Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Разыгрываем 300 000 ₽ на запуск бизнеса. Участвовать
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Почему нельзя просто взять и открыть аптеку, как получить все необходимые разрешения и какие способы продвижения работают для аптечного бизнеса
Эксперт по праву
Почему нельзя просто взять и открыть аптеку, как получить все необходимые разрешения и какие способы продвижения работают для аптечного бизнеса
Эксперт по праву
Для открытия аптеки нужна более серьезная подготовка, чем, например, для розничного магазина — нужно иметь фармацевтическое образование и получить лицензию. Если у самого владельца бизнеса образования нет, придется нанять управляющего-провизора. А проверка помещения для получения лицензии может идти несколько месяцев, и все это время аптека должна быть уже готова к открытию — то есть придется платить аренду за время простоя.
Рассказываем, как соблюсти все требования, чтобы открыть аптеку с нуля.
Чтобы законно работать, понадобится зарегистрировать бизнес — то есть стать ИП или зарегистрировать компанию и открыть расчетный счет в банке, по которому будут проходить все деньги по аптеке.
При открытии аптеки особая ситуация — форма бизнеса может зависеть от образования владельца.
ИП может открыть аптеку, только если он соответствует таким требованиям:
Если фармацевтического образования нет, можно открыть ООО и нанять управляющего-провизора.
Михаил учится на пятом курсе медакадемии. Он не может открыть аптеку как ИП или нанять сокурсника в качестве управляющего. Если Михаил хочет открыть аптеку, он может стать учредителем ООО и найти управляющего с медицинским дипломом.
Если у собственника бизнеса нет фармацевтического образования, важно иметь в виду, что управляющего нужно будет найти еще до начала работы — при оформлении лицензии на аптечную деятельность уже нужно указать, кто будет управлять аптекой, и приложить его документы.
Получается, управляющий будет без работы пару месяцев во время подготовки лицензии. Обычно договариваются так: руководитель находит управляющего, принимает его на работу как внешнего совместителя и указывает его данные в документах — без оформленных трудовых отношений лицензию получить не получится. Пока идет проверка, управляющий дорабатывает на старом месте.
При регистрации бизнеса нужно указать вид деятельности — для этого выбирают коды ОКВЭД. Основной код для аптеки — 47.73 «Розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)».
Можно выбрать дополнительные коды, чтобы продавать сопутствующие товары, например ортопедические изделия или косметику:
Если на старте бизнеса вы не планировали продавать, к примеру, ортопедические изделия, а потом решили ввести их в ассортимент, код ОКВЭД можно будет добавить.
Для аптеки подходят два варианта: УСН — упрощенная система налогообложения или ОСН — общая. На УСН работать проще: ниже налоговая ставка и минимум бумажной работы — нужно подавать декларацию один раз в год. А на ОСН больше налогов и отчетности, самостоятельно отчетность уже будет сложно подготовить и понадобится бухгалтер
Патент для аптеки не подойдет, потому что на нем нельзя работать с маркированными товарами, а лекарства подлежат обязательной маркировке
На что ориентироваться при выборе режима:
Ограничения по годовому доходу и сотрудникам | Налоговая ставка | |
---|---|---|
УСН | Доход до 251,4 млн рублей в 2023 году. Штат до 130 сотрудников | При доходе до 188,55 млн рублей и штате до 100 человек: на УСН «Доходы» — до 6%; на УСН «Доходы минус расходы» — до 15%. При доходе свыше 188,55 до 251,4 млн рублей и штате свыше 100 до 130 человек на УСН «Доходы» — 8%; на УСН «Доходы минус расходы» — 20% |
ОСН | Нет ограничений | НДС — 0—20%. Для ИП НДФЛ с доходов бизнеса — 13—15%. Для ООО налог на прибыль — 20% |
Для аптек действует пониженная ставка НДС для части товаров — на лекарства и товары для детей — 10%, а не стандартные 20%.
Обычно на старте проще выбрать УСН, по ней меньше отчетности. Чтобы выбрать между УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы», рекомендуем сделать примерный расчет и понять, что будет выгоднее конкретно для вашего бизнеса. Как это сделать, рассказали в отдельной статье.
Мы уже писали подробные статьи про разные налоговые режимы:
В законе описаны четыре вида аптечных организаций.
Аптечный пункт. В нем нельзя продавать рецептурные лекарственные препараты.
Аптечный киоск. Аптечный киоск больше похож на магазин с лекарствами и отличается от самостоятельной аптеки только по площади.
Аптека как структурное подразделение медицинской организации. Такие аптеки открывают, например, при больнице или поликлинике.
Самостоятельные аптеки. Для них есть два варианта:
Закона, регулирующего площади аптек разных форматов, нет, но регион может утвердить свои нормативы.
Например, в Москве действуют такие требования по площади помещения аптеки:
Дальше в статье мы будем использовать общее название «аптека» для всех вариантов в случаях, когда требования для них одинаковые.
При выборе места для аптеки не обязательно ориентироваться на конкурентов. Аптеки часто закрываются, переезжают, устанавливают разные цены на одинаковые товары, так что на одном перекрестке могут успешно работать несколько аптек. К тому же выбор клиентов не всегда определяется только расположением и ценой. Часть клиентов ищут приятного им фармацевта, или им важно иметь возможность купить определенные редкие лекарства — так что лучше не соседствовать с федеральными сетями. Они могут позволить себе цены ниже региональных, а еще могут переманить к себе фармацевтов на более высокую зарплату.
Вот основные действующие требования к помещению аптеки:
Нужно соответствовать этим требованиям, чтобы получить лицензию на фармацевтическую деятельность — помещение будут осматривать и проверять.
Условно можно поделить оборудование на три категории — для хранения лекарств, для торгового зала и для продажи. Все оборудование будут проверять при получении лицензии.
Оборудование для хранения лекарств. Это обязательное оборудование, его нельзя заменить на какой-то свой вариант, к примеру просто хранить лекарства в коробках. Что нужно для хранения препаратов:
Оборудование для торгового зала. Что может быть в зале:
Важно выбирать такие материалы, чтобы мебель можно было мыть дезинфицирующими средствами.
Оборудование для торговли. Как для любой розничной торговли, в аптеке нужна онлайн-касса, чтобы передавать информацию о продажах в налоговую. Онлайн-кассу можно купить или арендовать у банка.
Еще нужно будет подключить эквайринг, чтобы покупатели могли расплачиваться картами через терминал или через систему быстрых платежей.
Если арендовать устройство 2 в 1 в Тинькофф — касса плюс терминал, — нужно будет платить только процент за эквайринг без каких-либо ежемесячных платежей. А еще в Тинькофф для аптек выгодные ставки на торговый эквайринг.
Кроме того, понадобится специальное оборудование. Лекарства подлежат обязательной маркировке, поэтому нужен сканер, который будет считывать коды маркировки DataMatrix, и компьютер, чтобы передавать данные о поступивших и выбывших лекарствах в национальную систему маркировки «Честный знак».
Если вы планируете установить систему учета, например 1С или еФарма, чтобы не считать вручную поступившие и проданные лекарства, ее можно интегрировать с Честным знаком. Тогда не придется делать двойную работу и отдельно фиксировать препараты для учета и для системы прослеживания — достаточно будет внести их один раз.
С 1 сентября 2022 года изменились требования к лицензированию аптек. Если со временем мы узнаем больше нюансов о том, как новые требования работают на практике, мы обновим этот раздел.
Чтобы получить лицензию на фармацевтическую деятельность, нужно пройти три этапа:
Получить разрешение местной СЭС. Это территориальный орган Роспотребнадзора. Чтобы пригласить СЭС на проверку помещения аптеки, нужно оформить заявку через МФЦ или на портале госуслуг.
Санэпидемстанция проверит помещение и оборудование. Например, соблюдается ли нужная температура и подходят ли поверхности для влажной уборки. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдадут после проверки в течение 20 дней в электронном виде и в течение 30 дней — в бумажном.
Уплатить пошлину. Пошлина за получение лицензии на фармацевтическую деятельность — 7500 ₽. Реквизиты можно найти на сайтах региональных Минздравов.
Подать заявление на получение лицензии в Росздравнадзор. Заявление подается в МФЦ или через сайт госуслуг.
На Госуслугах есть шаблон и образец, как заполнить заявление.
К заявлению надо приложить:
Заявление о выдаче лицензии рассматривают до 15 дней. Вместе с проверкой Роспотребнадзора и сбором документов может получиться, что помещение простаивает два-три месяца. Придется платить аренду, когда аптека еще не открылась — эти деньги нужно закладывать в расходы на старте.
В аптеке работают не продавцы, а фармацевты — люди с профессиональным фармацевтическим образованием. Каждые пять лет фармацевты проходят аккредитацию, так что кроме диплома нужно проверить у соискателя сертификат или свидетельство об аккредитации.
Сотрудников можно найти по объявлениям или по рекомендациям знакомых. Чтобы проверить профессионализм фармацевта, на собеседовании обычно проводят тесты на знание лекарств и лекарственных групп. Но для доверия покупателей важно и то, как человек общается.
Обычно на старте бизнеса достаточно двух сотрудников, которые будут работать посменно. Если площадь помещения небольшая, фармацевты сами могут делать уборку после смены, тогда никого дополнительно привлекать не нужно.
Поначалу управляющий может быть одним из сменщиков, но если бизнес развивается, у управляющего будет больше организационных задач и не останется времени на работу с покупателями. Тогда он сможет подстраховывать и выходить на смену только в случае форс-мажоров.
Поставщики работают только с теми, у кого уже есть лицензия, поэтому после получения лицензии не получится открыться на следующий же день — придется снова подождать, пока не приедет партия товаров.
Самые крупные дистрибьюторы фармацевтических препаратов в России:
Есть и более мелкие оптовики. Чтобы найти лучшие условия по заказу препаратов, можно установить программу для работы с поставщиками — АналитФармация. Программа собирает данные по цене и наличию препаратов у поставщиков и помогает сформировать заявку на препараты в электронном виде. Еще в ней сразу же можно посмотреть номер телефона, чтобы созвониться с менеджером по конкретному предложению.
Обычно цены у поставщиков зависят от объема закупки, поэтому может быть выгоднее открыть сразу небольшую сеть из нескольких аптек, если есть такая возможность.
Матрицу закупки обычно составляет провизор, то есть управляющий, или сам предприниматель, если у него есть фармацевтическое образование. Личного опыта или опросов клиентов будет недостаточно — здесь без профессиональных знаний не обойтись.
У некоторых лекарств не может быть высокой маржинальности. Наценки на жизненно необходимые лекарства ограничены государством.
Разрешенный процент меняется в зависимости от региона, например в Краснодарском крае на жизненно необходимые лекарства стоимостью до 50 ₽ можно делать надбавку 25%, до 500 ₽ — 20% и выше 500 ₽ — 13%.
В аптеке более маржинальными могут быть сопутствующие товары:
Если вы продаете ортопедические товары, можно прийти в ближайшую поликлинику на пятиминутку и рассказать об ассортименте. Возможно, специалист-ортопед начнет советовать вашу аптеку пациентам — к таким товарам покупатели относятся более ответственно, и может быть важна рекомендация врача.
Несмотря на то, что в аптеку чаще всего заходят, просто потому что она оказалась поблизости, продажи можно увеличивать за счет продвижения и маркетинговых акций.
Онлайн. Кажется, маловероятно, что покупатели будут подписываться на соцсети аптеки и следить за их новостями. Но онлайн можно использовать таргет. Например, найти в Одноклассниках или во Вконтакте людей с интересами «Диеты и здоровое питание» или «Оптика» и показывать им посты с рекламой подходящих товаров со скидкой.
Офлайн. Вот несколько вариантов, их можно использовать параллельно:
А вот скидки для пенсионеров уже скорее не акция, а необходимость. Покупатели к ним привыкли в разных аптеках и могут быть недовольны, если скидку не сделать.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности