От выбора места может зависеть успех бизнеса. К примеру, если шоурум решит сэкономить и открыться на непопулярной улице в спальном районе, он может понести убытки. Большинству людей будет неудобно добираться до магазина — и если в нем нет уникального ассортимента, клиенты пойдут к конкурентам поближе. А вот ресторан с необычной концепцией и именитым шеф-поваром может открыться почти где угодно: его клиенты иначе принимают решение и готовы жертвовать временем.
В статье разберем, на какие критерии стоит опираться, чтобы найти идеальное место для вашего заведения. Советы актуальны для локального бизнеса, например табачного магазина, пекарни, кофейни, ПВЗ или продуктового.
Для заведений с уникальной концепцией подойдут не все рекомендации: в этой нише свои законы, советуем присмотреться к первому разделу статьи, а в остальном отталкиваться от финансовых возможностей.
Что узнать, прежде чем искать локацию, и где не стоит размещаться бизнесу
Для начала изучите, есть ли требования к месту для вашего бизнеса. К примеру, если открываете бар или другое заведение с алкогольными напитками, его нельзя размещать около школ и детских садов. Иначе бизнес не сможет получить лицензию на продажу алкоголя и придется искать новое помещение.
Сложность в том, что нет единого документа, в котором описаны все ограничения для разных видов бизнеса. Искать информацию для каждого направления нужно по отдельности. Для примера собрали в таблицу ограничения популярных видов бизнеса.
Есть требования к локациям для пунктов выдачи заказов — их выдвигают маркетплейсы. К примеру, ПВЗ Яндекс Маркета нельзя открывать возле ломбардов и ритуальных услуг. Каждая площадка устанавливает свои требования к помещению и локации, изучить их можно на официальном сайте для владельцев ПВЗ. Как правило, нужная информация есть в разделе «Вопрос-ответ»:
Советуем изучать требования для помещения, в котором будете вести бизнес: локация может подходить по всем параметрам, но если там нет подходящего помещения, открыться все равно не получится. Например, не выйдет открыть рыбный магазин в жилом помещении или детский досуговый центр в подвале жилого дома. Поэтому вместе с локацией займитесь подбором правильного помещения для бизнеса.
Рассылка: как открыть бизнес с нуля
Узнайте, где взять идею для бизнеса, как найти деньги, привлечь первых покупателей и выйти на прибыль. Десять коротких писем, которые помогут предпринимателю успешно стартовать
На что смотреть, чтобы выбрать подходящее место
Есть несколько универсальных критериев, которые нужно оценить при выборе места под локальный бизнес:
- бюджет;
- технические параметры помещения;
- целевая аудитория;
- конкуренты;
- трафик;
- доступность;
- отсутствие препятствий.
Сейчас расскажем подробнее, что со всем этим делать.
Бюджет. Посчитайте, сколько денег вы готовы тратить на аренду помещения. Ее каждый месяц придется отдавать из выручки, поэтому в идеале она не должна превышать 30% от дохода. Обычно при подписании договора нужно заплатить обеспечительный платеж и стоимость первого месяца аренды — иногда можно договориться, чтобы сумму разбили на два месяца. Уточните, дает ли собственник арендные каникулы.
Сколько денег понадобится на ремонт помещения, зависит от бизнеса, который собираетесь открывать. Например, для небольшого продуктового магазина нужно только освещение и розетки под холодильники. Но если открываете бизнес, который дополнительно проверяет государство, например пекарню с производством, лучше искать специально оборудованное помещение. Это поможет сильно сэкономить.
Нужно понять свои минимальные требования к помещению: без чего вы работать не сможете, а чем в случае чего готовы пожертвовать. Например, для вас очень важна проходимость и ради нее вы готовы платить больше за аренду в ТЦ; или вы ищете помещение, которое соответствует СанПиН, поэтому готовы снять его с плохим ремонтом.
О том, как арендовать коммерческое помещение с минимальными рисками и избежать ошибок, рассказали в отдельной статье.
Технические параметры помещения. Они зависят от типа бизнеса, который собираетесь открывать. Например, для кофейни стоит обращать внимание на следующие критерии:
- освещение и электричество;
- водопровод;
- сантехника;
- исправность вентиляции;
- наличие парковки и зоны разгрузки;
- наличие склада.
Целевая аудитория. Присмотритесь к местам, где можно встретить вашу целевую аудиторию — людей, которым может быть интересен ваш продукт.
Посетители пекарни — люди любого пола и возраста, но в их поведении есть нюансы.
Хлеб чаще всего покупают рядом с домом, чтобы принести его к столу горячим. Значит, выгоднее присмотреться к спальным районам.
Люди редко идут в магазин только ради хлеба — удачнее всего будет открыться возле продуктовых вроде Пятерочки или Магнита, чтобы клиенты заходили по пути. Есть другой вариант — попробовать открыться у остановки общественного транспорта, чтобы продавать хлеб тем, кто едет с работы. Открываться в отдалении от точек притяжения аудитории опасно: люди не пойдут через весь район только за булкой.
Для бизнеса, которому не важна проходимость, этот пункт также может быть не актуален.
Предприниматель продает авторские букеты. Он собирает необычные композиции и выкладывает их в соцсети, где они пользуются популярностью. Клиентам бизнеса нужны не просто букеты, а именно те, что собрали флористы этого цветочного. Поэтому люди готовы ездить за букетом в определенный район или оформлять доставку и доплачивать за нее.
Конкуренты. Если в районе совсем нет прямых конкурентов — это подозрительно. Возможно, в этой локации нет целевой аудитории, слишком дорогая аренда или другая проблема. Чтобы разобраться, нужно изучить район и посчитать трафик — количество потенциальных клиентов вокруг. Как это сделать — расскажем чуть ниже.
При этом располагаться рядом с конкурентами тоже может быть рискованно. К примеру, если продуктовый магазин только открылся, люди могут по привычке ходить за покупками в уже знакомые. Вставать рядом с конкурентами стоит, если:
- вы способны соревноваться. Представьте: предприниматель открывает шаурмичную. В меню стандартные позиции, но цены на 50 ₽ выше, чем у конкурентов, которые открылись давно и стоят рядом. Покупатели, скорее всего, будут брать шаурму в привычном ларьке и по более доступной цене. Чтобы привлечь клиентов, нужно предложить условия лучше, например снизить цену или класть больше начинки;
- ваши услуги отличаются. К примеру, Андрей запускает медицинский центр рядом с другими клиниками. Цены в медцентрах схожи, но в клинике Андрея больше услуг;
- у конкурентов плохие отзывы. Если у вас при этом будут хорошие рейтинги в картах и на отзовиках, люди будут выбирать ваше заведение. Но важно быть уверенным, что вы сможете составить конкуренцию;
- у вас уникальная концепция. К примеру, вы готовите премиальные бургеры — высокие, с большим количеством начинки, из необычных ингредиентов. Часто люди целенаправленно идут в такие заведения. Даже если рядом есть кафе или другой фастфуд, гостей это не переманит.
В остальных случаях советуем выбирать локацию подальше от конкурентов.
Трафик. Это количество потенциальных клиентов, которые проходят мимо будущего заведения. Показатель важен, если в вашем бизнесе бывают случайные клиенты, которые могут заглянуть к вам, например, на прогулке или по пути на работу. Объясним на двух примерах.
Когда трафик важен. Предприниматель открывает шаурмичную. В подобные места часто заглядывают за перекусом на перерыве, на прогулках или после работы. Поэтому открывать ларек с шаурмой стоит там, где высокая проходимость. К примеру, на остановках, возле метро, рядом с торговыми центрами. Люди будут идти мимо, заметят вывеску и, возможно, захотят перехватить на обед шаурму и напиток.
Когда трафик не важен. Предприниматель открывает квест-комнату. Как правило, в такие места не ходят случайные прохожие. Люди заранее выбирают квест: узнают цены, изучают программы. Для такого бизнеса не критичен трафик, главное, чтобы клиенты могли добраться на общественном транспорте или припарковать машину.
Как правило, случайные клиенты часто бывают у табачных магазинов, кофеен, кафе, пекарен, магазинов с подарками. Владельцам такого бизнеса актуально считать трафик, когда они ищут подходящее место. Проще всего это сделать с помощью сервисов геоаналитики. Например, бесплатный сервис «Компас» показывает трафик в конкретных районах городов-миллионников.
Чтобы рассчитать трафик, владелец будущего бизнеса может воспользоваться и другими способами:
- считать прохожих. Нужно отправиться на место подходящей локации и считать, сколько людей проходит мимо. Но не всех, а только тех, кто потенциально похож на вашу целевую аудиторию. Например, если открываете бургерную, считать пенсионеров не стоит: в такие места чаще всего ходит молодежь;
- снимать чеки у конкурентов. Так вы сможете понять, сколько потенциальной аудитории есть в локации. При этом не обязательно идти в такое же заведение, как ваше, подойдут места со схожей аудиторией. Допустим, если открываете кофейню, подойдет любой общепит в таком же ценовом сегменте, как у вас. Ниже расскажем, как по чеку определить трафик.
Допустим, вы открываете заведение по типу «кофе с собой» и уже наметили интересную локацию — теперь нужно узнать, какой там трафик. Для этого стоит отправиться на место и зайти, например, в ближайшую пекарню, чтобы сделать покупку и получить чек. Эксперимент нужно проводить утром и вечером, так данные будут точнее.
Когда получите чеки, внимательно изучите их. Если на утреннем чеке цифры «5520», а на вечернем «5572», скорее всего, в заведении было 52 покупателя. Конечно, не всех, кто покупает булочки, может интересовать кофе навынос, но эти данные помогают понять, что в локации есть минимум 52 потенциальных клиента в день.
При этом нельзя точно сказать, какой трафик можно по умолчанию считать хорошим, а какой нет. Вот что об этом говорит владелица Столицы кофе Александра Коняхина:
«Где-то 30 чеков будут вполне себе достойным показателем, например, если у вас маникюрный салон. А для кофейни в центре Москвы и 300 чеков — показатель так себе. Сравнивать котлеты с мухами тут бесполезно — если в салоне всего три мастера и каждый маникюр занимает по два часа, то при 12-часовом рабочем дне выйдет 18 чеков максимум. Ни о каких 300 тут речи идти не будет, понятное дело».
Цитата из книги Александры Коняхиной «Локальный бизнес»
Чтобы упростить работу, можно снова обратиться к Компасу. Сервис показывает, сколько денег люди в среднем тратят на товары, работы или услуги в конкретном районе города.
Доступность. Подумайте, как целевая аудитория будет пользоваться вашими услугами. Вот о чем стоит позаботиться:
- удаленность от центра и спальных районов. Например, в маникюрный салон обращаются раз в 3—4 недели, поэтому люди стараются подбирать студию рядом с работой или домом, чтобы не тратить много времени на поездку до салона. Для такого бизнеса нет смысла открываться в промзоне: большинству клиентов будет неудобно ездить туда, чтобы сделать маникюр. Зато в промзоне можно открыть квест-комнату. В такие места люди ходят нерегулярно и могут быть готовы, например, раз в год съездить в промзону, чтобы пройти страшный квест;
- наличие остановки. Если потенциальные клиенты не живут и не работают рядом, нужно выбирать локацию, вблизи которой есть остановка общественного транспорта. Так люди смогут добираться к вам, если у них нет личного автомобиля;
- наличие парковки. Если ее не будет, это может стать препятствием: клиент откажется от поездки, потому что ему негде оставить машину или нужно долго искать парковку. Этот пункт актуален не для всех бизнесов: если ваши клиенты — жители ближайших домов, которые могут дойти до заведения пешком, парковка не обязательна.
Отсутствие препятствий. Если человеку нужны дополнительные усилия, чтобы добраться до места, он может выбрать конкурентов.
Овощная лавка открылась в спальном районе, но чтобы до нее дойти, нужно дождаться зеленого света и перейти дорогу. В этом же районе уже есть один овощной ларек, до которого добраться проще: он стоит рядом с продуктовым магазином, и чтобы в него попасть, не надо переходить дорогу. Если ассортимент и цены устраивают покупателей, они предпочтут ближайший ларек.
Подобными препятствиями могут быть:
- лестница, например, если помещение на цокольном этаже или надо спускаться в подземный переход и подниматься из него;
- удаленность от первой линии: скажем, нужно обойти дом или пройти улочками во двор.
Чем меньше препятствий, тем больше людей будут к вам заглядывать.
Теперь, когда разобрались с главными критериями поиска, предлагаем потренироваться. Попробуйте определить, какая из локаций больше подходит для кафе:
- вариант первый — нет конкурентов, рядом жилые дома;
- вариант второй — есть конкуренты, рядом парки и университеты.
Заведение без уникальной концепции, куда заходят за обедами или ужинами. Ответ — в описании к картинке.
Как выбрать локацию под индивидуальные особенности бизнеса
Мы перечислили базовые советы, чтобы отобрать подходящую локацию — эти рекомендации применимы ко многим типам бизнеса, но есть исключения. Теперь расскажем, как найти место под конкретный тип бизнеса.
Присмотритесь к советам экспертов из сферы. В рубрике «Бизнес с нуля» мы выпускаем статьи-инструкции, как открыть разные виды бизнеса. В статьях рассказываем, какие локации подобрать, например, если открываете ветклинику, салон красоты или овощную лавку. Эксперты из реального бизнеса рассказывают, какие места лучше выбирать для бизнеса и на какие критерии смотреть.
Из этих статей можно узнать, где искать место для популярных видов бизнеса:
- Как открыть салон красоты.
- Как открыть фастфуд.
- Как открыть кофейню.
- Как открыть кафе.
- Как открыть цветочный магазин.
- Как открыть розничный магазин.
- Как открыть автомойку.
- Как открыть шаурмичную.
- Как открыть компьютерный клуб.
- Как открыть пункт выдачи заказов Wildberries.
- Как открыть пункт выдачи заказов Ozon.
- Как открыть пункт выдачи заказов Яндекс Маркета.
Больше статей из этой рубрики можно найти по хэштегу #Идеи для бизнеса.
Воспользуйтесь сервисами геоаналитики. Это сервисы, которые собирают и анализируют информацию о локациях в разных городах. С их помощью можно узнать, например, какой трафик в определенном районе города и насколько конкурентное место. За эту информацию некоторые сервисы требуют оплату, но есть и бесплатные. Если запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани или в другом городе-миллионнике, он поможет оценить локацию. Например, в сервисе можно найти такую информацию:
- поток людей в районе;
- количество конкурентов поблизости;
- средний чек;
- средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
- как меняется поведение потребителей в разные месяцы.
Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе. Еще сервис показывает количество потенциальных клиентов бизнеса в конкретном месте — предпринимателю или компании не придется тратить время, чтобы вручную считать трафик.
Расскажите в комментариях, какой у вас бизнес и какую локацию рассматриваете?