Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть ИП для работы на маркетплейсах


Подготовили инструкцию по регистрации ИП, чтобы вести бизнес на маркетплейсах


Виктор Подгорский

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Продавать на маркетплейсах как обычный человек нельзя — это незаконная предпринимательская деятельность. Чтобы легально вести бизнес на площадке, нужно зарегистрировать ИП или компанию, а если продаете товары ручной работы — можно стать самозанятым. Большинству продавцов выгоднее вести бизнес как ИП. Разбираемся, как зарегистрировать ИП для маркетплейсов и что для этого нужно.

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 223 читателя

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Почему для торговли на маркетплейсах удобнее стать ИП

В большинстве случаев вести бизнес на маркетплейсах проще и выгоднее как ИП — тогда можно нанимать сотрудников и закупать товар у поставщиков, но не надо вести много отчетов.

Какие могут быть сложности, если зарегистрировать компанию. Компания — не самый подходящий вариант для старта. Ее сложнее зарегистрировать и больше условий для ведения бизнеса. Например, для регистрации понадобится устав, а еще компании ведут бухучет, поэтому потребуется нанять бухгалтера. Если дело не пойдет, компанию будет сложно закрыть — на это могут уйти месяцы. А ИП можно снять с учета за пару дней.

Бизнес в форме компании подходит, если хотите вести дело с одним или несколькими партнерами — так можно четко определить доли. Это позволит избежать проблем при распределении прибыли и в случае продажи части бизнеса. ИП же разделить с партнерами нельзя: официально только один человек имеет права на прибыль и несет ответственность.

Какие могут быть сложности, если регистрироваться как самозанятый. На самозанятости сложнее развивать бизнес из-за ограничений в работе:

  • нельзя продавать товары, которые изготовили не сами;
  • нельзя зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год;
  • нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам.

Если доход скоро достигнет лимита, самозанятый решит продавать товары чужого производства или понадобится работник в штат, придется регистрировать ИП. В таком случае на некоторых маркетплейсах надо создавать новый аккаунт — а значит, придется продвигать магазин с нуля.

Есть хотите начать бизнес на самозанятости, есть более безопасный вариант — можно стать ИП на НПД. Предприниматели тоже могут быть самозанятыми. Когда ограничения НПД начнут мешать бизнесу, ИП может перейти на упрощенный налоговый режим — УСН. Так не придется приостанавливать работу на маркетплейсе.

В таблицу собрали нюансы и условия каждой формы бизнеса.

ИПКомпанияСамозанятый
Что могут продаватьМожет перепродавать товарыМожет перепродавать товарыМожет продавать только товары собственного производства
Много ли отчетов сдаютНемного.
Если нет сотрудников, нужно сдавать только декларацию раз в год. Можно справиться без бухгалтера
Много.
Помимо налоговой декларации, нужно сдавать бухгалтерскую отчетность и отчетность по сотрудникам. Нужен бухгалтер
Можно ли нанимать сотрудниковДаДаПо трудовому договору нет, но можно по ГПХ
Сколько нужно денег для открытияМинимум 10 000 ₽ — взнос в уставный капитал
Какие документы нужны для регистрацииПаспорт, иногда СНИЛСРешение о создании ООО, устав. Если несколько учредителей — еще протокол общего собранияПаспорт
Можно ли вести бизнес с партнерамиНет, ИП — статус одного человекаМожноНет, самозанятый — статус одного человека

Дальше расскажем, как зарегистрировать ИП.

Шаг 1. Выбрать способ регистрации ИП для маркетплейса

Есть семь способов подачи заявления на регистрацию ИП. Они отличаются ценой и сложностью подачи документов.

Где подавать заявлениеСколько стоит
Через онлайн-сервисБесплатно
Через онлайн-банкБесплатно
Через ГосуслугиГоспошлина — 800 ₽
На сайте ФНСПлата за ЭЦП — 3000 ₽
В налоговой инспекции по месту регистрацииГоспошлина — 800 ₽
В МФЦ по месту регистрацииБесплатно
У нотариусаОт 3000 ₽ за услугу

Проще и быстрее всего зарегистрировать ИП через онлайн-сервисы или через онлайн-банки — не нужно никуда идти, платить госпошлину и оформлять электронную квалифицированную подпись — ЭЦП.

Шаг 2. Выбрать налоговый режим

Для работы на маркетплейсах больше всего подходит упрощенный режим налогообложения — УСН. На выбор предпринимателю есть два вида УСН:

  • УСН «Доходы минус расходы» — ставка 15% с прибыли;
  • УСН «Доходы» — ставка 6% со всех доходов от продаж.

На УСН «Доходы минус расходы» ИП платит 15% с разницы доходов и расходов. Этот вид упрощенки подходит, если у бизнеса расходы составляют от 60% от выручки. Однако каждый расход нужно подтвердить закрывающими документами, например товарными накладными, актами выполненных работ, актами приема-передачи, чеками, квитанциями — иначе не получится уменьшить налоговую базу. На УСН «Доходы минус расходы», скорее всего, понадобится помощь бухгалтера.

На УСН «Доходы» ИП платит 6% со всех доходов. На этом режиме меньше работы с документами — просто нужно платить налог с доходов. Но не получится вычесть расходы на услуги маркетплейса и на закупку товара. Доходом считается вся выручка от продажи товаров, а не сумма, которую вывели на расчетный счет.

До регистрации бизнеса лучше просчитать оба варианта налогообложения при работе с площадкой. Если выбрать не ту систему, сменить ее можно будет только с 1 января следующего года.

ИП на УСН «Доходы» могут уплатить налоги через интернет с помощью онлайн-бухгалтерии от Тинькофф. Сервис поможет сократить время работы с отчетностью до нескольких минут. Например, продавцы маркетплейсов могут рассчитать налоги с учетом комиссий Wildberries и Яндекс Маркета и составить налоговую декларацию и платежку одной кнопкой.

Сравним, на какой модели выгоднее работать продавцу.

УСН «Доходы»УСН «Доходы минус расходы»
На какую сумму закупили товар100 000 ₽100 000 ₽
На какую сумму продали товары160 000 ₽160 000 ₽
Комиссия маркетплейсу10% — 10 000 ₽10% — 10 000 ₽
Оплата за логистику20 000 ₽20 000 ₽
Итого6% от 160 000 ₽.

6% × 160 000 ₽ = 9600 ₽
15% от 30 000 ₽ (160 000 ₽ − 100 000 ₽ − 10 000 ₽ − 20 000 ₽).

15% × 30 000 ₽ = 4500 ₽

Шаг 3. Выбрать ОКВЭД

В заявлении на регистрацию ИП надо указать коды ОКВЭД — они обозначают виды деятельности. Этими кодами предприниматель показывает государству, банкам и контрагентам, чем он занимается.

Все коды ОКВЭД перечислены в классификаторе. Предпринимателю надо выбрать основной код, если нужно — дополнительный.

Основной код. Это деятельность, которая будет приносить наибольший доход. Для торговли на маркетплейсах подходит 47.91.2 «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет».

Нужно указать код минимум из четырех цифр

Дополнительные коды. Тем, кто занимается еще какой-либо деятельностью, надо указать и дополнительные коды ОКВЭД. Например, продаете на маркетплейсе и в офлайн-магазине — это два вида деятельности, поэтому и кодов деятельности должно быть два.

Можно указать сколько угодно кодов. Даже если потом передумаете заниматься этой деятельностью, ничего страшного — штрафов за лишние коды нет. Но и выбирать все подряд на всякий случай не нужно: если указывать много не связанных между собой видов деятельности, это может насторожить налоговую, банк или контрагента.

Вот какие коды часто указывают дополнительными к коду 47.91.2 для интернет-торговли на маркетплейсах:

  • 53.20.31 «Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта» — если будете доставлять товар сами на своем транспорте;
  • 47.99.1 «Деятельность по осуществлению прямых продаж или продаж торговыми агентами с доставкой» — если будете доставлять через сторонние транспортные компании, например СДЭК;
  • 47.19 «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах» — если планируете продавать и в офлайн-точках.

Также можно указать код ОКВЭД для категорий товаров, которые будете продавать:

  • для одежды — 47.71 «Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах»;
  • для смартфонов — 47.42 «Торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами, в специализированных магазинах»;
  • для косметики — 47.75.1 «Торговля розничная косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла, в специализированных магазинах».

Предприниматель может уже после регистрации решить заниматься чем-то еще. В таком случае нужно будет добавить код ОКВЭД в течение семи дней после начала новой деятельности. Если забыть внести новые коды, могут оштрафовать — от 5000 до 10 000 ₽.

Шаг 4. Подать заявление на регистрацию

Если регистрировать ИП через Тинькофф, это займет до 10 минут — нужно пройти четыре шага.

Заполнить личные данные. Укажите регион регистрации, СНИЛС и электронную почту.

На первом шаге регистрации нужно указать личные данные: регион регистрации, СНИЛС, электронную почту

Загрузить фото паспорта. Нужно загрузить фото или сканы основного разворота и с регистрацией.

На втором шаге нужно приложить фото или сканы паспорта

Указать коды ОКВЭД. На странице нужно выбрать все коды с планируемой деятельностью и указать, какой из них основной.

На третьем шаге укажите основные и дополнительные коды ОКВЭД

Выбрать систему налогообложения. Нужно сразу выбрать подходящий вам налоговый режим.

На последнем шаге нужно выбрать подходящую систему налогообложения. На выбор есть УСН «Доходы», УСН «Доходы минус расходы», ОСН или НПД

Если регистрировать ИП не через Тинькофф или другой онлайн-банк, нужно самим подавать уведомление в налоговую о переходе на УСН. Если не подать, ИП автоматически будет работать на ОСН — то есть платить 13% НДФЛ и 20% НДС вместо 6% или 15% без НДС.

После того, как отправите данные, к вам бесплатно приедет представитель банка для подписания заявления на регистрацию ИП по форме Р21001 и уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения. В этот же день банк подаст сведения в налоговую по месту вашей прописки.

В течение 3—5 дней после подачи документов данные вашего бизнеса внесут в ЕГРИП — Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Налоговая пришлет на электронную почту выписку из ЕГРИП в формате PDF.

Что предстоит сделать после регистрации

Когда станете ИП, предстоит:

  • открыть расчетный счет в банке;
  • зарегистрироваться на маркетплейсе;
  • разобраться со взносами;
  • разобраться с отчетами.

Открыть расчетный счет в банке. Деньги с продаж на маркетплейсе выводить на личный счет нельзя, нужен расчетный.

Если регистрировать ИП через Тинькофф, банк сам откроет расчетный счет через 1—3 дня после внесения данных в ЕГРИП. Если регистрировать ИП самим, надо будет открыть такой счет самостоятельно в любом банке для бизнеса.

Зарегистрироваться на маркетплейсе. Когда стали ИП, можно регистрироваться на маркетплейсе как продавец. Заранее это сделать не получится, так как площадки проверяют статус ИП по ИНН.

Разобраться со взносами. ИП на УСН платят страховые взносы за себя каждый год. Например, в 2024 году надо платить 49 500 ₽. Если доход за истекший год превысит 300 000 ₽, нужно платить дополнительный страховой взнос 1% с превышения. Например, если на УСН «Доходы» заработали за предыдущий год 350 000 ₽ — 1% платите с 50 000 ₽.

Разобраться с отчетами. ИП сдают отчеты в налоговую по своей деятельности. Какие именно — зависит от системы налогообложения и наличия сотрудников.

ИП на УСН без сотрудников нужно сдавать такие отчеты:

  1. Декларация по УСН. Ее сдают раз в год до 25 апреля года, следующего за отчетным.
  2. Уведомление об исчисленной сумме авансовых платежей. Его сдают до 25 апреля, июля и октября. По нему налоговая списывает деньги в зачет платежей с единого налогового счета — ЕНС.
  3. КУДиР — книга учета доходов и расходов. Она нужна, чтобы рассчитать налоговую базу. КУДиР не нужно никуда сдавать — предприниматель заполняет ее каждый месяц и хранит у себя на случай проверки налоговой.

ИП на УСН «Доходы» вносят только доходы и страховые взносы, на «Доходы минус расходы» — еще и расходы.

ИП с сотрудниками сдают отчеты за сотрудников в налоговую и СФР — Социальный фонд России. Например, надо сдавать 6-НДФЛ и РСВ, персонифицированные сведения по физлицам, ЕФС-1.

Главное

  1. Вести бизнес можно как ИП, самозанятый или ООО. Для работы на маркетплейсах большинству подходит ИП.
  2. Перед тем, как регистрировать ИП для маркетплейса, надо выбрать подходящую систему налогообложения и подобрать коды ОКВЭД.
  3. ИП выгоднее всего работать на УСН. Главное, выбрать подходящий вид упрощенки: «Доходы» или «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы» платят 6% с дохода, а на УСН «Доходы минус расходы» — 15% с прибыли. УСН «Доходы минус расходы» подходит, если у бизнеса расходов около 60% с дохода и при этом вы можете подтвердить каждый расход закрывающими документами.
  4. Надо выбрать основной код ОКВЭД и, возможно, дополнительный. Основной код для работы на маркетплейсе — 47.91.2. Дополнительный зависит от специфики вашего бизнеса.
  5. Зарегистрировать ИП можно разными способами, но проще всего в онлайн-банке. При такой регистрации не надо платить госпошлину 800 ₽ и лично идти в налоговую. Для регистрации ИП через Тинькофф понадобятся только СНИЛС и паспорт.
  6. Если регистрируете ИП не через онлайн-банк, надо сразу подать уведомление о переходе на УСН. Если этого не сделать, придется работать на ОСН до 1 января следующего года.

Больше по теме