Если вдруг апрель выдался крайне активным, а новостная повестка прошла мимо вас, рассказываем: ЦБ внес изменения в положение «О платежной системе Банка России», разрешив российским банкам предоставить юрлицам и ИП возможность переводить средства между компаниями (юрлицами и ИП) через СБП.
Быстрые переводы, которые мгновенно зачисляются даже ночью, в выходные и праздники, стали доступны с 1 апреля. Продакт-менеджер СБП в финтех-компании «Монета» Мария Чулкова рассказала о нюансах работы переводов, ограничениях и преимуществах.
Как работают B2B-платежи через СБП?
Разберем возможности СБП для юрлиц и ИП на примере. Допустим, вы покупаете сырье у поставщика. Его бухгалтерия выставляет счет, который пересылается в вашу бухгалтерию. Даже если все реквизиты указаны корректно, на обработку платежа и зачисление средств уходит несколько суток. Соответственно, сырье вы получите только спустя несколько дней после проведения оплаты.
Через СБП провести платеж намного проще. Производитель выставляет инвойс:
- Динамический. Если уже сформирована корзина и указана точная сумма.
- Статический. Если точной суммы нет. В таком случае это фактически точные реквизиты. Остается только ввести сумму платежа и подтвердить оплату.
Инвойс СБП высылается в виде QR-кода или ссылки для оплаты. Вам нужно просто перейти по ней или сканировать QR и подтвердить платеж в личном кабинете своего банка. Платеж обрабатывается, и деньги поступают на счет получатели почти мгновенно. При этом, ими можно сразу же распоряжаться, даже если рабочее время уже закончилось или сделка произошла в выходной или праздничный день.
Ограничения по B2B-переводам через СБП
Поскольку услуга достаточно новая, бизнес сталкивается с рядом ограничений. Так, переводы по СБП недоступны в трех случаях:
- если у компании в банке открыт только счет по вкладу;
- если у получателя лицевой счет открыт в территориальных органах Федерального казначейства;
- если вы хотите провести платеж по поручению.
Во всех остальных случаях бизнес может подключить услугу платежей через СБП. Нюансы зависят от банка. Например, БКФ подключает услугу после оформленного заявления на подключение в отделении Банка и активации функции B2B-переводов в личном кабинете интернет-банка. В Модульбанке ИП и юрлица могут осуществлять B2B-переводы по СБП вне зависимости от тарифа.
Чтобы принять платеж, получатель тоже должен быть подключен к системе. Быстрее всего проводить платежи, если к расчетному счету, с которого ведется деятельность компании, подключен мобильный банк. При этом проводить B2B-переводы через СБП можно и в интернет-банке.
Что еще важно знать?
Пока банки еще не выработали единую политику в рамках комиссий и выставления инвойсов. Так, например, комиссии устанавливаются каждой организацией индивидуально. В Модульбанке они не превышают 19 рублей за перевод, а в Экспобанке — 30 рублей за исходящий платеж.
Инвойсы часто можно генерировать через личный кабинет интернет-банкинга. В некоторых банках самостоятельно пока выставить инвойс нельзя. Нужно направлять заявление в системе «Банк-Клиент», чтобы сотрудник банка сгенерировал платежную ссылку или QR-код. Ожидается, что со временем менеджер не будет участвовать в цепочке и процесс заметно ускорится.
Ограничена сумма перевода за одну операцию. Она не должна превышать 1 млн руб. Из плюсов — количество платежей не ограничено. Поэтому можно провести платеж по миллиону несколько раз.
СБП для бизнеса: подключаться или нет?
Бизнесу давно не хватало гибкости в финансах. Платежи проходят долго, зачисляются еще дольше, а иногда и вовсе возвращаются. Это сильно тормозит операционную деятельность. СБП позволяет ускорить весь процесс обработки и зачисления платежа до минуты. При этом, можно проводить сделки в любое время и в любой день. Более того, многие банки предлагают намного более низкие комиссии для транзакций, что позволяет снизить издержки.
С другой стороны, услуга только начинает развиваться, а значит, банкам и бизнесу требуется, так называемый, переходный период, чтобы выстроить процессы. Пока он сопровождается рядом ограничений как со стороны регулятора, так и со стороны банков. Вероятно, со временем они будут устранены и B2B-переводы через СБП станут такими же доступными, как и переводы СБП для физических лиц.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Когда-нибудь такие переводы полностью заменят классические «платёжки», мне кажется. Сложно найти в этом сценарии плюсы старого варианта перед расчётами через СБП