Дачники могут продавать излишки урожая на рынках, улицах или через соцсети — для этого не нужны никакие документы. Профессиональные фермеры могут поставлять свои продукты в общепит, супермаркеты или продавать через маркетплейсы. Для этого нужно открыть бизнес, получить разрешительные документы, а в некоторых ситуациях зарегистрироваться в Меркурии и Честном знаке.
Рассказываем, как законно вести бизнес, какие фермеру нужны документы на товары и как упаковывать продукты. Статья актуальна для продавцов разных деревенских продуктов, например молока, мяса, фруктов, овощей, выловленной рыбы и грибов из леса.
План начала продаж фермерских продуктов
Рассказываем про восемь шагов, чтобы начать законно продавать деревенские продукты. Показали их на схеме.
Все восемь шагов должен проходить не каждый. Что нужно сделать именно вам зависит от двух условий:
- Будете ли специально выращивать продукты на продажу или продавать только излишки.
- Планируете ли зарабатывать более 2,4 млн рублей в год и нанимать сотрудников.
В зависимости от того, специально ли вырастили продукты на продажу, продавцов условно делят на два типа:
- дачники — люди, которые выращивает продукты для себя на небольшом участке до 50 соток и продают только то, что не съели сами. Под это условие подпадает большинство владельцев загородных домов — на юридическом их называют «владельцы личного подсобного хозяйства — ЛПХ». Они торгуют стихийно и продают излишки. К примеру, у садовода в этом году большой урожай яблок, он может продать фрукты знакомым или на рынке. Основная цель таких продавцов — вырастить или произвести продукты для себя, а не на продажу;
- профессиональные фермеры — люди, которые изначально выращивают фермерские продукты на продажу. Например, это может быть предприниматель, который планирует закупить кур и регулярно продавать домашние яйца через социальные сети. Цель таких продавцов — вырастить или произвести продукты, чтобы заработать деньги.
Все восемь шагов нужно проходить профессиональным фермерам, у которых есть наемные работники и чей годовой доход свыше 2,4 млн рублей. Для фермеров без наемных работников и с меньшим доходом — шагов меньше.
Составили схему старта продаж под каждый случай.
Что иметь в виду. Бывает, что дачник — владелец ЛПХ пытается схитрить, например планирует выращивать на продажу кур и продавать их без регистрации бизнеса. Однако есть риск получить большие штрафы. Бдительный сотрудник налоговой может заметить объявления о продаже, проверить продавца — и наказать за незаконную предпринимательскую деятельность. Например, за это грозит штраф от 500 до 2000 ₽, а еще начислят налог, взносы и пени. Выгоднее сразу работать легально и выбирать подходящий план действий.
Дальше расскажем, как пройти каждый этап перед стартом продаж.
Шаг 1. Выбрать форму ведения бизнеса
Если планируете выращивать фермерские продукты не для себя, а на продажу и сделать это регулярным источником дохода, нужно зарегистрировать дело. На выбор есть четыре формы бизнеса:
- самозанятость;
- индивидуальный предприниматель — ИП;
- компания;
- крестьянско-фермерское хозяйство — КФХ.
Особенности каждой формы собрали в таблицу и сравнили с дачниками — ЛПХ.
Самозанятость. С этим статусом проще всего вести бизнес: не надо сдавать отчетность, а единственная обязанность — фиксировать доходы через приложение. Однако у самозанятых много ограничений в работе: они могут продавать только то, что произвели сами. Например, мясо, копчености, фрукты и мед. Перепродавать продукты нельзя — то есть не получится купить картошку у соседа по даче и продать ее рынке.
Еще самозанятые не могут торговать подакцизными товарами и тем, что подлежит маркировке в системе «Честный знак», — например, это вся молочка. Если налоговая обнаружит, что самозанятый нарушил ограничения, его лишат статуса и доначислят НДФЛ.
Самозанятый не сможет, например, продавать товары в ресторан. Для этого требуются сопроводительные документы вроде декларации соответствия. Оформить подобные бумаги может только ИП, КФХ или компания. Заведение рискует получить штраф, если купит продукты без нужных справок.
«Во время проверок общепита первым делом смотрят наличие документов на продукцию. Самозанятый фермер их оформить не сможет, поэтому мы бы точно не стали с ним сотрудничать. Мало кто хочет рисковать здоровьем посетителей, а также репутацией заведения»
Андрей Колмогоров
Основатель сети доставки «Суши-Маркет» и «Лаваш»
Есть и другие ограничения: годовой доход не может быть больше 2,4 млн рублей. И нельзя нанимать людей по трудовому договору, но можно брать помощников по ГПХ.
✅ Кому подходит: самозанятость подойдет, если выращиваете или производите продукты на продажу, но в небольших объемах. К примеру, продаете домашние яйца через соцсети или торгуете медом. Главное — следить за доходами: если за год они приблизятся к лимиту 2,4 млн рублей, придется регистрировать ИП.
Индивидуальный предприниматель. Статус ИП получает один человек, поэтому бизнес он ведет в одиночку, без партнеров.
Предприниматель может продавать любые фермерские продукты и получить все нужные сопроводительные документы. Также ИП может нанимать работников.
✅ Кому подходит: тем, кто планирует вести бизнес самостоятельно и продавать товары в магазины и общепит.
КФХ. Крестьянско-фермерское хозяйство — это объединение людей, которые совместно владеют имуществом, ведут фермерскую деятельность и делят прибыль от нее. По закону в состав КФХ могут входить родственники старше 16 лет и до пяти человек не из семьи. Но закон не запрещает вести КФХ в одиночку.
«Регистрировать КФХ выгодно тем, что его члены не наемные работники. Поэтому при распределении доходов не надо исчислять НДФЛ и страховые взносы. Члены хозяйства, кроме главы, начнут платить НДФЛ сами спустя 5 лет после регистрации КФХ. Но глава КФХ платит фиксированные взносы и за себя, и за остальных участников».
ИП же с первого дня работы не может привлечь помощников без трудового договора или договора ГПХ, даже если помощник — его родственник. Это значит, придется платить НДФЛ, взносы и готовить много отчетности»
Леонид Яковлев
Эксперт по праву
Крестьянско-фермерское хозяйство нужно регистрировать. Например, сделать это можно через Госуслуги. Нужно будет заключить соглашение между владельцами хозяйства и выбрать главу КФХ. Далее глава должен зарегистрировать статус ИП.
Глава КФХ руководит хозяйством, например, он может нанимать и увольнять сотрудников. А вот обычные участники КФХ этого не смогут сделать.
Отец, мать и два их совершеннолетних ребенка выращивают на своем участке индюшек. Они планируют начать продавать мясо в кафе и рестораны. Чтобы законно вести предпринимательскую деятельность и получить сопроводительные документы, семья решает зарегистрировать статус КФХ.
Для этого все члены семьи подписывают соглашение. В нем указывают права и обязанности участников, как будут распоряжаться имуществом, а также указывают, что глава КФХ — отец семейства. Отец подает заявление на регистрацию крестьянско-фермерского хозяйства и вместе с этим регистрирует статус предпринимателя. Теперь семья может законно сотрудничать с общепитом и выращивать индюшек на продажу.
Статус КФХ позволяет продавать любые фермерские продукты, нанимать сотрудников и получать сопроводительные документы для продажи товаров. А значит, получится без проблем сотрудничать с общепитом или магазинами. Также главы КФХ могут привлекать к работе наемных сотрудников.
✅ Кому подходит: тем, кто ведет фермерскую деятельность с семьей или самостоятельно и планирует получать различные льготы и гранты на развитие бизнеса.
Компания. Это самая сложная форма бизнеса в работе. Компанию сложнее зарегистрировать, например, придется прописывать устав. Потом компании каждый год должны сдавать бухгалтерскую отчетность — чего не надо делать на других формах.
Еще владельцу компании сложно выводить деньги из бизнеса: можно получать только зарплату и дивиденды. То есть не получится свободно распоряжаться доходом на счетах бизнеса, как это может сделать индивидуальный предприниматель или глава КФХ.
Большинству фермеров на старте достаточно зарегистрировать КФХ или ИП, чтобы вести полноценный бизнес и продавать товары в магазины, общепит и другие места.
✅ Кому подходит: открывать компанию стоит, когда планируете вести бизнес вместе с партнером. В таком случае минусы компании нивелируются плюсом: партнеры могут официально поделить доли в компании, например 50 на 50%. К примеру, если они захотят прекратить партнерство, один из владельцев компании может выкупить долю у второго.
Вести КФХ можно также с партнерами — членами семьи. Но в фермерском хозяйстве нет долей, поэтому туда не получится привлечь инвесторов или продать бизнес целиком. Если планируете запускать бизнес вместе с инвесторами, стоит регистрировать компанию.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес и подключить инструменты для работы
Когда выберете подходящую форму бизнеса, предстоит зарегистрировать ее и подключить инструменты для работы. Расскажем, что нужно сделать.
Зарегистрировать бизнес. Если выбрали самозанятость, достаточно зарегистрировать статус в приложении «Мой налог». Больше ничего не нужно — можете сразу перейти к шагу 8.
Если выбрали КФХ, ИП или компанию, нужно будет зарегистрировать дело. Для этого придется проделать два шага:
- Выбрать коды ОКВЭД — по ним налоговая, банки и контрагенты понимают, какой деятельностью планируете заниматься. Например, для фермерства подходит ОКВЭД 01.13.1 — «Деятельность по выращиванию овощей».
- Выбрать налоговый режим — от него зависит, сколько налогов будет уплачивать бизнес.
Особенности каждого налогового режима сравнили в таблице.
Если есть возможность, стоит проконсультироваться с бухгалтером, он подскажет, какой налоговый режим лучше подойдет для вашего бизнеса.
Подключить инструменты для бизнеса. Для работы нужно:
- открыть расчетный счет — он нужен, чтобы бизнес мог совершать безналичные платежи, например переводить зарплаты сотрудникам. Открывают расчетный счет в банке;
- установить онлайн-кассу — такая касса передает информацию в налоговую службу о платежах, который получил бизнес. Если бизнес работает с ИП или компанией, касса нужна только при наличных расчетах и очных платежах. Если покупатели фермерских продуктов — люди без статуса ИП, касса нужна обязательно — кроме случая, когда ИП работает на патенте;
- подключить эквайринг — это банковская услуга, которая позволяет клиентам оплачивать покупки картой или QR-кодом. Можно работать и без эквайринга, но не всем клиентам удобно расплачиваться наличными.
Когда подключите инструменты, приступайте к следующим шагам.
Какие инструменты нужны для работы
Подборка материалов, чтобы самостоятельно разобраться, как подключить обязательные инструменты для бизнеса:
Как открыть расчетный счет для ИП или ООО
Онлайн-кассы: как установить, настроить и зарегистрировать
Как принимать деньги: шесть способов получить оплату покупателя
Шаг 3. Собрать документы
КФХ, ИП для продажи товаров нужны медицинские книжки. В компании медкнижки нужны всему персоналу, даже директору и бухгалтеру, поскольку бизнес занимается производством и продажей продуктов питания.
Книжка подтверждает, что человек здоров и может контактировать с продуктами. Чтобы получить медицинскую книжку, нужно пройти обследование и тестирование на знание правил гигиены. Делают это в центре гигиены и эпидемиологии или в клинике, у которой есть договор с таким центром.
Если продавать фермерские продукты без медкнижки, можно получить штраф. Для ИП, КФХ и малых предприятий — от 15 000 до 25 000 ₽, для средних и крупных компаний — от 110 000 до 130 000 ₽.
Владельцам ЛПХ достаточно только этого документа, а самозанятым не нужны даже медицинские книжки. Поэтому, если планируете продавать фермерские продукты в одном из этих статусов, можете сразу переходить к разделу с упаковкой.
КФХ, ИП и компаниям помимо медкнижек нужны и другие документы: ТУ и декларация соответствия. Нужные бумаги можно собрать самому или обратиться за помощью к специалистам, например к технологу. Советуем выбирать второй вариант, он проще: не нужно разбираться в законодательстве и с нуля вникать в технические регламенты.
Собрали в таблице, какие документы нужно получить для разных продуктов:
ТУ — Технические условия на продукцию. Это документ с требованиями к готовым продуктам. Например, если фермеры производят фарш, в документе будут описаны условия хранения, температурный режим, способы изготовления фарша, допустимые цвета фарша. ТУ похожи на ГОСТ, но только разрабатывает требования к продукту не государство, а сам бизнес.
Технические условия нужны, чтобы оформить декларацию о соответствии и работать в системе «Меркурий». Заказать документ можно в центре сертификации своего города.
Декларация о соответствии подтверждает, что ваш продукт безопасен и соответствует техническим регламентам Таможенного союза или ЕАЭС. Чтобы получить документ, нужно направить запрос в сертифицированные центры или лаборатории. Декларацию можно сделать там же, где ТУ.
За продажу товаров без декларации грозят штрафы:
- для ИП и КФХ — от 20 000 до 40 000 ₽;
- для малых предприятий — от 150 000 до 225 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 300 000 до 450 000 ₽.
Документы могут потребовать маркетплейсы или общепит, куда фермер захочет сбывать товары.
Шаг 4. Подключиться к системе «Меркурий»
«Меркурий» — это программа, которая помогает Россельхознадзору контролировать качество животной продукции. С помощью «Меркурия» ведомство отслеживает, что каждый товар прошел ветеринарную проверку, поэтому он безопасен для людей.
ИП, компании и главы КФХ, которые торгуют продукцией животноводства, например мясом, молочной продукцией, яйцами, рыбой, медом, должны подключиться к системе «Меркурий». Иначе по закону нельзя продавать товары в магазинах или кафе.
За работу без подключения к «Меркурию» грозит штраф:
- для ИП и глав КФХ — от 3000 до 5000 ₽;
- для малых предприятий — от 5000 до 10 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 10 000 до 20 000 ₽.
Чтобы подключиться к системе, нужно заполнить заявление и отправить в Россельхознадзор. Подробно о том, как это сделать, рассказали в другой статье.
Шаг 5. Подключиться к системе «Честный знак»
По закону производители молочной продукции должны ставить на товары специальный код Data Matrix и вносить их в систему. Если покупатель отсканирует код, сможет проверить сроки годности, пищевую ценность и информацию об изготовителе. Другие деревенские продукты пока маркировать не нужно, но список может расширяться.
В системе должны регистрировать товары предприниматели и компании, но с 1 декабря 2023 года подключиться к «Честному знаку» нужно еще и КФХ, которые производят молочную продукцию. Подробно о регистрации в системе рассказали в отдельной статье.
Шаг 6. Подготовить помещение
Предприниматель, КФХ или руководитель компании не может использовать жилье как помещение под бизнес. Нельзя разделывать скот на кухне и продавать его в магазины или рестораны. Упаковывать, хранить продукцию нужно в специально оборудованном помещении с соблюдением условий хранения.
Самозанятый или владелец ЛПХ, напротив, может на своей кухне приготовить бастурму или вырастить на подоконнике микрозелень и продавать их без дополнительных документов.
Помещение, где хранят овощи, мясо, молочку, должно быть спроектировано по стандартам системы ХАССП. Например, туалет не должен выходить в производственный цех и у сотрудников должна быть отдельная раздевалка. Если есть возможность, советуем нанять технолога, который поможет разобраться со всеми требованиями.
«Я рекомендую фермерам такой подход: прежде чем оборудовать цех, нужно внедрить принципы системы ХАССП, а для этого стоит обратиться к специалистам. Иногда случается, что предприниматель сначала оборудует цех, а только потом приглашает специалиста, который требует все перестраивать. Фермеру приходится тратить деньги, чтобы переделать цех под требования ХАССП. Дешевле сразу делать все правильно.
Первым делом стоит проконсультироваться, например, с технологом. Он подскажет по всем деталям: какой пакет документов нужно собрать, чтобы цех мог законно работать, какие дезинфицирующие средства и даже губки нужно купить»
Полина Миронова
Соосновательница и руководитель маркетинга рыбной фермы «Сом Сомыч»
Если не хотите с нуля проектировать помещение по санитарным нормам, можете найти сертифицированное место на Авито.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Шаг 7. Уведомить Роспотребнадзор о начале предпринимательской деятельности
Чтобы предупредить ведомство, нужно заполнить и отправить уведомление в местное отделении Роспотребнадзора. Есть пять способов, как это сделать:
- лично в отделении ведомства;
- в МФЦ;
- через Госуслуги;
- по почте;
- электронным письмом — для этого нужна электронная подпись.
Если пропустить этот шаг, владелец бизнеса может получить штраф:
- ИП и глава КФХ — от 3000 до 5000 ₽
- малые предприятия — от 5000 до 10 000 ₽
- средние и крупные компании — от 10 000 до 20 000 ₽.
Уведомление принимают в течение одного дня, поэтому его можно отправить за пару дней до старта продаж.
Шаг 8. Найти подходящую упаковку
Упаковка должна сохранять качество продукта: не пропускать воздух и не открываться при транспортировке. Подробные требования к упаковкам из различных материалов есть в Техническом регламенте. Например, стеклянная тара должна выдерживать перепад температур, а металлическая упаковка — быть стойкой к коррозиям.
Если поставляете продукты в заведения, у них могут быть дополнительные требования к упаковке для определенных продуктов. Например, отели часто покупают ряженку в пятилитровых бутылках, поскольку их удобно разливать по графинам. А овощные ларьки получают овощи и фрукты в ящиках или открытых коробках. Поэтому стоит заранее обсудить с заказчиками, в каком виде они готовы принимать товар.
Дешевле и проще всего заказать упаковку оптом у поставщиков в интернете. На своих сайтах они размещают информацию об упаковке, пишут про материал и назначение. Для подстраховки стоит попросить декларацию о соответствии на упаковку. Это поможет убедиться, что она сохранит качества продуктов.
Некоторые фермеры заказывают упаковку на маркетплейсах, но там она обойдется дороже — выгоднее найти прямого поставщика.
Как маркировать упаковку. По закону на упаковке или этикетке должна содержаться следующая информация о продукте:
- наименование продукта;
- имя и адрес производителя;
- сроки годности;
- дата изготовления;
- количество продукта в упаковке — масса, объем;
- условия хранения;
- маркировка EAC — подтверждение наличия декларации соответствия;
- код Data Matrix, если продаете молочную продукцию;
- показатели пищевой ценности: белки, жиры и углеводы.
Дополнительно можно указывать рекомендации по приготовлению или уточнять, что продукт сделан в соответствии с ТУ. Еще по желанию на этикетку добавляют специальные знаки и символы, которые обозначают детали о продукте или материале упаковки. Например, можно указать, что тара пригодна к переработке.
Требования Таможенного союза соблюдают только ИП, КФХ и компании, самозанятые без статуса ИП и владельцы ЛПХ могут продавать продукты без этикетки.
Если предприниматель, КФХ или компания не нанесет на продукцию нужную информацию, грозят штрафы:
- ИП — от 5000 до 10 000 ₽;
- малым предприятиям — от 25 000 до 50 000 ₽ с конфискацией продуктов без этикетки;
- средним и крупным предприятиям — от 50 000 до 100 000 ₽.
Всю продукцию без этикетки конфискуют.
Чтобы печатать наклейки, нужен специальный принтер. Дешевле всего такой купить с рук на Авито или Юле.
Чек-лист: как фермеру законно продавать продукты
- Зарегистрируйте бизнес. Продавать фермерские продукты можно как владелец ЛПХ, самозанятый, ИП, глава КФХ или учредитель компании. Однако у ЛПХ и самозанятых есть ограничения в работе — большинству проще работать как ИП или глава КФХ.
- Соберите нужные документы. Чтобы торговать, понадобятся технические условия на продукцию, декларация о соответствии, медицинская книжка.
- Подключитесь к специальным программам. Продавать продукцию животноводства, например мясо, мед, сливочное масло, могут только те, кто подключился к системе «Меркурий». А продавцы молочных продуктов должны подключиться к системе «Честный знак». Самозанятым и владельцам ЛПХ нигде регистрироваться не нужно.
- Подготовьте помещение. Самозанятые могут готовить маринады на продажу или варить компоты прямо на своей кухне. ИП, КФХ или компании должны оборудовать помещение, чтобы легально хранить, упаковывать и готовить товары к продажам. Для этого нужно соблюдать технический регламент Таможенного союза или ЕАЭС.
- Узнайте, какая упаковка нужна для точки сбыта или заказчика. Если поставляете товары в рестораны или кафе, договоритесь, в какой таре будете привозить продукты.
Производите фермерские изделия? Расскажите, какими именно продуктами планируете торговать.