Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как составить бизнес-план, который работает


Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Рассказываем по шагам, как составить бизнес-план, с чего начать и откуда брать цифры


Лариса Баневич

Лариса Баневич

Финансовый директор «Нескучных финансов»

Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Рассказываем по шагам, как составить бизнес-план, с чего начать и откуда брать цифры


Лариса Баневич

Лариса Баневич

Финансовый директор «Нескучных финансов»

Между идеей бизнеса и точкой, где он приносит прибыль, много шагов, нюансов и расчетов. Предпринимателю легко запутаться: с чего начать, что сделать потом, какую цену назначить и как посчитать, через сколько окупятся вложения. Чтобы все рассчитать и проложить мостик между идеей и прибыльным бизнесом, нужен бизнес-план.

Для удобства всю основную информацию из статьи собрали в краткий чек-лист. В нем вы найдете пошаговый план по составлению бизнес-плана. Пользоваться чек-листом просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.

В статье рассказываем, что такое бизнес-план, из чего состоит, как его составить и откуда брать цифры для расчетов.

Что такое бизнес-план

Когда появляется бизнес-идея, например открыть собственную пекарню, появляются и вопросы. Что потребуется для начала работы? Как сделать бизнес прибыльным и все правильно рассчитать? Какую цену назначить за товар? Как выбрать ассортимент? Сколько времени уйдет, чтобы выйти в плюс? Ответить на них, составить полную картину и все рассчитать поможет бизнес-план.

Бизнес-план — документ, в котором предприниматель подробно описывает будущий проект: какие товары будет продавать или услуги оказывать. В документе просчитывают все расходы и возможные доходы, делают анализ рынка, а также сильных и слабых сторон будущего бизнеса.

В итоге получается изложенный на бумаге план открытия и работы бизнеса. С ним будет проще понять, какие шаги нужно сделать, чтобы начать продавать, и как действовать в первые месяцы работы.

Зачем нужен бизнес-план

Бизнес-план помогает разбить большую задачу создания бизнеса на конкретные пункты, чтобы лучше понимать следующий шаг. В бизнес-плане продумывают стратегию развития, прорабатывают уязвимые места. Без него предприниматель рискует потратить слишком много денег на открытие, работать в минус или быстро израсходовать все запасы денег.

Есть два вида бизнес-планов: для внутреннего и для внешнего использования.

Внутренний бизнес-план. Такой документ будет полезен любому бизнесу. Его составляет собственник бизнеса для себя и ближайших помощников. Он должен быть максимально удобным и полезным для руководителя. Если организуете бизнес с партнером, создание общего бизнес-плана поможет понять, одинаковые ли у вас ожидания от будущего бизнеса.

Во внутренний план добавляют всю важную информацию без приукрашиваний. Обычно документ занимает 30—50 страниц.

Внешний бизнес-план. Такой бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства. Инвестор охотнее даст деньги, если увидит, что вы тщательно проанализировали рынок, экономику бизнеса и показали, как на вашей идее можно заработать. Обычно перед тем, как показать бизнес-план банку или инвестору, документ сокращают до 5—10 страниц и оставляют ключевые положения.

Без плана инвестор, скорее всего, не захочет помогать бизнесу, а банк даст только потребительский кредит.

Обычно инвесторам некогда читать несколько страниц текста с цифрами и расчетами. Поэтому для них бизнес готовит питч-дек — презентацию, в которой собраны ключевые цифры и идеи из бизнес-плана. Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана.

В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих».

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги.

Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов:

  1. Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта.
  2. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом.
  3. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес.
  4. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла.
  5. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать.
  6. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса.

Расскажем о каждом пункте подробнее.

Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает. На титульном листе нужно указать:

  • полное название бизнеса;
  • чем бизнес будет заниматься;
  • страну и город, где бизнес будет работать;
  • контактные данные;
  • организационную структуру.

Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель.

Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете.

Нужно также изучить конкурентов. Для этого можно зайти на страницы их социальных сетей и сайтов, прочитать отзывы и вопросы клиентов: чего они хотят, на что жалуются и чего им не хватает.

После анализа рынка изучите спрос. Для этого можно использовать:

  • Яндекс Вордстат — сервис, который позволяет оценивать интерес пользователей к определенным темам, сезонность бизнеса и географию поисковых запросов;
  • Google Trends — сервис от поисковой системы Google. Он помогает спрогнозировать тренды и запросы среди пользователей Google. Можно также оценить сезонность, сравнить два запроса друг с другом;
  • Компас от Тинькофф Бизнеса — сервис оценивает конкуренцию в вашей отрасли в выбранном районе города. Компас анализирует обезличенные данные о транзакциях в 16 крупнейших городах России и определяет, как часто клиенты расплачиваются за похожие товары.

Если спрос на продукт есть, можно переходить к изучению целевой аудитории своего продукта. Для этого можно составить примерный портрет клиента. Вот что может в него входить:

  • социально-демографические характеристики: пол, возраст, профессия, образование, география;
  • хобби, интересы и потребности;
  • платежеспособность
  • способы получения информации: соцсети, СМИ и рассылки.

Маркетинговый план. Здесь надо продумать будущую маркетинговую стратегию продвижения: обозначить основные каналы и методы, которые бизнес будет использовать, посчитать бюджет на продвижение.

Распространять рекламу можно в онлайне или офлайне. Какому способу отдать предпочтение — зависит от бизнеса. Например, кофейня может разместить несколько билбордов в своем районе. А компании, которая делает футболки на заказ или продвигает сайты, реклама в офлайне не подойдет.

В онлайне можно размещать рекламу в соцсетях, мессенджерах, сервисах объявлений, онлайн-картах, онлайн-СМИ и делать электронные рассылки.

В офлайне размещать объявления можно в газетах, на телевидении, радио, билбордах, растяжках, штендерах и листовках.

Маркетинг — это не только реклама, а любое продвижение. К примеру, «два мяча по цене одного» или «купи косметику на 2000 ₽ и получи маску в подарок» — рекламные или маркетинговые акции. Расходы на них тоже нужно заложить в маркетинговый бюджет. Обычно он составляет 5—20% от всех расходов бизнеса.

На одну рекламную кампанию нужно закладывать не меньше 30 000 ₽. В офлайне потратить меньше получится только при раздаче листовок. В онлайне запустить рекламу можно на любой бюджет. Но если он будет ниже 30 000 ₽, рекламу увидят слишком мало человек, и вся кампания будет неэффективной.

Производственный план. В нем прописывают все, что связано с производством и продажей продукта:

  • где вы закупаете товар для перепродажи, сырье и материалы;
  • какие помещения нужны, какой площади;
  • необходимое оборудование;
  • количество персонала, их компетенции и задачи;
  • как будет устроена логистика.

Для удобства добавили производственную цепочку и представили ее в виде схемы. Так схема работы станет наглядной, и вам будет проще оптимизировать ее.

Добавьте в план, сколько товаров вы будете производить или закупать в первые месяцы. Делать это нужно на основе прогноза спроса. Скорее всего, в реальности спрос будет не таким, как в прогнозе. Однако заготовленный прогноз даст бизнесу ориентир и поможет спланировать работу.

Анализ рисков. Анализ рисков поможет заранее предусмотреть возможные опасности, которые ожидают бизнес, и подготовиться к ним. Вот список рисков, с которыми может столкнуться почти любой бизнес:

  • низкий спрос на продукт;
  • низкая прибыль бизнеса;
  • задержки с поставками;
  • воровство — только для офлайн-магазина;
  • изменение требований площадки — если торгуете на маркетплейсах и в соцсетях.

Для каждого риска, который вы найдете, подберите решение — что нужно будет делать, чтобы не допустить такой ситуации, и как вести себя, если она все-таки случилась. Например, предприниматель открывает кофейню. Владелец делает упор на вкусный кофе — он перепробовал десятки сортов и нашел лучший. Но из-за санкций поставки этого кофе в Россию могут приостановить. Нужно заранее придумать, как действовать в такой ситуации, чтобы быстро среагировать в случае приостановки поставок.

Предприниматель может заранее узнать, какие службы могут помочь привезти нужный кофе в Россию через соседние страны. Также можно выбрать еще несколько видов кофе из других стран. Так бизнес будет больше защищен в случае кризисной ситуации.

Как считать расходы на открытие бизнеса, разберем на примерах в следующем разделе.

Подсчет расходов на открытие бизнеса

Последний пункт бизнес-плана — подсчет расходов на открытие. Продумайте производственную цепочку и все бизнес-процессы. Это поможет определить, какие траты бизнесу нужно совершить, чтобы начать продавать. Посчитаем расходы на открытие на примере пекарни в Москве на первом этаже жилого дома.

В расходы на открытие будем закладывать траты, которые ждут бизнес в первые три месяца работы. Поначалу продажи у пекарни могут быть небольшими — ее никто не знает. Чтобы у бизнеса не закончились деньги после первого месяца неудачных продаж, лучше иметь запас. Всего будет четыре статьи расходов.

1. Аренда и ремонт. Для пекарни хватит 90 м². Помещение должно отвечать требованиям санитарных правил, должна быть подключена вода и вентиляция. Такое помещение есть в ЖК, его аренда стоит 200 000 ₽ в месяц — найти объявления с примерными ценами можно, к примеру, на Циан.

Чтобы открыть в помещении пекарню, нужны ремонт, перепланировка и мебель. На это уйдет еще 1 000 000 ₽.

2. Оборудование. Приведем приблизительный список оборудования для пекарни.

ОборудованиеЦена, ₽
Морозилка и холодильник100 000
Кондиционер и вытяжка170 000
Прилавок, стеллажи, витрины300 000
Столы и стулья70 000
Тестораскаточная машина200 000
Печи (ротационная и конвекционная)800 000
Тестомес200 000
Весы10 000
Мукопросеиватель40 000
Электрическая плита100 000
Посудомоечная машина60 000
Компьютер и кассовое оборудование80 000
Кухонный инвентарь, включая кофемашину100 000
Итого на оборудование2 230 000

3. Расходы на зарплату сотрудникам. Чтобы работать посменно, нужны как минимум два продавца. Для организации работы в зале и производства нужен управляющий — первое время занимать эту позицию может сам предприниматель, но для чистоты расчета предположим, что его мы тоже наймем со стороны.

Чтобы выпекать достаточное количество хлеба и булочек, понадобятся два пекаря и один помощник, который будет раскладывать товар на витрине и выполнять мелкие поручения. Обязательно нужна уборщица, чтобы поддерживать чистоту: регулярные уборки помещения — это требование закона.

Если есть официально трудоустроенные сотрудники, не обойтись без бухгалтера, который будет заниматься отчетностью и налогами. Для маленькой компании не обязательно нанимать его в штат, можно подключить обслуживание на аутсорсе.

Чтобы посчитать расходы на зарплату, можно зайти и посмотреть средние цены на рынке на HeadHunter или местном агрегаторе вакансий. Вряд ли получится найти сотрудников за зарплату заметно ниже средней по рынку.

ДолжностьЗарплата на руки, ₽
Управляющий90 000
Продавец-кассир, 2 ставки160 000
Пекарь, 2 ставки180 000
Помощник пекаря75 000
Самозанятая уборщица на полставки30 000
Бухгалтер на аутсорсе15 000
НДФЛ на официально трудоустроенных сотрудников(90 000 + 160 000 + 180 000 + 65 000) × 13% = 71 500
Страховые взносы за сотрудников(90 000 + 160 000 + 180 000 + 65 000) × 30,2% = 166 100
Итого фонд оплаты труда550 000 + 71 500 + 166 100 = 787 600

4. Расходы на закупку сырья. Для теста понадобятся мука, яйца, масло, молоко, дрожжи, сахар и соль. Для начинки — творог, ягоды, шоколад, капуста, картошка, лук, фарш и пряности. Раз в месяц будем покупать кофе для кофемашины.

Молоко, творог, ягоды и фарш — скоропортящиеся товары, их нужно будет заново закупать каждые три дня. Мы примерно посчитали стоимость закупки на три дня в магазине METRO, и получилось 8000 ₽.

Значит, в месяц на скоропортящиеся продукты потратим:

8000 ₽ × 10 закупок в месяц = 80 000 ₽.

Остальные продукты можно закупить сразу большой партией: они не портятся. Продукты с длинным сроком хранения обойдутся еще примерно в 80 000 ₽ в месяц.

Итого на продукты: 80 000 ₽ + 80 000 ₽ = 160 000 ₽ в месяц.

Теперь посчитаем, сколько всего примерно понадобится денег для запуска такого бизнеса.

Вложения для открытия = ремонт + оборудование.

Ремонт: 1 000 000 ₽.

Оборудование: 2 230 000 ₽.

Итого надо вложить на старте: 3 230 000 ₽.

Операционные расходы в месяц = аренда + сотрудники + закупка продуктов.

Аренда: 200 000 ₽.

Сотрудники: 787 600 ₽.

Продукты: 160 000 ₽.

Итого надо тратить в среднем в месяц: 1 147 600 ₽.

Мы закладываем в расходы на открытие траты в первые три месяца работы. Операционные расходы выйдут: 1 147 600 ₽ × 3 = 3 442 800 ₽.

Общие расходы на открытие составят: 3 230 000 ₽ + 3 442 800 ₽ = 6 672 800 ₽.

Как считать экономику бизнеса

Полный расчет экономики в бизнес-план не добавляют. Для этого составляют другой документ — финансовую модель. Это таблица, в которую заносят главные экономические показатели бизнеса и связывают их формулами. Так собственник может, к примеру, посмотреть, как увеличится выручка, прибыль и переменные расходы, если продажи бизнеса вырастут на 10%.

Финмодель показывает, как работает бизнес, и помогает планировать бюджет. В модели отражено, сколько бизнес будет тратить и сколько зарабатывать. Позже финмодель позволит находить рычаги, чтобы снижать затраты и увеличивать прибыль.

Пример финансовой модели магазина одежды

Финансовая модель в первую очередь нужна собственнику бизнеса и его помощникам. Однако, как и в случае с бизнес-планом, она может пригодиться, когда потребуется привлечь финансирование.

Бизнес-план описывает разные аспекты бизнеса, чтобы дать о нем общее представление, а финмодель затрагивает только финансовые вопросы. Она показывает, что бизнес будет продавать, по какой цене, в каких объемах и как отличаются финансовые результаты разных продуктов или направлений бизнеса. И главное — сколько денег можно заработать.

Финмодель нужна не только на старте бизнеса, но и на всем протяжении работы. Как самостоятельно составить финмодель на старте бизнеса, мы рассказали в отдельной статье.

Стоит ли заказывать бизнес-планы или скачивать их из интернета

Есть два варианта получить бизнес-план:

  • сделать самому;
  • заказать в консалтинговой компании.

Вариант 1. Сделать самому. Если вы планируете сами управлять бизнесом и развивать его, надо погрузиться в проект и понять, как это будет работать. Можно анализировать другие готовые бизнес-планы, чтобы подсмотреть идеи. Возможно, другие предприниматели предусмотрели важные моменты, о которых полезно подумать и вам.

ПлюсыМинусы
Вы разрабатываете проект с нуля и хорошо разбираетесь в нем, можете подстроить бизнес-процессы под себя, проанализировать все риски и зоны роста бизнеса. Управлять делом, которое вы организовали полностью сами, проще, чем бизнесом, который сделан по чужой кальке.Неподготовленному предпринимателю тяжело учесть все факторы, реалистично рассчитать спрос и проанализировать рынок. Однако лучше хотя бы попытаться сделать бизнес-план самому, прежде чем идти в консалтинг.

Вариант 2. Заказать в консалтинговом агентстве. Такой вариант подойдет, если нужно написать бизнес-план для банка или инвестора, сделать глубокий анализ рынка и целевой аудитории. Также консультанты помогут с финмоделью. Например, сделают расчет NPV — чистого дисконтированного дохода. Это чистая прибыль владельца бизнеса после всех расходов, выплат банкам и инвесторам, а также с учетом инфляции.

ПлюсыМинусы
Консультанты составили десятки бизнес-планов: они знают, что нужно для открытия бизнеса, и не упустят ключевые детали. Обычно специалисты готовят рекомендации по составленной финмодели: на что обратить внимание и какие риски учесть.Агент по бизнес-планированию может упустить из виду какие-то тонкие особенности бизнеса, о которых знает предприниматель. Кроме того, работать по плану, который составил другой человек, может быть непросто: такой план не учитывает личностных особенностей предпринимателя.

Просто скачать готовый бизнес-план и работать по нему не выйдет. У версии в интернете может не совпадать год, город, размер бизнеса и его специфика. К примеру, если вы открываете пекарню с упором на пирожки, бизнес-план пекарни, которая занимается тортами, уже не получится использовать в исходном виде. Скорее всего, придется самому пересчитывать расходы, переписывать маркетинговый и производственный планы. В итоге предприниматель все равно сделает бизнес-план самостоятельно.

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

С первого раза написать идеальный бизнес-план непросто. Есть четыре ошибки, которые часто допускают начинающие предприниматели.

Бизнес-план слишком объемный. Обычно бизнес-планы занимают 30—50 страниц. Если текст будет слишком большим, его будет тяжело использовать. Если у вас есть полезное исследование рынка на 30 страниц, не вставляйте его полностью, а выпишите в бизнес-план лишь ключевые положения. На такие тезисы удобнее смотреть при планировании продаж и ассортимента.

Слишком мало внимания конкурентам. У бизнеса почти всегда будут конкуренты. Важно проанализировать, как идет их работа, какие у них финансовые показатели, как менялась выручка в зависимости от глобальных трендов. Такой анализ поможет лучше понять, на каком рынке вы собираетесь работать.

Непроверенные данные и большая погрешность в расчетах. Когда планируете расходы, важно быть точным, чтобы при работе не возникли непредвиденные траты. Выручку и прибыль просчитывают в финмодели: в таких расчетах не стоит брать значения показателей, которые будут сильно отличаться от ваших конкурентов.

Необоснованные выводы о предпочтениях людей и их желании стать вашими клиентами. Если аналогичный продукт покупают в другом районе города, не обязательно, что предложение нового бизнеса будет таким же популярным. Возможно, новый магазин расположен неудачно, и проходимость будет низкой. Многое также будет зависеть от успешности маркетинговых кампаний, упаковки, цены и приветливости продавцов.

Главное

  1. Бизнес-план помогает разбить большую задачу «Запустить прибыльный бизнес» на шаги и расчеты: сколько денег нужно для запуска, что нужно купить, сколько людей нанять, как будут организованы производство и продажи.
  2. Основные два вида бизнес-планов: внешний и внутренний. Внешний — для инвесторов и банков, в нем акцент на окупаемость бизнеса и пользу вложений, внутренний — для самого предпринимателя и сотрудников, в нем акцент на расходы бизнеса.
  3. Бизнес-план должен быть удобным и информативным для предпринимателя. В плане описывают, что это будет за бизнес, его аудиторию, конкурентов, рынок, добавляют маркетинговый и производственный планы, прописывают расходы и анализ рисков.
  4. Экономику бизнеса просчитывают в финансовой модели. Это отдельный документ в виде электронной таблицы со связанными между собой финансовыми показателями.
  5. Если предприниматель готовит бизнес-план сам, он глубоко погружается в идею бизнеса, прорабатывает детали именно под свой проект. Однако без опыта тяжело с первого раза учесть все детали, сделать правильные расчеты и прогнозы. Поэтому можно изучить готовые бизнес-планы в интернете или обратиться за помощью в консалтинговые агентства.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение Тинькофф

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Павел Карпов
Павел Карпов

Какую часть бизнес-плана составить сложнее всего?

Инна

Я запустила бизнес без плана и он месяц от месяца растёт. Горжусь! ))

anastasia

Спасибо! Теперь осталось только решиться на все это)


Больше по теме

Бренд — это больше чем логотип. Разбираем на примерах, что такое бренд, кому и зачем он нужен

Страх предпринимателя — это понимание, что вложения в бренд и продвижение продукта не приводят к ожидаемому эффекту и не находят отклика у целевой аудитории. Как это победить, рассказывает сооснователь IN-OUT.AGENCY

Новости