Разбираемся, что такое обязательная маркировка, что и как надо маркировать и как это влияет на бизнес
Михаил Кратов
Эксперт по праву
Разбираемся, что такое обязательная маркировка, что и как надо маркировать и как это влияет на бизнес
Михаил Кратов
Эксперт по праву
В России ввели обязательную маркировку товаров — планируется, что к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут передавать сведения о движении товаров в систему «Честный знак».
Разбираемся, что такое маркировка, какие товары есть в перечне. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу к этому подготовиться.
Что такое маркировка товаров
Если товар подлежит маркировке, это значит, что на каждую единицу производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на упаковке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выпускаете.
Наносить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар, находящийся в стране без маркировки, считается контрафактным.
На какие товары распространяется
Первой ввели маркировку меховых изделий — она работает с 12 августа 2016 года. В дальнейшем маркировка распространилась и на другие категории. Например, с 2019 года ввели маркировку на сигареты и папиросы.
Собрали в таблицу, какие товары подлежат маркировке.
Вид товара | Срок, с которого надо маркировать |
---|---|
Шубы и меховые изделия | с 12 августа 2016 года |
Сигареты и папиросы | с 1 июля 2019 года |
Остальная табачная продукция | с 1 июля 2020 года |
Обувь и лекарства | с 1 июля 2020 года |
Парфюмерные товары и фотооборудование | с 1 октября 2020 года |
Шины | с 1 ноября 2020 года |
Одежда и текстиль для дома | с 1 января 2021 года |
Молочная продукция | с 1 июня 2021 года |
Упакованная вода | с 1 декабря 2021 года |
Табак для употребления путем нагревания и смеси для кальянов | с 15 марта 2022 года |
Жидкости для электронных сигарет | с 25 декабря 2022 года |
Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в кеги | с 1 апреля 2023 года |
Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в стеклянную и полимерную упаковку | с 1 октября 2023 года |
Велосипеды | с 1 сентября 2024 года |
Как устроена система маркировки
Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.
Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.
Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий — ЦРПТ. Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывается оборот всех товаров.
ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Коды для них бесплатные.
Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит сейчас в руках.

Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.
Что такое код маркировки и как он выглядит
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
- Код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров.
- Код проверки, или криптохвост: генерируется оператором.

По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата производства, материал, срок годности, процесс перехода товара по цепочке перепродажи, дата и место продажи.

Кто и когда обязан подключиться к ЭДО
С 1 января 2022 года передавать сведения о товарах шести категорий в систему «Честный знак» можно только через операторов электронного документооборота — ЭДО. Договор можно заключить с любым оператором ЭДО, который участвует в системе «Честный знак».
Это касается следующих категорий товаров:
- обувь;
- одежда и текстиль для дома;
- шины и покрышки;
- парфюмерия;
- фототехника;
- табачная продукция;
- молоко и молочная продукция;
- упакованная вода;
- пиво.
Для молока и молочной продукции это правило начнет действовать с 1 сентября. Для упакованной воды — с 1 ноября 2022 года. Для остальных категорий маркированных товаров сроков подключения к ЭДО пока нет.
В электронном документообороте задействованы все участники оборота маркируемых товаров: производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовые компании и розничные продавцы. Передавать сведения о переходе права собственности в систему маркировки «Честный знак» можно только через оператора ЭДО. Напрямую сведения больше подавать нельзя.
Если у покупателя нет ЭДО, так как он не обязан с ним работать, продавец должен подать сведения самостоятельно через личный кабинет системы маркировки.
Как подключиться к системе маркировки
Процесс подключения зависит от типа участника оборота. Разберемся подробнее.
Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, подключить ЭДО и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.
План действий:
- Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, ее называют УКЭП.
- Описать товары в каталоге. Реестр формируют в каталоге маркированных товаров в личном кабинете системы «Честный знак».
- Заказать коды на все выпускаемые товары.
- Купить оборудование для маркировки товара — принтер для печати наклеек, если вы будете клеить коды, или настроить процесс печати кодов прямо на упаковке товара.
- Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
- Выбрать интегратора — компанию или поставщика, который помогает с маркировкой, — и типографию, если не будете печатать коды сами.
- Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно убедиться, что у операторов есть соглашение о роуминге.
- Встроить маркировку в процесс работы производства. Нанести ее на товар, а потом ввести товары в оборот внутри системы. Для этого нужно поменять им статус в личном кабинете.
- Протестировать маркированные образцы продукции. Это можно сделать бесплатно в специальной лаборатории «Трекмарк» от оператора ЦРПТ.
Для оптовых поставщиков. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и выбрать оператора ЭДО. План действий такой:
- Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП.
- Обновить программное обеспечение для товарного учета до последней версии.
- Выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Нужно подключить сканер 2D-штрихкода.
- Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
- Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.
Также в системе «Честный знак» должны работать общепит и госучреждения. Для них есть отдельная пошаговая инструкция — она похожа на инструкцию для оптовой торговли.
Для розницы. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, выбрать оператора ЭДО, купить специальный сканер и обновить прошивку на онлайн-кассе.
Собрали все шаги в короткий чек-лист. Его можно скачать и распечатать, чтобы ничего не забыть при подключении розничного или интернет-магазина к системе маркировки.
Порядок действий такой:
- Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП.
- Обновить программное обеспечение для товарного учета до последней версии.
- Выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Нужно подключить сканер 2D-штрихкода.
- Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
- Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.
- Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix, чтобы в систему «Честный знак» поступили сведения о выбытии конкретно этой единицы товара.
- Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. И убедиться, что ваша касса поддерживает формат фискальных документов — ФФД версии 1.2 — и умеет передавать чеки в систему маркировки.
Что такое ЭДО и как он работает, расскажем дальше.
Как работает ЭДО в маркировке
Работа в ЭДО с маркировкой различается в зависимости от вида участника — производитель, импортер или дистрибьютор.
Для производителя или импортера. Сведения о маркированной продукции надо передать в систему «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД, который организация или ИП подписывает с помощью УКЭП.
Производитель действует так:
- маркирует продукцию кодом специальной кодировки Data Matrix;
- формирует исходящий УПД;
- указывает в нем коды маркировки;
- подписывает УПД электронной подписью;
- через оператора ЭДО подтверждает сделку в Честном знаке, отправляет товар и УПД оптовику-дистрибьютору. Срок — три дня с даты отгрузки, но не позднее дня передачи конечному потребителю.
Для дистрибьютора. Когда маркированный товар получает дистрибьютор, он сверяет качество и количество товара с данными, которые указаны в УПД. Для этого нужно отсканировать код маркировки 2D-сканером.
Если данные совпадают, дистрибьютор подписывает УПД производителя, а после формирует исходящий УПД для розницы. Переход товара новому владельцу, то есть розничному магазину, автоматически фиксируется в Честном знаке.
Сервис ЭДО проверяет, что производитель и дистрибьютор подписали документ и они зарегистрированы в Честном знаке. Если все в порядке, система ЭДО сама отправляет в Честный знак подписанный документ.
Но данные могут не совпадать, например в УПД указаны неверные коды, суммы, количество товара. Тогда дистрибьютор может:
- запросить уточнение по данным УПД у производителя товара;
- принять товар частично;
- отклонить поставку товара.
Для розничного магазина. Сотрудник магазина сверяет данные маркированной продукции с данными во входящем УПД. При продаже продукции коды маркировки передает в чеке ККТ через ОФД.
Обязательный ЭДО в маркировке молочной продукции, упакованной питьевой воды и пива
Для новых категорий нужно проводить продажи через ЭДО.
Молочная продукция. С 1 сентября 2022 года участники маркировки молока и молочной продукции, например сливок, йогурта, кефира, творога, сыров, мороженого, должны были подключиться к ЭДО и вести объемно-сортовой учет — ОСУ. Новое правило касается производителей, импортеров, оптовиков и розничных продавцов.
ОСУ — упрощенный поэкземплярный учет маркировки. При ОСУ не нужно сообщать в Честный знак о каждом товаре отдельно. Достаточно указать в УПД только общий код типа продукции — GTIN, ее количество и заполнить поле «НомУпак».
Дальше все произойдет автоматически: УПД передается контрагенту, он принимает документ и подписывает его электронной подписью. Затем подписанный обеими сторонами документ уходит в Честный знак.
Для фермерских хозяйств, общепита и госучреждений сроки маркировки перенесли — они должны подавать сведения об обороте молока и молочной продукции в Честный знак с 1 декабря 2023 года.
Упакованная питьевая вода. С 1 ноября 2022 года все участники оборота питьевой воды должны использовать ЭДО и вести объемно-сортовой учет.
Всю упакованную питьевую воду, которая должна маркироваться, можно разделить на две группы:
- минеральная вода природная, газированная;
- остальная питьевая вода: природная и искусственная минеральная вода, газированная, без добавления сахара, подсластителей и ароматизаторов.
Не нужно маркировать лед и снег, упакованную воду для детского питания, тестовые образцы и пробники.
Пиво и слабоалкогольные напитки. С 1 апреля 2023 года производители и импортеры должны маркировать свои товары. Сначала это действует только для напитков, которые упакованы в кеги. Позднее, с 1 октября 2023 года, подключат продукты в стеклянной и полимерной упаковке.
Все иные виды упаковки нужно будет маркировать с 15 января 2024 года.
Что будет, если не маркировать товар
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Состав правонарушения | Штраф для должностного лица или ИП | Штраф для малого предприятия | Штраф для средней или крупной компании | Статья КоАП РФ |
---|---|---|---|---|
Производство без маркировки | от 5000 до 10 000 ₽ | от 25 000 до 50 000 ₽ | от 50 000 до 100 000 ₽ | ч. 1 ст. 15.12 |
Продажа без маркировки | от 5000 до 10 000 ₽ | от 25 000 до 150 000 ₽ | от 50 000 до 300 000 ₽ | ч. 2 ст. 5.12 |
Если на товаре есть маркировка, а в чеке — нет | от 1500 до 3000 ₽ | от 2500 до 5000 ₽ | от 5000 до 10 000 ₽ | ч. 4 ст. 14.5 |
Что надо знать о маркировке
- К 2024 году государство планирует ввести многие розничные товары в систему маркировки. Следите за тем, когда это затронет вашу отрасль, чтобы успеть подготовиться.
- Маркировку на товар наносит производитель или импортер, коды надо заказывать в системе маркировки.
- ЭДО — это электронный документооборот. Перейти на него должны все производители и продавцы маркированных товаров. Подавать сведения об обороте напрямую в систему маркировки нельзя.
- Чтобы начать работать с электронным документооборотом, зарегистрируйте личный кабинет у оператора ЭДО.
- Вместе с маркированным товаром вместо бумажной накладной вы будете получать универсальный передаточный документ — УПД.
- При приемке товара нужно отсканировать коды маркировки 2D-сканером и сверить с кодами в УПД. Если данные сходятся, подтверждаете приемку, если нет — пишете поставщику, что нужно исправить.
- Убедитесь, что покупатель может принимать документы по ЭДО и зарегистрирован в Честном знаке. Если он не зарегистрирован в системе ЭДО и системе маркировки, Честный знак не обработает такой УПД и переход права собственности не произойдет.