Рестораны быстрого питания открывают двумя способами: покупают франшизу вроде KFC или запускают бизнес с нуля. Первый вариант проще — предприниматель по франшизе получает инструкции по открытию точки и дальнейшей работе. Но за это придется постоянно отдавать процент с прибыли и соблюдать правила работы — не получится развивать бизнес по своему усмотрению.
Открывать бизнес с нуля сложнее. Нужно самостоятельно пройти все этапы: продумать концепцию, разработать меню, найти правильное помещение, выбрать поставщиков и привлечь первых клиентов. Зато не нужно ни с кем согласовывать решения и отчитываться о работе — предприниматель или компания сами развивают бизнес.
В статье коротко рассказываем по шагам, как открыть фастфуд самостоятельно. А как купить франшизу или открыть кафе — не только с фастфудом, — подробно разбираем на бесплатных курсах Школы Бизнеса.
Бесплатные курсы для тех, кто хочет открыть бизнес в общепите
Как открыть кафе — 7 уроков по 15 минут.
Как выбрать и купить франшизу — 9 уроков по 15 минут.
План открытия фастфуда
Запуск киосков и ресторанов быстрого питания состоит из нескольких этапов.
Дальше в статье разберем, что делать на каждом этапе, и поделимся советами экспертов.
Шаг 1. Разработать бизнес-план
Первым делом стоит составить бизнес-план. Он поможет понять, сколько денег нужно вложить, когда выйдете на окупаемость, какие ставить цены, какую рекламу запускать. Задача бизнес-плана — упорядочить все идеи и мысли в цельный проект.
Для начала нужно определиться с двумя базовыми условиями — с направлением фастфуда и целевой аудиторией. От них будут зависеть все остальные пункты бизнес-плана — какую ставить цену, кого нанимать в штат, какие маркетинговые инструменты использовать.
Направление. В стритфуде есть несколько направлений в зависимости от того, какую еду продают:
- бургеры;
- хот-доги;
- шаурма;
- шашлыки и курица на гриле;
- пицца с собой.
Некоторые предприниматели выбирают направление на свой вкус — например, если любят пиццу, открывают пиццерию. У такого подхода есть плюс — когда человеку нравится продукт, у него больше сил и мотивации им заниматься.
Но если выбирать направление только на свой вкус, есть риск, что не будет спроса. Тогда придется увеличить расходы на рекламу, чтобы его сформировать. Если лишних денег на маркетинг нет, важно учитывать предпочтения местных жителей при выборе направления фастфуда.
Предприниматель Василий открыл точку еврейского фастфуда в своем небольшом городе — будет продавать фалафель с собой. Но местные жители не привыкли есть фалафель, а кто-то даже не слышал про такое блюдо. Чтобы заинтересовать людей необычной едой, Василию пришлось купить рекламу в соцсетях, а еще повесить несколько баннеров по городу. Только после рекламной кампании появились клиенты.
Оценить спрос помогут сервисы «Яндекс Вордстат» и Google Analytics.
«Мы начали бизнес в 2015 году, тогда в Краснодаре многие любили гирос. Поэтому наш первый бизнес был заведением с гиросами. У нас были клиенты, потому что на продукт был спрос. Когда популярность начали набирать крафтовые бургеры, мы поменяли концепцию и начали готовить их.
Если бы мы тогда запустили условный корейский стритфуд, скорее всего, количество посетителей было бы меньше. Как правило, люди покупают то, с чем уже знакомы, а к новым продуктам могут относяться с недоверием».
Юрий Рой
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Целевая аудитория. Это те люди, у которых есть спрос на ваш товар. Но мало просто знать число таких людей, нужно понимать их особенности. Например, в каких районах города живут, во сколько уходят на работу, как проводят выходные. Это помогает определиться, где арендовать помещение, в какие часы работать, какие ставить цены.
Предприниматель запустил точку с азиатской едой. Он планировал продавать боулы и рамены. Каждая позиция стоила 300—500 ₽. Перед запуском ему казалось, что быстрые перекусы предпочитают студенты, поэтому он арендовал точку возле университета и общежитий.
В этом районе уже были открыты несколько точек с шаурмой и беляшами, поэтому казалось, что азиатская кухня поможет выделиться среди конкурентов. Но посетители редко заглядывали в заведение, студентам было выгоднее перекусить шаурмой за 180 ₽ или зайти за пирожками по 50 ₽, они не могли позволить себе порцию супа за 400 ₽. Запуск точки не окупился.
Начать изучать целевую аудиторию проще всего с опроса знакомых или друзей, которые регулярно едят фастфуд. Спросите, как они решают, где перекусить, и что чаще всего заказывают. Это поможет понять, что нужно вашим клиентам.
Если бы в примере выше предприниматель поговорил со своей аудиторией — студентами, — сразу бы понял, что ошибся с выбором меню и ценами. Тогда он мог бы пересмотреть позиции и их стоимость. Например, вместо дорогого рамена, можно было бы предлагать студентам бюджетные роллы.
Либо, если предприниматель планирует сохранить концепцию — продавать боулы и рамены по средней цене, мог бы пересмотреть локацию. Открыть точку не рядом с общежитиями, а возле бизнес-центра. Офисные работники часто обедают вне работы, и у них есть деньги, а значит, для них может быть актуально такое заведение.
До запуска бизнеса не получится точно описать свою аудиторию. И это нормально: до открытия предприниматель скорее строит гипотезу, кто и за чем будет ходить в заведение. А после открытия уже корректирует представление о целевой аудитории с учетом реальных покупателей.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Чтобы работать с поставщиками и продавать еду людям, надо зарегистрировать бизнес и подключить банковские инструменты для приема оплаты. Вот что нужно сделать:
- выбрать форму ведения бизнеса;
- выбрать коды ОКВЭД;
- выбрать режим налогообложения;
- подключить расчетный счет;
- установить онлайн-кассу;
- подключить эквайринг.
Расскажем коротко про все шаги.
Выбрать форму ведения бизнеса. Вести бизнес в общепите можно в одной из трех форм: как самозанятый, ИП или компания.
У самозанятых больше всего ограничений в работе. Они могут продавать только то, что приготовили сами, то есть не получится предлагать гостям покупные лимонады или жвачку. Еще самозанятый не может продавать алкоголь.
Также есть лимит доходов: можно зарабатывать до 2,4 млн рублей в год. И нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору, но можно брать помощников по договору ГПХ. Из-за ограничений не получится масштабировать бизнес, например открыть больше точек по городу.
Если планируете открывать несколько точек или торговать в заведении чужими товарами, например покупными соками и морсами, стоит зарегистрировать ИП. Предприниматели могут нанимать сотрудников в штат и продавать в заведении некрепкий алкоголь без лицензии, например пиво и сидр.
Компанию стоит регистрировать тем, кто планирует вести бизнес с партнером. В других случаях это невыгодно. Например, придется собирать больше документов, чем при регистрации ИП, нужно сдавать зарплатную отчетность, даже если в компании работает только директор.
Подробно о каждой форме ведения бизнеса мы рассказали в отдельных статьях:
Выбрать код ОКВЭД. В заявлении на регистрацию ИП или компании нужно будет указать, чем планируете заниматься. Для этого надо выбрать подходящие коды вида деятельности — ОКВЭД.
Каждый код ОКВЭД обозначает конкретную деятельность. Нужно выбрать минимум один код и сколько угодно дополнительных. Если указываете несколько кодов, нужно выбрать главный. Главным ставят код деятельности, с которой планируют получать больше всего денег — свыше 70%.
Основной код для любых общепитов — 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». Вдобавок можно вписать дополнительные, например 56.10.24 — «Деятельность рыночных киосков и торговых палаток по приготовлению пищи». Закрепим на примере.
Павел хочет открыть полноценный ресторан быстрого питания, со столиками и зоной самообслуживания. Для этого он планирует снять отдельное помещение. Поэтому он выберет код 56.10.1 — «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания».
Помимо этого, Павел планирует, что посетители смогут покупать еду навынос. Поэтому в заявлении он указывает еще и дополнительный код ОКВЭД — 56.10.21 «Деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием навынос».
Коды должны соответствовать той деятельности, которой реально будете заниматься. Например, для точки бургерной нельзя выбрать только код по производству булочек и мучных изделий и ни одного из общепита. За это могут оштрафовать — от 5000 до 10 000 ₽. Но при этом ничего не будет, если укажете лишние коды «про запас». Например, указали основной деятельностью продажу еды в зале. Дополнительно уточнили, что будете продавать еду навынос, а итоге передумали и торгуете только в зале — штрафа не будет.
Если позже решите заниматься деятельностью, коды по которой не указали в заявлении — можно добавить новые коды и удалить неактуальные в любое время.
Выбрать режим налогообложения. Когда зарегистрируете бизнес, автоматически начинаете работать на ОСН — общей системе налогообложения. ОСН подходит для крупных компаний, а начинающему бизнесу в сфере общепита выгоднее перейти на другой режим. Краткую информацию о режимах собрали в таблице.
Если есть возможность, проконсультируйтесь с бухгалтером. Он поможет выбрать наиболее выгодный режим для вашего бизнеса. Также можно попробовать посчитать налоговую нагрузку самому. К примеру, если на этапе бизнес-плана вы рассчитали, что будете обслуживать около 50 человек в день со средним чеком в 300 ₽, можно посчитать, какие получатся налоги на разных режимах налогообложения. Как произвести такие расчеты, показали на примерах в отдельной статье.
Если рассматриваете работу на патенте, посчитать его стоимость можно на калькуляторе на сайте налоговой службы. Достаточно выбрать подходящие критерии из списка.
Подробно про каждый режим налогообложения мы рассказали в других статьях:
Открыть расчетный счет. Он позволяет бизнесу проводить безналичные платежи: переводить зарплаты сотрудникам, уплачивать налоги, отправлять деньги поставщикам. Использовать личный счет для бизнеса нельзя.
Компании обязаны открыть расчетный счет. ИП может работать и без расчетного счета, но это неудобно: за все придется расплачиваться наличными. Кроме того есть ограничение — при наличном расчете сумма по одному договору должна быть не больше 100 000 ₽, если больше — только через расчетный счет.
Расчетный счет открывают в банке. Чтобы выбрать банк, сравните, какие тарифы предлагают разные компании за обслуживание счета, и выберите более выгодный под свои задачи.
Чтобы открыть расчетный счет в банке, обычно просят такие документы:
- у ИП — паспорт;
- у компании — паспорт руководителя компании и приказ о назначении генеральным директором компании.
Дополнительно могут потребовать и другие документы, об этом сообщают сотрудники банка.
Установить онлайн-кассу. По закону онлайн-касса обязательно должна быть у ИП и компаний, принимающих деньги от людей без статуса ИП. Самозанятые и ИП на НПД могут работать и без нее. Онлайн-касса передает информацию налоговой обо всех наличных и безналичных платежах, которые проходят через ваше заведение.
Арендовать, купить или взять в рассрочку онлайн-кассу можно, например, в банке. Сотрудники помогут вам зарегистрировать ее.
Подключить эквайринг. Чтобы ваши клиенты могли оплачивать заказы на кассе картой или по QR-коду, подключите торговый эквайринг. Банк выдаст вам специальный терминал, чтобы клиенты могли оплачивать покупки.
Если в будущем захотите открыть собственную доставку, можно взять у банка в аренду переносной терминал. С ним курьер сможет выезжать к покупателям и принимать оплату по карте. А чтобы клиенты доставки могли расплачиваться онлайн, можно подключить интернет-эквайринг. Для этого не обязательно создавать свой сайт, достаточно отправлять клиентам СМС или сообщение в мессенджере со ссылкой на страницу с оплатой.
Шаг 3. Разработать меню
Что именно будет в меню, зависит от направления. Например, если открываете шаурмичную, в меню точно будут шаурма и напитки, дополнительно можно добавить салаты и закуски.
Больше советов о том, как разработать меню в разных форматах общепита, можно прочитать в статьях:
Для бизнеса выгоднее, когда в меню многие блюда готовят из похожих ингредиентов. Это помогает экономить деньги, поскольку на кухне успевают использовать все продукты до конца их срока годности.
✅ В меню есть сэндвичи с томатами. Для одной порции нужны всего два слайса томата. Остатки овоща можно добавить в салат или другие закуски. Так больше шансов, что томат уйдет за день и его не спишут.
❌ В меню есть сэндвичи с соусом гуакамоле. Повара не успевают использовать банку соуса до конца срока годности и в итоге выбрасывают ее почти полной. Лучше либо отказаться от этой позиции, либо добавить еще несколько блюд с этим соусом.
Еще эксперты советуют добавлять в меню два вида позиций: классические и необычные. Приведем примеры стандартных позиций:
- для суши-бара — роллы «Калифорния» и «Филадельфия»;
- для бургерной — гамбургер, чикенбургер, чизбургер и картошка фри;
- для шаурмичной — классическая и сырно-чесночная шаурма.
Покупатели уже привыкли к этим блюдам и, как правило, идут в фастфуд именно за ними. А нестандартные позиции — те, в которые добавляют необычные ингредиенты. К примеру, можно в роллы добавить начинку из манго и перца чили, а в шаурму класть мраморную говядину или морепродукты. Такие позиции помогают удивить и заинтересовать потенциальных покупателей.
«Необычные блюда помогают вызывать у аудитории вау-эффект. Например, в своей сети продаем бургер „Малыш“. Это трехкилограммовый бургер с огромной котлетой, сыром и овощами. Он удивляет людей, они обращают внимание на наше заведение, а потом уже приходят к нам и, как правило, заказывают классические позиции. Поэтому стандартные бургеры или классическая шаурма должны быть в меню фастфуда».
Юрий Рой
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Для разработки меню обычно приглашают опытного повара. Например, можно нанять человека, который до этого много лет работал в подобном заведении: собирал бургеры или крутил роллы. Повар поможет придумать идеи позиций, рассчитает граммовки и составит понятный рецепт.
Предпринимателю, которые не работал в общепите, не стоит самому разрабатывать рецептуру: можно потратить много денег на списание продуктов, пока наконец не получится вкусное блюдо. Опытному повару разработать рецепт проще: он знает, какие продукты сочетаются, и сможет предугадать результат. Пусть вы оплатите услуги человека, зато сэкономите на продуктах и своих часах работы.
К тому же, если повар работал у ваших конкурентов, он уже знает вкусы целевой аудитории и нюансы бизнеса. Например, подскажет, какие позиции самые прибыльные, и их точно нужно добавить в меню.
Подключить программу для автоматизации общепита. Чтобы следить за количеством продуктов на кухне и вовремя пополнять запасы, нужно подключить специальную программу для автоматизации общепита. Популярные программы — iiko, Контур.Маркет, СБИС. С помощью такой программы вы сможете не только вести товароучет, но и контролировать другие показатели. Например, можно формировать заказы клиентов и даже автоматически рассчитывать зарплаты сотрудникам.
Программы платные — в среднем месячная подписка начинается от 1200 ₽. Дополнительно нужно купить специальный планшет и подставку, чтобы подключиться к программе.
Шаг 4. Найти поставщиков
Со старта стоит сразу работать с поставщиками, а не просто закупать продукты в супермаркете.
Сотрудничество с поставщиками облегчает работу. Они сами привозят товар по нужному адресу, а вам не придется тратить время на поездки в магазин. Цены у поставщиков обычно ниже, чем в рознице.
Еще с поставщиками можно договориться о скидке. Не обязательно быть постоянным клиентом, скидки дают и новичкам. Но для этого нужно торговаться. Эксперт советует сравнить прайсы нескольких поставщиков. Как правило, цены у всех разные — например, один продает картошку фри по 190 ₽, другой — по 185. Когда узнаете стоимость, начинайте торговаться. Покажите поставщику более низкую цену в другом прайсе и попросите скидку. Обычно они соглашаются, чтобы сохранить клиентов.
«То, что вы видите в прайсе, который скидывает поставщик, — это не финальная стоимость продукта. Как правило, продавцы понимают, что клиент будет торговаться. Поэтому в прайсе ставят цены с учетом возможного торга. Всегда можно договориться скинуть около 10—20%».
Юрий Рой
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Найти поставщиков можно несколькими способами:
- в интернете — например, по запросу «поставщик для бургерной»;
- на городских картах, например 2ГИС или Яндекс Карты;
- спросить рекомендации у знакомых из сферы общепита: поваров или администраторов.
Еще о поставщиках можно спросить напрямую у сотрудников конкурентов. Например, зайти в ресторан быстрого питания, заказать фри, напиток и соус, а потом на кассе узнать о продукте. Поинтересоваться у сотрудника «А где берете этот вкусный соус?» Как правило, линейный персонал в общепите общительный и охотно делится информацией.
Если у вас нет знакомых в общепите, можно обратиться за советом в бесплатный чат «Есть дело». В нем состоят предприниматели из общепита с разным опытом.
Как работать с поставщиком. Прежде чем предлагать сотрудничество контрагенту, можно проверить его с помощью специального сервиса Т-Банк. Сервис позволяет узнать, как давно контрагент работает на рынке, есть ли у него нужные лицензии, соответствуют ли его коды ОКВЭД реальной деятельности. Так можно обезопасить себя и не попасть, например, на компанию-однодневку.
С поставщиками обязательно нужно заключить договор, чтобы в случае споров ссылаться на документ. Например, если придут булочки не того качества или поставщик забудет положить соусы. Как заключить договор, рассказали в отдельной статье «Как составить договор с поставщиком».
Шаг 5. Выбрать помещение
Арендовать место под фастфуд можно в киосках, фуд-траках, на фуд-кортах и в отдельном помещении. Подробно про выбор места для бизнеса мы написали в другой статье. Там рассказали, как подобрать удачную локацию, на что обращать внимание перед арендой и как заключить договор с владельцем помещения.
Здесь кратко расскажем, как подобрать место и какие есть требования СанПиН для общепита, а также разберемся, какую мебель нужно купить перед запуском точки.
Как выбрать локацию. Учитывайте такие критерии, когда будете выбирать точку:
- целевая аудитория — если планируете открывать шаурмичную для студентов, стоит открываться рядом с университетами, общежитиями или техникумами, а для современной бургерной подойдут модные и многолюдные районы, например центр города;
- трафик — если хотите, чтобы в заведение заглядывало больше людей или случайные прохожие могли зайти и быстро перекусить, тогда стоит выбирать проходимые места: центральные районы, остановки, бизнес-центры. Чтобы убедиться, что место проходимое, посчитайте трафик. Для этого найдите помещение, которое кажется вам удачным, и понаблюдайте в течение недели, сколько людей проходит мимо. Считать стоит только потенциальных покупателей. Например, в бургерной редко перекусывают пожилые люди, а вот молодежь заглядывает часто.
Когда закончите рассчитывать трафик, оцените результаты. Например, по мнению основательницы франшизы «Шоу’рма», можно опираться на такие показатели. В городе, где меньше 100 000 человек, хороший трафик — около 150 человек в час. А для городов побольше хорошим трафиком считается около 250—230 человек в час.
По мнению эксперта, если у бизнеса есть концепция, которая отличает его от другого бренда, можно не переживать и располагаться рядом с конкурентами.
«Наша бургерная отличается от других — мы продаем крафтовые бургеры: они высокие, с большими котлетами и большим количеством начинки. Еще мы активно рекламируем себя в соцсетях. Нам не важно, чтобы мы находились на главной улице города, поскольку люди приходят к нам целенаправленно, а не заглядывают случайно. Советую использовать этот ход предпринимателям, если они делают бизнес, который отличается от конкурентов.
Помещение не на главной улице помогает бизнесу сэкономить деньги. Но главное, чтобы до него было удобно добираться, например, можно расположиться в центре города».
Юрий Рой
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Если у бизнеса нет уникальной концепции, располагаться рядом с конкурентами — рискованно. Клиенты, скорее всего, пойдут в проверенное место. Однако можно забрать часть трафика, если у вас такой же продукт, а цены ниже.
«Когда мы только начинали бизнес, мы готовили гиросы и открылись напротив одной из самых популярных гиросных в городе. У конкурентов цены были ниже: они долго работали с поставщиками, поэтому у них были скидки на продукты около 20%. Это позволяло им класть больше начинки и удерживать приемлемые цены.
Нам, в свою очередь, приходилось экономить на начинке. Если бы мы добавляли ее больше, совсем бы не окупились. И как мы ни старались делать классный маркетинг, посетители уходили к конкурентам. Там они могли за такую же цену купить гирос побольше».
Юрий Рой
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:
- поток людей в районе;
- количество конкурентов поблизости;
- средний чек;
- средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
- как меняется поведение потребителей в разные месяцы.
Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.
Каким должно быть помещение. В первую очередь помещение должно соответствовать санитарным нормам. Например, на кухне обязательно должна быть вытяжка, отдельные раковины для мытья рук и продуктов. Основные требования к общепитам собраны в СанПиН.
«Воспользуйтесь лайфхаком. Можно найти франшизу по вашему направлению и связаться с менеджером, который ее продает. Достаточно спросить: „Какое помещение мне нужно снять, если я хочу открыть франшизу?“ Вас бесплатно проконсультируют и подскажут, какие требования должны быть соблюдены в помещении, что нужно проверить перед арендой, о чем расспросить арендодателя, где арендовать место.
Выпишите в заметки, что скажет специалист. А когда будете смотреть разные помещения, проверяйте по пунктам, все ли требования сходятся. Например, есть ли черный вход и вытяжка на кухне.
Мы часто консультируем потенциальных франчайзи и всегда готовы поделиться информацией. Дополнительно можно позвонить в Роспотребнадзор и проконсультироваться с их специалистами».
Евгений Четвергов
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Также нет единых требований и стандартов по размеру помещения. Размер заведения зависит от вашего бюджета и концепции. Например, можно открыть шаурмичную в киоске и подавать людям с собой. А можно снять помещение побольше, чтобы посетители могли есть в зале.
«Размер помещения зависит только от бюджета. Соответственно, каким будет помещение, таким будет и количество посадочных мест в заведении.
Мы стараемся арендовать место, куда можно вместить минимум 5 столиков. Если их будет меньше, посетителям будет некомфортно. Сразу кажется, что взгляды всего персонала прикованы к человеку, не получится расслабиться. Люди любят сидеть в более-менее просторных залах».
Юрий Рой
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Больше о том, каким должно быть помещение для разных вариантов общепита, мы рассказали в статьях:
Как подготовить помещение к открытию. Проще арендовать помещение с готовым ремонтом — тогда останется лишь докупить мебель и аксессуары для интерьера. Аренда такого помещения обойдется дороже, но зато получится быстрее открыться и начать зарабатывать.
Ремонт нужно делать, если концепция заведения предполагает особый дизайн. Например, у вас желтый логотип бренда, поэтому вы хотите покрасить стены в этот цвет. В таком случае ищите помещение, где не придется менять трубы и сносить стены, а хватит косметического ремонта.
Если помещение сдают без мебели, нужно будет ее докупить. Вот что может понадобиться:
- столы;
- столики;
- шкафы для хранения;
- мусорный бак для самообслуживания;
- барная стойка для заказов.
Не обязательно покупать самую дорогую мебель. Однако не стоит брать и самую дешевую. Если в зале будут ежедневно сидеть десятки человек, дешевые стулья из ПВХ начнут быстро ломаться и придется их менять — в итоге переплатите. Если важно сэкономить, можно взять часть мебели на Авито.
Также мебель должна быть огнестойкой, чтобы обеспечивать пожарную безопасность в заведении. Если хотите тканевые пуфы или диваны, убедитесь, что они из огнеупорного материала.
Шаг 6. Купить оборудование и расходники
Посмотрим, каким оборудованием и расходниками можно закупиться на старте.
Оборудование. Каким оно будет, зависит от вашего меню. Например, если готовите суши, нужна рисоварка, если в меню есть смузи — понадобится блендер. Разобраться, что вам точно пригодится, можно разными способами:
- Спросить у повара, который составлял меню, что ему нужно для работы. Так, если человек работал в нескольких бургерных, он знает, что должно быть на кухне.
- Обратиться в специальную компанию, которая поставляет оборудование под ключ. Найти такую можно в интернете, например по запросу «купить оборудование для бургерной». Если не хотите покупать именно у них, можно просто взять консультацию.
Обычно в магазинах с оборудованием продают разную технику для общепита, в наличии у них есть то, что пригодится на кухне в суши-баре, бургерной или шашлычной. Можно попросить их собрать оборудование для вашего заведения под ключ, а можно взять технику поштучно, например только холодильник.
Не обязательно покупать новую технику — часть можно купить с рук. Например, холодильное оборудование вроде морозилки. А вот тепловое — фритюрницу, плиту — лучше брать новым в магазине. Как правило, оно ломается быстрее, поэтому удобно, когда на него есть гарантия. По ней можно сделать ремонт бесплатно или заменить устройство на новое. По мнению эксперта, если брать его с рук, придется платить дважды: сначала за само оборудование, а потом за починку.
Еще нельзя брать бытовое оборудование. Например, использовать обычную плиту с домашней кухни — скорее всего, она не выдержит нагрузки и быстро сломается.
Посмотрим на примере оборудования для бургерной, что можно брать с рук, а что лучше сразу покупать новым.
Найти оборудование с рук можно на Авито или на специальных сайтах, например ОнлайнТорг, КЛЕН. Там размещают новое и подержанное оборудования для общепита.
«Есть заведения, которые запускаются, закупают новое оборудование и закрывают бизнес, например, из-за маленькой выручки. Такие компании могут продавать новое оборудование с большой скидкой. Например, иногда мы покупаем совсем новые холодильники для напитков на 50% дешевле, чем в магазинах».
Юрий Рой
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Если берете технику с рук, важно проверить ее техническое состояние. Как правило, компании, которые продают подержанные холодильники и жарочные поверхности, сами и проводят проверки.
Расходники. Сюда относится форма для сотрудников и инвентарь для обслуживания клиентов.
Сотрудникам в общепите нужна униформа. Поварам — брюки с кителем или футболки, а также шапочки-сеточки для волос и перчатки для готовки. Кассирам и администраторам не обязательно покупать униформу. Но можно заказать им одинаковые футболки, чтобы их стиль не выбивался из концепции заведения. Купить одежду для сотрудников можно на маркетплейсах, в интернет-магазинах или сшить на заказ.
Теперь рассмотрим, какие расходники купить, чтобы обслуживать клиентов. В любом заведении быстрого питания нужны:
- салфетки;
- кухонные приборы: вилки, ложки, ножи;
- коробки и бумага, чтобы упаковать еду;
- стаканчики с крышками для напитков;
- бумажные пакеты или целлофановые маечки.
Дополнительно могут понадобиться и другие расходники. Например, в ресторан быстрого питания нужны подносы, чтобы посетители могли есть в зале и убирать за собой сами.
Найти поставщиков можно в интернете по запросу «купить расходники для общепита». С ними можно договориться, чтобы они делали брендированную упаковку. Например, на коробки для бургеров наносили логотип вашего бренда за дополнительную плату.
Шаг 7. Нанять персонал
В зависимости от типа фастфуда меняется состав и количество нужных работников. Например, в шаурмичную на фуд-корте достаточно нанять повара. Он будет готовить шаурму, принимать оплату, пробивать чеки и убираться в киоске. А для отдельного заведения понадобится больше персонала. Разберем дальше, кто понадобится на старте.
Если открываетесь в отдельном заведении, персонала может понадобится больше. Так, в бургерную обычно нужны:
- два повара;
- два кассира;
- администратор;
- техничка.
Если у владельца бизнеса небольшой бюджет, на старте он может нанять только повара и сменщика ему на выходные. А задачи других сотрудников брать на себя — например, стоять на кассе или снимать контент для социальных сетей. Но по возможности лучше не экономить на персонале. Так вы сможете делегировать задачи другим людям, а сами больше времени уделять развитию бизнеса.
В общепите большинство людей нанимают без опыта и обучают всему на практике. Главное первого повара брать с опытом. А дальше он уже обучит других новичков готовить по вашим рецептам и стандартам.
«На старте важно, чтобы опыт работы точно был у повара, а администраторов или продавцов можно брать новичков. Опытный повар — ключевой сотрудник в общепите. Он не только поможет вам разработать меню, но еще и потом сможет обучать готовить новичков.
Поэтому мы, например, нанимаем сотрудников как с опытом, так и без. Нам важнее другие показатели — ценности сотрудника. Для нас важно, чтобы он был адекватным человеком: не воровал, не обманывал нас. А также важно, чтобы он был готов обучаться».
Юрий Рой
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Где искать персонал. Искать сотрудников на позиции повара, кассира и администратора можно среди знакомых, в социальных сетях или на сайтах для поиска работы. Последний способ — наименее предпочтительный. По мнению экспертов, там реже можно найти линейный персонал.
Персонал для общепита лучше искать в профильных группах в соцсетях — во ВКонтакте или Телеграме. Обычно они называются так: «Работа в …» + название города, например «Работа в Перми». Можно подглядеть, какие вакансии публикуют другие общепиты в паблике и написать похожую.
«Мы заметили, что на HeadHunter или Superjob сложно искать линейных сотрудников вроде кассиров и поваров. Как правило, там получается найти руководящие позиции, а вот рядовые сотрудники откликаются реже.
Лучше всего работает поиск через профильные группы в социальных сетях или публикация объявлений в собственных пабликах».
Евгений Четвергов
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Чтобы люди шли к вам работать, нужно предложить им зарплату, которая будет соответствовать рынку. Иначе им будет выгоднее уйти работать к конкурентам. Изучите вакансии других заведений в вашем городе и посмотрите, какие зарплаты они предлагают. Можно установить похожую. Важно, чтобы зарплата не была меньше МРОТ, если сотрудник работает полный день.
Как получить медкнижку. В общепите каждому сотруднику нужна медицинская книжка. Даже если сотрудник не работает на кухне, а занимается бухгалтерией или рассчитывает клиентов на кассе. Книжка подтверждает, что человек здоров и не заразит посетителей.
Сотрудники получают книжки в центрах гигиены и эпидемиологии или частных клиниках, которые заключают соглашения с этими центрами. Чтобы получить книжку, им нужно:
- пройти медобследование у нескольких врачей, например лора, терапевта, и сдать анализы крови;
- после пройти тестирование, чтобы подтвердить знания базовых правил гигиены для работы в общепите. Материалы для подготовки есть на сайтах центров гигиены.
За работу без медкнижки штраф могут получить как работодатель, так и сотрудник:
- для сотрудника — от 100 до 500 ₽;
- для ИП и малых предприятий — от 500 до 1000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 10 000 до 20 000 ₽.
Оплачивает расходы на оформление медкнижки работодатель. Для этого сотрудник приносит чек руководителю, а он возмещает расходы.
Шаг 8. Подать уведомление в Роспотребнадзор
Перед открытием фастфуда нужно подать уведомление в Роспотребнадзор. Так вы предупреждаете ведомство, что запустили бизнес и начали вести деятельность.
Если забыть про уведомление, можно получить штраф. Для ИП — от 3000 до 5000 ₽, для малых предприятий —
Отправить уведомление в ближайшее отделение Роспотребнадзора можно несколькими способами:
- лично в управлении Роспотребнадзора;
- в МФЦ;
- через Госуслуги;
- по почте;
- по электронной почте — нужна электронная подпись.
Принимают уведомление в течение дня, поэтому отправить его можно прямо перед открытием.
Шаг 9. Продвигать бизнес
Чтобы привлечь первых посетителей, нужно продвигать заведение, например:
- повесить вывеску у входа;
- вести социальные сети;
- запускать таргетированную рекламу;
- покупать рекламу у блогеров или в СМИ;
- разместиться на картах города.
Разберем каждый шаг подробнее.
Повесить вывеску. На входе в заведение можно установить вывеску с названием бренда. Это поможет привлекать органический трафик. Например, люди будут стоять у остановки, заметят вывеску чебуречной, заинтересуются и зайдут за перекусом.
Будьте внимательны с вывеской. На ней можно указывать только контактные или информирующие данные. Например, график работы и название компании. А вот вешать вывеску с надписью «У нас вкусные бургеры» или «Акция 2 + 1» нельзя — это считается рекламой на фасаде. Рекламные вывески нужно согласовывать с администрацией города.
Вести соцсети. Если открываете ресторан быстрого питания, где можно не только перекусить, а еще попробовать необычные позиции или посидеть с друзьями, соцсети будут основным каналом привлечения. Если открываете небольшой киоск, где продаете самсу, беляши и шаурму с собой, вести страницу в соцсетях, скорее всего, невыгодно. В такие места люди не едут целенаправленно, а заглядывают во время обеда на работе или спонтанно на прогулке.
Начинайте вести социальные сети еще до открытия. К примеру, можно показывать этапы ремонта, делиться меню и рассказывать про концепцию будущего заведения. Это поможет подогреть аудиторию, и к открытию уже будут первые клиенты.
Запустить таргетированную рекламу. Это платный инструмент, который позволяет продвигать посты в соцсети и показывать их целевой аудитории. То есть реклама будет показываться тем, кто может быть вашим потенциальным клиентом. Таргетированную рекламу в России пока можно запустить только во ВКонтакте.
Запустить рекламу можно самостоятельно, если разобраться в настройках. Если есть бюджет, можно делегировать задачу таргетологу.
Сотрудничать со СМИ и блогерами. Можно купить рекламу в городских пабликах. Подойдут новостные порталы и группы в соцсетях, где рассказывают про разные места города. Искать сообщества можно в Телеграме или во ВКонтакте. Напишите администратору группы и договоритесь о сотрудничестве. В Телеграме его контакты оставляют в описании канала, а во ВКонтакте — с правой стороны страницы в разделе «Контакты».
Еще можно покупать рекламу у местных блогеров. Перед сотрудничеством убедитесь, что ваши целевые аудитории схожи. Иначе блогер расскажет о вас, но это никому не будет интересно — предприниматель зря потратил деньги на рекламу.
«Если вы выходите на рынок с непривычной концепцией, скорее всего, местные СМИ и паблики сами о вас напишут. Им всегда нужен интересный инфоповод. Либо можно написать им самостоятельно и предложить сотрудничество».
Евгений Четвергов
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Разместиться на картах города. Когда человек ищет бургерную или шашлычную поблизости, он может заглянуть в карты и найти там ваше заведение. Особенно если у фастфудной точки там много хороших отзывов.
В 2ГИС и Яндекс Картах можно разместить информацию о заведении бесплатно. Достаточно зарегистрироваться в сервисах и указать информацию о компании или ИП: оставить ссылку на сайт, меню, указать часы работы.
Подключить доставку. Можно подключиться к Яндекс Еде или местным агрегаторам, чтобы о вашем заведении узнали больше людей. Пока пользователь будет выбирать, что заказать на перекус, в приложении он может наткнуться на ваше предложение. Если ему понравятся блюда и устроит цена, сделает заказ.
«Можно использовать доставку, чтобы продвигать бренды. Также в пакеты с заказами стоит класть листовки с QR-кодами или акциями, например на покупку офлайн в заведении. В общем, перегонять людей с агрегатора в офлайн-точку».
Евгений Четвергов
Сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень»
Начинать работать с агрегаторами нужно не сразу. По опыту экспертов, подключать доставку стоит через 1—2 месяца после запуска точки. Этого времени хватит, чтобы повара привыкли к новой кухне и наловчились быстро готовить. Если сразу подключиться к доставке, это может стать дополнительной нагрузкой для кухни, поварам будет сложнее успевать выполнять заказы.
Владельцу бизнеса не обязательно использовать все способы продвижения, но точно не стоит ограничиваться одним методом. Тестируйте разные каналы, чтобы понять, что работает эффективнее.
Главное в статье
- Составьте бизнес-план, он поможет определиться с концепцией будущего бизнеса, просчитать возможные затраты и придумать план запуска.
- Вести бизнес по продаже фастфуда можно как самозанятый, ИП или компания. На старте лучше всего регистрироваться как предприниматель.
- Разработать меню поможет опытный повар. В меню стоит добавлять классические блюда, к которым уже привыкли люди, а еще что-то необычное, чтобы привлечь внимание к своему бренду.
- Со старта лучше сразу начинать работать с поставщиками, так можно сэкономить на продуктах. Найти контрагента можно в интернете.
- Помещение для общепита должно соответствовать СанПиН, также стоит выбирать людную локацию с большой проходимостью.
- Оборудование для заведения можно купить с рук или взять новое. Есть компании, которые продают набор оборудования для разных общепитов под ключ. Найти их можно через поисковик.
- Искать персонал стоит в профильных группах во ВКонтакте или Телеграме, например «Работа Казань» или «Работа Екатеринбург». У каждого сотрудника общепита должна быть медкнижка, ее оплачивает работодатель.
- Предпринимателю обязательно нужно подать уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Это можно сделать перед открытием, за работу без уведомления грозят штрафы.
- Используйте для продвижения бизнеса сразу несколько каналов: повесьте вывеску, запустите таргетированную рекламу, предложите сотрудничество местному блогеру.
Думаете открывать точку с фастфудом? Расскажите, в каком направлении планируете работать.