Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ГлоссарийРедактор: Татьяна Разгонова

Коносамент

Документ для международных перевозок водными видами транспорта

Коносамент подтверждает, что у отправителя груза есть договор с перевозчиком, а у получателя — право забрать посылку, а также содержит данные о грузе.

Чаще всего коносамент используют в морских и смешанных перевозках, когда один из видов транспорта — морской. Также его могут оформлять, если нужно перевезти груз речным транспортом, но это случается реже.

Для чего используют коносамент

Коносамент — это доказательство, что перевозчик взял на себя ответственность за доставку. Для отправителя он — гарантия, что груз прибудет в порт назначения. У этого документа нет единой формы, перевозчик выписывает его на фирменном бланке или на листе А4 и отдает отправителю после получения груза.

Loading...
На оригинальном образце коносамента ставят надпись «Original», а на копии — «Copy»

Коносамент не только подтверждает ответственность за доставку, еще он:

  • содержит полную информацию о грузе — данные отправителя, погрузчика и получателя, адреса погрузки и выгрузки, даты и полное описание груза, условия его транспортировки;
  • доказывает, что отправитель и перевозчик заключили договор о транспортировке груза, и содержит все основные условия договора;
  • подтверждает, что перевозчик принял груз к перевозке;
  • позволяет получателю забрать груз;
  • может быть обеспечением кредита в некоторых случаях.

Бывает, что в коносаменте не написано, кто получает отправление. В таком случае по нему можно передать или продать право собственности на груз и он автоматически становится ценной бумагой. Такой коносамент дает любому человеку право владеть грузом, даже если он его еще не получил. Более того, его можно указывать как дополнительное средство обеспечения: то есть можно взять кредит, а гарантией его возврата указать коносамент.

Неименные коносаменты оформляют для того, чтобы можно было поручить груз компании-посреднику. Например, по такому документу экспедиторская компания может передать груз таможенному перевозчику, чтобы быстрее пройти проверки на таможне и доставить груз получателю.

Вместо коносамента можно оформлять морскую накладную на груз или любые другие документы для подтверждения факта погрузки. Морская накладная — требование выдать груз получателю в порту выгрузки. Главное отличие морского коносамента от накладной в том, что накладная не обязательно содержит полное описание груза и условия транспортировки и не дает получателю право собственности.

Коносамент составляют в трех или четырех экземплярах: для отправителя, перевозчика и получателя. Когда получатель забирает груз, остальные документы теряют силу.

Виды коносамента

В логистике используют много видов коносаментов. У одного и того же документа могут быть разные характеристики, в зависимости от адресата, способа доставки, отметок о состоянии и сроков погрузки.

ХарактеристикаВид коносамента
В зависимости от получателяИменной — документ на имя конкретного получателя без права передавать груз кому-либо другому

Ордерный — документ с отметкой отправителя или получателя о передаче права получить груз третьему лицу, в отметке указывают, кто это может быть

Предъявительский — документ, в котором не указан получатель, груз выдадут любому, кто его предъявит
По способу доставкиЛинейный или рейсовый — если груз отправили судном с регулярными рейсами

Фрахтовый, трамповый или чартерный — если груз отправили судном с нерегулярными рейсами

Прямой — если груз отправили одним транспортом

Сквозной — если груз отправили несколькими видами транспорта

Фидерный — если перевозчик подписывает договор о внутренней перевозке на маленьком судне

Контейнерный или лихтеровозный — если груз отправили в контейнерах
По отметкам о состоянииЧистый — если в документе нет особых отметок о состоянии груза

Нечистый — если в документе есть отметки о повреждениях груза
По срокам погрузкиДомашний — оформляют для грузоотправителей

Для погрузки на судно — заполняют, когда транспортная компания уже получила груз, но еще не отправила его на судно

Бортовой — заполняют после приемки товара на судно

В среде логистов и экспедиторов ордерный и предъявительский коносаменты могут называть оборотными документами, если в них нет конкретного получателя, или необоротными, если он указан.

Какую информацию обязательно указывают в коносаменте

Требования к обязательным реквизитам документа описаны в кодексе торгового мореплавания. Во всех коносаментах указывают:

  • название и адрес перевозчика;
  • название порта погрузки и дату приемки груза;
  • название и адрес отправителя;
  • название порта выгрузки;
  • название получателя, если отправитель указал его;
  • название груза, количество, вес и особые отметки, например о том, что груз хрупкий;
  • внешнее состояние груза и упаковки;
  • размер оплаты за перевозку груза — фрахт — или отметку, что фрахт оплачивает получатель;
  • время и место, где выдали коносамент;
  • количество оригиналов коносамента;
  • подпись перевозчика.

В документе можно указать дополнительные данные, о которых договорились отправитель и перевозчик. При заполнении коносамента советуем учесть следующее:

  1. В коносаменте нельзя ошибаться. Любые изменения должен согласовать отправитель, поэтому исправление после погрузки — сложный и длительный процесс.
  2. Обязательно проставлять особые отметки — они подскажут перевозчику, что по такому коносаменту провозят груз с особыми условиями хранения, например хрупкий или ценный. Это нужно, чтобы перевозчик соблюдал условия транспортировки.
  3. Советуем дополнительно включать пункт, что перевозчик должен нести ответственность, если случится форс-мажор.

Если указать данные представителя транспортной компании или посредника в порту выгрузки, это тоже поможет получателю оперативно получить груз и решить проблемы, если они появятся.

Любые ошибки в коносаменте могут привести к тому, что судно задержится на этапе разгрузки или таможенного досмотра. Исправлять их придется через отправителя за дополнительную оплату, это может занять много лишнего времени. Если из-за ошибок судно не сможет разгрузиться, придется выплачивать транспортной компании компенсацию убытков из-за простоя. Если в коносаменте не указаны особые отметки, перевозчик может доставить поврежденный груз, а из-за длительной задержки груз может испортиться.

Если неправильно заполнить коносамент, можно сорвать сроки доставки и получить штрафы. Размер штрафов устанавливают в договоре между отправителем и перевозчиком, а за ошибки в описании груза дополнительно штрафует таможня. Размер штрафа от таможни будет от 10 000 до 20 000 ₽ для должностных лиц, от 25 000 до 50 000 ₽ для субъектов МСП, включая ИП, и от 50 000 до 100 000 ₽ для крупных организаций.

Получатель груза ошибся в документе и заплатил таможне 50 000 ₽ штрафа

Компания «Аверс» заключила договор с экспедиторской компанией «Трансмарин» на перевозку таможенного груза из Шанхая в Екатеринбург. Все документы и морской коносамент были оформлены на 32 поддона самокопирующей бумаги весом 15 510 кг.

Трансмарин нанял таможенного перевозчика, чтобы ввезти международный груз без уплаты пошлин, но таможня задержала груз и оштрафовала перевозчика на 50 000 ₽, потому что реальный вес и количество поддонов не совпали с указанными в документах. Таможня зарегистрировала 30 поддонов бумаги весом 16 020 кг.

Таможенный перевозчик обратился в Трансмарин, чтобы ему компенсировали сумму штрафа. А Трансмарин взыскал через суд эту сумму с компании «Аверс», так как отправитель передал неверные данные.

Решение по кассационной жалобе ООО «Аверс»

Главное в статье

  1. Коносамент — это документ, который используют в водных перевозках. Он содержит полную информацию о грузе и доказывает, что перевозчик принял на себя ответственность доставить его в порт назначения.
  2. Коносамент — ценная бумага, если в нем нет сведений о получателе, его можно передавать, продавать и брать кредит под отгруженные товары.
  3. Существует много видов коносамента. Один и тот же документ может иметь несколько разных характеристик, в зависимости от адресата, способа доставки, отметок о состоянии и сроков погрузки.
  4. Единой формы документа нет, у перевозчика может быть свое оформление бланка коносамента, но в нем обязательно должны быть данные, которые прописаны в кодексе торгового мореплавания.
  5. В коносаменте нельзя ошибаться, это может стать причиной срыва сроков доставки и штрафов за груз. Любые изменения должен согласовать отправитель, поэтому исправление после погрузки — сложный и длительный процесс.
Предложение Тинькофф

Комплексные услуги для ведения ВЭД

Сопровождение внешнеэкономических контрактов партнерами Тинькофф:
  • таможенное оформление;
  • транспортные и складские услуги;
  • помощь в поиске зарубежных партнеров.
Подробнее

Сейчас читают

Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнесаЧитайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса
Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram