркованы рядом, сколько их, плотный ли трафик, есть ли рядом с вами другие автомойки.
  6. Перед покупкой оборудования проверьте поставщиков: изучите информацию о них, почитайте отзывы, убедитесь, что есть гарантийное обслуживание и поддержка.
  7. Не стоит экономить на оборудовании, потому что оно может стать главной причиной, по которой клиенты будут к вам приезжать. Можно укомплектовать мойку только базовым оборудованием, например аппаратами высокого давления, системами водоочистки и водоподготовки. Но если планируете оказывать дополнительные услуги, закупите дополнительное оборудование.
  8. Продвижение автомойки лучше начинать до открытия. Если вы строите с нуля, заранее разместите наружную рекламу, например баннеры или вывески с подсветкой, которые сразу бросятся в глаза проезжающим мимо водителям.
Бизнес с нуля
Яна Сонина
Яна Сонина

Как вам такая идея для бизнеса? Пишите в комментариях, что вдохновляет или смущает в примере из статьи.

Александр Гидротэк

Друзья, компания ГИДРОТЭК с 2006 года занимается полным циклом от проектирования до введения в эксплуатацию всех типов автомоек под ключ по всей территории РФ, СНГ и Европы.
Введено в эксплуатацию более 800 объектов в 119 городах.
Осуществляем поиск участков и помещений под автомоечный бизнес.
Согласовываем автомойки как некапитальные так и капитальные сооружения по упрощённой процедуре.
Обучаем управляющих автомоечноего бизнеса.
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.


Больше по теме