Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Кафе или ресторан: в чем разница и что лучше открыть?


Ресторан открыть сложнее, чем кафе: понадобится больше вложений, а еще придется строить больше бизнес-процессов. Советуем начинать с кафе и превратить его в ресторан, когда накопится опыт


Опытные владельцы кафе

Опытные владельцы кафе

Ресторан открыть сложнее, чем кафе: понадобится больше вложений, а еще придется строить больше бизнес-процессов. Советуем начинать с кафе и превратить его в ресторан, когда накопится опыт


Опытные владельцы кафе

Опытные владельцы кафе

Читатель Виктор спрашивает: «Хочу открыть бизнес в сфере общепита. Выбираю между кафе и рестораном. Чем отличается кафе от ресторана и что лучше открывать тем, у кого раньше не было опыта в бизнесе?»

Нет единого значения понятий «кафе» и «ресторан»

В России есть разделение заведений на «кафе» и «рестораны», но нет четких критериев, поэтому заведение может называть себя как угодно. Например, Макдоналдс предлагал фастфуд и позиционировал себя как ресторан, а у Шоколадницы полноценная кухня и алкогольные напитки в меню, но при этом она называет себя кофейней или кафе.

Есть два подхода к трактовке понятий. Одни рестораторы не делят заведения на кафе и рестораны, а выделяют виды кафе.

«Я делю все кафе на три вида. Первый — это рестораны с высокой кухней. Например, к этой группе я отношу большую часть ресторанов Новикова в Москве. Второй вид кафе — демократичные заведения. В них, как и в первой группе, тоже есть официанты. Третий вид — доступные кафе. Например, фастфуд.

Еще есть отдельный вид заведений — кафе с едой, как дома. Обычно это заведения, посещение которых доступно основному населению, но не фастфуд».

Магомед Костоев

Магомед Костоев

Former CEO заведения «Донер 42»

Другие предприниматели считают, что разделение все-таки есть. И главное отличие кафе от ресторана — цель посещения. В ресторан гости приходят на несколько часов, чтобы развлечься. В кафе, как правило, приходят пообщаться, перекусить или взять кофе с собой по дороге на работу.

Клиенты тоже мыслят по-разному, поэтому понятие «ресторан» может ассоциироваться у них с дорогим местом, куда надо прилично одеваться и ходить по особым случаям.

«Как правило, предприниматели, которые хотят, чтобы гости не боялись вывески „Ресторан“, называют заведение „Кафе“».

Магомед Костоев

Магомед Костоев

Former CEO заведения «Донер 42»

Обратите внимание на свою целевую аудиторию — проведите опрос в соцсетях или поспрашивайте знакомых, которые могли бы стать вашими клиентами, как они относятся к понятию «ресторан». Если ваша аудитория считает, что формулировка имеет значение, над ней нужно задуматься. Дальше разберемся, что выбрать в вашем случае.

Есть шесть отличий кафе от ресторана

Предприниматели выделяют такие различия между кафе и рестораном:

  1. Меню.
  2. Площадь помещения.
  3. Качество сервиса.
  4. Персонал.
  5. Законодательное оформление.
  6. Размер вложений в бизнес на старте.

Эти критерии утрированы — их используют те, чья целевая аудитория четко разделяет виды заведений. В жизни есть кафе, которые превосходят рестораны составом меню, площадью или качеством сервиса.

Меню. В кафе обычно маленький выбор и нет сложных блюд. Их могут делать из полуфабрикатов или привозить уже готовые из других заведений.

В ресторанах должен быть большой выбор блюд: первые и вторые горячие блюда, холодные и горячие закуски, салаты, десерты и разнообразные напитки, чаще всего алкогольные. Все стадии приготовления блюда проходят в самом заведении.

Площадь помещения. В кафе обычно нет разделения помещений на цехи, есть только кухня. А еще в нем может быть всего два-три стола. Это связано с тем, что люди, когда заходят в кафе, не всегда остаются в нем — часто они берут напиток и идут дальше.

В ресторане обязательно должны быть отдельные помещения для разных цехов. Например, одно — для приготовления блюд из мяса и рыбы, другое — для изготовления кондитерских изделий. Площадь помещения ресторана будет больше еще и из-за того, что нужно много места для посадки гостей.

Качество сервиса. В кафе гости не всегда обращают внимание на уровень сервиса. Есть заведения, в которых действует система самообслуживания: гости сами убирают посуду за собой со стола.

В ресторан гости приходят не только за вкусной едой, но и за высоким уровнем сервиса. Гости хотят, чтобы в заведении их окружили заботой и вниманием. Например, встретили на входе, забрали пальто, проводили до стола, предложили комплимент от заведения, а в случае возникновения проблемы — быстро ее решили.

Персонал. В кафе может быть всего один или два сотрудника — например, бариста и кассир.

«У меня две кофейни. Из сотрудников у меня четыре бариста, которые работают в парах посменно, и одна управляющая на два заведения».

Александра Коняхина

Александра Коняхина

Владелица «Столицы Кофе»

В ресторане, в отличие от кафе, большое разнообразие персонала. Например, есть хостес, которая встречает гостей, официанты и свой шеф-повар, который не только разрабатывает меню, но и готовит блюда.

Законодательное оформление. В кафе обычно работает немного сотрудников и нет отдельных подразделений. Поэтому собственник сам может заниматься вопросами оформления документов и сдачей отчетности или нанять специалиста на аутсорсе.

В ресторане много персонала, часто несколько подразделений, поэтому бизнес-процессов больше. Придется оформлять больше документов, а это значит, что проверки государственных органов будут чаще — и проходят они сложнее, чем в кафе. Придется нанимать бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Размер вложений в бизнес на старте. Этот критерий вытекает из тех, которые мы назвали выше. Ресторану понадобится больше вложений на аренду и ремонт помещения, наем персонала и разработку меню.

Начинающим предпринимателям проще открыть кафе

Предпринимателям, которые раньше не занимались ресторанным бизнесом, проще начать с небольшого кафе. Так они смогут понять специфику бизнеса и позже открыть ресторан.

«Я рекомендую открывать ресторан тем, у кого уже есть опыт в бизнесе. А еще если они хотят творчества, а заработок для них вторичен. Это связано с тем, что в ресторан на старте нужно вложить большую сумму, поэтому срок окупаемости у него больше».

Вадим Крутой

Вадим Крутой

CEO кафе «Груша»

Если все же хотите начать с ресторана, предприниматели рекомендуют самому поработать в ресторане и пройти путь от официанта до управляющего. Так получится понять специфику формата и не сделать в своем бизнесе критических ошибок.

Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение Тинькофф

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Юлия Маркевич
Юлия Маркевич

Как вы считаете, чем еще отличается кафе от ресторана? Напишите в комментариях.


Больше по теме

Новости