Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть салон красоты и выжить


Запустить первый салон красоты с нуля непросто: надо найти подходящее помещение, определиться с услугами, закупить оборудование, найти поставщиков и выстроить правильную мотивацию сотрудников. В каждом пункте есть нюансы. Если их не учесть, бизнес может стать убыточным и его придется закрыть.

Мы поговорили с командой сети салонов красоты «Персона» и совладельцем имидж-лаборатории «Персона Братиславская» Виктором Соколовым и узнали, как открыть салон красоты с нуля, избежать ошибок на старте и построить прибыльный бизнес.

Дальше разбираем подробно каждый пункт.

Пошаговый план открытия салона красоты собрали в краткий чек-лист. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет учесть все тонкости при открытии салона красоты и ничего не забыть.

Собрали для вас бизнес-план салона красоты. В нем посчитали, сколько денег нужно на открытие и работу салона, в котором делают маникюр, педикюр и оформление бровей. В конце есть шаблон финмодели — вы можете скачать его и подставить свои цифры.

Как подготовиться к открытию салона красоты

Перед тем как открывать салон красоты, надо подготовиться:

  1. Определиться с услугами.
  2. Написать бизнес-план.
  3. Составить финмодель.

Рассмотрим каждый пункт отдельно.

Шаг 1. Определиться с услугами салона красоты. Салон красоты может быть полного и неполного цикла. В первом есть все основные направления в сфере красоты — парикмахерские услуги, нейл, брови, ресницы, депиляция, косметология. В салонах неполного цикла оказывают только одну или две услуги.

Новичкам в бизнесе рекомендуем открывать салон неполного цикла. Например, сосредоточиться только на парикмахерских или комбинации из парикмахерских и нейл-услуг — маникюра и педикюра.

Мы не советуем начинающим предпринимателям и компаниям вводить в список услуг косметологию: с ней сложно работать. Нужно получать лицензию и нанимать квалифицированный персонал, а еще придется конкурировать с медицинскими компаниями: за услугами косметологов люди чаще ходят туда, так как там у специалистов точно есть медицинское образование.

От выбора услуг будут зависеть бизнес-план, финмодель, помещение и оборудование. Поэтому определиться с форматом салона красоты надо в первую очередь.

Шаг 2. Продумать бизнес-план. Бизнес-план — это документ, в котором предприниматель или компания подробно описывает проект, проводит анализ рынка и конкурентов. План помогает понять, что делать дальше и будет ли бизнес прибыльным.

В бизнес-плане советуем ответить на такие вопросы:

  1. Каким будет уровень салона красоты: эконом, бизнес или премиум?
  2. Кто будет вашими клиентами?
  3. Чем ваш салон красоты будет отличаться от конкурентов?
  4. Какие услуги будут в вашем салоне красоты?
  5. Сколько рабочих мест будет в салоне красоты?
  6. Будете арендовать помещение или покупать?
  7. Каким будет график работы вашего салона красоты?

Это не все вопросы, на которые надо ответить в бизнес-плане при открытии салона красоты. Остальные пункты зависят от многих факторов. Например, собираетесь вы запускать бизнес сами или по франшизе. Чем больше деталей удастся предусмотреть на старте, тем меньше риск закрыться в первый год работы.

Шаг 3. Составить финмодель. Финансовая модель — это таблица, которая показывает соотношение всех доходов и расходов будущего бизнеса. По ней можно понять, за счет чего увеличивается или уменьшается прибыль, и рассчитать, когда бизнес выйдет на самоокупаемость.

Еще финмодель помогает ответить на вопрос, сколько стоит открыть салон красоты. В разных ситуациях стоимость будет отличаться

Универсального шаблона финмодели нет. Ее надо составлять для каждого салона отдельно. Это можно сделать самостоятельно или с помощью финансового консультанта.

Способы открыть салон красоты

Салон красоты можно открыть двумя способами: самостоятельно или по франшизе.

Открытие салона красоты с нуля — непросто для новичка: нужно найти подходящее помещение, поставщиков, купить оборудование. А еще подобрать персонал и верно мотивировать его.

Можно купить франшизу. Тогда сможете пользоваться инструментами и технологиями чужого бренда, получать поддержку от его владельцев. За это надо заплатить первоначальный фиксированный взнос, а потом регулярно отдавать процент с выручки или определенную сумму за помощь.

Несмотря на то, как вы решили открывать салоны красоты — самостоятельно или по франшизе, — сделать это можно тремя способами:

  • начать с нуля;
  • найти готовое помещение;
  • купить готовый бизнес.

Начать с нуля. Если решите начать строить салон красоты без подходящего помещения и будете делать ремонт, могут возникнуть проблемы с подводкой коммуникаций — для салона красоты нужна специфическая схема вывода воды.

Рекомендуем подробно прописывать смету и торговаться с арендодателем за арендные каникулы. Так вы сможете вкладывать все деньги в ремонт, а за аренду начнете платить после того, как откроете бизнес.

Найти помещение, в котором раньше был салон красоты. Тогда обычно легче делать ремонт: все нужные коммуникации подведены. А еще часть клиентов, которые раньше посещали этот салон красоты, могут продолжать ходить к вам.

Купить действующий салон красоты. Не всем владельцам салонов красоты удается наладить сервис и работу команды. Можно купить убыточный бизнес, исправить ошибки прежнего владельца и начать зарабатывать. В этом случае вам не придется искать подходящее помещение, делать в нем ремонт и покупать оборудование. Если нет опыта в бизнесе, такой способ — самый простой и дешевый. Основа уже есть, осталось наладить работу.

Готовый бизнес можно искать через друзей и знакомых или на Авито.

В Москве в месяц выставляют на продажу примерно 50 салонов красоты

В крупных городах продают много салонов красоты, в которые уже вложили 8, 10 или 15 млн рублей. Собственники продают их по цене ниже рыночной по разным причинам. Например, кто-то решил больше не заниматься бизнесом или не смог выстроить грамотное управление, что постоянно приводит к убыткам. В такие салоны надо вложить намного меньше инвестиций.

В этой статье мы подробно расскажем, как купить действующий салон. Сможете начать бизнес без стадии сложного и дорогого ремонта. Но многие советы подойдут и в том случае, если решите открывать салон красоты с нуля.

План по открытию салона красоты

Подготовили для вас пошаговый план запуска салона красоты.

Пошаговый план открытия салона красоты

Рассказываем, как открыть салон красоты и что делать на каждом этапе.

Шаг 1. Зарегистрировать бизнес

Если собираетесь вести дело с партнером, откройте ООО, а если без — можно зарегистрироваться как ИП. Самозанятые тоже могут открыть салон красоты, но придется работать в нем лично. Начинать проще с ИП: легче зарегистрироваться, не надо вести сложную бухгалтерию, нет потолка годовой выручки в 2,4 млн рублей, как у самозанятых.

Салонам красоты подойдет совмещение двух налоговых режимов: УСН «Доходы» и патента. Если вы только зарегистрировали бизнес, у вас будет другой режим — ОСН. Чтобы его сменить, желательно в течение 30 дней после регистрации подать в налоговую уведомление о переходе на УСН. Если не успеете — для побочных доходов режим можно будет сменить только с нового года, а до этого момента работать со сложной отчетностью. Патент приобретается в любое время года.

Шаг 2. Оценить помещение салона красоты

Есть помещения, планировки в которых никак не исправить. Например, в салоне красоты хороший ремонт, но две маленькие комнаты: в каждой могут работать по два мастера и добавить дополнительные рабочие места за счет их объединения не получится.

Советуем осматривать несколько помещений и сравнивать их в таблице. Вынесите важные для вас параметры. Например, расположение, техническое состояние и оснащение и условия аренды.

Как сравнивать помещения, чтобы выбрать лучшее
Ключевые аспектыПомещение 1Помещение 2
Площадь100 м2150 м2
Арендная плата в месяц100 000 ₽90 000 ₽
РасположениеВ торговом центреВозле метро в спальном районе
КонкурентыВ торговом центре есть одна парикмахерская. В соседнем здании — студия маникюраРядом салон красоты экономкласса полного цикла
СостояниеНужен косметический ремонтХороший ремонт, можно сразу начинать работать
Возможность размещения вывескиЕстьЕсть
Отдельная вентиляцияЕстьЕсть
КанализацияЕстьЕсть
Срок арендных каникул2 месяца1 месяц

По этим критериям можно оценивать салоны красоты при покупке или поиске помещения для аренды

К расположению помещения для салона красоты есть свои требования, они установлены в СанПиН. Вот где могут находиться салоны:

  • в отдельно стоящем здании;
  • в торговом центре;
  • на первом этаже жилых домов, если есть отдельный вход;
  • на цокольных этажах и в подвальных помещениях, если они соответствуют требованиям вентиляции, освещения и воздухообмена.

При этом нет никаких требований к площади салона или рабочего места.

Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

Т-Банк Бизнес

Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

  • Поможет найти локацию в городах-миллионниках
  • Покажет количество конкурентов в конкретном районе, их средний чек и число потенциальных клиентов
  • Собирает данные на основе транзакций 37 млн клиентов
Попробовать бесплатно

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Шаг 3. Оценить оборудование

Оборудование в продающемся салоне красоты не всегда хорошее. Иногда оно настолько плохое или старое, что его придется выбросить и купить новое. Исключать варианты салонов с таким оборудованием мы не рекомендуем, но логично просить скидку.

Владельцу бизнеса, который раньше не работал в бьюти-сфере, бывает сложно самому оценить оборудование. Поэтому мы советуем привлечь опытного специалиста. Найти его можно среди знакомых, на специализированных порталах или бизнес-мероприятиях в вашем городе.

Если открываете салон красоты по франшизе, оценить оборудование поможет франчайзер.

Шаг 4. Изучить договор аренды

Обычно в салонах красоты помещения в аренде. При покупке готового салона к вам перейдут права и обязанности бывшего владельца.

«При подписании договора аренды на неблагоприятных для вас условиях потом могут возникнуть серьезные проблемы, которые не всегда можно решить даже в судебном порядке. Поэтому ведите с арендодателем переговоры и пытайтесь смягчить те формулировки, которые вас не устраивают, пока договор еще не подписан».

Вероника Шихова

Вероника Шихова

Юрист сети салонов красоты «Персона»

Рекомендуем обратить внимание на следующие пункты в договоре аренды:

  1. Как распределяются обязанности по ремонту и содержанию помещения.
  2. Какие требования к рекламе и фасаду здания.
  3. Можно ли вносить неотделимые улучшения. Например, если вы захотите сделать ремонт в помещении, результат которого потом нельзя будет убрать без ущерба имуществу арендодателя.
  4. Есть ли страхование ответственности и кто за это отвечает: арендатор или арендодатель.

Кроме этого, надо обратить внимание на общие формулировки, которые есть во всех договорах аренды. Например, на размер арендной платы и стоимость коммунальных услуг, наличие арендных каникул, срок аренды. Подробнее об этом мы рассказывали в отдельной статье.

Шаг 5. Оформить покупку салона красоты

Покупку готового салона красоты обычно оформляют двумя договорами: переуступкой прав требований по договору аренды и договором купли-продажи оборудования.

Перед подписанием договоров рекомендуем проверить контрагента — убедиться, что он вправе продавать имущество, договор аренды разрешает переуступку требований и нет задолженности за коммунальные услуги.

Шаг 6. Найти поставщиков

После покупки готового салона красоты или открытия с нуля придется искать поставщиков расходников. Чтобы выбрать подходящие вашему салону красоты бренды, рекомендуем:

  1. Определить, кто ваши клиенты и что для них важно.
  2. Выяснить, на каких условиях поставщик готов продавать расходники.
  3. Рассчитать цену услуг в салоне красоты с учетом затрат на расходники.

Определить, кто ваши клиенты и что для них важно. Это покажет лимит стоимости расходников. Например, если клиентам принципиальна низкая стоимость услуги, стоит покупать дешевые расходники. А если для них на первом месте высокое качество и сервис, нужно покупать более дорогие.

Если у вас уже есть клиенты, опросите их. За это можно дать скидку или подарок. Если клиентов еще нет, подумайте о своем позиционировании: вы планируете открывать салон премиум-класса или наоборот, недорогую студию, куда будут ходить жители соседних домов.

Выяснить, на каких условиях поставщик готов продавать расходники. Важно сразу договориться с контрагентом о сроках оплаты, возможности рассрочки, условиях доставки. Например, разбить оплату на несколько частей, чтобы платить за расходники из денег, которые вам отдали клиенты. Еще важно понять, кто будет отвечать за доставку — вам надо будет приезжать за товаром или поставщик его привезет.

Рассчитать цену услуг в салоне красоты с учетом затрат на расходники. Если стоимость услуги получается слишком высокой, можно поискать другие варианты расходников.

Салон красоты тратит 100 ₽ на расходные материалы для стрижки одного клиента. В эту сумму входит цена порции шампуня, одноразового фартука для мастера, перчаток, воротника и одноразового полотенца.

Если закупать более дорогой шампунь, себестоимость стрижки будет уже 150 ₽. Кажется, это немного, но если салон за месяц продает 400 стрижек, то прибавка расходов — 20 000 ₽. Нужно закладывать это в цену, если хотите работать с более дорогими расходниками.

Поставщики часто проводят дни бренда и маркетинговые акции. Так можно познакомиться с их продукцией и понять, подходит ли она вашему бизнесу.

«Обращайте внимание на то, насколько сложно обучить мастеров работе с материалами. Лучше выбирать материалы, которые не требуют долгого обучения. Это позволит не зависеть от мастеров, и тогда при найме новых сотрудников не придется тратить много времени и денег на их обучение».

Анна Пущина

Анна Пущина

Коммерческий директор сети салонов красоты «Персона»

Искать поставщиков можно:

  1. В интернете. Вбейте в поисковые системы название нужного вам товара, изучите каталоги производителей, найдите отзывы.
  2. На профессиональных выставках. Там можно познакомиться и пообщаться с представителями компаний. Искать такие мероприятия можно в интернете, в специализированных бьюти-сообществах.
  3. На профильных мастер-классах. Там можно сразу попробовать продукцию.
  4. Через входящие рассылки или звонки от продавцов расходников. Обычно представители салонов красоты, сами того не замечая, попадают в базы рассылки продавцов материалов: когда регистрируются на профильные мероприятия или заказывают оборудование.

Иногда сотрудники могут порекомендовать поставщика расходников. Мастера, которые каждый день работают с ними, видят в деле все плюсы и минусы товаров.

Шаг 7. Найти сотрудников

Перед тем как начинать поиск сотрудников, определитесь с тем, кто вам нужен. Помимо мастеров понадобится администратор, а иногда еще и специалист по продвижению бизнеса. Зачастую эти функции выполняют сами предприниматели или владельцы компаний.

В некоторых салонах красоты, помимо обычных мастеров, еще есть топ-мастера и стилисты. Это специалисты с большим опытом работы, которые участвуют в профессиональных мероприятиях, например в чемпионатах. Перед наймом таких мастеров нужно обязательно оценить спрос на них в конкретном салоне красоты: может оказаться, что аудитория не готова на переплату за качество услуг. Чтобы это сделать, можно провести опрос среди клиентов.

Перед началом поиска составьте краткий портрет будущего сотрудника: что он будет делать, что должен уметь, какой у него опыт работы.

Определитесь, как вы ему будете платить. Есть четыре варианта оплаты:

  1. Фиксированный оклад.
  2. Процент от каждого чека клиента.
  3. Фиксированный оклад и процент от каждого чека клиента.
  4. Процент от каждого чека клиента и доплаты.

Фиксированный оклад. Работодатель платит сотруднику по количеству отработанных смен. Привлечение клиентов салон красоты берет на себя. Сотрудник получает стабильную зарплату, но она обычно меньше, чем при процентном подходе.

Процент от каждого чека клиента. Работодатель договаривается с мастерами на выплату определенного процента. Например, 20% или 40% от стоимости услуги. Тогда у сотрудника выше мотивация оказывать услуги качественно, чтобы клиенты вернулись к нему.

По договоренности с салоном красоты мастер с каждого выполненного заказа забирает 20%. К парикмахеру пришел клиент на стрижку и окрашивание за 10 000 ₽. Мастер получит с него 2 000 ₽. Остальные деньги останутся салону красоты.

Фиксированный оклад и процент от каждого чека клиента. Работодатель платит зарплату, которая зависит от количества смен. Например, за смену мастер или администратор получает 1 000 ₽. И дополнительно к этой сумме — небольшой процент от стоимости выполненной работы. В этом случае сотрудник защищен стабильной зарплатой. А еще он мотивирован качественно работать с клиентом, чтобы продавать ему больше и получать проценты.

Процент от каждого чека клиента и доплаты. Работодатель уплачивает мастеру определенный процент от стоимости услуги. Но есть доплаты: например, если за день не было клиентов, мастеру оплачивают выход на работу.

Искать персонал можно на сервисах по подбору персонала, на Авито или через друзей и знакомых.

Что еще сделать перед открытием салона красоты

Перед открытием нужно:

  • получить медицинскую лицензию;
  • уведомить Роспотребнадзор;
  • сделать информационный стенд;
  • разместить план эвакуации.

Получать медицинскую лицензию нужно, если будете заниматься косметологией. К помещению, оборудованию и работникам будут особые требования. Что предусмотреть и как получить разрешение — рассказали в отдельной статье.

Уведомить Роспотребнадзор нужно, если начинаете бизнес по оказанию услуг населению. Сделать это необходимо до того, как начнете принимать первых клиентов.

Уведомление надо отправить через Госуслуги в территориальное отделение ведомства. В уведомлении указывают данные компании или ИП, коды ОКВЭД и дату начала деятельности. Обычно уведомления обрабатывают за один рабочий день.

Сделать информационный стенд или уголок потребителя. По закону продавец обязан разместить сведения о себе для покупателей. Нужно указать наименование компании или ФИО ИП, адрес, режим работы, ОГРН или ОГРНИП, ФИО владельца.

Информационный стенд можно сделать самому или купить готовый.

Разместить план эвакуации. Часто такой план есть у владельца помещения. Если плана нет — нужно составить его по ГОСТу.

План эвакуации нужно разместить в помещении салона на видном месте.

Как привлекать клиентов в салон красоты

Привлечение клиентов зависит от двух основных факторов: локации и маркетинга.

Локация. Выбор удачного расположения может принести салону красоты до 30% клиентов за счет естественного трафика — то есть людей, зашедших случайно. Если рядом с салоном промзона, мало кто будет заходить в него после работы или в выходные. Зато в густонаселенном спальном районе салон будет пользоваться большим спросом: его будут посещать те, кто не хочет тратить лишнее время на дорогу.

Данные о плотности населения, проходимости станций метро и других параметрах собирает Росстат. Их можно найти в интернете: некоторые сайты размещают сравнительные таблицы и интерактивные карты.

Чтобы привлекать посетителей, важно оформить заметную вывеску и оборудовать место для парковки автомобилей.

Кроме заметной вывески на входе можно перечислить список услуг, которые есть в салоне красоты, и дать скидку на первый визит

Маркетинг. Начинать продвижение салона красоты надо за пару месяцев до открытия. Перед этим рекомендуем проанализировать целевую аудиторию и понять, что для нее важно. Также инструменты зависят от концепции салона, локации, экономики бизнеса.

Мы выделили эффективные инструменты продвижения услуг салонов красоты:

  • геосервисы — Яндекс Карты и 2ГИС;
  • социальные сети;
  • многостраничный сайт-портфолио с возможностью записи;
  • продвижение сайта в Яндексе с помощью контекстной рекламы;
  • работа с рейтингами и отзывами;
  • реклама в чатах жилых комплексов;
  • настройка системы лояльности для новых клиентов, чтобы сделать их постоянными.

Важно настроить систему возврата постоянных клиентов. Например, делать раз в месяц рассылки. Для этого можно подключить CRM-систему.

В CRM-системе можно настроить задачи по менеджерам, контролировать их работу, отвечать на входящие сообщения и звонки, отправлять письма, СМС клиентам, звонить им. Ее можно использовать, даже когда в салоне красоты работает один менеджер или администратор, так как с ее помощью легче делать рассылки и контролировать работу сотрудников, сложнее потерять сообщение клиента и не ответить ему.

«Маркетинг в бьюти-сфере отвечает за два показателя: привлечение новых клиентов и возвращаемость. На привлечение новых клиентов обычно надо тратить 80% усилий, а на возвращаемость — 20%. С возвращаемостью мы обычно работаем меньше, так как если в салоне красоты качественно оказывают услуги, клиенты сами будут приходить снова».

Сергей Теймуров

Сергей Теймуров

Директор по маркетингу сети салонов красоты «Персона»

Если открываете бизнес по франшизе, вам помогут настроить маркетинговые каналы и определить подходящие инструменты продвижения. Если решили разобраться с маркетингом сами, советуем пробовать разные инструменты и анализировать их результаты, чтобы определить подходящий.

Главное в статье

  1. Перед тем как открыть свой салон красоты, надо определиться с услугами, написать бизнес-план, составить финмодель.
  2. Салон красоты можно построить самому или открыть по франшизе. Для новичков в бизнесе второй вариант безопаснее.
  3. Важно перед покупкой или заключением договора аренды внимательно осмотреть помещение под салон красоты. Есть такие помещения, планировки в которых никак не исправить.
  4. К расположению помещения для салона красоты есть требования СанПиН. Например, на первом этаже жилого дома открыть салон красоты можно, только если есть отдельный вход.
  5. Искать поставщиков можно в интернете, на профессиональных выставках, профильных мастер-классах. Еще можно отвечать на входящие рассылки и звонки от продавцов расходников.
  6. Искать персонал можно на досках объявлений, сайтах с резюме соискателей, Авито или через друзей и знакомых.
  7. Популярность салона красоты зависит от качества услуг, локации и маркетинга. На привлечение новых клиентов рекомендуем тратить 80% усилий.
Юля Майорова
Юля Майорова

Как вы считаете, что самое сложное в открытии салона красоты?

Irina R

Суппер! Благодарю за информацию!


Больше по теме

Новости