Начать продавать косметику на маркетплейсах несложно, но у каждой площадки есть правила для этой категории товара. Главное — нельзя продавать контрафакт и реплики. Кроме этого, есть и другие нюансы, которые нужно учесть, если решили торговать косметикой. Например, нужно позаботиться о документах, правильно упаковать товар и оформить карточки.
В статье разбираемся, что нужно, чтобы начать торговать косметикой на маркетплейсах.
Плюсы и минусы продажи косметики на маркетплейсах
Среди преимуществ маркетплейсов как бизнес-модели можно выделить:
- многомиллионную аудиторию — такого охвата сложно добиться в отдельном интернет-магазине;
- готовые бизнес-процессы и механизмы продвижения — можно показать косметику покупателю с разных сторон;
- отлаженную логистику — не нужно думать, как отправить косметику клиенту, обо всем позаботится площадка.
Помимо общих преимуществ маркетплейсов, наши эксперты выделили еще три — растущий спрос на косметику на маркетплейсах, повышение узнаваемости бренда и возможность протестировать любой товар с меньшими потерями.
Растущий спрос на косметику на маркетплейсах. Число покупок косметики без учета парфюмерии в онлайне за 2023 год выросло на 19% — такие цифры приводят аналитики Чек Индекса. В первом квартале 2024 года рост составил 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно заметен рост покупок в категории кремов для лица — на 10% по сравнению с 2023 годом. С расширением сети ПВЗ маркетплейсов в регионах потребители продолжают активнее покупать в онлайне.
Повышение узнаваемости бренда. По словам экспертов, покупательское поведение изменилось. Если раньше люди искали товары и бренды в поисковиках, теперь они делают это на маркетплейсах. Для продавцов это дополнительный способ заявить о себе.
Возможность протестировать новый товар, отличный от того, что продается в интернет-магазине или офлайн. Можно предложить на маркетплейсах те товары, которые не удавалось реализовать в интернет-магазине, или отгрузить небольшую партию нового товара и посмотреть, как она будет продаваться.
Есть у продажи на маркетплейсах и минусы:
- высокая конкуренция;
- невозможность показать покупателю все преимущества товара — дать потрогать, понюхать, покрутить в руках;
- если будете сами доставлять товар для каждого заказа, придется каждый раз ездить на склад и стоять в очередях;
- нужно уделять особое внимание упаковке — почти вся косметика считается хрупким товаром.
Разберемся, что нужно учесть для торговли косметикой на маркетплейсах и как оформить карточку товара, чтобы лучше продавать.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Что нужно учесть для торговли косметикой на маркетплейсах
Перед началом торговли нужно выбрать модель сотрудничества, подготовить документы и разобраться с упаковкой.
Выбрать модель сотрудничества. На маркетплейсах продавец может взять все процессы от логистики до доставки на себя, а может передать все площадке.
Некоторые продавцы продают с фулфилментом площадки — заранее отгружают продукцию большими партиями на склад маркетплейса, а дальше площадка сама обрабатывает и доставляет заказы.
Можно и самому отвезти на склад маркетплейса каждый заказ — этот способ называется «фулфилмент продавца», и у него есть свои плюсы.
Подготовить документы. Для торговли косметикой на маркетплейсе нужна декларация соответствия. Например, она нужна для туалетной воды, помады, туши и других косметических средств.
Если продаете брендовую косметику с зарегистрированным товарным знаком, может потребоваться разрешение на торговлю товаром от правообладателя. Например, лицензионный договор, договор на дистрибуцию или письмо — разрешение на продажу товара.
Загружать документы заранее не нужно, но они должны быть у продавца перед началом торговли. Их могут запросить сотрудники маркетплейса или покупатели. Вы обязаны их предоставить по первому требованию.
Разобраться с упаковкой. Косметику довезти до покупателя в сохранности сложнее, чем одежду, поэтому к упаковке нужно отнестись внимательнее. О том, как правильно упаковать товар для маркетплейсов, мы писали в отдельной статье.
Что можно использовать для защиты косметических товаров:
- термоусадку — даже если средство вытечет, оно останется внутри упаковки;
- определенный тип упаковки — наклейте на носик защиту от вскрытия, используйте бутылки с крышкой-пломбой или одноразовой защитой от протеканий;
- пупырчатую пленку — если товар не протекает, например тушь или тени, их достаточно обернуть в пупырку, чтобы сохранить внешний вид;
- скотч — им можно дополнительно заклеивать крышечки, чтобы средство не вытекло;
- знаки манипуляции — они показывают, как обращаться с упаковкой, например, как правильно поставить товар в коробку, можно ли коробку трясти и так далее;
- дополнительные коробки и ненужная бумага внутри — некоторые продавцы упаковывают товар в еще одну коробку и прокладывают бумагой или газетами, чтобы товар не перемещался по коробке во время доставки.
Собрали в таблицу требования популярных площадок к упаковке косметики.
На каком маркетплейсе торговать косметикой
Можно торговать косметикой на одной площадке либо использовать несколько каналов продаж. Это поможет увеличить прибыль и повысить узнаваемость бренда. По данным исследования T-Bank eCommerce и T-Bank Data, обороты продавцов растут в два-три раза с каждым новым маркетплейсом.
Вот на каких маркетплейсах можно торговать косметикой:
- Wildberries;
- Ozon;
- Яндекс Маркет;
- Магнит Маркет;
- Мегамаркет;
- AliExpress;
- Lamoda;
- ICONMARKET;
- Время Красоты;
- ЛЭТУАЛЬ.
Разберем подробнее условия торговли косметикой на каждом маркетплейсе.
Wildberries. По данным площадки, косметика входит в топ-5 категорий с наибольшими объемами продаж. Все герои этой статьи начинали торговать именно на этом маркетплейсе.
На площадке можно торговать любой косметикой и товарами для здоровья. Комиссия составляет 16—17% в зависимости от типа товара.
Ozon. В разделе «Красота и здоровье» на Ozon почти 550 000 товаров, и они разбиты на разделы, например «Уход за волосами», «Уход за лицом», «Уход за телом», «Макияж», «Маникюр и педикюр». Для категории «Красота и здоровье» комиссия маркетплейса составляет 17% при торговле по FBO и 18% при торговле по FBS. Можно торговать любой косметикой.
Яндекс Маркет. За каждый заказанный и доставленный покупателю товар маркетплейс берет 17% комиссии при торговле по FBY и 18% — при торговле по FBS.
Можно торговать любой косметикой за небольшим исключением — на Яндекс Маркете можно торговать парфюмерией только в оригинальных заводских флаконах. Нельзя торговать пробниками и тестерами.
Магнит Маркет. Комиссия маркетплейса зависит от стоимости товара и не отличается для разных категорий. Для товаров дешевле 48 ₽ она будет 50%, а для товаров, которые стоят 29 990 ₽ и выше, всего 4%.
Мегамаркет. Торговать можно любой косметикой. Комиссия для категории «Красота и уход» — 17%.
AliExpress. В разделе «Красота и здоровье» представлено более 5 млн товаров разных категорий из разных стран, в том числе и от российских продавцов. В этот раздел площадка относит не только косметику, но и другие сопутствующие товары, например пояса для кормления и ювелирные изделия.
Lamoda. Условия регистрации на маркетплейсе строгие — Lamoda сотрудничает только с официальными брендами с зарегистрированным товарным знаком. Для подключения нужно оставить заявку, и, если ваша продукция отвечает требованиям, с вами свяжутся.
Комиссия для категории неизвестна, маркетплейс раскрывает условия сотрудничества только тем брендам, с которыми заключает договор.
ICONMARKET. Маркетплейс, на котором можно торговать косметикой оптом. Обещает больше 6000 оптовых покупателей, широкую географию и регулярные выплаты.
Для регистрации необходимо заполнить заявку, после этого с брендом свяжется менеджер. Требования к поставщикам: наличие разрешительной документации, оптовые цены и надлежащий товарный вид.
Размер комиссии маркетплейс сообщает продавцам индивидуально.
Время Красоты. На площадке можно размещать профессиональную косметику, расходные материалы и сопутствующие товары для мастеров бьюти-индустрии.
ЛЭТУАЛЬ. Для торговли товарами категории «Красота и здоровье» обязательно иметь документы, подтверждающие качество товара, а товарный знак должен охраняться на территории России. У продавца должно быть право реализовывать товар по товарному знаку.
Маркетплейс также следит за этикетками — они должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.
Как оформить карточку для косметики, чтобы лучше продавать
Когда покупатель приобретает косметику онлайн, он не может попробовать текстуру помады или оценить качество туши. Поэтому карточка должна быть максимально подробной.
Как оформить карточку товара
У каждого маркетплейса свои требования к оформлению карточки товара. Мы разобрались с основными и написали для вас статьи:
Мы спросили наших экспертов о нюансах оформления карточек косметического товара: как правильно составить описание, как на покупку влияют фотографии и видео и как продемонстрировать покупателю товар, чтобы он захотел его купить.
Название товара. Напишите в названии, что вы продаете. Если это тушь, напишите об этом прямым текстом. Старайтесь не использовать загадочные метафоры, по которым непонятно, что вы предлагаете.
Иногда сами покупатели подсказывают продавцу, что стоит указать в названии товара, когда пишут отзыв. В этом случае советуем прислушаться и дополнить название.
Описание. Как составить продающее описание, мы рассказали в отдельной статье. Вот что про описание косметики говорит эксперт:
«В первый абзац описания нужно выводить преимущества товара. Может быть, вы используете в косметике какой-то ценный компонент, или стоит обратить внимание покупателя на задачи, которые решает именно этот продукт.
Еще мой совет — тестировать разные описания. Писать, переписывать и смотреть, что заходит аудитории лучше. Еще стоит проверить, с каким описанием конверсия будет выше, например запустить внутреннюю рекламу на маркетплейсе и проанализировать результаты».
Татьяна Бороздина
Основательница бренда натуральной косметики PERFECT4U
Что еще можно указать в описании косметики:
- нюансы использования — как долго держится помада или парфюм на теле;
- противопоказания — если товар не подходит людям с определенным типом кожи, об этом нужно обязательно сказать;
- инструкцию — если товар требует соблюдения четкой инструкции, пропишите это в описании;
- правила хранения — если у товара определенные условия хранения, скажите об этом заранее.
Фотографии и видео. Для косметики нужно подготовить много фото и видео. Если не хочется снимать товары самостоятельно, можно нанять фотографа — он сделает для вас нужное количество снимков.
Подробно о том, как правильно фотографировать товары, мы писали в отдельной статье.
«Мы нанимаем специального человека — свотчера. Это специалист, который делает свотчи — красивые фото с демонстрацией, как продукт выглядит не в фабричной упаковке, а при использовании. Мы отправляем партию товара, а свотчер оперативно выкрашивает каждый цвет и делает определенное количество снимков с разных ракурсов, а также видео нанесения лака на ногти.
Для успешных продаж фото должны быть яркими, насыщенными и показывать товар с разных ракурсов. Особенно это важно для лаков — во флаконе может быть одно, а на ногтях цвет раскроется совершенно по-другому. Иногда нужно показать все эффекты лака, например, как лак ведет себя при разных температурах, в темноте, под ярким солнечным светом и так далее».
Анастасия Кривко
Основательница Polish Molish и Nabyo Cosmetics
Для каждого косметического продукта в карточке будут свои нюансы.
Если продаете декоративную косметику, можно добавить фотографии, как продукт выглядит на коже.
Если торгуете духами, расскажите про их стойкость и аромат.
Не советуем использовать красочные эпитеты, можно просто рассказать, что входит в состав продукта, или разложить аромат по нотам.
Дополнительно можно добавить видео. В нем можно показать текстуру крема, как он впитывается, или показать, как бомбочка растворяется в воде.
На некоторых маркетплейсах можно добавить инфографику в карточку товара. В ней можно описать основные характеристики продукта, например указать ценный компонент.
«Есть две разные школы оформления карточек — яркие и минималистичные. Нам больше подходят вторые. На инфографике мы объясняем свойства продукта. На разных маркетплейсах используем единый дизайн-код, но иногда они немного отличаются — это зависит от требований площадки».
Наталья Мартынова
Соосновательница и COO бренда Openface
Что можно указать в инфографике:
- объем средства — покупателю важно знать, купит он 10 или 100 мл продукта;
- подарки и бонусы — если вкладываете пробники, напишите об этом;
- ценные ингредиенты — если у конкурентов в аналогичном товаре нет такого компонента, это станет вашим преимуществом;
- разновидность средства — для какой кожи подходит крем или какому типу волос больше подойдет шампунь;
- расход — на сколько хватит средства, особенно если товар дорогой;
- инструкцию по использованию — если средство нужно использовать особым образом, пропишите это пошагово на одной из фотографий;
- стимул к дополнительной покупке — добавьте фотографию с товаром из смежной сферы, который можно купить вместе с тем, что в карточке, и укажите артикул;
- отзывы — можно сделать скрин положительного отзыва от покупателя и добавить его на инфографику. Важно, чтобы он был информативным, а не только выражал восторг от использования продукта;
- состав — чтобы покупателю не пришлось искать его в описании, можно добавить отдельную фотографию с полным составом.
Главное
- Чтобы торговать косметикой на маркетплейсах, нужно в первую очередь подготовить документы, которые подтверждают качество продукции. Их может потребовать маркетплейс или покупатель.
- Определитесь с моделью сотрудничества. Можно взять все процессы на себя, а можно передать их маркетплейсу.
- Тщательно упаковывайте товар — как минимум нужна термоусадка или пупырчатая пленка, а крышечки лучше дополнительно заклеивать скотчем. Не забывайте про требования маркетплейсов к упаковке.
- Оформите карточку товара. На снимках покажите текстуру продукта, в описании — расскажите о полезных свойствах, объясните, как пользоваться продуктом и кому он подходит. Дополнительно можно добавить инфографику или снять видео о товаре.
А вы продаете косметику на маркетплейсах? Делитесь опытом в комментариях.