Елена Попова — основательница ижевского бренда свадебных платьев ESTELAVIA. В 2016 году она выиграла региональный конкурс «Кутюрье года» и в награду получила возможность показать свои платья на конкурсе молодых модельеров в Италии. Там коллекцию высоко оценили, и Елена решила, что нужно срочно создавать бренд, выходить на опт и продавать платья по всему миру.
Елена с мужем открыли ИП, запустили швейное производство и оптовое направление по России. А через три года платья ESTELAVIA уже продавались в свадебных салонах Чехии, Греции и Мексики.
В статье Елена рассказала, насколько сложно было выйти на внешние рынки и почему бренд оказался востребован за рубежом.
Коротко о бизнесе
Отшиваем платья в Ижевске и продаем по всему миру
ESTELAVIA — бренд свадебных платьев. Мы шьем платья в Ижевске и отправляем по всему миру.
Коллекции я создаю сама, вдохновляясь мировой свадебной модой, необычным кроем, смелым дизайном. После того как коллекция готова, передаю ее в работу нашим закройщикам, портным, декораторам.
Мы работаем с тканями из Турции. Это удобно, потому что у многих турецких поставщиков есть склады в России — не нужно долго ждать. Кружево заказываем через посредников из Китая. Готовые изделия отправляем по свадебным салонам.
В России платья ESTELAVIA можно купить примерно в 70 городах. Плюс четвертый год мы присутствуем в странах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии.
Зарубежные свадебные салоны заинтересованы работать с поставщиками из России. У нас невысокие цены и высокое качество: актуальные трендовые ткани и фурнитура, ручная вышивка, хорошая посадка корсетов — это когда платья подходят разным типам фигуры. Это как раз то, что привлекает зарубежных клиентов.
Получили вдохновляющие отзывы на конкурсе в Италии
У меня профильное образование — я выучилась на дизайнера и портного. Первое время занималась частным пошивом и брала в работу разную одежду. Потом прошла обучение в израильской школе технологии корсетов. Я изучила тему вдоль и поперек и поняла, что мне интересно реализовываться именно в этом.
С 2009 года я начала специализироваться на корсетных изделиях — брала заказы только на свадебные и вечерние платья. Наверное, я была одной из первых в Ижевске, кто отказался от пошива разной одежды и выбрал для себя узкую сегментацию.
В январе 2016 года я выиграла региональный конкурс «Кутюрье года» и в качестве приза получила поездку на «Дни моды» в Пизе — это конкурс для начинающих модельеров. В Италию я привезла коллекцию из 6 платьев. За время конкурса ко мне постоянно подходили дизайнеры, фотографы, организаторы: «О, как это чудесно! Как вы работаете? А, у вас ателье? Вам нужно срочно превращать это в массовый пошив и продавать в Европе!» Конечно, такая обратная связь меня тогда очень вдохновила. Пришло понимание, что в этом направлении можно успешно работать.
Зарегистрировали ИП и запустили опт по России
После Италии я сказала мужу: «Давай выходить на опт. Ты будешь отвечать за коммерческую часть, я — за творческую». Он согласился, и через несколько месяцев мы переехали в помещение побольше, наняли швей, закройщиц, и 1 июля 2016 года я зарегистрировала ИП.
Раньше мы работали с розницей и взаимодействовали с конечным потребителем напрямую. Теперь нам предстояло запустить оптовое направление и продавать платья не невестам, а свадебным салонам. Мы начали с того, что составили базу салонов, с которыми хотим работать. Выбрали тех, кто находится в ближайших городах, и поехали туда, чтобы сразу показать, как выглядят наши изделия.
Мы подготовили коммерческое предложение. Но в процессе общения с потенциальными клиентами выяснили, что допустили ошибку в ценообразовании и цены получились завышенными для опта. К счастью, быстро сориентировались и скорректировали прайс, снизив его примерно на 30%. Несмотря на конец свадебного сезона, наши встречи оказались результативными — мы начали сотрудничать с салонами из Казани, Набережных Челнов и Екатеринбурга.
Следующие 3 года мы активно развивали опт по России. Но желание продавать платья за границу оставалось. Расскажу, как оно воплотилось.
Этап 1. Прошли обучение в Центре поддержки экспорта
Шел 2019 год. Не помню, как именно — то ли нам предложили, то ли мы увидели рекламу — мы узнали, что Центр поддержки экспорта при Корпорации развития Удмуртии проводит обучение на тему экспорта.
Мы оказались в числе 12 компаний, кто участвовал в первом экспортном акселераторе. В течение двух месяцев мы изучали, как адаптировать продукт под международные рынки, как его продвигать, как формировать цены в валюте. Для нас самым полезным был практический блок, посвященный механике и юридическим аспектам сделки. Мы получили ответы на все свои вопросы.
Как отправлять готовую продукцию. Большим открытием оказалось то, что проще всего отправлять посылки через EMS Почты России. По сравнению с другими курьерскими службами это выходило быстрее, дешевле и не требовало заполнения большого количества бумаг. Стоимость отправки я уже не вспомню, но это были какие-то смешные деньги.
Как правильно заполнять документы. В нашем случае при отправке можно было обойтись заполнением инвойса. Это, по сути, товарная накладная. В ней прописано, что и в каком количестве находится в посылке, сколько это стоит, кто продавец и кто покупатель. На курсе нам дали шаблон, который мы затем заполняли при отправке.
Как сэкономить на декларировании. Выяснилось, что отправки стоимостью до 1000 $ не подлежат декларированию. Во-первых, это означало, что не нужно тратиться на таможенную декларацию — тогда заполнить ее стоило от 16 000 ₽. Во-вторых, нам не пришлось пользоваться услугами таможенного брокера, что существенно экономило деньги.
На акселераторе мы получили четкую инструкцию, как выходить на внешние рынки. Наш поток проходил с марта по июнь 2019 года, но специалисты Центра поддержки экспорта Удмуртии продолжали нас консультировать и после этого.
Этап 2. Отправили пробную партию изделий в Чехию
Еще во время обучения, в конце апреля, мы оформили и отправили первую заграничную посылку. Для этого выбрали Чехию — в Праге жила владелица салона, с которой мы познакомились в Москве на одной из ежегодных свадебных выставок. Она видела наши изделия на стенде, понимала, что именно получит, поэтому согласилась на пробную партию.
В посылке было 2 платья. Хотелось понять, как быстро они дойдут и дойдут ли вообще, в каком состоянии, в каком количестве. Мы упаковали платья в чехол, ПВХ-пленку, сложили в обычную картонную коробку габаритами 40 × 40 см и обмотали фирменным скотчем.
Технически отправить посылку было просто — нужно было лишь прийти в отделение почты и заполнить инвойс. Остальное заполняли сотрудники отделения. В итоге пробная партия благополучно доехала до салона в Праге, и его владелица стала дальше с удовольствием с нами сотрудничать. Стало понятно, что схема рабочая, и в следующий раз мы отправили больше платьев.
Этап 3. Открыли валютный счет и получили первые деньги
Чтобы получать деньги от иностранных партнеров, нам потребовалось открыть валютный счет, а точнее, два — в долларах и в евро.
Когда мы выбирали банк для открытия валютных счетов, в первую очередь смотрели, чтобы там был личный менеджер. Мы хотели, чтобы нас сопровождал специалист, которому можно задавать вопросы, чтобы разобраться в нюансах процесса и решить возможные проблемы. Например, были случаи, когда отправитель неверно указывал наши данные, поэтому с помощью менеджера мы могли быстро что-то менять. Если все было оформлено правильно, деньги приходили без проблем. День-два — и они зачислялись на счет, мы могли ими пользоваться.
Когда впервые получили оплату в долларах и евро, конечно, было ощущение, что мы можем все и теперь покорим весь мир.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Этап 4. Наняли менеджера внешнеэкономической деятельности
Наше присутствие за рубежом расширялось двумя способами. Новые свадебные салоны выходили на нас через сарафанное радио — например, у нашей клиентки в Чехии были знакомые коллеги из Испании, и она нас посоветовала.
Еще один вариант — когда мы сами искали подходящие салоны и выходили на них с коммерческим предложением через электронную почту и запрещенную социальную сеть. Этим направлением у нас изначально занимался отдельный человек — менеджер по внешнеэкономической деятельности, или менеджер ВЭД.
Менеджер ВЭД ищет и отбирает подходящие свадебные салоны. Обычно он вручную набирает в поиске «свадебный салон Кипра» или «свадебный салон Новой Зеландии». Затем изучает аккаунт, сайт. Смотрит, какие бренды там представлены, в каком ценовом сегменте они работают. Мы ведь тоже занимаем определенную нишу, рассчитываем свои силы и связываемся только с теми салонами, которым потенциально можем подойти. Например, одним из критериев выбора салона было наличие в нем одного из польских брендов. Мы понимали, что если они там есть, то мы тоже можем зайти в салон.
Если мы заинтересовали клиентов, менеджер общается с ними лично: принимает заказы, уточняет информацию. Фотографии в каталоге не всегда передают точный цвет платья. Поэтому салоны часто просят сфотографировать модель изделия при другом освещении, или прислать более крупное фото кружева, или уточнить длину шлейфа.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Отшиваем платье за полтора месяца, еще месяц закладываем на доставку
Из Чехии мы зашли на Кипр и в Грецию, дальше — по всей Европе: Словакия, Германия, Англия, Ирландия. Параллельно отправляли платья в Новую Зеландию, Австралию, США и Мексику.
Как мы работаем с зарубежными клиентами? Допустим, у нас есть коллекция из 30 платьев. Мы отправляем в салон фото и красивые бумажные каталоги. Клиент выбирает несколько моделей и говорит нам: «Пришлите вот эти пять платьев в этих размерах». Мы их отшиваем, отправляем, а он выставляет их в своем салоне в качестве образцов.
Эти образцы показывают невестам, а дальше заказывают нам в нужном размере. Мы отшиваем и отправляем платье уже для конкретной девушки. Иногда, если невесте подходит платье из наличия, она может купить его, а не ждать с производства. Но это бывает нечасто, потому что за границей свадьбу планируют примерно за год — у них достаточно времени, чтобы дождаться своего платья, а потом при необходимости дополнительно его подогнать.
Мы шьем платье в среднем за полтора месяца, в сезон работа занимает до трех месяцев. Но это не значит, что мы все это время занимаемся только одним изделием. У нас большая загрузка, поэтому платья просто встают в очередь сначала к портному, потом к кружевнице и декораторам.
Примерно месяц уходит на доставку.
За эти четыре года пару раз случались форс-мажоры, связанные с Почтой России.
Однажды нашему клиенту из США пришла посылка с автомобильным диском вместо платья — оказалось, посылки перепутались, но почта не стала ничего предпринимать. Пришлось срочно заново отшивать платье и отправлять его с помощью DHL. Мы сделали это за свой счет — сохранить репутацию было важнее.
Еще одна неприятная ситуация произошла в пандемию. Нам три раза возвращали с таможни посылку для Новой Зеландии. На четвертый раз мы отправили платья другой транспортной компанией, а потом Почта России выставила счет на кругленькую сумму за трижды неотправленную посылку. С тех пор с почтой мы больше не работаем.
В 2022 году оборот по ВЭД упал почти в 8 раз, но сейчас интерес к нам снова растет
Мы вышли на экспорт в 2019 году и теперь понимаем, что сделали это вовремя. Открытые границы, хороший курс доллара, возможность посещать международные свадебные выставки — все это было для нас хорошим плацдармом.
Во время пандемии в Европе закрылись многие свадебные салоны, в том числе и салоны наших партнеров. Например, в Греции перестали работать все наши клиенты. Тем не менее, даже несмотря на почти двухлетние ковидные ограничения, до прошлого года мы 15% продукции продавали за рубеж.
В 2022 году за рубеж мы продавали только 2% от всей продукции. Во-первых, возникли сложности с доставкой в Европу — она стала дороже и дольше. Основную сумму за доставку платит получатель, поэтому нашим партнерам стало невыгодно с нами сотрудничать. Во-вторых, российские банки отключили от SWIFT — рассчитываться стало сложнее. В-третьих, многие перестали заказывать у нас по идейным соображениям, потому что мы российский бренд.
Структура оборота ESTELAVIA
Нас как будто откинули года на 3—4. Тем не менее с нами остались Новая Зеландия, Ирландия, Мексика, Германия, США. Американские партнеры весь прошлый год были расположены к нам в большей степени, да и доставлять туда оказалось легче, чем в Европу.
В 2023 году мы видим, как ситуация меняется в положительную сторону. Интерес к нашей продукции со стороны зарубежных клиентов снова растет, и мы продолжаем активно работать в этом направлении.
Делитесь вашим опытом выхода на новые рынки
Шикарные платья! Я восхищаюсь такими людьми, которые из маленьких городов достигают таких невероятных высот! Процветания!🌺
Такие красивые платья, даже замуж захотелось, только бы надеть одно из них 😁