Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник

Как открыть аптеку с нуля и сделать ее успешной


Для открытия аптеки нужна более серьезная подготовка, чем, например, для розничного магазина — нужно иметь фармацевтическое образование и получить лицензию. Если у самого владельца бизнеса образования нет, придется нанять управляющего-провизора. А проверка помещения для получения лицензии может идти несколько месяцев, и все это время аптека должна быть уже готова к открытию — то есть придется платить аренду за время простоя.

Главное из статьи собрали в короткий чек-лист: он поможет ничего не забыть при открытии аптеки. Работать с ним просто: продвигайтесь вниз по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.

Рассказываем, как соблюсти все требования, чтобы открыть аптеку с нуля.

Шаг 1. Выбрать форму организации бизнеса и коды ОКВЭД

Чтобы законно работать, понадобится зарегистрировать бизнес — то есть стать ИП или зарегистрировать компанию и открыть расчетный счет в банке, по которому будут проходить все деньги по аптеке.

При открытии аптеки особая ситуация — форма бизнеса может зависеть от образования владельца.

ИП может открыть аптеку, только если он соответствует таким требованиям:

  • провизор по образованию;
  • прошел курсы повышения квалификации «Управление и экономика фармации» и получил сертификат;
  • проходит аттестацию каждые пять лет.

Если фармацевтического образования нет, можно открыть ООО и нанять управляющего-провизора.

Михаил учится на пятом курсе медакадемии. Он не может открыть аптеку как ИП или нанять сокурсника в качестве управляющего. Если Михаил хочет открыть аптеку, он может стать учредителем ООО и найти управляющего с медицинским дипломом.

Если у собственника бизнеса нет фармацевтического образования, важно иметь в виду, что управляющего нужно будет найти еще до начала работы — при оформлении лицензии на аптечную деятельность уже нужно указать, кто будет управлять аптекой, и приложить его документы.

Получается, управляющий будет без работы пару месяцев во время подготовки лицензии. Обычно договариваются так: руководитель находит управляющего, принимает его на работу как внешнего совместителя и указывает его данные в документах  — без оформленных трудовых отношений лицензию получить не получится. Пока идет проверка, управляющий дорабатывает на старом месте.

При регистрации бизнеса нужно указать вид деятельности — для этого выбирают коды ОКВЭД. Основной код для аптеки — 47.73 «Розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)».

Можно выбрать дополнительные коды, чтобы продавать сопутствующие товары, например ортопедические изделия или косметику:

  • 47.74.2 «Торговля ортопедическими изделиями в специализированных магазинах»;
  • 47.75 «Торговля косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах»;
  • 47.29.36 «Торговля гомогенизированными пищевыми продуктами, детским и диетическим питанием в специализированных магазинах».

Если на старте бизнеса вы не планировали продавать, к примеру, ортопедические изделия, а потом решили ввести их в ассортимент, код ОКВЭД можно будет добавить.

Шаг 2. Выбрать систему налогообложения

Для аптеки подходят два варианта: УСН — упрощенная система налогообложения или ОСН — общая. На УСН работать проще: ниже налоговая ставка и минимум бумажной работы — нужно подавать декларацию один раз в год. А на ОСН больше налогов и отчетности, самостоятельно отчетность уже будет сложно подготовить и понадобится бухгалтер

Патент для аптеки не подойдет, потому что на нем нельзя работать с маркированными товарами, а лекарства подлежат обязательной маркировке

На что ориентироваться при выборе режима:

Ограничения по годовому доходу и сотрудникамНалоговая ставка
УСНДоход до 251,4 млн рублей в 2023 году.

Штат до 130 сотрудников
При доходе до 188,55 млн рублей и штате до 100 человек:
на УСН «Доходы» — до 6%;
на УСН «Доходы минус расходы» — до 15%.

При доходе свыше 188,55 до 251,4 млн рублей и штате свыше 100 до 130 человек на УСН «Доходы» — 8%;
на УСН «Доходы минус расходы» — 20%
ОСННет ограниченийНДС — 0—20%.

Для ИП НДФЛ с доходов бизнеса — 13—15%.

Для ООО налог на прибыль — 20%

Для аптек действует пониженная ставка НДС для части товаров — на лекарства и товары для детей — 10%, а не стандартные 20%.

Обычно на старте проще выбрать УСН, по ней меньше отчетности. Чтобы выбрать между УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы», рекомендуем сделать примерный расчет и понять, что будет выгоднее конкретно для вашего бизнеса. Как это сделать, рассказали в отдельной статье.

Как работать на разных системах налогообложения

Мы уже писали подробные статьи про разные налоговые режимы:

  1. Как ИП работать на УСН.
  2. Как бизнесу работать на УСН «Доходы минус расходы».
  3. Как рассчитать налог при УСН «Доходы».

Шаг 3. Выбрать формат аптеки

В законе описаны четыре вида аптечных организаций.

Аптечный пункт. В нем нельзя продавать рецептурные лекарственные препараты.

Аптечный киоск. Аптечный киоск больше похож на магазин с лекарствами и отличается от самостоятельной аптеки только по площади.

Аптека как структурное подразделение медицинской организации. Такие аптеки открывают, например, при больнице или поликлинике.

Самостоятельные аптеки. Для них есть два варианта:

  • аптека готовых лекарственных форм — розничная торговля лекарственными средствами, косметическими товарами и товарами личной гигиены;
  • производственная аптека — занимается изготовлением лекарств по рецепту. Сейчас врачи редко выписывают такие рецепты, поэтому производственные аптеки сейчас не открывают.

Закона, регулирующего площади аптек разных форматов, нет, но регион может утвердить свои нормативы.

Например, в Москве действуют такие требования по площади помещения аптеки:

  • для аптечного киоска и аптечного пункта — не менее 18 кв. м;
  • для аптеки готовых лекарственных форм — не менее 100 кв. м;
  • для производственной аптеки — не менее 132 кв. м.

Дальше в статье мы будем использовать общее название «аптека» для всех вариантов в случаях, когда требования для них одинаковые.

Шаг 4. Выбрать помещение

При выборе места для аптеки не обязательно ориентироваться на конкурентов. Аптеки часто закрываются, переезжают, устанавливают разные цены на одинаковые товары, так что на одном перекрестке могут успешно работать несколько аптек. К тому же выбор клиентов не всегда определяется только расположением и ценой. Часть клиентов ищут приятного им фармацевта, или им важно иметь возможность купить определенные редкие лекарства — так что лучше не соседствовать с федеральными сетями. Они могут позволить себе цены ниже региональных, а еще могут переманить к себе фармацевтов на более высокую зарплату.

Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:

  • поток людей в районе;
  • количество конкурентов поблизости;
  • средний чек;
  • средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
  • как меняется поведение потребителей в разные месяцы.

Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.

Пример аналитики Компаса для бизнеса в сфере «Рестораны» в Москве. Карта показывает красным точки активной конкуренции — их очень много. Гости в среднем оставляют в заведении 9500 ₽ при том, что средний расход на клиента — больше 11 000 ₽. Это очень конкурентная и сложная ниша для новичка, возможно, стоит подумать об открытии ресторана в области

Вот основные действующие требования к помещению аптеки:

  • если аптека размещается в многоквартирном доме, у нее должен быть отдельный вход;
  • разгрузку в аптеку можно делать только со стороны автомобильной дороги — не со стороны двора с подъездами;
  • высота потолков — как минимум 2,4 м;
  • должно быть отдельное помещение, в котором сотрудники будут обедать и хранить вещи;
  • должна быть вентиляция;
  • должно быть хорошее освещение. Для торгового зала аптеки — не менее 75 люксов, для кассовой зоны — не менее 200 люксов;
  • температура должна соответствовать условиям хранения препаратов. Обычно большая часть препаратов может храниться на стеллажах при температуре до +25 °C, так что надо соблюдать этот температурный режим;
  • нужна система кондиционирования, иначе, если летом температура будет выше +25 °C, препараты испортятся;
  • влажность — не более 60 ± 5%;
  • поверхности должны быть гладкими и хорошо переносить влажную уборку.

Нужно соответствовать этим требованиям, чтобы получить лицензию на фармацевтическую деятельность — помещение будут осматривать и проверять.

Шаг 5. Подготовить оборудование

Условно можно поделить оборудование на три категории — для хранения лекарств, для торгового зала и для продажи. Все оборудование будут проверять при получении лицензии.

Оборудование для хранения лекарств. Это обязательное оборудование, его нельзя заменить на какой-то свой вариант, к примеру просто хранить лекарства в коробках. Что нужно для хранения препаратов:

  • стеллажи и шкафы;
  • минимум два фармацевтических холодильника для лекарств — с температурой 2—8 °С и 8—15 °С;
  • шкаф с глухими створками с замком, например для ядовитых средств и средств, вызывающих зависимость;
  • сейф для некоторых групп рецептурных препаратов, например для наркотических и особо ядовитых средств. Если вы не планируете продавать их в аптеке, сейф не нужен;
  • приборы контроля температуры, чтобы лекарства хранились в правильных условиях, — гигрометр и термометр.
Если указано, что лекарственные препараты должны храниться в прохладном месте, это значит, нужен холодильник с температурой 8—15 °С. Для некоторых других препаратов этот режим не подходит, например они должны храниться при температуре 2—6 °С. Поэтому в аптеке обычно несколько фармацевтических холодильников с разными температурными режимами, которые нужно строго соблюдать
Внутри фармацевтический холодильник выглядит практически как обычный
В складской зоне лекарства хранятся в закрывающихся шкафах с полками
Сейфы для хранения лекарств некоторых групп рецептурных препаратов, например наркотических или ядовитых препаратов. Если в аптеке они не продаются, сейф не нужен

Оборудование для торгового зала. Что может быть в зале:

  • витрины;
  • прилавки;
  • стойка для кассы;
  • по желанию — стол с аппаратом для измерения давления, кресло для посетителей, которые ожидают в очереди или неважно себя чувствуют.

Важно выбирать такие материалы, чтобы мебель можно было мыть дезинфицирующими средствами.

Желательно, чтобы в торговом зале была прозрачная витрина со стеллажами, чтобы покупатели могли рассмотреть и выбрать препараты, и ячейки для хранения небольшого количества популярных лекарств, чтобы фармацевту не приходилось каждый раз ходить в складскую зону
Ячейки для хранения лекарств обычно подписывают по действию или по группам препаратов, чтобы фармацевт быстрее находил нужный

Оборудование для торговли. Как для любой розничной торговли, в аптеке нужна онлайн-касса, чтобы передавать информацию о продажах в налоговую. Онлайн-кассу можно купить или арендовать у банка.

Еще нужно будет подключить эквайринг, чтобы покупатели могли расплачиваться картами через терминал или через систему быстрых платежей.

Если арендовать устройство 2 в 1 в Тинькофф — касса плюс терминал, — нужно будет платить только процент за эквайринг без каких-либо ежемесячных платежей. А еще в Тинькофф для аптек выгодные ставки на торговый эквайринг.

Кроме того, понадобится специальное оборудование. Лекарства подлежат обязательной маркировке, поэтому нужен сканер, который будет считывать коды маркировки DataMatrix, и компьютер, чтобы передавать данные о поступивших и выбывших лекарствах в национальную систему маркировки «Честный знак».

Если вы планируете установить систему учета, например 1С или еФарма, чтобы не считать вручную поступившие и проданные лекарства, ее можно интегрировать с Честным знаком. Тогда не придется делать двойную работу и отдельно фиксировать препараты для учета и для системы прослеживания — достаточно будет внести их один раз.

Шаг 6. Получить лицензию

С 1 сентября 2022 года изменились требования к лицензированию аптек. Если со временем мы узнаем больше нюансов о том, как новые требования работают на практике, мы обновим этот раздел.

Чтобы получить лицензию на фармацевтическую деятельность, нужно пройти три этапа:

  1. Получить разрешение от Роспотребнадзора — санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что помещение подходит для открытия аптеки.
  2. Уплатить пошлину.
  3. Подать заявление и все необходимые документы на лицензирование в территориальный орган Росздравнадзора.

Получить разрешение местной СЭС. Это территориальный орган Роспотребнадзора. Чтобы пригласить СЭС на проверку помещения аптеки, нужно оформить заявку через МФЦ или на портале госуслуг.

Санэпидемстанция проверит помещение и оборудование. Например, соблюдается ли нужная температура и подходят ли поверхности для влажной уборки. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдадут после проверки в течение 20 дней в электронном виде и в течение 30 дней — в бумажном.

Уплатить пошлину. Пошлина за получение лицензии на фармацевтическую деятельность — 7500 ₽. Реквизиты можно найти на сайтах региональных Минздравов.

Реквизиты для уплаты госпошлины на сайте Минздрава Астраханской области. Они будут отличаться для разных регионов

Подать заявление на получение лицензии в Росздравнадзор. Заявление подается в МФЦ или через сайт госуслуг.

На Госуслугах есть шаблон и образец, как заполнить заявление.

К заявлению надо приложить:

  • выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • документ об уплате госпошлины;
  • выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности на помещение, или договор аренды;
  • документы об образовании и сертификаты специалистов;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдал Роспотребнадзор.

Заявление о выдаче лицензии рассматривают до 15 дней. Вместе с проверкой Роспотребнадзора и сбором документов может получиться, что помещение простаивает два-три месяца. Придется платить аренду, когда аптека еще не открылась — эти деньги нужно закладывать в расходы на старте.

Шаг 7. Нанять персонал

В аптеке работают не продавцы, а фармацевты — люди с профессиональным фармацевтическим образованием. Каждые пять лет фармацевты проходят аккредитацию, так что кроме диплома нужно проверить у соискателя сертификат или свидетельство об аккредитации.

Сотрудников можно найти по объявлениям или по рекомендациям знакомых. Чтобы проверить профессионализм фармацевта, на собеседовании обычно проводят тесты на знание лекарств и лекарственных групп. Но для доверия покупателей важно и то, как человек общается.

Обычно на старте бизнеса достаточно двух сотрудников, которые будут работать посменно. Если площадь помещения небольшая, фармацевты сами могут делать уборку после смены, тогда никого дополнительно привлекать не нужно.

Поначалу управляющий может быть одним из сменщиков, но если бизнес развивается, у управляющего будет больше организационных задач и не останется времени на работу с покупателями. Тогда он сможет подстраховывать и выходить на смену только в случае форс-мажоров.

Шаг 8. Заказать товар у поставщика

Поставщики работают только с теми, у кого уже есть лицензия, поэтому после получения лицензии не получится открыться на следующий же день — придется снова подождать, пока не приедет партия товаров.

Самые крупные дистрибьюторы фармацевтических препаратов в России:

Есть и более мелкие оптовики. Чтобы найти лучшие условия по заказу препаратов, можно установить программу для работы с поставщиками — АналитФармация. Программа собирает данные по цене и наличию препаратов у поставщиков и помогает сформировать заявку на препараты в электронном виде. Еще в ней сразу же можно посмотреть номер телефона, чтобы созвониться с менеджером по конкретному предложению.

В программе можно фильтровать поставщиков сразу по убыванию цены на препарат

Обычно цены у поставщиков зависят от объема закупки, поэтому может быть выгоднее открыть сразу небольшую сеть из нескольких аптек, если есть такая возможность.

Матрицу закупки обычно составляет провизор, то есть управляющий, или сам предприниматель, если у него есть фармацевтическое образование. Личного опыта или опросов клиентов будет недостаточно — здесь без профессиональных знаний не обойтись.

Шаг 9. Придумать, на чем еще зарабатывать

У некоторых лекарств не может быть высокой маржинальности. Наценки на жизненно необходимые лекарства ограничены государством.

Разрешенный процент меняется в зависимости от региона, например в Краснодарском крае на жизненно необходимые лекарства стоимостью до 50 ₽ можно делать надбавку 25%, до 500 ₽ — 20% и выше 500 ₽ — 13%.

В аптеке более маржинальными могут быть сопутствующие товары:

  • шампуни;
  • уходовая косметика;
  • оптика — можно продавать даже брендовые очки;
  • антиварикозные колготки, колготки для беременных;
  • ортопедические товары.

Если вы продаете ортопедические товары, можно прийти в ближайшую поликлинику на пятиминутку и рассказать об ассортименте. Возможно, специалист-ортопед начнет советовать вашу аптеку пациентам — к таким товарам покупатели относятся более ответственно, и может быть важна рекомендация врача.

Шаг 10. Продвигать аптеку и проводить акции

Несмотря на то, что в аптеку чаще всего заходят, просто потому что она оказалась поблизости, продажи можно увеличивать за счет продвижения и маркетинговых акций.

Онлайн. Кажется, маловероятно, что покупатели будут подписываться на соцсети аптеки и следить за их новостями. Но онлайн можно использовать таргет. Например, найти в Одноклассниках или во Вконтакте людей с интересами «Диеты и здоровое питание» или «Оптика» и показывать им посты с рекламой подходящих товаров со скидкой.

Офлайн. Вот несколько вариантов, их можно использовать параллельно:

  • проводить акции и раздавать об этом листовки. Например, предлагать что-то по минимальной цене, буквально «зеленка за рубль». Скорее всего, клиенты не будут заходить ради одной зеленки, а купят что-то еще;
  • накануне 23 Февраля, 8 Марта и Нового года сделать скидку на косметику. Об этом можно рассказывать в магазине, сделать баннеры на витринах и тоже раздавать листовки;
  • выбирать товар дня и продавать его со скидкой. Товар дня часто делают сезонным, например препараты от гриппа осенью, а летом — препараты для нормализации работы кишечника. Чтобы скидка окупилась большим объемом продаж, можно назначать сотрудникам бонусы за каждую продажу товаров дня.

А вот скидки для пенсионеров уже скорее не акция, а необходимость. Покупатели к ним привыкли в разных аптеках и могут быть недовольны, если скидку не сделать.

Главное

  1. ИП может открыть аптеку, только если у него есть фармацевтическое образование. Если образования нет, надо открыть ООО и нанять управляющего-фармацевта.
  2. Для аптеки подходят два режима налогообложения — УСН и ОСН. На патенте работать нельзя, потому что лекарства подлежат маркировке.
  3. Ничего страшного, если откроетесь рядом с конкурентами, но лучше не соседствовать с федеральными сетями — они могут позволить себе цены ниже региональных.
  4. Аптека — лицензируемый вид деятельности. К ним есть список требований по помещению и оборудованию.
  5. Чтобы получить лицензию, нужно получить разрешение от местной СЭС, уплатить госпошлину и подать документы в местное отделение Росздравнадзора. Заявление рассматривают до 15 дней.
  6. Препараты можно заказывать у поставщиков только после получения лицензии, поэтому минимум две недели аптека будет простаивать. Матрицу закупки должен составлять человек с фармацевтическим образованием, чаще всего это управляющий.
  7. В аптеке за прилавком работают не обычные продавцы, а фармацевты. Каждые пять лет они должны проходить аккредитацию, так что кроме диплома нужно проверить у соискателя сертификат или свидетельство об аккредитации.
  8. Помимо лекарств, можно продавать БАДы, шампуни, уходовую косметику, оптику, ортопедические товары. Это более высокомаржинальные товары.
  9. Онлайн-продвижение редко используют для препаратов, но можно настроить таргетированную рекламу на товары по здоровому питанию.
  10. Офлайн можно устанавливать товар дня и продавать его со скидкой или устраивать акции на косметику перед праздниками.
Кредит для бизнеса до 10 000 000 ₽Кредит для бизнеса до 10 000 000 ₽
Amo Tinoshvili

Пункт5 — не соответствует действительности. Понятно желание Тинькофф продвигать свои услуги. Но их беда в том, что у Тинькофф нет оборудования эквайринга, которое интегрируется с аптечным софтом. Т.е. все терминалы тинькофф, которые они мне пытались поставить, нельзя было по usb подключить в компьютер, на котором установлена программа учета. А вбивать руками сумму каждого чека в отдельно стоящий терминал эквайринга это бредовая идея.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
Спасибо, что рассказали нам об этой ситуации. Проверим описанный момент еще раз.


Больше по теме