Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть клининг с нуля


Рассказали, что нужно для открытия клининга. В статье — пошаговая инструкция


Евгения Волкова

Евгения Волкова

Операционный директор компании «Братья Чистовы»

В 2023 году рынок клининга ассоциируется с роскошью. По данным опроса исследовательской компании «Ромир», клинингом пользуются всего 2% участников. При этом у 42% опрошенных уборка не вызывает удовольствия. А основная причина, по которой они не пользуются клинингом, — предположение, что эта услуга слишком дорогая.

Операционный директор компании «Братья Чистовы», Евгения Волкова, уверена: в будущем клининг может стать одним из привычных регулярных сервисов, таких как доставка еды или вызов такси, так как экономит силы и время. А еще клининг — это сфера, в которую может войти даже новичок в бизнесе.

«Я считаю, что сфера клининга подходит и тем, кто собирается открывать свой первый бизнес, так как он достаточно простой».

Евгения Волкова

Евгения Волкова

Операционный директор компании «Братья Чистовы»

В статье подготовили пошаговый план по открытию клининговой компании и началу ее работы.

Шаг 1. Подготовьтесь к открытию бизнеса

Перед тем как открывать клининговую компанию, нужно:

  • изучить потребности аудитории;
  • составить финмодель;
  • составить бизнес-план.

Изучить потребности аудитории. Тех, кто будет пользоваться услугами, называют целевой аудиторией. Этих людей нужно изучить, чтобы понять, каким должен быть продукт и как его продвигать. В случае с клинингом нужно узнать доход, пол, семейное положение и наличие детей у потенциальных клиентов. А еще их ценности, мечты, страхи, хобби.

«Основная часть аудитории в клининге — это женщины, которые активно занимаются карьерой. Достаток на семью у них чуть выше среднего.

Мы знаем, что для наших клиентов время и личная энергия — ключевые ресурсы. Поэтому нам важно предоставить им удобный, быстрый и качественный сервис».

Евгения Волкова

Евгения Волкова

Операционный директор компании «Братья Чистовы»

Мы подготовили таблицу, которая поможет составить портрет целевой аудитории. Таблицу можно скопировать и заполнить под свой бизнес.

Составить финансовую модель. Она помогает понять, стоит ли открывать бизнес. В ней считают, сколько денег уйдет на запуск бизнеса и какие будут ежемесячные расходы. Еще в ней можно посчитать, сколько денег бизнес может приносить. Эти показатели сравнивают и видят, окупится ли бизнес и когда.

В финмодели есть ответы на такие вопросы:

  1. Сколько за год бизнес получит выручки и прибыли.
  2. Сколько нужно оказать услуг, чтобы выйти в ноль.
  3. Какие ключевые показатели влияют на прибыль.

Обычно финмодель составляют в Google Таблицах или Excel. Можно воспользоваться шаблоном по ссылке и подставить в него свои цифры.

Составить бизнес-план. Это документ, в котором предприниматель подробно описывает свой будущий проект. Бизнес-план можно составить самостоятельно или заказать в консалтинговом агентстве.

Собрали в таблицу элементы, которые должны быть в бизнес-плане.

Раздел бизнес-планаПример содержания
Схема работы проекта с описанием услугиБудет несколько видов услуг:
— единоразовая уборка;
— генеральная уборка;
— уборка после ремонта.

Клиент делает заказ на сайте, оставляет номер телефона, ему звонит менеджер, чтобы подтвердить заказ. После этого заказ передают в работу мастерам. Взаимодействие с мастерами происходит через специальную программу и чаты в Телеграме
Кто будет покупать услугиРаботающие женщины со средним заработком — от 80 000 до 200 000 ₽
Какую проблему потребителей решает бизнесЭкономит время и энергию, которую потребитель может потратить на себя или своих близких
Сколько денег потребуется на открытиеПримерно 500 000 ₽.

Из них:
создание сайта — 30 000 ₽;
аренда офиса — 20 000 ₽;
закупка оборудования — 200 000 ₽;
закупка расходников — 100 000 ₽;
зарплата сотрудникам — 150 000 ₽
Когда окупятся вложенияПри благоприятном исходе через 8 месяцев после открытия. При плохом сценарии — через год

Шаг 2. Зарегистрируйте бизнес

Перед началом работы надо выбрать форму бизнеса, систему налогообложения и коды ОКВЭД.

Выбрать форму бизнеса. Можно стать индивидуальным предпринимателем или открыть ООО. Составили таблицу с основными различиями между этими формами бизнеса.

ИПООО
Количество владельцевОдинОдин или несколько
Уставный капиталНе нуженНужен, минимум 10 000 ₽
ОтчетностьМожно самому вести учет и сдавать отчетность через онлайн-сервисыМного сложной отчетности: нужен бухгалтер
Можно ли привлечь инвестицииНетДа
Можно ли продать бизнесНет, только отдельные активы — например, оборудованиеДа

Если планируете работать самостоятельно и не будете привлекать инвесторов, достаточно стать ИП: для новичка это проще.

Выбрать систему налогообложения. И ООО, и ИП могут работать на УСН — упрощенной системе налогообложения. Это специальный режим для малого бизнеса.

На УСН есть два режима: «Доходы» и «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы» максимальная ставка — 6% со всех доходов. А на УСН «Доходы минус расходы» — 15% от разницы между доходами и расходами.

Если вы решили стать ИП, советуем присмотреться к ПСН — патентной системе налогообложения. На ней предприниматель платит фиксированный налог, а еще ему не нужно сдавать декларацию. Это проще и часто дешевле.

Иван стал индивидуальным предпринимателем, нанял двух клинеров и занялся уборкой квартир в Саратове. За год он заработал 1 000 000 ₽. На УСН «Доходы» он заплатит налог 60 000 ₽. А на патенте — 8236 ₽.

Рассчитать сумму налога можно на сайте налоговой службы.

Выбрать коды ОКВЭД. Предприниматель регистрирует вид деятельности и показывает государству, чем он занимается.

Можно выбрать сразу несколько кодов. Один код будет основным, дополнительных может быть сколько угодно. Основным указывают тот, который будет приносить основной доход.

Основным кодом ОКВЭД для клининга можно выбрать код 81.29 «Деятельность по чистке и уборке».

Дополнительно можно указать такие коды:

  • 81.21.9 «Деятельность по уборке прочих типов зданий и помещений»;
  • 81.21.1 «Деятельность по уборке квартир и частных домов»;
  • 81.22 «Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая».

После регистрации бизнеса нужно открыть расчетный счет. На него получают деньги, с него оплачивают аренду и налоги, закупают материалы и перечисляют зарплаты сотрудникам.

Можно составить список банков и условия открытия и обслуживания расчетного счета, а потом сравнить их и выбрать самый подходящий вариант.

Шаг 3. Решите, как будете принимать заказы

Клиенты могут сделать заказ такими способами:

  • позвонить по телефону;
  • через мессенджер, например в Вотсапе или Телеграме;
  • заполнить заявку на сайте в личном кабинете;
  • оставить заявку в приложении.

Удобнее всего сделать сайт, который потом можно будет рекламировать. Не обязательно делать его большим, можно собрать простой на конструкторе.

Так может выглядеть оформление заказа на сайте

Рекомендуем снять офис — там будут находиться оборудование и расходники. А еще туда будут приходить сотрудники на общие собрания и обучение.

Шаг 4. Закупите оборудование и расходники

Нужно закупить комплекты базового оборудования для каждого сотрудника. В них входят:

  • профессиональная химия;
  • губки;
  • тряпки из микрофибры;
  • швабра;
  • сгон для стекол;
  • ведро.

Еще понадобится специальное оборудование: профессиональные пылесосы и парогенераторы, стремянки. Бытовое оборудование не подойдет. Оно, скорее всего, быстро сломается от частоты использования.

Химия тоже должна быть профессиональной.

«Профессиональная химия отличается от бытовой химическим составом и высокой эффективностью. Она безвредна, а еще покупать профессиональную химию в концентратах гораздо выгоднее.

Чтобы понять, что химия действительно профессиональная, смотрите на бренд, его позиционирование, а еще продают ли они оптом или только в розницу. Если только в розницу, химия, скорее всего, не профессиональная».

Евгения Волкова

Евгения Волкова

Операционный директор компании «Братья Чистовы»

Инструменты и профессиональную химию компании заказывают у специализированных поставщиков, которые занимаются обеспечением клининговых компаний. Найти их можно по поиску в интернете.

В поисковике можно настроить поиск по регионам, чтобы найти поставщиков в своем городе

Сравните несколько поставщиков и выберите самого подходящего вам по условиям. Чтобы проверить качество, закажите тестовую партию.

Шаг 5. Настройте онлайн-кассу и эквайринг

Клинингу нужно подключить онлайн-кассу и торговый эквайринг.

Онлайн-касса требуется по закону, чтобы данные о продажах передавались в налоговую. Продавец должен использовать онлайн-кассы, когда оказывает услуги физлицам — не важно, как они платят.

Если оказываете услуги компаниям или ИП, касса нужна при оплате наличными либо картой через терминал. Если бизнес переводит вам деньги на расчетный счет, онлайн-касса не пригодится.

Эквайринг нужен, чтобы покупатели могли расплачиваться картой. Клининг обычно использует переносной терминал, чтобы сотрудники могли с ним ходить на объект.

Шаг 6. Наймите персонал

На запуске достаточно команды из пяти человек: одного менеджера и четырех клинеров.

Где искать. Искать сотрудников можно через знакомых предпринимателей, на городских досках объявлений или на Авито. Обязательно надо указать информацию о наборе персонала на сайте компании, с кратким описанием условий работы и контактами для связи.

«За время работы мы поняли, что лучше всего работают сайты с вакансиями, например, HH, Работа.ру, SuperJob. Еще хорошо работают объявления на Авито.

Но в каждом городе разное соотношение конверсии с этих источников. В некоторых регионах у нас хорошо срабатывает офлайн-поиск. Например, мы вешаем объявление о работе на информационных стендах в подъездах».

Евгения Волкова

Евгения Волкова

Операционный директор компании «Братья Чистовы»

Эксперт советует рассматривать даже тех, кто никогда не занимался клинингом. Но их придется обучать, то есть объяснять, в чем заключается работа клинера и какая у него ответственность. На этапе собеседования невозможно понять, насколько специалист хороший. Это можно выяснить во время обучения и аттестации.

Как обучать. Прохождение обучения — обязательный этап, неважно с каким опытом пришел сотрудник. В процессе обучения будущий клинер знакомится с компанией и ее услугами, стандартами их выполнения, изучает особенности работы с различными покрытиями и видами профессиональной химии. А также узнает технику безопасности, регламенты поведения и общения с клиентами на заказе.

Если предприниматель не разбирается в уборке и химии, лучше найти опытного клинера и поручить ему разработку программы обучения и ее процесс.

В компании должен быть минимум один опытный клинер, но лучше два-три: после изучения теоретической части сотрудник идет на стажировку совместно с клинером-наставником.

«Количество стажировок обычно индивидуально, в зависимости от успеваемости стажера. У нас обычно после трех стажировочных уборок и успешного прохождения аттестации клинер выходит на самостоятельные заказы».

Евгения Волкова

Евгения Волкова

Операционный директор компании «Братья Чистовы»

Некоторые клининговые компании снимают специальную квартиру, в которой проводят обучение.

«Мы создали собственный центр практики. Это обычная квартира, где исполнители могут практиковаться в устранении самых сложных загрязнений на деревянных, глянцевых и прочих чувствительных поверхностях. Выглядит квартира, как кошмар дизайнера, зато в ней есть все популярные поверхности».

Никита Жилин

Никита Жилин

Генеральный директор комфорт-сервиса «Домовенок»

Так выглядит кухня в квартире для обучения комфорт-сервиса «Домовенок»

По итогам обучения и стажировки сотрудник проходит экзамен и приступает к работе. Аттестация обычно проходит так: стажеру нужно ответить на вопросы по разным темам — регламенты уборок, какими средствами убирать разные поверхности, как коммуницировать с клиентами.

Шаг 7. Постройте процесс работы с командой

Процесс взаимодействия с сотрудниками состоит из трех частей:

  1. Грамотное определение зарплаты.
  2. Мотивация.
  3. Контроль.

Зарплата. Не стоит выбирать оклад или фиксированную оплату за смену, так как такая форма не делает сотрудника активным. Удачнее — складывать вознаграждение из процентов.

«Лучше делать градацию по процентам в зависимости от успеваемости сотрудника. Например, процент может складываться из суммы реализованных заказов за период и средней оценки работ сотрудника. Это позволяет сотруднику всегда быть включенным, потому что его заработок напрямую зависит от его активности».

Евгения Волкова

Евгения Волкова

Операционный директор компании «Братья Чистовы»

Мотивация. Для развития компании и увеличения количества ее постоянных клиентов очень важен слаженный коллектив, где есть наставники, которые могут выйти на помощь, подсказать своим менее опытным коллегам.

Сотрудников можно поощрять конкурсами «Лучший сотрудник месяца» и премиями за лучшую выработку и положительные оценки клиентов.

Контроль. Система мотивации сотрудников сама по себе уже часть контроля, так как заработок напрямую зависит от качества и количества выполненных заказов. Обычно средняя оценка — ключевой параметр работы клинеров.

«Нам в контроле сотрудников помогает автоматизированная система. Это может быть CRM и приложение для клинеров. А еще мы просим клиентов при завершении уборки подписать акт приема работы».

Евгения Волкова

Евгения Волкова

Операционный директор компании «Братья Чистовы»

От качества уборки зависит, будут ли возвращаться клиенты. Поэтому важно следить за обратной связью. Если будут плохие отзывы, клиенты не придут, даже если хорошо настроена реклама. И наоборот: положительные рассказы довольных клиентов могут привести новых клиентов. Поэтому мы рекомендуем следить за рейтингом на всех площадках, где клиенты могут оставить отзывы.

Шаг 8. Найдите первых клиентов

В сфере клининга хорошо работают два инструмента продвижения: контекстная реклама и сарафанное радио.

Контекстная реклама. Начинающему бизнесу можно собрать лендинг на конструкторе сайтов и запустить контекстную рекламу в поиске. Для первого запуска рекламы хватит 5000 ₽.

Чтобы настроить рекламу в поиске или рекламной сети, нужно потратить от нескольких часов до пары дней. Обычно это поручают специалистам по контекстной рекламе. Как настроить привлечение самостоятельно, рассказали в отдельной статье.

Сарафанное радио. Часто люди заказывают клининг по советам своих знакомых, поэтому важно работать с обратной связью. Если в уборке что-то не устроило, нужно постараться вернуть лояльность клиента и не потерять его. Например, предложить ему переуборку, скидку или бонусы.

Шаг 9. Заключите договор с клиентом

Самый простой способ заключить договор с клиентом — составить оферту и опубликовать ее на сайте. В этом случае договор подписывают автоматически в момент заказа уборки.

В договоре нужно подробно прописать информацию об услугах, порядок оплаты и оказания услуг и ответственности исполнителя.

Договор оферты можно разместить на сайте

Мы не рекомендуем использовать чужой готовый договор. Надо составить такой, который будет решать ваши цели и задачи. Если самостоятельно составить договор сложно, можно обратиться к юристу.

Главное в статье

  1. Перед тем как открыть клининговую компанию, нужно подготовиться: изучить потребности аудитории, составить финмодель и бизнес-план.
  2. Перед началом работы надо выбрать форму бизнеса, систему налогообложения и коды ОКВЭД.
  3. Офис для приема клиентов можно не снимать. А вот сделать сайт придется. Сейчас клиенты в основном оставляют заказы на сайте, звонят по телефону или пишут в мессенджере.
  4. Нужно закупить комплекты базового оборудования для каждого сотрудника. Например, бытовую химию, губки, швабры и тряпки.
  5. На запуске достаточно нанять команду из пяти человек: одного менеджера и четырех клинеров.
  6. Процесс взаимодействия с сотрудниками состоит из трех частей: грамотное определение зарплаты, мотивация и контроль.
  7. В сфере клининга хорошо работают два инструмента продвижения: контекстная реклама и сарафанное радио.
Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

Тинькофф Бизнес

Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

  • Поможет найти локацию в городах-миллионниках
  • Покажет количество конкурентов в конкретном районе, их средний чек и число потенциальных клиентов
  • Собирает данные на основе транзакций 37 млн клиентов
Попробовать бесплатно

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Юлия Маркевич
Юлия Маркевич

На каком этапе запуска вы находитесь? Поделитесь в комментариях.


Больше по теме

Новости