Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите бесплатную поддержку

Подробнее

«Мне нужен банк, где у меня есть выбор» — Compliance Control о валютном контроле


Основатель компании рассказывает, какие проблемы мешали в работе с платежами и как он их решал. Опыт за 2021 год


Иван Твердохлебов

Иван Твердохлебов

Генеральный директор Compliance Control

Поделитесь статьей

Основатель компании рассказывает, какие проблемы мешали в работе с платежами и как он их решал. Опыт за 2021 год


Иван Твердохлебов

Иван Твердохлебов

Генеральный директор Compliance Control

Поделитесь статьей

Есть задачи, которые удобнее выполнять самому, даже если ты и биг-босс. Так считает основатель Compliance Control. Но ровно до тех пор, пока такой подход не забирает по несколько часов в неделю и не приходится нанимать дополнительный персонал.

Иван Твердохлебов, основатель и руководитель Compliance Control, рассказывает, почему сам оформляет валютные платежи и что раньше ему мешало. Передаем слово Ивану.

Опыт героя за 2021 год.

Compliance Control борется с хакерами

Мы в Compliance Control отвечаем за информационную безопасность.

К нам обращаются банки, платежные шлюзы, торговые сети и другие компании, которые обеспечивают финансовые операции по всему миру. Наша задача — проверить безопасность работы различных систем и соблюдение compliance-требований локальных регуляторов и других органов.

У нас есть специализация, но мы без проблем готовы работать с бизнесом из других сфер. Я уверен, что сегодня информационная безопасность нужна всем, кто обрабатывает и хранит чувствительные данные в своих системах и сети. А таких компаний очень много.

Пока не пройдем валютный контроль, не получим деньги от зарубежных клиентов

Мы работаем с российскими и зарубежными компаниями, география широкая — от Азии до Америки. Поэтому оплату получаем не только в рублях, но и в долларах или евро.

Для получения денег от клиентов-резидентов России ничего особенного не нужно: выставляешь счет, компания переводит по нему деньги, и они приходят в этот или на следующий день.

Для расчетов с нерезидентами процесс сложнее. Прежде чем деньги окажутся на расчетном счете, сначала нужно пройти валютный контроль. Это процесс, когда банк проверяет документы на сделку, чтобы убедиться: сделка и правда есть, деньги платятся не за воздух.

Как и что проверять в документах, фиксирует валютное законодательство. Если коротко, то при каждом поступлении мы передаем в банк определенные документы: например, контракт и акт.

Если в документах ошибка или не хватает какой-то информации, банк не вправе их принять. А деньги мы не получим, пока не пройдем валютный контроль.

На оформление платежа тратил по несколько часов

C точки зрения валютного законодательства у нас несложные сделки, поэтому список документов и требования к ним тоже не сказать чтобы сложные.

Хотя своя специфика тоже есть. Некоторые заказчики не понимают, что такое акт и зачем он нужен, особенно если оплата постфактум. Чтобы не отвлекать клиентов и не тратить время на объяснения, удобнее самому готовить акты и передавать в банк.

На что обращать внимание в документах, фиксирует законодательство, и правила одинаковые для всех банков. Весь вопрос в самом процессе, и вот его каждый банк выстраивает так, как считает нужным.

Я обслуживался в разных банках и иногда для оформления простых платежей тратил до нескольких часов на один платеж.

В одном из банков не было автоматического процесса даже для простых и понятных документов. Поэтому все приходилось делать вручную: заполнить, загрузить и все, что еще требуется. Самое неприятное — то, что почти по любому действию надо было писать в поддержку и ждать ее ответа. Без него нельзя было сдать документы.

Ситуация осложнялась, если у меня и правда появлялись вопросы. В личном кабинете банка не было подсказок, поэтому единственным вариантом было водить малопонятные цифровые значения в еще менее понятные поля бесконечных форм. Или опять писать менеджеру, спрашивать и надеяться, что он ответит быстро. На понятный ответ я особо не рассчитывал, потому что часто вместо него мне копировали ссылки на нормативные документы Центробанка.

Расскажу пример. Как-то я оформлял документы для контракта на сумму более 6 млн рублей. Такой контракт по закону сначала ставишь на учет в банке, а потом при каждой оплате по нему готовишь справку о подтверждающих документах — СПД.

Надо было указать код. Среди вариантов были вот такие: 04_3, 04_4. Что все это значит, я не знал.

В справке надо было указать код из списка Центробанка. Среди вариантов были вот такие: 04_3, 04_4. Что все это значит и какой код выбрать, я не знал. Написал менеджеру, он ответил только на следующий день, а потом мы еще пару дней переписывались и я отвечал на вопросы. Потом, когда все вроде было готово и отправлено, пришел отказ. Что-то там надо было исправить, заново отправить и опять ждать ответа поддержки. В итоге дело на пять минут отвлекало меня от работы полнедели.

Я уверен, что есть ситуации, которые удобнее решать с индивидуальной поддержкой менеджера. Но в моем случае это не так, поэтому я стал искать банк, где у меня будет выбор: что делать самому, а о чем спрашивать и ждать участия менеджера.

Нашел банк, где можно оформлять документы без привлечения поддержки

Я хотел найти банк, где не надо постоянно быть на связи с менеджером и все делать через него. На тот момент я знал, что есть Тинькофф Бизнес. Как клиенту-физлицу мне нравился Тинькофф, поэтому решил присмотреться. Оказалось, банк обещает, что все работает онлайн и почти все делается автоматически. А это и есть самое важное для меня.

Я открыл валютный счет в Тинькофф Бизнесе и протестировал интерфейс. Мне предлагали помощь, но я хотел разобраться сам. Я не читал никаких инструкций и подсказок, все было понятно сразу.

Когда пришел платеж, запустил процесс: передал и поставил на учет контракт, загрузил подтверждающие документы — сделал все, что полагается. Обещания оказались правдой: я все сделал сам. Процесс простой: открываешь нужный раздел в личном кабинете, нажимаешь кнопку, и документ загружается. Все.

Общался с менеджером в двух ситуациях. Первая — если сам не мог найти информацию: тогда просто задавал конкретный вопрос и получал такой же конкретный ответ. Для меня это отличный формат работы.

Вторая ситуация — когда менеджер замечал неточности в документах. Но в этом случае от меня почти ничего не требовалось: менеджер писал, что именно не так, и предлагал исправить. Мне оставалось подтвердить исправление в чате, а все остальное делал менеджер.

Я начал работать с Тинькофф Бизнесом в 2020 году. Зимой 2021 года в банке на учете стоит несколько контрактов, и я по-прежнему все платежи оформляю самостоятельно. Такой подход сильно упростил мне жизнь.


Больше по теме