Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как оформить вывеску на фасаде


По закону компании и ИП должны размещать вывески на зданиях, в которых находятся. Но при этом вывеска не может быть наружной рекламой — за это грозят внушительные штрафы. Разбираем, в чем разница между этими двумя понятиями и как правильно оформить вывеску


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

По закону компании и ИП должны размещать вывески на зданиях, в которых находятся. Но при этом вывеска не может быть наружной рекламой — за это грозят внушительные штрафы. Разбираем, в чем разница между этими двумя понятиями и как правильно оформить вывеску


Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

Компании и ИП по закону должны размещать информационные вывески на тех зданиях, где находятся их офисы или торговые точки. Но если установить вывеску не по правилам, антимонопольная служба или местная администрация могут обязать нарушителя демонтировать конструкцию и выписать крупный штраф.

Мы разобрались, чем информационная конструкция отличается от рекламной, какие вывески нужно согласовывать и как это делать.

Что такое вывеска

Вывеска — это информационная конструкция на внешней поверхности здания. На ней написано, какая компания или ИП здесь находится. Если по одному адресу находятся несколько компаний, вывески помогают клиентам найти нужную.

В этой статье мы называем вывеской только информационную конструкцию. Наружную рекламу в любом виде мы называем рекламой.

Чем вывеска на фасаде отличается от рекламы

Вывеска и реклама отличаются по многим параметрам, и их нужно по-разному согласовывать.

Проще всего отличить вывеску от рекламы по таким признакам:

  • назначению;
  • содержанию;
  • месту и формату размещения.

Назначение. Если цель вывески — не проинформировать и сориентировать клиента, а привлечь его внимание и порекомендовать конкретный товар или услугу, она считается наружной рекламой и подпадает под действие закона «О рекламе».

Вывеска сверху говорит о «полном спектре» и раскрывает подробности бизнеса, поэтому она рекламная. А нижняя вывеска сообщает только основные данные компании, она — информационная

Содержание. Реклама может содержать описание конкретного товара, работы или услуги, их преимуществ и условий продажи. А на вывеске можно указать только информацию о компании, подробнее расскажем дальше.

Если на макете есть фразы, похожие на те, что мы собрали в таблице, — его признают рекламой.

Место и формат размещения. Расположение рекламы не связано с тем, где находится бизнес. Рекламные конструкции можно устанавливать в нескольких местах, а вот вывеску можно разместить только у входа в помещение, где расположена организация или ИП.

Рекламу можно размещать на разных носителях, которые запрещены для вывесок, например щитах, перетяжках, проекциях. При этом вывеска должна быть у бизнеса обязательно, а рекламу делают по желанию.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Какие есть требования к вывескам

Часто вывески не только можно, но и нужно размещать. Это требование закона о защите прав потребителей к розничным продавцам, тем, кто оказывает услуги гражданам или выполняет для них работы.

Мы собрали в таблицу сведения, которые нужно указывать на фасадной вывеске в соответствии с законом о защите прав потребителей:

Что нужно размещать на вывескеПримеры
Название компании или ИПООО «Комбинатор», ИП Бунша И. В.
Адресг. Москва, ул. Пятницкая, д. 42, оф. 104
Режим работыПН. — ПТ. 08:00 — 20:00
СБ. 14:00 — 18:00
ВС. — выходной

Кроме обязательных сведений на вывеске допустимо размещать такую информацию:

Что еще можно размещать на вывескеПримеры
Чем занимается бизнесСтоматология, продукты, салон красоты
Зарегистрированный в Роспатенте товарный знак или знак обслуживания и схематическое изображение категории услугТоварные знаки: «Магнит», «Автоваз», «Спортмастер». Схематические изображения: медицинский крест — для аптеки, очки — для оптики, ножницы — для парикмахерской

Вывеска на фасаде может быть такой:

  • объемные буквы на каркасе на подложке и без подложки;
  • буквы из листового пластика;
  • световой короб с внутренней подсветкой;
  • полноцветное изображение на пластике;
  • консольная конструкция — толедо;
  • аппликация или объемные буквы на остеклении;
  • электронное табло, в том числе с бегущей строкой.
Так выглядит консольная вывеска на фасаде здания

Общие требования к вывескам:

  • располагаются около входа в помещение, где находится бизнес;
  • не выше линии перекрытий между первым и вторым этажами;
  • указывают, чем занимается компания или ИП;
  • текст расположен горизонтально;
  • если есть подсветка, она должна быть немерцающей и приглушенной.
Пример допустимого расположения информационной вывески в Москве

Конкретные требования к вывескам и правила их согласования устанавливает муниципалитет: руководство города, поселка и так далее. В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, — правила едины для всех территорий в составе города.

В некоторых городах администрации помогают бизнесу разобраться в требованиях с помощью методических рекомендаций.

Например, московский комитет по архитектуре сделал методички с иллюстрациями, как размещать вывески на типовых зданиях.

Пример решения для одноподъездных блочных девятиэтажек, которые строили в 1960-х

В Екатеринбурге тоже сделали методическое руководство — наглядное и информативное. Из него становится понятно, где и как размещать вывески.

Примеры размещения вывесок из екатеринбургского методического руководства

Конкретные требования и примеры помогают компаниям и ИП сделать правильный проект вывески, а администрациям — приводить информационные конструкции к единому стилю.

Какие вывески нужно согласовывать

Начнем с обратного: какие вывески точно не нужно согласовывать.

Не нужно согласовывать. Информационные вывески для выполнения требований закона о защите прав потребителей согласовывать не нужно. Прежде всего это относится к прямоугольным табличкам при входе в помещения, на которых указаны название, адрес и график работы компании или ИП. Размещение таких конструкций суды считают распространенной практикой и обычаем делового оборота.

Такую вывеску согласовывать не нужно

Дальше разберемся, какие вывески нужно согласовывать — там все не так однозначно.

Нужно согласовывать. Всю рекламу. А вот нужно ли согласовывать информационную вывеску, зависит от нормативных документов и от самой конструкции: ее содержания, размера и места размещения.

Правила согласования вывесок публикуют на сайтах местных администраций. Там же указаны контакты контролирующих органов, у которых можно получить информацию для каждой конкретной ситуации.

Например, в Москве информационную вывеску можно не согласовывать, если она соответствует техническим требованиям, не нарушает архитектурно-художественную концепцию внешнего облика улиц, а здание не включено в перечень памятников архитектуры. А если здание включено в перечень, то нужно согласовывать даже миниатюрную вывеску.

В Санкт-Петербурге информационные вывески нужно согласовывать всегда, кроме вышеупомянутых табличек.

Часто у бизнеса возникают сомнения, нужно ли согласовывать вывеску. Они появляются потому, что грань между вывеской и рекламой тонкая и нельзя точно сказать, сочтет администрация города или антимонопольная служба вывеску рекламой или нет.

Судебная практика по таким спорам разная, поэтому лучше не рисковать и заранее получить от администрации информационное письмо о том, что вывеска соответствует требованиям закона. Для этого нужно отправить эскиз конструкции и адрес ее размещения в местный контролирующий орган.

Как согласовать вывеску

Для согласования вывески на фасаде здания подают заявление в местную администрацию. Бланки заявлений, образцы оформления эскизов и другие необходимые документы можно поискать на сайте районной или региональной администрации или запросить у них по электронной почте.

На случай, если установленной формы заявления нет, мы подготовили произвольную, которой вы можете воспользоваться.

Обычно в заявлении нужно указывать:

  • тип конструкции вывески;
  • размеры конструкции;
  • количество сторон;
  • площадь информационного поля;
  • освещенность;
  • содержание — текст, номер торгового знака;
  • основание владения помещением.
Пример заявления на согласование вывески

К заявлению обычно прикладывают:

  • копию паспорта;
  • копию листа записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • документ, подтверждающий право действовать от имени компании, если заявитель ООО;
  • проект вывески: эскиз, смонтированный в графическом редакторе прототип, схему с прилегающей территорией земельного участка и разверткой фасада здания;
  • документы, подтверждающие согласие собственника помещения на размещение вывески или протокол голосования жителей, если вывеска размещена на фасаде многоквартирного дома.

В некоторых регионах документы можно подать в электронной форме через сайт госуслуг, в других нужно приносить лично или направлять по почте.

Если бизнес арендует помещение, перед подачей заявления на согласование вывески нужно получить разрешение от собственника недвижимости.

Если помещение находится в многоквартирном доме, придется организовать собрание и получить одобрение как минимум ⅔ от общего числа жителей.

К историческим и культурным объектам предъявляют особые требования. В Москве размещать вывески на кинотеатрах, цирках и зданиях с архитектурно-художественными элементами — например, лепниной или колоннами, — можно только с разрешения Москомархитектуры.

Обычно согласование вывески на фасаде здания занимает от двух до четырех недель.

Что будет, если неправильно установить вывеску

Размещение вывесок контролирует антимонопольная служба и местная администрация. Если они решат, что вывеска установлена с нарушениями или вообще признают ее несогласованной рекламой, то последуют санкции.

Вот что за это грозит:

  • демонтаж вывески;
  • штраф;
  • досрочное расторжение договора аренды помещения.

Демонтаж. В случае нарушения контролирующие органы направляют бизнесменам предписание демонтировать вывеску в течение определенного времени. Если нарушитель не убирает конструкцию самостоятельно, это делают подрядчики администрации или собственник помещения, а компании или ИП выставляют счет за расходы.

Штраф. Если информационная вывеска установлена с нарушениями, помимо демонтажа, можно получить штраф в соответствии с региональным законодательством.

А вот наказание за незаконную рекламу предусмотрено уже федеральным КоАП:

  • для ИП или руководителя ООО — от 3000 до 5000 ₽;
  • малых предприятий — от 250 000 до 500 000 ₽;
  • средних и крупных компаний — от 500 000 до 1 000 000 ₽.

Расторжение договора аренды. Некоторые арендодатели прописывают в договоре аренды требования к вывескам и рекламе. Если арендатор их нарушает, владелец помещения вправе досрочно расторгнуть договор.

Если компания или ИП считают, что вывеску необоснованно признали рекламной или установленной с нарушениями местных правил, предписание и штраф можно обжаловать в суде в течение трех месяцев. В практике есть примеры, когда бизнесу удавалось выигрывать такие дела.

Суд признал незаконным демонтаж светодиодной вывески и обязал Управление архитектуры вернуть ее назад

Что случилось. Управление архитектуры Усть-Лабинского района Краснодарского края вынесло ИП предписание и впоследствии демонтировало светодиодный экран — бегущую строку, который оно признало незаконной рекламной конструкцией. ИП обратилась в суд.

Какие ошибки. Суд определил: материалами дела не доказано, что информация на электронном табло являлась рекламой. Вывеска была на фасаде кафе-магазина, и на ней не было ни одного товара с фирменным названием, а только общая информация с текстом «выпечка, магазин, круглосуточно, чай, кофе, комплексные обеды, товары в дорогу, банкомат».

Решение суда. Суд признал действия Управления архитектуры незаконными и обязал его вернуть конструкцию на место.

Решение АС Краснодарского края по делу № А32-46224/2019

Главное

  1. Информационная вывеска ничего не рекламирует. Она показывает, какой бизнес находится в помещении.
  2. Требования к вывескам и порядок их согласования устанавливает муниципалитет. Их обычно публикуют на сайте администрации. В городах федерального значения правила едины для всех территорий в составе города.
  3. На вывеске можно размещать только основную информацию о бизнесе: наименование компании или ФИО ИП, вид деятельности, адрес, телефон и режим работы. Нельзя подробно описывать товары, работы или услуги или призывать к действиям.
  4. Не нужно согласовывать вывески в виде небольших прямоугольных табличек при входе в помещение, на которых указаны название, адрес и график работы компании или ИП.
  5. Чтобы не получить штраф, надежнее сразу оформить информационное письмо о соответствии вывески требованиям закона. В отличие от рекламы, информационные вывески согласовывают бесплатно, и это занимает меньше времени.
  6. Если вывеска установлена с нарушениями или признана рекламой, антимонопольная служба или местная администрация могут вынести предписание демонтировать конструкцию и выписать крупный штраф.
Кредит на открытие и развитие бизнеса

Предложение Тинькофф

Кредит на открытие и развитие бизнеса

  • Для пополнения оборотных средств или инвестиций
  • Предварительное решение без открытия расчетного счета
  • Все онлайн, не нужно ездить в банк
Узнать сумму

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Яна Сонина
Яна Сонина

Оформляли рекламную вывеску для бизнеса? Столкнулись ли с проблемами при согласовании? Делитесь в комментариях

Володарский Володарский

Статья понравилась
, но ее надо добавить информацией, о наказании муниципалитетов, со стороны Федеральных гос. органов, нужен контроль за соблюдением п******о регламентированных вопросов в этой сфере.

Андрей Беляев

Световой короб в 2023-м году? Лихо. В Москве нельзя стало уже в 2009-м, ЕМНИП. Дизайн-код, слышали?;)

Имя Фамилия

Доброго дня! ИП на НПД (фактически самозанятый) арендовал помещение с входной группой в многоквартирном доме. Текст вывески «бренд» Торты на заказ. Прилавка нет, можно только зайти и сделать заказ.
Считается ли данная вывеска рекламной?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
По признакам, которые описаны в статье в соответствии с законом, вывеску могут признать рекламной. Но мы не можем прогнозировать, каким будет решение контролирующих органов.

soglasovanie-vivesok.ru

💀 Комментарий удален, а пользователь получил бан за нарушение правил редакции

Татьяна Козлова

Здравствуйте! Статья полезная и краткая.
Вопрос, можно ли в вывеске использовать «фирменное наименование», которое не совпадает с юридическим и не зарегистрировано как товарный знак?

Светлана

Нигде не могу найти ответ на свой вопрос: в праве ли ЖК требовать плату за уже разрешенную комитетом по рекламе и печати информационную вывеску на фасаде дома?


Больше по теме

Новости