Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое оборачиваемость товара и как ее рассчитать


Компания «Соляр» закупает товар за границей и продает в России. На доставку одной партии уходит два месяца. На складе у компании 5000 единиц товара, а в месяц клиенты заказывают в среднем 3000 товаров. Получается, что продукцию со склада раскупят раньше, чем придет новая партия. В итоге около месяца компании придется платить издержки, например зарплаты сотрудникам, аренду, коммунальные платежи, но при этом деньги за продажу «Соляр» получать не будет.

Другой пример: продавец торгует купальниками на Wildberries по модели FBO — то есть со склада площадки. Заказов у магазина мало, товары залеживаются на складе, и приходится платить маркетплейсу за хранение — а чем дольше хранится товар, тем выше издержки. Продавцу нужно принимать меры, чтобы покрыть расходы на хранение. Он решает повысить цены на продукцию, но это не нравится покупателям, и они уходят к конкурентам.

Чтобы избежать таких ситуаций, бизнесу нужно следить за оборачиваемостью. В статье разбираемся, что это за показатель, как его рассчитать и зачем он нужен.

Что такое оборачиваемость и какой ее показатель считать хорошим

Оборачиваемость показывает, за какой срок будет распродан весь запас товара на складе. Например, если оборачиваемость — 10 дней, значит, вся продукция, которая сейчас есть на складе, закончится в среднем через 10 дней при условиях такого же темпа продаж.

Показатель оборачиваемости может быть высоким и низким.

Высокая оборачиваемость означает, что товар хорошо покупают, бизнес быстро возвращает вложенные в продукцию деньги и может закупить следующую партию.

Низкая оборачиваемость означает, что продукция продается медленно, она замораживает деньги в складских запасах и бизнес не может закупить новую партию.

Нет единого мнения, какую оборачиваемость считать хорошей, а какую — плохой. Эксперт статьи советует ориентироваться на 60 дней — это хороший показатель для интернет-магазинов и маркетплейсов.

Если показатель меньше 20 дней, есть риск, что поставщик не успеет привезти новую партию товара, он закончится, а спрос останется — для бизнеса это недополученная прибыль. Если показатель оборачиваемости больше 90 дней — значит, товар плохо покупают, он будет залеживаться на складе, а предприниматель понесет убытки.

В норме показатель оборачиваемости может варьироваться от 30 до 60 дней — все зависит от спроса, сезонности, цены, количества поставщиков в нише, скорости поставки.

«Целевая оборачиваемость для нас от 30 до 90 дней, в среднем — 60. Для нас 60 дней — это хороший показатель. Если оборачиваемость превышает 90 дней, принимаем радикальные меры. Например, можем снять с производства конкретный цвет или товар.

Однажды на складе маркетплейса у нас оставалось два товара, которые не покупали. Их оборачиваемость была больше 600 дней — мы утилизировали их, и это оказалось выгоднее, чем снижать на них цену и пытаться продавать дальше».

Александр Блохин

Александр Блохин

Генеральный директор магазина «Кофтеныши»

Показатель оборачиваемости особенно важен для товаров со сроком годности или небольшим сроком хранения. К ним относятся продукты питания, цветы, медикаменты, натуральная косметика. Например, если срок годности арахисовой пасты 120 дней, а оборачиваемость у нее 200 дней, товар испортится раньше, чем продавец сможет его продать.

На оборачиваемость товара влияет много факторов. Например:

  • ценообразование: если цена слишком высокая, покупать товары будут реже;
  • качество товара: если товар низкого качества, его чаще будут возвращать, ставить низкие оценки и оставлять негативные отзывы. Чем ниже будет рейтинг у товара, тем ниже будет находиться карточка в поисковой выдаче и каталоге маркетплейса;
  • действия конкурентов: если конкуренты снижают цены, покупатели могут перейти к ним;
  • сезонность: зимой не будут покупать купальники или солнечные очки, а летом — елочные игрушки;
  • нет спроса на товар: например, вещь вышла из моды, поэтому покупатели ее не заказывают.

Чем оборачиваемость отличается от коэффициента оборачиваемости

Это два разных понятия. Оборачиваемость показывает, за какой срок магазин продаст весь запас товара, а коэффициент оборачиваемости — сколько раз за определенный период товар был продан или закуплен, то есть сколько оборотов в среднем он совершает.

Рассчитать коэффициент оборачиваемости можно по следующей формуле:

Посмотрим на примере.

За год магазин продал футболок на сумму 12 млн рублей, а средний запас этих футболок за год — 6 млн рублей. Коэффициент оборачиваемости будет равен: 12 000 000 / 6 000 000 = 2. Это значит, что за год товар обернулся два раза, то есть был продан и закуплен заново.

Коэффициент оборачиваемости — один из основных инструментов эффективного управления запасами товара на складе. Его низкие значения могут говорить о нерентабельности товара, поскольку он медленно продается и на складах накапливаются излишки. Высокие значения могут сигнализировать о хороших продажах и об отсутствии избыточных запасов. Очень высокий коэффициент может также указывать на недостаток товара на складе.

Зачем считать оборачиваемость

Считать оборачиваемость товара и следить за ней нужно любому бизнесу, который продает товары. Это помогает решать сразу несколько задач:

  • отслеживать эффективность бизнеса;
  • вовремя закупать или производить товары;
  • планировать поставки;
  • выводить непродаваемые товары из оборота.

Отслеживать эффективность бизнеса. Оборачиваемость показывает, насколько эффективно в бизнесе выстроены процессы: как быстро продаются товары, сколько раз за год бизнес может заработать на вложенной в закупку или производство сумме, не замораживаются ли деньги в неликвидном товаре.

Вовремя закупать или производить товары. Оборачиваемость помогает определить, как часто заканчивается запас товара, и вовремя закупать или производить продукцию определенного размера и цвета. Так на складе не будет профицита, а покупатели всегда смогут заказать нужный товар.

«В зависимости от оборачиваемости мы по-разному производим маленькие и большие размеры одежды. Например, маленькие размеры для детей от полутора до пяти лет производим раз в три месяца, а средние размеры — раз в неделю».

Александр Блохин

Александр Блохин

Генеральный директор магазина «Кофтеныши»

Планировать поставки. Оборачиваемость помогает понять, сколько товаров нужно привезти на склад, чтобы запаса хватило до следующей поставки и при этом продукция не залеживалась. Это особенно актуально для продавцов, которые торгуют по FBO и хранят продукцию на складе маркетплейса. Площадки не любят работать с товарами, которые долго не продаются, и рассматривают их как помеху для реализации более ходовых товаров. Маркетплейсы могут вынудить продавца поставить на продукцию большую скидку, отказаться продавать или понизить карточку в выдаче. Площадкам выгоднее хранить популярные товары, которые быстро продаются, чем забивать склад неликвидными.

У одного продавца на маркетплейсе заказали 100 шляп за месяц, а вернули 85. Получается, магазин продал всего 15 шляп.

У другого продавца заказали 100 шляп за месяц, а вернули всего 10. Получается, магазин продал 90 шляп. С такими продавцами маркетплейсы сотрудничают охотнее, потому что они приносят прибыль и привлекают на площадку платежеспособных покупателей.

Выводить непродаваемые товары из оборота. На складе могут быть товары, которые постоянно залеживаются, у них низкая оборачиваемость, и они долго продаются. Такая продукция называется неликвидом — она «замораживает» деньги и занимает место на складе, поэтому бизнес не может закупить новую партию и разместить на складе новые товары. Приходится отказываться от закупок и платить за аренду нового помещения для хранения.

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 359 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Как рассчитать оборачиваемость в интернет-магазине и на маркетплейсе

Рассчитать оборачиваемость можно по следующей формуле:

Рассчитаем оборачиваемость на примере.

На складе магазина 400 купальников. В среднем продается 10 купальников в день. Значит, оборачиваемость будет следующая: 400 / 10 = 40 дней.

Рассчитывать оборачиваемость можно для каждой группы товаров, например отдельно всех футболок на складе и отдельно для всех купальников, а можно для каждого размера и цвета. Например, для купальников зеленого цвета 44 размера и для футболок черного цвета 46 размера. Это поможет понять, какие размеры и цвета продаются чаще других.

Если продавец хочет понять, какие товары заказывают чаще, а какие — реже, можно использовать ABC-анализ. Нужно распределить товары на три группы:

  • А — продаются быстрее всего, высокая оборачиваемость;
  • B — продаются хорошо, средняя оборачиваемость;
  • С — продаются хуже всех, низкая оборачиваемость.

«Мы проводим ABC-анализ и смотрим оборачиваемость в каждой категории отдельно. Например, для товаров в группе „C“ оборачиваемость может быть огромная — 200—250 дней, для группы „А“ — 20—30 дней.

Если у одного товара разные цвета и размеры, оборачиваемость может отличаться. Например, у нас одежда маленьких размеров уходит с одной скоростью, одежда больших размеров — с другой. Поэтому мы можем считать оборачиваемость вплоть до такого: „кофта детская зеленая 146 размера“ или „кофта детская зеленая 122 размера“».

Александр Блохин

Александр Блохин

Генеральный директор магазина «Кофтеныши»

На маркетплейсах продавцу обычно не нужно рассчитывать показатель оборачиваемости самостоятельно — его можно увидеть в личном кабинете. Если продавец использует программы «1С» или «МойСклад», оборачиваемость в них тоже рассчитывается автоматически.

Что такое анализ оборачиваемости товара и как его провести

Чтобы оценить оптимальный размер партии товара и определить эффективность управления запасами на складе, проводят анализ оборачиваемости товара. Для этого нужно:

  • определить период анализа — месяц, квартал, год;
  • собрать данные о продажах и запасах товара за этот период;
  • рассчитать оборачиваемость товара по формуле;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности управления запасами товара.

Посмотрим на примере мебельного магазина, как анализировать оборачиваемость кухонных стульев определенной марки.

За год в магазине купили 600 стульев, а средний объем запасов составил 200 стульев. Рассчитаем оборачиваемость товара: 600 / 200 = 3 раза в год. То есть стулья оборачиваются три раза в год.

Теперь проанализируем оборачиваемость товара в днях: 365 / 3 = 121,7 дня. Округляем до 120. Это означает, что в среднем стулья оборачиваются каждые 120 дней.

Исходя из полученных показателей оборачиваемости товара магазин может сделать следующие выводы:

  • оборачиваемость товара в днях составляет примерно 120 дней, то есть стулья этого производителя оборачиваются примерно каждые 4 месяца. Это значит, товар плохо покупают, он будет залеживаться на складе, а магазин понесет убытки;
  • магазину нужно принять меры, например закупать больше стульев другого производителя, которые лучше покупают.

В целом анализ оборачиваемости товара позволяет выявить проблемы в продажах и определить стратегии для повышения оборачиваемости.

Как повысить оборачиваемость

Если товар продается медленно, это можно исправить несколькими способами:

  • отрегулировать запасы товаров на складе;
  • правильно распределить товары по складам;
  • проанализировать товар;
  • поработать с карточкой товара;
  • избавиться от залежавшихся товаров на складе;
  • посмотреть на положение на рынке.

Отрегулировать запасы товаров на складе. Возможно, продавец закупает слишком много товара, и он не успевает продаваться. Нужно планировать поставки, ориентируясь на средний показатель оборачиваемости, и не поставлять товары раньше, чем их раскупят. Например, если товары раскупают в среднем за 40 дней, старайтесь привозить продукцию на склад к этому сроку.

Правильно распределить товары по складам. Может быть такое, что товар хорошо покупают, но оборачиваемость все равно низкая. В этом случае проблема может быть в распределении по складам. Если торгуете на маркетплейсах, советуем посмотреть статистику по продажам со складов. Иногда с одного склада товары раскупают хорошо, и у них высокая оборачиваемость, а с другого почти нет заказов. Нужно оценить, где товар востребован, и пересмотреть распределение, например увеличить поставки на популярный склад и постепенно вывести товары с непопулярного.

Проанализировать товар. Низкая оборачиваемость может означать, что с товаром что-то не так, например слишком высокая цена, много неходовых расцветок или вещь вышла из моды. В этом случае поможет анализ конкурентов и рынка: следите за последними тенденциями в моде, посмотрите, чем торгуют другие продавцы и какие у них цены на товары. Можно провести опрос среди покупателей, например в социальных сетях, и узнать, что они хотели бы поменять в вашем товаре.

Советуем обратить внимание и на упаковку товара. Возможно, стоит лучше упаковывать хрупкую продукцию, чтобы она не повредилась в процессе доставки и было меньше возвратов. Если ваш товар часто выбирают для подарка, можно сделать праздничную упаковку.

Поработать с карточкой товара. Проверьте карточку товара и попробуйте ее улучшить: поменять фотографии и инфографику, добавить видео или скорректировать описание. В отдельных статьях мы подробно рассказали, как правильно работать с карточкой товара в интернет-магазине и на маркетплейсах:

  1. Как оформить карточку товара на Яндекс Маркете.
  2. Как оформить карточку товара на Wildberries.
  3. Как оформить карточку товара Ozon.
  4. Как сделать фотографии, чтобы клиент захотел купить товар.
  5. Как правильно составить описание для товара.
  6. Как сделать инфографику в карточке товара.
  7. Что такое рич-контент и как с его помощью увеличить продажи.
  8. Как сделать видео для карточки товара на маркетплейсе.

Избавиться от залежавшихся товаров на складе. Например, можно провести распродажу или запустить акцию и попробовать сбыть такие товары с большой скидкой.

Если не получится распродать продукцию, можно попробовать другие способы. Например, поменять место карточки на сайте или продать непопулярный товар в нагрузку к основному.

Посмотреть на положение на рынке. На оборачиваемость товара влияют внешние факторы. Например, покупательская способность может снизиться или в нише появился конкурент с более низкими ценами. Тогда можно тоже снизить цену, поучаствовать в акциях или запустить дополнительную рекламу на товар.

Главное

  1. Оборачиваемость показывает, как быстро продаются товары со склада. Она может быть высокой и низкой.
  2. Высокая оборачиваемость означает, что товар хорошо покупают, низкая — продукция продается медленно.
  3. Нормальный показатель оборачиваемости — 30—90 дней.
  4. Оборачиваемость показывает, насколько в целом эффективен бизнес и насколько хорошо продается товар.
  5. Чтобы рассчитать оборачиваемость, нужно остаток товара на складе разделить на количество продаж в день.
  6. Если у товара низкая оборачиваемость, это можно исправить, например отрегулировать запасы товаров на складе, поработать с карточкой товара, избавиться от неликвида.
Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

Какие приемы помогают вам увеличивать оборачиваемость товаров?


Больше по теме

Новости