Тинькофф Бизнес. И дело делается. Узнайте, почему клиенты выбирают нас

Тинькофф Бизнес. И дело делается. Узнайте, почему клиенты выбирают нас

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник

Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться


Разбираемся, что такое обязательная маркировка, что и как надо маркировать и как это влияет на бизнес


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

Поделиться

Разбираемся, что такое обязательная маркировка, что и как надо маркировать и как это влияет на бизнес


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

Поделиться

В России ввели обязательную маркировку товаров — планируется, что к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут передавать сведения о движении товаров в систему «Честный знак».

Разбираемся, что такое маркировка, какие товары есть в перечне. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу к этому подготовиться.

Что такое маркировка товаров

Если товар подлежит маркировке, это значит, что на каждую единицу производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на упаковке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.

Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выпускаете.

Наносить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар, находящийся в стране без маркировки, считается контрафактным.

На какие товары распространяется

Первой ввели маркировку меховых изделий — она работает с 12 августа 2016 года. В дальнейшем маркировка распространилась и на другие категории. Например, с 2019 года ввели маркировку на сигареты и папиросы.

Собрали в таблицу, какие товары подлежат маркировке.

Вид товараСрок, с которого надо маркировать
Шубы и меховые изделияс 12 августа 2016 года
Сигареты и папиросыс 1 июля 2019 года
Остальная табачная продукцияс 1 июля 2020 года
Обувь и лекарствас 1 июля 2020 года
Парфюмерные товары и фотооборудованиес 1 октября 2020 года
Шиныс 1 ноября 2020 года
Одежда и текстиль для домас 1 января 2021 года
Молочная продукцияс 1 июня 2021 года
Упакованная вода с 1 декабря 2021 года
Табак для употребления путем нагревания и смеси для кальяновс 15 марта 2022 года
Жидкости для электронных сигаретс 25 декабря 2022 года
Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в кегис 1 апреля 2023 года
Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в стеклянную и полимерную упаковкус 1 октября 2023 года
Велосипедыс 1 сентября 2024 года

Как устроена система маркировки

Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.

Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.

Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий — ЦРПТ. Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывается оборот всех товаров.

ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Коды для них бесплатные.

Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит сейчас в руках.

Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.

Что такое код маркировки и как он выглядит

Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:

  1. Код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров.
  2. Код проверки, или криптохвост: генерируется оператором.

По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата производства, материал, срок годности, процесс перехода товара по цепочке перепродажи, дата и место продажи.

Кто и когда обязан подключиться к ЭДО

С 1 января 2022 года передавать сведения о товарах шести категорий в систему «Честный знак» можно только через операторов электронного документооборота — ЭДО. Договор можно заключить с любым оператором ЭДО, который участвует в системе «Честный знак».

Это касается следующих категорий товаров:

  • обувь;
  • одежда и текстиль для дома;
  • шины и покрышки;
  • парфюмерия;
  • фототехника;
  • табачная продукция;
  • молоко и молочная продукция;
  • упакованная вода;
  • пиво.

Для молока и молочной продукции это правило начнет действовать с 1 сентября. Для упакованной воды — с 1 ноября 2022 года. Для остальных категорий маркированных товаров сроков подключения к ЭДО пока нет.

В электронном документообороте задействованы все участники оборота маркируемых товаров: производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовые компании и розничные продавцы. Передавать сведения о переходе права собственности в систему маркировки «Честный знак» можно только через оператора ЭДО. Напрямую сведения больше подавать нельзя.

Если у покупателя нет ЭДО, так как он не обязан с ним работать, продавец должен подать сведения самостоятельно через личный кабинет системы маркировки.

Как подключиться к системе маркировки

Процесс подключения зависит от типа участника оборота. Разберемся подробнее.

Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, подключить ЭДО и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.

План действий:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, ее называют УКЭП.
  2. Описать товары в каталоге. Реестр формируют в каталоге маркированных товаров в личном кабинете системы «Честный знак».
  3. Заказать коды на все выпускаемые товары.
  4. Купить оборудование для маркировки товара — принтер для печати наклеек, если вы будете клеить коды, или настроить процесс печати кодов прямо на упаковке товара.
  5. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  6. Выбрать интегратора — компанию или поставщика, который помогает с маркировкой, — и типографию, если не будете печатать коды сами.
  7. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно убедиться, что у операторов есть соглашение о роуминге.
  8. Встроить маркировку в процесс работы производства. Нанести ее на товар, а потом ввести товары в оборот внутри системы. Для этого нужно поменять им статус в личном кабинете.
  9. Протестировать маркированные образцы продукции. Это можно сделать бесплатно в специальной лаборатории «Трекмарк» от оператора ЦРПТ.

Для оптовых поставщиков. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и выбрать оператора ЭДО. План действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП.
  2. Обновить программное обеспечение для товарного учета до последней версии.
  3. Выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Нужно подключить сканер 2D-штрихкода.
  4. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  5. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.

Также в системе «Честный знак» должны работать общепит и госучреждения. Для них есть отдельная пошаговая инструкция — она похожа на инструкцию для оптовой торговли.

Для розницы. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, выбрать оператора ЭДО, купить специальный сканер и обновить прошивку на онлайн-кассе.

Собрали все шаги в короткий чек-лист. Его можно скачать и распечатать, чтобы ничего не забыть при подключении розничного или интернет-магазина к системе маркировки.

Порядок действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП.
  2. Обновить программное обеспечение для товарного учета до последней версии.
  3. Выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Нужно подключить сканер 2D-штрихкода.
  4. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  5. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.
  6. Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix, чтобы в систему «Честный знак» поступили сведения о выбытии конкретно этой единицы товара.
  7. Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. И убедиться, что ваша касса поддерживает формат фискальных документов — ФФД версии 1.2 — и умеет передавать чеки в систему маркировки.

Что такое ЭДО и как он работает, расскажем дальше.

Как работает ЭДО в маркировке

Работа в ЭДО с маркировкой различается в зависимости от вида участника — производитель, импортер или дистрибьютор.

Для производителя или импортера. Сведения о маркированной продукции надо передать в систему «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД, который организация или ИП подписывает с помощью УКЭП.

Производитель действует так:

  • маркирует продукцию кодом специальной кодировки Data Matrix;
  • формирует исходящий УПД;
  • указывает в нем коды маркировки;
  • подписывает УПД электронной подписью;
  • через оператора ЭДО подтверждает сделку в Честном знаке, отправляет товар и УПД оптовику-дистрибьютору. Срок — три дня с даты отгрузки, но не позднее дня передачи конечному потребителю.

Для дистрибьютора. Когда маркированный товар получает дистрибьютор, он сверяет качество и количество товара с данными, которые указаны в УПД. Для этого нужно отсканировать код маркировки 2D-сканером.

Если данные совпадают, дистрибьютор подписывает УПД производителя, а после формирует исходящий УПД для розницы. Переход товара новому владельцу, то есть розничному магазину, автоматически фиксируется в Честном знаке.

Сервис ЭДО проверяет, что производитель и дистрибьютор подписали документ и они зарегистрированы в Честном знаке. Если все в порядке, система ЭДО сама отправляет в Честный знак подписанный документ.

Но данные могут не совпадать, например в УПД указаны неверные коды, суммы, количество товара. Тогда дистрибьютор может:

  • запросить уточнение по данным УПД у производителя товара;
  • принять товар частично;
  • отклонить поставку товара.

Для розничного магазина. Сотрудник магазина сверяет данные маркированной продукции с данными во входящем УПД. При продаже продукции коды маркировки передает в чеке ККТ через ОФД.

Обязательный ЭДО в маркировке молочной продукции, упакованной питьевой воды и пива

Для новых категорий нужно проводить продажи через ЭДО.

Молочная продукция. С 1 сентября 2022 года участники маркировки молока и молочной продукции, например сливок, йогурта, кефира, творога, сыров, мороженого, должны были подключиться к ЭДО и вести объемно-сортовой учет — ОСУ. Новое правило касается производителей, импортеров, оптовиков и розничных продавцов.

ОСУ — упрощенный поэкземплярный учет маркировки. При ОСУ не нужно сообщать в Честный знак о каждом товаре отдельно. Достаточно указать в УПД только общий код типа продукции — GTIN, ее количество и заполнить поле «НомУпак».

Дальше все произойдет автоматически: УПД передается контрагенту, он принимает документ и подписывает его электронной подписью. Затем подписанный обеими сторонами документ уходит в Честный знак.

Для фермерских хозяйств, общепита и госучреждений сроки маркировки перенесли — они должны подавать сведения об обороте молока и молочной продукции в Честный знак с 1 декабря 2023 года.

Упакованная питьевая вода. С 1 ноября 2022 года все участники оборота питьевой воды должны использовать ЭДО и вести объемно-сортовой учет.

Всю упакованную питьевую воду, которая должна маркироваться, можно разделить на две группы:

  • минеральная вода природная, газированная;
  • остальная питьевая вода: природная и искусственная минеральная вода, газированная, без добавления сахара, подсластителей и ароматизаторов.

Не нужно маркировать лед и снег, упакованную воду для детского питания, тестовые образцы и пробники.

Пиво и слабоалкогольные напитки. С 1 апреля 2023 года производители и импортеры должны маркировать свои товары. Сначала это действует только для напитков, которые упакованы в кеги. Позднее, с 1 октября 2023 года, подключат продукты в стеклянной и полимерной упаковке.

Все иные виды упаковки нужно будет маркировать с 15 января 2024 года.

Что будет, если не маркировать товар

За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.

Состав правонарушения Штраф для должностного лица или ИП Штраф для малого предприятия Штраф для средней или крупной компании Статья КоАП РФ
Производство без маркировки

от 5000 до 10 000 ₽

от 25 000 до 50 000  ₽

от 50 000 до 100 000 ₽

ч. 1 ст. 15.12

Продажа без маркировки

от 5000 до 10 000 ₽

от 25 000 до 150 000 ₽

от 50 000 до 300 000 ₽

ч. 2 ст. 5.12

Если на товаре есть маркировка, а в чеке — нет

от 1500 до 3000 ₽

от 2500 до 5000 ₽

от 5000 до 10 000 ₽

ч. 4 ст. 14.5

Что надо знать о маркировке

  1. К 2024 году государство планирует ввести многие розничные товары в систему маркировки. Следите за тем, когда это затронет вашу отрасль, чтобы успеть подготовиться.
  2. Маркировку на товар наносит производитель или импортер, коды надо заказывать в системе маркировки.
  3. ЭДО — это электронный документооборот. Перейти на него должны все производители и продавцы маркированных товаров. Подавать сведения об обороте напрямую в систему маркировки нельзя.
  4. Чтобы начать работать с электронным документооборотом, зарегистрируйте личный кабинет у оператора ЭДО.
  5. Вместе с маркированным товаром вместо бумажной накладной вы будете получать универсальный передаточный документ — УПД.
  6. При приемке товара нужно отсканировать коды маркировки 2D-сканером и сверить с кодами в УПД. Если данные сходятся, подтверждаете приемку, если нет — пишете поставщику, что нужно исправить.
  7. Убедитесь, что покупатель может принимать документы по ЭДО и зарегистрирован в Честном знаке. Если он не зарегистрирован в системе ЭДО и системе маркировки, Честный знак не обработает такой УПД и переход права собственности не произойдет.

Больше по теме