Актуальное

Индивидуальный подход для развития вашего бизнеса

Индивидуальный подход для развития вашего бизнеса

Подробнее →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Безопасность бизнеса Редактор: Тоня Сергеева

Upwork не работает с Россией. Как получать деньги за работу, если ты фрилансер

Какие документы подходят для зарубежных заказчиков и что стоит в них прописать.

Наталья Шаварина

Наталья Шаварина

Младший партнер Useful Services PTE.

В марте Upwork объявила о приостановке работы в России и Белоруссии. Теперь, если фрилансер хочет продолжить работать с зарубежными клиентами, придется перестроить процесс. Рассказываем, какие варианты подходят.

Что случилось

Upwork — международная биржа для фрилансеров, которые работают с зарубежными заказчиками. Обычно речь об услугах программистов, но с ней еще работают дизайнеры, музыканты, фотографы и исполнители из других сфер.

В начале марта Upwork объявила о приостановке работы в России и Белоруссии. В официальном сообщении гендиректор сослался на неопределенность ситуации в мире. В полной мере решение вступает в силу с 1 мая 2022 года, но уже в марте работать через биржу не получается.

Выдержка из официального сообщения компании о прекращении работы в России

The first step will be shutting down Upwork’s support for new business generation in Russia and Belarus. Over the next few days, freelancers and clients in Russia and Belarus will no longer be able to sign up for new accounts, initiate new contracts, and be visible in search.

We honor the relationships that exist between our customers and recognize the swift adjustments that they will need to make as they process this announcement. As such, existing contracts with talent and clients in the region will remain open, with final billing due by May 1, 2022.

Источник — сайт компании

Как работать с заказчиками без Upwork

Считается, что Upwork — крупнейшая биржа для работы с зарубежным рынком. В работе через нее сразу несколько плюсов.

Исполнители и заказчики защищены контрактом, который предоставляет сама биржа. Например, что исполнитель не сможет присвоить результаты работы себе, а заказчик — не заплатить, просто потому что ему так захотелось.

Заказчик и исполнитель не тратят лишние ресурсы на поиски друг друга. Для заказчика биржа дает возможность отследить рейтинг и отзывы на конкретного исполнителя и найти того, кто максимально подходит под задачу. А исполнителю не нужно давать рекламу или как-то еще выходить на заказчика напрямую.

Теперь, если фрилансер хочет продолжить работать с зарубежными клиентами, придется перестроить процесс. Может быть два варианта.

Перейти на другую биржу, которая действует в России. Какие еще биржи подходят для зарубежного рынка — тема отдельной статьи, и поговорим об этом в другой раз. На момент написания статьи действовали биржи Crossover и Toptal.

Договориться с текущими заказчиками и начать работать с ними напрямую. Для этого понадобится как минимум договор, на основании которого компания будет переводить деньги, а банк сможет эти деньги принять и перевести на счет исполнителя. В этой статье поговорим об этом варианте.

Какие документы понадобятся для работы с заказчиком напрямую

Итак, у вас есть заказчик, который готов платить. Перед вами две задачи — сделать так, чтобы у компании появились обязанности оплатить ваш труд, а банк смог бы зачислить эту оплату. В обоих случаях понадобятся документы.

Документы можно условно разделить на два типа: те, что нужны для юридической подстраховки, — это как раз об обязанностях заказчика, и для приема денег — это уже для банка. В большинстве случаев это одни и те же документы.

Чтобы было проще разобраться, мы собрали список с примерами. Это не окончательный список, но он подходит как отправная точка.

Документ на сделку — самое важное для юридической защиты и валютного контроля. В нем фиксируются условия сделки: кто и что покупает, в какие сроки и так далее. Таким документом может стать договор или договор-инвойс.

Подтверждающие документы. Они подтверждают, что исполнитель выполнил свою часть работы и страхуют, на случай если заказчик решит не платить.

Такие же документы могут понадобиться для валютного контроля. Госорганы хотят убедиться, что сделки не фиктивные, а по документам сразу видно: заказывали стулья — стулья получили. Примеры подтверждающих документов:

  • акт выполненных услуг;
  • отчет о проделанной работе.

Только для валютного контроля в банке. В законе о валютном контроле есть список документов, которые нужны для проведения валютной операции — получения оплаты или перевода контрагенту.

Как пройти валютный контроль и получить оплату от клиентов

Список документов одинаковый для всех банков, поэтому неважно, где вы проходите валютный контроль. Единственное отличие: один банк может все оформить за вас, другой попросит сделать самим. Среди того, что может понадобиться, — справка о подтверждающих документах и распоряжение о списании денег с транзитного счета.

Какой договор подходит для зарубежных заказчиков

Условно договоры можно разделить на два типа: рамочный договор и договор инвойс. Рамочный подходит, если планируете работать с заказчиком долго и по разным задачам, которые заранее не сформулировать. Инвойс — чтобы получить оплату по конкретной задаче.

Рамочный договор. В рамочном договоре обычно фиксируют базовые условия, которые не меняются в зависимости от заказа. Могут быть такие пункты:

  1. Передача заказчику исключительных прав на результаты своей работы.
  2. Соблюдение конфиденциальности.
  3. Неустойка за несоблюдение сроков выполнения задач.
  4. Срок действия договора.
  5. Оговорка о том, что конкретный объем работы, стоимость и сроки оплаты согласуются сторонами в приложениях к рамочному договору.
  6. Подсудность — то есть в каком суде и по какому праву будет решаться конфликт.
  7. Где идет юридически значимая переписка — это может быть электронная почта, Slack, Telegram и другие мессенджеры.

Договор-инвойс — договор-счет, или просто инвойс. Это короткий документ, как счет, где перечислены задачи и их стоимость. Его можно использовать, чтобы получить оплату по конкретной задаче в рамках больших договоренностей.

Допустим, есть большой проект по разработке веб-приложения. У него несколько этапов: сбор и анализ требований → разработка архитектуры → программирование → тестирование → развертывание для пользователей.
Заказчик ищет исполнителей под конкретный этап и этот этап делит еще на задачи. За каждую он платит определенную сумму.
На этапе тестирования есть задачи по проверке исправлений. Был баг в отображении дат, его поправили. Тестировщик проверяет, точно ли бага нет. Для этого он заходит в панель администратора и смотрит: отчеты создаются с датами в нужном формате или нет.
Если дата формируется с ошибкой, тестировщик заводит задания для разработки.
И так тестировщик проходит по каждой замеченной ошибке.
Инвойс может быть на пул ошибок, допустим, только по календарю. Или на все ошибки, которые заметили на предыдущем этапе.

Еще один вариант использования — вместо рамочного договора. Это возможно, если заказ разовый и простой, не требующий уточнений.

Из чего состоит рамочный договор

Что именно писать в договоре, зависит от бизнес-задачи и условий работы. Чтобы было проще разобраться, собрали примеры основных пунктов в таблицу. Это отправная точка для составления своего договора, а не единственно верное решение.

1. Основные параметры договора

Что указыватьПримеры формулировок
Дата заключения контракта— 2 августа 2022 года

— 02.08.2022
Срок исполнения обязательств— Контракт действует в течение 12 месяцев с момента его подписания

— Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует в течение 12 месяцев. Если ни одна из сторон не позднее чем за 15 календарных дней до окончания срока действия договора не уведомит другую о намерении прекратить договор, он автоматически продлевается на тот же срок и на тех же условиях

— Оплата производится в течение пяти дней с момента подписания акта выполненных услуг. При этом Договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств

2. В чем суть сделки

Что указыватьПримеры
Наименование товара или услуги и количество— Исполнитель оказывает услуги, стоимость и сроки оказания которых указаны в инвойсе

— Исполнитель оказывает услуги по верстке сайта для проекта ХХХ по техническому заданию, предоставленному Заказчиком. Срок выполнения услуг — 1 месяц с даты подписания настоящего Договора

3. Стоимость и форма оплаты

Что указыватьПримеры
Валюта контракта— Доллары

— Евро
Сумма контракта— Общая сумма Договора 10 000 $
— Сумма будет указана в инвойсах
— Фиксированная оплата в месяц 3 000,00 $
Форма оплатыФорма оплаты — безналичный банковский перевод на расчетный счет продавца

4. Сроки и условия оплаты

Что указыватьПримеры
Срок оплаты— Оплата должна быть осуществлена в течение пяти дней после выставления инвойса
— Оплата выставленного инвойса является подтверждением оказания услуг
Срок возврата аванса на случай, если контрагент или вы не выполните свои обязательстваВ случае невыполнения задачи аванс возвращается в срок 30 дней с даты платежа
Сроки исполнения обязательств— Оплата оказанной услуги должна быть осуществлена не позднее 31.12.2022

— Оплата должна быть осуществлена в течение 10 дней с даты поставки товара
На основании какого документа переводятся деньги— Оплата осуществляется на основании выставленного счета в долларах США на условиях предоплаты за оказываемые услуги

— Оплата осуществляется на основании подписанного акта и отчета, согласно приложению № 1

5. Что подтверждает выполнение обязательств

Что указыватьПримеры
То, что подтверждает факт оказания услуги или поставки товара, и то, что заказчик согласен с качеством— Акт

— Инвойс — если это указано в самом инвойсе и условиями Договора не предусмотрен акт

— Отчет

6. Защита интеллектуальной собственности заказчика

Что указыватьПримеры
То, что подтверждает факт оказания услуги или поставки товара, и то, что заказчик согласен с качеством1. Заказчик вправе потребовать уплатить штраф в размере 100 000 евро за каждый случай нарушения, если Исполнитель без письменного согласия Заказчика в ходе исполнения Договора или после передачи Заказчику исключительного права на РИД:

— использовал РИД каким-либо способом лично либо передал право на него третьему лицу;

— в любом виде опубликовал РИД или его части на любых площадках;

— передал РИД или его часть в каком-либо виде третьим лицам;

— заключил с третьими лицами лицензионный договор или договор отчуждения исключительных прав в отношении РИД или какой-либо его части

2. В случае если к Заказчику будут предъявлены претензии или иски по поводу нарушения прав третьих лиц в связи с использованием исключительного права на РИД, Заказчик извещает об этом Исполнителя.

Исполнитель обязуется принимать участие в урегулировании таких претензий, в том числе в судебном порядке. Понесенные Заказчиком расходы и убытки в результате урегулирования указанных претензий компенсирует Исполнитель

7. Неустойка из-за нарушения условий выполнения задач

Что указыватьПримеры
Ответственность исполнителя или заказчика за задержку сроков — например, если исполнитель вовремя не выполняет работы. Или заказчик вовремя не оплачивает услугуНеустойка за несвоевременное исполнение обязательств — 0,1% от стоимости Договора в день, но не более 10% суммы соответствующего неисполненного обязательства

8. Обязанность сохранять данные компании

Что указыватьПримеры
Информацию, которую стороны считают конфиденциальной и обязуются не разглашать1. Стороны признают конфиденциальной и обязуются не разглашать следующую информацию:
— содержание Заявки;
— содержание предоставленных Заказчиком материалов;
— размер вознаграждения Исполнителя;
— содержание результата выполненных работ/услуг до его публикации Заказчиком;
— переписку в рамках Договора


2. Любая информация, полученная Исполнителем от Заказчика, его представителей, является конфиденциальной информацией, независимо от наличия или отсутствия грифа о конфиденциальности на ней


3. Сторона, нарушившая обязательство о неразглашении конфиденциальной информации, обязана возместить другой стороне убытки в полном объеме


4. Сторона, нарушившая обязательство по неразглашению конфиденциальной информации, помимо возмещения убытков, обязана уплатить другой стороне штраф в доказанных понесенных расходах

9. Подписи и реквизиты

Что указыватьРекомендации
Реквизиты сторонУкажите свои реквизиты и реквизиты партнера
Подписи и печати сторонВы и партнер должны подписать контракт и поставить печати, если вы их используете

Что указать в инвойсе

Содержание инвойса зависит от того, в каком качестве используется документ. Если в качестве основного договора, то практически все то, что указывается в рамочном договоре. Исключение — пункты о передаче прав на результаты работы и другие сложные условия. Формально ничего не мешает их включить, но тогда удобнее сразу составить подробный договор.

Если инвойс выставляется к рамочному договору, то информации может быть меньше.

Образец инвойса

Обязательные пункты для инвойса, если уже подписан рамочный договор

Дата30.03.2022
Номер1234345
Информация о заказчикеCHAMOMILE, LTD
Предмет инвойсаПроведение регрессионного тестирования согласно описанию Заказа
Как строится оплата и ее сумма: количество услуг или почасовая оплатаПочасовая оплата, где 1 час — 50 долларов США. Итого за период с 1 марта 2022 года по 30 марта 2022 года — 50 часов — 2500 долларов

Реквизиты для оплатыКак в обычном договоре
Подпись того, кто выставляет инвойсКак в обычном договоре
Пример инвойса, который выставляется для конкретных задач. При этом рамочный договор уже подписан с заказчиком

Как подписать договор или инвойс

Есть два способа завизировать документы. Первый — живой подписью. Распечатываете, подписываете и обмениваетесь оригиналами. Еще один способ — дистанционно. Для этого подходит электронная подпись, акцепт или факсимиле.

Электронная подпись. Она бывает несколько видов.Для подписания договора подходит квалифицированная электронная подпись (КЭП). У нее такая же юридическая сила как у собственноручной подписи, причем без дополнительных соглашений.

Электронная подпись: где используется

Акцепт. Он используется для оферты, это предложение заключить договор на конкретных условиях.

Оферта: что это и зачем она нужна

Оферта имеет юридическую силу, если в ней описаны существенные условия и есть акцепт. Существенные условия — это условия, без которых договор будет считаться незаключенным. Например, какая компания заказывает услугу.

Крупные компании размещают оферту у себя на сайте и в качестве акцепта могут попросить прислать письмо или поставить галочку где-то в личном кабинете.

Формально фрилансер тоже может использовать оферту. Условие все такое же — указать в оферте сроки оплаты или срок действия, предмет сделки, документы для оплаты и условия акцепта и другие важные пункты.

Google Play: условия акцепта
Выдержка из оферты Google Play с условиями акцепта, то есть «подписи»

Факси́мильная подпись, или факси́миле, — оттиск печати, который воспроизводит подпись человека. Еще есть цифровой вариант факсимиле — картинка с изображением подписи, которую вставляют в электронные документы.

Как использовать факсимильную подпись

Как подстраховаться

В этой статье — самые основные пункты, на которые стоит обратить внимание в договоре для работы с заказчиком. Чтобы убедиться, что с оплатой все будет в порядке, держите два совета.

Договориться с юристом о консультации. Идеально, если найдете специалиста, который работает в ИТ. В этой сфере много нюансов, и есть риск не учесть что-то важное для себя.

Передача прав на произведение
Например, есть тонкости с передачей исключительных прав. Можно сформулировать условие так, что вы отчуждаете свои исключительные права на произведения совсем. Это значит, что результат своей работы уже не получится использовать.
Допустим, вы написали исходный код программы и передали заказчику. Все, в дальнейшем этот код вы не вправе брать за основу, потому что он уже вам не принадлежит. Если хотите использовать и дальше, придется его модифицировать.
Или можете прописать для себя право передать код по лицензии на определенный срок. Допустим, на три года. Этот срок прошел, все — код опять ваш. Делайте с ним все, что хотите. Например, еще раз используйте для другого заказчика.

Попросить банк посмотреть договор. Прежде чем деньги окажутся на вашем счете, сначала вы проходите валютный контроль. Это целый процесс, но если коротко, то суть такая: вы сдаете определенный список документов в банк, банк их проверяет и зачисляет деньги на ваш счет.

Как получать валюту по новым правилам?

Если в договоре или инвойсе будут ошибки, банк не вправе перевести деньги. Чтобы не терять время на разбирательствах, удобнее заранее показать банку документ, на основе которого вы получите деньги. Не каждый банк готов проверить документы заранее. Но если готов, это избавит вас от возможных сложностей.

Валютный счет для IT компаний

Валютный счет для IT компаний

  • Открытие счета в долларах, евро, фунтах и юанях — 0 ₽
  • Бесплатный перевод контракта
  • SWIFT-переводы и валютный контроль от 0,15%
  • Удобное управление операциями в приложении
Подробнее

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

[popup_uchebnik_ip]

[popup]