Представьте ситуацию. Семья — мама, папа и двое детей — пришла в фотоцентр, чтобы сделать фото для загранпаспорта. Там говорят, что принимают только наличные, а у взрослых с собой только карты. В итоге семья все равно сделает фотографии, просто в другом фотоцентре.
Чтобы не терять клиентов в таких ситуациях, нужно предлагать больше вариантов оплаты, причем для онлайн- и офлайн-бизнеса они будут разными. Собрали данные в таблицу, а ниже рассмотрим каждый вариант подробно.
Способ № 1: оплата наличными
Несмотря на отключение Apple Pay и Google Pay, россияне не вернулись к оплате наличными. В 2022—2023 годах наблюдался небольшой рост налички в обращении, но в начале 2024 года доля наличных снизилась до минимального за последние годы значения — ниже 18%. Оплату наличными вытесняют карты, платежные стикеры и оплата по QR-коду.
Под наличными понимают бумажные деньги. Принимать оплату переводом на личную карту запрещено, написали об этом отдельную статью.
Какому бизнесу подходит. Удобнее всего принимать наличные в розничных точках продаж, когда покупатель платит сразу за товар, работу или услугу, особенно если торгуете в местах с нестабильным интернетом. Также наличные подойдут онлайн-магазинам с курьерской доставкой.
Плюсы. Наличкой можно расплатиться без подключения к интернету. Вы получаете деньги мгновенно и можете их потратить на нужды бизнеса — не нужно ждать, пока они появятся на расчетном счете.
Минусы. Бумажные деньги и монеты не очень удобно использовать. Их нужно считать вручную, это отнимает время и может создать очередь, если в магазине большой поток покупателей. Еще есть риск ошибиться при подсчетах или нарваться на поддельные купюры.
Если принимаете наличку, нужно регулярно проводить инкассацию и следить за тем, как обращаются с деньгами сотрудники.
Среднему и крупному бизнесу нельзя долго хранить наличные у себя — их нужно класть на расчетный счет. Чтобы деньги попали в банк, придется отвозить их самому или пользоваться услугами инкассаторов.
Как начать использовать. Чтобы принимать оплату наличными, нужен кассовый аппарат, который будет печатать чеки. Если понадобится инкассация, нужно будет заключить договор с банком.
Также бизнесу, скорее всего, понадобится онлайн-касса — не путайте с облачной онлайн-кассой, которая нужна для расчетов в интернете. Необходимость такой кассы не связана со способом приема оплаты — онлайн-касса по закону нужна при любых способах, если принимаете деньги от физлиц.
Из этого правила есть исключения. Например, предприниматели, работающие в труднодоступных населенных пунктах, могут не использовать онлайн-кассу и не выдавать покупателю чек. Однако если клиент потребует, нужно будет выдать чек — даже написанный от руки.
Способ № 2: оплата банковскими картами
Платежи банковской картой — классический вид безналичных расчетов. После ухода Google Pay и Apple Pay карты стали еще популярнее. Для приема таких платежей бизнесу нужен эквайринг.
Эквайринг — это услуга банка, с помощью которой можно принимать платежи по картам. Он бывает двух видов:
- Торговый эквайринг. Простыми словами, это специальный терминал, к которому покупатель прикладывает карту.
- Интернет-эквайринг — онлайн-форма для приема платежей в интернете.
Какому бизнесу подходит. Любым ИП или ООО — нужно только выбрать между торговым и интернет-эквайрингом либо подключить оба варианта.
Торговый эквайринг используют в офлайне — в магазинах, салонах и при оплате курьеру. Для такого эквайринга нужен специальный терминал для приема карт. Он может быть переносным или стационарным.
Интернет-эквайринг нужен для приема платежей в интернете. Когда клиент выбрал товар или услугу, в корзине он нажимает кнопку «Оплатить» и переходит на платежную форму, где может расплатиться разными способами, в том числе картой.
Принимать платежи можно на сайте или в мобильном приложении. Если сайта нет, можно отправлять клиенту ссылку на оплату в соцсетях, мессенджерах, по e-mail или СМС. По ссылке клиент попадет на страницу с платежной формой, где ему останется только ввести данные карты и оплатить покупку.
Плюсы. Главный плюс эквайринга — у клиентов появляется больше возможностей расплатиться, а бизнес получит меньше отказов от покупок. Например, у покупателя не хватает наличных, зато есть кредитка. Снимать с кредитки деньги он не будет, потому что по ней высокий процент, а еще нужно идти до банкомата. Если продавец предложит оплату картой, клиент уйдет с покупкой.
С помощью интернет-эквайринга можно продавать товары по всей России, даже не имея сайта. У вас не возникнет сложностей с оплатой, которые ограничивали бы географию продаж.
Деньги всегда остаются под защитой, их не нужно везти в банк — они попадают на ваш расчетный счет автоматически. Также нет рисков получить поддельные купюры.
Минусы. Деньги за покупку попадают на расчетный счет продавца не сразу, а на следующий день. В некоторых банках процесс занимает до трех суток.
Как начать использовать. Чтобы подключить любой эквайринг, нужно оставить заявку на сайте банка. Для торгового эквайринга понадобится терминал — его можно купить или взять в аренду бесплатно. Затем его нужно будет подключить к онлайн-кассе магазина.
В розничной торговле можно использовать терминал эквайринга, совмещенный с онлайн-кассой. У вас будет всего один аппарат, который будет и принимать оплату, и отправлять чеки в налоговую. При подключении торгового эквайринга Т-Банк даст кассу два в одном в использование бесплатно.
Для интернет-эквайринга процесс аналогичный: нужно оставить заявку на сайте сервиса и настроить прием платежей онлайн.
Для приема платежей в онлайне нужна отдельная облачная онлайн-касса, которая будет создавать виртуальные чеки, или сервис Чеки от Т‑Кассы.
Способ № 3: T-Pay
T-Pay — сервис, который позволяет клиентам платить в онлайне без ввода данных карты. Главное условие — покупатель должен быть клиентом Т-Банка.
Работает это так. Продавец добавляет способ оплаты на свой сайт, и при оформлении заказа клиент видит кнопку T-Pay. Когда он ее нажмет, автоматически перейдет в приложение Т-Банка для физлиц. Покупателю останется только подтвердить оплату.
Если денег не хватает, клиент может выбрать другой счет списания или пополнить основной счет прямо в процессе оплаты — например, перевести с другого счета или с карты другого банка.
Какому бизнесу подходит. Любым онлайн-магазинам при продажах в интернете.
Плюсы. Оплата проходит быстро, достаточно пары кликов — данные карты вводить не нужно. У бизнеса снижается число отмен из-за того, что покупатель неправильно ввел реквизиты карты или на его счету нет нужной суммы.
Минусы. T-Pay работает в онлайне, для розничной торговли в магазине он не подойдет. Сервисом смогут воспользоваться только покупатели — клиенты
T-Pay пока работает только в связке с интернет-эквайрингом Т-Кассы. Если у вас другой интернет-эквайринг, подключить T-Pay не получится.
Как начать использовать. Нужно оставить заявку на сайте Т-Банка. Способ подключения зависит от способа интеграции. Если у вас уже есть интернет-эквайринг и платежная форма от Т-Кассы, подключить способ оплаты можно в несколько кликов в личном кабинете Т-Бизнеса.
Если у вас есть интернет-эквайринг Т-Кассы, но своя платежная форма — нужно будет встроить способ оплаты на ваш сайт, персональный менеджер поможет настроить сервис.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Способ № 4: прием платежей по QR-коду
В некоторых магазинах рядом с кассой есть наклейка или экран с QR-кодом. Клиент может оплатить покупку, наведя на код камеру в приложении банка.
Еще QR-коды можно встроить на сайт продавца. Тогда при оплате в онлайне клиент сможет, например, навести камеру на изображение QR-кода на компьютере или нажать на кнопку на платежной форме при оплате со смартфона.
Для офлайн-бизнеса в Т-Банке есть пять способов принимать платежи по QR-коду. Подробно о них можно прочесть на отдельной странице, а здесь кратко их перечислим:
- На распечатке или наклейке.
- На экране терминала торгового эквайринга.
- На экране онлайн-кассы с эквайрингом aQsi.
- На смартфоне продавца в мобильном приложении Т‑Бизнеса.
- На мониторе кассы.
Для онлайн-бизнеса есть два способа:
- Через платежную форму на сайте.
- Через форму оплаты по ссылке в мессенджере.
Какому бизнесу подходит. Любому бизнесу — самозанятым, предпринимателям и компаниям. Использовать QR-коды можно в розничных продажах и в онлайне. Не подойдет лишь тем, кто торгует в местности без интернета. В Т-Банке оплату по QR-кодам могут настроить ИП и ООО.
Плюсы. Для бизнеса QR-коды дешевле эквайринга. Комиссия, которую платит продавец, — 0,4 или 0,7% в зависимости от вида деятельности. В эквайринге комиссия — от 1,2%.
При оплате по QR-коду деньги зачисляются на счет мгновенно. При оплате по карте — на следующий день, даже в выходные и праздники.
Минусы. Клиентов бывает сложно убедить заплатить по QR-коду. Когда у клиента карта под рукой, ему удобнее приложить пластик к терминалу эквайринга, чем отсканировать код камерой и переходить в приложение банка. Однако для тех, кто не привык носить карты, QR-коды окажутся удобнее.
Еще при оплате по QR-коду покупатель не получает кэшбэк, а это может стать для него весомой причиной не платить по QR-коду.
Если вы торгуете в офлайне, рядом с вашей кассой должен хорошо ловить интернет. Клиенту будет неудобно, если приложение банка будет долго загружаться — особенно если за покупателем скопилась очередь.
Возможно, какой-то клиент не сможет заплатить по QR-коду. Транзакции могут проходить только между банками — участниками СБП. На 1 августа 2024 года к СБП подключились 220 из 318 действующих банков. Все крупные банки подключились к системе, поэтому у большинства клиентов проблем с оплатой по QR-коду не будет.
Как подключить. Чтобы подключить оплату по QR-коду, нужно оставить заявку на сайте банка. Если нужно встроить QR-коды на ваш сайт, менеджер Т-Банка поможет разобраться, как это сделать.
Способ № 5: прием платежей через смартфон продавца
Продавец может генерировать QR-код для оплаты или принимать бесконтактный платеж при помощи своего смартфона. Для этого нужен Android-смартфон с NFC и приложение Pay to phone от Т-Банка. После оплаты нужно вручную пробить чек на онлайн-кассе.
Какому бизнесу подходит. ИП и компаниям. Например, когда в магазине несколько продавцов со смартфонами и кассир, который печатает чеки. Главное, чтобы на смартфоне был интернет.
Плюсы. Комиссия за такие платежи картой — 1% за первые 100 000 ₽ ежемесячно, для сумм свыше — 1,79%. Если покупатель оплачивает по QR-коду, комиссия 0,4 или 0,7% в зависимости от вида деятельности.
Если бизнес-счет в Т-Банке уже открыт, подключить Pay to phone можно в течение 10 минут. Если бизнес-счета нет, но продавец — клиент Т-Банка, подключение займет не больше часа.
В приложении Т-Банка для предпринимателей на Android и iOS можно принимать платежи по QR-коду.
Минусы. Работает только на Android-смартфонах, на iPhone подключить Pay to phone не получится. Чтобы принимать оплату картой, нужен смартфон с NFC-модулем.
Продавцу все равно нужна касса для печати чеков после каждой покупки.
Как начать использовать. Подключить может ИП или руководитель компании. Нужно установить приложение на смартфон, авторизоваться и подключить сервис при помощи менеджера.
Способ № 6: рассрочки и кредиты — POS-кредитование
Рассрочка дает клиенту возможность оплатить покупку не сразу, а несколькими частями.
Когда рассрочку или кредит оформляют сразу во время покупки, это называется POS-кредитованием — от английского point of sales — место продаж. Покупатель получает кредит или рассрочку прямо в магазине или онлайн.
В Т-Банке рассрочки и POS-кредиты выдают через сервис Т-Рассрочка. В него входят семь банков для онлайн-оплаты и десять — для офлайн-платежей. При оформлении рассрочки заявка уходит во все банки, чтобы увеличить вероятность положительного решения. Ответ поступает в течение двух минут — остается только подписать договор с клиентом.
Т-Рассрочку можно оформить для покупок на сумму от 3 000 до 500 000 ₽. Заявку оформляет продавец в магазине или сам покупатель на сайте или в магазине.
Если у продавца расчетный счет в Т-Банке — деньги за продажу придут день в день. Если в другом банке — деньги будут на следующий день.
При продажах через интернет-магазин клиенту не нужно ждать курьера с бумагами. Оформление договора займет несколько минут. Вот как процесс получения рассрочки в интернете видит покупатель.
Какому бизнесу подойдет. Любым компаниям и ИП — для торговли в онлайне или розничном магазине. Лучше всего кредиты и рассрочки подойдут при продаже дорогих товаров и услуг — например, онлайн-курсов, мебели, бытовой техники, смартфонов или ремонта авто.
Плюсы. Появление рассрочки или кредита в бизнесе увеличивает продажи, потому что покупатели могут позволить себе больше трат. Например, если у человека сломался холодильник, ему нужен новый уже сегодня. Он может купить новый или подержанный. Не у всех есть свободные деньги на новую технику, и магазин может потерять такого клиента — он купит технику с рук. Если же у магазина подключено POS-кредитование, покупатель может забрать без первого взноса новый холодильник из магазина и оплачивать его в течение нескольких месяцев.
В 2024 году Т-Банк проанализировал обезличенные данные более 3 млн транзакций в магазинах-партнерах. При оплате картой средний чек составлял 21 589 ₽, а при оплате в рассрочку — 61 181 ₽.
Рассрочки от банка сильно увеличивают оборачиваемость денег продавца. Товар продан — деньги уже есть, их можно снова вложить в бизнес. Если бы магазин выдал рассрочку сам, ему бы пришлось ждать, пока покупатель выплатит ее. Все это время деньги не работают на бизнес.
Рассрочку быстро оформить — ответ покупателю придет за две минуты, а весь процесс не займет больше десяти. В заявке покупателю нужно указать имя, номер телефона и паспортные данные. Если покупатель — клиент Т-Банка, данные подтянутся автоматически.
Оформить рассрочку для покупателя можно по QR-коду. Например, код можно разместить в торговом зале на товарах — это один универсальный QR-код на любой срок рассрочки. Это проще и быстрее обычных заявок на бумажных листах. Магазину «Холодильник.ру» QR-коды помогли вдвое сократить время работы продавцов с покупателями.
Банк берет на себя риски невозврата денег. Продавец сразу получает сумму на счет. Продавцу не нужно контролировать, как клиент будет возвращать деньги банку.
При продажах через рассрочку и кредит банк не берет комиссию за эквайринг, потому что карты клиентов не участвуют в оформлении.
Минусы. Разовая продажа в рассрочку обходится бизнесу дороже, чем эквайринг. Клиент занимает деньги в банке, чтобы оплатить товар, но не платит процентов. За покупателя их платит магазин. Процент — комиссия, которая рассчитывается при оформлении рассрочки и зависит от ее условий. Эта комиссия иногда выше комиссии по эквайрингу.
Если покупатель оформляет кредит, то бизнес ничего не платит. Клиент сам платит за использование денег банка.
Как начать использовать. Как начать использовать. Нужно оставить заявку на подключение на сайте банка. Дальше рассрочки и кредиты нужно настроить для продажи в онлайне или в розничном магазине, банк с этим поможет. Подключиться к сервису Т-Рассрочка и начать использовать его можно за один день.
Продавать в рассрочку дистанционно можно даже без сайта. Например, можно отправлять ссылку на форму рассрочки клиентам в мессенджер или по СМС. При продажах в розничных точках заявку на рассрочку оформит продавец. При подключении POS-кредитования банк научит ваших сотрудников с ним работать.
Способ № 7: BNPL-сервисы — Долями
BNPL-сервисы — от английского buy now pay later — переводится как «купи сейчас, заплати потом». Сумму покупки разбивают на равные части, и клиент выплачивает их в течение одного-двух месяцев. При этом покупатель не заключает кредитный договор, поэтому BNPL — это не рассрочка.
Т-Банк создал первый в России BNPL-сервис Долями для онлайн-продаж. Он делит стоимость покупки на четыре равных платежа. 25% покупатель платит сразу, оставшиеся три части списываются с карты автоматически с интервалом в две недели — в сумме почти полтора месяца.
Для клиента оплата Долями похожа на обычный расчет по карте или подписку на товар. Разница лишь в том, что деньги будут списываться частями плюс небольшой сервисный сбор, который включен в состав первого платежа.
У Долями есть отдельные мобильное приложение и сайт, где находятся все магазины, которые работают через этот сервис. В приложении покупатели ищут магазины и товары по категориям, переходят на сайты продавцов, зная, что смогут расплатиться Долями.
За оформление заказа Долями магазин платит фиксированный процент от стоимости покупки, он зависит от сегмента продаж. Если у продавца расчетный счет в Т-Банке, магазин сразу получит всю сумму с продажи. Если в другом банке — деньги будут через день.
Магазин брендовой одежды BRANDSHOP подключил сервис Долями летом 2022 года. Тогда оплата частями была доступна только для онлайн-покупателей. Сервис показал свою эффективность в первые месяцы, и его решили внедрить для офлайн-покупателей.
В магазинах поменяли кассовые мониторы и обновили чеки. Покупатели сразу видели, сколько стоит товар с учетом оплаты Долями. В итоге выросла лояльность клиентов, доля сервиса в общем объеме оплат постоянно увеличивается, а средний чек стал больше на 20%.
Какому бизнесу подойдет. Долями можно оформить покупку до 30 000 ₽. Сервис подойдет для продаж одежды, обуви, аксессуаров, товаров для здоровья, спортивных и детских товаров, а также онлайн-курсов. Использовать Долями могут компании и ИП при продажах на сайте и в мобильном приложении.
Плюсы. Долями увеличивают средний чек и объем продаж.
Представим человека, который зашел на сайт спортивного магазина выбрать форму для фитнеса себе и жене. Нужны две футболки, две пары кроссовок, шорты и лосины.
Решиться на покупку двух комплектов сразу непросто. Покупатель решает не брать футболку и сэкономить на кроссовках, потому что можно пока походить в старых. В итоге в чеке только женская футболка и лосины — остальное мужчина решил купить в следующем месяце. После зарплаты клиент может купить кроссовки в другом магазине или вообще передумать их брать.
С Долями же два комплекта формы легче купить сразу — не нужно переживать насчет остальных расходов. Следующие платежи можно внести после зарплаты.
Бизнес получает сумму с продажи за вычетом комиссии сервиса в течение суток — как при обычном эквайринге. Продавцу не нужно ждать, когда клиент расплатится за покупку. За счет этого Долями увеличивает оборачиваемость денег — их можно снова использовать в бизнесе.
Клиенту не нужно заключать кредитный договор или договор рассрочки. Процесс похож на простую оплату в интернете.
Долями привлекает новых клиентов. Бизнес, который пользуется Долями, появляется на сайте сервиса и в его мобильном приложении. Это увеличивает трафик на сайте продавца.
Минусы. Комиссия за продажу Долями для большинства продаж составит 5,5%.
Как начать использовать. Нужно оставить заявку на подключение на сайте сервиса. После подписания документов Долями нужно встроить на сайт или в приложение магазина — есть несколько готовых решений, как это сделать. На странице сервиса есть подробная инструкция — банк поможет настроить работу.
Главное
- По данным исследования T-Data, у бизнеса с тремя и более способами приема платежей оборот в три раза выше.
- Принимать платежи можно не только наличными и банковской картой, а также по QR-коду, через сервис T-Pay или смартфон продавца. Еще можно подключить рассрочки для ваших покупателей, POS-кредитование и BNPL-сервис Долями для оплаты частями.
- Когда выбираете банк для обслуживания бизнеса, обращайте внимание, какие способы принимать оплату вам будут доступны. В Т-Банке подключить любой способ оплаты можно бесплатно.
Какие способы оплаты вы уже используете и какие хотели бы подключить?