Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как оформить вывеску на фасаде


Если установить вывеску не по правилам, антимонопольная служба или местная администрация могут обязать нарушителя демонтировать конструкцию и выписать крупный штраф.

Разобрались, чем информационная конструкция отличается от рекламной, какие вывески нужно согласовывать и как.

Что такое вывеска

Вывеска — это информационная конструкция на внешней поверхности здания. На ней написано, какая компания или ИП здесь находится. Если по одному адресу расположены несколько компаний, вывески помогают клиентам найти нужную.

В статье мы называем вывеской только информационную конструкцию. Наружную рекламу в любом виде мы называем рекламой.

Чем вывеска на фасаде отличается от рекламы

Вывеска и реклама отличаются по многим параметрам, и их нужно по-разному согласовывать.

Проще всего отличить вывеску от рекламы по таким признакам:

  • назначению;
  • содержанию;
  • месту и формату размещения.

Назначение. Если цель вывески — не проинформировать и сориентировать клиента, а привлечь его внимание и порекомендовать конкретный товар, работу или услугу, она считается наружной рекламой и подпадает под действие закона «О рекламе».

Вывеска сверху говорит о «полном спектре» и раскрывает подробности бизнеса, поэтому она рекламная. А нижняя вывеска сообщает только основные данные компании, она информационная

Содержание. Реклама может содержать описание конкретного товара, работы или услуги, их преимуществ и условий продажи. А на вывеске можно указать только информацию о компании или ИП, подробнее расскажем дальше.

Если на макете есть фразы, похожие на те, что мы собрали в таблице, — его признают рекламой

Место и формат размещения. Расположение рекламы не связано с тем, где находится бизнес. Рекламные конструкции можно устанавливать в нескольких местах, а вот вывеску можно разместить только у входа в помещение, где расположена организация или ИП.

Рекламу можно размещать на разных носителях, которые запрещены для вывесок, например щитах, перетяжках, проекциях. При этом вывеска для бизнеса обязательна, а рекламу делают по желанию.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Какие есть требования к вывескам

Часто вывески не только можно, но и нужно размещать. Это требование закона о защите прав потребителей к розничным продавцам, тем, кто продает товары, оказывает услуги гражданам или выполняет для них работы.

Мы собрали в таблицу сведения, которые нужно указывать на фасадной вывеске в соответствии с законом о защите прав потребителей:

Что нужно размещать на вывескеПримеры
Название компании или ИПООО «Комбинатор», ИП Бунша И. В.
Адресг. Москва, ул. Пятницкая, д. 42, оф. 104
Режим работыПН. — ПТ. 08:00 — 20:00
СБ. 14:00 — 18:00
ВС. — выходной

Кроме обязательных сведений на вывеске допустимо размещать такую информацию:

Что еще можно размещать на вывескеПримеры
Чем занимается бизнесСтоматология, продукты, салон красоты
Зарегистрированный в Роспатенте товарный знак или знак обслуживания и схематическое изображение категории товаров, работ или услугТоварные знаки: «Магнит», «Автоваз», «Спортмастер». Схематические изображения: медицинский крест — для аптеки, очки — для оптики, ножницы — для парикмахерской

Вывеска на фасаде может быть такой:

  • объемные буквы на каркасе на подложке или без;
  • буквы из листового пластика;
  • световой короб с внутренней подсветкой;
  • полноцветное изображение на пластике;
  • консольная конструкция — толедо;
  • аппликация или объемные буквы на остеклении;
  • электронное табло, в том числе с бегущей строкой.
Так выглядит консольная вывеска на фасаде здания

Общие требования к вывескам:

  • располагаются около входа в помещение, где находится бизнес;
  • не выше линии перекрытий между первым и вторым этажами;
  • указывают, чем занимается компания или ИП;
  • горизонтальный текст;
  • если есть подсветка, она должна быть немерцающей и приглушенной.

Конкретные требования к вывескам и правила их согласования устанавливает муниципалитет: руководство города, поселка и так далее. В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — правила едины для всех территорий в составе города.

В некоторых городах администрации помогают бизнесу разобраться в требованиях с помощью методических рекомендаций.

Например, московский комитет по архитектуре сделал методички с иллюстрациями, как размещать вывески на типовых зданиях.

Пример решения для одноподъездных блочных девятиэтажек, которые строили в 1960-х

В Екатеринбурге тоже сделали методическое руководство — наглядное и информативное. Из него становится понятно, где и как размещать вывески.

Примеры размещения вывесок из екатеринбургского методического руководства

Конкретные требования и примеры помогают компаниям и ИП сделать правильный проект вывески, а администрациям — приводить информационные конструкции к единому стилю.

Какие вывески нужно согласовывать

Начнем с обратного: какие вывески точно не нужно согласовывать.

Не нужно согласовывать. Информационные вывески для выполнения требований закона о защите прав потребителей согласовывать не нужно. Прежде всего это относится к прямоугольным табличкам при входе в помещения, на которых указаны название, адрес и график работы компании или ИП. Размещение таких конструкций суды считают распространенной практикой и обычаем делового оборота.

Такую вывеску согласовывать не нужно

Дальше разберемся, какие вывески нужно согласовывать — там все не так однозначно.

Нужно согласовывать. Всю рекламу. А вот надо ли согласовывать информационную вывеску, зависит от нормативных документов и от самой конструкции: ее содержания, размера и места размещения.

Правила согласования вывесок публикуют на сайтах местных администраций. Там же указаны контакты контролирующих ведомств, у которых можно получить информацию для каждой конкретной ситуации.

Например, в Москве информационную вывеску можно не согласовывать, если она соответствует техническим требованиям, не нарушает архитектурно-художественную концепцию внешнего облика улиц, а здание не включено в перечень памятников архитектуры. Но если здание в списке, то нужно согласовывать даже миниатюрную вывеску.

В Санкт-Петербурге информационные вывески нужно согласовывать всегда, кроме вышеупомянутых табличек.

Часто у бизнеса возникают сомнения, нужно ли согласовывать вывеску. Они появляются потому, что грань между вывеской и рекламой тонкая и нельзя точно сказать, сочтет администрация города или антимонопольная служба вывеску рекламой или нет.

Судебная практика по таким спорам разная, поэтому лучше не рисковать и заранее получить от администрации информационное письмо о том, что вывеска соответствует требованиям закона. Для этого нужно отправить эскиз конструкции и адрес ее размещения в местный контролирующий орган.

Как согласовать вывеску

Для согласования вывески на фасаде здания подают заявление в местную администрацию. Бланки заявлений, образцы оформления эскизов и другие документы можно поискать на сайте районной или региональной администрации или запросить у них по электронной почте.

На случай, если установленной формы заявления нет, мы подготовили произвольную, которой вы можете воспользоваться.

Обычно в заявлении нужно указывать:

  • тип и размеры конструкции вывески;
  • количество сторон;
  • площадь информационного поля;
  • освещенность;
  • содержание — текст, номер торгового знака;
  • основание владения помещением.
Пример заявления на согласование вывески

К заявлению обычно прикладывают:

  • копию паспорта руководителя ООО или ИП;
  • распечатку листа записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • когда заявление подает не руководитель общества, понадобится документ, подтверждающий право действовать от имени компании, если заявитель ООО;
  • проект вывески: эскиз, смонтированный в графическом редакторе прототип, схему с прилегающей территорией земельного участка и разверткой фасада здания;
  • документы, подтверждающие согласие собственника помещения на размещение вывески, или протокол голосования жителей, если вывеска будет на фасаде многоквартирного дома.

В некоторых регионах документы можно подать в электронной форме через сайт госуслуг, в других нужно приносить лично или направлять по почте.

К историческим и культурным объектам предъявляют особые требования. В Москве размещать вывески на кинотеатрах, цирках и зданиях с архитектурно-художественными элементами — например, лепниной или колоннами, — можно только с разрешения Москомархитектуры.

Обычно согласование вывески на фасаде здания занимает от двух до четырех недель.

Что будет, если неправильно установить вывеску

Размещение вывесок контролирует антимонопольная служба и местная администрация. Если они решат, что вывеска установлена с нарушениями или вообще признают ее несогласованной рекламой, то последуют санкции.

Вот что за это грозит:

  • демонтаж вывески;
  • штраф;
  • досрочное расторжение договора аренды помещения.

Демонтаж. В случае нарушения контролирующие органы направляют бизнесменам предписание демонтировать вывеску в течение определенного времени. Если нарушитель не убирает конструкцию, это делают подрядчики администрации или собственник помещения, а компании или ИП выставляют счет за расходы.

Штраф. Если информационная вывеска установлена с нарушениями, помимо демонтажа, можно получить штраф в соответствии с региональным законодательством.

А вот наказание за незаконную рекламу предусмотрено уже федеральным КоАП:

  • для ИП или руководителя ООО — от 3 000 до 5 000 ₽;
  • малых предприятий — от 250 000 до 500 000 ₽;
  • средних и крупных компаний — от 500 000 до 1 000 000 ₽.

Расторжение договора аренды. Некоторые арендодатели прописывают в договоре аренды требования к вывескам и рекламе. Если арендатор их нарушает, владелец помещения вправе досрочно расторгнуть договор.

Если компания или ИП считают, что вывеску необоснованно признали рекламной или установленной с нарушениями местных правил, предписание и штраф можно обжаловать в суде. В практике есть примеры, когда бизнесу удавалось выигрывать такие дела.

Суд признал незаконным демонтаж светодиодной вывески и обязал Управление архитектуры вернуть ее назад

Что случилось. Управление архитектуры Усть-Лабинского района Краснодарского края вынесло ИП предписание и впоследствии демонтировало светодиодный экран — бегущую строку, который оно признало незаконной рекламной конструкцией. ИП обратилась в суд.

Какие ошибки. Суд определил: материалами дела не доказано, что информация на электронном табло — реклама. Вывеска была на фасаде кафе-магазина, и на ней не было ни одного товара с фирменным названием, а только общая информация с текстом «выпечка, магазин, круглосуточно, чай, кофе, комплексные обеды, товары в дорогу, банкомат».

Решение суда. Суд признал действия Управления архитектуры незаконными и обязал его вернуть конструкцию на место.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 № А32-46224/2019

Главное

  1. Информационная вывеска ничего не рекламирует. Она показывает, какой бизнес находится в помещении.
  2. Требования к вывескам и порядок их согласования устанавливает муниципалитет. Их обычно публикуют на сайте администрации. В городах федерального значения правила едины для всех территорий в составе города.
  3. На вывеске можно размещать только основную информацию о бизнесе: наименование компании или ФИО ИП, вид деятельности, адрес, телефон и режим работы. Нельзя подробно описывать товары, работы или услуги или призывать к действиям.
  4. Не нужно согласовывать вывески в виде небольших прямоугольных табличек при входе в помещение, на которых указаны название, адрес и график работы компании или ИП.
  5. Чтобы не получить штраф, надежнее сразу оформить информационное письмо о соответствии вывески требованиям закона. В отличие от рекламы, информационные вывески согласовывают бесплатно, и это занимает меньше времени.
  6. Если вывеска установлена с нарушениями или признана рекламой, антимонопольная служба или местная администрация могут вынести предписание демонтировать конструкцию и выписать крупный штраф.
Кредит на открытие и развитие бизнеса

Предложение от Т-Банка

Кредит на открытие и развитие бизнеса

  • Для пополнения оборотных средств или инвестиций
  • Предварительное решение без открытия расчетного счета
  • Все онлайн, не нужно ездить в банк
Узнать сумму

АО «ТБанк», лицензия №2673

Яна Сонина
Яна Сонина

Оформляли рекламную вывеску для бизнеса? Столкнулись ли с проблемами при согласовании? Делитесь в комментариях

Володарский Володарский

Статья понравилась
, но ее надо добавить информацией, о наказании муниципалитетов, со стороны Федеральных гос. органов, нужен контроль за соблюдением п******о регламентированных вопросов в этой сфере.

Андрей Беляев

Световой короб в 2023-м году? Лихо. В Москве нельзя стало уже в 2009-м, ЕМНИП. Дизайн-код, слышали?;)

Имя Фамилия

Доброго дня! ИП на НПД (фактически самозанятый) арендовал помещение с входной группой в многоквартирном доме. Текст вывески «бренд» Торты на заказ. Прилавка нет, можно только зайти и сделать заказ.
Считается ли данная вывеска рекламной?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
По признакам, которые описаны в статье в соответствии с законом, вывеску могут признать рекламной. Но мы не можем прогнозировать, каким будет решение контролирующих органов.

soglasovanie-vivesok.ru

💀 Комментарий удален, а пользователь получил бан за нарушение правил редакции

Татьяна Козлова

Здравствуйте! Статья полезная и краткая.
Вопрос, можно ли в вывеске использовать «фирменное наименование», которое не совпадает с юридическим и не зарегистрировано как товарный знак?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Татьяна, добрый день! Фирменное наименование состоит из наименования юрлица и указания на его организационно-правовую форму (п. 4 ст. 54, п. п. 1, 2 ст. 1473 ГК РФ). Фирменное наименование охраняется как объект интеллектуальной собственности. Только сама организация имеет исключительное право использовать это наименование в качестве средства индивидуализации на территории РФ (пп. 13 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1474, п. 1 ст. 1475 ГК РФ). Если вы случайно укажете на вывеске фирменное наименование другой фирмы, у вас могут быть проблемы.

Чтобы проверить фирменное наименование на тождественность наименованиям других юрлиц, воспользуйтесь электронным сервисом ФНС «Прозрачный бизнес»: https://pb.nalog.ru/. Укажите в поисковой строке новое наименование, и сервис подберет вам все юрлица с похожими наименованиями. При этом под названием каждого юрлица сразу будет указано, каким бизнесом оно занимается.

Светлана

Нигде не могу найти ответ на свой вопрос: в праве ли ЖК требовать плату за уже разрешенную комитетом по рекламе и печати информационную вывеску на фасаде дома?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Светлана, добрый день! ЖК не имеет права требовать плату за информационную вывеску, размещенную в соответствии с требованиями закона о защите прав потребителей.

Анастасия Гоголевская

Добрый день. Мне интересно, если я самозанятая в сфере обслуживания, свой кабинет в здании с отдельным входом. Могу ли я на окне повесить неоновую вывеску «Барбер» или просто изображение ножниц с расческой или барбер пол с ножницами? Это ведь не реклама?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Анастасия, добрый день! Полагаем, что такие вывески не являются рекламой, поскольку их цель — сориентировать потребителя о месте оказания конкретной услуги (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» )

Екатерина Изотова

Подскажите, если я снимаю внутреннее помещение, которое не имеет примыкающей стены к улице вообще? Где я могу размещать вывеску? У нас несколько арендаторов. Над входом не разрешили, а окна у меня нет.


Больше по теме

Новости