Прием платежей по QR-коду без комиссии

Подключить
БухгалтерияРедактор: Мария Ивахненко

Как подключить бизнес к ЕГАИС

Кто должен подключаться к системе контроля за оборотом спирта, какое оборудование для этого понадобится и как не получить штраф

Евгений Бельский

Евгений Бельский

Эксперт по праву

ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система. В ней отслеживают оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции — можно посмотреть путь товара от производителя к конечному потребителю через оптовых и розничных продавцов.

Система помогает бороться с подделками — на любом этапе видно, что происходит. Если алкоголь куда-то пропадет или его подменят, можно найти ответственного.

Рассказываем, кто обязан подключаться к ЕГАИС и как это правильно сделать.

Как бизнес взаимодействует с ЕГАИС

Как система ЕГАИС получает информацию и следит за оборотом:

  1. Когда магазин или точка общепита закупает партию алкоголя, производитель или оптовик отправляет информацию в ЕГАИС — кому, какой товар и в каком объеме он продал. Информацию о товаре продавец алкоголя передает покупателю в электронной товарно-транспортной накладной — ТТН. Этот документ используют при передаче алкоголя между контрагентами.
  2. Покупатель при получении партии сверяется с ТТН. Количество алкоголя в реальности должно соответствовать данным электронной накладной. Если все в порядке, покупатель подтверждает закупку в ЕГАИС. Если есть расхождения, нужно составить акт об излишках или недостаче. Поставщик должен будет подтвердить этот акт.
  3. Покупатель алкоголя загружает закупленные товары в кассовую программу, и при продаже конечному потребителю товар списывается из системы. В общепите товар списывается не при продаже, а при вскрытии бутылки.
Схема работы ЕГАИС
Бизнес должен подавать информацию в ЕГАИС и о покупке, и о продаже алкоголя

Отправлять в ЕГАИС данные о поставке нужно не позднее следующего рабочего дня, после того, как продали или получили партию алкоголя.

После того как компания или ИП подтвердили закупку, ЕГАИС отправляет уведомление, что данные зафиксированы. Только после этого сообщения можно продавать товары. А поскольку обновление данных может занимать некоторое время, еще не учтенные товары лучше хранить отдельно, чтобы не продать раньше времени.

Подключаться к ЕГАИС нужно почти всем продавцам алкоголя:

  • производителям;
  • розничным магазинам;
  • общепиту.

Есть исключения — сельскохозяйственные производители вина и шампанского из собственного винограда и предприятия, которые покупают алкоголь как сырье, например кондитерские.

Как работать с ЕГАИС в рознице

Порядок действий будет отличаться для продажи крепкого алкоголя и для пива, но в любом случае понадобится онлайн-касса.

Как фиксировать продажу крепкого алкоголя. При продаже крепкого алкоголя каждую бутылку учитывают поштучно. На бутылке есть специальный опознавательный знак — федеральная специальная марка. Ее часто называют акцизной, но это ошибка — акцизных марок давно нет. По ней можно посмотреть данные о происхождении бутылки и убедиться, что это не подделка, товар продается законно и соответствует всем требованиям.

Чтобы считать марку для продажи крепкого алкоголя, понадобится двумерный сканер, его еще называют 2D-сканером. Обычный одномерный сканер для штрихкодов, не подойдет. При этом, если в магазине уже есть 2D-сканер, одномерный покупать не нужно — двумерный может считывать и марки, и обычные линейные штрихкоды остальных товаров.

Вот как происходит продажа и списание алкоголя:

  1. Магазин принимает товары по электронной товарно-транспортной накладной и фиксирует закупку в ЕГАИС.
  2. Когда посетитель покупает алкоголь, кассир сканирует штрихкод и марку 2D-сканером — то есть каждую бутылку нужно отсканировать два раза.
  3. Данные о том, что бутылку купили, через кассовую программу передаются в ЕГАИС, и бутылка выходит из оборота.
  4. На чеке дополнительно к обычному QR-коду печатается QR-код алкогольной продукции, по которому покупатель сможет удостовериться, что товар продается легально.

Как фиксировать продажу пива и слабоалкогольной продукции. Продажа пива практически не отличается от продажи остальных потребительских товаров. В ЕГАИС нужно фиксировать только закупку, когда магазин принимает товар. О реализованных партиях отчитываются по результатам квартала — в декларации Росалкорегулированию.

Если магазин продает только крепкие алкогольные напитки, декларацию подавать не нужно — Росалкогольрегулирование уже получает всю информацию о продажах через ЕГАИС. А если продается и крепкий алкоголь, и пиво, отчитываться нужно только по продаже пива.

Как работать с ЕГАИС в общепите

Точно так же, как в рознице, продажу алкоголя нужно фиксировать поштучно, а продажу пива — партиями. Предприятия общепита обязательно подают за каждый квартал декларацию в Росалкогольрегулирование, независимо от того, продается там только крепкий алкоголь или пиво.

Отличие учета алкоголя в ЕГАИС для ресторанов и кафе: продажей считается вскрытие тары — бутылки или кеги. Если бутылку вскрывают не для клиента, а для приготовления какого-то блюда, это все равно продажа.

Федеральную специальную марку на крепком алкоголе тоже нужно считывать сразу после вскрытия бутылки — для этого, как и в магазине, понадобится сканер. Если у бармена нет доступа к системе, он может считывать коды 2D-сканером без подключения к компьютеру и сохранять их в текстовом виде. Потом он отправит их бухгалтеру или другому уполномоченному сотруднику, а тот подключится к системе и отправит данные в ЕГАИС.

Важный момент — если общепит покупает алкоголь изредка, например только вино для сезонного глинтвейна, может показаться, что проще купить его в розницу в обычном магазине. Но в таком случае продукция будет считаться контрафактом — в магазине вам пробьют обычный чек, в ЕГАИС зафиксируют, что товар вышел из оборота, а потом в вашем кафе он откуда-то появится снова. Получится, что данные в декларации о реализованной продукции не совпадут с данными из ЕГАИС, — можно получить штраф за нарушение учета алкогольной продукции.

Алкоголь для продажи обязательно нужно закупить у производителей или оптовиков, подключенных к ЕГАИС, оформить партию товарно-транспортной накладной и зафиксировать это в системе.

Как подключиться к ЕГАИС

Разбираем пошаговый порядок действий для подключения бизнеса к ЕГАИС.

Шаг 1. Купить защищенный USB-носитель. Он понадобится для электронной подписи. Подойдет JaCarta или Рутокен ЭЦП 2.0. Они продаются в аккредитованных удостоверяющих центрах. На сайте Минцифры есть перечень со всеми аккредитованными центрами в разных городах.

Если магазинов или точек общепита несколько, компании нужно купить ключ для каждого, а для ИП достаточно одного для всех.

Шаг 2. Получить КЭП и записать ее на USB-носитель. КЭП — это квалифицированная электронная подпись. Чтобы получить ее, нужно обратиться в налоговую и оформить заявку. Получить подпись надо будет лично — в налоговой КЭП запишут на ваш носитель.

Шаг 3. Авторизоваться в личном кабинете ЕГАИС. Квалифицированная подпись потребуется на этом шаге. Работать с ЕГАИС можно только в браузерах Internet Explorer или Microsoft Edge с эмуляцией Internet Explorer.

Разберем на скринах, как авторизоваться в ЕГАИС.

Как войти в личный кабинет на сайте ЕГАИС
Вход в личный кабинет находится в верхнем правом углу сайта ЕГАИС
Личный кабинет для пользователя ЕГАИС
В первую очередь система предложит проверить соответствие компьютера и оборудования
Проверка выполнения условий в личном кабинете ЕГАИС
Появится список того, что будет проверяться — операционная система, браузер и ключ
Установка программного компонента в система ЕГАИС
На предпоследнем шаге потребуется установить программный компонент по ссылке в конце строчки
После проверки появится кнопка «Перейти в личный кабинет» ЕГАИС
Когда проверка закончится, появится кнопка «Перейти в личный кабинет»
Авторизация в личном кабинете ЕГАИС
Для входа понадобится вставить USB-носитель с электронной подписью в компьютер и ввести ПИН-код, который выдали вместе с ним, — если все верно, на экране появится сертификат электронной подписи

Шаг 4. Сгенерировать RSA-ключ. Это сертификат для защищенного соединения компьютера с сервером ЕГАИС. Его нужно сформировать на сайте ЕГАИС — если у бизнеса несколько подразделений, для каждого понадобится свой ключ.

Как сгенерировать RSA-ключ
Сначала нужно кликнуть по сертификату электронной подписи
Как получить ключ доступа в личном кабинете ЕГАИС
В открывшемся окне нужно выбрать верхнюю строчку «Получить ключ доступа» и нажать кнопку «Оформить ключ». Ключ запишется на защищенный USB-носитель — тот же самый, на который записана УКЭП

Шаг 5. Скачать и установить транспортный модуль, УТМ. Это приложение, которое передает на сервер Росалкогольрегулирования данные о закупках и продажах. Его можно скачать при регистрации личного кабинета на сайте ЕГАИС.

Как скачать и установить транспортный модуль, УТМ
Чтобы установить УТМ, нужно выбрать пункт «Транспортный модуль» в левом меню и скачать подходящий установщик в зависимости от операционной системы. Скачанный файл-установщик нужно будет запустить от имени администратора, то есть с расширенными правами

Шаг 6. Настроить интеграцию УТМ и товароучетной системы. У самого транспортного модуля нет пользовательского интерфейса. Его нужно интегрировать в обычную учетную систему, которую будет использовать бизнес, например МойСклад или СБИС.

В товароучетной системе обычно есть блок ЕГАИС, в котором нужно ввести данные об ИП или компании и указать особенности учета, фасовки и маркировки продукции для вашего бизнеса. Чаще всего в этом блоке есть подсказки, что именно надо указать, чтобы настроить интеграцию.

Шаг 7. Подключить кассовую программу. Она должна быть совместима с ЕГАИС и поддерживать обмен данными с УТМ. Например, Контур.Маркет, СБИС Розница или Дримкас Учет.

Штрафы за нарушения работы с ЕГАИС

Продавать алкоголь, не подключившись к ЕГАИС, нельзя. Если подключиться к системе, но не сканировать товары — это тоже нарушение. Штраф можно получить даже случайно: например, если сканер на распознал деформированный код.

Сумма штрафов за нарушение работы с ЕГАИС:

  • от 150 000 до 200 000 ₽ для средней или крупной компании;
  • от 75 000 до 100 000 ₽ — для малого предприятия;
  • от 10 000 до 15 000 ₽ — для ИП и руководителя компании.

ИП не могут продавать крепкий алкоголь и не сканируют федеральные специальные марки, но могут получить штраф за ошибки при оприходовании полученной партии пива.

Если информация в декларации о проданном алкоголе не совпадает с ЕГАИС, бизнес могут лишить лицензии на продажу алкоголя.

Главное

  1. ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система, которая отслеживает оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  2. К ЕГАИС должны подключаться практически все компании, которые работают с алкоголем. Исключение — сельскохозяйственные производители вина и шампанского из собственного винограда и производства, которые используют алкоголь как сырье.
  3. При закупке алкоголя компания должна зафиксировать в ЕГАИС, что получила эту партию — что товар перешел к следующему звену в цепочке от производителя к покупателю.
  4. При продаже крепкого алкоголя нужно сканировать марку каждой бутылки, чтобы в ЕГАИС поступала информация о том, что она вышла из оборота.
  5. При продаже пива нужно отчитываться о продаже всей партии, а не каждой бутылки по отдельности. Для этого продавцы пива каждый квартал должны отправлять декларацию в Росалкогольрегулирование.
  6. Общепит должен отправлять алкодекларацию независимо от того, продает он крепкий алкоголь или пиво.
  7. Чтобы зарегистрироваться в личном кабинете ЕГАИС, понадобится квалифицированная электронная подпись.
  8. У программы, которая передает информацию в ЕГАИС, нет собственного интерфейса, поэтому ее нужно будет интегрировать в свою товароучетную систему.
Предложение Тинькофф

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Торговый эквайринг со ставкой от 1,2%
  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом 2 в 1 за 0 ₽
  • До 500 000 ₽ на развитие: рекламу, автоматизацию процессов и другие услуги
Подробнее
Онлайн-банк для розничного бизнеса

Сейчас читают