Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бизнес-план магазина одежды


Посчитали, сколько денег нужно на открытие небольшого магазина, когда вложения окупятся, и составили финмодель


Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

Алена Удинцева

Алена Удинцева

Финансовый директор Нескучных финансов

Посчитали, сколько денег нужно на открытие небольшого магазина, когда вложения окупятся, и составили финмодель


Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

Алена Удинцева

Алена Удинцева

Финансовый директор Нескучных финансов

Расходы на открытие магазина одежды сильно зависят от размера магазина и его ниши. Однако при любом бюджете нужен бизнес-план, который поможет продумать расходы и спрогнозировать возможные доходы.

Мы составили бизнес-план и просчитали финансовую модель небольшого магазина повседневной одежды, площадь — около 40 квадратных метров. В тексте сконцентрировались на цифрах: посчитали расходы на открытие, работу, налоги и рассчитали возможную прибыль. Мы не затрагивали вопросы, как выбрать одежду, канал продаж и позиционирование бренда. Подробно об этом есть в бесплатном курсе Школы Бизнеса «Как открыть магазин одежды».

Расходы оценивали для крупного регионального центра, в других городах затраты могут отличаться. В конце статьи оставили шаблон финмодели, в котором можно скорректировать все цифры под условия своего города и масштабы бизнеса.

Ключевые показатели бизнеса по открытию магазина одежды
ПоказательСумма
Расходы на открытие995 000 ₽
Средние ежемесячные доходы1 000 000 ₽
Средние ежемесячные расходы800 000 ₽
Точка безубыточности440 000 ₽
Средняя чистая прибыль в месяц200 000 ₽

Бизнес-процессы магазина одежды

Вот как может быть устроена работа в магазине одежды:

  1. Закупки. Руководитель четыре раза в год перед наступлением сезона делает крупную закупку товара. Два раза в неделю нужно сделать небольшую дозакупку, чтобы восполнить распроданные позиции.
  2. Приемка товара. Сотрудники принимают поставку и развешивают товар на вешалках. Если при приемке товара возникли вопросы к качеству поставки, сотрудник должен связаться с поставщиком. Если вещь мятая или грязная, сотрудник отпаривает и чистит ее.
  3. Продажи, работа с клиентами и работа с кассой. С понедельника по четверг в магазине находится один сотрудник, по пятницам и выходным — двое, в сумме десять рабочих смен. График работы — с 10 до 22 часов. Потребуется трое продавцов-консультантов, которые распределят рабочие дни между собой.
  4. Учет и работа с товаром. В каждую смену есть старший менеджер магазина, который несет ответственность за все товары в зале и на складе.
  5. Чистота. В конце дня сотрудники моют пол в магазине. Если грязно, пол придется мыть чаще, чтобы магазин всегда выглядел чистым.

Если вы открываете небольшой магазин на 10—15 квадратных метров либо корнер в торговом центре, будет достаточно одного продавца. В других случаях по пятницам и по выходным стоит держать двух продавцов. Например, один будет работать с покупателем, а другой — развешивать товары или пробивать покупку на кассе.

Ассортимент магазина одежды может быть любым. Но есть общие правила, которые помогут бизнесу заработать больше:

  1. 70% ассортимента должны занимать базовые вещи, 30% — необычные, дизайнерские и несезонные.
  2. Верхов — жакетов, блузок и футболок — должно быть в три раза больше, чем низов — штанов и юбок. Верх всегда покупают чаще.
  3. Поначалу вы можете закупить широкий размерный ряд. Через пару месяцев работы нужно проанализировать, какие размеры продаются, а какие так и лежат. На основании этого можно сократить закупку непопулярных размеров. Особенно на первых порах важно узнать потребности вашей целевой аудитории и определить, какие товары ей нужны.
  4. Стоит постепенно расширять ассортимент аксессуарами, востребованными у вашей целевой аудитории. В мужских магазинах это могут быть перчатки, зонты, портмоне. В женских — туфли, украшения, бижутерия.
  5. Предложите клиенту готовые образы — луки. Если не уверены в своих силах, сделайте первые закупки со стилистом и проработайте ассортимент так, чтобы вещи сочетались между собой. Чем больше комбинаций одежды можно составить в магазине, тем больше вещей ваш сотрудник сможет продать одному покупателю.

«В магазине человек должен всегда иметь возможность собрать целый образ. То есть выбрать юбку, а к ней блузку, бусы и колготки. Если продавец будет мотивировать клиента покупать несколько вещей, будет расти и его зарплата, и ваша выручка.

Если вы работаете с начинающим, малоизвестным брендом, скорее всего, продажи будут расти медленнее. Доверие к бренду будет расти постепенно, как и ваши доходы».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

Расходы на открытие магазина одежды

Чтобы открыть магазин одежды, нужно примерно 995 000 ₽ на оборудование магазина и закупку одежды. В первые месяцы работы доходов может не хватить на то, чтобы покрыть все расходы. Поэтому стоит сделать запас денег на зарплаты и аренду — еще 428 000 ₽. В сумме — 1 423 000 ₽.

Разовые расходы на открытие магазина одежды
Категория затратСумма
Ремонт300 000 ₽
Вывеска50 000 ₽
Рейлы, напольные вешала — 8 шт.32 000 ₽
Стеллажи — 2 шт.38 000 ₽
Вешалки — 200 шт.20 000 ₽
Манекены — 2 шт.40 000 ₽
Оборудование для двух примерочных40 000 ₽
Настенные зеркала — 4 шт.28 000 ₽
Стол для кассы15 000 ₽
Два стула для сотрудников10 000 ₽
Онлайн-кассаот 0 ₽
Рабочий смартфон15 000 ₽
Компьютер20 000 ₽
Отпариватель7000 ₽
Оборудование зоны для персонала30 000 ₽
Первая закупка одежды350 000 ₽
Всего995 000 ₽

Затраты на ремонт сильно зависят от того, в каком состоянии находится помещение.

Основной объем одежды в магазине висит на вешалах или рейлах. Нужно закупить столько рейлов, чтобы магазин не казался пустым, но и не был набит до отказа.

«Сейчас многие магазины стремятся к концепции Zara, когда у вас полупустой магазин. Это зрительно относит магазин к среднему уровню или выше. В модной индустрии работает правило: чем дороже бренд, тем больше свободного места в магазине».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

  • Рейлы на Авито
    1/2

    Можно купить рейлы с рук — они в несколько раз дешевле. Но может быть тяжело найти несколько одинаковых. Источник

  • Рейлы от производителя для магазина одежды
    2/2

    Рейлы от производителя будут устойчивыми, их можно подобрать под интерьер. Источник

Скорее всего, магазину понадобятся полки, стеллажи или столы, чтобы положить на них товары. Обычно они обходятся дороже рейлов из-за сложности конструкции, поэтому, как правило, выгоднее разместить одежду на рейлах, чем на стеллажах.

Магазину нужен стол для кассы. Желательно, чтобы в нем были полки, чтобы кассир мог положить на них пакеты, вешалки и другие вещи. На кассовом столе могут быть полки для сопутствующих товаров, но такие столы стоят дороже.

  • Где купить стеллажи для магазина одежды
    1/2

    На стеллаж можно поставить обувь либо положить аксессуары, футболки и худи. Источник

  • Где купить кассовый стол для магазина одежды
    2/2

    Кассовый стол почти не влияет на продажи — он лишь часть интерьера. Поэтому поначалу можно не тратиться на дорогой стол — его можно купить с прибыли позже. Источник

«Не следует при запуске покупать красивые вешалки и манекены: это дорого и непрактично. Если очень хочется красивый манекен, его можно купить позже: накопить денег с продаж, провести ребрендинг магазина и сделать дизайнерский ремонт».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

Лучше купить вешалок с запасом. Если магазину не хватит вешалок, часть купленной одежды будет лежать на складе, а не работать на свою продажу.

  • Деревянные вешалки для магазина одежды
    1/2

    Простые деревянные вешалки стоят меньше 100 ₽ за штуку. Такие подойдут для старта бизнеса, чтобы сократить расходы. Источник

  • Премиальная вешалка из бука  для магазина одежды
    2/2

    Премиальная вешалка из бука стоит 2650 ₽. Для запуска бизнеса можно найти варианты дешевле. Источник

  • Манекены для магазина одежды
    1/3

    Такие манекены с раскрашенным лицом будут немного создавать ассоциации с нулевыми, но зато расходы будут меньше. Источник

  • Манекены для магазина одежды
    2/3

    Такой манекен можно выбрать как компромисс между эстетикой и ценой. Источник

  • Манекены для магазина одежды
    3/3

    Обтянутые тканью красивые манекены с подвижными руками стоят дорого. Поначалу можно обойтись без них, а позже, когда бизнес начнет приносить прибыль, — докупить. Источник

Магазину одежды нужны хотя бы две примерочные. Лучше, если клиент будет чувствовать себя комфортно — сможет взять несколько вещей, положить свои сумки и будет уверен, что он скрыт от чужих глаз. Комфорт важен, потому что в примерочной человек решает, брать вещь или нет. Для этого ему нужен хороший свет и зеркало.

  • Недорогие примерочные для магазина одежды
    1/2

    В такой примерочной будет не очень удобно, зато она дешевле. Тканевые стены подойдут, если примерочная находится, например, за стенкой, которая отделяет зону примерки от основного магазина. Источник

  • Примерочные для магазина одежды
    2/2

    Отдельные примерочные заметно комфортнее, но и существенно дороже. Источник

Если площадь помещения позволяет, руководителю стоит оборудовать на складе небольшую зону для персонала, где сотрудники смогут отдохнуть и пообедать. Достаточно четырех квадратных метров, на которых будут стол, два простых стула, чайник, микроволновка и маленький холодильник.

Через магазин проходит большой поток товара, и бизнесу нужно вести его учет. Для этого нужен простой компьютер и программа складского учета. Компьютер можно купить с рук за 20 000 ₽ — подойдет даже слабый вариант. Программы учета, например СБИС или МойСклад, дают бесплатный пробный период или вовсе позволяют свободно пользоваться частью функций.

Ежемесячные расходы магазина одежды

В тексте мы разделим расходы на три категории: переменные, постоянные и косвенные. Постоянные и переменные будут связаны с продажей одежды напрямую, а косвенные будут касаться управления бизнесом в целом.

Подборка материалов по регистрации бизнеса и налогообложению

В этой статье мы делаем расчеты для ИП на упрощенной системе налогообложения — УСН «Доходы минус расходы». Однако этот налоговый режим может не подойти вашему бизнесу. Вот подборка статей о том, как выбрать организационно-правовую форму и систему налогообложения:

  1. Что выбрать: ИП, ООО или самозанятость.
  2. Как зарегистрировать ИП. Частые вопросы.
  3. Как самостоятельно зарегистрировать ООО.
  4. Как выбрать систему налогообложения для розничного магазина.
  5. Как ИП работать на патенте.

Переменные расходы — затраты, которые увеличиваются вместе с ростом продаж. Чтобы рассчитать переменные расходы, нужно спрогнозировать выручку, которую будет получать бизнес.

«Скорее всего, в первый месяц магазин заработает минимум 100 000 ₽. Это всего по 3000 ₽ в день — буквально одна продажа. При хорошей товарной матрице в следующие месяцы будет 300 000—500 000 ₽.

В течение года вполне реально начать получать 1 000 000 ₽ месячной выручки или больше. Стоит воспринимать это как бизнес-задачу, которую надо решить. Для этого нужно лишь проработать ассортимент и замотивировать сотрудников лучше продавать».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

Для подсчета переменных расходов возьмем целевую ежемесячную выручку 1 000 000 ₽ в месяц. Для удобства расчетов — 1 001 000 ₽. Мы пойдем на это упрощение, чтобы нагляднее показать принцип расчетов. Ниже дадим финмодель, в которой вы сможете изменить все значения под ваш план работы, город и размер бизнеса, а также сделать поправку на сезонность в зависимости от того, в каком месяце вы начинаете работу.

«В первые несколько месяцев выручка может не достигать запланированного в финмодели уровня. Стоит ориентироваться максимум на 70% от прогнозируемой выручки при стабильной работе. Магазину нужно время, чтобы покупатели узнали о нем».

Алена Удинцева

Алена Удинцева

Финансовый директор Нескучных финансов

В среднем ценовом сегменте средний чек в магазине одежды — примерно 7000 ₽. Это одна-две вещи. При выручке в 1 001 000 ₽ это 143 продажи в месяц, или 4—5 продаж в день.

Магазин сможет продавать больше, если у него будет онлайн-трафик, то есть продажи в соцсетях или на маркетплейсах.

Переменные расходы магазина одежды
ПоказательСумма
Себестоимость одежды — 33% от выручки330 330 ₽
Премия продавцов — 10% от выручки100 100 ₽
Налоги и взносы на премию продавцов49 705 ₽
Расходные материалы: упаковка, пакеты — 1% от выручки10 010 ₽
Эквайринг — 2,2% от продаж22 022 ₽
Всего512 167 ₽

«Средняя наценка на одну вещь почти в любом ценовом сегменте — 200% к стоимости закупки. Это цена без скидки. У аксессуаров и бижутерии часто более высокая наценка».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

В продажах зарплата продавца почти всегда зависит от объема реализации. В среднем 25% зарплаты продавец получает фиксированной частью, а оставшиеся 75% он получает от выполнения им KPI — целевых показателей.

«Часто KPI в модном бизнесе состоит из четырех частей: средний чек, среднее количество позиций в чеке, личный объем продаж и объем продаж магазина. Общий план тоже нужно учитывать, чтобы продавец, который выполнил свой план, не расслаблялся и продолжал эффективно работать.

Средний чек и количество позиций в чеке мотивируют сотрудника не отпускать клиента с одной вещью. Нельзя, чтобы среднее число покупок было один. Если продавать одежду комплектами, можно заработать намного больше».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

В первые три месяца можно назначить продавцам фиксированный оклад. Затем проанализировать количество продаж и выручку каждого продавца — и на основе этого установить KPI. В этих показателях целевой средний чек должен быть выше реального среднего чека, который продавцы принесли в тестовый период — у них не было мотивации.

В устойчиво работающих магазинах одежды с выручкой в несколько миллионов в сумме с KPI работник получает примерно 5% от выручки, которую он принес магазину. В нашем примере магазин работает недавно, поэтому работники будут получать 10% каждой сделанной ими продажи. В сумме на премии уйдет 10% выручки.

Постоянные расходы — затраты, которые не зависят от объема продаж, но все еще нужны для работы магазина.

Постоянные расходы магазина одежды
Категория расходовСумма
Аренда40 000 ₽
Фиксированная зарплата трех продавцов60 000 ₽
Налоги и взносы на зарплату продавцов29 700 ₽
Коммунальные платежи6000 ₽
Содержание торговой точки5000 ₽
Всего140 700 ₽

Обычно арендодатель берет плату за месяц вперед. Еще один ежемесячный платеж находится у него в качестве страховки, как депозит. Его могут называть платежом за последний месяц. Это значит, что до открытия бизнеса, как правило, нужно внести платеж за два месяца — в сумме 80 000 ₽.

«Выбор площади магазина зависит от товара и его позиционирования. Для продажи нижнего белья или носков хватит 10—15 м². Если вы позиционируете себя как бренд экономкласса, достаточно 20 м². В такой концепции стойки для одежды могут быть переполненными. Для средней ценовой категории стоит выбрать площадь побольше.

Поначалу магазин будет малоизвестным, и посетители начнут приходить в него спонтанно. Важно выбирать место, ориентируясь на „якоря“ — точки притяжения людей по соседству с магазином. Хорошо, если такие точки привлекают аудиторию, схожую с вашей, но не являются прямыми конкурентами».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

Всегда стоит размещать магазин в проходимом месте. Поначалу клиенты вряд ли будут специально ездить в магазин, который они не знают, так что значимую часть трафика будут составлять случайные прохожие.

Если раньше на месте магазина был другой магазин одежды, это будет преимуществом — люди уже знают, что здесь продают одежду, и охотнее зайдут посмотреть, что изменилось с новым владельцем. К тому же на ремонт, скорее всего, уйдет заметно меньше денег.

  • Аренда площади под магазин одежды
    1/2

    Эта точка находится в густонаселенном спальном районе, а раньше здесь был магазин одежды. Но стоит подумать, почему он закрылся, чтобы не допускать его ошибок. Источник

  • Аренда площади под магазин одежды
    2/2

    Это место также находится в районе с большой плотностью населения. Площадь помещения довольно большая — руководителю нужно будет заставить ее достаточно плотно, чтобы магазин не выглядел пустым. Источник

Перед запуском бизнеса стоит сделать запас денег на выплату фиксированной части зарплаты работникам в течение трех месяцев. Эти деньги пригодятся, если продажи будут низкими. Оклад трех сотрудников на три месяца — 180 000 ₽. Вместе с налогами и взносами — примерно 268 000 ₽.

Такой же трехмесячный запас стоит сделать для оплаты аренды — еще 120 000 ₽. В сумме запас денег — 388 000 ₽. Эти деньги остаются у предпринимателя, поэтому мы не считаем их расходом. Единственный «запасной» расход — оплата последнего месяца аренды — еще 40 000 ₽, эти деньги придется отдать. В сумме — 428 000 ₽.

Косвенные расходы магазина одежды. Они не связаны с работой напрямую, то есть не входят в себестоимость товаров, а идут на обслуживание бизнеса в целом. Полезно отделять эти расходы от постоянных и переменных, чтобы было удобнее считать эффективность самих продаж одежды.

Аренду торговой точки включают в постоянные расходы, а аренду офиса — в косвенные: магазин «участвует» в продаже одежды, а офис нужен только для управления бизнесом.

Косвенные расходы магазина одежды
Категория затратСумма
Расчетно-кассовое обслуживание в банке5000 ₽
Телефон, интернет, CRM2500 ₽
Оплата бухгалтера на аутсорсе8000 ₽
Реклама50 000 ₽
Прочие расходы5000 ₽
Всего70 500 ₽

Если у бизнеса есть сотрудники, лучше работать с бухгалтером, чтобы избежать штрафов. Бизнес на УСН «Доходы минус расходы» должен внимательно вести расходы, иначе тоже получит штраф. Чтобы этого не произошло, также лучше работать с бухгалтером. Если бухгалтер не работает в штате, налог и взносы за него платить не нужно. Можно найти бухгалтера для ведения отчетности небольшого бизнеса за 5000—8000 ₽.

«В конце сезона магазины обычно распродают старую коллекцию, чтобы получить деньги и закупить вещи к новому сезону. В это время магазины часто делают скидки, и стандартная наценка 200% уменьшается.

Все скидки, которые делает магазин, — это часть маркетингового продвижения. На маркетинг обычно рекомендуют тратить около 10% от выручки бизнеса. То есть если магазин сделал скидку, упущенную выгоду стоит вычесть из маркетингового бюджета».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

В финансовом учете отдельно выделяют расходы ниже операционной прибыли — EBITDA. Это прибыль бизнеса до уплаты налога с дохода, процентов по кредитам и амортизации. Про них мы скажем чуть дальше, в разделе о финансовом плане. Эту часть затрат называют расходами ниже EBITDA, потому что в классической финмодели эти расходы считают ниже, то есть после расчета операционной прибыли.

Расходы магазина одежды ниже EBITDA
Категория затратСумма в месяц
1% страховых взносов от дохода свыше 300 000 ₽ в год9760 ₽
Фиксированные страховые взносы ИП4125 ₽
Налог при УСН «Доходы минус расходы» — ставка 15% от операционной прибыли41 181 ₽
Проценты по кредиту 800 000 ₽ на открытие бизнеса16 667 ₽
Всего71 733 ₽

На УСН «Доходы минус расходы» налог рассчитывают как 15% от EBITDA.

Мы предположили, что для запуска бизнеса предприниматель взял 800 000 ₽ под 25% годовых на три года. В расходах мы учли только уплату процентов по этому кредиту, потому что выплата основного долга — это возврат полученных ранее денег. В управленческом учете возврат денег не считают расходом. Если вы не планируете брать заем, поставьте ноль в финмодели в строке кредита.

Финансовый план магазина одежды

Сделать финансовый план развития бизнеса помогает финансовая модель. Это таблица, которая связывает все экономические показатели бизнеса. Обычно финмодель составляют на год вперед, чтобы иметь ориентир развития. С течением времени прогноз пересматривают, а записанные ранее цифры меняют на реальные.

Вместе с экспертами из Нескучных финансов мы составили шаблон финмодели магазина одежды. В ней рассчитаны выручка, расходы, а также валовая, операционная и чистая прибыль, исходя из нашего примера со стабильной выручкой магазина 1 млн рублей в месяц. Замените значения в желтых клетках, и встроенные формулы пересчитают всю остальную таблицу.

Первые 13 строк финмодели всегда остаются перед глазами — это главные показатели бизнеса. Так вы сможете видеть, как они меняются, когда вы вносите данные в остальную часть таблицы. Ниже расположено еще больше 100 строк с расчетами. Таблица выглядит громоздкой, но работать с ней нетрудно — просто заполните желтые ячейки

Расскажем, какие термины и расчеты мы использовали в финмодели.

Выручка. Это все деньги, которые бизнес получает от продаж. При подсчете переменных расходов мы спрогнозировали месячную выручку в 1 001 000 ₽.

Точка безубыточности. Это выручка, которую бизнесу нужно заработать, чтобы покрыть все свои расходы на зарплаты, аренду, закупку товара в этом месяце — то есть работать с нулевой прибылью.

«Я смогла окупить магазин за восемь месяцев. Обычно розничные магазины окупаются за год или полтора, но некоторые делают это быстрее. Тут всегда все зависит от самого предпринимателя».

Наталия Корина

Наталия Корина

Основатель агентства операционного управления IZHVA.RU

Чистая прибыль. Показывает, сколько денег останется у бизнеса, когда он совершит все расходы. ИП может просто перевести чистую прибыль на свою карту. Руководитель компании тоже может вывести деньги, но это потребует чуть больше действий.

Маржинальная прибыль. Это выручка, из которой вычли переменные расходы. На основе показателя анализируют переменные затраты — можно ли их как-то уменьшить. Любой вид прибыли не так полезен, как рассчитанная на ее основе рентабельность.

Рентабельность — отношение прибыли к выручке. Показатель помогает оценить эффективность продаж. Для каждого вида прибыли в финмодели есть своя рентабельность. Например, рентабельность чистой прибыли показывает, насколько эффективно бизнес приносит деньги владельцу — то есть какую часть выручки руководитель забирает себе.

Валовая прибыль — выручка, из которой вычли постоянные и переменные расходы.

Операционная прибыль, EBITDA. Это прибыль бизнеса до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации. Другими словами, это чистая прибыль, к которой прибавили сумму расходов, на которые бизнес не может повлиять. На расходы ниже операционной прибыли бизнес не может влиять, поэтому руководитель может почти не думать, как уменьшить эти затраты.

Отчет о движении денежных средств

В нашем шаблоне после подсчета всех расходов и чистой прибыли идет отчет о движении денежных средств — ДДС. В нем фиксируют реальные движения денег по счетам бизнеса. Отчет помогает руководителю контролировать, где или в какой форме находятся деньги бизнеса.

Особенно ДДС полезен для магазина одежды, поскольку в нем большие деньги скапливаются в запасах — купленной одежде. Если не контролировать, сколько денег сейчас законсервировано в одежде, можно столкнуться с ситуацией, когда у магазина не будет денег для покупки новой одежды к сезону — и бизнес выпадет из рынка.

В отчете все доходы и расходы бизнеса делятся на три категории: финансовая, инвестиционная и операционная деятельность.

Финансовая деятельность. Здесь учитывают кредиты бизнеса, а компании записывают также выплаты дивидендов собственникам. В финмодели мы предположили, что для открытия бизнес взял в кредит 800 000 ₽ на три года по ставке 25% годовых. Расходы за пользование чужими деньгами, то есть проценты по кредиту, отразились в финмодели в расходах ниже EBITDA. А погашение тела долга как раз попало в финансовую деятельность.

Если вы не планируете брать заем, поставьте ноль в графе «Остаток кредита». Таблица пересчитает финмодель и ДДС

Инвестиционная деятельность. В ней отражают вложения бизнеса в основные средства, то есть дорогое оборудование или недвижимость, и в ценные бумаги. В финмодели в разделе расходов ниже EBITDA считают амортизацию по этим вложениям, то есть постепенно включают, например, стоимость купленного помещения в расходы.

Если вы купили дорогую дизайнерскую мебель, ее тоже можно отнести к основным средствам и амортизировать.

Операционная деятельность. В ней считают все, что связано с непосредственной работой бизнеса — выручку и затраты на производство и продажу. Большую часть операционной деятельности мы уже посчитали в финмодели.

Чтобы получить итог операционной деятельности, осталось посчитать только размер оборотного капитала. Это деньги, которые бизнес использует в одном производственном цикле. В магазине одежды производственный цикл состоит из покупки и продажи одежды. Среднее время, за которое вещь продают после закупки, будет длиной этого цикла, то есть оборачиваемостью в бизнесе. Мы обозначили этот период как 30 дней.

При расчете оборотного капитала учитывают дебиторскую и кредиторскую задолженности. Дебиторская задолженность — это деньги, которые кто-то должен вам. Кредиторская — когда вы должны кому-то. Например, вы закупили партию одежды и производитель дал вам отсрочку платежа на одну неделю. У вас возникла кредиторская задолженность перед поставщиком.

В стабильно работающем бизнесе стороны регулярно дают друг другу отсрочку платежа в несколько недель. Однако на старте поставщики вряд ли согласятся на такие условия в работе с новым партнером.

В конце таблица соберет итоговый отчет ДДС по трем направлениям деятельности, здесь всего одна желтая клетка. В нее можно ввести свободные деньги, которые были у бизнеса в момент начала работы. Например, сюда можно добавить запас денег на аренду и зарплаты.

Этот раздел заполнится автоматически на основании финмодели. Вам нужно только указать, сколько денег у вас было на счетах в момент запуска бизнеса — до первой продажи

В конце таблицы — бухгалтерский баланс. Он собирается автоматически. Баланс показывает общее финансовое положение бизнеса — сколько у него есть денег и где они лежат.

Самое важное

  1. На ремонт, оборудование и первую закупку одежды уйдет 995 000 ₽.
  2. Стоит сделать запас денег на три месяца выплаты зарплаты и аренды, а также заложить в траты оплату «последнего» месяца аренды — в сумме еще 428 000 ₽.
  3. Переменные расходы зависят от объема продаж и будут сильно отличаться у разных магазинов. При выручке в 1 001 000 ₽ переменные расходы составят около 512 167 ₽.
  4. Постоянные расходы магазина одежды не зависят от объема продаж, они выйдут примерно 140 700 ₽.
  5. На косвенные расходы и расходы ниже EBITDA — налоги, рекламу и бухгалтера — уйдет 142 233 ₽.
  6. При выручке в 1 млн рублей предприниматель будет получать около 200 000 ₽ чистой прибыли из бизнеса. С ростом продаж прибыль собственника будет расти быстрее, так как постоянные и косвенные расходы будут «съедать» все меньшую часть выручки.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение Тинькофф

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Бизнес-планы
Павел Карпов
Павел Карпов

Какую одежду продавать выгоднее всего? Делитесь идеями в комментариях.


Больше по теме