Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Прием платежей по QR-коду без комиссии
ПодключитьПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
С какими задачами менеджер по маркетплейсам поможет собственнику магазина и как грамотно построить с ним работу
Менеджер по продвижению бренда KARNA
По результатам исследования Tinkoff Data, большинство продавцов на маркетплейсах работают в одиночку. Но если бизнес развивается, в какой-то момент продавец перестанет успевать делать все задачи один. Нужно, чтобы кто-то как минимум следил за карточками и отвечал на отзывы или даже сам искал новых поставщиков. Для таких задач нанимают менеджера по работе с маркетплейсами.
Еще может быть ситуация, когда собственник вообще не хочет вникать в рабочие процессы — ему проще нанять человека, который все организует. Более крупные компании могут нанимать сразу несколько менеджеров по работе и разделять обязанности между ними.
В статье разберем основные обязанности менеджеров и подскажем, где искать специалистов.
Задачи менеджера по работе на маркетплейсах можно разделить на два уровня работы: исполнительский и стратегический.
На уровне исполнителя менеджер занимается рутинной работой:
На стратегическом уровне менеджер выступает в роли управляющего, обычно такие задачи появляются, когда бизнес начинает расширяться. Чем может заниматься менеджер на более высоком уровне:
«Даже если предприниматель ищет человека, который полностью возьмет на себя работу на маркетплейсе, ему нужно самому разобраться в этом процессе. Когда собственник бизнеса не понимает суть работы своего сотрудника, он не сможет объективно ее оценить.
В одной крупной компании был такой случай. Они работали c Wildberries по старому договору, минимальная комиссия была 100 ₽, при этом маркетплейс не брал деньги за хранение и логистику. При такой схеме продавать товары дешевле 100 ₽ было бессмысленно, себе в убыток.
Компания зашла на маркетплейс и начала продавать довольно дешевые товары — по 90, 70 и 50 ₽. После того как руководство получило первый отчет по продажам, сотрудника по работе с маркетплейсом уволили. Он даже не разобрался в условиях договора».
Менеджер по продвижению бренда KARNA
Продавец может нанять одного ведущего менеджера, который будет решать стратегические задачи, и несколько менеджеров для рутинных задач — или поставить задачу ведущему менеджеру самому подобрать линейных сотрудников.
Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.
Исполнителей для рутинных задач и менеджера-управляющего нужно искать по-разному.
Менеджера-исполнителя можно найти в телеграм-каналах по работе с маркетплейсами или в соцсетях. Обычно это начинающие специалисты — самоучки или те, кто прошли обучающие курсы.
Помощника можно найти среди предложений — менеджеры часто сами предлагают свои услуги — или самому разместить приглашение.
Менеджер-стратег. Менеджеров для стратегических решений лучше искать на карьерных ресурсах, например на HeadHunter. Можно составить вакансию с подробным описанием ожиданий от кандидата и получать резюме от соискателей, а еще посмотреть резюме кандидатов, которые уже есть на площадке.
«Опыт не так важен, как умение разобраться в задаче. Я бы скорее нанял сотрудника, который готов задавать вопросы или самостоятельно искать ответ, хотя бы в роликах на YouTube, если он чего-то не знает, чем того, кто просто хвастается своим опытом, но не умеет учиться новому. Мне кажется, важно то, как мыслит человек.
Если нужно нанять несколько менеджеров, я бы не сразу зафиксировал за каждым свои обязанности, а посмотрел бы несколько недель, кто с чем лучше справляется, чтобы более эффективно использовать его навыки».
Менеджер по продвижению бренда KARNA
Если у кандидата уже был опыт работы на маркетплейсах, нужно посмотреть его проекты — магазины, которыми он занимался. Можно предложить тестовое задание, например показать карточку товара и спросить, что в ней можно изменить или добавить. Хороший специалист не просто предложит изменения, но и объяснит, почему он хочет сделать именно так.
Оплата работы менеджера тоже будет отличаться в зависимости от задач и объема работы.
Менеджер-исполнитель. Если у вас немного задач для менеджера и они занимают всего пару часов в день, можно планировать 15 000—20 000 ₽ в месяц на выплаты исполнителю. При этом нужно быть готовым, что менеджер будет работать с несколькими заказчиками. Если работа сделана качественно и в срок, в этом нет ничего критичного, но, возможно, исполнитель не сможет оперативно заняться какими-то срочными задачами. Это нужно проговорить на старте сотрудничества.
Если задача менеджера только в том, чтобы заполнить карточки, можно договориться на поштучную оплату — небольшая сумма за каждую карточку. Сколько платить — вопрос переговоров, это может и 50 рублей за заполнение полей одной карточки, и 600 рублей, например, если в оформление входит инфографика.
Бывает, что работа рутинная и несложная, например отвечать на отзывы, но она может занимать весь рабочий день. Тогда нужен менеджер, который будет работать только у вас и которому вы будете платить фиксированную зарплату. То, сколько зарабатывает менеджер маркетплейсов, сильно зависит от региона проживания сотрудника.
Менеджер-стратег. Чаще всего это работник на полный день, потому что это фактически управляющий бизнеса. В вакансиях можно встретить зарплаты менеджера маркетплейсов 150 000—200 000 ₽ и выше.
С менеджером по маркетплейсам возможно несколько вариантов сотрудничества:
Разберем их подробнее.
Нанять в штат. Подходит, если специалист занимает у вас конкретную должность, работает определенное количество часов в день и получает фиксированную оплату в месяц.
Плюс для работодателя в том, что в рабочее время сотрудник должен быть на рабочем месте — в офисе или удаленно, так что работодатель знает, чем он занят, и может поставить новую задачу. Но сложностей много: нужно вести отчетность, предоставлять отпуска и больничные, а если результаты сотрудника не будут устраивать, уволить его будет непросто.
Заключить договор ГПХ. Подходит, если исполнитель нужен на конкретные задачи, например заполнить 1000 карточек или оформить 10 поставок. Такой договор легко расторгнуть, если что-то пойдет не так, и предприниматель не должен обеспечивать исполнителю никаких социальных гарантий.
Сотрудника на ГПХ сложнее контролировать — к примеру, он сам определяет свои часы работы. А если пытаться задать такому исполнителю рамки и требовать работать в определенном режиме, он может пожаловаться на нанимателя, и такие отношения определят как трудовые. Тогда работодатель получит штраф, а исполнителя придется нанимать как штатного сотрудника.
Работать с самозанятыми. Удобство для работодателя в том, что самозанятый исполнитель сам платит за себя налоги. Но самозанятые сами определяют свои часы работы, не должны подчиняться правилам компании или работать по графику — главное, чтобы был достигнут результат.
Вот еще несколько подробных статей, которые могут пригодиться:
Герой собрал 1,6 миллиона рублей, это втрое больше, чем планировал
Пошаговая инструкция, как создать электронные чеки с дополнительной информацией и отправлять их клиентам
Разобрались, от чего зависит место карточки в выдаче и как повлиять на то, чтобы ваш товар поднялся выше