Что учесть при выборе локации, чтобы не пришлось переезжать из-за требований закона или нехватки посетителей
Александра Коняхина
Владелица кофеен «Столица кофе», автор книги «Локальный бизнес»
Михаил Кратов
Эксперт по праву
Что учесть при выборе локации, чтобы не пришлось переезжать из-за требований закона или нехватки посетителей
Александра Коняхина
Владелица кофеен «Столица кофе», автор книги «Локальный бизнес»
Михаил Кратов
Эксперт по праву
От выбора места может зависеть успех бизнеса. К примеру, если шоурум решит сэкономить и открыться на непопулярной улице в спальном районе, он может понести убытки. Большинству людей будет неудобно добираться до магазина — и если в нем нет уникального ассортимента, клиенты пойдут к конкурентам поближе. А вот ресторан с необычной концепцией и именитым шеф-поваром может открыться почти где угодно: его клиенты иначе принимают решение и готовы жертвовать временем.
В статье разберем, на какие критерии стоит опираться, чтобы найти идеальное место для вашего заведения. Советы актуальны для локального бизнеса, например табачного магазина, пекарни, кофейни, ПВЗ или продуктового.
Для заведений с уникальной концепцией подойдут не все рекомендации: в этой нише свои законы, советуем присмотреться к первому разделу статьи, а в остальном отталкиваться от финансовых возможностей.
Что узнать, прежде чем искать локацию
Для начала изучите, есть ли требования к месту для вашего бизнеса. К примеру, если открываете бар или другое заведение с алкогольными напитками, его нельзя размещать около школ и детских садов. Иначе бизнес не сможет получить лицензию на продажу алкоголя и придется искать новое помещение.
Сложность в том, что нет единого документа, в котором описаны все ограничения для разных видов бизнеса. Искать информацию для каждого направления нужно по отдельности. Для примера собрали в таблицу ограничения популярных видов бизнеса.
Есть требования к локациям для пунктов выдачи заказов — их выдвигают маркетплейсы. К примеру, ПВЗ Яндекс Маркета нельзя открывать возле ломбардов и ритуальных услуг. Каждая площадка устанавливает свои требования к помещению и локации, изучить их можно на официальном сайте для владельцев ПВЗ. Как правило, нужная информация есть в разделе «Вопрос-ответ»:
Советуем изучать требования для помещения, в котором будете вести бизнес: локация может подходить по всем параметрам, но если там нет подходящего помещения, открыться все равно не получится. Например, не выйдет открыть рыбный магазин в жилом помещении или детский досуговый центр в подвале жилого дома. Поэтому вместе с локацией займитесь подбором правильного помещения для бизнеса.
На что смотреть, чтобы выбрать подходящее место
Есть пять универсальных критериев, которые нужно оценить при выборе места под локальный бизнес:
- целевая аудитория;
- конкуренты;
- трафик;
- доступность;
- отсутствие препятствий.
Сейчас расскажем подробнее, что со всем этим делать.
Целевая аудитория. Присмотритесь к местам, где можно встретить вашу целевую аудиторию — людей, которым может быть интересен ваш продукт.
Посетители пекарни — люди любого пола и возраста, но в их поведении есть нюансы.
Хлеб чаще всего покупают рядом с домом, чтобы принести его к столу горячим. Значит, выгоднее присмотреться к спальным районам.
Люди редко идут в магазин только ради хлеба — удачнее всего будет открыться возле продуктовых вроде Пятерочки или Магнита, чтобы клиенты заходили по пути. Есть другой вариант — попробовать открыться у остановки общественного транспорта, чтобы продавать хлеб тем, кто едет с работы. Открываться в отдалении от точек притяжения аудитории опасно: люди не пойдут через весь район только за булкой.
Для бизнеса, которому не важна проходимость, этот пункт также может быть не актуален.
Предприниматель продает авторские букеты. Он собирает необычные композиции и выкладывает их в соцсети, где они пользуются популярностью. Клиентам бизнеса нужны не просто букеты, а именно те, что собрали флористы этого цветочного. Поэтому люди готовы ездить за букетом в определенный район или оформлять доставку и доплачивать за нее.
Конкуренты. Если в районе совсем нет прямых конкурентов — это подозрительно. Возможно, в этой локации нет целевой аудитории, слишком дорогая аренда или другая проблема. Чтобы разобраться, нужно изучить район и посчитать трафик — количество потенциальных клиентов вокруг. Как это сделать — расскажем чуть ниже.
При этом располагаться рядом с конкурентами тоже может быть рискованно. К примеру, если продуктовый магазин только открылся, люди могут по привычке ходить за покупками в уже знакомые. Вставать рядом с конкурентами стоит, если:
- вы способны соревноваться. Представьте: предприниматель открывает шаурмичную. В меню стандартные позиции, но цены на 50 ₽ выше, чем у конкурентов, которые открылись давно и стоят рядом. Покупатели, скорее всего, будут брать шаурму в привычном ларьке и по более доступной цене. Чтобы привлечь клиентов, нужно предложить условия лучше, например снизить цену или класть больше начинки;
- ваши услуги отличаются. К примеру, Андрей запускает медицинский центр рядом с другими клиниками. Цены в медцентрах схожи, но в клинике Андрея больше услуг;
- у конкурентов плохие отзывы. Если у вас при этом будут хорошие рейтинги в картах и на отзовиках, люди будут выбирать ваше заведение. Но важно быть уверенным, что вы сможете составить конкуренцию;
- у вас уникальная концепция. К примеру, вы готовите премиальные бургеры — высокие, с большим количеством начинки, из необычных ингредиентов. Часто люди целенаправленно идут в такие заведения. Даже если рядом есть кафе или другой фастфуд, гостей это не переманит.
В остальных случаях советуем выбирать локацию подальше от конкурентов.
Трафик. Это количество потенциальных клиентов, которые проходят мимо будущего заведения. Показатель важен, если в вашем бизнесе бывают случайные клиенты, которые могут заглянуть к вам, например, на прогулке или по пути на работу. Объясним на двух примерах.
Когда трафик важен. Предприниматель открывает шаурмичную. В подобные места часто заглядывают за перекусом на перерыве, на прогулках или после работы. Поэтому открывать ларек с шаурмой стоит там, где высокая проходимость. К примеру, на остановках, возле метро, рядом с торговыми центрами. Люди будут идти мимо, заметят вывеску и, возможно, захотят перехватить на обед шаурму и напиток.
Когда трафик не важен. Предприниматель открывает квест-комнату. Как правило, в такие места не ходят случайные прохожие. Люди заранее выбирают квест: узнают цены, изучают программы. Для такого бизнеса не критичен трафик, главное, чтобы клиенты могли добраться на общественном транспорте или припарковать машину.
Как правило, случайные клиенты часто бывают у табачных магазинов, кофеен, кафе, пекарен, магазинов с подарками. Владельцам такого бизнеса актуально считать трафик, когда они ищут подходящее место. Проще всего это сделать с помощью сервисов геоаналитики. Например, бесплатный сервис «Компас» показывает трафик в конкретных районах городов-миллионников.
Чтобы рассчитать трафик, владелец будущего бизнеса может воспользоваться и другими способами:
- считать прохожих. Нужно отправиться на место подходящей локации и считать, сколько людей проходит мимо. Но не всех, а только тех, кто потенциально похож на вашу целевую аудиторию. Например, если открываете бургерную, считать пенсионеров не стоит: в такие места чаще всего ходит молодежь;
- снимать чеки у конкурентов. Так вы сможете понять, сколько потенциальной аудитории есть в локации. При этом не обязательно идти в такое же заведение, как ваше, подойдут места со схожей аудиторией. Допустим, если открываете кофейню, подойдет любой общепит в таком же ценовом сегменте, как у вас. Ниже расскажем, как по чеку определить трафик.
Допустим, вы открываете заведение по типу «кофе с собой» и уже наметили интересную локацию — теперь нужно узнать, какой там трафик. Для этого стоит отправиться на место и зайти, например, в ближайшую пекарню, чтобы сделать покупку и получить чек. Эксперимент нужно проводить утром и вечером, так данные будут точнее.
Когда получите чеки, внимательно изучите их. Если на утреннем чеке цифры «5520», а на вечернем «5572», скорее всего, в заведении было 52 покупателя. Конечно, не всех, кто покупает булочки, может интересовать кофе навынос, но эти данные помогают понять, что в локации есть минимум 52 потенциальных клиента в день.
При этом нельзя точно сказать, какой трафик можно по умолчанию считать хорошим, а какой нет. Вот что об этом говорит владелица Столицы кофе Александра Коняхина:
«Где-то 30 чеков будут вполне себе достойным показателем, например, если у вас маникюрный салон. А для кофейни в центре Москвы и 300 чеков — показатель так себе. Сравнивать котлеты с мухами тут бесполезно — если в салоне всего три мастера и каждый маникюр занимает по два часа, то при 12-часовом рабочем дне выйдет 18 чеков максимум. Ни о каких 300 тут речи идти не будет, понятное дело».
Цитата из книги Александры Коняхиной «Локальный бизнес»
Чтобы упростить работу, можно снова обратиться к Компасу. Сервис показывает, сколько денег люди в среднем тратят на товары, работы или услуги в конкретном районе города.
Доступность. Подумайте, как целевая аудитория будет пользоваться вашими услугами. Вот о чем стоит позаботиться:
- удаленность от центра и спальных районов. Например, в маникюрный салон обращаются раз в 3—4 недели, поэтому люди стараются подбирать студию рядом с работой или домом, чтобы не тратить много времени на поездку до салона. Для такого бизнеса нет смысла открываться в промзоне: большинству клиентов будет неудобно ездить туда, чтобы сделать маникюр. Зато в промзоне можно открыть квест-комнату. В такие места люди ходят нерегулярно и могут быть готовы, например, раз в год съездить в промзону, чтобы пройти страшный квест;
- наличие остановки. Если потенциальные клиенты не живут и не работают рядом, нужно выбирать локацию, вблизи которой есть остановка общественного транспорта. Так люди смогут добираться к вам, если у них нет личного автомобиля;
- наличие парковки. Если ее не будет, это может стать препятствием: клиент откажется от поездки, потому что ему негде оставить машину или нужно долго искать парковку. Этот пункт актуален не для всех бизнесов: если ваши клиенты — жители ближайших домов, которые могут дойти до заведения пешком, парковка не обязательна.
Отсутствие препятствий. Если человеку нужны дополнительные усилия, чтобы добраться до места, он может выбрать конкурентов.
Овощная лавка открылась в спальном районе, но чтобы до нее дойти, нужно дождаться зеленого света и перейти дорогу. В этом же районе уже есть один овощной ларек, до которого добраться проще: он стоит рядом с продуктовым магазином, и чтобы в него попасть, не надо переходить дорогу. Если ассортимент и цены устраивают покупателей, они предпочтут ближайший ларек.
Подобными препятствиями могут быть:
- лестница, например, если помещение на цокольном этаже или надо спускаться в подземный переход и подниматься из него;
- удаленность от первой линии: скажем, нужно обойти дом или пройти улочками во двор.
Чем меньше препятствий, тем больше людей будут к вам заглядывать.
Теперь, когда разобрались с главными критериями поиска, предлагаем потренироваться. Попробуйте определить, какая из локаций больше подходит для кафе:
- вариант первый — нет конкурентов, рядом жилые дома;
- вариант второй — есть конкуренты, рядом парки и университеты.
Заведение без уникальной концепции, куда заходят за обедами или ужинами. Ответ — в описании к картинке.
Как выбрать локацию под индивидуальные особенности бизнеса
Мы перечислили базовые советы, чтобы отобрать подходящую локацию — эти рекомендации применимы ко многим типам бизнеса, но есть исключения. Теперь расскажем, как найти место под конкретный тип бизнеса.
Присмотритесь к советам экспертов из сферы. В рубрике «Бизнес с нуля» мы выпускаем статьи-инструкции, как открыть разные виды бизнеса. В статьях рассказываем, какие локации подобрать, например, если открываете ветклинику, салон красоты или овощную лавку. Эксперты из реального бизнеса рассказывают, какие места лучше выбирать для бизнеса и на какие критерии смотреть.
Из этих статей можно узнать, где искать место для популярных видов бизнеса:
Больше статей из этой рубрики можно найти по хэштегу #Идеи для бизнеса.
Воспользуйтесь сервисами геоаналитики. Это сервисы, которые собирают и анализируют информацию о локациях в разных городах. С их помощью можно узнать, например, какой трафик в определенном районе города и насколько конкурентное место. За эту информацию некоторые сервисы требуют оплату, но есть и бесплатные. Если запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани или в другом городе-миллионнике, он поможет оценить локацию. Например, в сервисе можно найти такую информацию:
- поток людей в районе;
- количество конкурентов поблизости;
- средний чек;
- средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
- как меняется поведение потребителей в разные месяцы.
Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе. Еще сервис показывает количество потенциальных клиентов бизнеса в конкретном месте — предпринимателю или компании не придется тратить время, чтобы вручную считать трафик.
Расскажите в комментариях, какой у вас бизнес и какую локацию рассматриваете?