Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите бесплатную поддержку
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Торговать репликами нельзя — это контрафакт. По закону торговля репликами — нарушение права владельца торгового знака. За это могут оштрафовать, а в некоторых случаях даже посадить в тюрьму. Рассказываем, когда товар считают контрафактом, а в каких — нет
Эксперт по праву
Торговать репликами нельзя — это контрафакт. По закону торговля репликами — нарушение права владельца торгового знака. За это могут оштрафовать, а в некоторых случаях даже посадить в тюрьму. Рассказываем, когда товар считают контрафактом, а в каких — нет
Эксперт по праву
Реплика бренда — это копия оригинального товара с логотипом. Есть мнение, что реплики — это копии хорошего качества: их делают из таких же материалов и на том же оборудовании, что и оригинал.
Реплика ботинок Dr. Martens выглядит точно так же, как оригинал: название, материалы, швы, упаковка, даже этикетки — совпадают.
Иногда продавцы честно пишут на таком товаре — «копия», а клиенты осознанно его покупают: он точь-в-точь как оригинал, но дешевле.
Есть копии плохого качества, их часто называют фейками, подделками, палью. Их легко отличить от оригинала: материалы хуже, сделаны плохо, ошибки в названиях.
У поддельных ботинок Dr. Martens торчат нитки, материал тоньше, а в названии перепутали букву и вышло — Dr. Martins.
Все эти термины — реплика, подделка, фейк — используют в бытовом общении. Можно даже поспорить, какое название правильнее. Но для закона разницы нет: это все контрафакт.
Контрафакт — это товары, на которых незаконно изображен чужой товарный знак, например логотип или название бренда. Допустим, продавец заказал партию сумок в Китае на контрактном производстве и попросил наклеить логотип Chanel. Продавец обманывает покупателя и выдает себя за другой бренд — это незаконно.
Термины «контрафакт» и «фальсификат» — разные. Фальсификат — намеренное искажение информации о товаре или его свойствах. Например, на ботинках написали «натуральная кожа», а на деле это искусственная. Получается, продавец специально обманул покупателя.
В случае с контрафактом он намеренно выдает свой товар за товар другого бренда, при этом свойства могут совпадать. Но бывает, что контрафакт и фальсификат совпадают в одном товаре. Например, на упаковке написано «Но-шпа», а внутри капсулы с сахарной пудрой.
В этой статье рассказываем, почему не стоит торговать репликами. А также про то, как уход брендов из России и разрешение параллельного импорта влияет на использование их логотипов и названий.
Торговать репликами незаконно, потому что это нарушает права на товарный знак.
Товарный знак — это логотип, название, слоган, символы бренда под охраной закона. Не всякий логотип будет под охраной. Для этого его регистрируют: в России это делает Роспатент. После регистрации ИП или компания становятся правообладателем на логотип, название или бренд. Никто другой теперь не сможет их использовать без разрешения.
Чтобы использовать чужой товарный знак, надо получить разрешение правообладателя. Если он согласится, то подпишет лицензионный договор или договор коммерческой концессии — это доказательство, что компания либо ИП использует чужой бренд законно.
Можно пойти и другим путем: дождаться, когда истечет срок действия прав на бренд, и забрать его себе. Обычно это возможно, если компания закрылась, но бывают и другие случаи. Например, если компания ушла из России и вы хотите использовать ее товарный знак, надо проверить срок действия прав на него. Для этого нужно открыть государственный реестр товарных знаков на сайте ФИПС и ввести номер регистрации товарного знака. Если срок вышел и его не продлили, можно брать название и логотип компании: хоть открывать свой бутик Chanel.
Если ИП или компания зарегистрирует товарный знак с истекшим сроком действия, то станет его единственным правообладателем.
Репликой принято считать вещи с логотипом другого бренда. Получается, без логотипа продавец копирует не бренд, а только дизайн товара. Но так делать тоже нельзя.
❌ Компания скопировала дизайн наушников другого бренда и выпустила их под своим логотипом. Покупатели могут не обратить внимание на эмблему и купить не то, что планировали.
Также нельзя копировать чужие элементы бренда частично или переделывать их.
❌ Бренд одежды напечатал на футболке изображение Микки Мауса, но поменял ему костюм и форму ушей — так делать нельзя. Если правообладатель заметит эти футболки и увидит черты своего персонажа, он может пожаловаться и взыскать компенсацию.
Зато вдохновиться чужим произведением можно.
✅ Дизайнер увидел последнюю коллекцию Dior и вдохновился цветами одежды. В своей коллекции он выбрал похожие цвета, но дизайн изделий отличался — это законно.
Проблема в том, что критерии переработки и вдохновения — относительны. Одному может показаться, что вещи похожи, а другому — что нет. Поэтому каждый случай рассматривают отдельно — в суде или в ФАС.
Собрали для вас пример, когда суд решил, что плагиат был.
Компания «Рижский хлеб» решила, что конкурент скопировал ее дизайн упаковки лаваша. Она подала на него в суд и потребовала выплатить компенсацию 500 000 ₽ и прекратить использовать ее дизайн упаковки.
Конкурент не признал претензию: дизайн не регистрировали. К тому же он сам обратился в криминалистический центр, где сходства не нашли. Представитель ответчика утверждал, что дизайн нашли в интернете — взяли за основу, но не копировали.
Судья признал копирование дизайна. Его основные аргументы:
Суд взыскал с нарушителя 500 000 ₽ компенсации за нарушение исключительных прав, а также 13 000 ₽ судебных расходов по уплате государственной пошлины и 14 770 ₽ судебных издержек.
ИП не использовал чужой товарный знак и не дублировал дизайн, но сходство оказалось слишком сильным.
Бренд может вдохновляться, но не откровенно копировать. Например, бренд духов может использовать ноты, но с другим названием и флаконом.
Бренд Dilis вдохновился известными духами Nina Ricci. Об этом можно догадаться только по одинаковым нотам в аромате и отсылкам в описании товара. А вот упаковка, название — другие. Так делать можно, хотя правообладатель все равно может подать в суд. Тогда уже судья будет решать, был плагиат или нет.
Человек, который не разбирается в парфюмерии, не заметит сходства, а ценитель может.
Если бренд ушел из России, использовать его торговый знак нельзя.
Права на торговый знак действуют 10 лет с момента подачи заявления в Роспатент. И неважно, работает бренд это время в стране или уже нет. После того как права истекут, компания решает, продлевать их или нет.
Допустим, бренд одежды Zara окончательно ушел из России. Заявление на товарный знак подали в декабре 2013 года. Значит, до декабря 2023 года использовать логотип и название нельзя. Если через полтора года бренд не продлит права, любой желающий может использовать торговый знак.
Проверить право на торговый знак можно на сайте Роспатента. Для этого надо ввести номер свидетельства о регистрации товарного знака в разделе «Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации». Эти данные есть в открытом доступе.
За продажу реплик могут взыскать компенсацию, заблокировать сайт, оштрафовать и даже посадить в тюрьму. Теперь подробнее по порядку.
Компенсация владельцу товарного знака. В судебном иске владелец указывает один из трех вариантов:
Вместо компенсации правообладатель может потребовать возмещения понесенных убытков из-за копирования торгового знака, но их доказать сложнее.
Блокировка сайта или личного кабинета. Правообладатель может через суд добиться блокировки сайта нарушителя. А если нарушитель торгует контрафактом в соцсетях или на маркетплейсах — блокировки аккаунта напрямую через них, без суда.
Административная ответственность. Могут завести административное дело. Штрафы за контрафакт для ИП составляют от 10 000 до 50 000 ₽, для компаний малого бизнеса — от 25 000 до 100 000 ₽, для крупных и средних — от 50 000 до 200 000 ₽. При этом товар конфискуют.
Уголовная ответственность. На продавца могут завести уголовное дело при двух условиях:
Минимальное наказание — штраф в 100 000 ₽. Максимальное — четыре года тюрьмы.
К продавцу контрафакта могут применить несколько мер по очереди. Например, суд оштрафовал нарушителя по административному делу, а пострадавший еще подает гражданский иск и требует компенсацию.
Если продавец торгует репликами, наказания не избежать. Даже если он не собирался продавать реплики, но его обманул поставщик. Так или иначе продавец обязан проверять документы и контрагентов. В законах нет ситуаций, когда можно продавать копии брендов.
ИП Петров продает японские пылесосы. Когда в апреле 2022 года рубль упал, предприниматель не захотел покупать товар в два раза дороже. Он нашел поставщика, который предлагал хорошую скидку — 40%.
Предприниматель купил партию товара и смог удержать свою цену на пылесосы прежней. Один из покупателей заметил неладное: машина гудит слишком громко, цвет корпуса на тон темнее, название бренда облезает, в инструкции есть ошибки. Покупатель обратился в Роспотребнадзор, и к ИП Петрову пришли с проверкой.
Вот что можно делать, чтобы случайно не купить контрафакт:
Проверить поставщика в интернете. Если раньше не работали с поставщиком, изучите информацию о нем в интернете: в поиске, соцсетях, на форумах. Еще можно посмотреть судебные дела по ФИО человека. Если кто-то подавал на поставщика в суд, это будет в архиве.
Проверить разрешение правообладателя. Если, согласно реестру Роспатента, товар вам продает правообладатель бренда, то этого достаточно для подтверждения легальности. Лицензионный договор на перепродажу товаров не нужен.
Если же вы покупаете товар не у правообладателя, есть три варианта:
Во всех случаях рекомендуем найти товарный знак в базе Росреестра.
Проверить документы качества на товар. На товар у поставщика должен быть один из трех документов — сертификат соответствия, декларация соответствия или отказное письмо.
Такие документы не гарантируют, что товар продают без нарушения интеллектуальных прав. Их задача — подтвердить безопасность товара для жизни и здоровья людей. Так как контрафакт часто уступает в качестве оригиналу, документы о качестве — дополнительная страховка при выборе поставщика. Если у него таких документов нет или их подделали, товар, вероятно, контрафактный, а может, и фальсифицированный.
Проверить подлинность и срок действия документов качества можно в базе Росаккредитации — по номеру сертификата или декларации. Отказных писем в реестре нет.
Проверить коды маркировки. Если товар подлежит маркировке, его вносят в систему «Честный знак» и маркируют кодом Data Matrix. Так система помогает выявить контрафакт.
Покупатель может отсканировать код в мобильном приложении «Честного знака». Если приложение не считает код, товар может оказаться контрафактным. Нужно разбираться с модераторами приложения и поставщиком.
Если избежать штрафа не удалось, но изготовили контрафакт не вы, можно взыскать сумму штрафа с недобросовестного поставщика. Вернемся к примеру с ИП Петровым и пылесосами.
Роспотребнадзор составил протокол на 50 000 ₽ на ИП Петрова, и суд признал штраф законным. Но так как предприниматель не знал, что поставщик подделал документы и продавал реплики, он подал иск в суд. Если Петров докажет обман, суд обяжет поставщика возместить ему уплаченную сумму.
Если получили штраф по ошибке, советуем обратиться к юристу: он поможет уменьшить тяжесть наказания или вернуть сумму штрафа.
Параллельный импорт не разрешает контрафакт. Параллельный импорт — это способ ввоза товара в страну.
Раньше нельзя было привезти товар в Россию без разрешения правообладателя или официального дистрибьютора, а с 6 мая 2022 года стало можно при условии, что в стране происхождения товара он находится в легальном обороте. Например, иностранный правообладатель продал товар за рубежом иностранному оптовику, а у него товар купил российский импортер.
В то же время можно получить разрешение правообладателя: постановление не запретило работать по старой схеме.
Привезти параллельным импортом можно не любой товар, а только из списка Минпромторга. Например, в список вошла техника Apple, Dyson, шины Michelin, Goodyear, детали для автомобилей Volvo, Mercedes-Benz. Всего разрешили поставлять 96 категорий товаров.
Правительство ввело параллельный импорт, чтобы избежать дефицита товаров из-за санкций. Срок действия такого разрешения пока не определен, его могут отменить, когда необходимость исчезнет.
При параллельном импорте продавец, как и раньше, собирает документы на товар, декларирует их на таможне, а только потом продает в России. Его освободили только от одного документа — разрешения правообладателя. А вот везти товар в обход таможни — запрещено. Контрафактный товар — то есть товар, который попал на иностранный рынок нелегально, не пропустят в Россию.
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности