Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Прием платежей по QR-коду без комиссии
ПодключитьПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Арабика или робуста, как выбрать подходящее молоко и брать ли деньги за сиропы
Владелица Столицы кофе
Новые кофейни открываются с завидной частотой, поэтому кажется, что это под силу каждому — достаточно купить кофемашину и найти человека, который сварит вкусный капучино.
На самом деле, как и в любом бизнесе, нюансов много: не прогадать с режимом налогообложения, заключить договоры с разными службами, не нарваться на штраф на ровном месте, грамотно использовать продукты, чтобы не пришлось их выбрасывать. Разобрали их вместе с владелицей двух небольших кофеен «Столица кофе» Александрой Коняхиной — она открыла дело в разгар пандемии, на старте вложила 550 000 ₽, и спустя два года оно приносит предпринимательнице до 150% годовых.
Всю единую для общепита матчасть и экспертные мнения о запуске и продвижении кофеен собрали в бесплатном курсе Школы Бизнеса «Как открыть кафе».
Для начала разберемся с разновидностями кофе. Кофе делится на виды — арабику, робусту, либерику и другие, более редкие. Арабику и робусту выращивают в промышленных масштабах, поэтому в кофейнях чаще всего встречаются именно они.
Арабика — самый популярный вид кофе. Она вкуснее робусты: у нее интересные кислинка и послевкусие, в разных сортах можно почувствовать уникальные вкусовые нотки — ягоды, орехи, цитрусовые и даже цветы.
Вкус робусты более горький, а аромат тяжелый, потому что в ней много кофеина. Из-за этого робусту добавляют в энергетики и растворимый кофе, а вот варить на ней капучино или эспрессо в кофейнях не любят — получается невкусно.
Арабика стоит дороже, потому что растет только в определенных горных условиях — выращивать ее непросто, собирать и транспортировать тоже. Робуста — неприхотливый вид кофе, и цена его ниже. Чтобы сэкономить, многие кофейни используют смесь арабики и робусты — не так ароматно, но и не так горько.
Понятия «арабика» и «робуста» — это лишь верхушка айсберга в мире кофе. У арабики сотни сортов, которые зависят от страны выращивания, региона, горной высоты, метода обработки кофе и многого другого.
Сорта можно смешивать не только для экономии, но и ради эксперимента. Например, у робусты пенка более плотная, чем у арабики, — при правильных пропорциях и технике приготовления может получиться интересный вкус.
Чтобы выбрать подходящий сорт, нужно определиться, для кого вы планируете варить кофе. Потенциальных клиентов условно можно разделить на две категории: фанаты и любители.
Фанаты кофе. Такие клиенты любят классический эспрессо, латте из рожковой кофеварки, кофе из пуровера, аэропресса, турки, гейзерной кофеварки. Они разбираются в популярных кофейных регионах, могут прочувствовать шоколадные нотки и отличают степени обжарки.
Кофейни для знатоков кофе открывают такие же знатоки, которые живут кофейной культурой, экспериментируют с плотностью напитков и степенью помола. Они предлагают разные сорта, пробуют смешивать их в разных пропорциях.
Основатели таких кофеен часто сами ездят по странам — производителям кофе, знакомятся с крупными изготовителями и находят небольших фермеров, которые обрабатывают зерна по авторской методике.
В теории можно и не быть экспертом в кофе, а нанять опытного шеф-бариста, который возьмет всю эту работу на себя. У такого сценария есть два минуса: трудно определить экспертность специалиста, когда не разбираешься в продукте, а еще шеф-бариста может в любой момент уйти, и сложные процессы лягут на вас.
Любители. Подавляющее большинство клиентов кофеен — люди, которые предпочитают средний капучино с сиропом. Скорее всего, они слышали про то, что арабика вкуснее робусты, но им все равно, из какой страны привезли кофе и как его обжарили. Главное, чтобы было вкусно.
Кофеен для массового потребителя большинство. Там варят кофе в рожковой кофемашине, выбор зерен небольшой. Как правило, это 100% арабика или смесь робусты с арабикой.
«Мне просто хотелось продавать вкусный кофе и реализовать успешную коммерческую историю. Потребитель так устроен, что у тебя все равно не будет стоять 20 человек в очереди, чтобы заварить кофе в пуровере. Почти все эти люди будут стоять за капучино.
Мы каждый сезон придумываем какие-то интересные напитки, например тыквенно-пряный латте или сливочное пиво из „Гарри Поттера“. Но потом ты смотришь статистику и видишь, что 1000 заказов — капучино в объеме 350 мл, а тыквенно-пряный латте купили 57 раз. Эти цифры говорят сами за себя.
Люди всегда предпочтут средний капучино абсолютно всему. Мои две кофейни это подтверждают. Возможно, это связано с привычкой. Капучино — это что-то понятное. Думаешь: хотя бы кофе сегодня не подведет».
Владелица Столицы кофе
В этой статье делаем акцент на том, как открыть кофейню для массового потребителя, но многое подойдет и для работы с фанатами.
Есть два варианта, как открыть кофейню:
Купить готовый бизнес. При таком сценарии прежний владелец кофейни оформляет на покупателя переуступку прав аренды помещения, оставляет ему мебель, оборудование, товарные остатки, а иногда и контакты поставщиков.
Стоит рассмотреть этот вариант по трем причинам:
Найдутся вещи, которые новый собственник захочет переделать или отремонтировать, но это не сравнится с усилиями, которые нужно приложить перед открытием кофейни с нуля.
Проблема такого подхода — новичку сложно понять, почему предыдущий бизнес оказался убыточным. Возможно, рядом с кофейней проходит мало людей, и ее просто не замечают. Чтобы исключить эту проблему, советуем посчитать количество прохожих в час пик. Если людей почти нет — покупать эту кофейню нет смысла.
Открыть кофейню с нуля. Этот сценарий сложнее: нужно разобраться в требованиях ведомств, получить нужные документы, грамотно оформить вывеску и сделать ремонт.
Требования к кофейне без полноценной кухни, которая специализируется на кофе и разогретой выпечке, минимальные. Однако к ним нужно отнестись ответственно, иначе есть риски, что предпринимателю выпишут штраф или закроют точку. Проверьте, чтобы помещение соответствовало требованиям Роспотребнадзора, СЭС, пожарной инспекции, и получите эти документы:
Это полный список документов, но иногда он зависит от ситуации. Например, если кофейня находится в бизнес-центре, за пожарные заключения и вывоз мусора отвечает руководство бизнес-центра. Та же ситуация, если кофейня в жилом доме. Проверками пожарной инспекции занимается арендодатель.
Все документы обязательные. Если не заключить, к примеру, договор на воспроизведение музыки и просто крутить свой плейлист, надо быть готовым к тому, что в кафе заглянут специалисты из организации по защите авторских прав и попросят договор. За отсутствие придется заплатить штраф, который может доходить до 5 млн рублей. Как вариант — можно включать радио, это бесплатно.
По общим правилам в кофейне должны быть:
Если помещение не соответствует требованиям — например, в нем нет воды, — можно продолжить поиски или сделать капитальный ремонт. А вот косметический придется делать почти в каждом помещении. Исключение — если в нем когда-то была кофейня, с тех пор ничего не меняли и вам нравится, как все выглядит.
Можно сэкономить на ремонте, если покрасить стены своими руками, купить простую мебель и собрать ее своими руками.
«Дизайн-проекта у нас не было, была задача сделать красиво и просто. Покрасили стены в белый цвет, собрали вывеску, привезли стеллажи из ИКЕА, придумали современный декор, сами украсили кафе к открытию. В этом вопросе хорошо ориентироваться на насмотренность и личный вкус».
Владелица Столицы кофе
У кофеен, которые расположены в жилых домах, должен быть отдельный вход для гостей и дополнительный вход для сотрудников и для разгрузки сырья. По правилам разгрузку нужно выполнять там, где нет окон, чтобы не мешать жильцам.
Еще один важный момент — вывеска заведения. По закону «О защите прав потребителей» предприниматели обязаны разместить на фасаде информационную вывеску. На ней необходимо указать название компании или имя ИП, адрес и режим работы. Это нужно, чтобы клиенты быстро нашли кофейню, ознакомились с часами работы.
Вывеску нужно правильно оформить, чтобы ее не сочли несогласованной наружной рекламой и не выписали штраф. Чем обычная вывеска отличается от рекламной, мы подробно объяснили в отдельной статье.
Бесспорный плюс открытия кофейни с нуля — можно самому выбрать локацию и подобрать помещение. В этом случае придется потратить много сил и денег на ремонт и дизайн-проект, зато это возможность сделать все под себя и не возвращаться к ремонтным делам спустя время, если что-то будет смущать.
Что дешевле: покупка готового бизнеса или открытие кофейни с нуля — сказать сложно. Все зависит от пожеланий владельца: только стоимость ремонта, отделочных материалов и мебели может отличаться в разы.
Чаще всего владельцы помещений отказываются заключать договор аренды, если предприниматель еще не зарегистрировал бизнес. Вот что нужно, чтобы открыть кофейню:
Рассмотрим подробнее каждый пункт.
Выбрать форму ведения бизнеса. Кофейня как бизнес возможна даже для самозанятых, но для них больше ограничений.
Самозанятость | ИП | ООО | |
---|---|---|---|
Доход | 2,4 млн рублей | Зависит от режима налогообложения | Без ограничений |
Сотрудники | Нет | Можно нанять, но количество зависит от налогового режима | Без ограничений |
Ограничения | Только самому готовить еду и варить кофе. Заказывать пирожные в пекарне не получится. Нельзя продавать алкоголь | Нельзя продавать алкоголь | Нет ограничений |
Партнеры | Нет | Нет | Да |
Если планируете нанимать бариста, самозанятость не подойдет, а вот статуса ИП в большинстве случаев достаточно. Это проще, чем ООО: меньше налогов, и можно обойтись без бухгалтера. Зарегистрировать бизнес как ИП можно лично в налоговой инспекции по месту прописки, в МФЦ, онлайн на сайте налоговой службы или через банк.
Поможем выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения — зарегистрируем ИП онлайн, без похода в налоговую
Выбрать систему налогообложения. Для кофейни на старте подойдет упрощенная система налогообложения — УСН. На ней меньше всего налогов и отчетности. Чаще всего выбирают УСН «Доходы минус расходы», чтобы уменьшать налог на стоимость расходников. Определиться с видом упрощенки поможет статья по ссылке.
ИП могут работать на ПСН — патентной системе налогообложения. Работает она так: ИП платит фиксированный налог — как бы покупает патент на срок от 1 до 12 месяцев — и больше никаких налогов в этот период не платит.
Патент позволяет вести только один вид деятельности. Если собираетесь варить кофе — это один патент. Захотите устраивать мастер-классы в кофейне — считать налог придется иначе.
Купить патент можно максимум на год, но до конца текущего года. Если предприниматель покупает патент в марте, он может действовать только до 31 декабря.
Стоимость патента зависит от региона и от вида деятельности. Например, в 2023 году патент на общепит площадью до 50 квадратных метров в Москве, в Бабушкинском районе, на 10 месяцев обойдется почти в 302 000 ₽, а в Кирове — в три раза дешевле. Посмотреть, сколько будет стоить патент, можно на сайте налоговой службы.
Подобрать коды ОКВЭД. Коды объясняют налоговой, банкам и Росстату, чем занимается бизнес. Перед началом работы нужно выбрать основной код ОКВЭД — по той деятельности, которая будет приносить основной доход. В случае с кофейней это 56.3 «Подача напитков».
Кроме основного кода можно добавить неограниченное число дополнительных, если вы планируете заниматься еще какой-то деятельностью. Например:
Со временем, если понадобится, можно добавить и другие коды.
Открыть расчетный счет. Расчетный счет — это специальный счет для бизнеса. На него приходят деньги, с него оплачиваются закупки продуктов. Как его открыть и какие для этого нужны документы, мы рассказывали в отдельной статье.
Настроить онлайн-кассу и подключить эквайринг. С помощью онлайн-кассы предприниматель выбивает покупателю фискальный чек. Выдать чек — обязанность почти каждого бизнеса. Кроме того, онлайн-касса хранит информацию обо всех операциях и отправляет их по интернету в налоговую.
С помощью эквайринга бизнес может принимать безналичный расчет. Для этого используется специальный терминал. Подключать его не обязательно, но тогда велик риск, что предприниматель просто потеряет большинство клиентов и заработает меньше, чем мог, — наличка есть не у всех.
От места зависят стоимость аренды, концепция заведения и то, сколько денег вы сможете заработать.
В центре или рядом с метро. Открываться в таких местах хорошо с точки зрения проходимости. Люди гуляют по центру и заходят погреться в кофейню, бегут на работу и забегают за капучино на выходе из метро.
Но для начинающего предпринимателя аренда помещения в такой локации, скорее всего, окажется слишком дорогой. Стоит учитывать и конкуренцию — кофеен и кофейных будок в центре много.
Многие гости приходят не просто за капучино, а чтобы насладиться атмосферой, поработать, сделать фотографии для социальных сетей. Так что концепцию тоже надо продумать. Концепция — это то, чем заведение выделяется на фоне конкурентов. Например, сеть кофеен Starbucks прославилась тем, что в ней писали имена клиентов на стаканчиках. Потом Starbucks стал местом для работы — люди приходили туда с компьютерами, чтобы провести встречу или поработать вне дома.
Можно сделать упор не на дизайн, а на необычное меню — например, подавать напитки и еду из фильмов: вишневый пирог из сериала «Твин Пикс» или сэндвичи из «Друзей».
В бизнес-центре. В бизнес-центре от кофейни не ждут оригинальных интерьеров и креативного меню. Работники хотят выпить кофе, съесть шоколадку, сэндвич или салат.
Проходимость в такой кофейне формируется за счет сотрудников бизнес-центра, на новых клиентов рассчитывать не стоит. Чтобы наверняка убедиться в спросе на кофе, предприниматели подсчитывают трафик самостоятельно. Приходят в центр и в течение нескольких часов наблюдают за двумя точками: кафе бизнес-центра, если оно там есть, и ресепшеном. Важно просчитать, сколько людей сделали заказ в уже работающей кофейне, получили напиток от курьера или зашли с чашкой кофе с улицы.
В торговом центре. В магазинах всегда есть посетители, поэтому первое время можно не тратиться на маркетинг. Правда, есть риск, что люди будут покупать кофе в ресторанах быстрого питания на фуд-корте или в более знакомой кофейне.
В жилом доме. В одном современном ЖК может быть до двух тысяч квартир, поэтому проходимость там высокая, но и конкуренция тоже — одновременно могут работать по две-три кофейни. В этом случае придется выделяться на фоне конкурентов: продумать концепцию, меню, интерьер.
Кофейный бизнес очень популярен, поэтому конкуренты будут всегда вне зависимости от места. Кофе продают в палатках с шаурмой, в продуктовых магазинах, в автоматах. Чтобы выиграть конкуренцию, рекомендуем сделать упор на вкус кофе, не экономить на зернах, нанять умелых бариста и включить в ассортимент еду.
Разберем все пункты, о которых нужно подумать до открытия кофейни.
Зерна. Чтобы в вашей кофейне был вкусный кофе, советуем брать 100% арабику. Многие кофейни смешивают арабику с робустой — это снижает себестоимость напитка, но вкус получается другим. Некоторые клиенты могут не вернуться.
«У нас два вида зерен: 100% арабика и зерна без кофеина. Многие варят на робусте, чтобы сэкономить. Робуста — это неплохо, но для человека, который часто пьет кофе и хоть что-то в нем понимает, кофе на робусте будет неинтересным. Арабика богата разными нотками, в ней есть легкая кислинка, а робуста с точки зрения вкуса никакая.
Я два года работаю с одним московским поставщиком. Он привозит зерна из Бразилии, сам их обжаривает, и раз в две-три недели привозит нам свежую партию».
Владелица Столицы кофе
Молоко. Лучший способ найти свое молоко — попробовать разные марки. Для капучино подойдет не каждое.
Слишком дешевое, в районе 45 ₽ за пачку, может плохо взбиваться или сворачиваться при добавлении сиропа. Бывает, с молоком ничего плохого во время варки не случилось, а капучино все равно невкусный.
Дорогое, около 120 ₽ за пачку, повышает расходы и себестоимость, поэтому надо отыскать средний вариант.
«Мы съездили с бывшим бизнес-партнером в супермаркет, купили 20 разных пачек молока и варили из них капучино. Выглядело как безумие, зато мы нашли то молоко, которое подходит по цене и по качеству, — 3,5%, 70 ₽ за пачку. Потом мы нашли поставщика этого молока и начали с ним работать».
Владелица Столицы кофе
Покупать молоко в супермаркете или у фермера в деревне нельзя, только у сертифицированного поставщика, который подключен к системам «Меркурий» и «Честный знак». Меркурий — это государственная система, которая контролирует качество животной продукции, а Честный знак — национальная система маркировки.
Помимо коровьего молока, в ассортимент стоит добавить безлактозное и растительное. Купите по пакету растительного молока разных вкусов и наблюдайте, что будет пользоваться популярностью среди гостей.
«Конечно, ничто не сравнится с капучино на обычном молоке, но альтернативное молоко покупатели тоже любят. У нас есть банан, кокос, миндаль, фундук, овсяное молоко. Кокос особенно популярен.
В последний год клиенты полюбили банановое, а вот кофе на овсяном берут редко. У нас есть отдельные клиенты, которые его любят, поэтому из ассортимента мы его не выводим».
Владелица Столицы кофе
Сиропы. Покупатели выбирают сиропы вместо сахара или просто для вкуса. Из наиболее популярных — ваниль, шоколад, кокос, мята, клубника, банан. Из менее популярных — неочевидные для клиентов фрукты и ягоды, например черная смородина и маракуйя.
«Мы купили около 40 сиропов, добавляем их бесплатно. Мне кажется безумным обманом, когда в кофейне просят 30 ₽ за сироп. Давайте посчитаем. Литровая банка сиропа стоит около 300 ₽. Мы добавляем около 10 г — это примерно одна сотая бутылки, то есть 3 ₽. Как по мне, лучше продавать капучино на 5 ₽ дороже, чем просить своего клиента доплатить за сироп».
Владелица Столицы кофе
Выпечка и еда. В кофейне можно продавать свежую еду и быстропортящееся сладкое, однако сначала будет сложно предугадать спрос. Если клиенты не будут есть, еду придется списывать.
Беспроигрышный вариант — продавать печенье, батончики, сухофрукты, орешки с большим сроком годности. Они повышают средний чек, долго хранятся, почти не требуют специальных условий хранения. Батончики и орешки хорошо заходят среди сотрудников бизнес-центров, которые хотят перекусить, но не успевают в перерыве сходить в магазин.
Нельзя просто купить сухофрукты, орешки и другие снеки в супермаркете, самостоятельно разложить по пакетикам и продавать. На упаковке обязательно должна быть этикетка, на которой указана такая информация:
Если хочется кормить гостей, начните с замороженной выпечки, сырников — они дольше хранятся, их можно быстро разогреть в печке, а на вкус будет как только что из печи.
«Мы сразу поняли, что свежая еда, какие-то тортики — не наш вариант, у нас все очень быстро портилось. А вот замороженная выпечка, сырники и пончики оказались хорошим решением.
Например, в кофейне в бизнес-центре мы продаем пончики, штрудели четырех вкусов, круассаны, грилату с курицей. Каждый день туда привозят роллы с рыбой, тунцом и курицей, сырники. Роллов и сырников хватает на два дня, срок годности позволяет. Люди любят есть, поэтому даже в самой небольшой точке обязательно нужно продавать еду.
С кофейней в ЖК вообще получилась интересная история. Долгое время дела там шли не очень. Стоило добавить в меню сэндвичи, количество чеков выросло в три раза — с 10 до 30 штук в день. Мы пытались привлекать гостей акциями на кофе, но просто кофе никого не интересовал. Оказалось, что люди после прогулок с детьми, с собаками, после магазинов с продуктами хотят зайти в кофейню, выпить кофе, перекусить.
Сейчас наши бариста сами делают сэндвичи. Режут хлеб, овощи, ветчину, рыбу или курицу, подогревают в грильнице. Сырники мы тоже продаем, добавляем к ним сметану и сахарную пудру. Еще людям хорошо заходит гранола. Мы заливаем ее молоком или йогуртом, добавляем орехи».
Владелица Столицы кофе
Сезонные напитки. Редкие напитки, которые продаются по случаю праздника или в определенное время года, — возможность немного поднять цены.
«Последнее, что продумывали мои бариста, — фундучный какао. Каждый напиток я пробую, нет такого, что сделали что-то лишь бы было. Хочется, чтобы сезонный напиток правда получился вкусным и необычным. Например, фундучный какао мы дорабатывали несколько раз».
Владелица Столицы кофе
Зимой хорошо заходит глинтвейн, осенью — тыквенный латте, летом — холодный чай, бамбл-кофе, эспрессо-тоник.
Чтобы варить кофе, нужно обзавестись рожковой кофемашиной и кофемолкой. Если вы планируете кормить гостей, нужны холодильник и морозилка, печка, грильница.
Кофемашина. Профессиональные кофемашины стоят около 1 млн рублей. Небольшая рожковая кофемашина, которую покупают для домашнего использования, не подойдет — она не выдержит нагрузки, да и качество кофе будет не то, что на профессиональной модели.
Чтобы не вкладывать сразу много денег в оборудование, предприниматели берут кофемашины в аренду. Чаще всего они идут в комплекте с отдельной кофемолкой и стоят недорого.
«Я не была уверена в том, что с кофейней все сложится, поэтому не рискнула покупать кофемашину. Хотя за два года она бы уже окупилась.
Я арендую две кофемашины Nuova Simonelli, я подсмотрела эти модели в любимой кофейне. Стоимость каждой 13 000 ₽ в месяц — эта цена включает обслуживание кофемашины и кофемолку».
Владелица Столицы кофе
Кофемашина может варить от одной до нескольких чашек одновременно, небольшой кофейне подойдет аппарат на две чашки.
Кофемолка. От помола кофе зависит, насколько быстро он пропустит воду и какой вкус получится в результате.
Чаще всего компании, которые сдают в аренду оборудование, предлагают кофемашину вместе с кофемолкой.
«Поделюсь несколькими наблюдениями, которые сложились в процессе работы. Кофемолка должна стоять подальше от кофемашины, потому что из-за влажности от воды и молока может сбиваться помол, и ее придется часто перенастраивать.
В таких случаях кофе получится либо очень разбавленным, либо слишком концентрированным. А нужно что-то среднее. Идеальный двойной эспрессо — 35—36 мл — проливается за 28 с при 18 г кофе.
Зерно отдает разные нотки в разное время. Сначала горечь, потом кислинка, потом сахар. Если лить меньше или больше, получится невкусно».
Владелица Столицы кофе
Стаканчики. Продумать стаканчики под кофе — тоже важная задача, потому что кофе навынос пользуется спросом и оригинальные стаканчики с большей вероятностью попадут в ленту социальных сетей.
«Сначала мы искали поставщиков, которые напечатают наш логотип на стаканчиках и привезут их прямо в кофейню. Но нужно было за раз заказывать какое-то безумное количество — 10 тысяч. Их негде хранить, да и вкладывать деньги в такой большой объем не хотелось.
Я до сих пор пользуюсь кустарным методом — еду на своей машине в Подмосковье на оптовый склад, покупаю там нужное количество стаканчиков и отвожу в обе кофейни. И это плохое решение. Если я не смогу забрать стаканчики — никто не сможет, потому что у моих сотрудников нет водительских прав. Сейчас ищем поставщика и надеемся, что этот процесс наладится».
Владелица Столицы кофе
Можно найти поставщиков, которые сделают стаканчики в определенном стиле и в цвете кофейни, а можно воспользоваться бюджетным способом.
«Раньше мы делали наклейки на стаканчики, одна наклейка стоила 1 ₽. Но в больших масштабах это все-таки дорого. Да, можно было учесть этот рубль в себестоимости, но мы решили сделать проще. Заказали печатку под свое лого, это 1000 ₽, купили на маркетплейсе чернила, и теперь бариста на стаканах ставят печать. Выглядит стильно, клиенты оценили».
Владелица Столицы кофе
Другое оборудование. Чтобы хранить замороженную еду, нужно купить холодильник и морозильную камеру. Для разогрева — небольшую печку. Также хорошо обзавестись грильницей, чтобы самостоятельно делать сэндвичи.
Когда гости видят, что бариста делают свежие сэндвичи, а не разогревают заморозку, это вызывает больше доверия и желание перекусить.
Для работы в кофейне сотрудников нужно немного. Как правило, всю работу делает один бариста. В кофейнях, где на месте готовят сэндвичи, разогревают сырники, работают по двое. Бариста следят и за чистотой зала.
Для более эффективной работы руководителю может понадобиться управляющий, который возьмет на себя операционку: заказ продуктов, списания, ежедневные проблемы. При этом хорошо, когда владелец бизнеса тоже вовлечен в процесс.
«Год назад была ситуация, когда никто не мог выйти на работу. Я понимала: если сама не приеду и не открою кофейню, будет плохо. Клиенты придут, а мы закрыты, они тогда уйдут к конкурентам, и это будет большой удар по репутации.
Я два часа варила кофе. Делала это довольно медленно, в процессе общалась с клиентами, рассказывала, что я владелица и вот такой вот у нас форс-мажор. Гости остались довольны, мой кофе им понравился. Сейчас в обеих кофейнях работают четыре бариста, одна старшая бариста и одна управляющая».
Владелица Столицы кофе
Первое время не нанимать сотрудников и делать всю работу самостоятельно — распространенная практика.
«Первые несколько месяцев в кофейне мы с моим партнером работали вдвоем. Она варила кофе, а я занималась всем остальным: оргвопросами, закупками, поисками поставщиков и бухгалтерией».
Владелица Столицы кофе
Искать сотрудников можно через соцсети и группы в Телеграме, например в новых ЖК есть чаты с жильцами. Чаще всего бариста работают молодые ребята, студенты или выпускники, поэтому вакансию можно закинуть в группы учебных заведений, которые находятся недалеко от кофейни.
Разбираемся в нюансах торговли товарами для стройки и ремонта на маркетплейсах
Составили пошаговую инструкцию, как открыть зоомагазин с нуля, с экспертом из Бетховена. Расскажем, что нужно сделать в первую очередь, чтобы не прогореть
Рассказываем, какие документы нужны, какие сотрудники понадобятся на старте, как принимать пожертвования и другую помощь