Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть магазин одежды с нуля


Подготовили подробную инструкцию, как запустить первую точку и что для этого понадобится


Анна Бадретдинова

Анна Бадретдинова

Владелица шоурума одежды больших размеров Shapes в Санкт-Петербурге

Подготовили подробную инструкцию, как запустить первую точку и что для этого понадобится


Анна Бадретдинова

Анна Бадретдинова

Владелица шоурума одежды больших размеров Shapes в Санкт-Петербурге

Кажется, что открыть магазин одежды просто: достаточно арендовать помещение, закупить партию товара и можно зарабатывать. Но на деле в рознице много тонкостей, а еще высокая конкуренция, большие вложения на старте и постоянный отбор поставщиков.

Мы поговорили с владелицей шоурума для женщин плюс-сайз в Санкт-Петербурге и узнали, стоит ли сейчас открывать магазин одежды, как выбрать нишу и определить целевую аудиторию и что нужно предусмотреть до открытия.

Составили пошаговый чек-лист, который поможет ничего не забыть, если открываете магазин одежды. Работайте с чек-листом так: двигайтесь по пунктам и ставьте галочки напротив того, что уже выполнили.

Сделали для вас бизнес-план магазина одежды. В нем посчитали, сколько денег уйдет на открытие и сколько будет уходить на работу каждый месяц. В конце есть шаблон финмодели — вы можете скачать его и подставить свои цифры.

Выгодно ли открывать магазин одежды

У розницы есть минусы, к которым нужно быть готовым. Основные мы перечислили в отдельной статье, а здесь расскажем, чего ожидать будущим магазинам одежды.

Конкуренция с крупными игроками. Если планируете открытие магазина одежды в городе-миллионнике, основными конкурентами будут не аналогичные небольшие точки, а крупные ретейлеры и маркетплейсы. У них большие бюджеты, много рекламы и широкий ассортимент.

Большой объем закупок. Чтобы открыть даже небольшой магазин, нужно покупать одежду размерными сетками. Например, если хотите продавать футболки, мало взять только два размера S и М. Нужно купить вещь каждого размера, ведь на старте сложно предугадать, какой будет ходовым.

Большая площадь торговой точки. Если магазину косметики может хватить и маленькой точки, то для одежды нужна просторная клиентская зона, склад и место продавца. А еще нужно предусмотреть несколько примерочных, чтобы не создавать очередей.

Частая смена трендов. Мода и тренды меняются каждый сезон. Нужно постоянно следить за тем, чтобы одежда в магазине была современной, и вовремя пополнять ассортимент. А еще предпринимателю придется постоянно думать, что делать с остатками товара и тем, что вышло из моды.

«Ошибки закупки бывают, этого не избежать. Это может быть неактуальная модель, устаревший фасон или ошибки кроя.

Если вернуть вещь поставщику нельзя, пробуем разные варианты: переснять модель для соцсетей, собрать актуальный образ и выставить вещь на видное место. Еще можно попробовать продать на площадках объявлений, например на Авито, или организовать в магазине выделенную зону распродажи — постараться найти покупателя за счет низкой цены».

Анна Бадретдинова

Анна Бадретдинова

Владелица шоурума одежды больших размеров Shapes в Санкт-Петербурге

Если вы пока не готовы к трудностям, можете начать с продаж одежды в интернете. Для этого не нужно арендовать помещение, делать ремонт и покупать много вещей: можно договориться с производителем о доставке под заказ. У нас есть отдельная статья про работу интернет-магазина — в ней подробный порядок действий.

В статье остановимся на открытии небольшого офлайн-магазина одежды и подробно расскажем, как это сделать.

Составить бизнес-план

Бизнес-план помогает подсчитать расходы на открытие магазина и спрогнозировать, когда он окупится и начнет приносить доход.

Чтобы подготовить бизнес-план, не обязательно обращаться к специалистам, простой расчет можно сделать самостоятельно. Для этого нужно составить таблицу расходов и построить прогноз выручки и прибыли. О том, как это сделать, — в отдельной статье.

Мы собрали примерные расходы, которые нужно заложить в бизнес-план. Цены могут отличаться в зависимости от региона, площади торговой точки и финансовых возможностей продавца. Дополнительно советуем заложить деньги на оплату аренды в первые три месяца работы, чтобы в случае затяжного старта не уйти в минус.

Что понадобитсяЧто входитСколько стоит
Аренда помещения в месяцПлощадь под магазин и коммунальные услуги70 000 ₽ + 5000 ₽
РемонтПодготовка стен, пола, проведение электричества100 000 ₽
ВывескаНазвание магазина на подложке, без нее или вывеска на кронштейне40 000 ₽
Торговая мебельЗеркала, примерочные, вешалки, полки, вешалы, манекены, пуфы150 000 ₽
Стартовая закупка товараОдежда для продажи300 000 ₽
Кассовое оборудованиеОнлайн-касса, терминал для торгового эквайринга, считыватель штрихкодов и видеонаблюдение50 000 ₽
РекламаПродвижение в соцсетях30 000 ₽
Мелкие расходыКанцтовары, упаковка, лампочки, саморезы10 000 ₽
Итого на открытие755 000 ₽

Определиться с нишей

При выборе ниши проще всего ориентироваться на ту, в которой разбираетесь, — так легче понять потребности покупателей и предлагать им нужные товары.

Продавец много лет катается на сноуборде и решается на открытие магазина одежды с нуля, где будет продавать качественную одежду для катания, которая не рвется и не пропускает холод.

Такой подход удобен тем, что продавцу понятны предпочтения аудитории. Если планируете работать в нише, которая интересна, но опыта нет — на старте придется много изучать покупателей. Например, если продавать подростковую одежду и не знать, что сейчас нравится молодежи, — продаж не будет и магазин закроется.

«В нашем шоуруме мы продаем одежду больших размеров, от 50 и выше. В России эта ниша почти не занята: одежда таких размеров либо не современная, либо очень дорогая.

Я почувствовала это на себе, так как сама всю жизнь ношу 48‑й размер и больше. Приходишь в магазин и понимаешь, что вещей на тебя нет. Поэтому решила создать пространство для женщин плюс-сайз, которые могут прийти и примерить модные вещи подходящего размера в дружелюбной обстановке, без худышек в соседней примерочной. У нас даже нет продавцов: каждый консультант — стилист. Его цель — не столько продать, сколько помочь выбрать вещь, которая украсит и порадует женщину».

Анна Бадретдинова

Анна Бадретдинова

Владелица шоурума одежды больших размеров Shapes в Санкт-Петербурге

Еще важно помнить, что в магазине должен быть ассортимент. Если планируете продавать мужскую и женскую повседневную одежду, а бюджет ограничен, лучше начинать с чего-то одного. Иначе покупателям не из чего будет выбирать.

Найти поставщиков

От поставщиков зависит, какого качества будет одежда и по какой цене ее продавать. Рассказываем несколько способов, как их найти.

В поисковиках и соцсетях. Чтобы найти поставщика, достаточно вбить в поиске запрос, например «одежда оптом» или «производители одежды», и выбирать из объявлений. Можно добавить свой город в поиск.

Таким образом ищут объявления в поисковиках, соцсетях и на тематических форумах.

По поиску «поставщик одежды Казань» в Гугле нашлось больше десятка компаний

На оптовых рынках. Их также ищут в интернете по ключевым словам, а потом приезжают по адресу.

На рынках работает много продавцов с аналогичным товаром. Можно прийти, на месте пощупать вещи, узнать цены и поторговаться.

В каталогах поставщиков. Это сайты, где оптовые компании предлагают сотрудничество. Они сразу указывают, на каких условиях готовы работать. Например, одни могут поставлять товар поштучно, а у других есть минимальная партия.

Каталогов поставщиков много, например Поставщики.ру, Оптом.ру и Supl.biz.

На выставках. Выставки проходят ежегодно в разных городах. На них можно познакомиться с производителями, посмотреть образцы и узнать условия закупки.

Посмотреть анонсы предстоящих мероприятий можно на сайтах выставочных комплексов своего города или в поисковиках по мероприятиям, например WorldExpo, Expomap и EXPOSALE.

На этикетках. Если давно носите какую-то одежду и она вам нравится, посмотрите информацию на ее этикетке. Там будет указан продавец, производитель и их контакты. Можно связаться с ними и обсудить сотрудничество.

Через менеджера. Если не хотите искать поставщиков самостоятельно или планируете искать их за границей, лучше нанять специалистов. Эксперт поможет определиться со страной-поставщиком и предложит выгодные варианты из базы проверенных поставщиков.

Искать поставщиков можно как в своем городе, так и в других городах и странах. Но сейчас иностранных поставщиков советуем выбирать из дружественных стран — легче проводить оплату и получать товар. Или прочитайте нашу отдельную статью, как сейчас проводить сделки с недружественными странами.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 829 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Выбрать и подготовить помещение к открытию

Для магазина важно, чтобы покупатели могли его легко найти, а внутри было просторно и светло. Рассказываем, на что обратить внимание при выборе помещения.

Локация. Лучше выбирать место ближе к центру, тогда до точки будет удобно ездить из разных концов города. Если на момент открытия у магазина уже работают соцсети, можно устроить опрос аудитории и узнать, куда им удобнее добираться.

Для привлечения клиентов с улицы стоит рассматривать аренду на первой линии — это помещения вдоль крупных дорог. Такие магазины легче заметить, но аренда будет дороже, чем во дворе. Если все же выбрали помещение во дворе, позаботьтесь о рекламе и указателях, чтобы потенциальные покупатели могли вас быстро найти.

Желательно, чтобы рядом с магазином не было таких соседей, как бары, ломбарды и микрозаймы.

Еще важно ориентироваться на ценовой сегмент. Если планируете продавать дорогие брендовые вещи, лучше рассмотреть площадь в новом ЖК или в торговом центре. Вещи по средним и низким ценам можно продавать и в спальном районе.

Для старта советуют арендовать как минимум 50 м² с высотой потолков от 2,5 м², чтобы после расстановки оборудования и товара помещение не казалось тесным.

Пример объявления с Авито. Арендодатель предлагает помещение на первой линии за 67 500 ₽

Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:

  • поток людей в районе;
  • количество конкурентов поблизости;
  • средний чек;
  • средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
  • как меняется поведение потребителей в разные месяцы.

Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.

Пример аналитики Компаса для бизнеса в сфере «Рестораны» в Москве. Карта показывает красным точки активной конкуренции — их очень много. Гости в среднем оставляют в заведении 9500 ₽ при том, что средний расход на клиента — больше 11 000 ₽. Это очень конкурентная и сложная ниша для новичка, возможно, стоит подумать об открытии ресторана в области

Ремонт. Обычно для магазина одежды дорогой ремонт не нужен — все свободное пространство займут стенды с одеждой. Для работы хватит светлых стен, ровного пола и освещения. Света желательно провести побольше: если до расстановки товара кажется, что его достаточно, то после расстановки часть светильников будет скрыта за одеждой и станет темнее.

Вывеска. Она привлекает людей с улицы и служит ориентиром для тех, кто ищет магазин. Если планируете делать вывеску, нужно заранее уточнить у арендодателя, можно ли ее разместить на фасаде или нет. В противном случае лучше поискать другое помещение.

Зарегистрировать бизнес и открыть расчетный счет

Чтобы бизнес работал законно, владельцы магазинов должны встать на учет в налоговой и открыть расчетный счет в банке.

Регистрация бизнеса. На старте владельцу небольшого магазина проще работать как ИП — у них меньше налогов и отчетности. Но если планируете работать с партнерами, лучше зарегистрировать ООО и зафиксировать доли каждого участника.

Как зарегистрировать бизнес

Ранее мы подробно рассказывали, как выбрать форму организации бизнеса, налоговый режим и зарегистрировать его самостоятельно:

При регистрации бизнес должен указать коды деятельности по ОКВЭД — основной и дополнительные. Они зависят от того, какой товар вы планируете продавать. Например, для магазина текстильной одежды подойдут такие коды:

47.51.1 — «Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах»;

47.71.1 — «Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах»;

47.71 — «Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах».

Можно добавить коды, которые пригодятся для доставки, рекламы и продаж через интернет:

47.91.1 — «Торговля розничная по почте»;

47.91.2 — «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет»;

47.91.4 — «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона».

Первое время может быть выгодно работать как ИП на патенте — бизнес платит только фиксированную сумму за патент и страховые взносы. Но есть ограничения, например торговая площадь на патенте не может быть больше 150 м², а максимальное количество сотрудников — не более 15.

Расчетный счет. На нем хранятся деньги бизнеса. Он нужен, чтобы платить налоги, принимать оплату от покупателей и рассчитываться с поставщиками. Открыть расчетный счет можно в любом банке, в среднем его открывают за день. Необходимый перечень документов тоже у каждого свой, лучше уточнять в конкретном банке.

Если ранее не регистрировали ИП и не знаете, какие коды ОКВЭД выбрать, — оставьте заявку на регистрацию через Тинькофф. Мы поможем с документами, отправим их в налоговую и сразу откроем расчетный счет. Это бесплатно.

Установить оборудование

Для розничного магазина одежды понадобится торговое и кассовое оборудование, а также оборудование для маркировки одежды.

Торговое оборудование. Мебельные компании предлагают разные виды, можно выбрать из наличия или сделать под заказ. Легче всего приехать в профильную компанию с замерами помещения и выбрать оборудование с помощью консультанта — он подберет подходящие варианты по площади и бюджету.

Обычно для одежды предлагают установить вешала, рейлы или торговые решетки с крючками и кронштейнами. А ресепшен и примерочные чаще всего делают из ДСП. Дополнительно нужно купить вешалки для одежды, пуфы и зеркала.

Как выглядит вешало для одежды. В среднем они стоят около 2000 ₽

На зеркалах лучше не экономить и взять побольше: по одному в каждую примерочную и несколько в торговый зал. Так покупатели смогут примерять вещи не только в кабинках, но и вне, например если продаете верхнюю одежду.

Конкретных требований к зеркалам нет, но лучше брать прямоугольные, без широкой рамы и в полный рост. Они универсальные и впишутся в любой интерьер.

Напольное зеркало подойдет для торгового зала. В нем покупатели смогут увидеть себя в полный рост и оценить, как сидит одежда

Если хочется сэкономить, можно поискать б/у мебель, которую распродают другие магазины. Но перед покупкой лучше съездить посмотреть на нее вживую и оценить состояние.

Пример, как выглядит магазин с одеждой. Главное, не забывать оставлять расстояние между рядами, чтобы покупателям было удобно выбирать

Кассовое оборудование. Для магазина нужна онлайн-касса, чтобы печатать чеки и передавать данные о продажах в налоговую. И торговый терминал для эквайринга, чтобы покупатели могли расплачиваться картой или через СБП.

Онлайн-кассу и терминал можно купить в собственность или арендовать у банка. Условия у всех разные, например в Тинькофф за кассу и терминал платить не нужно, только фиксированный процент с каждой продажи.

Если продаете одежду в интернете, понадобится облачная касса. От обычной она отличается тем, что кассовый аппарат стоит не у вас в магазине, а в дата-центре. Арендовать облачную кассу можно в банке. Облачная касса автоматически отправляет клиентам чеки за онлайн-заказы на электронную почту или по СМС.

Без облачной кассы можно работать, если подключить сервис, который будет принимать деньги и автоматически отправлять чеки клиентам и информацию о платежах в налоговую. Такие сервисы есть у многих банков и платежных агрегаторов. Например, в Тинькофф есть сервис «Чеки от Тинькофф Кассы». С его помощью можно принимать онлайн-платежи от клиентов, моментально высылать им чеки и отправлять информацию в налоговую службу. Подключить сервис не выйдет, если продаете в магазине товары, подлежащие обязательной маркировке, например шубы из натурального меха.

Оборудование для маркировки. Если тип одежды, который планируете продавать, подпадает под закон о маркировке, дополнительно нужно приобрести сканер кодов Data Matrix. Сканер нужен, чтобы считывать коды с каждой вещи. Например, маркировка должна быть на одежде из натуральной кожи, пальто и трикотажных женских блузках. В среднем сканер стоит 5000 ₽.

Что еще сделать перед открытием

Сразу открываться нельзя: нужно уведомить Роспотребнадзор и собрать необходимые документы.

Подать уведомление в Роспотребнадзор. Перед началом работы магазина предприниматель должен уведомить Роспотребнадзор. Сделать это нужно до того, как магазин откроется и начнет принимать первых посетителей. Например, за пару дней до открытия.

Достаточно заполнить уведомление и отправить его в территориальное отделение организации. Удобнее всего это сделать онлайн, например через Госуслуги или МФЦ.

В уведомлении нужно указать нужный отдел Роспотребнадзора, данные компании или ИП, коды ОКВЭД и дату начала деятельности.

В среднем уведомление обрабатывают за один день. В ответ Роспотребнадзор пришлет уведомление со своей отметкой.

Пример заполненного уведомления в Роспотребнадзор

Сделать уголок потребителя. По закону продавец обязан разместить сведения о себе для покупателей. Обычно это называют «Уголок потребителя» или «Информационный стенд», но такого названия в законе нет. Продавцу нужно указать наименование компании или имя ИП, адрес, режим работы, ОГРН или ОГРНИП, ФИО владельца.

Сделать уголок потребителя можно самостоятельно или заказать отдельный стенд. В среднем он стоит от 500 ₽.

Информационный стенд можно купить в любом цвете, например подобрать под цвета своего бренда

Повесить план эвакуации. Чаще всего такой план уже есть у владельца помещения, можно попросить у него. Но если нет — продавец должен составить его по ГОСТу и согласовать с начальником районной пожарной части. После этого план нужно разместить в магазине на видном месте. Например, перед выходом из магазина.

Планы составляют специальные компании, такие есть в каждом городе. В среднем он стоит 3000 ₽.

Как может выглядеть план эвакуации

Что делать после открытия

С основными пунктами для открытия закончили. Теперь расскажем, как развивать магазин, делать его комфортным для покупателей и вести учет товаров.

Запустить рекламу в соцсетях. Реклама помогает бизнесу рассказать о себе потенциальным покупателям. Выбор площадки зависит от аудитории, можно начать со Вконтакте и настроить там таргетированную рекламу. Это можно сделать самому, даже новичкам.

Рекламу нельзя сделать один раз — это постоянная статья расходов. Поэтому можно тестировать разные каналы и сравнивать, откуда приходит больше покупателей.

Еще для привлечения клиентов можно завести аккаунт или сообщество в соцсети. В нем можно выкладывать фотографии и видеообзоры вещей, чтобы покупатели захотели их купить. А еще можно рассказывать о новинках, акциях и показывать интересные комплекты, которые можно собрать из вашего ассортимента.

Пример рекламы в Телеграме. Для покупателей снимают фотографии, как выглядит вещь на модели

Создать свой сайт. С его помощью можно наращивать узнаваемость магазина и продавать одежду в другие города. Часто покупатели не хотят ехать в магазин, а изучают ассортимент на сайте и заказывают на дом.

Базовый сайт с минимумом функций можно собрать в бесплатном конструкторе, например такой есть в Тинькофф. На нем можно разместить любое количество карточек товара и настроить прием оплаты. Сложный многостраничный сайт лучше доверить специалистам.

Выбрать систему учета товаров. Она нужна, чтобы контролировать поступления и продажи и иметь представление, как идет бизнес. Вести учет можно двумя способами: самостоятельно или в программе учета.

Для самостоятельного учета подойдут обычные Excel-таблицы: достаточно добавить туда наименования товаров, цены, поступления и остатки. После этого можно настроить формулы, которые будут составлять отчеты. С нуля разобраться сложно, но можно, например по курсам в интернете.

Есть программы, которые разработали специально для товароучета магазинов одежды. Например, МойСклад, Бизнес.ру, Розница или SUBTOTAL. Их можно интегрировать с онлайн-кассой, и тогда данные о продажах будут обновляться автоматически — вручную забивать не придется.

Подключить музыку. Музыка на фоне создает спокойную атмосферу и располагает людей к покупкам. Стиль лучше выбирать по своей целевой аудитории, но беспроигрышный вариант — тихая инструментальная мелодия. Например, игра на фортепиано.

Нанять сотрудников. Сотрудников ищут через сайты поиска работы, например на HeadHunter и БУДУ. В вакансии нужно подробно расписать, что продает магазин, какие условия вы предлагаете и что ждете от кандидата. Обычно нанимают минимум двух продавцов — по одному в смену.

Стать продавцом на маркетплейсе. Маркетплейс не заменяет розничную точку или интернет-магазин — это дополнительный источник продаж. Работа заключается в том, что бизнес становится продавцом на площадке и конкурирует с другими продавцами аналогичного товара. Плюсы работы на маркетплейсе — большая аудитория, удобный интерфейс и дополнительные инструменты продвижения, которые могут поднять магазин в топ.

Главное из статьи

  1. У магазина одежды дорогой старт: нужно вложиться в аренду, ремонт, торговое оборудование, минимальную партию товара и постоянно его рекламировать.
  2. Перед началом работы стоит составить бизнес-план, подсчитать расходы и понять, когда магазин начнет приносить доход.
  3. В качестве ниши лучше выбрать ту, про которую что-то знаете. Иначе придется заложить дополнительное время на изучение аудитории.
  4. Искать поставщиков можно не только в интернете, но еще на выставках и даже на этикетках понравившейся одежды.
  5. Для помещения важно, чтобы оно было просторным, его было легко найти и было много света и зеркал.
  6. Торговую мебель можно выбрать из каталога производителя или купить с рук, главное, проверить ее состояние.
  7. Перед открытием нужно уведомить Роспотребнадзор о начале работы.
  8. После открытия работа не заканчивается: нужно сделать уголок потребителя, выбрать систему учета товаров, подключить музыку и запустить рекламу.
Бизнес с нуля
Яна Сонина
Яна Сонина

В каком городе планируете открывать магазин? Какую одежду планируете в нем продавать?


Больше по теме