Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть ресторан


Пошаговый план, который поможет выбрать рабочую концепцию, подготовиться к открытию и привлечь первых гостей с помощью нестандартных решений


Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Ресторанный бизнес часто представляют как интересное и престижное дело. Это действительно так, но это только одна сторона медали. Рестораны — один из самых сложных проектов для запуска и развития.

Прежде чем начинать работу над рестораном, стоит подготовиться: изучить тему, поговорить с людьми из ресторанного бизнеса или консультантами из агентств.

В статье разбираемся с опытными рестораторами, какие шаги нужно пройти перед открытием и на что обращать внимание на каждом этапе.

Решите, точно ли вам нужен ресторан

Чаще всего перед предпринимателем стоит выбор — открыть ресторан или другой общепит: бар, кафе, кофейню.

Ресторан или кафе. Нет единого мнения, чем кафе отличается от ресторана. Одни эксперты считают, что четкого разделения нет. Другие утверждают, что есть: в подходе к приготовлению еды и сценарию потребления.

Ресторан — это место с кухней полного цикла, куда люди приходят на несколько часов в честь какого-то события. А кафе — место, куда заходят перекусить, пообщаться с друзьями и взять с собой напиток. Часто в кафе не готовят блюда с нуля: скажем, покупают замороженные круассаны и выпекают.

Бывает, что локация и концепция определяют, что это будет кафе, а не ресторан. Так было с кафе Lim:

«В нашем случае все определили концепция и место для реализации идеи. Мы создавали комьюнити-спот, место, пропитанное и вдохновленное велоспортом.

Формат предполагает проведение заездов и посещение заведения прямо в форме. Поэтому с самого начала мы не могли быть рестораном. Также для реализации идеи мы выбрали старый гараж в центре Москвы. Помещение переделывали полностью, и ресторан в гараже — странно и как-то слишком претенциозно. Поэтому у нас кафе — простое городское кафе в формате fast casual. У нас качественный кофе, небольшое меню и винная лицензия.

Из-за полного цикла обслуживания — до января у нас были официанты — и наличия лицензии гости часто не могли понять, что мы такое, и звонили заранее бронировать столики. Но на деле у нас, конечно, кафе».

Наталья Чувиковская

Наталья Чувиковская

Сооснователь кафе Lim

  • Кафе Lim
    1/3

    Кафе Lim позиционируют как место, вдохновленное спортом, — комьюнити-спот

  • Как открыть ресторан
    2/3

    В Lim часто заходят люди в спортивной форме, поэтому формат ресторана просто не подошел бы

  • Интерьер ресторана
    3/3

    Кафе Lim сочетает сразу три вещи: качественный спешелти-кофе, небольшое продуманное меню и винную карту. Из-за этого гости воспринимали Lim как ресторан и звонили, чтобы забронировать столики

В этой статье мы говорим о запуске заведения, которое позиционирует себя как ресторан, у которого есть понятная концепция и обслуживание полного цикла — то есть своя кухня, зал и официанты.

Обычно кафе открыть проще, чем ресторан: нужно меньше вложений, а людей, которые приходят в такие заведения, потенциально больше. Поэтому, если денег на запуск немного и это ваш первый бизнес в общепите, советуем начинать с кофейни, кафе или бара. Собрали подробные статьи и обучающие курсы:

  1. Как открыть кафе.
  2. Как открыть кофейню.
  3. Как открыть бар с нуля.
  4. Подробный бесплатный курс по запуску кафе, кофейни или бара.

Когда стоит открывать ресторан. Эксперты советуют открывать ресторан, если уже есть опыт ведения бизнеса в общепите. Без него будет очень сложно.

«Раньше я работал арт-директором в Art People Group: мы открыли 400 ресторанов для разных заказчиков.

Люди часто воспринимали рестораны как игрушку — такой приятный гостеприимный бизнес.

А потом они видели, какой ад творится на кухне, как проходит уборка, как нужно проходить проверки СЭС, знать все цифры для работы, делать правильную калькуляцию каждого продукта, работать с поставщиками, контролировать отгрузки-погрузки.

Чтобы избежать разочарования, я рекомендую сначала идти к людям, у которых есть рестораны, проконсультироваться у них».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Если все же хотите открывать именно ресторан — ниже разбираем пошагово, что нужно сделать перед открытием.

Открыть ресторан можно за 15 шагов

Шаг 1. Определиться с концепцией ресторана

Концепция — это общая идея ресторана, его дух. Она должна отражаться в каждой детали: в интерьере, освещении, меню, даже в визитках и салфетках.

Обычно концепция начинается с названия и его обоснования. Важно четко определить, зачем работает ресторан, что он дает гостям и почему гости будут приходить сюда и платить за блюда. Вот основа будущей концепции:

  • название и его обоснование. Например, ресторан EIWA — в слове две части. EI — относящийся к Японии, а WA — это цветок. То есть «Японский цветок»;
  • описание целевой аудитории. Это могут быть семьи с детьми, девушки, которые хотят поболтать и провести время в красивом месте, или состоятельные люди, которые приходят вкусно поесть и послушать живую музыку;
  • описание меню — например, это будет направление никкей, где используют необычные сочетания вроде морепродуктов с цитрусовыми или цыпленка и клубничного соуса. Для начала достаточно выбрать типы блюд — скажем, суши, поке, салаты из морепродуктов, горячее из рыбы.

Покажите идею друзьям и людям, которые уже работают с ресторанами. Предложите им покритиковать концепцию, позадавать вопросы к ней.

Покажем, что должно получиться, на примере двух ресторанов. Первый — EIWA.

  • Концепция ресторана
    1/4

    В концепции обосновывают название ресторана — у японского «эйва» есть несколько переводов. Это и яркая гармония, и японский цветок, и японское дерево

  • Как определить концепцию
    2/4

    Так в концепции описывают зоны, которые будут в ресторане: это открытая кухня, небольшой зал для деловых встреч, высокий стол для больших компаний или мастер-классов

  • Что такое концепция ресторана
    3/4

    Еще описывают общее видение меню: чем оно отличается от других, как отражает концепцию

  • Примеры готовых блюд
    4/4

    Сразу в концепции можно показать несколько примеров готовых блюд и подачу

А вот второй пример — ресторан KULЁK. Посмотрите, насколько они отличаются.

  • Ресторан KULЁK
    1/3

    Для ресторана KULЁK название обосновывают воспоминанием о бумажном кульке с семечками из детства

  • Основы концепции
    2/3

    В концепции описывают, чем ресторан будет привлекать гостей

  • Меню ресторана
    3/3

    В концепции могут сразу прописать меню: начинки для кулька

Если задумка сильная и нравится людям, можно ее развивать — пропишите, каким будет помещение будущего ресторана: цвета, декоративные элементы, мебель.

В концепции прописывают, как примерно будет выглядеть интерьер
Если в интерьере будут особенности и фишки, это тоже отражают в концепции

На основе задумки потом готовят реальный дизайн-проект: в нем дизайнеры уже детально прорабатывают каждый элемент помещения.

В ресторане EIWA решили создать пространство с отсылками к Азии и, в частности, к Японии. Один из переводов слова EIWA — японское дерево, к нему сделали отсылки в интерьере
В концепции предусмотрели не только обычные посадочные места, но и отдельный небольшой зал для деловых встреч

Шаг 2. Оценить затраты на открытие

Нужно оценить, сколько примерно денег потребуется на запуск и работу в первые месяцы, когда ресторан будет работать в минус или в ноль. Результаты подсчета можно собрать в виде бизнес-плана. Как составить работающий бизнес-план, рассказали в отдельной статье.

Вот что нужно учесть:

  • аренду помещения на первые полгода;
  • технический проект и ремонт помещения;
  • зарплату сотрудников на первые полгода;
  • закупку оборудования;
  • закупку продуктов и расходников;
  • работу в тестовом режиме «для своих».

Дать даже примерную оценку затрат мы не можем: слишком много факторов. Например, концепция ресторана стоит от 300 000 ₽, стоимость аренды в Москве одна, а в Калининграде намного ниже. То же и с зарплатами сотрудников: в Москве работа шеф-повара стоит от 200 000 ₽, а в регионах — от 100 000 ₽.

Шаг 3. Выбрать локацию

Общее правило при выборе локации такое: чем больше ваших потенциальных гостей будет проходить мимо, тем выше вероятность привлекать клиентов в ресторан с первых дней. Понятно, что в ресторане будут гости, которые приехали специально с другого конца города, — при хорошей рекламе и репутации заведения. На это нужно время. Поэтому чем ближе к вам клиенты, тем выше шанс, что они придут к вам, а не в пиццерию рядом с домом.

Эксперты советуют выбирать место в районе, который вы знаете.

«Найти хорошую локацию — одна из самых важных вещей при открытии ресторана. Нужно смотреть на рынок, конкурентов, парковки, потоки людей и машин.

Например, мы видели, что возле метро „Бауманская“ ходят толпы студентов. Решили открыть там кафе с вьетнамской кухней. Вот как мы рассуждали: средний чек во вьетнамском кафе — 500 ₽, у студентов есть 500 ₽? Есть. Они хотят есть? Всегда.

Студенты хотят съесть большую порцию еды и весело классно посидеть. Эта идея у нас сработала — в первый же день после открытия кафе зал заполнился».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Глобально есть два подхода: выбирать локацию ближе к центру города или в спальном районе.

«Давайте сравним рестораны в двух местах.

Есть ресторан на Патриарших прудах — в популярном тусовочном месте Москвы. Такой ресторан сразу привлечет людей — они любят новые заведения. Но при этом через год в таком ресторане гостей будет меньше.

Есть ресторан в спальном районе. Первые полгода он будет работать в минус, потому что местных клиентов нужно нарабатывать. Каждого гостя нужно знать в лицо, нужно знать, как зовут его, его детей и его собаку. И только через полгода-год ресторан выйдет в ноль или плюс, а затем будет приносить все больше денег».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Еще важно, чтобы рядом с помещением была парковка, иначе гостям будет неудобно добираться: нужно будет подумать, где оставить машину.

Если запускаете бизнес в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже или другом городе-миллионнике, для выбора места можете использовать сервис «Компас», он бесплатный. В нем можно посмотреть количество потенциальных клиентов, конкурентов, средний чек и стоимость аренды в конкретном районе.

Например, в Вахитовском районе Казани — больше 20 точек конкурентов, почти 1,5 млн рублей — оборот точки без учета наличных, а аренда стоит в среднем 84 000 ₽

Подробно о выборе локации — в Школе Бизнеса

В бесплатном курсе Школы Бизнеса Тинькофф «Как открыть кафе» опытные рестораторы поделились лайфхаками по выбору локации: когда можно открываться на второй линии, стоит ли выбирать спальные районы и как грамотно оценивать трафик — число потенциальных гостей вокруг.

Там же вы узнаете, кто и как составляет меню, сколько денег нужно на ремонт и какие процессы на этапе запуска стоит делать параллельно, чтобы потерять меньше денег.

Переходите по ссылке и учитесь бесплатно.

Начать учиться

Шаг 4. Определиться с меню и ценами

Наполнение меню и цены зависят от концепции и целевой аудитории.

Меню. Обычно в концепции ресторана прописывают, какие блюда будут в меню. Для начала можно выбрать категории: супы, салаты, паста, пицца и десерты. С более детальной проработкой поможет шеф-повар или бренд-шеф.

Шеф-повару нужно описать возможности и ограничения — например, важно отдавать блюдо гостям не позднее чем через 30 минут или блюда должны стоить не больше 1500 ₽.

Су-шеф ресторана EIWA готовит «Филадельфию»
А тут — роллы «Краб и лосось с соусом халапеньо и картофелем-пай»

Цены. При расчете цен обязательно нужно смотреть на конкурентов. Есть такое понятие — экспресс-блюдо. Это та позиция меню, по которой гость определяет, дорого ли в ресторане.

У Максима итальянский ресторан «Чао». Экспресс-блюда для него — ризотто, паста «Карбонара», пицца «Маргарита» и капучино. Максим ставит цены на эти блюда ниже средних по рынку. При этом цены на остальные блюда могут быть средними по рынку или чуть выше — клиенты уже решат, что в ресторане Максима недорого.

Такие позиции будут отличаться в зависимости от концепции. Скажем, в рыбном ресторане экспресс-блюда — стейк из лосося, мидии в сливочном соусе, тартар из тунца и паста с морепродуктами. Цены на них можно сделать ниже средних — так клиент решит, что в ресторане недорого.

Есть еще один прием, который поможет показать клиентам, что цены невысокие: дать в начале меню подборку недорогих блюд.

«У нас в EIWA была такая ситуация: использовали стандартное меню с обложкой. Обложку сделали премиальную, с логотипом. И все это время работали в минус. Затем мы решили переделать меню: сделали его вообще без обложки, вывели наверх самые недорогие позиции.

Так клиенты стали воспринимать ресторан как демократичный — с невысокими ценами. Клиент видит сначала недорогие блюда, и его мозг автоматически решает, что тут недорого. Даже если дальше в меню идут роллы за 2000 ₽, клиент все равно уже решил, что здесь недорого».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Шаг 5. Подготовиться к открытию бизнеса

Перед открытием нужно зарегистрировать бизнес, выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения, подключить онлайн-кассу и эквайринг.

Зарегистрировать бизнес. Для ресторана эксперты советуют регистрировать ООО — так получится вести дело с партнерами, привлечь инвесторов и подавать крепкий алкоголь.

ИП может подойти, если планируете подавать в ресторане только пиво, сидр или медовуху и не собираетесь привлекать деньги инвесторов или вести дело с партнером.

Есть нюанс, который важно учесть заранее. При регистрации ИП владелец отвечает по долгам бизнеса личным имуществом и сбережениями — можно лишиться их, если ресторан окажется убыточным. У владельца ООО таких проблем нет. За долги могут забрать последние стулья из ресторана, но личный автомобиль никто не тронет.

«Бывает, предприниматель регистрирует ИП и ООО. На ИП продают еду и безалкогольные напитки, а на ООО — алкоголь. Но так обычно делают в небольших проектах.

Ресторан — слишком серьезный бизнес для ИП, мы всегда регистрируем ООО».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Регистрировать ООО сложнее, чем ИП: нужно подготовить устав, внести уставный капитал, назначить генерального директора, собрать пакет документов для подачи в налоговую. Подробнее о выборе формы бизнеса и регистрации рассказываем в статьях:

Выбрать коды ОКВЭД. Коды ОКВЭД — или вида деятельности — показывают, чем занимается бизнес. Один код — основной. К нему можно выбрать дополнительные, если со временем начнете, например, организовывать мероприятия.

Для ресторана основной код ОКВЭД будет 56.10 — «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». Этот код позволяет подавать еду в зале и доставлять ее по городу.

Выбрать систему налогообложения. Для ресторана подойдут несколько систем налогообложения: основная, упрощенная, патентная.

Нюансы разных систем налогообложения
Система налогообложенияНалогОтчетностьОграничения
ОСНООО — 20% налога на прибыль;

ИП — 13% с прибыли до 5 млн рублей, 15% с прибыли больше 5 млн рублей;

ООО и ИП — 20% НДС
ООО нужно сдавать бухгалтерскую отчетность;

ИП нужно вести книгу доходов и расходов
Нет
УСН«Доходы» — 6% с доходов;

«Доходы минус расходы» — 15% с положительной разницы между доходами и расходами
Декларация по УСН раз в год;

отчетность по сотрудникам — ежемесячно и ежеквартально;

ООО сдают бухгалтерскую отчетность
Для доходов больше 199,35 млн рублей налоговые ставки повышаются до 8 и 20%;
при доходе больше 265,8 млн нужно перейти на ОСН
ПСНФиксированный размер налога, зависит от региона, сферы бизнеса и количества точекОтчетность по сотрудникамМогут использовать только ИП;
не более 15 сотрудников в штате;
площадь зала — максимум 150 м2;
доход — до 60 млн рублей в год

Первая — основная система налогообложения, ОСН. На ней нет лимитов по доходам и количеству сотрудников, но много отчетности. Будет нужна помощь бухгалтера.

Упрощенная система налогообложения — УСН — может быть двух типов:

  • «Доходы» — предприниматель платит 6% с дохода;
  • «Доходы минус расходы» — предприниматель платит 15% с положительной разницы между доходами и расходами.

Так как у ресторана много расходов, ему подойдет УСН «Доходы минус расходы».

На патентной системе налогообложения, ПСН, может работать только ИП. Он платит фиксированный налог. Сумма зависит от сферы бизнеса, региона, в котором ведут бизнес, количества точек общепита и срока, на который патент покупают. Это может быть от 1 до 12 месяцев — но в рамках одного календарного года.

Стоимость патента можно рассчитать на сайте налоговой службы. Посмотрим для примера, сколько придется отдать за один ресторан на период с февраля по декабрь 2024 года. Возьмем Москву и Самару.

В 2024 году в Москве патент на 11 месяцев стоит 697 239 ₽
В 2024 году в Самаре патент на 11 месяцев стоит 65 902 ₽

Открыть расчетный счет. Расчетный счет нужен бизнесу, чтобы платить поставщикам и сотрудникам, получать оплату от клиентов, уплачивать налоги.

Подключить онлайн-кассу. Онлайн-касса нужна по закону: она фиксирует каждую продажу, а потом передает информацию в налоговую. Работать без нее не получится.

Подключить эквайринг. Эквайринг — это услуга, с помощью которой гости могут расплачиваться банковскими картами, через СБП, Tinkoff Pay, Яндекс Пэй. Для гостей ресторана это небольшой терминал, к которому можно приложить карту или телефон для оплаты.

Кассу и терминал можно взять в аренду в банке: так не придется самому заниматься настройкой и обслуживанием.

Шаг 6. Выбрать и подготовить помещение

Когда определились с локацией, нужно выбрать помещение, заключить договор аренды и подготовить все для работы.

Как искать помещение. Есть несколько способов найти нужное помещение:

  • на сайтах объявлений: Авито, Циан;
  • через знакомых риелторов и предпринимателей;
  • по объявлениям на фасадах зданий.

Если тратить время на поиски не хочется, можно договориться с риелтором. Ему нужно рассказать о ваших требованиях к помещению.

Еще можно спрашивать знакомых предпринимателей: о хороших помещениях часто даже не публикуют объявления, их отдают знакомым почти сразу.

У Владимира небольшая пиццерия в спальном районе Москвы. Помещение хорошее — понадобится только небольшой косметический ремонт и новое оборудование и мебель.

Владимир планирует расширяться и переезжать в помещение побольше. Об этом он рассказывает знакомым и друзьям-предпринимателям. В итоге помещение еще не успели выложить на Авито, а его уже хотят забрать в аренду знакомые Владимира.

Как выбрать помещение. Ресторан — заведение полного цикла, то есть в нем будут и готовить еду, и есть. Поэтому к помещению для ресторана много требований СЭС, Роспотребнадзора, пожарной инспекции. Подробнее о них рассказываем в другой статье.

Чтобы сократить расходы на ремонт, можно выбрать помещение, в котором уже было заведение общепита. В нем будут нужные коммуникации: вода и канализация, вытяжка, электричество. Вам останется только устранить недочеты и сделать ремонт.

Но у такого решения есть и минусы: после прошлого ресторана могла остаться плохая репутация или владелец мог ошибиться, и придется переделывать водопровод, вентиляцию или проводку.

Что можно сделать, чтобы избежать проблем при аренде готового помещения:

  • пообщаться с предыдущим владельцем и узнать, почему он съехал. Вдруг в здании течет крыша или арендодатель мешает работать;
  • пообщаться с арендодателем, чтобы понять, уживетесь ли вы. Возможно, арендодатель не позволит сделать ремонт в нужном вам стиле или захочет вмешиваться в дела бизнеса — это лучше обговорить на старте;
  • посмотреть отзывы о предыдущем заведении в сети, чтобы шлейф чужой плохой репутации не помешал вашему ресторану.

Заключить договор аренды. Договор аренды нужен, чтобы защитить арендатора от неожиданного выселения и материальных потерь. Чем подробнее будет прописан договор, тем лучше защищены права арендатора. Как заключить договор для бизнеса и что в нем учесть, рассказываем в другой статье.

Подготовить технический проект помещения. Проект составляет технический специалист: он знает, какие должны быть минимальные расстояния между столами, как расположить розетки и где можно ставить гриль.

По техническому проекту дизайнеры и рабочие будут готовить помещение к открытию.

Шаг 7. Нанять сотрудников

В ресторане понадобится много сотрудников, некоторые будут нужны на этапе планирования и разработки концепции, другие — за пару месяцев до открытия.

Управляющий персонал. На этапе разработки концепции и меню нужно нанять управляющий персонал:

  • арт-директор — поможет продумать концепцию и дизайн помещения;
  • шеф-повар — подготовит меню под концепцию и подскажет, какое оборудование ему понадобится, возьмет на себя работу с поставщиками для кухни;
  • бар-менеджер — займется барным меню и комплектовкой бара, найдет поставщиков алкоголя и всего необходимого в бар;
  • операционный директор — возьмет на себя работу с документами, подготовку к проверкам и общение с контролирующими органами.

Линейный персонал. За полтора-два месяца до открытия нужно подобрать и нанять на работу линейный персонал. Обычно этим занимается не сам владелец, а руководители. Вот кто из линейного персонала понадобится:

  • повара;
  • уборщики;
  • работники зала — официанты и администраторы;
  • бармены;
  • бухгалтер.

Еще на старте понадобятся, например, маркетолог или SMM-специалист, которые будут заниматься продвижением. Таких специалистов можно не нанимать по трудовому договору, а привлечь по договору гражданско-правового характера.

Шаг 8. Собрать документы для открытия

Для открытия нужно много документов:

  • договор аренды помещения;
  • лист записи в ЕГРИП для ИП или в ЕГРЮЛ для ООО;
  • договор аренды коммерческого помещения, если оно не принадлежит владельцу;
  • заключение противопожарной службы ГУ МЧС;
  • паспорт на отходы;
  • договоры на вывоз мусора;
  • договоры на санитарно-гигиенические исследования воды, продукции и смывов;
  • договоры на дератизацию и дезинсекцию помещений;
  • разрешение на вывеску, если оно требуется по местным правилам;
  • паспорт безопасности на объект;
  • лицензия на алкоголь;
  • договор на воспроизведение музыки;
  • документы для уголка потребителя.

Как получить каждый из этих документов, рассказываем в отдельной статье.

Еще понадобятся трудовые договоры с сотрудниками и медкнижки. У каждого сотрудника, который будет работать с едой, должна быть медкнижка. Ее нельзя получить в обычной поликлинике: нужно обратиться в центр эпидемиологии города.

Шаг 9. Купить оборудование и посуду

Обычно подбором оборудования и посуды занимается шеф-повар: он разрабатывал меню, поэтому знает, что именно понадобится, где лучше это купить, что можно купить с рук, а что — только новое.

Оборудование. Вот примерный список оборудования, которое может потребоваться:

  • тепловое — все для термической обработки пищи. Это плиты и грили, духовые шкафы и пароварки;
  • холодильное и морозильное — для продуктов и полуфабрикатов, заморозки льда;
  • электромеханическое — блендеры, миксеры, тестомесы, слайсеры;
  • нейтральное — рабочие поверхности и шкафы для хранения из нержавеющей стали, чтобы их можно было легко дезинфицировать, но при этом не было коррозии металла;
  • кухонные весы;
  • моечное — посудомойки и раковины;
  • барное — кофемашина и барная станция.

Не стоит использовать бытовое оборудование: обычную плиту или блендер средней мощности. Они не предназначены для постоянного использования и могут быстро сломаться или даже ударить сотрудника током. Лучше выбрать профессиональное оборудование для общепита.

Часто рестораны и кафе открываются и довольно быстро закрываются по разным причинам, поэтому часть оборудования можно выбрать б/у. Но лучше все же не брать его прямо с рук, а обратиться в компании, которые скупают такое оборудование, проверяют, а при продаже дают гарантию и занимаются обслуживанием.

Если решите брать новое оборудование, его нужно правильно ввести в эксплуатацию, чтобы начала работать гарантия. Это могут сделать сами компании-поставщики или их партнеры.

Посуда для приготовления. Подобрать посуду для приготовления поможет шеф. Обычно она зависит от меню и размеров кухни: если у вас варочная поверхность на четыре конфорки, нет смысла покупать сразу 10 кастрюль и 5 сковородок.

Вот что понадобится из посуды:

  • кастрюли;
  • сковородки;
  • сотейники;
  • разделочные доски;
  • ножи;
  • миски;
  • половники;
  • щипцы и лопатки.

Подготовить печатную продукцию и текстиль. Перед открытием нужно подготовить:

  • меню кухни и карту бара;
  • салфетки;
  • форму официантов и бейджики;
  • блокноты и ручки для официантов;
  • форму поваров;
  • таблички с режимом работы;
  • таблички на двери в туалет;
  • подложки под блюда.

С разработкой макетов и печатью обычно помогают дизайнер и арт-директор. Они создают макеты и передают их в печать в типографию.

Шаг 10. Выбрать программу для автоматизации

Есть программы, которые помогают контролировать работу ресторана. Например, это iiko, Контур.Маркет, СБИС Presto, Fusion POS, Quick Resto.

В этих программах можно вести учет продуктов и расходников, принимать заказы и передавать их на кухню, получать оплату от гостей, бронировать столы, рассчитывать зарплату сотрудников.

Шаг 11. Купить продукты и хозтовары

Размер закупки будет зависеть от того, сколько в ресторане места для хранения: сколько подсобных помещений и складов.

Продукты. Обычно многих поставщиков продуктов знает шеф-повар: с кем-то он уже работал, кого-то знает по советам знакомых.

Самостоятельно поставщиков для продуктов можно искать на тематических выставках, например FOOD EXPO 2024. Еще можно вбить в поисковике «Свежая рыба Екатеринбург» и сравнить разные варианты.

Если ресторан небольшой, можно нанять специального человека, который будет покупать фрукты, овощи, рыбу и мясо на местных рынках. Но в таком случае нужно просить у продавца документы на продукты.

Продукты с большим сроком годности можно закупить за 2—3 месяца до открытия. Это крупы, растительное масло, соль и специи, мука.

Хозтовары. Сюда относится все для уборки и мытья:

  • мусорные ведра и пакеты для мусора;
  • средства для мытья полов, окон и рабочих поверхностей;
  • жироудалители;
  • тряпки и швабры;
  • резиновые перчатки;
  • бумажные полотенца и туалетная бумага.

При этом нельзя просто купить моющее средство и обычные губки в ближайшем супермаркете: все должно быть с сертификатами безопасности.

Покупатель спросил о сертификации от Роспотребнадзора, и продавец ответил, что вся продукция имеет сертификаты соответствия от Роспотребнадзора

Шаг 12. Поработать в тестовом режиме и подготовить все к открытию

Перед открытием ресторан должен поработать в закрытом режиме, «для своих» — кому-то понадобится месяц такой работы, кому-то — неделя. Это нужно, чтобы проверить работу кухни и официантов, помочь персоналу разобраться с логистикой: где хранятся продукты, где найти посуду, где официанты берут готовые блюда и куда приносят и ставят грязную посуду.

Максим и его команда подготовили ресторан к открытию и решили месяц поработать в тестовом режиме.

Выяснилось, что официант идет в зал, заворачивает за угол, а второй официант с другой стороны несет из зала грязную посуду, на этом углу они друг в друга врезаются. Нужно решить, как исправить эту проблему.

Затем бармен идет на склад за фруктами и сшибает дверью официанта, который выходит в зал — это тоже нужно исправлять сразу, чтобы во время работы ресторана не было аварий.

Еще первые гости рассказали, что входная дверь открывается с трудом, а из плоской тарелки неудобно есть ризотто — это можно устранить до открытия.

Если не протестировать работу ресторана заранее, можно попасть в сложную ситуацию.

«Я знаю рестораны, которые открылись без тестового периода, — и это было ужасно.

Однажды на открытие позвали гостей к 20:00. И вот пришло 300 человек, в 20:30 на кухню пришло 600 заказов. У тебя на кухне 5 поваров и 600 заказов. Гости ждали блюда по три часа — не самое удачное открытие».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Шаг 13. Открыть ресторан

За несколько дней до открытия нужно отправить уведомление о начале работы в Роспотребнадзор. Уведомление можно подать в управлении Роспотребнадзора, отправить по почте, через Госуслуги, МФЦ или по электронной почте.

Когда ресторан поработал в тестовом режиме, его можно открывать официально. Цель открытия — привлечь внимание как можно большего количества людей. Для этого, например, можно необычно украсить входную группу, провести розыгрыш или конкурс.

Иногда рестораны заранее создают аккаунт в соцсетях, чтобы подогреть интерес к себе. Там показывают концепцию, делятся новостями с ремонта, рассказывают о меню. Тогда можно за несколько дней до открытия оповестить подписчиков в соцсетях — часть из них заинтересуется и придет.

Шаг 14. Настроить маркетинг

Есть привычные способы продвижения кафе и ресторанов: вести социальные сети, разместить заведение на картах или купить платную рекламу. Эти и еще восемь способов продвигать общепит разобрали вместе с ресторанным маркетологом в другой статье.

Ниже — несколько необычных приемов, которые используют в ресторане EIWA.

Сажать гостей в первую очередь у окна. Когда человек идет мимо ресторана, сквозь окна он заглядывает внутрь: сидят ли люди? Если человек видит, что ресторан пустой, то думает, что с рестораном что-то не так.

«Первое правило маркетинга: люди покупают то, что покупают другие люди. Когда человек видит, что народу в ресторане много, ему кажется, что там классно и нужно зайти.

Мы всегда стараемся сделать удобные места около окна и говорим официантам, чтобы первым делом сажали гостей у окон. Это хороший маркетинговый прием».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Давать бонусы на следующее посещение. В ресторане EIWA сделали колоду карт омикудзи. Каждому клиенту вместе со счетом приносили небольшую карту с предсказанием и бонусом на следующее посещение.

«Омикудзи — японское гадание. Мы сгенерировали через нейросеть такие карты с предсказаниями и небольшим бонусом на следующее посещение. И это повысило нам оборот на миллион в месяц: люди к нам начали возвращаться, коллекционировать эти карты, делиться ими в социальных сетях и привлекать новых клиентов».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

В качестве бонуса клиент получал, например, скидку 10%, чашку кофе, лимонад, бокал вина

Привлечь итальянцев в итальянский ресторан. Два итальянских ресторана долго работали в минус. Команда ресторанов решила привлечь в эти рестораны итальянцев в качестве метрдотелей — главных по обслуживанию клиентов.

«Итальянцы ведут себя очень по-хозяйски: тут что-то подправили, там передвинули цветочки, там купили новые скатерти.

Приходит гость и видит — итальянец все время ходит по залу, помогает официантам, командует ими и всегда что-то говорит по-итальянски. И рестораны выросли, потому что многие гости подружились с итальянцами и стали ходить туда, звать друзей и знакомых».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Сделать что-то для детей. В ресторан часто приходят родители с детьми. Поэтому в EIWA решили сделать раскраску, которую дарят каждому ребенку.

«Наш дизайнер нарисовал раскраску, сделал красочную обложку. Приходит мама с ребенком — и мы дарим ему такую раскраску. У мамы это вызывает вау-эффект — она фотографирует раскраску и отправляет в какой-нибудь чат мам, и они тоже приходят к нам с семьями.

Это такой крючок, который цепляет клиента и заставляет возвращаться к вам снова».

Роман Ковальчук

Роман Ковальчук

Арт-директор Albero Group

Так выглядит сказка-раскраска, которую дарили каждому ребенку в ресторане EIWA

Шаг 15. Подключить доставку

Когда есть стабильный поток клиентов, можно подключать доставку — это поможет получать дополнительную прибыль. Но в доставке есть нюансы: нужно продумать, какие блюда получится доставлять, а какие нет, как их упаковывать и как организовать работу курьеров. Подробно об этом рассказываем в отдельной статье.

Главное в статье

  1. Для ресторана нужно продумать концепцию: какое будет название и почему, кто будет целевой аудиторией, зачем гости будут приходить и сколько готовы заплатить.
  2. Нужно оценить затраты на запуск: посчитать стоимость аренды и ремонта помещения, зарплаты сотрудников, закупку оборудования и продуктов.
  3. Нужно разработать меню — для этого описать концепцию шеф-повару и рассказать об ограничениях на время приготовления или на стоимость блюда.
  4. Выбрать форму регистрации бизнеса, систему налогообложения, коды ОКВЭД, подключить онлайн-кассу и эквайринг.
  5. Выбрать локацию для ресторана: нужно обращать внимание на потоки людей и целевую аудиторию.
  6. Выбрать помещение, заключить договор аренды и сделать технический проект и ремонт.
  7. Нанять сотрудников: шеф-повара, бар-менеджера, операционного директора и бухгалтера. Из линейного персонала понадобятся повара, бармены, официанты, администраторы, уборщики.
  8. Подготовить документы и разрешения для открытия, пройти проверку противопожарной безопасности.
  9. Купить оборудование для приготовления еды, продукты и бытовую химию для уборки.
  10. Выбрать программу для автоматизации ресторана.
  11. Поработать в тестовом режиме для знакомых и друзей.
  12. Открыть ресторан — провести конкурсы или розыгрыши, привлечь внимание яркой входной группой.
  13. Настроить маркетинг для ресторана: вести соцсети, разместиться на картах, сделать коллаборации с местным бизнесом.
  14. Подключить доставку, когда настроили основную работу кухни.
Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение Тинькофф

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

А вы открывали заведения общепита? Поделитесь, что было самым сложным? А самым интересным?


Больше по теме

Новости