Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Прием платежей по QR-коду без комиссии
ПодключитьПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Разбираемся, что такое обязательная маркировка, что и как надо маркировать и как это влияет на бизнес.
Эксперт по праву
В России ввели обязательную маркировку товаров — планируется, что к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут передавать сведения о движении товаров в систему «Честный знак».
Разбираемся, что такое маркировка, какие товары есть в перечне. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу к этому подготовиться.
Если товар подлежит маркировке, это значит, что на каждую единицу производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на упаковке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выпускаете.
Наносить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар, находящийся в стране без маркировки, считается контрафактным.
Вид товара | Срок, с которого надо маркировать |
---|---|
Сигареты и папиросы | с 1 июля 2019 года |
Остальная табачная продукция | с 1 июля 2020 года |
Обувь и лекарства | с 1 июля 2020 года |
Парфюмерные товары и фотооборудование | с 1 октября 2020 года |
Шины | с 1 ноября 2020 года |
Одежда и текстиль для дома | с 1 января 2021 года |
Молочная продукция | с 1 июня 2021 года |
Велосипеды | с 1 марта 2022 года |
Упакованная вода | с 1 марта 2022 года |
Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.
Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.
Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывают оборот всех товаров.
ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Коды для них бесплатные.
Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит сейчас в руках.
Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара по цепочке перепродажи, дата и место продажи.
С 1 января 2022 года передавать сведения о товарах шести категорий в систему «Честный знак» можно только через операторов электронного документооборота (ЭДО). Договор можно заключить с любым оператором ЭДО, который участвует в системе «Честный знак».
Это касается следующих категорий товаров:
Для молока и молочной продукции это правило начнет действовать с 1 сентября. Для упакованной воды — с 1 ноября 2022 года. Для остальных категорий маркированных товаров сроков подключения к ЭДО пока нет.
В электронном документообороте задействованы все участники оборота маркируемых товаров: производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовые компании и розничные продавцы. Передавать сведения о переходе права собственности в систему маркировки «Честный знак» можно только через оператора ЭДО. Напрямую сведения больше подавать нельзя.
Если у покупателя нет ЭДО, так как он не обязан с ним работать, продавец должен подать сведения самостоятельно через личный кабинет системы маркировки.
Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, подключить ЭДО и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.
План действий:
Для дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и выбрать оператора ЭДО. План действий такой:
Для розницы. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, выбрать оператора ЭДО, купить специальный сканер и обновить прошивку на онлайн-кассе.
Порядок действий такой:
Что такое ЭДО и как он работает, расскажем дальше.
Для производителя. Сведения о маркированной продукции надо передать в систему «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД, который организация подписывает с помощью УКЭП.
Дальше производитель действует так:
Для дистрибьютора. Когда маркированный товар получает дистрибьютор, он сверяет качество и количество товара с данными, которые указаны в УПД. Для этого нужно отсканировать код маркировки 2D-сканером.
Если данные совпадают, то подписывает УПД производителя, а после формирует исходящий УПД для розницы. Переход товара новому владельцу, то есть розничному магазину, автоматически фиксируется в Честном знаке.
Сервис ЭДО проверяет, что производитель и дистрибьютор подписали документ, а их организации зарегистрированы в Честном знаке. Если все в порядке, система ЭДО сама отправляет в Честный знак подписанный документ.
Но данные могут не совпадать, например в УПД указаны неверные коды, суммы, количество товара. Тогда дистрибьютор может:
Для розничного магазина. Сотрудник магазина сверяет данные маркированной продукции с данными во входящем УПД. При продаже продукции коды маркировки передает в чеке ККТ через ОФД.
Молочная продукция. С 1 сентября 2022 года участники маркировки молока и молочной продукции, например сливок, йогурта, кефира, творога, сыров, мороженого, должны подключиться к ЭДО и вести объемно-сортовой учет — ОСУ. Новое правило касается производителей, импортеров, оптовиков и розничных продавцов.
ОСУ — упрощенный поэкземплярный учет маркировки. При ОСУ не нужно сообщать в Честный знак о каждом товаре отдельно. Достаточно указать в УПД только общий код типа продукции — GTIN, ее количество и заполнить поле «НомУпак».
Дальше все произойдет автоматически: УПД передается контрагенту, он принимает документ и подписывает его электронной подписью. Затем подписанный обеими сторонами документ уходит в Честный знак.
Для фермерских хозяйств, общепита и госучреждений сроки маркировки перенесли — они должны будут подавать сведения об обороте молока и молочной продукции в Честный знак с 1 декабря 2023 года.
Питьевая вода. С 1 ноября 2022 года все участники оборота питьевой воды должны использовать ЭДО и вести объемно-сортовой учет.
Всю упакованную питьевую воду, которая должна маркироваться, можно разделить на две группы:
Не нужно маркировать лед и снег, упакованную воду для детского питания, тестовые образцы и пробники.
Бесплатно 50 исходящих документов
для клиентов Тинькофф Бизнеса
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Состав правонарушения | Штраф для должностного лица или ИП | Штраф для малого предприятия | Штраф для средней или крупной компании | Статья КоАП РФ |
---|---|---|---|---|
Производство без маркировки | от 5000 до 10 000 ₽ | от 25 000 до 50 000 ₽ | от 50 000 до 100 000 ₽ | ч. 1 ст. 15.12 |
Продажа без маркировки | от 5000 до 10 000 ₽ | от 25 000 до 150 000 ₽ | от 50 000 до 300 000 ₽ | ч. 2 ст. 5.12 |
Если на товаре есть маркировка, а в чеке — нет | от 1500 до 3000 ₽ | от 2500 до 5000 ₽ | от 5000 до 10 000 ₽ | ч. 4 ст. 14.5 |
Разобрались, от чего зависит место карточки в выдаче и как повлиять на то, чтобы ваш товар поднялся выше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Разобрали с экспертом, что нужно учесть, чтобы сделать цепляющую инфографику, которая поможет увеличить продажи