Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бизнесу правильно вести ВЭД и работать с валютой


Собрали все, что поможет новичку начать работать с иностранными контрагентами: оформлять контракты, получать и отправлять валюту, проходить таможню


Антон Дудниченко

Антон Дудниченко

Маркетолог продуктов для ВЭД Тинькофф Бизнеса

Дарья Камалина

Дарья Камалина

Эксперт ВЭД в Тинькофф Бизнесе

Сергей Скрябин

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

Собрали все, что поможет новичку начать работать с иностранными контрагентами: оформлять контракты, получать и отправлять валюту, проходить таможню


Антон Дудниченко

Антон Дудниченко

Маркетолог продуктов для ВЭД Тинькофф Бизнеса

Дарья Камалина

Дарья Камалина

Эксперт ВЭД в Тинькофф Бизнесе

Сергей Скрябин

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

В этой статье рассмотрим три самых частых варианта работы с зарубежными контрагентами:

  1. Самозанятый работает с заказчиками из-за границы, например разработчик из России пишет код для компании из Европы.
  2. Компания или ИП работает со странами ЕАЭС, например закупает лен в Беларуси или продает муку в Казахстан.
  3. Бизнес работает со странами за пределами ЕАЭС, например поставляет на Кипр текстиль или закупает кружево в Турции.

В каждом случае работа будет строиться по-разному — разбираемся в статье.

Что такое ВЭД

ВЭД расшифровывается как внешнеэкономическая деятельность. Простыми словами, ВЭД — это купля-продажа за деньги товаров, работ или услуг между представителями разных стран.

Чтобы торговать, ИП и компании должны договариваться с иностранными компаниями, перемещать товары через таможенные границы и учитывать законодательства обоих государств. Если человек вывозит товары за границу, считается, что он занимается экспортом. Если привозит — импортом.

Также к ВЭД относят участие в зарубежных проектах, инвестиции в иностранные компании или привлечение инвестиций за границей.

Как начать ВЭД: первые шаги

В общем случае начало работы с иностранными контрагентами состоит из таких этапов:

  • найти контрагента;
  • проверить контрагента;
  • открыть валютный счет;
  • оформить внешнеторговый контракт;
  • оформить документы для импорта или для экспорта;
  • пройти валютный контроль;
  • пройти таможенное оформление;
  • получить товар.

В зависимости от того, кто работает с зарубежными партнерами — самозанятый либо ИП или компания, — эти этапы будут отличаться друг от друга. Показали отличия на схеме.

Как правило, сложнее всего торговать со странами за пределами ЕАЭС

В Евразийский экономический союз — ЕАЭС — входит пять стран: Россия, Киргизия, Казахстан, Беларусь и Армения. ЕАЭС еще называют таможенным союзом. У стран-участниц особые условия торговли друг для друга, например нет транспортного, ветеринарного, санитарно-карантинного контроля на границах. Поэтому тут нужно составлять меньше документов и не нужно проходить таможенное оформление.

Дальше подробно разберем каждый шаг.

Как самозанятому из России работать с иностранными контрагентами

Если сравнивать с ИП или компаниями, самозанятому проще всего оказывать услуги для иностранных заказчиков. Процесс работы можно условно разделить на четыре этапа:

  1. Открыть валютный счет.
  2. Заключить договор.
  3. Пересчитать валюту в рубли.
  4. Уплатить налог на профессиональный доход.

Открыть валютный счет. Принимать оплату на счет можно:

  1. SWIFT-переводом — для этого банк должен продолжать работать по международной системе переводов SWIFT и не находиться под санкциями США. Деньги придут в валюте счета. Возможен ли входящий SWIFT-перевод в вашем банке, нужно уточнить в службе поддержки.
  2. Через сервисы Золотой Короны — KoronaPay, Contact, Юнистрим, но работают они не во всех странах.

Снять со счета доллары и евро не получится, пока действует временный порядок Центробанка РФ: если суммы в этих валютах пришли на счет позже 9 марта 2022 года, их можно конвертировать в рубли и снять как обычно.

У самозанятых без статуса ИП есть важное преимущество — не нужно проходить валютный контроль. Это такая процедура, когда банк проверяет валютные операции на соответствие нормам закона. А значит, деньги от иностранного заказчика поступят напрямую на личный счет самозанятого. Останется только правильно оформить чек для налоговой.

Заключить договор. В нем фиксируются условия сделки: кто и что покупает, в какие сроки и так далее. Договор может быть разным — от многостраничного документа до короткого инвойса. Кроме договора понадобится еще несколько документов, например акт выполненных услуг или отчет о проделанной работе.

Пересчитать валюту в рубли. Если оплата от иностранного заказчика поступает в долларах, евро или другой валюте, полученную сумму нужно пересчитывать в рубли по официальному курсу Центробанка на день поступления денег.

Ввести в приложение «Мой налог» для расчета налога нужно уже рублевую сумму.

Владимир написал статью для иностранного сайта. Оплата поступила на его счет 10 ноября 2023 года — 100 $. Курс на день поступления оплаты — 91,93 ₽. В приложение «Мой налог» нужно внести 9193 ₽.

Уплатить налог. С суммы, которая поступила от физического лица, нужно уплатить 4%, с оплаты от компании или ИП — 6%.

Найти контрагента

Есть несколько способов найти контрагентов за рубежом, собрали их в таблицу.

РесурсКак пользоваться
Зарубежные выставкиОзнакомиться с продукцией поставщиков, рассказать о своих услугах покупателям, обменяться контактами
Маркетплейсы, например AlibabaНайти поставщиков и покупателей среди запросов на товар и самостоятельно разослать им предложения
Компании-помощникиПомогут исследовать и оценить рынок, предпочтения потребителей, выработать стратегию выхода на рынок, провести переговоры, составить и заключить договор
Интернет-каталоги, например Europages, соцсетиДобавить информацию о компании в каталог или создать странички в локальных соцсетях, найти поставщиков или покупателей

Проверить контрагента

Искать информацию об иностранном контрагенте можно по базам данных в интернете. Проверка помогает:

  • вычислить фирмы-однодневки;
  • избежать сделки с банкротом, мошенником или партнером, который не выполнит свои обязательства.

Как проверить контрагента из ЕАЭС. Проверить партнера можно через такие российские источники:

  1. Торгово-промышленная палата России — ТПП РФ. Торговая палата за деньги в течение 7 дней выдает бизнес-справку по зарубежному партнеру.
  2. Госреестр аккредитованных в России представительств, если у иностранной компании есть филиал или представительство в России.
  3. Сервис проверки контрагентов, в котором можно проверять иностранные компании. Например, в Контур.Фокусе.

Также можно заглянуть в иностранные реестры. Например, контрагента из Беларуси можно проверить через такие сервисы:

Как проверить контрагента за пределами ЕАЭС. Например, о партнерах из Китая можно получить сведения на сайте Верховного суда Китая.

Можно получить данные через национальные торговые реестры стран, в которых зарегистрирован контрагент. Например, польского контрагента можно проверить в Национальном судебном реестре — в нем собраны данные на польских юрлиц. Аналогичные реестры есть в других странах.

Открыть валютный счет

Расчеты с зарубежными партнерами могут быть как в валюте, так и в рублях.

Если российский бизнес планирует вести расчеты в валюте, например долларах или юанях, нужен валютный счет. Неважно, с кем ведут расчеты: с жителем другой страны, иностранной или российской компанией. Если платеж в валюте, на рублевый расчетный счет принять его не получится.

Чтобы открыть валютный счет, нужно обратиться в банк. В каждом банке свои условия. Например, в Тинькофф не откроют валютный счет без рублевого. Зато потом можно завести сколько угодно валютных счетов — открытие и обслуживание бесплатное.

Если расчеты с зарубежными партнерами планируются в рублях — это тоже считается ВЭД, но валютный счет не нужен. Тогда основной рублевый становится еще и счетом для ВЭД и подчиняется всем валютным правилам.

Оформить внешнеторговый контракт

Импорт и экспорт оформляются внешнеторговым контрактом. В нем прописывают условия поставки, получения и оплаты товаров. Если на этапе согласования договора упущены какие-то важные моменты, к договору можно составить допсоглашения.

Если сумма контракта превысила лимит, установленный Центробанком, контракт нужно поставить на учет в банке. Для импортных и кредитных контрактов лимит — 3 млн рублей, для экспортных — 10 млн рублей.

Чтобы поставить контракт на учет, в банк нужно принести документы. У Тинькофф список зависит от того, в первый ли раз вы ставите контракт на учет или переводите его из другого банка.

Для первичной постановки на учет нужны такие документы:

  • сам контракт;
  • дополнительные соглашения и приложения к нему, если они есть;
  • спецификации при наличии;
  • график погашения основного долга и процентов — для кредитных договоров и договоров займа.

Для перевода контракта в Тинькофф из другого банка дополнительно понадобится ведомость банковского контроля — обязательный документ для контрактов на учете. Она помогает вести отчетность по валютным платежам и подтверждающим документам. В Тинькофф получить ее можно двумя способами: запросить у менеджера в чате или выгрузить в личном кабинете.

Оформить другие документы и пройти таможенный контроль

Между Россией и странами — членами ЕАЭС нет таможенного контроля. Не нужно уплачивать таможенные пошлины, заполнять и представлять таможенные декларации. Достаточно счета-фактуры, транспортной накладной — ТН — или товарно-транспортной накладной — ТТН.

Сведения о поставке российская компания должна передавать в Федеральную таможенную службу — ФТС. Для этого надо заполнить и подать статистическую отчетность в электронном виде.

Если же ИП или компания торгуют со странами за пределами ЕАЭС, нужно проходить таможенный контроль. Документы для экспорта и импорта будут отличаться.

Документы для экспорта. Кроме внешнеторгового контракта для экспорта за пределы ЕАЭС понадобится еще ряд документов:

  1. Таможенная декларация.
  2. Документы, подтверждающие таможенную стоимость.
  3. Бизнесу на ОСН нужно подать в налоговую документы для обоснования нулевой ставки НДС.

Таможенная декларация нужна для расчета и уплаты сборов, защиты прав интеллектуальной собственности. Декларация официально подтверждает, что товар законно пересек таможенную границу.

Документы, подтверждающие таможенную стоимость, могут быть разными. Точный список зависит от того, каким способом ее считают. Например, если таможенную стоимость определили по стоимости сделки с вывозимыми товарами, нужно представить на таможне:

  • счет-фактуру;
  • транспортную накладную;
  • платежные документы;
  • договоры с перевозчиком и страховщиком.

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, экспортер на ОСН должен:

  • собрать пакет документов, который указан в ст. 165 НК. Основные документы — контракт и его копия, таможенные декларации и их копии, могут понадобиться транспортно-сопроводительные документы и их копии;
  • заполнить разделы 4—6 декларации по НДС и сдать ее в налоговую вместе с собранным пакетом документов.

Документы, подтверждающие право на нулевую ставку НДС, нужно подать в налоговую в течение 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Документы для импорта. Импортер также должен подать таможенную декларацию с комплектом документов, уплатить пошлины и другие таможенные платежи. Могут понадобятся такие документы:

  • инвойс иностранного поставщика или договор-счет в валюте;
  • упаковочный лист;
  • техническая документация о товаре или описание для подтверждения кода ТН ВЭД;
  • разрешительные документы в зависимости от ТН ВЭД: сертификаты, лицензии, паспорта на товар;
  • транспортные документы в зависимости от способа доставки: международные авиа-, авто-, железнодорожные накладные, коносамент.

Пройти валютный контроль

Любые расчеты с иностранцами и иностранными компаниями считаются валютными операциями, даже если они в рублях. Все валютные операции банк должен проверять. Он изучает сделки, смотрит на документы по ним и фиксирует нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Весь этот процесс называется валютным контролем.

Проверка банка — обязательный этап при получении платежа из-за рубежа, даже если он на 1 $. Сначала перевод поступает на специальный счет — транзитный. Пока деньги лежат на нем, с ними ничего нельзя сделать. Как только платеж пройдет валютный контроль, деньги поступают на валютный счет компании.

Тинькофф Бизнес помогает с прохождением валютного контроля:

  • проверяет большинство документов за 20 минут;
  • консультирует по валютным операциям;
  • четко говорит, что не так. Например, если какого‑то документа не хватает, попросит прислать его в чате;
  • может проверить проект договора до того, как вы его подпишете с иностранным контрагентом. Если увидит ошибки в договорах или платежных поручениях, подскажет, что исправить, чтобы не пришлось переделывать документы.

Получить товар

Импортируя товар в Россию, нужно уточнить требования законодательства к определенным товарам: не попадает ли товар в список прослеживаемых, нужно ли его маркировать. А если это алкоголь, придется подключаться к ЕГАИС.

Прослеживаемость. К прослеживаемым товарам относятся, к примеру, холодильники, стиральные машины, детские коляски и кресла безопасности. Компании или ИП, импортирующие такие товары, должны предоставлять в налоговую отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы со специальными реквизитами.

Маркировка. Меховые изделия, сигареты, обувь, лекарства, шины и ряд других товаров нужно маркировать:

  • зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
  • на каждый товар клеить марку с уникальным кодом или печатать код на упаковке.

Код позволяет отследить, кто и когда ввез товар в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится. Например, вы импортируете кроссовки из Китая в Россию. Ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые вы ввозите. Товар, находящийся в стране без маркировки, считается контрафактным.

ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система. В ней отслеживают оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции. К ней должны подключаться все импортеры и передавать информацию о ввезенном алкоголе.

Отчитаться по НДС

При импорте товаров нужно уплатить НДС, даже если бизнес освобожден от налога или работает на спецрежиме — УСН, АУСН, патенте или ИП на НПД:

  • если ввозить товары из стран за пределами ЕАЭС — НДС платят на таможне;
  • если ввозить товары из стран ЕАЭС, налог платят не на таможне, а в ИФНС по месту учета.

В большинстве ситуаций ставка НДС — 20%. Налог по этой ставке уплачивает российский импортер — тот, кто ввозит товар. Подробно про особенности уплаты НДС рассказали в отдельной статье.

Экспорт товаров из России в ЕАЭС облагается НДС по ставке 0%. А вот НДС по ставке 10 или 20% на себя берет партнер из ЕАЭС.

Главное

  1. К ВЭД относят любые взаимоотношения с иностранными контрагентами: продажу и покупку товаров, оказание услуг, выполнение работ, привлечение инвестиций. Для этого ИП и компании должны договариваться с иностранными компаниями, перемещать товары через таможенные границы и учитывать законодательства обеих стран.
  2. Если сравнивать с ИП или компаниями, самозанятому проще всего оказывать услуги для иностранных заказчиков. Ему не надо проходить валютный контроль, деньги попадают сразу на валютный счет самозанятого.
  3. При импорте и экспорте товаров нужно оформлять внешнеторговый контракт. В нем прописывают условия поставки, получения и оплаты товаров. Если сумма контракта превысила лимит, установленный Центробанком, контракт нужно поставить на учет в банке. Для импортных и кредитных контрактов лимит — 3 млн рублей, для экспортных — 10 млн рублей.
  4. Проще всего торговать со странами ЕАЭС: Киргизией, Казахстаном, Беларусью и Арменией. У стран — участниц ЕАЭС особые условия торговли друг для друга, например нет транспортного, ветеринарного, санитарно-карантинного контроля на границах.
  5. Расчеты с зарубежными партнерами могут быть как в валюте, так и в рублях. Если российский бизнес планирует вести расчеты в валюте, например долларах или юанях, нужен валютный счет. Если в рублях — это тоже считается ВЭД, но валютный счет не нужен.
  6. Импортируя товар в Россию, нужно уточнить требования законодательства к определенным товарам: не попадает ли товар в список прослеживаемых, нужно ли его маркировать. А если это алкоголь, придется подключаться к ЕГАИС.
Бесплатно откроем валютный счет

Предложение от Т-Банка

Бесплатно откроем валютный счет

  • Открытие и обслуживание — 0 ₽, без скрытых комиссий
  • Расчеты в юанях, долларах США, белорусских рублях, рупиях и других валютах
  • Помогаем с поиском поставщиков, таможней и логистикой
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Елена Галичевская
Елена Галичевская

Планируете ли вы вести внешнеэкономическую деятельность? Если да, поделитесь, с чем возникает больше сложностей?


Больше по теме

Новости