Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Инкотермс


Правила международных перевозок, в которых описано, за что отвечает поставщик, а за что — покупатель


Правила международных перевозок, в которых описано, за что отвечает поставщик, а за что — покупатель


Инкотермс — это сокращение от international commercial terms. Буквально это означает «международные коммерческие термины». Проще говоря, Инкотермс — это свод правил международной торговли, которые разрабатывает международная торговая палата.

Зачем нужны правила Инкотермс

Правила поставки Инкотермс упрощают составление договора для международных поставок. Благодаря им поставщику и покупателю не нужно подробно описывать условия перевозки — достаточно выбрать подходящий код из перечня правил. Еще это удобно для третьих лиц, через которых проходит груз, например логистов, бухгалтеров, страховщиков, таможенных инспекторов.

Как правило поставки Инкотермс прописывается в документах

В документах на груз можно встретить подобную запись: FCA Shenzhen China (incoterms 2020). Она состоит из трех частей: базиса, места передачи груза и редакции Инкотермс. Разберем каждую часть отдельно.

Пример записи об условиях поставки в документах на перевозку

Базис. Это и есть правило поставки Инкотермс, его еще иногда называют термином. Базис обозначается тремя латинскими буквами, например EXW, CIP, DAP.

В базисе зашифрована такая информация:

  1. Место перехода рисков: в какой момент ответственность за груз переходит от продавца к покупателю.
  2. Кто отвечает за страховку груза, прохождение таможни, погрузочно-разгрузочные работы.

В примере выше базис FCA — Free Carrier, или «франко-перевозчик». Он означает, что поставщик груза должен пройти таможню в стране вывоза и загрузить товар на транспорт покупателя либо указанного им перевозчика. А вот прохождение таможни в стране покупателя и дальнейшая доставка лежит на покупателе. Подробно значение всех базисов разберем дальше.

Место передачи груза. Его указывают сразу после базиса на английском языке. Это может быть город, аэропорт, морской либо речной порт.

Место передачи нужно указывать максимально точно. Для международных морских портов и аэропортов можно дополнительно приводить их сокращенные названия.

Например, запись правил поставки с местом передачи груза в порту Сингапура может выглядеть так: FAS Singapore SGSIN-1561 (Incoterms 2020). SGSIN-1561 — это код порта в Сингапуре.

Редакция Инкотермс. Правила Инкотермс переиздают каждые 10 лет. Новая редакция не исключает предыдущую. Можно использовать любую, главное — указывать год редакции. Условия Инкотермс, обозначаемые одинаковыми буквами в разных редакциях, могут немного различаться. Еще в новых редакциях могут добавлять новые или убирать старые базисы.

Например в Инкотермс 2010 был базис DAT — доставка до терминала, в Инкотермс 2020 его переименовали в DPU — доставка до места выгрузки.

Что означают базисы Инкотермс

Все базисы делятся на группы E, F, C и D по нарастанию обязанностей отправителя груза. Группа — это первая буква в названии базиса:

  1. Группа E. Самовывоз со склада поставщика. Все делает покупатель: забирает груз, проходит таможню за рубежом и в своей стране, доставляет его к себе.
  2. Группа F. Поставщик сам проходит таможню в своей стране. Остальное — на покупателе.
  3. Группа C. Груз доставляет поставщик и отвечает за него до тех пор, пока не передаст его покупателю. При этом покупатель должен пройти таможню в своей стране.
  4. Группа D. Доставка, включая обе таможни, полностью на поставщике.
Зеленый — ответственность продавца, голубой — покупателя

Какие бывают базисы

Собрали все виды базисов, которые можно использовать в международных перевозках, — в редакции Инкотермс 2020.

Базисы для перевозки любым видом транспорта

БазисОбязанности продавцаОбязанности покупателя
EXW — Ex Works, «франко-завод»Отдать груз на своем объекте: заводе, складеЗабрать груз с объекта продавца.

Погрузить на транспорт.

Пройти таможню за границей.

Разгрузить.

Пройти таможню на ввоз
FCA — Free Carrier, «франко-перевозчик»Пройти таможню на вывоз.

Погрузить товар на транспорт покупателя или указанного им перевозчика
Перевезти груз в свою страну.

Разгрузить.

Пройти таможню на ввоз
CIP — Carriage and Insurance Paid to, «перевозка и страхование оплачены до»Застраховать груз.

Пройти таможню на вывоз.

Погрузить груз.

Доставить покупателю
Разгрузить.

Пройти таможню на ввоз
CPT — Carriage Paid to, «перевозка оплачена до»Пройти таможню на вывоз.

Погрузить груз.

Доставить покупателю
Разгрузить.

Пройти таможню на ввоз
DAP — Delivered At Point, «поставка в пункте»Пройти таможню на вывоз.

Доставить товар по адресу, указанному покупателем
Разгрузить.

Пройти таможню на ввоз
DPU — Delivered Named Place Unloaded, «поставка на место выгрузки»Пройти таможню на вывоз.

Доставить товар по адресу.

Разгрузить
Пройти таможню на ввоз
DDP — Delivered Duty Paid, «поставка с уплатой пошлин»Пройти таможню на вывоз и ввоз.

Доставить товар по адресу
Разгрузить товар

Базисы для перевозок по воде

БазисОбязанности продавцаОбязанности покупателя
FAS — Free alongside ship, «свободно вдоль борта»Пройти таможню на вывоз.

Доставить товар к борту судна покупателя
Погрузить на судно.

Доставить груз в свою страну.

Разгрузить.

Пройти таможню на ввоз
FOB — Free on board, «свободно на борту»Пройти таможню на вывоз.

Доставить товар на судно покупателя
Доставить груз в свою страну.

Разгрузить.

Пройти таможню на ввоз
CFR — Cost & Freight, «стоимость и фрахт»Пройти таможню на вывоз.

Погрузить товар на судно.

Доставить в порт покупателя
Разгрузить контейнеры.

Пройти таможню на ввоз
CIF — Cost Insurance and Freight, «страхование и фрахт»Застраховать груз.

Пройти таможню на вывоз.

Погрузить товар на судно.

Доставить в порт покупателю
Разгрузить товар.

Пройти таможню на ввоз

Какой базис выбрать

Выбор базиса зависит от того, покупаете вы товары или, наоборот, продаете за границу.

Покупателю. Начинающим импортерам советуем выбирать любой базис из группы D. Так на вас будет меньше всего рисков, потому что почти всем занимается поставщик. Другие базисы стоит выбирать, если у вас уже есть опыт в международных поставках и вы понимаете, как можно сэкономить на доставке.

Продавцу. Для экспортера самым безопасным будет базис EXW: все делает покупатель, продавцу нужно только выдать товар на своем складе или заводе. В России пройти таможню на вывоз товаров могут только резиденты РФ или члены стран ЕАЭС. При экспорте товаров из России в другие страны продавцу придется выбирать базис FCA и проходить таможню самостоятельно.

Что важно запомнить

  1. Инкотермс — международные правила торговли, в которых описано, за что отвечает поставщик, а за что — покупатель.
  2. Правила Инкотермс упрощают составление и понимание договора поставки при экспорте и импорте: его сторонам, перевозчику, таможне, страховщикам, бухгалтерии.
  3. Условия об ответственности поставщика и покупателя зашифрованы в базисе — трех латинских буквах. Покупателю выгоднее выбирать условия Инкотермс из группы D, поставщику — из группы Е.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 789 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Справочник предпринимателя

Больше по теме