Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как создать и развивать свою франшизу? Кейс сети «Не Школа»


Основатели проекта «Не Школа» рассказали, как попали в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes, и почему из десяти желающих купить франшизу, семеро получают отказ


Эту статью написал участник сообщества

Татьяна Бибик

Татьяна Бибик

Сооснователь сети музыкальных школ «Не Школа»

«Не Школа»

«Не Школа»

Сеть музыкальных школ

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Основатели проекта «Не Школа» рассказали, как попали в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes, и почему из десяти желающих купить франшизу, семеро получают отказ


Эту статью написал участник сообщества

Татьяна Бибик

Татьяна Бибик

Сооснователь сети музыкальных школ «Не Школа»

«Не Школа»

«Не Школа»

Сеть музыкальных школ

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

«Не Школа» начиналась как маленький проект, а сегодня компания занимает лидирующие позиции на рынке образования в сфере музыки в России. Филиалов школы уже более 300. Выручка за 2023 год — 3 миллиарда рублей, а в 2023 году сеть вошла в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes. Расскажем, как двигались к успеху.

Увертюра

С Антоном Шардаковым я познакомилась как ученица. С юности я мечтала стать предпринимателем, окончила факультет международных отношений, работала бизнес-ассистентом. И на занятия в проект Антона Party-уроки пришла просто развлечься. Он барабанщик, который после консерватории и работы в оркестрах в какой-то момент решил открыть один класс. И, как выяснилось, создал гениальный продукт, в который я влюбилась, и мы начали дальше развивать бизнес вместе и назвали его «Не Школа».

С самого начала была поставлена довольно амбициозная цель — открыть 100 точек. Создав первые три филиала, мы поняли, что нам не хватает навыков управления: мы открывали по одной точке в год, а впереди не было свободных 100 лет. На старте занимались всем самостоятельно, в основном все люди были в прямом подчинении учредителей, у меня было 95 человек.

Нанять управляющих, которые в той же степени несли бы ответственность за процессы, что и основатели, казалось невозможным. Поэтому достаточно быстро мы пришли к решению по бизнес-модели с франшизой. В ней каждой точкой управляет предприниматель-партнер, который осознанно принимает на себя предпринимательские риски и относится к делу с нужной степенью ответственности. Спустя 8 лет, конечно, у нас прибавилось и практических знаний, и теоретических, и мы уже учим партнеров, как управлять. Сейчас у самого крупного франчайзи открыто 11 школ.

Сооснователи сети «Не Школа» Татьяна Бибик и Антон Шардаков. Сетья состоит из более 300 филиалов по четырем направлениям: барабаны, гитара, вокал, KIDS
В 2023 году «Не школа» вошла в рейтинг самых выгодных франшиз, по версии Forbes

Начало пути: как надо упаковать франшизу

Изначально мы решили запускать франшизы через опытных на рынке экспертов. Большинство консультантов нам сообщили, что сначала продукт необходимо упаковать, расписать финансовые модели, займет это около 2 месяцев, и, возможно, еще спустя месяц мы продадим первую франшизу. Но нас совсем не устроили сроки. Цели, как обычно, вновь амбициозные — с момента идеи за первый месяц продажа пяти франшиз. На рынке не было людей, которые были бы готовы удовлетворить такой спрос. Поэтому стали делать самостоятельно:

Запустили трафик в социальных сетях. Таргет в Instagram* и Facebook* принес 500 лидов.

Я проводила самостоятельные продажи: звонки, рассказы о нашем бизнесе, все подробно, с реальными цифрами затрат и оборотов, онлайн-экскурсии по нашим школам, представление учеников, интервью с ними для потенциальных партнеров.

Собрали пять потенциальных партнеров на офлайн-обучение. Передали им максимально возможную информацию о бизнесе.

Перед открытием школ мы приезжали к франчайзи и находились с ними по две недели, вместе делали результат — первую выручку. Первая школа по франшизе была открыта в Новосибирске в июле 2018 года, и в первый же месяц сделала 850 тысяч рублей выручки и 350 тысяч рублей прибыли. Эти ребята работают с нами до сих пор.

Об упаковке франшиз

Мы пришли к выводу, что эксперт со стороны не может «упаковать» чужой бизнес. С начала продаж мы самостоятельно и индивидуально готовили финансовые модели и презентации под каждую новую франшизу. Это достаточно быстро, ведь вы знаете свою финмодель: приход, расход, цена в регионе на основе опыта других. То же с презентациями: мы сначала опрашивали, что хотят узнать из них потенциальные партнеры, а потом создавали актуальные.

Большинство регламентов и бизнес-процессов у нас уже были описаны. Поэтому мы их фактически только дополняли новой информацией, которая появлялась с опытом или вопросами от партнеров, и предоставляли доступ.

Сейчас в «Не Школе» работает отдел методологии, материалы продолжают регулярно обновляться. На наш взгляд, создание сильного методологического продукта было бы невозможно, если бы мы не прошли весь путь самостоятельно, не сталкивались бы с реальными вопросами и проблемами франчайзи.

Главная страница сайта франшизы «Не Школа»

Опыт + коммуникации

В июле 2018 года за 2,5 месяца мы открыли первые пять точек, а до конца года еще 11 франшиз. Со временем появились уже «теплые лиды»: люди по рекомендации, друзья партнеров. Нас стали приглашать на выступления и спрашивать, как у нас получилось, — появились заинтересованные с выступлений.

Со временем мы научились открывать все больше школ. Успех, нам кажется, был потому, что мы постоянно перестраивали процессы и подстраивались под партнеров. Кроме этого, опорой стал собственный опыт и желание выстроить сообщество единомышленников.

У бизнеса должны быть хотя бы 1-2 собственные точки, которые отлично работают. В них должны быть отстроены все процессы, регламенты, подсчитаны все цифры, финансы, сведена юнит-экономика, и есть понимание, что она плюсовая. Стартовая хорошо работающая точка должна быть ориентиром для всех остальных. Открывать франшизу можно, если бизнесу не меньше года: открывать раньше и продавать партнерам бизнес, в котором сам еще не разбираешься до конца, не вполне этично.

Бизнес франшизы построен на людях и коммуникациях. Это постоянные контакты с партнерами, постоянное взаимодействие: наставничество, менторство, коучинг и психология — да, это важная обязанность управляющей компании или франчайзера. Без искренней любви к людям, желания с ними коммуницировать и строить сильное сообщество, которое скрепит франшизу, успех возможен, но может быть недолгим: без сильного комьюнити франшиза, как показывает практика, рано или поздно разваливается.

Сложности и их решения

Мы столкнулись с пятью основными сложностями.

Человеческий фактор. Среди первых пяти партнеров был один, который через несколько месяцев решил оставить бизнес и управлять им удаленно. Естественно, все развалилось. Был найден новый партнер на его место, и мы вернули успех точки. Но после этого случая стали подходить к одобрению франшизы более жестко. В среднем из 10 человек, которые хотят и готовы купить франшизу, мы одобряем два, максимум три человека. Выбираем максимально осознанных, этичных, трудолюбивых.

Переход в онлайн. Первые 50 школ мы с партнером открывали офлайн, то есть выезжали лично в города, помогали нанимать команду, обучали ее, делали первые продажи вместе с партнером. Выстраивали нужную культуру внутри команды сотрудников и учеников. Это просто и круто, но очень медленно. Ускориться в развитии помог только переход в онлайн-формат открытия школы. Переход был непростой, нам потребовалось два месяца, чтобы адаптироваться и научиться удаленно выстраивать искомую культуру.

Готовность к изменениям. Если есть бурный рост, а мы в один год открыли 100 школ, нужно постоянно менять структуру: переделывать должности, убирать и добавлять, потому что текущее уже не соответствует масштабу. В среднем на франшизе самые реперные моменты, когда это делать обязательно, — это 30 точек, 100 и 300.

Сохранение атмосферы. Когда у тебя 300 школ и находятся они от Калининграда до Камчатки, сложно сохранять единое качество услуг. На первом месте всегда должна стоять культура. Это про трудолюбие, дисциплину, стремление к результату и любовь к ученикам. Поэтому прицельно фокусируемся на передачу наших ценностей и принципов партнерам и их командам через постоянное обучение и регулярные планерки. Если есть культура, а партнеры понимают миссию компании и разделяют ее ценности, людям, в итоге, требуется намного меньше контроля и работают они лучше.

Строгий договор. Мы долгое время подписывали бумажку, которая не имела силы и не защищала нас. Это длилось 4 года. За это время у нас не было серьезного конфликта. Но когда бизнес растет со скоростью 100 школ в год, мы можем во время одобрения случайно не заметить неэтичного и недобросовестного партнера. Поэтому стоит с самого начала делать строгий договор, который защищает интересы управляющей компании.

Филиалы сети «Не Школа» находятся по всей России

Советы начинающим

Если решили масштабироваться и открывать франшизу, рекомендую не усложнять и не готовиться очень долго. Как только есть успешная модель, есть хороший продукт и бизнес, стоит начинать. Не нужно упаковывать его годами, потому что все не предусмотреть. Чем раньше начнешь, тем быстрее займешь рынок и быстрее поймешь, что необходимо быстро доделать. Тем не менее некоторые правила все же есть.

Продукт первичен. И он должен быть сильным, классным, хорошо продуманным. Со средним продуктом я не ставила бы такие амбициозные цели.

Жесткий фокус. 8 лет занимаемся только одним бизнесом. Начали только с одного направления «Не Школы барабанов». И открыли следующее, только когда школ барабанов было уже 70. Через полтора года — гитару, еще через полтора — вокал и еще спустя 1,5 года «Не Школу KIDS». Это иллюстрация того, что мы сами следуем принципу — не открывать франшизу, если нет успешной точки больше одного-полутора лет. И она должна быть прибыльной и сильной, чтобы стать эталоном для франшиз.

Занятия в «Не Школе» направление «KIDS»
Татьяна Бибик
Татьяна Бибик

А вы бы хотели развивать свою франшизу или вели бы единоличный бизнес?


Больше по теме

Новости