Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть фитнес-клуб с нуля


Совладелец фитнес-клуба рассказал, на что ориентироваться при выборе помещения, какое понадобится оборудование и как найти первых клиентов. В статье — пошаговая инструкция


Сергей Гвоздицкий

Сергей Гвоздицкий

Совладелец фитнес-клуба INFIZ GYM в Воронеже

По мнению Национального фитнес-сообщества, россияне в 2022 году чаще ходили в фитнес-клубы, чем в 2020 и 2021 годах. Несмотря на то, что часть людей из-за кризиса не могла тратить деньги на фитнес или уехала из страны, выручка фитнес-клубов в России выросла на 8,3%.

Совладелец фитнес-клуба Сергей Гвоздицкий уверен, что сейчас можно открывать фитнес-клуб. Но нужно все тщательно просчитать.

«Если бы в 2020 году меня спросили, открывать ли фитнес-клуб, я бы однозначно сказал „нет“. В пандемию в нашей отрасли денег практически не было. Фитнес-клубы массово закрывались, а у тех, кто оставался, выручка сильно упала. Сейчас ситуация поменялась, и я считаю, что бизнес в сфере фитнеса можно открывать».

Сергей Гвоздицкий

Сергей Гвоздицкий

Совладелец фитнес-клуба INFIZ GYM в Воронеже

В этой статье по шагам рассказываем, как избежать ошибок и построить прибыльный бизнес.

Шаг 1. Выбрать формат

Есть несколько форматов занятия фитнесом. Самые популярные — фитнес-студия, фитнес-клуб и фитнес-центр.

Фитнес-студия — самое маленькое заведение. В ней мало оборудования и все занятия групповые. Например, растяжка, йога или прыжки на мини-батутах. По мнению эксперта, сейчас в России расцвет фитнес-студий, так как они требуют минимальных затрат на старте, а у людей пользуются популярностью.

Фитнес-клуб по размеру больше студии. Помимо групповых занятий, в нем проводят индивидуальные тренировки с тренером или самостоятельно.

Фитнес-центр больше фитнес-клуба. Обычно площадь фитнес-центров от 1000 м2. В нем есть услуги, которые связаны со здоровьем. Например, спа, массаж, сауна, баня.

Слева на фото — фитнес-студия «Орехи-центр». Обычно в фитнес-студии упор делают на атмосферу и работу тренеров. А справа — фитнес-клуб INFIZ GYM. Для фитнес-клуба важно наличие качественного оборудования

Какой формат выбрать — зависит от количества денег, которые предприниматель готов вложить на старте, и от интересов предпринимателя.

«Чтобы открыть хорошую фитнес-студию в регионе, понадобится около 500 000 ₽. Можно сделать дешевле, если в помещении уже есть минимальный ремонт. Чтобы открыть фитнес-клуб или фитнес-центр, придется вложить 8—10 млн рублей.

Большая разница из-за того, что в фитнес-клуб нужно покупать оборудование, а оно стоит недешево. А еще площадь помещения для фитнес-клуба обычно в разы больше, а значит, и стоимость аренды будет выше».

Сергей Гвоздицкий

Сергей Гвоздицкий

Совладелец фитнес-клуба INFIZ GYM в Воронеже

В этой статье мы остановимся на открытии фитнес-клуба. Но если интересуетесь, как открыть фитнес-студию, многие советы из этой статьи вам подойдут.

Шаг 2. Подготовиться к открытию бизнеса

Перед тем как открывать фитнес-клуб, надо:

  • изучить потребности аудитории;
  • составить финмодель;
  • составить бизнес-план.

Изучить потребности аудитории. Тех, кто будет пользоваться услугами фитнеса, называют целевой аудиторией. Опишите этих людей, чтобы понять, каким должен быть продукт и как его продвигать.

«Я вижу сейчас две основные аудитории фитнес-клубов: ценители технологичности и те, кто любит душевность.

Первые выберут фитнес-клуб с современными технологиями. Например, с бесконтактным доступом к услугам при помощи фитнес-браслетов и виртуальным тренером. Такая модель популярна в США, но в России только набирает обороты.

Вторые выбирают „крафтовый“ фитнес-клуб: в нем нет наворотов, зато доброжелательный администратор, разговорчивые тренеры, уютная обстановка. Им важна атмосфера.

Выбор направления зависит от аудитории, которую предприниматель планирует привлечь. Поэтому важно ее описать в самом начале, когда только думаете о формате».

Сергей Гвоздицкий

Сергей Гвоздицкий

Совладелец фитнес-клуба INFIZ GYM в Воронеже

Составить финансовую модель. Она помогает понять, стоит ли открывать бизнес. Так предприниматель считает, сколько денег уйдет на запуск бизнеса и какие будут ежемесячные расходы. Как ее построить, рассказали в отдельной статье.

Обычно финмодель составляют в Google Таблицах или Excel. Можно воспользоваться шаблоном по ссылке и подставить в него свои цифры.

Составить бизнес-план фитнес-клуба. Это документ, в котором предприниматель подробно описывает свой будущий проект.

Некоторые начинающие предприниматели скептически относятся к составлению бизнес-плана. Им кажется, что на него уйдет много времени, но все будет зря, так как что-то пойдет не по плану. Не обязательно создавать или заказывать полновесный план, можно проработать несколько важных моментов: эксперт советует заранее описать целевую аудиторию, составить список конкурентов и понять, сколько денег придется вложить на старте. Это поможет понять, с чего предпринимателю начать и как действовать в процессе.

Шаг 3. Зарегистрировать бизнес и выбрать систему налогообложения

Чтобы работать законно, надо зарегистрировать бизнес, подобрать коды ОКВЭД и выбрать систему налогообложения.

Зарегистрировать бизнес. Можно стать ИП или зарегистрировать ООО. Самозанятые открыть фитнес-клуб не могут.

Собрали в таблицу основные различия между ООО и ИП.

ИПООО
Количество владельцевОдинОдин или несколько
Уставный капиталНе нуженНужен, минимум 10 000 ₽
ОтчетностьМожно самому вести учет и сдавать отчетность через онлайн-сервисыМного сложной отчетности: нужен бухгалтер
Можно ли привлечь инвестицииНетДа
Можно ли продать бизнесНет, только отдельные активы — например, оборудованиеДа

Если планируете открывать дело без партнеров и не будете привлекать инвесторов, достаточно стать индивидуальным предпринимателем.

Подобрать коды ОКВЭД. С помощью кодов ОКВЭД предприниматель показывает государству, какой деятельностью занимается.

Обычно мы рекомендуем выбирать один основной код и несколько дополнительных. Но фитнес-клубам подойдет один, который вбирает в себя все услуги: 93.04 — физкультурно-оздоровительная деятельность. В нее входит и работа фитнес-клуба, и, например, массаж или сауна.

Выбрать систему налогообложения. ИП и компании могут работать на ОСН, УСН, АУСН. Для ИП также доступен патент.

Если вы индивидуальный предприниматель, советуем присмотреться к ПСН — патентной системе налогообложения. На ней предприниматель платит фиксированный налог за период от 1 до 12 месяцев и не сдает декларации. Это проще и дешевле. Когда патент закончится, его нужно будет продлить.

Даже если начнете зарабатывать большие суммы, они не повлияют на стоимость патента. На ПСН есть ограничения по количеству сотрудников и годовому доходу: подробнее о них читайте в статье по ссылке.

Примерная стоимость годового патента на спортклуб в 2023 году в Москве — от 40 000 ₽, а в регионах — от 20 000 ₽. Узнать точную стоимость можно на сайте налоговой службы.

Но есть нюанс: патент действует только на выбранную деятельность. Если решите открыть кафе или поставить вендинговый аппарат в фитнес-клубе, придется совмещать две системы налогообложения, так как под патент эти виды деятельность не подпадают.

Если патентная система налогообложения не подходит — например, вы планируете открывать компанию или нанимать больше 15 сотрудников, — можно работать на УСН, упрощенной системе налогообложения.

На УСН есть два режима: «Доходы» и «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы» максимальная ставка — 6% со всех доходов. А на УСН «Доходы минус расходы» — 15% от разницы между доходами и расходами.

УСН «Доходы минус расходы» подойдет, если каждый месяц ваши расходы составляют 70% от доходов. Например, если покупаете напитки в вендинговые автоматы, коврики или браслеты. В остальных случаях — рекомендуем выбрать УСН «Доходы».

Шаг 4. Подключить банковское обслуживание

Перед началом работы надо открыть расчетный счет в банке, подключить торговый эквайринг и онлайн-кассу.

Расчетный счет. На расчетный счет бизнес получает деньги, с него оплачивает аренду и налоги, закупает расходники и перечисляет зарплаты сотрудникам. Можно составить список банков и условия открытия и обслуживания расчетного счета, а потом сравнить их и выбрать самый подходящий вариант.

Онлайн-касса передает данные о продажах в налоговую. Продавец по закону обязан использовать онлайн-кассу, когда оказывает услуги физлицам — не важно, как они платят: наличными или картой. Если ее не подключить, бизнес могут оштрафовать на всю сумму выручки.

Торговый эквайринг нужен, чтобы покупатели могли расплачиваться картой. Если терминала не будет, придется принимать оплату на карту или наличными, что неудобно большинству клиентов.

Шаг 5. Найти локацию

Перед тем как искать помещение, надо определиться с местом: центр или спальный район.

«Люди обычно идут в фитнес-клуб, который находится близко к дому или работе. На это надо ориентироваться при выборе локации.

Большая часть людей, по моим наблюдениям, ходят на фитнес до или после работы. А рабочие офисы часто находятся в центре города. Поэтому в центре обычно больше потенциальных клиентов. Но и дороже аренда помещения.

Чтобы понять, подойдет ли место, можно нанять таргетолога, который проверит потребность людей в фитнесе в выбранном районе».

Сергей Гвоздицкий

Сергей Гвоздицкий

Совладелец фитнес-клуба INFIZ GYM в Воронеже

Эксперт рекомендует обращать внимание на наличие парковки рядом с помещением. Без парковки обойтись можно, но часть людей не будет ходить только по этой причине. Еще важно обратить внимание на удаленность от транспортных сетей — важно, чтобы рядом с выбранным местом была остановка автобуса или станция метро.

Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:

  • поток людей в районе;
  • количество конкурентов поблизости;
  • средний чек;
  • средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
  • как меняется поведение потребителей в разные месяцы.

Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.

Пример аналитики Компаса для бизнеса в сфере «Рестораны» в Москве. Карта показывает красным точки активной конкуренции — их очень много. Гости в среднем оставляют в заведении 9500 ₽ при том, что средний расход на клиента — больше 11 000 ₽. Это очень конкурентная и сложная ниша для новичка, возможно, стоит подумать об открытии ресторана в области
Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

Тинькофф Бизнес

Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

  • Поможет найти локацию в городах-миллионниках
  • Покажет количество конкурентов в конкретном районе, их средний чек и число потенциальных клиентов
  • Собирает данные на основе транзакций 37 млн клиентов
Попробовать бесплатно

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Шаг 6. Подобрать помещение

Когда определились с местом, можно переходить к поиску помещения.

Юридических требований к помещению фитнес-клуба нет. Рекомендуем обращать внимание:

  • на расположение помещения. Фитнес-клуб желательно открывать в подвале или на первом этаже. Чем быстрее и удобнее доступ к помещению, тем больше клиентов будет ходить;
  • на площадь помещения — не менее 300 м2;
  • на планировку. Вытянутый зал для фитнес-клуба — не лучшее решение, так как тренажеры можно будет поставить только по бокам. Из-за этого часть пространства не получится использовать;
  • на высоту потолка. Чем выше потолок, тем светлее в помещении. Пространство с высокими потолками визуально кажется более просторным;
  • на наличие водоснабжения, электроэнергии и отопления. Желательно, чтобы в помещении стояла система кондиционеров;
  • на наличие отдельного помещения для раздевалки;
  • на наличие душевой комнаты или возможность ее сделать;
  • на место для зоны отдыха. Там должно быть место для еды, воды и отдыха. Желательно, чтобы было много розеток.

Чтобы открыть фитнес-клуб в жилом доме, нужно получить разрешение от всех жильцов. С одной стороны, если открыться в новом ЖК, можно получить стабильный поток клиентов из числа жильцов. С другой, даже если вы получили разрешение, потом все равно могут возникнуть проблемы. Например, жильцы могут пожаловаться на вас из-за шума на групповых занятиях — может дойти даже до закрытия.

Важно понимать, что это рекомендации. Если один или два пункта не подходят, а в целом помещение вам нравится — его стоит рассмотреть. Идеальное помещение найти сложно.

Шаг 7. Сделать в помещении ремонт

Эксперт считает, что ремонт в большинстве случаев не приносит фитнес-клубу деньги, поэтому можно его упростить. Но если вы открываете фитнес-клуб для клиентов премиум-сегмента, придется делать дорогой ремонт.

Вот на чем не рекомендуем экономить:

  1. Напольное покрытие. Если сэкономить и купить дешевое резиновое покрытие, оно быстро сотрется и придется его перестилать. Можно заказать несколько видов покрытия и провести эксперимент: бросать на него гантели. Если покрытие портится, оно не подойдет.
  2. Свет. Чем ярче свет, тем лучше: в полутьме клиенты обычно заниматься не хотят.
  3. Сантехника. Если установить некачественную, она будет часто ломаться и в итоге предприниматель потратит больше денег, чем при покупке дорогой качественной.
  4. Кондиционеры. Температура в помещении должна быть около 20 градусов, иначе клиентам будет некомфортно заниматься фитнесом.

Но можно сэкономить:

  • на материале для покраски стен. Их обычно никто не трогает, поэтому можно использовать недорогую краску;
  • на украшениях интерьера. Например, вместо телевизоров напротив кардиозоны можно повесить зеркала. Если есть панорамное окно, установите тренажеры напротив него: так клиентам будет, на что отвлечься во время кардио;
  • на зеркалах. Обычно чем больше зеркал в зале, тем лучше. Так помещение кажется просторнее. Но если бюджет небольшой, можно поставить их только у отдельных зон, где нужно контролировать технику выполнения упражнений.

Трубы и батареи желательно красить специальной краской, так как обычная краска быстро сойдет.

Шаг 8. Закупить оборудование

Универсального списка оборудования нет. Каждый фитнес-клуб подбирает его для себя самостоятельно.

Если у предпринимателя нет понимания, какое оборудование понадобится, можно заказать подбор у поставщика. Обычно это бесплатно. Чтобы понять, что поставщик не навязывает лишнее, советуем заказать подбор сразу у двух-трех компаний. Искать поставщиков оборудования можно по поиску в интернете или через знакомых предпринимателей.

Если нет возможности купить новое оборудование, можно найти б/у тренажеры на Авито. Без знаний в фитнесе будет трудно понять, что и в каком количестве нужно закупить, а главное — какого качества тренажеры вам предлагают. Советуем в таком случае привлекать консультанта. Обычно это человек, который давно работает в этой сфере. Им может быть тренер с большим опытом или управляющий.

На Авито можно найти качественное оборудование для фитнес-клуба. Обычно его продают те, кто не справился и закрывает бизнес. Но могут быть и те, кто хочет избавиться от некачественного тренажера. Поэтому нужно быть внимательным при покупке

Шаг 9. Нанять персонал

Обычно фитнес-клубу надо нанять:

  • администратора;
  • уборщицу;
  • тренеров;
  • управляющего, если собственник не хочет сам заниматься организационными вопросами.

Дальше рассказываем, сколько персонала нужно для клуба площадью 1000 м2 с индивидуальными и групповыми тренировками, который работает с 07:00 до 23:00.

Мы расскажем, по какой системе можно устанавливать зарплату персоналу, но не будем называть конкретных цифр: они меняются в зависимости от региона. Чтобы понять, какой размер зарплаты установить, узнайте, сколько платят конкуренты, или спросите у соискателей на собеседовании, на какую зарплату они рассчитывают.

Администраторы обычно работают посменно, поэтому придется нанять сразу двух человек, которые будут работать два через два. Чаще всего они находятся на рабочем месте весь день. Как правило, администраторы не только сидят на ресепшене и встречают клиентов, но и занимаются продажами.

Администратора можно найти на Авито или в группах во Вконтакте с вакансиями.

В вакансию можно вписывать такие слова, которые «зацепят» вашу целевую аудиторию. Например, INFIZ GYM ценят в сотрудниках позитивное отношение к жизни и легкий характер. Это они отразили в вакансии при помощи слов и эмодзи

Обычно администраторам платят за смену. Но если администратор еще и продает, рекомендуем выплачивать премию при выполнении плана по продажам.

Уборщица. Можно нанять человека в штат или подписать договор с клинингом. Фитнес-клубу обычно хватает двух человек, которые работают посменно.

«Я рекомендую отдавать уборку на аутсорс, то есть подписать договор с клининговой компанией. Обычно хорошего специалиста в уборке найти сложно. А договор с клинингом снимает с предпринимателя эту проблему. Но придется переплатить».

Сергей Гвоздицкий

Сергей Гвоздицкий

Совладелец фитнес-клуба INFIZ GYM в Воронеже

Тренеры. Обычно один тренер всегда находится в зале. Это называют дежурством. Дежурный тренер следит за чистотой в зале и клиентами. Ему обычно платят оклад в зависимости от количества смен за месяц.

Кроме дежурного тренера есть тренеры, к которым приходят клиенты на индивидуальные занятия и ведущие групповых тренировок.

Тренеров можно искать на Авито, hh.ru, в социальных сетях. Можно найти в социальных сетях страницы тренеров, которые вам нравятся, и предложить им сотрудничество. В этом случае нужно придумать, как заинтересовать тренеров перейти работать к вам.

Есть несколько схем оплаты работы тренера, который ведет индивидуальную тренировку:

  • тренер платит фитнес-клубу процент за каждого клиента;
  • фитнес-клуб берет с тренера процент за пользование залом;
  • фитнес-клуб берет с клиента деньги за абонемент, а стоимость индивидуальной консультации забирает себе тренер.

Тренеры, которые ведут групповые занятия, обычно берут процент за каждого клиента, который пришел на тренировку.

Управляющий занимается наймом сотрудников, приемкой товаров, общением с партнерами, контролирует администратора и тренеров.

Управляющего советуем искать через знакомых, так как важно совпадать с ним по ценностям. Если найти через знакомых не получается, можно выложить вакансию на hh.ru.

Управляющий получает оклад и процент от выручки.

Шаг 10. Определить способ оплаты услуг

Есть несколько способов продавать услуги. Самые популярные — ежемесячная подписка и оплата за определенный период.

Ежемесячная подписка дает возможность заниматься фитнесом сколько угодно раз за месяц. Ее действие продлевается автоматически, а отменить можно в любой момент. Это удобно, но дорого. В настройку подписки придется вложить около миллиона рублей.

Оплата за определенный период или абонемент. Его можно продавать на разные сроки. Самые популярные: месяц, три месяца, полгода и год. Самый невыгодный для бизнеса — абонемент на месяц. Часть клиентов за это время не успевает привыкнуть регулярно заниматься фитнесом и не продлевает абонемент.

Можно продавать парные абонементы или утренние и вечерние. Но эксперт считает, что это бессмысленно и только запутает клиентов.

Как установить цену на услуги, рассказали в отдельной статье в Бизнес-секретах.

Шаг 11. Привлечь первых клиентов

В сфере фитнеса работает много способов привлечения клиентов. Ниже расскажем про основные.

Добавить фитнес-клуб на Яндекс Карты и в приложение 2ГИС. К описанию рекомендуем добавить фото и отзывы. Подробнее о том, как продвигать бизнес на картах, рассказали в отдельной статье.

Вести страницы в социальных сетях. Там можно показывать работу тренеров, ценности фитнес-клуба, атмосферу. Кроме ведения страницы можно запускать таргетированную рекламу во Вконтакте. Если самостоятельно настроить сложно, можно нанять специалиста.

Внедрить партнерскую программу. Например, можно обмениваться сертификатами на бесплатную тренировку с салонами красоты или бильярдными. Или платить им процент за каждого приведенного клиента.

Запускать акции. Например, «Приведи друга и получи месяц тренировок в подарок» или давать скидки студентам. Какая именно акция успешно сработает в вашем случае, зависит от аудитории. Можно протестировать разные акции и выбрать самые выгодные для бизнеса.

Помимо перечисленных выше способов, можно выплачивать тренерам вознаграждение за приведенных клиентов. Это будет их мотивировать приводить в клуб новых клиентов.

Кроме привлечения клиентов надо работать над их удержанием. Чтобы клиенты продлевали абонемент, надо следить за качеством услуг и напоминать о продлении клиентам, у которых он заканчивается.

Главное в статье

  1. Фитнес-клубы сейчас востребованы. Но перед открытием спортивного бизнеса нужно все тщательно просчитать и продумать.
  2. Перед открытием бизнеса надо составить портрет потенциального клиента, финмодель и бизнес-план фитнес-клуба.
  3. Фитнес-клуб можно открывать и в центре, и в спальных районах. Но в центре потенциальной аудитории будет больше.
  4. В законе нет требований к локации и помещению фитнес-клуба. Но надо обращать внимание, например, на высоту потолков, планировку помещения, наличие горячей и холодной воды, света и отопления.
  5. Чтобы понять, какое оборудование понадобится, можно обратиться в компании, которые его продают, или к консультанту, который долго работает в сфере фитнеса.
  6. Фитнес-клубу надо нанять администраторов, тренеров и уборщиц. Если собственник не хочет заниматься организационными вопросами, придется найти управляющего.
  7. Есть несколько способов продвижения фитнес-клуба. Например, размещение на карте, таргетированная реклама или запуск акций.
Бизнес с нуля

Больше по теме