Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как составить бизнес-план, который работает


Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Рассказываем по шагам, как составить бизнес-план, с чего начать и откуда брать цифры


Лариса Баневич

Лариса Баневич

Финансовый директор «Нескучных финансов»

Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Рассказываем по шагам, как составить бизнес-план, с чего начать и откуда брать цифры


Лариса Баневич

Лариса Баневич

Финансовый директор «Нескучных финансов»

Между идеей бизнеса и точкой, где он приносит прибыль, много шагов, нюансов и расчетов. Предпринимателю легко запутаться: с чего начать, что сделать потом, какую цену назначить и как посчитать, через сколько окупятся вложения. Чтобы все рассчитать и проложить мостик между идеей и прибыльным бизнесом, нужен бизнес-план.

Для удобства всю основную информацию из статьи собрали в краткий чек-лист. В нем вы найдете пошаговый план по составлению бизнес-плана. Пользоваться чек-листом просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.

В статье рассказываем, что такое бизнес-план, из чего состоит, как его составить и откуда брать цифры для расчетов.

Что такое бизнес-план

Когда появляется бизнес-идея, например открыть собственную пекарню, появляются и вопросы. Что потребуется для начала работы? Как сделать бизнес прибыльным и все правильно рассчитать? Какую цену назначить за товар? Как выбрать ассортимент? Сколько времени уйдет, чтобы выйти в плюс? Ответить на них, составить полную картину и все рассчитать поможет бизнес-план.

Бизнес-план — документ, в котором предприниматель подробно описывает будущий проект: какие товары будет продавать или услуги оказывать. В документе просчитывают все расходы и возможные доходы, делают анализ рынка, а также сильных и слабых сторон будущего бизнеса.

В итоге получается изложенный на бумаге план открытия и работы бизнеса. С ним будет проще понять, какие шаги нужно сделать, чтобы начать продавать, и как действовать в первые месяцы работы.

Зачем нужен бизнес-план

Бизнес-план помогает разбить большую задачу создания бизнеса на конкретные пункты, чтобы лучше понимать следующий шаг. В бизнес-плане продумывают стратегию развития, прорабатывают уязвимые места. Без него предприниматель рискует потратить слишком много денег на открытие, работать в минус или быстро израсходовать все запасы денег.

Есть два вида бизнес-планов: для внутреннего и для внешнего использования.

Внутренний бизнес-план. Такой документ будет полезен любому бизнесу. Его составляет собственник бизнеса для себя и ближайших помощников. Он должен быть максимально удобным и полезным для руководителя. Если организуете бизнес с партнером, создание общего бизнес-плана поможет понять, одинаковые ли у вас ожидания от будущего бизнеса.

Во внутренний план добавляют всю важную информацию без приукрашиваний. Обычно документ занимает 30—50 страниц.

Внешний бизнес-план. Такой бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства. Инвестор охотнее даст деньги, если увидит, что вы тщательно проанализировали рынок, экономику бизнеса и показали, как на вашей идее можно заработать. Обычно перед тем, как показать бизнес-план банку или инвестору, документ сокращают до 5—10 страниц и оставляют ключевые положения.

Без плана инвестор, скорее всего, не захочет помогать бизнесу, а банк даст только потребительский кредит.

Обычно инвесторам некогда читать несколько страниц текста с цифрами и расчетами. Поэтому для них бизнес готовит питч-дек — презентацию, в которой собраны ключевые цифры и идеи из бизнес-плана. Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана.

В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих».

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги.

Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов:

  1. Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта.
  2. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом.
  3. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес.
  4. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла.
  5. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать.
  6. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса.

Расскажем о каждом пункте подробнее.

Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает. На титульном листе нужно указать:

  • полное название бизнеса;
  • чем бизнес будет заниматься;
  • страну и город, где бизнес будет работать;
  • контактные данные;
  • организационную структуру.

Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель.

Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете.

Нужно также изучить конкурентов. Для этого можно зайти на страницы их социальных сетей и сайтов, прочитать отзывы и вопросы клиентов: чего они хотят, на что жалуются и чего им не хватает.

После анализа рынка изучите спрос. Для этого можно использовать:

  • Яндекс Вордстат — сервис, который позволяет оценивать интерес пользователей к определенным темам, сезонность бизнеса и географию поисковых запросов;
  • Google Trends — сервис от поисковой системы Google. Он помогает спрогнозировать тренды и запросы среди пользователей Google. Можно также оценить сезонность, сравнить два запроса друг с другом;
  • Компас от Тинькофф Бизнеса — сервис оценивает конкуренцию в вашей отрасли в выбранном районе города. Компас анализирует обезличенные данные о транзакциях в 16 крупнейших городах России и определяет, как часто клиенты расплачиваются за похожие товары.

Если спрос на продукт есть, можно переходить к изучению целевой аудитории своего продукта. Для этого можно составить примерный портрет клиента. Вот что может в него входить:

  • социально-демографические характеристики: пол, возраст, профессия, образование, география;
  • хобби, интересы и потребности;
  • платежеспособность
  • способы получения информации: соцсети, СМИ и рассылки.

Маркетинговый план. Здесь надо продумать будущую маркетинговую стратегию продвижения: обозначить основные каналы и методы, которые бизнес будет использовать, посчитать бюджет на продвижение.

Распространять рекламу можно в онлайне или офлайне. Какому способу отдать предпочтение — зависит от бизнеса. Например, кофейня может разместить несколько билбордов в своем районе. А компании, которая делает футболки на заказ или продвигает сайты, реклама в офлайне не подойдет.

В онлайне можно размещать рекламу в соцсетях, мессенджерах, сервисах объявлений, онлайн-картах, онлайн-СМИ и делать электронные рассылки.

В офлайне размещать объявления можно в газетах, на телевидении, радио, билбордах, растяжках, штендерах и листовках.

Маркетинг — это не только реклама, а любое продвижение. К примеру, «два мяча по цене одного» или «купи косметику на 2000 ₽ и получи маску в подарок» — рекламные или маркетинговые акции. Расходы на них тоже нужно заложить в маркетинговый бюджет. Обычно он составляет 5—20% от всех расходов бизнеса.

На одну рекламную кампанию нужно закладывать не меньше 30 000 ₽. В офлайне потратить меньше получится только при раздаче листовок. В онлайне запустить рекламу можно на любой бюджет. Но если он будет ниже 30 000 ₽, рекламу увидят слишком мало человек, и вся кампания будет неэффективной.

Производственный план. В нем прописывают все, что связано с производством и продажей продукта:

  • где вы закупаете товар для перепродажи, сырье и материалы;
  • какие помещения нужны, какой площади;
  • необходимое оборудование;
  • количество персонала, их компетенции и задачи;
  • как будет устроена логистика.

Для удобства добавили производственную цепочку и представили ее в виде схемы. Так схема работы станет наглядной, и вам будет проще оптимизировать ее.

Добавьте в план, сколько товаров вы будете производить или закупать в первые месяцы. Делать это нужно на основе прогноза спроса. Скорее всего, в реальности спрос будет не таким, как в прогнозе. Однако заготовленный прогноз даст бизнесу ориентир и поможет спланировать работу.

Анализ рисков. Анализ рисков поможет заранее предусмотреть возможные опасности, которые ожидают бизнес, и подготовиться к ним. Вот список рисков, с которыми может столкнуться почти любой бизнес:

  • низкий спрос на продукт;
  • низкая прибыль бизнеса;
  • задержки с поставками;
  • воровство — только для офлайн-магазина;
  • изменение требований площадки — если торгуете на маркетплейсах и в соцсетях.

Для каждого риска, который вы найдете, подберите решение — что нужно будет делать, чтобы не допустить такой ситуации, и как вести себя, если она все-таки случилась. Например, предприниматель открывает кофейню. Владелец делает упор на вкусный кофе — он перепробовал десятки сортов и нашел лучший. Но из-за санкций поставки этого кофе в Россию могут приостановить. Нужно заранее придумать, как действовать в такой ситуации, чтобы быстро среагировать в случае приостановки поставок.

Предприниматель может заранее узнать, какие службы могут помочь привезти нужный кофе в Россию через соседние страны. Также можно выбрать еще несколько видов кофе из других стран. Так бизнес будет больше защищен в случае кризисной ситуации.

Как считать расходы на открытие бизнеса, разберем на примерах в следующем разделе.

Подсчет расходов на открытие бизнеса

Последний пункт бизнес-плана — подсчет расходов на открытие. Продумайте производственную цепочку и все бизнес-процессы. Это поможет определить, какие траты бизнесу нужно совершить, чтобы начать продавать. Посчитаем расходы на открытие на примере пекарни в Москве на первом этаже жилого дома.

В расходы на открытие будем закладывать траты, которые ждут бизнес в первые три месяца работы. Поначалу продажи у пекарни могут быть небольшими — ее никто не знает. Чтобы у бизнеса не закончились деньги после первого месяца неудачных продаж, лучше иметь запас. Всего будет четыре статьи расходов.

1. Аренда и ремонт. Для пекарни хватит 90 м². Помещение должно отвечать требованиям санитарных правил, должна быть подключена вода и вентиляция. Такое помещение есть в ЖК, его аренда стоит 200 000 ₽ в месяц — найти объявления с примерными ценами можно, к примеру, на Циан.

Чтобы открыть в помещении пекарню, нужны ремонт, перепланировка и мебель. На это уйдет еще 1 000 000 ₽.

2. Оборудование. Приведем приблизительный список оборудования для пекарни.

ОборудованиеЦена, ₽
Морозилка и холодильник100 000
Кондиционер и вытяжка170 000
Прилавок, стеллажи, витрины300 000
Столы и стулья70 000
Тестораскаточная машина200 000
Печи (ротационная и конвекционная)800 000
Тестомес200 000
Весы10 000
Мукопросеиватель40 000
Электрическая плита100 000
Посудомоечная машина60 000
Компьютер и кассовое оборудование80 000
Кухонный инвентарь, включая кофемашину100 000
Итого на оборудование2 230 000

3. Расходы на зарплату сотрудникам. Чтобы работать посменно, нужны как минимум два продавца. Для организации работы в зале и производства нужен управляющий — первое время занимать эту позицию может сам предприниматель, но для чистоты расчета предположим, что его мы тоже наймем со стороны.

Чтобы выпекать достаточное количество хлеба и булочек, понадобятся два пекаря и один помощник, который будет раскладывать товар на витрине и выполнять мелкие поручения. Обязательно нужна уборщица, чтобы поддерживать чистоту: регулярные уборки помещения — это требование закона.

Если есть официально трудоустроенные сотрудники, не обойтись без бухгалтера, который будет заниматься отчетностью и налогами. Для маленькой компании не обязательно нанимать его в штат, можно подключить обслуживание на аутсорсе.

Чтобы посчитать расходы на зарплату, можно зайти и посмотреть средние цены на рынке на HeadHunter или местном агрегаторе вакансий. Вряд ли получится найти сотрудников за зарплату заметно ниже средней по рынку.

ДолжностьЗарплата на руки, ₽
Управляющий90 000
Продавец-кассир, 2 ставки160 000
Пекарь, 2 ставки180 000
Помощник пекаря75 000
Самозанятая уборщица на полставки30 000
Бухгалтер на аутсорсе15 000
НДФЛ на официально трудоустроенных сотрудников(90 000 + 160 000 + 180 000 + 65 000) × 13% = 71 500
Страховые взносы за сотрудников(90 000 + 160 000 + 180 000 + 65 000) × 30,2% = 166 100
Итого фонд оплаты труда550 000 + 71 500 + 166 100 = 787 600

4. Расходы на закупку сырья. Для теста понадобятся мука, яйца, масло, молоко, дрожжи, сахар и соль. Для начинки — творог, ягоды, шоколад, капуста, картошка, лук, фарш и пряности. Раз в месяц будем покупать кофе для кофемашины.

Молоко, творог, ягоды и фарш — скоропортящиеся товары, их нужно будет заново закупать каждые три дня. Мы примерно посчитали стоимость закупки на три дня в магазине METRO, и получилось 8000 ₽.

Значит, в месяц на скоропортящиеся продукты потратим:

8000 ₽ × 10 закупок в месяц = 80 000 ₽.

Остальные продукты можно закупить сразу большой партией: они не портятся. Продукты с длинным сроком хранения обойдутся еще примерно в 80 000 ₽ в месяц.

Итого на продукты: 80 000 ₽ + 80 000 ₽ = 160 000 ₽ в месяц.

Теперь посчитаем, сколько всего примерно понадобится денег для запуска такого бизнеса.

Вложения для открытия = ремонт + оборудование.

Ремонт: 1 000 000 ₽.

Оборудование: 2 230 000 ₽.

Итого надо вложить на старте: 3 230 000 ₽.

Операционные расходы в месяц = аренда + сотрудники + закупка продуктов.

Аренда: 200 000 ₽.

Сотрудники: 787 600 ₽.

Продукты: 160 000 ₽.

Итого надо тратить в среднем в месяц: 1 147 600 ₽.

Мы закладываем в расходы на открытие траты в первые три месяца работы. Операционные расходы выйдут: 1 147 600 ₽ × 3 = 3 442 800 ₽.

Общие расходы на открытие составят: 3 230 000 ₽ + 3 442 800 ₽ = 6 672 800 ₽.

Как считать экономику бизнеса

Полный расчет экономики в бизнес-план не добавляют. Для этого составляют другой документ — финансовую модель. Это таблица, в которую заносят главные экономические показатели бизнеса и связывают их формулами. Так собственник может, к примеру, посмотреть, как увеличится выручка, прибыль и переменные расходы, если продажи бизнеса вырастут на 10%.

Финмодель показывает, как работает бизнес, и помогает планировать бюджет. В модели отражено, сколько бизнес будет тратить и сколько зарабатывать. Позже финмодель позволит находить рычаги, чтобы снижать затраты и увеличивать прибыль.

Пример финансовой модели магазина одежды

Финансовая модель в первую очередь нужна собственнику бизнеса и его помощникам. Однако, как и в случае с бизнес-планом, она может пригодиться, когда потребуется привлечь финансирование.

Бизнес-план описывает разные аспекты бизнеса, чтобы дать о нем общее представление, а финмодель затрагивает только финансовые вопросы. Она показывает, что бизнес будет продавать, по какой цене, в каких объемах и как отличаются финансовые результаты разных продуктов или направлений бизнеса. И главное — сколько денег можно заработать.

Финмодель нужна не только на старте бизнеса, но и на всем протяжении работы. Как самостоятельно составить финмодель на старте бизнеса, мы рассказали в отдельной статье.

Стоит ли заказывать бизнес-планы или скачивать их из интернета

Есть два варианта получить бизнес-план:

  • сделать самому;
  • заказать в консалтинговой компании.

Вариант 1. Сделать самому. Если вы планируете сами управлять бизнесом и развивать его, надо погрузиться в проект и понять, как это будет работать. Можно анализировать другие готовые бизнес-планы, чтобы подсмотреть идеи. Возможно, другие предприниматели предусмотрели важные моменты, о которых полезно подумать и вам.

ПлюсыМинусы
Вы разрабатываете проект с нуля и хорошо разбираетесь в нем, можете подстроить бизнес-процессы под себя, проанализировать все риски и зоны роста бизнеса. Управлять делом, которое вы организовали полностью сами, проще, чем бизнесом, который сделан по чужой кальке.Неподготовленному предпринимателю тяжело учесть все факторы, реалистично рассчитать спрос и проанализировать рынок. Однако лучше хотя бы попытаться сделать бизнес-план самому, прежде чем идти в консалтинг.

Вариант 2. Заказать в консалтинговом агентстве. Такой вариант подойдет, если нужно написать бизнес-план для банка или инвестора, сделать глубокий анализ рынка и целевой аудитории. Также консультанты помогут с финмоделью. Например, сделают расчет NPV — чистого дисконтированного дохода. Это чистая прибыль владельца бизнеса после всех расходов, выплат банкам и инвесторам, а также с учетом инфляции.

ПлюсыМинусы
Консультанты составили десятки бизнес-планов: они знают, что нужно для открытия бизнеса, и не упустят ключевые детали. Обычно специалисты готовят рекомендации по составленной финмодели: на что обратить внимание и какие риски учесть.Агент по бизнес-планированию может упустить из виду какие-то тонкие особенности бизнеса, о которых знает предприниматель. Кроме того, работать по плану, который составил другой человек, может быть непросто: такой план не учитывает личностных особенностей предпринимателя.

Просто скачать готовый бизнес-план и работать по нему не выйдет. У версии в интернете может не совпадать год, город, размер бизнеса и его специфика. К примеру, если вы открываете пекарню с упором на пирожки, бизнес-план пекарни, которая занимается тортами, уже не получится использовать в исходном виде. Скорее всего, придется самому пересчитывать расходы, переписывать маркетинговый и производственный планы. В итоге предприниматель все равно сделает бизнес-план самостоятельно.

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

С первого раза написать идеальный бизнес-план непросто. Есть четыре ошибки, которые часто допускают начинающие предприниматели.

Бизнес-план слишком объемный. Обычно бизнес-планы занимают 30—50 страниц. Если текст будет слишком большим, его будет тяжело использовать. Если у вас есть полезное исследование рынка на 30 страниц, не вставляйте его полностью, а выпишите в бизнес-план лишь ключевые положения. На такие тезисы удобнее смотреть при планировании продаж и ассортимента.

Слишком мало внимания конкурентам. У бизнеса почти всегда будут конкуренты. Важно проанализировать, как идет их работа, какие у них финансовые показатели, как менялась выручка в зависимости от глобальных трендов. Такой анализ поможет лучше понять, на каком рынке вы собираетесь работать.

Непроверенные данные и большая погрешность в расчетах. Когда планируете расходы, важно быть точным, чтобы при работе не возникли непредвиденные траты. Выручку и прибыль просчитывают в финмодели: в таких расчетах не стоит брать значения показателей, которые будут сильно отличаться от ваших конкурентов.

Необоснованные выводы о предпочтениях людей и их желании стать вашими клиентами. Если аналогичный продукт покупают в другом районе города, не обязательно, что предложение нового бизнеса будет таким же популярным. Возможно, новый магазин расположен неудачно, и проходимость будет низкой. Многое также будет зависеть от успешности маркетинговых кампаний, упаковки, цены и приветливости продавцов.

Главное

  1. Бизнес-план помогает разбить большую задачу «Запустить прибыльный бизнес» на шаги и расчеты: сколько денег нужно для запуска, что нужно купить, сколько людей нанять, как будут организованы производство и продажи.
  2. Основные два вида бизнес-планов: внешний и внутренний. Внешний — для инвесторов и банков, в нем акцент на окупаемость бизнеса и пользу вложений, внутренний — для самого предпринимателя и сотрудников, в нем акцент на расходы бизнеса.
  3. Бизнес-план должен быть удобным и информативным для предпринимателя. В плане описывают, что это будет за бизнес, его аудиторию, конкурентов, рынок, добавляют маркетинговый и производственный планы, прописывают расходы и анализ рисков.
  4. Экономику бизнеса просчитывают в финансовой модели. Это отдельный документ в виде электронной таблицы со связанными между собой финансовыми показателями.
  5. Если предприниматель готовит бизнес-план сам, он глубоко погружается в идею бизнеса, прорабатывает детали именно под свой проект. Однако без опыта тяжело с первого раза учесть все детали, сделать правильные расчеты и прогнозы. Поэтому можно изучить готовые бизнес-планы в интернете или обратиться за помощью в консалтинговые агентства.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Павел Карпов
Павел Карпов

Какую часть бизнес-плана составить сложнее всего?

Инна

Я запустила бизнес без плана и он месяц от месяца растёт. Горжусь! ))

anastasia

Спасибо! Теперь осталось только решиться на все это)

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

anastasia, желаем удачи ;)

user5827

Такой подробный бизнес-план не нужен на старте

cleo

Бизнес план, конечно, не гарантирует идеальный результат, но без плана будет тяжело)

julia.andy

Для меня сложнее всего просчитать риски. Кажется, что не могу предугадать все и сразу.

lana.mayak

Интересно, а получалось ли у кого-то начать бизнес без плана?


Больше по теме

Новости