Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите бесплатную поддержку
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Правила международных перевозокв которых описаноза что отвечает поставщика за что — покупатель
Правила международных перевозокв которых описаноза что отвечает поставщика за что — покупатель
Инкотермс — это сокращение от international commercial terms. Буквально это означает «международные коммерческие термины». Проще говоря, Инкотермс — это свод правил международной торговли, которые разрабатывает международная торговая палата.
Правила поставки Инкотермс упрощают составление договора для международных поставок. Благодаря им поставщику и покупателю не нужно подробно описывать условия перевозки — достаточно выбрать подходящий код из перечня правил. Еще это удобно для третьих лиц, через которых проходит груз, например логистов, бухгалтеров, страховщиков, таможенных инспекторов.
В документах на груз можно встретить подобную запись: FCA Shenzhen China (incoterms 2020). Она состоит из трех частей: базиса, места передачи груза и редакции Инкотермс. Разберем каждую часть отдельно.
Базис. Это и есть правило поставки Инкотермс, его еще иногда называют термином. Базис обозначается тремя латинскими буквами, например EXW, CIP, DAP.
В базисе зашифрована такая информация:
В примере выше базис FCA — Free Carrier, или «франко-перевозчик». Он означает, что поставщик груза должен пройти таможню в стране вывоза и загрузить товар на транспорт покупателя либо указанного им перевозчика. А вот прохождение таможни в стране покупателя и дальнейшая доставка лежит на покупателе. Подробно значение всех базисов разберем дальше.
Место передачи груза. Его указывают сразу после базиса на английском языке. Это может быть город, аэропорт, морской либо речной порт.
Место передачи нужно указывать максимально точно. Для международных морских портов и аэропортов можно дополнительно приводить их сокращенные названия.
Например, запись правил поставки с местом передачи груза в порту Сингапура может выглядеть так: FAS Singapore SGSIN-1561 (Incoterms 2020). SGSIN-1561 — это код порта в Сингапуре.
Редакция Инкотермс. Правила Инкотермс переиздают каждые 10 лет. Новая редакция не исключает предыдущую. Можно использовать любую, главное — указывать год редакции. Условия Инкотермс, обозначаемые одинаковыми буквами в разных редакциях, могут немного различаться. Еще в новых редакциях могут добавлять новые или убирать старые базисы.
Например в Инкотермс 2010 был базис DAT — доставка до терминала, в Инкотермс 2020 его переименовали в DPU — доставка до места выгрузки.
Все базисы делятся на группы E, F, C и D по нарастанию обязанностей отправителя груза. Группа — это первая буква в названии базиса:
Собрали все виды базисов, которые можно использовать в международных перевозках, — в редакции Инкотермс 2020.
Базисы для перевозки любым видом транспорта
Базис | Обязанности продавца | Обязанности покупателя |
---|---|---|
EXW — Ex Works, «франко-завод» | Отдать груз на своем объекте: заводе, складе | Забрать груз с объекта продавца. Погрузить на транспорт. Пройти таможню за границей. Разгрузить. Пройти таможню на ввоз |
FCA — Free Carrier, «франко-перевозчик» | Пройти таможню на вывоз. Погрузить товар на транспорт покупателя или указанного им перевозчика | Перевезти груз в свою страну. Разгрузить. Пройти таможню на ввоз |
CIP — Carriage and Insurance Paid to, «перевозка и страхование оплачены до» | Застраховать груз. Пройти таможню на вывоз. Погрузить груз. Доставить покупателю | Разгрузить. Пройти таможню на ввоз |
CPT — Carriage Paid to, «перевозка оплачена до» | Пройти таможню на вывоз. Погрузить груз. Доставить покупателю | Разгрузить. Пройти таможню на ввоз |
DAP — Delivered At Point, «поставка в пункте» | Пройти таможню на вывоз. Доставить товар по адресу, указанному покупателем | Разгрузить. Пройти таможню на ввоз |
DPU — Delivered Named Place Unloaded, «поставка на место выгрузки» | Пройти таможню на вывоз. Доставить товар по адресу. Разгрузить | Пройти таможню на ввоз |
DDP — Delivered Duty Paid, «поставка с уплатой пошлин» | Пройти таможню на вывоз и ввоз. Доставить товар по адресу | Разгрузить товар |
Базисы для перевозок по воде
Базис | Обязанности продавца | Обязанности покупателя |
---|---|---|
FAS — Free alongside ship, «свободно вдоль борта» | Пройти таможню на вывоз. Доставить товар к борту судна покупателя | Погрузить на судно. Доставить груз в свою страну. Разгрузить. Пройти таможню на ввоз |
FOB — Free on board, «свободно на борту» | Пройти таможню на вывоз. Доставить товар на судно покупателя | Доставить груз в свою страну. Разгрузить. Пройти таможню на ввоз |
CFR — Cost & Freight, «стоимость и фрахт» | Пройти таможню на вывоз. Погрузить товар на судно. Доставить в порт покупателя | Разгрузить контейнеры. Пройти таможню на ввоз |
CIF — Cost Insurance and Freight, «страхование и фрахт» | Застраховать груз. Пройти таможню на вывоз. Погрузить товар на судно. Доставить в порт покупателю | Разгрузить товар. Пройти таможню на ввоз |
Выбор базиса зависит от того, покупаете вы товары или, наоборот, продаете за границу.
Покупателю. Начинающим импортерам советуем выбирать любой базис из группы D. Так на вас будет меньше всего рисков, потому что почти всем занимается поставщик. Другие базисы стоит выбирать, если у вас уже есть опыт в международных поставках и вы понимаете, как можно сэкономить на доставке.
Продавцу. Для экспортера самым безопасным будет базис EXW: все делает покупатель, продавцу нужно только выдать товар на своем складе или заводе. В России пройти таможню на вывоз товаров могут только резиденты РФ или члены стран ЕАЭС. При экспорте товаров из России в другие страны продавцу придется выбирать базис FCA и проходить таможню самостоятельно.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности