В начале пути будущему владельцу доставки предстоит разработать бизнес-план. Он поможет убедиться, что на продукт есть спрос и дело не понесет убытки. И это только начало: чтобы открыть собственную доставку, понадобится сделать немало шагов. Например, зарегистрировать бизнес, найти помещение, которое соответствует санитарным нормам, а перед открытием — уведомить Роспотребнадзор.
В статье поможем разобраться, что делать на каждом этапе. Для этого поговорили с основателем сети «Суши-Маркет» Андреем Колмогоровым и разузнали обо всех этапах запуска доставки. Обсудили юридические аспекты, узнали, как разработать меню и без чего не обойтись на старте.
Материал подойдет тем, кто планирует открывать доставку любой готовой еды.
План по открытию бизнеса
Если вы ни разу не работали в общепите, запустить бизнес будет сложно. Советуем начинать открытие бизнеса по доставке еды с работы у конкурента. Можно на месяц устроиться к нему поваром или оператором доставки.
Этот опыт поможет понять специфику и избежать ошибок в своем бизнесе: например, узнаете, без каких сотрудников можно обойтись и как правильно хранить продукты. А еще поймете, нравится ли вам эта сфера.
Если после работы в общепите вам захочется запустить свой бизнес, вот 11 шагов, чтобы открыть собственную доставку.
Подробно разберем каждый шаг и поделимся ссылками на нужные документы и материалы.
Шаг 1. Составить бизнес-план
Прежде чем запускать бизнес, нужно составить бизнес-план. С его помощью вы на берегу обозначите, в чем цель вашего дела и с какой аудиторией будете работать, а еще посчитаете приблизительные затраты.
Вот что стоит проанализировать и разработать на старте.
Аудиторию. Чтобы запустить бизнес, который будет пользоваться спросом, нужно изучить целевую аудиторию. Это люди, которым может быть интересен ваш продукт, проще говоря — потенциальные клиенты.
Анализ целевой аудитории помогает на старте понять, чего ожидает потенциальный покупатель и что интересного вы можете ему предложить. Например, в ходе анализа можете узнать, что ваша аудитория выбирает доставку, основываясь только на цене роллов. Поэтому премиальные сеты для них не подходят, нужно предлагать недорогие позиции.
Один из способов проанализировать аудиторию — поговорить с ней лично. Так вы узнаете, кто заказывает, скажем, суши и чего им не хватает в нынешних доставках.
Сделать это можно так: попросите друзей и знакомых, которые заказывают еду, дать небольшое интервью. На нем расспросите, что им нравится и, наоборот, отталкивает в доставках, в каких ситуациях они делают заказ.
В результате беседы вы сможете понять, в какие моменты люди пользуются доставкой, кто эти люди и в чем хороши конкуренты. К примеру, узнаете, что чаще всего доставкой пользуются, когда нет сил готовить ужин, реже — чтобы перекусить на обед. И, например, будете открывать кухню ближе к вечеру, чтобы она не простаивала целый день.
Эти знания пригодятся для разработки концепции и будущего меню.
Конкурентов. Чтобы узнать, в чем преуспевают и проигрывают другие доставки, проводят конкурентный анализ.
Проводить анализ следует в два этапа. Сначала изучите сайт, социальные сети конкурентов, меню, особенности доставки, акции, стоимость блюд и отзывы в интернете. Второй этап — выберите несколько заведений, на которые хотите равняться, и закажите у них популярные позиции. Это поможет детально изучить конкурентов:
- поймете, как они доставляют блюда: сколько времени едет курьер, сколько стоит доставка;
- посмотрите, как упаковывают продукцию: используют крафтовые пакеты или обычные целлофановые маечки;
- попробуете блюда и оцените качество роллов;
- подглядите фишки. Некоторые доставки добавляют к заказу рекламные буклеты с акциями или кладут в подарок соевый соус.
Удобно сравнивать конкурентов с помощью таблицы, например такой:
Слабые стороны есть как у крупных, так и у мелких заведений. Анализ поможет подсветить промахи и фишки конкурентов, эти знания вы сможете внедрить в свой проект. Например, если конкурент зимой возит горячие роллы без термосумки, они не успевают доехать теплыми. Вы подметите эту ошибку и не повторите ее.
Спрос. Этот анализ позволяет узнать, насколько актуальна доставка суши и роллов в вашем городе.
Чтобы проанализировать спрос, можно воспользоваться бесплатным инструментами: Яндекс Вордстат и Google Trends. Они показывают, как часто пользователи вашего региона набирали определенный запрос в поисковике.
Чтобы воспользоваться инструментом, достаточно вбить нужный ключевой запрос. Результат показываем на скриншоте.
Еще убедиться в наличии спроса помогает предыдущий анализ конкурентов. Пока будете их изучать, узнаете, насколько доставка востребована и как часто получает заказы. Понять это можно, например, по количеству отзывов в социальных сетях.
Когда проанализируете обстановку, сможете приступить к обдумыванию идеи.
Концепцию. Это то, как заведение представляет себя на рынке, какой у него образ. Концепция нужна, чтобы выделиться среди конкурентов и привлечь внимание потенциальных клиентов. От выбора концепции зависит будущий адрес кухни, способы продвижения и дизайн бренда.
Допустим, бизнес позиционирует себя как доставку с премиальными роллами. Тогда помещение им стоит арендовать в районе элитного ЖК, чтобы курьер успевал быстро доставлять заказы и горячие роллы не остывали.
А в меню компании будут позиции, которые не встретишь в бюджетной доставке. Например, роллы с большим количеством красной рыбы и с необычными ингредиентами в составе, вроде настоящей икры и трюфеля.
Когда будете разрабатывать концепцию, подумайте вот над чем:
- Сегмент, в котором будете работать: бюджетная еда, еда по средней цене или премиальные роллы.
- Ассортимент: будете готовить только суши и роллы или, например, еще и салаты и супы.
- Какое у вас позиционирование. К примеру, вы будете продавать роллы среди студентов, поэтому у вас бюджетные цены и постоянные акции для молодежи.
- В чем ваши преимущества. Например, доставка за 45 минут.
В результате разработки концепции вы сможете определиться с меню и сузите районы доставки еды.
Способы доставки еды. На этапе бизнес-плана нужно определиться, как вы будете доставлять еду до клиентов. Есть два способа: через агрегаторы и самостоятельно.
В первом случае можно подключиться, например, к Яндекс Еде. Достаточно заполнить заявку на их сайте, с вами свяжется менеджер и обговорит условия сотрудничества.
Если хотите доставлять сами, придется нанять курьеров и обдумать, как будете доставлять еду и на чем. Владельцы бизнеса редко покупают транспорт курьерам, поэтому выгодно нанимать людей, у которых уже есть велосипеды, самокаты или автомобиль.
Недостатки и преимущества есть у обоих способов. Расписали их в таблице:
Не обязательно ограничиваться только одним способом, оба варианта можно совмещать.
«Даже если хотите доставлять еду сами, начинающему предпринимателю точно стоит подключаться еще и к агрегатору. Так он будет конкретно платить за приведенного клиента, что поможет сэкономить на зарплате курьеров в штате. А еще агрегаторы помогают находить первых клиентов.
Схема такая: подключаетесь к площадке → делаете красивые фотографии блюд из меню → получаете клиентов, если они заинтересованы в вашей еде».
Андрей Колмогоров
Владелец сети доставки «Суши-Маркет»
Клиенты от агрегатора со временем могут начать обращаться к вам напрямую. Чтобы ускорить этот процесс, можно добавлять к заказу листовки с вашими контактами и актуальными акциями.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Когда составите бизнес-план и убедитесь, что спрос на доставку есть, приступайте к регистрации бизнеса. Без этого шага не выйдет, например, оформить договоры с поставщиками, арендодателями и легально продавать роллы. Очередность действий такая:
- выбрать коды ОКВЭД;
- выбрать форму регистрации бизнеса;
- выбрать режим налогообложения и подать уведомление в налоговую;
- подключить расчетно-кассовое обслуживание;
- установить онлайн-кассу;
- подключить эквайринг.
А теперь о каждом подробнее.
Выбрать коды ОКВЭД. В заявлении на регистрацию ИП или ООО будущий предприниматель указывает деятельность, которой планирует заниматься. Эта информация нужна налоговой и Росстату, чтобы понимать, чем конкретно вы занимаетесь.
Каждому виду деятельности присвоен определенный код. У доставки суши и роллов код ОКВЭД — 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания».
Кодов может быть несколько: основной и дополнительные. Если запланируете масштабироваться, к примеру из доставки вырастете в ресторан, просто обновите коды. Добавите к ним дополнительный вид деятельности — 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания». Сделать это можно в личном кабинете на сайте налоговой службы.
Выбрать форму регистрации бизнеса. Управлять доставкой суши и роллов может как ИП, так и ООО.
На старте не придется нанимать много персонала, поэтому советуем зарегистрировать ИП. У ИП несложная отчетность и всего один налог с доходов — сможете сэкономить на бухгалтере и не нанимать его в штат. Достаточно ограничиться его услугами на аутсорсе или вовсе вести бухгалтерию самостоятельно.
Но если планируете открывать дело с партнером, придется регистрировать ООО.
Выбрать режим налогообложения и подать уведомление в налоговую. Когда регистрируете бизнес, он автоматически попадает под общую систему налогообложения. Для малого бизнеса это самый сложный и дорогой режим. Поэтому стоит подобрать альтернативный режим и перейти на него.
У ИП и ООО, которые доставляют готовую еду, на выбор есть несколько режимов налогообложения. Расписали их в таблице.
Стоимость патента можно рассчитать в специальном сервисе налоговой службы.
Если есть возможность, проконсультируйтесь с опытным бухгалтером. Он подскажет, какой режим стоит выбрать в вашей ситуации.
Когда выберете подходящий налоговый режим, уведомите об этом налоговую.
Чтобы перейти на УСН и АУСН, уведомление нужно подать вместе с документами на регистрацию ИП или ООО или в течение 30 дней после регистрации. Но предпочтительнее выбирать первый вариант.
А для перехода на ПСН уведомление подают за 10 рабочих дней до начала работы на патенте. Обычно уведомление или заявление прикладывают к другим документам на регистрацию ИП или ООО.
Подключить расчетно-кассовое обслуживание. Чтобы безналичным способом уплачивать налоги, платить зарплату сотрудникам, переводить деньги поставщикам и получать их от покупателей, нужно подключить расчетно-кассовое обслуживание. Сокращенно его называют РКО.
Каждый банк предлагает свои тарифы на эту услугу, изучите, какой для вас комфортнее.
Чтобы подключить РКО, достаточно подать заявку в офисе или на сайте выбранного банка. Собирать много документов не нужно: чаще всего для ИП хватит паспорта, а для ООО — устава, паспорта руководителя и приказа о назначении руководителя. Если понадобятся дополнительные документы, банк сообщит об этом.
Установить онлайн-кассу. Владельцы бизнеса должны отправлять в налоговую информацию обо всех платежах, которые получили. Для этого они устанавливают онлайн-кассу с фискальным накопителем. Такая касса хранит информацию обо всех операциях, которые проходят через нее, а после — информирует о них налоговую.
Коротко принцип работы онлайн-кассы такой: вы пробиваете покупателю чек через онлайн-кассу, а налоговая получает информацию о сделке через интернет.
Онлайн-кассу можно купить или взять в аренду у банка. Зарегистрировать кассу можно онлайн, на сайте налоговой службы. Если будете арендовать или покупать кассу у банка, вам помогут с ее регистрацией: разобраться самому может быть сложно.
Если планируете принимать оплату в интернете, можно арендовать облачную онлайн-кассу. От стационарной она отличается тем, что находится не в офисе или торговой точке бизнеса, а в дата-центре, например у банка. Такую кассу тоже надо регистрировать в налоговой.
Без облачной кассы можно работать, если подключить сервис, который за вас будет принимать деньги и отправлять чеки клиентам. Такую услугу предлагают во многих банках, к примеру, в Т-Банк есть сервис «Чеки от Т-Банк Кассы». Он позволяет малому бизнесу принимать онлайн-платежи от клиентов, моментально формирует чек и отправляет его клиенту по электронной почте или в СМС, а также направляет информацию о платеже в налоговую.
Подключить эквайринг. Обычно доставки суши и роллов предлагают клиентам три способа оплаты заказа: наличными, онлайн на сайте или в приложении, банковской картой курьеру. С наличными сложностей не возникает, а вот для приема безналичных платежей придется подключить банковскую услугу — торговый и интернет-эквайринг.
Торговый эквайринг нужен, чтобы принимать оплату банковскими картами или по QR-коду. Подключить эту услугу можно в любом банке, где понравятся условия. Для приема платежей от клиентов понадобится переносной терминал, его выдает банк.
Через интернет-эквайринг принимают онлайн-платежи. Чтобы его подключить, нужно подать заявку в банк. Самостоятельно настраивать ничего не придется. Сотрудники банка сами подключат ваш сайт или приложение к интернет-эквайрингу.
Эквайринг — платная услуга. Банк берет комиссию за каждую оплату, которую делает ваш клиент.
Шаг 3. Разработать меню
Меню зависит от концепции и спроса целевой аудитории. Например, если вы решили продавать фитнес-роллы для любителей спорта, позиции в меню должны быть низкокалорийными.
Составить меню самому вряд ли выйдет, если вы не работали поваром в общепите. Дело в том, что в общепите важно, чтобы продукты переиспользовались. Если используете авокадо только для одного вида роллов, скорее всего, он будет портиться быстрее, чем продаваться. Придется его списывать и терять деньги.
Советуем заручиться помощью старшего повара, шеф-повара или технолога. Они знают, какие ингредиенты нужны, в каких пропорциях, смогут посчитать себестоимость блюд и составить технологические карты.
Если бюджет небольшой, нанимать технолога не стоит. Достаточно пригласить на проект старшего повара или шефа. Они не только помогут разработать меню, но и обучат других поваров правильно катать роллы. А еще повара высшей категории следят за качеством блюд, заменяя технолога.
«Делайте меню разнообразным, чтобы расширить аудиторию и увеличить спрос.
Но это не значит, что стоит продавать все и сразу: пиццу, десерты, супы и роллы. На старте достаточно выбрать 2—3 категории блюд. Например, холодные роллы, онигири и темпурные роллы.
Главная идея — стараться из минимального количества продуктов делать больше разнообразных блюд. Нужно, чтобы продукты и полуфабрикаты для разных категорий были одинаковыми. Например, с классическими роллами продавать темпурные роллы и добавить в меню поке. Для каждого из этих блюд нужны схожие ингредиенты: рис, рыба, соусы вроде терияки, огурцы и авокадо».
Андрей Колмогоров
Владелец сети доставки «Суши-Маркет»
Когда наработаете клиентскую базу, сможете запрашивать обратную связь от клиентов. Их мнение поможет понять, какие позиции стоит обновить, а что вовсе убрать из меню.
Шаг 4. Определиться с зоной доставки
Если работаете с агрегатором, площадка сама определит зону доставки, об этом не придется беспокоиться.
Если у вас всего одна кухня, доставлять еду по всему городу — проигрышно. Клиент будет долго ждать заказ, а еда за это время может остынуть или размякнуть. Поэтому выбирайте оптимальную зону доставки. Советуем придерживаться таких рекомендаций:
- для пеших курьеров — 1—2 км;
- для курьеров на велосипеде/самокате — 2—3 км;
- для автокурьеров — 5—7 км.
Ограничиваться только пешим курьером и рассчитывать на радиус 1—2 км — невыгодно. Если плотность населения маленькая, доставка будет получать всего несколько заказов в день, что ударит по прибыли.
Время доставки. Помните, клиент всегда голодный. Старайтесь доставлять еду за час. Это нерегламентированное время, но оно приемлемо и для клиентов, и для доставки.
Здорово, если получится сократить время доставки до 45—50 минут. Тогда клиент захочет вернуться снова. Но при условии, что вы не только быстро привозите еду, но и соблюдаете качество и сервис.
Шаг 5. Найти поставщиков
Когда разработаете меню и поймете, какие ингредиенты нужны, приступайте к поиску поставщиков. С их помощью вы можете купить оптом килограммы свежей рыбы, овощи, рис для суши. У них также можно заказать упаковку для доставки.
Где искать поставщика. Поставщиков ищут по рекомендациям коллег из аналогичной сферы или в интернете. К примеру, иногда контактами контрагентов делятся сотрудники, которые раньше работали в другой доставке.
Найти поставщиков несложно через поиск по ключевым запросам «купить лосось оптом», «рис для суши поставщик».
Обычно в крупных городах есть несколько поставщиков, которых можно найти на карте в Яндексе или 2ГИС. Еще поставщики размещаются на оптовых базах: B2BTRADE, Food Suppliers, ОптЛист.
Рекомендуем отправить запросы на сотрудничество нескольким контрагентам, а среди них выбирать тех, чьи условия понравились больше.
Как заключить договор с поставщиком. Когда найдете поставщика, обязательно заключите с ним договор. Если условиться лишь на словах, есть риск потерять деньги и не получить обещанные продукты.
Как правило, у поставщика есть форма договора. Но вы можете предложить свой шаблон. Главное, прописать в договоре следующие пункты:
- реквизиты и наименование сторон;
- стоимость товара с НДС или без НДС;
- количество, качество, упаковка;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон;
- порядок приемки товара;
- за чей счет доставка до точки общепита;
- как оформляется возврат;
- возможна ли отсрочка и на сколько дней;
- сроки поставки;
- сроки действия договора.
Каждая из сторон должна подписать договор. Если нет возможности подписать от руки, можно воспользоваться электронной подписью.
Шаг 6. Выбрать помещение
При выборе помещения опирайтесь на зону доставки. Так вы будете успевать доставлять еду в короткие сроки. На что еще обратить внимание:
- Зона парковки с удобным заездом и выездом: важно, чтобы курьеры не попадали в пробки, когда едут на доставку.
- Площадь помещения около 80—100 кв. м, этого хватит, чтобы сделать удобную кухню для приготовления горячих и холодных блюд, зону ожидания курьеров.
К помещениям для кухни у закона много требований: здание должно быть обеспечено водоснабжением, нужно организовать пожарную безопасность. Нельзя использовать деревянные столы и клеить обои. Единого свода требований для всех заведений общепита нет, но основные нормы собраны в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Если есть возможность, советуем проконсультироваться с юристами. Подробно о том, как выбрать помещение для общепита и подписать договор аренды, рассказали в статье «Как открыть кафе».
Шаг 7. Купить оборудование, инвентарь и упаковку
Какое оборудование покупать — зависит от вашего меню. С этим вопросом можно обратиться к шеф-повару или технологу.
В этом разделе разбираемся, без чего не обойтись на старте, если планируете готовить и доставлять суши и роллы.
Рисоварка. Рис для суши и роллов должен быть клейким. Так они не развалятся, когда им будут придавать форму. Сварить правильный рис помогает рисоварка. В ней можно выставить нужный режим — рис получается клейким, не пригорает и не прилипает к поверхности.
Цены на рисоварку начинаются в районе 4000—5000 ₽, купить ее можно на маркетплейсах или в офлайн-магазинах, как Ситилинк или DNS. Как правило, срок жизни у рисоварки небольшой, поэтому брать б/у не советуем. В начале хватит 1—2 штук.
Термос для риса нужен, чтобы готовый рис сохранял температуру. Если он остынет, то слипнется. На старте не обязательно сразу покупать термос: в рисоварках рис долго сохраняет тепло. Но если у вас много клиентов и варить рис приходится часто, одной рисоваркой не обойтись — придется приобрести термос.
Ножи и разделочные доски. По рекомендациям Роспотребнадзора, у каждого продукта должны быть свои разделочные доски и ножи. То есть нежелательно на одной и той же доске и резать овощи, и разделывать рыбу.
Доски и ножи маркируют, чтобы повара не перепутали их во время готовки. Маркировка такая: СР — сырая рыба, СО — свежие овощи, З — зелень.
Кадка или миксер для риса. Готовый рис смешивают с заправкой, обычно это уксус с солью и сахаром. Чтобы заправка распределилась равномерно, используют миксер или кадку.
Миксер сам смешивает рис с заправкой и остужает его до нужной температуры. Если миксера нет, заменить его можно кадкой. Это большая деревянная чаша, в которой повар замешивает рис с заправкой. В результате рис остывает и равномерно напитывается уксусом.
Упаковка. Готовые роллы упаковывают в пластиковые или бумажные контейнеры, к ним кладут бамбуковые палочки. Дополнительно компания или предприниматель должен купить соусницы для васаби, имбиря и различных соусов.
Некоторые заведения заказывают индивидуальную упаковку, с логотипом и дизайном бренда, но это не обязательно.
Термосумка. В жаркую погоду роллы могут потерять товарный вид, пока будут ехать до клиента. А зимой наоборот — горячие позиции остынут и станут менее вкусными. Чтобы этого избежать, нужна термосумка. Она сохраняет холодную или теплую температуры, что позволяет довозить блюда свежими и горячими.
В идеале нужны обе сумки: холодная с хладагентом и теплая с подогревом.
Есть компании, которые производят именные сумки нужных параметров. Но на старте можно обойтись небрендированными термосумками. Их продают в Леруа Мерлен, Ленте, на маркетплейсах и специализорованных сайтах.
Принтер для печати этикеток. По закону у клиента должна быть информация о составе блюда, его калорийности и количестве белков, жиров и углеводов. Обычно ее печатают на этикетках, поэтому нужен принтер для таких наклеек. Купить его можно с рук на Авито или новый в магазине техники вроде DNS.
Если нет возможности купить принтер, печатать состав и КБЖУ можно на чеке или размещать на сайте доставки.
Шаг 8. Нанять персонал
Работать самостоятельно вряд ли получится: нужно обрабатывать заказы, готовить блюда, развозить их клиентам. Придется собрать команду. Если у вас одна кухня, персонала много не нужно. Рассказываем, без кого не обойтись начинающему бизнесу:
- старший повар или шеф, он будет работать с меню, следить за качеством и работать с технологическими картами;
- повар — будет готовить и катать роллы, в зависимости от бюджета нанять можно нескольких поваров;
- курьеры, если планируете доставлять еду самостоятельно;
- оператор — будет принимать заказы. На старте оператор может совмещать в себе несколько ролей: оператора, упаковщика и менеджера.
Еще можно нанять уборщицу, но обычно в начале дела, чтобы сэкономить, за порядком следят другие сотрудники. Например, повара сами моют кухню и оборудование.
Также нужен человек, который будет отвечать за учет сырья от момента закупки продуктов, списание продуктов по технологическим картам и инвентаризацию. Бизнесмен может заниматься этим самостоятельно или поручить оператору, повару или бухгалтеру.
Когда количество заказов начнет увеличиваться, можно будет расширить штат: нанять больше курьеров, поваров, операторов звонков, менеджера и других сотрудников.
Обязательные документы. У каждого сотрудника общепита должна быть медицинская книжка, раз в год сотрудники проходят медосмотр. С работниками заключают трудовой договор, без него работать нельзя.
Где искать персонал. Персонал можно искать через знакомых, в социальных сетях или на специализированных сайтах. Например, на Авито, HeadHunter и SuperJob. Также персонал ищут в профильных группах во Вконтакте и телеграм-каналах.
Помимо знакомых и интернета, работает еще один способ — расклеивать бумажные объявления. Объявления клеят в районе, где находится кухня. Специалистам выгодно работать рядом с домом, а не ездить на работу через весь город. Например, в Суши-Маркете многие повара пришли в проект по подобному объявлению.
Шаг 9. Подать уведомление в Роспотребнадзор
Владелец бизнеса по доставке готовой еды должен предупредить Роспотребнадзор о начале предпринимательской деятельности. Если этого не сделать, бизнес получит штраф.
Чтобы уведомить о запуске дела, заполните заявление. В нем укажите информацию о бизнесе: коды ОКВЭД, фактический адрес ведения бизнеса, ИНН и другие детали.
Подают заявление несколькими способами: в МФЦ, через Госуслуги, лично в управлении Роспотребнадзора, по обычной или электронной почте.
Шаг 10. Подготовиться к приему заказов
Бизнесу стоит искать первых клиентов, когда он определится, как будет принимать их заказы. Иначе может выйти так, что клиенты о доставке узнали, а как оформить заказ не поняли.
Чтобы клиенты могли комфортно оформить доставку, нужно выбрать площадки, на которых будете принимать заказы, и подготовить их. Рассказываем, где и как это делать.
Где собирать заявки на доставку. Собирать заказы можно онлайн и по телефону. Для работы онлайн используют сайт, лендинг или приложение. К последнему варианту стоит прибегать, когда наработаете клиентскую базу: на старте тратиться на приложение может быть дорого.
У службы доставки должен быть сайт, но создавать его не обязательно, если у предпринимателя небольшой бюджет. На первых порах достаточно страницы в социальных сетях. Обычно на ней указывают номер телефона, по которому можно оформить заказ.
Оформлять заказы по телефону не всегда удобно. Поэтому некоторые предприниматели создают сайт на бесплатных конструкторах. Когда появляются деньги, делают собственный сайт. Здесь нужно быть осторожным: если вы уйдете писать свой сайт, прошлый домен останется у конструктора. Клиенты могут вас потерять.
Если все же решили делать сайт на конструкторе, создать его можно самому, например на Tilda. На старте хватит лендинга. Это одностраничный сайт, на котором можно разместить фото блюд, цены и возможность добавлять товары в корзину.
Когда клиент выберет блюда, он оставит контакты в форме заказа. Оператору доставки останется лишь созвониться с клиентом и подтвердить заказ.
Не ограничивайтесь одним способом. Удобно, когда у клиента есть альтернатива: позвонить по телефону или заказать блюда на сайте.
Как подготовить площадки. Вне зависимости от того, как планируете собирать заказы, нужно подготовить контент для площадки. Стоит заказать фотосессию блюд у фотографа. Так вы получите фотографии, которые привлекут внимание клиентов, и они захотят сделать заказ.
В социальных сетях и на сайте нужно оформлять карточки товара: добавлять фото, писать цены и делать небольшое описание блюд. На скриншоте показываем, как выглядит карточка товара из Суши-Маркета в их сообществе во Вконтакте.
Здорово, если есть возможность сделать профессиональные фотографии. Так больше клиентов обратят внимание на ваши блюда.
Шаг 11. Привлечь первых клиентов
Маркетинг и продвижение неразрывно связаны со службой доставки. Нельзя перестать продвигать бизнес, даже когда наработаете клиентскую базу. Рассмотрим разные инструменты продвижения, которые подойдут как для бизнеса с большими бюджетами на маркетинг, так и для предпринимателей с ограниченным бюджетом.
Социальные сети. Обязательно заведите страницу в социальных сетях, это бесплатный способ заявить о себе аудитории. Например, если клиент будет вводить во Вконтакте запрос «суши омск», социальная сеть в числе других предложит ему и вашу страницу.
На странице можно создать разделы с товарами, указать цены, делиться акциями, фотографиями блюд и отзывами покупателей.
Таргетированная реклама. Это рекламные посты, которые видят пользователи социальных сетей. Реклама показывается не всем пользователям, а лишь тем, кого вы выбрали.
Например, вы можете настроить рекламу только на женщин 23—30 лет, которые любят заниматься спортом, покупают суши у конкурентов и живут в районе вашей доставки.
Таргетированная реклама платная. Вы платите за определенное количество кликов по рекламе, за показы или за людей, которые подписались на ваше сообщество.
Реклама в сообществах и у блогеров. В каждом городе есть локальные новостные сообщества. Обычно, помимо новостей, в них публикуют рекламу различные заведения города. Чтобы купить рекламу в сообществе, обратитесь к администратору. Его контакты размещают в шапке профиля или в разделе с контактами.
Для публикации могут попросить прислать готовый макет: текст и фотографию. А еще внести предоплату.
Еще один способ рассказать про свой бизнес — купить рекламу у блогеров. Если аудитория блогера лояльная, они последуют за его рекомендацией и, возможно, сделают у вас заказ. Выбирайте блогеров, чьи подписчики — ваша целевая аудитория. Например, фитнес-блогер может рассказать про доставку, которая готовит низкокалорийные роллы для тех, кто на диете.
Работать с блогерами и сообществами можно двумя способами: за деньги и по бартеру. Последний вариант — это когда вас рекламируют в обмен на вашу услугу. Допустим, вы предоставляете бесплатно сет роллов, а вам взамен делают рекламу.
Контекстная реклама. Это реклама, которую видят пользователи, когда ищут нужный им товар. Например, если пользователь вбивает в строку поиска в Яндексе «заказать суши новосибирск», на первые позиции выйдут доставки, которые купили контекстную рекламу.
Контекстная реклама работает хорошо в двух случаях:
- Ваш бренд уже знают в городе: пользователь увидит рекламу, вспомнит о вас, зайдет на сайт, посмотрит меню и сделает заказ.
- Вы предлагаете масштабную акцию, вроде «Скидка 50% на весь заказ», «Три порции роллов по цене одной». Тогда пользователи обратят внимание на вашу рекламу и, возможно, захотят сделать первый заказ.
Советуем запускать контекстную рекламу с профессионалом, иначе есть риск потратить бюджет и не привлечь клиентов.
Офлайн-реклама. Надпись на фасаде здания, билборды и баннеры — все это наружная реклама.
Если на старте денег на продвижение мало, этот инструмент стоит отложить.
А если бюджет позволяет, задействуйте этот метод. Наружная реклама помогает повысить узнаваемость бренда среди горожан и привлечь новых покупателей.
Реклама на картах. Вы можете бесплатно разместить информацию о своей доставке на картах города. Подойдут карты Яндекс, Google и 2ГИС.
Допустим, чтобы добавить свой бизнес в 2ГИС, достаточно выбрать опцию «Добавить организацию». Она располагается в правом боковом меню. Дальше компания или предприниматель заполняет информацию о доставке: название, контакты и адрес, можно добавить ссылку на сайт.
Клиенты могут найти ваше предложение, когда будут искать похожие услуги. Платить за размещение не нужно, но дополнительно можно закупать рекламу в картах. Так о ваших услугах узнает больше жителей города.
Главное в статье
- Прежде чем запускать доставку суши и роллов, составьте бизнес-план. С его помощью вы обозначите цели бизнеса; поймете, какой аудитории будете продавать товар; разберетесь, как доставлять заказы.
- На старте достаточно зарегистрироваться как ИП, чтобы работать официально.
- Меню составляют под запросы целевой аудитории и концепцию бренда. Определиться с позициями поможет старший повар или шеф.
- Зона доставки для пеших курьеров — 1—2 км, для курьеров на велосипеде или самокате — 2—3 км, для автокурьеров — 5—7 км.
- Чтобы заказывать продукты оптом, нужен поставщик. Их ищут через оптовые базы, социальные сети или интернет. Найти проверенного можно через знакомых.
- Помещение должно соответствовать санитарным нормам. Арендовать кухню стоит в районе, где живет или работает целевая аудитория.
- В начале работы обязательно понадобятся рисоварка, разделочные ножи и доски. Дополнительно — миксер и термос. Из упаковки нужны контейнеры, соусницы и палочки. Чтобы еда доезжала свежей, купите термосумки.
- Пока заказов немного, хватит маленькой команды: шеф-повар, повар, оператор и курьеры.
- Выберите способы, как будете принимать заявки от клиентов: на сайте или по телефону. Варианты можно совмещать.
- Доставки суши и роллов без крупного бюджета продвигаются с помощью таргетированной рекламы, рекламы в сообществах и у блогеров. Если бюджет позволяет, подключайте еще и контекстную и наружную рекламы.
В статье мы рассказали о шести способах рекламировать доставку. Как считаете, какие еще методы стоит использовать, чтобы привлечь покупателей?