Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Прием платежей по QR-коду без комиссии
ПодключитьПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Кто должен подключаться к системе контроля за оборотом спирта, какое оборудование для этого понадобится и как не получить штраф
Эксперт по праву
ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система. В ней отслеживают оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции — можно посмотреть путь товара от производителя к конечному потребителю через оптовых и розничных продавцов.
Система помогает бороться с подделками — на любом этапе видно, что происходит. Если алкоголь куда-то пропадет или его подменят, можно найти ответственного.
Рассказываем, кто обязан подключаться к ЕГАИС и как это правильно сделать.
Как система ЕГАИС получает информацию и следит за оборотом:
Отправлять в ЕГАИС данные о поставке нужно не позднее следующего рабочего дня, после того, как продали или получили партию алкоголя.
После того как компания или ИП подтвердили закупку, ЕГАИС отправляет уведомление, что данные зафиксированы. Только после этого сообщения можно продавать товары. А поскольку обновление данных может занимать некоторое время, еще не учтенные товары лучше хранить отдельно, чтобы не продать раньше времени.
Подключаться к ЕГАИС нужно почти всем продавцам алкоголя:
Есть исключения — сельскохозяйственные производители вина и шампанского из собственного винограда и предприятия, которые покупают алкоголь как сырье, например кондитерские.
Порядок действий будет отличаться для продажи крепкого алкоголя и для пива, но в любом случае понадобится онлайн-касса.
Как фиксировать продажу крепкого алкоголя. При продаже крепкого алкоголя каждую бутылку учитывают поштучно. На бутылке есть специальный опознавательный знак — федеральная специальная марка. Ее часто называют акцизной, но это ошибка — акцизных марок давно нет. По ней можно посмотреть данные о происхождении бутылки и убедиться, что это не подделка, товар продается законно и соответствует всем требованиям.
Чтобы считать марку для продажи крепкого алкоголя, понадобится двумерный сканер, его еще называют 2D-сканером. Обычный одномерный сканер для штрихкодов, не подойдет. При этом, если в магазине уже есть 2D-сканер, одномерный покупать не нужно — двумерный может считывать и марки, и обычные линейные штрихкоды остальных товаров.
Вот как происходит продажа и списание алкоголя:
Как фиксировать продажу пива и слабоалкогольной продукции. Продажа пива практически не отличается от продажи остальных потребительских товаров. В ЕГАИС нужно фиксировать только закупку, когда магазин принимает товар. О реализованных партиях отчитываются по результатам квартала — в декларации Росалкорегулированию.
Если магазин продает только крепкие алкогольные напитки, декларацию подавать не нужно — Росалкогольрегулирование уже получает всю информацию о продажах через ЕГАИС. А если продается и крепкий алкоголь, и пиво, отчитываться нужно только по продаже пива.
Точно так же, как в рознице, продажу алкоголя нужно фиксировать поштучно, а продажу пива — партиями. Предприятия общепита обязательно подают за каждый квартал декларацию в Росалкогольрегулирование, независимо от того, продается там только крепкий алкоголь или пиво.
Отличие учета алкоголя в ЕГАИС для ресторанов и кафе: продажей считается вскрытие тары — бутылки или кеги. Если бутылку вскрывают не для клиента, а для приготовления какого-то блюда, это все равно продажа.
Федеральную специальную марку на крепком алкоголе тоже нужно считывать сразу после вскрытия бутылки — для этого, как и в магазине, понадобится сканер. Если у бармена нет доступа к системе, он может считывать коды 2D-сканером без подключения к компьютеру и сохранять их в текстовом виде. Потом он отправит их бухгалтеру или другому уполномоченному сотруднику, а тот подключится к системе и отправит данные в ЕГАИС.
Важный момент — если общепит покупает алкоголь изредка, например только вино для сезонного глинтвейна, может показаться, что проще купить его в розницу в обычном магазине. Но в таком случае продукция будет считаться контрафактом — в магазине вам пробьют обычный чек, в ЕГАИС зафиксируют, что товар вышел из оборота, а потом в вашем кафе он откуда-то появится снова. Получится, что данные в декларации о реализованной продукции не совпадут с данными из ЕГАИС, — можно получить штраф за нарушение учета алкогольной продукции.
Алкоголь для продажи обязательно нужно закупить у производителей или оптовиков, подключенных к ЕГАИС, оформить партию товарно-транспортной накладной и зафиксировать это в системе.
Разбираем пошаговый порядок действий для подключения бизнеса к ЕГАИС.
Шаг 1. Купить защищенный USB-носитель. Он понадобится для электронной подписи. Подойдет JaCarta или Рутокен ЭЦП 2.0. Они продаются в аккредитованных удостоверяющих центрах. На сайте Минцифры есть перечень со всеми аккредитованными центрами в разных городах.
Если магазинов или точек общепита несколько, компании нужно купить ключ для каждого, а для ИП достаточно одного для всех.
Шаг 2. Получить КЭП и записать ее на USB-носитель. КЭП — это квалифицированная электронная подпись. Чтобы получить ее, нужно обратиться в налоговую и оформить заявку. Получить подпись надо будет лично — в налоговой КЭП запишут на ваш носитель.
Шаг 3. Авторизоваться в личном кабинете ЕГАИС. Квалифицированная подпись потребуется на этом шаге. Работать с ЕГАИС можно только в браузерах Internet Explorer или Microsoft Edge с эмуляцией Internet Explorer.
Разберем на скринах, как авторизоваться в ЕГАИС.
Шаг 4. Сгенерировать RSA-ключ. Это сертификат для защищенного соединения компьютера с сервером ЕГАИС. Его нужно сформировать на сайте ЕГАИС — если у бизнеса несколько подразделений, для каждого понадобится свой ключ.
Шаг 5. Скачать и установить транспортный модуль, УТМ. Это приложение, которое передает на сервер Росалкогольрегулирования данные о закупках и продажах. Его можно скачать при регистрации личного кабинета на сайте ЕГАИС.
Шаг 6. Настроить интеграцию УТМ и товароучетной системы. У самого транспортного модуля нет пользовательского интерфейса. Его нужно интегрировать в обычную учетную систему, которую будет использовать бизнес, например МойСклад или СБИС.
В товароучетной системе обычно есть блок ЕГАИС, в котором нужно ввести данные об ИП или компании и указать особенности учета, фасовки и маркировки продукции для вашего бизнеса. Чаще всего в этом блоке есть подсказки, что именно надо указать, чтобы настроить интеграцию.
Шаг 7. Подключить кассовую программу. Она должна быть совместима с ЕГАИС и поддерживать обмен данными с УТМ. Например, Контур.Маркет, СБИС Розница или Дримкас Учет.
Продавать алкоголь, не подключившись к ЕГАИС, нельзя. Если подключиться к системе, но не сканировать товары — это тоже нарушение. Штраф можно получить даже случайно: например, если сканер на распознал деформированный код.
Сумма штрафов за нарушение работы с ЕГАИС:
ИП не могут продавать крепкий алкоголь и не сканируют федеральные специальные марки, но могут получить штраф за ошибки при оприходовании полученной партии пива.
Если информация в декларации о проданном алкоголе не совпадает с ЕГАИС, бизнес могут лишить лицензии на продажу алкоголя.
Нужно знать оклад сотрудника и процент премии от оклада. Результат умножить на районный коэффициент, если он есть
Даже если ИП или ООО на упрощенке не вели деятельность, они все равно обязаны отчитываться в налоговую. Рассказываем, как правильно это сделать
Надо рассчитать среднюю численность за каждый месяц года, а потом суммировать все показатели